Технологическая карта урока с использованием групповой технологии, ИКТ, проектно-исследовательской, проблемной. 2 курс
план-конспект урока
Технологическая карта урока с использованием групповой технологии, ИКТ, проектно-исследовательской, проблемной. 2 курс
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок. 2 курс
«Скорость химических реакций»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами ИКТ, выполнения практических заданий
Задачи:
Образовательная: способствовать закреплению теоретического материала о скорости химических реакций и единицах ее измерения. Показать значение ее в природе и человеческой деятельности; установить факторы, влияющие на скорость реакции. Углубить знания о катализаторах.
Развивающая: развивать у учащихся навыки управления своей учебной деятельностью; развитие самостоятельного мышления; совершенствовать практические навыки при выполнении лабораторных опытов; развивать умения выделять главное в изучаемом материале, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: формировать коммуникативные умения в ходе коллективной работы; развивать самостоятельность
Межпредметные связи: математика, физика, экология, литература
Внутрипредметные связи: классификация химических реакций, концентрация, катализатор, решение расчетных задач
Методы обучения
ФОПД: групповая, парная, индивидуальная
Средства обучения и контроля:
Мультимедийная презентация, инструкции для проведения химического эксперимента, штатив с пробирками, спиртовки, пробиркодержатель.
Реактивы: цинк, оксид меди, раствор серной кислоты, раствор соляной кислоты, раствор уксусной кислоты, вода, мел, пероксид водорода
Технологическая карта урока
Группа № 1.
Инструкция
Исследование влияния природы реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость протекания химической реакции взаимодействия цинка с растворами соляной и уксусной кислоты.
Оборудование и реактивы: раствор соляной кислоты, раствор уксусной кислоты Zn, пробирки.
Возьмите две пробирки и налейте в них по одному мл соляной и уксусной кислоты. В каждую пробирку добавьте кусочек цинка.
В какой пробирке реакция протекает быстрее? Почему?
Группа № 2.
Инструкция
Влияние поверхности соприкосновения реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость взаимодействия раствора уксусной кислоты с кусочком мела и порошком мела.
Оборудование и реактивы: раствор уксусной кислоты, кусочек мела и порошок мела, пробирки.
Налейте в 2 пробирки уксусной кислоты.
Добавьте в 1 пробирку кусочек мела, во 2 пробирку порошок мела.
Как зависит скорость реакции от площади соприкосновения веществ?
Группа № 3
Инструкция
Влияние концентрации реагирующих веществ на скорость химической реакции.
Цель: изучить зависимость скорости взаимодействия растворов соляной кислоты разной концентрации с Zn.
Оборудование и реактивы: раствор HCl, Zn, H2O.
В две пробирки налейте раствор HCl: в первую - 2мл, во вторую - 1мл. Во вторую пробирку долейте воды до 2 мл. В каждую пробирку поместите одинаковые гранулы Zn.
В какой пробирке реакция идет быстрее?Как влияет концентрация реагирующих веществ на скорость реакции? Почему?
Группа № 4
Инструкция
Влияние температуры на скорость химической реакции.
Цель: сравнить скорость химической реакции взаимодействия CuO и H2SO4 при разной температуре.
Оборудование и реактивы: CuO, H2SO4, спиртовка, пробирки.
В две пробирки насыпьте немного порошка CuO, добавьте 2 мл раствора H2SO4 . Первую пробирку поставьте в штатив, вторую нагрейте в пламени спиртовки. По изменению окраски раствора сделайте вывод о скорости протекания химической реакции.
Группа № 5
Инструкция
Влияние катализатора на скорость химической реакции.
Цель: рассмотреть влияние катализаторов MnO2 на скорость разложения перекиси водорода.
Оборудование и реактивы: раствор H2O2, MnO2, пробирки, спиртовка, лучинка.
Вспомните, какие вещества называют катализаторами?
В пробирку налейте раствор H2O2. Что наблюдаете? Добавьте в пробирку немного порошка MnO2. Внесите в пробирку тлеющую личинку. Какой газ выделяется? Сравните скорость разложения H2O2при разных условиях.
Притча «Восемнадцатый верблюд» (для объяснения роли катализатора)
(очень древняя арабская притча)
Жил когда-то на Востоке человек, который разводил верблюдов. Всю жизнь он работал, а когда состарился, то позвал к себе сыновей и сказал:
«Дети мои! Я стал стар и немощен и скоро умру. После моей смерти разделите оставшихся верблюдов так, как я вам скажу. Ты, старший сын, работал больше всех — возьми себе половину верблюдов. Ты, средний сын, только начал мне помогать — возьми себе третью часть. А ты, младший, возьми девятую часть».
Прошло время, и старик умер. Тогда сыновья решили разделить наследство так, как завещал им отец. Они выгнали стадо на большое поле, пересчитали, и оказалось, что в стаде всего семнадцать верблюдов. И нельзя было разделить их ни на 2, ни на 3, ни на 9! Что было делать — никто не знал. Стали сыновья спорить, и каждый предлагал своё решение. И они уже устали спорить, но так и не пришли к общему решению.
