Программа учебной дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика" для специальности "Программирование в компьютерных системах"
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины "Теория вероятностей и математическая статистика" для специальности "Программирование в компьютерных системах" составлена в соответствии с ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
en.03teorveroyat.docx | 62.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Теория вероятностей и математическая статистика» |
2015
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 5 |
| 5 |
| 8 |
| 8 |
1 Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Теория вероятностей и математическая статистика
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС третьего поколения по специальности СПО
09.02.03 « Программирование в компьютерных системах».
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
ЕН.03 Математический и общий естественнонаучный цикл
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач;
- пользоваться расчётными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач;
- применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия комбинаторики;
- основы теории вероятностей и математической статистики;
- основные понятия теории графов
Содержание дисциплины ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей ОПОП по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах» и овладению профессиональными компетенциями (ПК).
ПК1.1Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент;
ПК1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе спецификаций на уровне модуля;
ПК2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных;
ПК3.4 Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
В процессе освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы общие компетенции:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (починенных), за результат выполнения заданий;
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
ОК10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 104 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 часов;
самостоятельной работы обучающегося 24 часа.
2 Структура и содержание учебной дисциплины
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 104 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 80 |
в том числе: | |
лабораторные занятия (не предусмотрено) | |
практические занятия | 32 |
контрольные работы | 4 |
курсовая работа (проект) (не предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
в том числе: | |
Подготовка к практическим работам. Подготовка к контрольным работам. | 20 4 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Теория вероятностей и математическая статистика
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся. | Объем часов | Уровень освоения | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Раздел 1 | Вероятности случайных событий | 24 | ||||
Тема 1.1 Элементы комбинаторики | Содержание учебного материала | 4 | ||||
1 | Основные формулы комбинаторики: размещения, перестановки, сочетания. | 2 | 1 | |||
Практическая работа - «Элементы комбинаторики» | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Элементы комбинаторики» | 2 | |||||
Тема 1.2. Вероятность случайного события | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |||
1 | Понятие случайного события, классическая, геометрическая, статистическая вероятности. Вычисление вероятности событий с использованием формул комбинаторики | 2 | ||||
Практическая работа - «Вероятность случайного события» | 2 | 2 | ||||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Вероятность случайного события» | 4 | |||||
Тема 1.3. Алгебра событий | Содержание учебного материала | 6 | 1 | |||
1 | Теоремы умножения и сложения вероятностей. Условная вероятность. | 2 | ||||
2 | Противоположное событие. Формулы вероятностей противоположного события | 2 | ||||
Практическая работа - «Определение вероятностей сложных событий» | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Определение вероятностей сложных событий» | 2 | |||||
Тема 1.4. Полная вероятность и формула Байеса | Содержание учебного материала | 4 | 1 | |||
1 | Формула полной вероятности и формула Байеса. | 2 | ||||
Практическая работа - «Полная вероятность и формула Байеса» | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Полная вероятность и формула Байеса» | 2 |
Тема 1.5. Повторение испытаний | Содержание учебного материала | 6 | 1 | ||
1 | Схема Бернулли. Локальная и интегральная теорема Муавра-Лапласа, формула Пуассона. | 2 | |||
Практическая работа - «Повторение испытаний» | 2 | 3 | |||
Тестирование «Вероятности случайных событий» | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Повторение испытаний» - подготовка к тестированию «Вероятности случайных событий» | 4 | ||||
Раздел 2. | Случайная величина | 20 | |||
Тема 2.1 Распределение дискретной случайной величины | Содержание учебного материала | 4 | |||
1 | Закон распределения дискретной случайной величины. Три формы задания дискретной случайной величины. Распределения дискретной случайной величины биномиальное, Пуассона, геометрическое, гипергеометрическое. | 2 | 1,2 | ||
