«Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР»
учебно-методический материал на тему
Итоговый квалификационный проект по курсу
«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Тема: «Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
traut_e.n.docx | 732.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
МБОУ ДПО (ПК) с УМЦ «Развитие образования»
Итоговый квалификационный проект по курсу
«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»
Тема: «Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР»
Выполнил:
слушатель курсов
«Использование ЭОР в начальной
школе в соответствии с ФГОС НОО»
учитель начальных классов
МБОУ Захаровской СОШ
Траут Е.Н.
Руководитель:
Васильева И.А.
Одинцово, 2014 г.
Содержание
I. Введение
II. Основная часть
1. Использование ЭОР на уроках в начальной школе
2. Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР
III. Заключение
IV. Список литературы
- Введение.
Одной из главных задач, стоящих перед современным учителем в условиях перехода к новым федеральным государственным образовательным стандартам, является формирование универсальных учебных действий младших школьников. Все чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в школе. Педагоги стремятся удовлетворить возрастающие потребности путем использования новых форм обучения. Одним из эффективных средств формирования универсальных учебных действий является использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения младших школьников.
Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в обучении является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок более интересным и запоминающимся для учащихся. Главная задача учителя в этой ситуации – организация и стимулирование учебного процесса.
Работа на уроке с использованием электронных образовательных ресурсов представляет собой форму продуктивной деятельности учащихся. Компьютерные программы обеспечивают введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний, позволяют использовать все виды наглядности. К закреплению УУД предлагаются упражнения для занятий в локальной сети (звуковые и текстовые задания), при работе с которыми обучаемые используют компьютер в качестве инструмента учебной деятельности.
Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, тем самым способствуют развитию личности в процессе собственной деятельности, развитию исследовательских умений младших школьников, эффективно влияют на повышение уровня успешности овладения учебным материалом. Таким образом, возникает необходимость в создании новых методических разработок уроков (технологических карт), включающих обязательное использование ЭОР.
Цель: разработать технологическую карту урока окружающего мира во 2 классе по теме «Путешествие по Москве» с использованием ЭОР.
Задачи:
- проанализировать и отобрать ЭОР по теме «Путешествие по Москве»
- определить модели УПД обучающихся;
- выстроить структуру и ход урока в соответствии с выбранной темой и используемыми ЭОР;
- составить план-конспект урока по теме «Путешествие по Москве»
Методы:
- анализ и отбор содержимого урока в соответствии с методическими рекомендациями;
- анализ литературы и Интернет- источников;
- анализ и отбор ЭОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов, коллекции Федерального центра информационно-образовательных ресурсов в соответствии с темой урока.
II. Основная часть
- Использование ЭОР на уроках в начальной школе.
«Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня – и я пойму».
Китайская мудрость
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электронные Образовательные ресурсы нового поколения, обладающие инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей школы.
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это учебный материал, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Используя ЭОР учитель может:
- сделать уроки разнообразнее, ярче, привлекательнее, используя больше наглядности, в т.ч музыку, анимацию, видеомателиалы;
- вместить гораздо больше дидактического материала для объяснения и закрепления темы;
- уменьшить количество времени для проведения контроля и проверки знаний;
- прививать учащимся навыки контроля и самоконтроля;
- пользоваться различными справочными системами, электронными библиотеками, другими информационными ресурсами на уроках и т.д.
Что дает ЭОР ученику?
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика;
- делает занятия интересными и развивает мотивацию;
- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Применяя ЭОР на уроках, мы должны помнить три золотых правила:
С толком. Применение любых средств на уроке должно быть целесообразным и иметь практическую конечную цель. Планируя урок нужно чётко определить, для чего мы работаем с ИКТ, что мы должны получить в результате.
В меру. Ни на один вид не стоит трать много времени, т.к. ученик устаёт, интерес угасает, и полезный коэффициент его труда резко падает.
Не навреди. На просмотр изображений на учебных дисках и экранах отражённого свечения нельзя тратить больше времени, чем рекомендует СанПИН в 1-4 классах – 15 минут. Не стоит забывать о динамических паузах и зарядке для глаз.
ЭОР как средство обучения обладают рядом характеристик, обуславливающих их преимущества по сравнению с традиционными средствами обучения:
Мультимедийность.
Средства мультимедиа – одновременное использование нескольких средств представления информации: графики, текста, видео, фотографии, анимации, звуковых эффектов, высококачественного звукового сопровождения.
Интерактивность.
Интерактивность в ЭОР обеспечивается множественным выбором из элементов множества; вводом текста с клавиатуры с последующим анализом и систематизацией ошибок; активизацией элементов интерактивной мультимедиа композиции с аудиовизуальным представлением новых информационных объектов; перемещением объектов для составления определенных композиций; совмещением объектов для изменения их свойств или получения новых объектов; объединением объектов связями с целью организации определенной системы.
