Технологическая карта урока : " Использование индивидуальных средств защиты".
план-конспект занятия
Необходимость использования индивидуальных средств защиты при применении ОМП. Правильные действия при оказании первой помощи пострадавшим, при необходимости искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2017_tehnologich.karta_uroka.doc | 529 КБ |
_tehnologicheskaya_karta_urokapo_okazaniyu_pmp.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики нижегородской области
государственное бюджетное профессиональное образование
«Борский Губернский колледж».
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УР
Т .С.Филонова
Технологическая карта
урока ОБЖ
«Средства индивидуальной защиты органов дыхания»
(1 курс)
Кокоулин Сергей Сергеевич,
преподаватель ОБЖ
Тема урока: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания »
Цели занятия:
Обучающая: изучить основные средства индивидуальной защиты органов дыхания , их предназначение и правила пользования.
Развивающая: развивать навыки пользования индивидуальными средствами защиты органов дыхания .
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная.
Используемые ресурсы:
- текст тестовой проверочной работы (приложение 2);
- противогазы;
- респираторы;
- учебник.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- усвоение понятия «средства индивидуальной защиты», их классификацию, ознакомить с составными частями противогаза и алгоритмом его использования, а также ознакомиться с другими средствами индивидуальной защиты органов дыхания ;
- умение работать с учебной литературой;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
УУД:
Личностные: Раскрыть значимость знаний о СИЗ; осознание необходимости знаний об их использовании.
Регулятивные: Вырабатывать алгоритмы поведения использования СИЗ при угрозе и во время ЧС.
Познавательные: Изучать виды СИЗ органов дыхания, правила их использования.
Коммуникативные: развитие навыка коллективной работы, формирование навыков сотрудничества, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.
1. Cредства защиты органов дыхания.
Содержание | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент (2 минуты) | ||
Объявление темы и плана урока | Настраивает обучающихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности. Сообщает тему урока. Раскрывает цели учебного занятия. Сообщает о значимости содержания урока. - Как вам уже известно, одной из задач ГО является обеспечение населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Об этих средствах мы сегодня и поговорим. Тема сегодняшнего урока «Средства индивидуальной защиты органов дыхания» (слайд 1). | Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Записывают тему урока в тетрадь. |
II. Изучение нового материала (25 минут) | ||
Фронтальная работа | Объясняет новую тему с использованием наглядных пособий. - Средства индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) - это специально разработанные технические устройства, которые обеспечивают защиту органов дыхания и тела от вредного воздействия аварийно химически опасные вещества (АХОВ), радиоактивные вещества (РВ), отравляющие вещества (ОВ). СИЗОД подразделяется на два основных вида: СИЗ органов дыхания фильтрующего действия и СИЗ органов дыхания изолирующего типа (слайд 2). К СИЗОД изолирующего типа относятся: - автономные дыхательные аппараты, обеспечивающие органы дыхания человека дыхательной смесью из баллонов со сжатым воздухом или сжатым кислородом, либо за счет регенерации кислорода с помощью кислородсодержащих продуктов; - шланговые дыхательные аппараты, с помощью которых чистый воздух подается к органам дыхания по шлангу от воздуходувок или компрессорных магистралей. Средства изолирующего тира способны обеспечивать органы дыхания человека необходимым количеством свежего воздуха независимо от состава окружающей атмосферы К СИЗОД фильтрующего действия относятся: - противогазы; - респираторы; - ватно-марлевые повязки; - противопыльные тканевые маски (ПТМ-1). В фильтрующих аппаратах воздух из окружающей среды проходит через набор фильтров, после чего подается к органам дыхания (слайд 4). К простейшим СИЗ органов дыхания относят противопыльную тканевую маску (ПТМ-1) и ватно-марлевую повязку. Эти средства вполне надежно защищают органы дыхания от радиоактивной пыли, вредных аэрозолей и бактериальных средств. Маска ПТМ-1 изготавливается из 4-5 слоев ткани по специальным выкройкам . Гораздо легче и быстрее изготовить ватно-марлевую повязку: берут кусок марли размером 100 на 50 см; на его середину кладут ровный слой ваты размером 30 на 20 см и толщиной примерно 2 см; марлю с обеих сторон загибают, закрывая ею вату; свободные от ваты концы марли надрезают посредине ножницами так, чтобы образовались две пары завязок; разрезанные концы повязки завязываются: сначала верхние - на затылке за ушами, затем нижние - на темени. Для защиты глаз используют специальные противопыльные очки . Защитные свойства ПТМ-1, ВМП и подручных средств можно повысить в 2-3 раза, смочив их водой или специальным раствором. Для защиты органов дыхания от вредных газов, паров, аэрозолей и пыли применяют респираторы. Респиратор по своей сути есть индивидуальное средство защиты органов дыхания от вредных веществ, содержащихся в воздухе. Они широко применяются в рудниках, шахтах, на химических и металлургических предприятиях, атомных электростанциях, при работе с удобрениями и ядохимикатами в сельском хозяйстве (слайд 7). Наиболее