В это время ехал мимо путник на своём верблюде. Услышав крик и спор, он спросил: «Что случилось?»
И сыновья рассказали о своей беде. Путник слез с верблюда, пустил его в стадо и сказал: «А теперь разделите верблюдов, как велел отец».
И так как верблюдов стало 18, то старший сын взял себе половину, то есть 9, средний — треть, то есть 6 верблюдов, а младший девятую часть, то есть двух верблюдов. И когда они разделили таким образом стадо, в поле остался ещё один верблюд, потому что 9+6+2 равно 17.
А путник сел на своего верблюда и поехал дальше.
Тест «Скорость химической реакции»
Вариант 1.
1. Скорость химической реакции характеризует:
1) движение молекул или ионов реагирующих веществ относительно друг друга
2) время, за которое заканчивается химическая реакция
3) число структурных единиц вещества, вступивших в химическую реакцию
4) изменение количеств веществ за единицу времени в единице объема
2. При повышении температуры реагирующих веществ скорость химической реакции:
1) уменьшается
2) увеличивается
3) не изменяется
4) изменяется периодически
3.При повышении площади поверхности соприкосновения реагирующих веществ скорость химической реакции:
1) уменьшается
2) увеличивается
3) не изменяется
4) изменяется периодически
4. При повышении концентрации реагирующих веществ скорость химической реакции:
1) уменьшается
2) увеличивается
3) не изменяется
4) изменяется периодически
5. Для увеличения скорости химической реакции
2CuS(тв.) + 3O2(г.) = 2CuO(тв.) + 2SO2(г.) + Q необходимо:
1) увеличить концентрацию SО2
2) уменьшить концентрацию SО2
3) уменьшить температуру
4) увеличить степень измельчения CuS
6. При обычных условиях с наименьшей скоростью происходит взаимодействие между:
1) Fe и O2
2) Cu и O2
3) Zn и HCl (10%-й р-р)
4) Mg и HCl (10%-й р-р)
7. При увеличении температуры от 10 до 30 °С скорость реакции, температурный коэффициент которой = 3:
1) возрастает в 3 раза
2) возрастает в 9 раз
3) уменьшается в 3 раза
4) уменьшается в 9 раз
Тест «Скорость химической реакции»
Вариант 2.
1. Скорость химической реакции характеризует:
1) движение молекул или ионов реагирующих веществ относительно друг друга
2) изменение количеств веществ за единицу времени в единице объема
3) число структурных единиц вещества, вступивших в химическую реакцию
4) время, за которое заканчивается химическая реакция
2. На скорость химической реакции между серной кислотой и железом не влияет:
1) Концентрация кислоты
2) Измельчение железа
3) Температура реакционной смеси
4) Увеличение давления
3. В течение одной минуты выделится больше водорода, если для реакции использовать:
1) Zn(гранулы) и CH3COOH (10%-й раствор)
2) Zn(гранулы) и HCl (10%-й раствор)
3) Zn(порошок) и HCl (10%-й раствор)
4) Zn(порошок) и CH3COOH (10%-й раствор)
4. Какой из факторов не оказывает влияния на скорость химической реакции в растворах?
1) Объем реакционного сосуда
2) Использование катализатора
3) Использование ингибитора
4) Концентрация веществ
5. Быстрее при комнатной температуре будет протекать реакция между 10% раствором соляной кислоты и:
1) Цинком в гранулах
2) Большим куском цинка
3) Цинком, покрытым медью
4) Цинком в порошке
6.От чего не зависит скорость химической реакции?
1) от температуры
2) от катализаторов
3) от природы реагирующих веществ
4) зависит от всех перечисленных факторов
7. Для реакции были взяты вещества при температуре 400С, а затем их нагрели до 700С. Как изменится скорость химической реакции, если температурный коэффициент её равен 2?
1) возрастает в 6 раз
2) возрастает в 8 раз
3) уменьшается в 6 раз
4) уменьшается в 8 раз
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока с использованием электронных образовательных ресурсов
Технологическая карта урока с использованием электронных образовательных ресурсов. составлена к уроку в 11 классе по информатике и ИКТ. тема урока: «Условная функция и логические выражения...
«Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР»
Итоговый квалификационный проект по курсу«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»Тема: «Разработка технологической карты урока окружающего мира с использование...
Технологическая карта урока : " Использование индивидуальных средств защиты".
Необходимость использования индивидуальных средств защиты при применении ОМП. Правильные действия при оказании первой помощи пострадавшим, при необходимости искусственной вентиляции легких и непрямого...
Статья "Использование технологических карт урока"
В разработке представлен комплект технологических карт для учебной дисциплины "Материаловедение"....
Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии. Тема "Фирма в экономике".
Технологическая карта урока по дисциплине "Основы экономики, менеджмента и маркетинга" с применением технологии обучение в сотрудничестве и кейс-технологии....
Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"
В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...
Технологическая карта методического мероприятия "Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе"
Материал содержит сценарий / технологическую карту методического мероприятия для преподавателей в рамках методического плана образовательной организации на тему "Использование современных образов...