Эти особенности ЭОР обеспечивают работу учащегося в наиболее удобном для него темпе, что позволяет учитывать индивидуальные особенности восприятия и стили познавательной деятельности разных учащихся.
Доступность.
Доступность ЭОР обеспечивается их свободным размещение в сети Интернет, позволяя работать с ними любым пользователем бесплатно в любое удобное время.
Доступность и отражение в содержании ЭОР основных тем, где применение мультимедиа и интерактивности наиболее методически целесообразно и способствует повышению эффективности обучения, особенно актуально для обучения на дому, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и учащихся, которые не могут временно, по причине болезни, посещать школу. Это обеспечивает реализацию положения ФГОС, в соответствии с которым необходимо обеспечить "разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)" (ФГОС).
Универсальность.
Универсальность – качество ЭОР, заключающееся в том, что он строго не привязан к конкретному УМК по учебному предмету и позволяет формировать знания, умения, УУД на материале, который может быть включен в уроки по любым УМК. Однако при построении процесса обучения на основе использования какого-либо ЭОР следует учитывать основные положения концепции, реализованной в конкретном учебнике или УМК по учебному предмету, а значит, осуществлять отбор ЭОР и строить на их основе деятельности учащихся, не входя в противоречие с ведущими идеями авторов.
Говоря о месте электронных ресурсов в учебно-воспитательном процессе, необходимо отметить, что использование новых информационных технологий в обучении является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок более интересным и запоминающимся для учащихся. В своей работе я применяю технологию проблемного обучения и могу с уверенностью сказать, что ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают выводы для себя.
2. Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Путешествие по Москве»
1 | ФИО (полностью) | Траут Елена Николаевна |
2 | Место работы | МБОУ Захаровская СОШ |
3 | Должность | Учитель начальных классов |
4 | Предмет | Окружающий мир |
5 | Класс | 2 |
6 | Тема урока | «Путешествие по Москве» |
7 | Предметная программа и её автор | Окружающий мир, 2 класс, авторы А.А. Плешаков; Е.А. Крючкова «Просвещение», 2013 |
8 | Цель урока | Формировать знание о Москве; что такое план и как выглядит Москва на плане; описывать достопримечательности столицы. |
9 | Тип урока | Изучение нового материала |
10 | Модель организации УПД младших школьников | АРМ учителя-класс-фронтальная работа |
11 | Необходимое оборудование | АРМ учителя, АРМ ученика |
Таблица 1.
Тема урока: «Путешествие по Москве»
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Решаемая задача | Деятельность ученика | Деятельность учителя | Название используемых ЭОР | Время (в мин) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Адаптационный этап | Адаптирование учащихся к деятельности на уроке, создание проблемной ситуации
| Вступают в диалог с учителем. Учащиеся слушают музыкальную композицию и определяют её название. Задают встречные вопросы на уточнение и понимание, формулируют проблему: «Можете ли вы сказать, какой Москва была раньше?» Учащиеся делятся своими знаниями о Москве. | Организует практическое наблюдение по фотографиям на доске. Организует эвристическую беседу о Москве Мы узнаем: - когда и кем была основана Москва; - что такое план и как выглядит Москва на плане. Мы будем учиться: - описывать достопримечательности столицы; - совместно работать. | №1 №2 | 4 мин. | |
Основной этап Самостоятельная работа | Разрешение интеллектуального затруднения - найти ответ на проблемный вопрос: «Можете ли вы сказать, какой Москва была раньше?»