надежным средством защиты органов дыхания является противогаз . Главное предназначение гражданских противогазов — защита органов дыхания от отравляющих и радиоактивных веществ в случае применения оружия массового поражения. Изначально они создавались на случай войны, и в стране их накоплено в таком количестве, которого вполне достаточно, чтобы обеспечить все население. Для дыхания в противогазе используется наружный зараженный воздух, который очищается от вредных примесей, проходя через фильтрующе-поглощающую коробку. В шлем-маску противогаза поступает уже очищенный воздух. Выдыхаемый воздух выводится из шлема-маски наружу через специальный клапан . Для определения размера шлема-маски ГП-5 достаточно мерной лентой измерить голову только по замкнутой линии, проходящей через макушку, подбородок и щеки, и определить ее размер по таблице . Последовательность проверки исправности противогаза: вынуть противогаз из сумки; проверить целостность шлема-маски и стекол очков; осмотреть газовую коробку: нет ли на ней вмятин, пробоин, ржавчины, проверить наличие и состояние клапанов для вдоха и выдоха. После внешнего осмотра нужно собрать противогаз и проверить его герметичность. Для этого надеть шлем-маску, закрыть отверстие коробки резиновой пробкой или зажать ладонью и сделать глубокий вдох. Если при этом воздух не проходит под шлем-маску, то противогаз исправен. При обнаружении неисправностей и некомплектности противогаза его заменяют исправным. Ношение фильтрующего противогаза осуществляется в трех положениях: «походное», «наготове» и «боевое» (слайд 11). В «походном» положении противогаз носится при отсутствии угрозы нападения противника через правое плечо на левом боку. В положение «наготове» противогаз переводится при непосредственной угрозе ядерного, химического и бактериологического нападения. Для этого противогаз необходимо передвинуть вперед, расстегнуть клапан противогазовой сумки, закрепить противогаз на туловище с помощью тесьмы. Надевается противогаз («боевое» положение) заблаговременно по распоряжению старшего начальника или немедленно по сигналам «Радиационная опасность», «Химическая тревога» или по команде «Газы», а также самостоятельно при обнаружении применения противником химического и бактериологического оружия и выпадении радиоактивных веществ. Для того чтобы надеть противогаз, необходимо:
Надев противогаз, необходимо следить за своим дыханием: дышать ровно и глубоко. Противогаз снимается по команде «Противогаз снять!». Для этого надо приподнять одной рукой головной убор, взяться другой за клапанную коробку, слегка оттянуть шлем-маску вниз и движением вперед и вверх снять ее, надеть головной убор, вывернуть шлем-маску, тщательно протереть ее и уложить в сумку. При незначительном разрыве шлема-маски необходимо плотно зажать пальцами или ладонью разорванное место. Если на лицевой части имеются значительные повреждения (большой разрыв, проколы шлема-маски, повреждение стекол очков или выдыхательного клапана), то необходимо задержать дыхание, закрыть глаза, снять шлем-маску, отсоединить противогазовую коробку от лицевой части, взять горловину противогазовой коробки в рот, зажать нос и, не открывая глаз, продолжать дышать через коробку. | Слушают объяснения учителя. Записывают классификацию в тетрадь. Записывают в тетради правила одевания/снятия противогаза. |
III. Применение полученных знаний (35 минут) | ||
Практическая часть | Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. - А сейчас практическое задание - тренировка одевания противогаза. | Применяют полученные знания для выполнения практического задания. |
IV. Закрепление нового материала (15 минут) | ||
Проверочная работа | Организует деятельность обучающихся по закреплению новых знаний. Для того чтобы проверить свои знания и закрепить изученный материал, вам предстоит выполнить тестовую работу. Работа выполняется индивидуально. В первой строке таблицы записаны номера вопросов, во второй строке вам необходимо поставить букву, под которой, вы считаете, на вопрос дан правильный ответ. | Выполняют тестовую работу. |
V. Рефлексия. Подведение итогов урока (10 минуты) | ||
Выводы по уроку | Совместно с обучающимися подводит итог урока. Оценивает деятельность обучающихся. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Обмениваются мнениями. |
VI. Домашнее задание (3 минуты) | ||
Домашнее задание: повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным конспектом и учебником (Раздел I §8.3). | Записывают домашнее задание. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Тест по теме: «Средства индивидуальной защиты органов дыхания и тела»
ФИ обучающегося ______________________________________________
Класс __________
1. Укажите число размеров гражданского противогаза (ГП-5).
а) 4 б) 3 в) 6 г) 5
2. Найдите среди приведенных названий средства индивидуальной защиты органов дыхания те, которые являются самыми эффективными как по полноте защиты, так и по ее длительности
а) противогазы б) противопыльные тканевые маски в) ватно-марлевые повязки г) респираторы
3. К лицевой части противогаза ГП-5 относятся: резиновая шлем-маска с очковыми узлами и обтекателями и …
а) клапанная коробка б) фильтрующе-поглощающая коробка в) клапан выдоха г) клапан вдоха
4. Дополните фразу: Ватно-марлевые повязки применять для защиты от отравляющих веществ …………
а) нельзя б) можно
5.Назовите часть противогаза, в которой происходит очистка воздуха, поступающего в органы дыхания.
