Рабочие программы по географии
рабочая программа на тему
Программы 2016-2017 учебного года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа к учебнику "Полярная звезда" 6 класс | 55.09 КБ |
Рабочая программа к учебнику "Полярная звезда"8 класс | 37.17 КБ |
Рабочая программа к учебнику "Полярная звезда" 9 класс | 26.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Красноватрасская СШ
Согласовано Утверждаю Утверждаю
Заседание РМО Зам.директора по УВР Директор школы
Протокол №___ Пяденкова Е. В. Столбова А. А.
«__»_______2016г. ________________ _______________
Рабочая программа географии 6
Составила: учитель географии
Самойлова Е. Ю
Пояснительная записка.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 5 – 6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств ( план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Цели географии:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов ( схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также , формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Общая характеристика курса географии.
География в основной школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутри предметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 6 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место географии в базисном учебном плане.
География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 6 классе 34 часов (1 час в неделю). В соответствии с базисным учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс « Окружающий мир», включающий определенное географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.
Описание ценностных ориентиров
- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- формирование основ социально – критического мышления;
- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.
Результаты освоения курса географии
Личностными результатами обучения географии являетсяформирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразие современного мира;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;
- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Метапредметными результами освоения географии являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;
-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.
Предметными результатамиосвоения географии являются:
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Содержание курса
Тема 1. Гидросфера - (11ч).
Состав и строение гидросферы. Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы. Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане Речная система. Питание и режим рек.
Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот. Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».
Тема 2. Атмосфера - (11 ч).
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха. Части атмосферы.
Тепло в атмосфере. Атмосферное давление. Ветер. Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.
Климат и климатические факторы. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».
Тема 3. Биосфера - (6 ч)
Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.
Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».
Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 ч)
Понятие «географическая оболочка». Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт». Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Планируемые результаты | Дата | Примечание | |||||
личностные | предметные | УУД | план | факт | |||||
Гидросфера- водная оболочка Земли -11ч. | |||||||||
1 | Состав и строение гидросферы | -осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; | Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды, в природе». Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека | Познавательные Регулятивные Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности. | 1.09-6.09 | ||||
2-3 | Мировой океан. ПР№1 «Свойство вод мирового океана» ПР№2 «Лист путешественника» | Раскрыть понятие» Мировой океан», его составные части Показать значение океана Сформировать представление об островах и полуостровах Познакомить с особенностями дна Мирового океана | Регулятивные Работа с картой, сравнение современной карты с древними Систематизировать информацию о формировании океанов Познавательные Поиск информации по накоплению географических знаний Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого | 8.09-13.09 15.09-20.09 | |||||
4 | Воды океана | Сформировать знания о свойствах вод: Солености, температуры вод с широтой и глубиной Выявить географические закономерности температуры и солености вод океана Раскрыть, чем обусловлено движение вод в Океане Раскрыть опасные явления в Океане | Познавательные Описание по карте океанов и обозначение их контурной карте Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте коммуникативный Обсуждение значения открытий океанов | 22.09-27.09 | |||||
5-6 | Реки-артерии Земли. | Сформировать понятие о реках, ее частях, Речной системе, питании реки, смысловое чтение при описании реки Показать роль рек в жизни человека Составлять описание реки по плану на основе анализа карт характеристику равнинной и горной рек | Познавательные Описание по карте крупных рек обозначение их контурной карте коммуникативные Оценить действия партнеров | 29.09-4.10 6.10-11.10 | |||||
7 | Озера и болота | Сформировать понятие «озеро» Классифицировать озера по различным признакам Выяснить, как образуются болота Показать роль озер и болот для жизни на Земле Давать описание озера по плану | Познавательные Описывать озера и болота коммуникативный работа в группах Регулятивные Сравнивать озера различного происхождения | 13.10-18.10 | |||||