Практическая работа - «Распределение дискретной случайной величины» | 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Распределение дискретной случайной величины» | 3 | ||||
Тема 2.2 Числовые характеристики дискретной случайной величины | Содержание учебного материала | 2 | 1 | ||
1 | Числовые характеристики дискретной случайной величины. Математическое ожидание, дисперсия и среднее квадратическое отклонение дискретной случайной величины. Их свойства. | ||||
Практические работы - «Вычисление характеристик дискретных случайных величин» | 2 | ||||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Математическое ожидание и дисперсия дискретной случайной величины» - подготовка к практической работе «Дисперсия дискретной случайной величины» | 2 | ||||
Тема 2.3 Непрерывная случайная величина | Содержание учебного материала | 4 | 1 | ||
1 | Функция и плотность распределения непрерывной случайной величины. Числовые характеристики непрерывной случайной величины : математическое ожидание, мода, медиана, дисперсия и среднее квадратическое отклонение. | 2 | |||
Практические работы -- «Характеристики непрерывной случайной величины» | 2 2 | 3 | |||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Функция и плотность распределения непрерывной случайной величины» - подготовка к практической работе «Характеристики непрерывной случайной величины». | 2 | ||||
Тема 2.4 Законы распределения непрерывной случайной величина | Содержание учебного материала | 2 | |||
1 | Законы распределения непрерывной случайной величины: равномерное, нормальное и показательное распределение. | 2 |
Тема 2.5 Закон больших чисел. Центральная предельная теорема | Содержание учебного материала | 4 | 2 | |||||
1 | Неравенство и теорема Чебышева. Центральная предельная теорема Ляпунова. Теорема Муавра- Лапласа. | 2 | ||||||
Контрольная работа «Случайная величина». | 2 | 3 | ||||||
Самостоятельная работа студента - подготовка к контрольной работе «Случайная величина». | 2 | |||||||
Раздел 3 | Элементы математической статистики и случайные процессы | 20 | ||||||
Тема 3.1. Выборочный метод математической статистики. | Содержание учебного материала | 4 | 1,2 | |||||
1 | Статистическое распределение выборки. Эмпирическая функция распределения. Полигон и гистограмма. | 2 | ||||||
Практическая работа - «Построение полигона и гистограммы» | 2 | 3 | ||||||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Построение полигона и гистограммы» | 2 | |||||||
Тема 3.2. | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
1 | Определение вероятности и частоты. Расчет сводных характеристик выборки. Точечные и интервальные оценки параметров распределения. | 2 | ||||||
Практические работы - «Точечные и интервальные оценки параметров распределения» | 2 2 | |||||||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Метод произведения для вычисления выборочной средней и дисперсии», - «Метод произведений для вычисления выборочной средней и дисперсии» | 5 | |||||||
Тема 3.3. Основные понятия теории статистических гипотез | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 | |||||
1 | Проверка значимости гипотез. Проверка гипотезы о законе распределения на основе согласия Пирсона. | 2 | ||||||
2 | Линейная регрессия и корреляция | 2 | ||||||
Практическая работа - «Проверка гипотезы о законе распределения на основе согласия Пирсона» | 2 | 3 | ||||||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Проверка гипотезы о законе распределения на основе согласия Пирсона» | 2 | |||||||
Тема 3.4. Моделирование случайных величин | Содержание учебного материала | 6 | ||||||
1 | Разыгрывание дискретной и непрерывной случайных величин. Разыгрывание полной группы событий. | 2 | 1,2 | |||||
Практическая работа - «Моделирование случайных величин» | 2 | 3 | ||||||
Контрольная работа «Элементы математической статистики». | 2 | |||||||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе «Моделирование случайных величин» - подготовка к контрольной работе «Элементы математической статистики». | 3 | |||||||
Раздел 4 | Элементы теории графов | 16 | ||||||
Тема 4.1. Графы | Содержание учебного материала | 16 | ||||||
Графы и способы их задания | 2 | 2 | ||||||
Эйлеровы, Гамильтоновы графы. Фундаментальные циклы | 2 | 2 | ||||||
Устойчивость, покрытия, ядра. Пути и уровни графа | 2 | 2 | ||||||
Итоговое занятие | ||||||||
Практическая работа - «Матричное представление графа» | 2 | 2 | ||||||
-«Определение вида графа» | 2 | 2 | ||||||
-«Циклы и деревья» | 2 | 2 | ||||||
Задачи на взвешенных графах | 2 | 2 | ||||||
Самостоятельная работа студента - подготовка к практической работе - подготовка к экзамену | 2 2 | |||||||
Всего за семестр: | 80 |
3 Условия реализации учебной дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Элементы высшей математики»;
Оборудование учебного кабинета: тематические плакаты, методический уголок
Технические средства обучения:
- компьютер типа IBM PC;
- интерактивная доска;
- проектор
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа, 2009.
- Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике. – М.: Высшая школа, 2004.
Дополнительные источники:
1. Белько И.В., Свирид Г.П. Теория вероятностей и математическая статистика. Примеры и задачи. - Минск: Новое знание 2007.
2. Зубков А.М. Севостьянов Б.А. и др. Сборник задач по теории вероятности. – СПб.: Лань, 2009.
3. Кочетков Е.С., Смерчинская С.О. Теория вероятностей в задачах и упражнениях. - М.: Форум, 2008.
4. Юсупов Р.А. Теория вероятностей и математическая статистика. Учебное пособие для студентов вузов – Астрахань: АГТУ, 2000.
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий работ, тестирования, контрольных работ, зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - применять стандартные методы и модели к решению вероятностных и статистических задач; - пользоваться расчётными формулами, таблицами, графиками при решении статистических задач; - применять современные пакеты прикладных программ многомерного статистического анализа; В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - основные понятия комбинаторики; - основы теории вероятностей и математической статистики; - основные понятия теории графов | оценка результатов практических работ
оценка результатов практических работ
оценка результатов практических работ
тестирование «Вероятности случайных событий» контрольная работа «Случайная величина» дифференцированный зачет «Теория вероятностей и математическая статистика» |
Составитель: Шмакова Е.А., преподаватель
Эксперты:
внутренняя экспертиза
_____________________________________________________________________________
содержательная экспертиза: ФИО, должность, сокращённое название ОУ
внешняя экспертиза:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
содержательная экспертиза: ФИО, должность, полное название ОУ СПО или ВПО или работодателей
Рабочая программа разработана на основе нового Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах», утверждённой приказом Министерства образования и науки РФ от 23 июня 2010г. №696.
Рабочая программа разработана в соответствии в разъяснениями по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования, утверждёнными И.М. Риморенко, директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230111 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ
2 КУРСРАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ...
Рабочая программа учебной практики, производственной практики. Профессия 230103.03 «Наладчик компьютерных сетей»
Рабочая программа учебной и производственной практики составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования (далее ФГОС НП...
Рабочая программа по дисциплине физика для специальности 09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы"2014г.
В данном разделе рассмотрена рабочая программа по дисциплине физика для специальности 09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы"...
Рабочая программа по дисциплине БЖД для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах" 2015г.
В данном разделе размещена Рабочая программа по дисциплине БЖД для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах" 2015г....
Рабочая программа по дисциплине ОБЖ для специальности 09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы" 2015г..
В данном разделе размещена Рабочая программа по дисциплине ОБЖ для специальности 09.02.01 "Компьютерные системы и комплексы" 2015г....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП 10 Компьютерная графика и дизайн по программе базовой подготовки специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Учебная дисциплина «Компьютерная графика и дизайн» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовый уровень знаний для освоения специальных дисциплин.Преподавание дисциплины имеет практи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОП.В.10. Введение в специальность по программе базовой подготовки специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах.
Предмет «Введение в специальность » формирует необходимый объем знаний, умений и навыков использования ЭВМ в производственной деятельности, базируется на знании курса «Информатика», «Математика»...