а) очковый узел б) фильтрующе-поглощающая коробка в) клапанная коробка г) клапан вдоха
6.Противогаз был изобретен в 1915 году русским химиком…
а) Г. Головиным б) Н. Зелинским
в) Д. Менделеевым г) М. Луховицким
7. Противогаз ГП-5 не защищает органы дыхания от…
а) угарного газа б) кожно - нарывных ОВ
в) нервно-паралитических ОВ г) удушающих ОВ
Воп-рос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ |
- 2. Назначение, устройство, подбор защитного плаща, чулок, перчаток.
- 1.1. Назначение ОЗК
Общевойсковой защитный комплект (ОЗК) в сочетании с фильтрующими СИЗК предназначен для защиты кожных покровов личного состава от ОВ, РП, БС, а также для снижения заражения обмундирования, снаряжения, обуви и индивидуального оружия.
При заблаговременном надевании ОЗК повышает уровень защищенности кожных покровов от СИЯВ, огнесмесей и открытого пламени, а также ослабляет разрушающее действие термических факторов на расположенные под ним предметы экипировки.
Общевойсковой защитный комплект является средством защиты периодического ношения. При заражении ОВ, РП или БС ОЗК подвергают специальной обработке и используют многократно.
Общевойсковой защитный комплект комплектуют в подразделениях.
Защитные плащи ОП-1М с чехлами, чулки, перчатки, чехлы для чулок и перчаток заказывают и поставляют на склады и в подразделения раздельно.
- 1.2. Устройство ОЗК
В комплект защитного плаща ОП-1М входят:
- плащ;
- чехол для плаща;
- держатели плаща (2 шт.);
- шпеньки (19 шт.);
- закрепки (4 шт.).
1 – защитный плащ ОП-1М; 2 - затяжник; 3 – петля спинки; 4 и 7 - рамки стальные; 5 – петля для большого пальца руки; 6 и 10 – .закрепки; 8 – центральный шпенек; 9 – хлястик; 11 – держатели плаща; 12 – чехол для защитного плаща ОП-1М; 13 – чехол для защитных чулок и перчаток; 14 – защитные чулки; 15 – защитные перчатки БЛ-1М; 16 – утеплительные вкладыши к защитным перчаткам Б3-1M; 17 – защитные перчатки | Шпеньки и закрепки для каждого плаща упакованы в мешочек из марли. Для обеспечения герметичности и удобства пользования низки рукавов стянуты резинками. Размеры капюшона регулируют затяжником. Фиксацию рукавов осуществляют петлями, надеваемыми на большие пальцы рук. Для застегивания плаща имеются шпеньки. Рамки стальные. Центральный шпенек, держатели плаща, закрепки и хлястики с резинками предназначены для надевания плаща в виде комбинезона. На левом рукаве внизу имеется карман для хранения запасных шпеньков и закрепок. Плащ изготовляют из прорезиненной ткани. Он может быть использован также для защиты от непогоды. Чехол плаща предназначен для хранения, ношения и быстрого перевода плаща в «боевое» положение в виде накидки. Чехол изготовляют из ткани. На чехле имеются:
|
Концы хлястиков соединены тесьмой для раскрытия чехла при переводе плаща в «боевое» положение.
В комплект защитных чулок входят:
- чулки (1 пара);
- шпеньки (6 шт.);
- тесьма (2 шт.).
Шпеньки закреплены на отрезке прорезиненной ткани. Для крепления чулок на ногах используют хлястики и тесьму. Голенища чулок изготовляю из прорезиненной ткани, осоюзки – из резины.
В общевойсковом защитном комплекте используют защитные перчатки двух видов:
- летние БЛ-1М;
- зимние Б3-1М.
Летние перчатки пятипалые, зимние – двупалые. Перчатки изготовляют из резины. В комплект зимних перчаток входят утеплительные вкладыши.
Для ношения чулок и перчаток в положениях «походном и «наготове» используют чехол из ткани.
- 1.3. Подбор защитного плаща, чулок, перчаток
Подбор плащей проводят по росту военнослужащего:
- первый рост – для военнослужащих ростом до 166 см;
- второй – от 106 до 172 см;
- третий – от 172 до 178 см;
- четвертый – от 178 до 184 см и выше.
Порядок подготовки плаща, не бывшего в носке, после его получения:
- вставить шпеньки в держатели шпеньков;
- привязать двойным узлом держатели плаща короткой частью к петлям плаща на горловине с изнанки;
- привязать закрепки к держателю;
- держатель закрепки ввести в прорезь закрепки, затем закрепку продеть через петлю на конце держателя и затянуть;
- вставить запасные шпеньки в отверстия кармана на левом рукаве (в плащах старой конструкции – в карман под проймой правого рукава на изнаночной стороне);
- запасную закрепку закрепить одним из запасных шпеньков;
- надеть плащ в рукава, противогаз и стальной шлем;
- надеть капюшон на стальной шлем и застегнуть два верхних шпенька плаща;
- с оказанием взаимопомощи закрепить в нужном положении затяжник;
- снять плащ, стальной шлем и противогаз;
- вставить два шпенька в держатели шпеньков чехла;
- нанести знаки воинского различия;
- уложить плащ в чехол.
Подбор чулок проводят по размеру обуви:
- первый рост – для обуви (сапоги, ботинки) до 40-го размера;
- второй рост – для 42-го размера;
- третий рост – для 43-го размера и больше.
