Рабочая программа дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика"
рабочая программа

Мартынова Наталия Викторовна

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.07 «Информационные системы и программирование», входящих в укрупненную группу 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

Тамбовское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Котовский индустриальный техникум»

                

Рабочая программа учебной дисциплины

ЕН.03 «Теория вероятностей и математическая статистика»

основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)

09.02.07 «Информационные системы и программирование»

Котовск, 2017

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 09.02.07 «Информационные системы и программирование», входящих в укрупненную группу 09.00.00 «Информатика и вычислительная техника».

Организация-разработчик: Тамбовское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Котовский индустриальный техникум (ТОГБПОУ «Котовский индустриальный техникум»)

Разработчик:

Н.В. Мартынова преподаватель спецдисциплин

Рассмотрено на заседании ПЦК 09.02.07 «Информационные системы и программирование» 28 августа 2017 г. протокол №1, на заседании методического совета от 30 августа 2017г, протокол №1, утверждена зам. директора по УР И.В. Улуханова.

Председатель ПЦК _______________ Н.В. Мартынова

Зам. директора         _______________ И.В. Улуханова


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

12

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ДРУГИХ ОПОП

15


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы

 Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 09.02.07 «Информационные системы и программирование» .

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина теория вероятностей и математическая статистика (ЕН.03) входит в математический  и общий естественнонаучный цикл (ЕН.00).

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

-применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;

-пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;

-применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

-основные понятия комбинаторики;

-основы теории вероятностей и математической статистики;

    В результате освоения дисциплины обучающийся осваивает элементы компетенций

Код

Наименование общих компетенций

ОК 1.

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 5.

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИН

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

70

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)

70

в том числе:

     лабораторные занятия (если предусмотрено)

-

     практические занятия (если предусмотрено)

50

     контрольные работы (если предусмотрено)

3

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)

2

в том числе:

самостоятельная работа над курсовым проектом (работой) (если предусмотрено)

-

домашняя контрольная работа

2

реферат

-

Итоговая аттестация в форме (указать)     дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Уровень освоения

Объем часов

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

5

 Раздел 1.

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

54

 Тема 1.1.

Предмет теории вероятностей. Случайные события.

Содержание учебного материала

Уровень освоения

4

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

1.  Предмет теории вероятностей. Виды случайных событий. Операции над событиями.

1,2

Тематика практических занятий:

2

1. Выполнение операций над событиями.

2

Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается  содержание домашних заданий)

-

 Тема 1.2.

Комбинаторика

Содержание учебного материала

Уровень освоения

8

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

1.Понятие комбинаторики. Правила суммы и произведения. Комбинаторные формулы: размещения, перестановка, сочетания

2

Тематика практических занятий:

8

1. Решение задач на применение  формул размещения и перестановки.

2

2.Решение задач на применение  формул перестановки

2

3. Решение задач на применение  формул сочетаний

2

4. Решение комбинаторных задач

2

Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) 

-

Тема 1.3.

Элементарные и сложные события.  Теоремы теории вероятностей

Содержание учебного материала

Уровень освоения

22

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

1.Понятие частоты и вероятности события. Формула классической вероятности. Теоремы сложения вероятностей. Вероятность произведения событий

2

2.Формулы полной вероятности. Формула Байеса. Последовательность независимых испытаний. Формула Бернулли

2

3. Контрольная работа №1

2

Тематика практических занятий:

16

1. Решение задач на формулу классической вероятности

2

2.Решение задач на теоремы сложения и умножения

2

3.Решение задач на теоремы умножения вероятностей

2

4.Решение задач на формулы: классической вероятности теоремы сложения, произведения вероятностей.

2

5.Решение задач на формулу полной вероятности и формулу Байеса.

2

6.Решение задач на формулу  Байеса.

2

7. Решение задач на формулу Бернулли.

2

8.Решение вероятностных задач

2

Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается  содержание домашних заданий) 

-

 

Тема 1.4.

Дискретные случайные величины

Содержание учебного материала

Уровень освоения

19

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

1.Понятие дискретной случайной величины. Закон распределения дискретной случайной величины. Действия над дискретными случайными величинами. Функция распределения дискретной случайной величины.

2

2. Бином Ньютона. Биноминальное распределение. Распределение Пуассона. Числовые характеристики случайной величины: математическое ожидание, дисперсия и их свойства.

2

3. Контрольная работа №2

2

Тематика практических занятий :

13

1. Выполнение действий над дискретными случайными величинами

2

2. Определение функции распределения дискретной случайной величины.

2

3. Решение задач с помощью распределения Пуассона, разложение бинома Ньютона на слагаемые.

2

4.Нахождение числовых характеристик случайной величины: математическое ожидание, дисперсия

2

5. Вычисление   дискретных случайных величин и их числовых характеристик, выполнение действий над дискретными случайными величинами.

5

Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий) домашняя работа, реферат

-

 Раздел 2.

Элементы математической статистики

16

 Тема 2.1.

Основные понятия и методы математической статистики

Содержание учебного материала

Уровень освоения

8

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

1.Предмет математической статистики.  Группировка статистических данных. Статистическое распределение. Числовые характеристики выборки.

[1],2

Тематика практических занятий:

8

1. Нахождение числовых характеристик

8

Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается  содержание домашних заданий) домашняя работа, реферат

-

Тема 2.2.

