Рабочая программа дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика"
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.07 «Информационные системы и программирование», входящих в укрупненную группу 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
en.03_teoriya_veroyatnostey_i_matematicheskaya_statistika_09.02.07.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
Тамбовское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Котовский индустриальный техникум»
Рабочая программа учебной дисциплины
ЕН.03 «Теория вероятностей и математическая статистика»
основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
09.02.07 «Информационные системы и программирование»
Котовск, 2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.07 «Информационные системы и программирование», входящих в укрупненную группу 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».
Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Котовский индустриальный техникум (ТОГБПОУ «Котовский индустриальный техникум»)
Разработчик:
Н.В. Мартынова преподаватель спецдисциплин
Рассмотрено на заседании ПЦК 09.02.07 «Информационные системы и программирование» 28 августа 2017 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2017г, протокол №1, утверждена зам. директора по УР И.В. Улуханова.
Председатель ПЦК _______________ Н.В. Мартынова
Зам. директора _______________ И.В. Улуханова
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 9 |
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 6 |
| 12 |
| 14 |
| 15 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование» .
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина теория вероятностей и математическая статистика (ЕН.03) входит в математический и общий естественнонаучный цикл (ЕН.00).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;
-пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;
-применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-основные понятия комбинаторики;
-основы теории вероятностей и математической статистики;
В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
ОК 2. | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 3. | Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
ОК 4. | Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 5. | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
ОК 9. | Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке. |
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 70 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 70 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (если предусмотрено) | - |
практические занятия (если предусмотрено) | 50 |
контрольные работы (если предусмотрено) | 3 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 2 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовым проектом (работой) (если предусмотрено) | - |
домашняя контрольная работа | 2 |
реферат | - |
Итоговая аттестация в форме (указать) дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Уровень освоения | Объем часов | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 54 | |||
Тема 1.1. Предмет теории вероятностей. Случайные события. | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 4 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 |
1. Предмет теории вероятностей. Виды случайных событий. Операции над событиями. | 1,2 | |||
Тематика практических занятий: | 2 | |||
1. Выполнение операций над событиями. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается содержание домашних заданий) | - | |||
Тема 1.2. Комбинаторика | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 |
1.Понятие комбинаторики. Правила суммы и произведения. Комбинаторные формулы: размещения, перестановка, сочетания | 2 | |||
Тематика практических занятий: | 8 | |||
1. Решение задач на применение формул размещения и перестановки. | 2 | |||
2.Решение задач на применение формул перестановки | 2 | |||
3. Решение задач на применение формул сочетаний | 2 | |||
4. Решение комбинаторных задач | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) | - | |||
Тема 1.3. Элементарные и сложные события. Теоремы теории вероятностей | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 22 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 |
1.Понятие частоты и вероятности события. Формула классической вероятности. Теоремы сложения вероятностей. Вероятность произведения событий | 2 | |||
2.Формулы полной вероятности. Формула Байеса. Последовательность независимых испытаний. Формула Бернулли | 2 | |||
3. Контрольная работа №1 | 2 | |||
Тематика практических занятий: | 16 | |||
1. Решение задач на формулу классической вероятности | 2 | |||
2.Решение задач на теоремы сложения и умножения | 2 | |||
3.Решение задач на теоремы умножения вероятностей | 2 | |||
4.Решение задач на формулы: классической вероятности теоремы сложения, произведения вероятностей. | 2 | |||
5.Решение задач на формулу полной вероятности и формулу Байеса. | 2 | |||
6.Решение задач на формулу Байеса. | 2 | |||
7. Решение задач на формулу Бернулли. | 2 | |||
8.Решение вероятностных задач | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается содержание домашних заданий) | - | |||
Тема 1.4. Дискретные случайные величины | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 19 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 |
1.Понятие дискретной случайной величины. Закон распределения дискретной случайной величины. Действия над дискретными случайными величинами. Функция распределения дискретной случайной величины. | 2 | |||
2. Бином Ньютона. Биноминальное распределение. Распределение Пуассона. Числовые характеристики случайной величины: математическое ожидание, дисперсия и их свойства. | 2 | |||
3. Контрольная работа №2 | 2 | |||
Тематика практических занятий : | 13 | |||
1. Выполнение действий над дискретными случайными величинами | 2 | |||
2. Определение функции распределения дискретной случайной величины. | 2 | |||
3. Решение задач с помощью распределения Пуассона, разложение бинома Ньютона на слагаемые. | 2 | |||
4.Нахождение числовых характеристик случайной величины: математическое ожидание, дисперсия | 2 | |||
5. Вычисление дискретных случайных величин и их числовых характеристик, выполнение действий над дискретными случайными величинами. | 5 | |||
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) домашняя работа, реферат | - | |||
Раздел 2. Элементы математической статистики | 16 | |||
Тема 2.1. Основные понятия и методы математической статистики | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 |
1.Предмет математической статистики. Группировка статистических данных. Статистическое распределение. Числовые характеристики выборки. | [1],2 | |||
Тематика практических занятий: | 8 | |||
1. Нахождение числовых характеристик | 8 | |||
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается содержание домашних заданий) домашняя работа, реферат | - | |||
Тема 2.2. Обработка результатов измерений методом наименьших квадратов | Содержание учебного материала | Уровень освоения | 8 | ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 9 ОК 10 |
1.Статистическая зависимость. Понятие о корреляции и регрессии Выборочное уравнение Нахождение уравнений выборочной регрессии методом наименьших квадратов. Контрольная работа №3 | 1,2 | |||
2.Контрольная работа №3 | 2 | |||
Тематика практических занятий: | 4 | |||
1. Нахождение уравнений выборочной регрессии методом наименьших квадратов | 2 | |||
2.Решение задач математической статистики | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается содержание домашних заданий) домашняя контрольная работа | 2 | |||
Курсовой проект (работа) (если предусмотрено) | - | |||
Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) (если предусмотрено, указать тематику и(или) назначение, вид (форму) организации учебной деятельности) | - | |||
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) | - | |||
Всего: | 70 |
По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место обучающегося (15 двуместных парт и 30 ученических стульев);
-рабочее место преподавателя (рабочий стол и стул);
- доска;
- компьютерные программы обучающей направленности.