Для зимней обуви (валенки, унты) чулки подбирают на один размер больше, чем для летней обуви.
Порядок подготовки чулок, не бывших в носке:
- вставить шпеньки в держатели;
- привязать тесьму двойным узлом к петле в верхней части голенища;
- уложить чулки в чехол, свернув каждый чулок отдельно в скатку, начиная с осоюзки;
- застегнуть чехол.
Подбор перчаток
| Подбор перчаток проводят по результатам измерения обхват ладони на уровне пятого пястно-фалангового сустава: для БЛ-1М
для Б3-1М
Порядок подготовки перчаток:
|
- осмотреть перчатку в поддутом состоянии;
- то же проделать со второй перчаткой;
- уложить перчатки в чехол под чулки, предварительно вывернув краги наружу (на кистевую часть перчаток);
- застегнуть чехол.
- 2. Надевание, снимание, укладка и переноска общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
- 2.1. Надевание общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
Защитный плащ ОП-1М в «боевом» положении используют в виде накидки, надетым в рукава и в виде комбинезона. В виде накидки плащ используют при внезапном применении противником ТХ, БА и напалма.
Плащ надевают в виде накидки по сигналу «Химическая тревога», по команде голосом «Газы, плащи» или самостоятельно по первым недостоверным признакам применения противником химического или биологического оружия. В этих случаях личному составу, находящемуся вне укрытий, необходимо закрыть глаза и задержать дыхание, положить оружие; снять защитный шлем и головной убор; надеть противогаз, сделать выдох, открыть глаза и возобновить дыхание, раскрыть чехол плаща, дернув тесемку вверх (при ношении плаща без чехла для его раскрытия расстегнуть затяжник капюшона на скатке); отвести руки назад и, взявшись за полы, накинуть плащ на плечи; надеть капюшон на голову; запахнуть полы плаща; присесть или прилечь и прикрыть плащом обмундирование, обувь, головной убор, защитный шлем и оружие для предохранения их от заражения. Если плащ размещен на грунте в развернутом состоянии, то необходимо взять его обеими руками за верхнюю часть и надеть в виде накидки, перебросив взмахом через голову, немедленно использовать пакет ИПП. После прохождения первичного облака необходимо: сбросить зараженный плащ; надеть защитный шлем; вынуть из чехла, надеть и закрепить чулки; вынуть из чехла перчатки; остатками раствора из пакета ИПП повторно обработать кисти рук и надеть перчатки. При появлении первых признаков поражения VХ, зарином (зоманом) ввести средство при отравлении ФОВ из аптечки индивидуальной.
При передвижении в открытых транспортных средствах для надевания плаща по возможности делают остановку.
Заблаговременное надевание ОЗК (плащ в рукава) на незараженной местности проводят по команде «Плащ в рукава, чулки, перчатки надеть. Газы». Для этого необходимо: положить оружие, надеть чулки, застегнуть хлястики и завязать обе тесьмы на поясном ремне; надеть защитный шлем; вынуть из чехла и надеть перчатки; раскрыть чехол плаща, дернув тесьму вверх; надеть плащ в рукава, при этом петли на низках рукавов надеть на большие пальцы поверх перчаток; надеть капюшон на защитный шлем и застегнуть плащ; взять оружие.
Защитный комплект в виде комбинезона надевают на незараженной местности, в укрытии, сооружении по команде «Защитный костюм надеть. Газы». По этой команде необходимо: положить оружие; снять сумку с противогазом, снаряжение, защитный шлем, головной убор; снять очки и респиратор, если они были надеты; снять плащ в чехле и положить на землю; надеть чулки, застегнуть хлястики и завязать тесьму на брючном ремне, раскрыть чехол плаща и, взявшись за держатели, занести плащ с чехлом за спину так, чтобы чехол находился на спине под плащом; надеть плащ в рукава; продеть концы держателей в рамки внизу плаща и закрепить в рамках держателей; застегнуть центральные отверстия на центральный шпенек сначала правой, а затем левой полой плаща и закрепить их закрепкой; застегнуть полы плаща на шпеньки так, чтобы левая пола обхватывала левую ногу, а правая - правую; держатели двух шпеньков, расположенные ниже центрального шпенька, закрепить закрепками; застегнуть боковые хлястики плаща на шпеньки, обернув их предварительно вокруг ног под коленями; застегнуть полы плаща, оставив незастегнутыми два верхних шпенька; надеть поверх плаща полевое снаряжение и сумку для противогаза; перевести в «боевое» положение противогаз; надеть и застегнуть подшлемник, заправив его под куртку; надеть головной убор и защитный шлем; надеть капюшон плаща на защитный шлем; застегнуть два верхних шпенька; завернуть рукава плаща; достать из чехла и надеть перчатки; опустить низки рукавов плаща на краги перчаток, надев петли на большие пальцы.
В зонах заражения парами ТХ общевойсковой защитный комплект надевают в виде комбинезона с тем отличием, что противогаз находятся в положении «Газы» и остаются в таком положении во время надевания комплекта.