Обработка результатов измерений методом наименьших квадратов

Содержание учебного материала

Уровень освоения

8

ОК 1

ОК 2

ОК 4

ОК 5

ОК 9

ОК 10

1.Статистическая зависимость. Понятие о корреляции и регрессии Выборочное уравнение Нахождение уравнений выборочной регрессии методом наименьших квадратов. Контрольная работа №3

1,2

2.Контрольная работа №3

2

Тематика практических занятий:

4

1. Нахождение уравнений выборочной регрессии методом наименьших квадратов

2

2.Решение задач математической статистики

2

Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается  содержание домашних заданий) домашняя контрольная работа

2

Курсовой проект (работа) (если предусмотрено)

-

Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) (если предусмотрено, указать тематику и(или) назначение, вид (форму) организации учебной деятельности)

-

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой)

-

Всего:

70

По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ, практических и иных занятий, в том числе контрольных работ, а также тематика самостоятельной работы. Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц (отмечено двумя звездочками). Если предусмотрены курсовые проекты (работы) по дисциплине, приводится их тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета математических дисциплин

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место обучающегося (15 двуместных парт и 30 ученических стульев);

-рабочее место преподавателя (рабочий стол и стул);

- доска;

- компьютерные программы обучающей направленности.

Технические средства обучения:

- компьютер с  внешней аудиосистемой;

- медиапроектор;

-интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

-Е.С. Кочетков. Теория вероятности и математическая статистика. М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 2014;

- М.С. Дискретная математика. М., 2015;

Дополнительные источники:

-В.Н. Калинина, В. Ф. Панкин. Математическая статистика. М.: Высшая школа, 2001;

-Дадаян А. А. Математика. М. :ФОРУМ-ИНФРА-М, 2010;

-Дадаян А. А. Сборник задач по математике. М.:ФОРУМ-ИНФРА-М, 2010;

- Шапкин А.С.Задачи с решениями по высшей математике, теории вероятности, математической статистике, математическому программированию. М:»Дашков и К,2010;

- Фрейлах Н.И. Математика для педагогических училищ. М.,2008;

- А. Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. 10 (11) кл. В 2 ч. – М., 2009.

Интернет-ресурсы:

-Основные комбинаторные формулы. Электронные данные.Режим доступа: http://www.nsu.ru/mmf/tvims/chernova/tv/lec/node3.html

-Википедия. Теория вероятности. Электронные данные Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

- Решение задач. Теория вероятности. Электронные данные.Режим доступа: http://www.toehelp.ru/theory/ter_ver/

-Элементы теории вероятностей. Электронные данные.Режим доступа:  http://www.toehelp.ru/theory/ter_ver/

- Математика. Решение задач. h Электронные данные Режим доступа: ttp://natalymath.narod.ru/theory_of_ver.html

- Википедия. Математическая статистика. Электронные данные.Режим доступа:  http://ru.wikipedia.org/wiki/

-Математическая статистика. http://kl10sch55.narod.ru/kl/stat.htm

- Википедия . теория графов. Электронные данные Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

-Теория графов. Электронные данные.Режим доступа: http://vuz.exponenta.ru/PDF/teogr.html

-Дискретные случайные величины. Электронные данные.Режим доступа: http://pgsksaa07.narod.ru/examples_diskr_vel.htm

-Случайная величина. Дискретная случайная величина. Электронные данные.Режим доступа: http://apollyon1986.narod.ru/docs/TViMS/NP/lekziitv/LEKZIYA6.HTM

3.3. Организация образовательного процесса

Дисциплина, изучение которой должно предшествовать освоению данной дисциплины -  математика.

3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических кадров: высшее образование по специальности математика

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Формы и методы оценки

-применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;

Проверочная и контрольная работы, творческая работа, домашние задания, устный, письменный опрос, индивидуальная беседа

-пользоваться расчетными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;

Проверочные работы, творческая работа, домашние задания, устный, письменный опрос, индивидуальная беседа

-применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа;

Проверочные работы, творческая работа, домашние задания, устный опрос

-основные понятия комбинаторики;

Проверочные работы, творческая работа, домашние задания, устные и письменные опросы, индивидуальная беседа, тест

-основы теории вероятностей и математической статистики;

Проверочные работы, творческая работа, домашние задания, устный опрос, письменный опрос, индивидуальная беседа

Оценка     знаний,     умений     и    навыков     по     результатам     текущего    контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент

результативности

( правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

5. ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ
В ДРУГИХ ОПОП

Учебная дисциплина ЕН.03 «Теория вероятностей и математическая статистика» может быть использована для обучения по укрупненной группе профессий и специальностей 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебной дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика" для специальности "Программирование в компьютерных системах"

Программа учебной дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика" для специальности "Программирование в компьютерных системах" составлена в соответствии с ФГОС нового поколения....

Рабочая программа по дисциплине "Теория вероятностей и математическая статистика" для специальности "Программирование в компьютерных системах"

Рабочая программа составлена на основе ФГОС СПО и учебного плана филиала МГТУ в поселке Яблоновском по специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах». Общая трудоемкость дисциплины ...

Рабочая программа дисциплины ЕН.03 Теория вероятностей и математическая статистика

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе ФГОС СПО по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы. Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополните...

Учебное занятие по дисциплине: ЕН.01 МАТЕМАТИКА Раздел 3. Основы теории вероятностей и математической статистики Тема 3.1. Применение математической статистики и теории вероятностей

Цели занятия: Учебные: проверить знания и умения обучающихся по темам:основные понятия и определения теории вероятностиРазвивающие: развитие познавательных интересов; развитие умений ан...

Рабочая программа по дисциплине ЕН.03 Теория вероятности и математическая статистика

Рабочая программа учебной дисциплины «ЕН.03 Теория вероятности и математическая статистика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специаль...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 ТЕОРИЯ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА

Рабочая программа учебной дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика"-36 часов...

Рабочая программа Теория вероятностей и математическая статистика

Теория вероятностей и математическая статистика...