Технические средства обучения:
- компьютер с внешней аудиосистемой;
- медиапроектор;
-интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-Е.С. Кочетков. Теория вероятности и математическая статистика. М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 2014;
- М.С. Дискретная математика. М., 2015;
Дополнительные источники:
-В.Н. Калинина, В. Ф. Панкин. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 2001;
-Дадаян А. А. Математика. М. :ФОРУМ-ИНФРА-М, 2010;
-Дадаян А. А. Сборник задач по математике. М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 2010;
- Шапкин А.С.Задачи с решениями по высшей математике, теории вероятности, математической статистике, математическому программированию. М:»Дашков и К,2010;
- Фрейлах Н.И. Математика для педагогических училищ. М.,2008;
- А. Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. В 2 ч. – М., 2009.
Интернет-ресурсы:
-Основные комбинаторные формулы. Электронные данные.Режим доступа: http://www.nsu.ru/mmf/tvims/chernova/tv/lec/node3.html
-Википедия. Теория вероятности. Электронные данные Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Решение задач. Теория вероятности. Электронные данные.Режим доступа: http://www.toehelp.ru/theory/ter_ver/
-Элементы теории вероятностей. Электронные данные.Режим доступа: http://www.toehelp.ru/theory/ter_ver/
- Математика. Решение задач. h Электронные данные Режим доступа: ttp://natalymath.narod.ru/theory_of_ver.html
- Википедия. Математическая статистика. Электронные данные.Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
-Математическая статистика. http://kl10sch55.narod.ru/kl/stat.htm
- Википедия . теория графов. Электронные данные Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
-Теория графов. Электронные данные.Режим доступа: http://vuz.exponenta.ru/PDF/teogr.html
-Дискретные случайные величины. Электронные данные.Режим доступа: http://pgsksaa07.narod.ru/examples_diskr_vel.htm
-Случайная величина. Дискретная случайная величина. Электронные данные.Режим доступа: http://apollyon1986.narod.ru/docs/TViMS/NP/lekziitv/LEKZIYA6.HTM
3.3. Организация образовательного процесса
Дисциплина, изучение которой должно предшествовать освоению данной дисциплины - математика.
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических кадров: высшее образование по специальности математика
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Формы и методы оценки |
-применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач; | Проверочная и контрольная работы, творческая работа, домашние задания, устный, письменный опрос, индивидуальная беседа |
-пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач; | Проверочные работы, творческая работа, домашние задания, устный, письменный опрос, индивидуальная беседа |
-применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа; | Проверочные работы, творческая работа, домашние задания, устный опрос |
-основные понятия комбинаторики; | Проверочные работы, творческая работа, домашние задания, устные и письменные опросы, индивидуальная беседа, тест |
-основы теории вероятностей и математической статистики; | Проверочные работы, творческая работа, домашние задания, устный опрос, письменный опрос, индивидуальная беседа |
Оценка знаний, умений и навыков по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности ( правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
В ДРУГИХ ОПОП
Учебная дисциплина ЕН.03 «Теория вероятностей и математическая статистика» может быть использована для обучения по укрупненной группе профессий и специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебной дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика" для специальности "Программирование в компьютерных системах"
Программа учебной дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика" для специальности "Программирование в компьютерных системах" составлена в соответствии с ФГОС нового поколения....
Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика" для специальности "Программирование в компьютерных системах"
Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана филиала МГТУ в поселке Яблоновском по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Общая трудоемкость дисциплины ...
Рабочая программа дисциплины ЕН.03 Теория вероятностей и математическая статистика
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополните...
Учебное занятие по дисциплине: ЕН.01 МАТЕМАТИКА Раздел 3. Основы теории вероятностей и математической статистики Тема 3.1. Применение математической статистики и теории вероятностей
Цели занятия: Учебные: проверить знания и умения обучающихся по темам:основные понятия и определения теории вероятностиРазвивающие: развитие познавательных интересов; развитие умений ан...
Рабочая программа по дисциплине ЕН.03 Теория вероятности и математическая статистика
Рабочая программа учебной дисциплины «ЕН.03 Теория вероятности и математическая статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специаль...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Рабочая программа учебной дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика"-36 часов...
Рабочая программа Теория вероятностей и математическая статистика
Теория вероятностей и математическая статистика...