- 2.2. Снимание общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
Для снятия зараженного плаща, надетого в виде накидки, необходимо: повернуться лицом к ветру и положить или поставить оружие; при использовании плаща с чехлом - развязать держатели плаща, удерживая их руками, и вытащить их из рамок чехла; приподнять плащ за держатели вверх и сбросить назад так, чтобы зараженная сторона была обращена вниз; при использовании плаща без чехла - сбросить капюшон с головы, отвязать держатели плаща от поясного ремня, приподнять плащ вверх и сбросить назад. При передвижении на открытых транспортных средствах личный состав снимает плащи после остановки и высадки.
Снятие зараженного ТХ или БА ОЗК при ношении плаща, надетого в рукава, проводят при отсутствии возможности его дегазации и дезинфекции на личном составе табельными средствами.
Для снятия ОЗК подают команду «Защитный комплект снять». При снятии ОЗК обращать внимание на то, чтобы открытыми участками тела не касаться его внешней (зараженной) стороны.
Для снятия зараженного ОЗК вне зоны заражения необходимо: повернуться лицом к ветру; расстегнуть полы плаща, хлястики чулок и снять петли с больших пальцев рук; откинуть капюшон с головы за спину; опустить обшлага рукавов на кисти и вынуть руки из рукавов плаща (за спиной); не снимая перчаток, развязать держатели плаща и вытащить их из рамок чехла, приподнять плащ за держатели вверх и сбросить назад; при необходимости провести дегазацию рецептурой ИДП-1 оружия, защитного шлема, ПК противогаза, футляра для очков; отвязать тесемки чулок от поясного ремня, а затем, поочередно наступая носком одной ноги на пяточную часть осоюзки чулка другой ноги, вытащить ноги из чулок до половины и стряхиванием снять чулки; отойти от снятых зараженных СИЗК в наветренную сторону; после действия в зоне заражения ТХ обработать обмундирование, снаряжение, сумку для противогаза и обувь пакетом ДПП (ДПС-1); снять перчатки и противогаз.
Снятие зараженного ТХ или БА общевойскового защитного комплекта надетого в виде комбинезона, производят по команде «Защитный костюм снять».
По этой команде необходимо: повернуться лицом к ветру; снять сумку для противогаза; снять снаряжение; отстегнуть закрепки, расстегнув полы плаща и хлястики чулок; снять петли с больших пальцев рук; откинуть капюшон с головы на спину; освободить держатели из стальных рамок; вытащить руки из рукавов плаща (за спиной) не снимая перчаток; приподнять плащ за держатели вверх и сбросить назад; отвязать тесемки чулок от брючного ремня, а затем, поочередно наступая носком одной ноги на пяточную часть осоюзки чулка другой ноги, вытащить ноги из чулок до половины и стряхиванием снять чулок. После действий в зонах заражения ТХ обработать снаряжение, сумку для противогаза и обувь рецептурой пакета ДПП (ДПС-1), снять перчатки, снять противогаз. После действий в зонах заражения БА противогаз снимают при полной санитарной обработке личного состава.
Средства индивидуальной защиты, зараженные ТХ и БА, складывают в специальные мешки и отправляют на специальную обработку (Приложение 11).
2.3. Укладка общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
Порядок укладки плаща в чехол:
- расстелить чехол на ровной поверхности наружной стороной вверх, держатели плаща пропустить через прорези в хлястиках чехла;
- полы и спинку сложить продольными складками так, чтобы габариты плаща по ширине не превышали 30 см (рис. а);
- уложить плащ, начиная снизу, гармошкой (с шириной складок 15–20 см) на чехол и отвернуть капюшон на плащ (рис. б);
- завернуть боковые стороны чехла, скатать плащ вместе с чехлом и застегнуть хлястики чехла (рис. в).
|
При отсутствии чехла плащ, свернутый в скатку, носят на спине с перекинутыми через плечи и закрепленными на поясном ремне держателями.
Укладка плаща в виде скатки:
- расстелить плащ наружной стороной вверх;
- сложить раздельно обе полы продольными складками так, чтобы габариты плаща по ширине не превышали 30 см;
- свернуть в скатку, начиная от низа плаща до капюшона;
- повернуть капюшон затяжником и стальными рамками наружу;
- затяжник капюшона обвести вокруг скатки и закрепить в стальных рамках капюшона.
2.4. Переноска общевойскового защитного комплекта (ОЗК).
Общевойсковой защитный комплект переносится в положении «походном» и «наготове».
В «походном» положении при действии личного состава в пешем порядке плащ переносят в чехле за спиной, защитные чулки и перчатки – в чехле на поясном ремне. При действиях личного состава в закрытых подвижных объектах вооружения и боевой техники, в фортификационных сооружениях ОЗК может быть снят и уложен в месте, указанном командиром.
Плащ за спиной в «походном» положении закрепляют поверх снаряжения с оказанием взаимопомощи.
При отсутствии чехла плащ, свернутый в скатку, носят на спине с перекинутыми через плечи и закрепленными на поясном ремне держателями.
Порядок перевода плаща в положение «походное»:
- продеть каждый из держателей плаща через рамки чехла, не закрепляя в них держатели;
- в образовавшиеся лямки с помощью другого военнослужащего продеть руки так, чтобы рамки чехла оказались внизу, а хлястики – вверху и снаружи, затянуть держатели и прочно завязать их на груди развеивающимся узлом;
- пропустить тесьму для раскрытия чехла поверх левого плеча и привязать ее к левому держателю плаща или к плечевой лямке снаряжения;
- надеть сумку с противогазом так, чтобы плечевая лямка сумки была расположена поверх держателей плаща.