Формирование знаний, действий, опыта. | Самостоятельно читают текст, выделяя новую для них информацию и подчеркивают, то, что ранее им было неизвестно Учащиеся анализируют информацию, делают выводы, отвечают на вопросы учителя, ведут диалог. Учащиеся анализируют свою деятельность на данном этапе урока, показывая карточки - смайлы. Выполняют упражнение в группах, взаимодействуя с соседом по парте, делают вывод о том, как найти периметр треугольника. | Предлагает самостоятельно ответить на вопрос: «Скажите, всегда ли Москва была такой, как сейчас?» Как и все другие города, Москва имеет свой Герб, на котором изображён всадник с копьём, поражающий змея. Это святой Георгий Победоносец. Кому из вас приходилось бывать в Москве? С какой целью вы туда ездили? А легко ли в Москве найти нужное место? Да, следует использовать план города, т.е. чертёж местности. Учитель предлагает детям оценить свою деятельность на данном этапе урока при помощи смайлов. Организует работу в парах по вычислению периметра треугольников с использованием ЦОР, Организует взаимопроверку. Помогает сделать вывод о том, как найти периметр треугольника. | №3 №4, №5 | 28 мин. | |
Физкультминутка | Выполняют комплекс упражнений под музыку за учителем | Организует проведение физкультурной разминки. | ||||
3 | Творческий этап Итог урока | Первичное закрепление знаний, действий, опыта на основе их применения Индивидуальная работа, ИКТ работа на классмейтах Беседа Работа в Интернете на сайте linoit.com | Учащиеся принимают и выполняют задание экзамена на классмейтах. Учащиеся соотносят то, что уже известно и усвоено с тем, что предстоит изучить. Учащиеся высказывают своё мнение об уроке на стикерах онлайн-доски. Учащиеся анализируют работу, проделанную на уроке, осуществлять само и взаимооценку. | Учитель предлагает пройти тестирование на классмейтах в модели 1:1 Экзамен «Путешествие по Москве». В случае затруднения учитель предлагает обратиться к иллюстрациям учебника на с.100-101. когда и кем была основана Москва? - что такое план и как выглядит Москва на плане? - познакомились с достопримечательностями Москвы? На онлайн-доске разместите стикер с отзывом об уроке. Опишите своё настроение. | 14 мин. |
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гипер-ссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Песня Олега Газманова «Москва» | Электронное издание, практический ресурс | Презентация музыкальная | http://www.youtube.com/watch?v=PSAgNXoRLSY |
2 | Фотография Москва | Электронное издание, практический ресурс | Интерактив | http://www.privetstrana.ru/moskva/krasnaja-ploschad/foto.html |
3 | Фотография герб Москвы | Электронное издание, практический ресурс | Интерактив | |
4 | Достопримечательности Москвы на карте, Москва | Электронное издание, практический ресурс | Интерактив | http://www.komandirovka.ru/sights/moscow/map/ |
5 | Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов | Электронное издание, практический ресурс | интерактив |
- Заключение
Цель работы, заключающаяся в разработке технологической карты урока окружающего мира во 2 классе по теме «Путешествие по Москве» с использованием ЭОР, достигнута.
В процессе работы над проектом были решены все поставленные задачи. В результате проекта были:
- проанализированы и отобраны ЭОР по теме «Путешествие по Москве»;
- определены модели УПД обучающихся;
- выстроена структура и ход урока в соответствии с выбранной темой и используемыми ЭОР;
- составлен план-конспект урока по теме «Путешествие по Москве».
Актуальность применения ЭОР на уроках в том, что они являются эффективным педагогическим инструментом, позволяющим обеспечить результативную учебную деятельность, сделать ее творческой и интересной, а обучение – развивающим. Актуальность разработки технологической карты урока окружающего мира с применением ЭОР не вызывает сомнения, необходимость её использования обусловлена требованиями ФГОС, глобальной информатизацией общества, поиском эффективных средств обучения. Использование электронных образовательных ресурсов способствует повышению качества знаний и умений младших школьников, эффективности и мотивации обучения, развитию интереса. Практически на любом уроке в начальной школе можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным. Они все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень образованности каждого. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – фундамент образования. От того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе.
IV. Список литературы
При подготовке проекта использованы материалы с сайта:
1.http://bak-cherschool.edu.tomsk.ru/uchebnaya-rabota/elektronnyie-obrazovatelnyie-resursyi/
2. Электронные образовательные ресурсы http://www.eorhelp.ru/;
3. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах; http://www.ed.gov.ru/
4. Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе-2011; www.wiki.vlad
5. Публикации в журнале «Цифровое образование» ; digital-edu.i.
6. http://school-collection.edu.ru/
7. Открытый класс http://www.openclass.ru/node/200283
8. Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/detskiy-sad/informatika/2013/01/30/preimushchestva-ispolzovaniya-elektronnykh-obrazovatelnykh
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс по теме: "Будь природе другом!"
УМК "Школа России". Урок по теме: "Будь природе другом" 2 класс. Технологическая карта урока...
Разработка технологической карты урока по теме :"Теория электролитической диссоциации".
Технологическая карта конструирования урокас использованием средств ИКТ и ОЭР. Тема урока: Теория электролитической диссоциации....
Методическая разработка Технологическая карта уроков: «Опиливание», «Разметка плоскостная», «Сверление»
Методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии "Слесарь". Цели урока: обучения: систематизация приемов, навыков обращения с инструментами;развития: уметь анализировать, ф...
Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера"
Данный урок построен с учетом требований ФГОС НОО. В основу уроку вошла групповая работа обучающихся....
Технологическая карта урока окружающего мира "Равнины и горы России" (УМК "Школа России, 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...
Весна: пробуждение природы технологическая карта урока Окружающий мир, 1 класс Школа 21 века
Данный материал позволяет учителю провести урок Окружающего мира по теме "Весна. Пробуждение природы" в 1 классе. Познакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; научить ...
Технологическая карта урока окружающий мир по теме "Путешествие по достопримечательностям Санкт-Петербурга"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАФИО: Селезнева Ксения ПавловнаТема урока: «Путешествие по Санкт-Петербургу»Класс: 2 классЦель фрагмента урока: систематизация знаний обучающихся о Санкт-Петербур...