При отсутствии чехла плащ, свернутый в скатку, носят на спине с перекинутыми через плечи и закрепленными на поясном ремне держателями.
Перед спешиванием для атаки переднего края противника, при действиях вблизи (5–10 м) от подвижных объектов закрытого типа, укрытий, блиндажей, перекрытых участков траншей ОЗК могут быть сняты и размещены в местах, указанных командиром.
В положение «наготове» ОЗК переводят в случаях, когда это не затрудняет действия личного состава.
Порядок перевода плаща в положение «наготове»:
- расстегивают чехол (скатку) плаща ОП-1М и распускают его за спиной;
- чехол с чулками и перчатками, по возможности, размещают непосредственно за сумкой с магазинами, расстегивают клапан чехла.
При инженерном оборудовании местности и других работах, не связанных с перемещением личного состава на расстояние более 10 м от места работы, плащ ОП-1М может быть предварительно развернут и уложен на грунт изнаночной стороной вниз.
- 3. Обучение выполнению нормативов № 4 и сниманию общевойскового защитного комплекта.
№ норм. | Наименование | Условия | Категория | Оценка по времени | ||
«отл.» | «хор.» | «уд.» | ||||
4 | Надевание общевойскового защитного комплекта и противогаза | Обучаемые в составе подразделения ведут боевые действия, находятся в районе расположения, в укрытиях или закрытых машинах. Средства защиты в «походном» положении при обучаемых. По команде «Плащ в рукава, чулки, перчатки – НАДЕТЬ», «ГАЗЫ» обучаемые надевают защитный комплект в виде плаща, при этом необходимо: положить оружие; надеть защитные чулки, застегнуть хлястики и завязать обе тесьмы на поясном ремне; раскрыть чехол плаща и надеть его в рукава; перевести противогаз в «боевое» положение; надеть капюшон и застегнуть плащ; надеть перчатки; взять оружие «на ремень». |
№ норм. | Наименование | Условия | Категория | Оценка по времени | ||
«отл.» | «хор.» | «уд.» | ||||
При действиях на машинах обучаемые выстраиваются около них: | ||||||
| Военнослужащие | 3 мин | 3 мин 20с | 4 мин | ||
Отделение, взвод | 3 мин 30с | 3 мин 50с | 4 мин 30с | |||
Рота (группа, батарея) | 4 мин | 4 мин 20с | 5 мин 10с | |||
| Военнослужащие | 4 мин 30с | 5 мин | 6 мин | ||
Отделение, взвод | 5 мин 10с | 5 мин 40с | 6 мин 40с | |||
Рота (группа, батарея) | 5 мин 40с | 6 мин 10с | 7 мин 20с | |||
По команде «Защитный костюм – НАДЕТЬ», «ГАЗЫ» обучаемые надевают защитный комплект в виде комбинезона, при этом необходимо: положить оружие; снять сумку с противогазом, снаряжение, защитный шлем, головной убор; снять плащ в чехле и положить на землю; надеть защитные чулки, застегнуть хлястики и завязать обе тесьмы на поясном ремне; раскрыть чехол плаща и надеть его в рукава, продеть держатели в рамки и закрепить их; застегнуть центральные отверстия на центральный шпенёк и закрепить его закрепкой; застегнуть нижние полы плаща и закрепить держатели двух шпеньков, расположенных ниже центрального, закрепками; застегнуть верхние полы плаща и надеть поверх плаща снаряжение и сумку с противогазом; перевести противогаз в «боевое» положение и надеть головной убор и стальной шлем; застегнуть два верхних шпенька; надеть капюшон и перчатки. При действиях на машинах обучаемые выстраиваются около них: |
№ норм. | Наименование | Условия | Категория | Оценка по времени | ||
«отл.» | «хор.» | «уд.» | ||||
| Военнослужащие | 4 мин 35с | 5 мин | 6 мин | ||
Отделение, взвод | 4 мин 45с | 5 мин 10с | 6 мин 10с | |||
Рота (группа, батарея) | 4 мин 50с | 5 мин 20с | 6 мин 20с | |||
| Военнослужащие | 7 мин | 7 мин 40с | 9 мин 10с | ||
Отделение, взвод | 8 мин | 8 мин 40с | 10 мин 30с | |||
Рота (группа, батарея) | 8 мин 50с | 9 мин 40с | 12 мин | |||
Время выполнения норматива отсчитывается от подачи команды до полного надевания общевойскового защитного комплекта на открытой местности и до выхода обучаемых из машин (укрытий). Ошибки, снижающие оценку на один балл:
|
№ норм. | Наименование | Условия | Категория | Оценка по времени | ||
«отл.» | «хор.» | «уд.» | ||||
Ошибки, снижающие оценку до «неудовлетворительно»:
|
Порядок снимания защитного комплекта см. п. 2.2.
Прием или действие вначале показывается в целом и в нормальном темпе и ритме. Затем показ производится по частям в замедленном темпе и сопровождается кратким объяснением для того, чтобы обучаемые точно восприняли и правильно усвоили показанный прием или действие. Во всех случаях показ должен быть безупречным, образцовым, а объяснения краткими и доходчивыми.
В ходе тренировки солдаты вначале должны научиться четко и безошибочно выполнять все приемы (действия) в медленном темпе и только после этого переходить к отработке приема в целом.
Если в ходе занятия отрабатываются нормативы, то можно устанавливать промежуточные по времени сроки их выполнения, отвечающие уровню подготовки личного состава, с таким расчетом, чтобы к намеченному планом сроку обеспечить их выполнение в установленное Сборником нормативов время.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Тест по теме: «Средства индивидуальной защиты органов дыхания и тела»
ФИ обучающегося ______________________________________________
Класс __________
1. Укажите число размеров гражданского противогаза (ГП-5).
а) 4 б) 3 в) 6 г) 5
2. Найдите среди приведенных названий средства индивидуальной защиты органов дыхания те, которые являются самыми эффективными как по полноте защиты, так и по ее длительности
а) противогазы б) противопыльные тканевые маски в) ватно-марлевые повязки г) респираторы
3. К лицевой части противогаза ГП-5 относятся: резиновая шлем-маска с очковыми узлами и обтекателями и …
а) клапанная коробка б) фильтрующе-поглощающая коробка в) клапан выдоха г) клапан вдоха
4. Дополните фразу: Ватно-марлевые повязки применять для защиты от отравляющих веществ …………
а) нельзя б) можно
5.Назовите часть противогаза, в которой происходит очистка воздуха, поступающего в органы дыхания.
а) очковый узел б) фильтрующе-поглощающая коробка в) клапанная коробка г) клапан вдоха
6.Противогаз был изобретен в 1915 году русским химиком…
а) Г. Головиным б) Н. Зелинским
в) Д. Менделеевым г) М. Луховицким
7. Противогаз ГП-5 не защищает органы дыхания от…
а) угарного газа б) кожно - нарывных ОВ
в) нервно-паралитических ОВ г) удушающих ОВ
Воп-рос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ответ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное уреждение «Борский Губернский колледж»
Технологическая карта
урока ОБЖ
«Оказание первой помощи при внезапной остановке сердца и необходимости проведения искусственной вентиляции легких»
(3 курс)
Кокоулин Сергей Сергеевич,
преподаватель ОБЖ
Тема урока: «Оказание первой помощи при внезапной остановке сердца и необходимости проведения искусственной вентиляции легких»
Цели занятия:
Обучающая: изучить основные способы оказания первой помощи при внезапной остановке сердца и необходимости проведения искусственной вентиляции легких, порядок действия при проведении действий.
Развивающая: развивать навыки проведения подобных действий.
Воспитательная: воспитывать чувство гражданской ответственности и сострадания к потерпевшим.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная.
Используемые ресурсы:
- компьютер, диапроектор;
- комплект бинтов, ваты, подручный материал используемый при переломах;
- текст тестовой проверочной работы (приложение 2);
- учебник.
- действующий манекен
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- усвоение принципов оказания первой помощи и порядка проведения необходимых мероприятий ;
- умение работать с учебной литературой;
- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности.
УУД:
Личностные: Раскрыть значимость знаний о проведении неотложных мероприятий по оказанию первой помощи.
Регулятивные: Вырабатывать алгоритмы поведения при оказании первой помощи.
Познавательные: Изучать способы определения необходимости проведения реанимационных мероприятий и правила их использования.
Коммуникативные: развитие навыка коллективной работы, формирование навыков сотрудничества, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками.
1. Оказание первой помощи при внезапной остановке сердца и необходимости проведения действий по искусственной вентиляции легких.
Содержание | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент (2 минуты) | ||
Объявление темы и плана урока | Настраивает обучающихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности. Сообщает тему урока. Раскрывает цели учебного занятия. Сообщает о значимости содержания урока. Оказанная вовремя первая помощь пострадавшему, может порой спасти человеку жизнь. Как оказать такую помощь, мы на нашем занятии сегодня. Посмотрите как необходимо действовать (слайд 1). | Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Записывают тему урока в тетрадь. |
II. Изучение нового материала (25 минут) | ||
Фронтальная работа | Объясняет новую тему с использованием наглядных пособий и технических средств обучения. Оказание помощи необходимо начать с вопроса к пострадавшему «Вам необходима помощь?» Этим мы определяем, находится пострадавший в сознании и может ли он адекватно оценивать свое состояние. Заодно мы определяем, действительно-ли человеку нужна помощь. Если пострадавший находится в сознании, мы помогаем ему принять удобное положение, вызываем сами «Скорую помощь» или просим сделать это рядом находящихся людей. Если пострадавший находится без сознания, мы так-же пытаемся привлечь для оказания помощи рядом находящихся людей. Это необходимо для того, чтобы был свидетель ваших действий и помощник в ваших действиях. Затем, используя действующий манекен, показываю как можно определить жизнедеятельность человека по наличию пульса на сонной артерии, по движению грудной клетки, по наличию дыхания и реакции зрачков на свет. В течении 5-7 минут провожу тренировку по проведению звонка в «112». С использованием манекена показываю как необходимо действовать для подготовки пострадавшего к дальнейшим реанимационным мероприятиям: -расстегнуть верхнюю пуговицу одежды для свободного прохождения воздуха через дыхательные пути; - подложить под шею сверток, чтобы голова потерпевшего откинулась; - указательными и средними пальцами обоих рук потянуть нижнюю челюсть пострадавшего на себя, одновременно большими пальцами надавливаем на подбородок и открываем рот; - придерживая подборок обернутым тканью пальцем проверяем ротовую полость и освобождаем дыхательные пути. На манекене показываю как определяется точка надавливания на грудную клетку: а) от мечевидного отростка отмеряем три, четыре пальца; б) проводим прямую между подмышечными впадинами и от гортани вниз, точка пересечения будет точкой надавливания. Как показано на слайде №2, кладем руки на грудную клетку пострадавшего и совершаем 15-20 толчков весом всего тела на вытянутых руках. Грудная клетка пострадавшего должна прогнутся на 5-4 см. у взрослого человека. Затем через платок или бинт делаем 2-3 вдоха в ротовую полость пострадавшего. Если при этом щеки пострадавшего раздуваются, то необходимо еще раз проверить проходимость дыхательных путей. Реанимационные действия необходимо продолжать до приезда врачей, или до самостоятельного вдоха пострадавшего. Поскольку, эти действия тяжелы в физическом плане, желательно их совершать вдвоем. После этого пострадавшего можно положить на бок (показываю как это делается и предлагаю самому слабому студенту повторить мои действия).
| Слушают объяснения учителя. Записывают порядок действия в тетрадь. Записывают в тетради правила действий. |
III. Применение полученных знаний (40 минут) | ||
Практическая часть | Организует деятельность обучающихся по применению новых знаний. - А сейчас практическое задание - тренировка выполнения реанимационных мероприятий. Для этого, разделяет учащихся на группы по 3-4 человека и распределяет этапы выполнения мероприятий. После их выполнения, группы меняются заданием. В течении занятия каждая группа проводит тренировку по всем заданиям. | Применяют полученные знания для выполнения практического задания. |
IV. Закрепление нового материала (15 минут) | ||
Проверочная работа | Проводит опрос по вопросам занятия и по действиям, вызвавшим наибольшее затруднение. | . Отвечают на вопросы и обсуждают ход выполнения заданий. |
V. Рефлексия. Подведение итогов урока (10 минуты) | ||
Выводы по уроку | Совместно с обучающимися подводит итог урока. Оценивает деятельность обучающихся. | Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения. Обмениваются мнениями. |
VI. Домашнее задание (3 минуты) | ||
Домашнее задание: повторить изученный на уроке материал, воспользовавшись опорным конспектом и ИНФОРМАЦИЕЙ ИЗ ИНТЕРНЕТА. | Записывают домашнее задание. |
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Вопросы для контроля знаний обучающихся по проходимой теме: ««Оказание первой помощи при внезапной остановке сердца и необходимости проведения искусственной вентиляции легких»
1. Как поступаем, если видим что человеку находящемуся рядом с нами плохо?
2. Зачем надо привлекать внимание окружающих к тому, что человеку плохо?
3. С чего начинаем реанимационные мероприятия?
4. Зачем необходимо добиться того, чтобы голова пострадавшего была откинута?
5. Зачем необходима проверка ротовой полости пострадавшего?
6. Как определить точку надавливания на грудную клетку пострадавшего?
7. В КАКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НЕОБХОДИМО НАДАВЛИВАТЬ НА ГРУДНУЮ КЛЕТКУ ПОСТРАДАВШЕГО И ДЕЛАТЬ ВДОХ?
8. Как долго проводятся реанимационные мероприятия?
9. Что делать, если пострадавший сделал самостоятельный вдох ?
10. Почему желательно проводить такие действия вдвоем?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока с использованием электронных образовательных ресурсов
Технологическая карта урока с использованием электронных образовательных ресурсов. составлена к уроку в 11 классе по информатике и ИКТ. тема урока: «Условная функция и логические выражения...
Технологическая карта урока "Защита отечества"
Технологическая карта урока "Защита отечества"...
«Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР»
Итоговый квалификационный проект по курсу«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»Тема: «Разработка технологической карты урока окружающего мира с использование...
Статья "Использование технологических карт урока"
В разработке представлен комплект технологических карт для учебной дисциплины "Материаловедение"....
План-конспект урока Тема: «Индивидуальные средства защиты органов дыхания»
Тема «Средства индивидуальной защиты населения»Средства индивидуальной защиты органов дыханияПлан-конспект урока Цели урока:Актуализировать и расширить знания учащихся...
Технологическая карта урока с использованием групповой технологии, ИКТ, проектно-исследовательской, проблемной. 2 курс
Технологическая карта урока с использованием групповой технологии, ИКТ, проектно-исследовательской, проблемной. 2 курс...
Технологическая карта урока по русскому языку в группе 1 курса по профессии 15.01.05. Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)). Тема: "Основные виды переработки текстов (с использованием текстов профессиональной направленности)"
В числе приоритетных направлений развития системы среднего профессионального образования обозначено внедрение методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной напра...