8 | Практическая работа №3 «Части Мирового океана» | Обозначить на к/к границы океанов, крупных морей, заливов. Подписать крупные реки | Познавательные Регулятивные Уметь подбирать критерии для составления сравнения морей Формировать умения работать с контурной картой коммуникативные Работа в паре. | 20.10-25.10 | |||||
9 | Подземные воды и ледники | Сформировать понятие «подземные воды» Выявить причины образования подземных вод Выявить причины образования ледников Провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле | Познавательные Регулятивные Выявлять закономерности в размещении подземных вод. Участвовать в обсуждении значения ледников коммуникативные Организовывать работу в паре | 27.10-1.11 | |||||
10 | Гидросфера и человек | Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны | Репродуктивные Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору коммуникативные Формировать компетентности в общении. | 10.11-15.11 | |||||
11 | Контроль знаний по теме: «Гидросфера» | Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны | 17.11-22.11 | ||||||
Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 11ч. | |||||||||
12 | Состав и строение атмосферы. (начать дневник погоды) | осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования | Показать значение атмосферы в жизни на планете Сформировать понятие «атмосфера», показать ее состав и строение Сформировать понятие о тропосфере как о части атмосферы , наиболее важной для людей Реализовать принцип связи изучаемого на уроке с жизнью Научить замечать и понимать окружающие природные явления | Познавательные Регулятивные Уметь выделять атмосферу как оболочку Земли и выявлять её особенности. | 24.11-29.11 | ||||
13-14 | Тепло в атмосфере. | Сформировать представление о нагревании воздуха от земной поверхности Сформировать представление об изменении температуры воздуха с высотой Вычислять средние температуры и амплитуду температур Устанавливать причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом. | Познавательные Определять температуру с помощью термомента, вычеслять среднесуточную температуру. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого | 1.12-6.12 8.12-13.12 | |||||
15 | Атмосферное давление. | Сформировать представление об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления Выяснить, от чего зависит атмосферное давление Измерять атмосферное давление Использовать знания об атмосферном давлении | Познавательные Определять взаимосвязь между давлением и температурой воздуха. коммуникативный Обсуждение значения открытий океанов | 15.12-20.12 | |||||
16 | Ветер. | Сформировать понятие « ветер» Раскрыть причины его образования Сформировать понятие о розе ветров и розу ветров на основе данных дневника погоды. | Познавательные Вычерчивать розу ветров по дневнику погоды. коммуникативные Оценить действия партнеров | 22.12-27.12 | |||||
17-18 | Влага в атмосфере. | Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха,понятие «облака» и раскрыть процесс их образования Сформировать зависимости между температурой воздуха и его влажностью Сформировать умение рассчитывать относительную влажность. | Познавательные Регулятивные Делать выводы о значении влажности воздуха для жизни на Земле. коммуникативный работа в группах | 12.01-17.01 19.01-24.01 | |||||
19 | Погода и климат. | Сформировать понятия «погода», и «климат» Сформировать понятие о воздушных массах Выявить закономерность климата и географической широты .воздушных масс, высоты над уровнем моря. положения по отношению к горным сооружениям Выявить влияние погодных условий на здоровье людей Формировать умение давать описания погоды и климата | Познавательные Регулятивные Уметь подбирать критерии для характеристики климата в разных регионах коммуникативные Работа в паре. | 26.01-31.01 | |||||
20 | Учимся с «Полярной звездой». | Формировать дневник погоды за месяц. Составлять график температур. | Познавательные Регулятивные Выявлять закономерности в размещении климатических поясов коммуникативные Организовывать работу в паре | 2.02-7.02 | |||||
21 | Атмосфера и человек. | Показать огромное значение атмосферы для человека Выявить, как погодные условия влияют на быт и здоровье люде Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений | Репродуктивные Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на атмосферу. Формировать компетентности в общении. | 9.02-14.02 | |||||
22 | Контроль знаний по теме: «Атмосфера» | Обобщить знания по теме «Атмосфера - воздушная оболочка Земли» Атмосфера. Состав, строение циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле Погода и климат.элементов погоды. Биосфера - живая оболочка Земли (4ч) | 16.02-21.02 | ||||||
Биосфера- живая оболочка Земли- 6ч. | |||||||||
23 | Биосфера- земнаяоболочка. | осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; – гармонично развитые социальные чувства и качества: -умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; -эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования | Выяснить значение биосферы Сформировать понятие «биосфера» Раскрыть роль живых организмов в биосфере Выявить взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере Показать необходимость охраны биосферы | Познавательные Выявлять значение биосферы Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | 23.02-28.02 | ||||
24-25 | Почвы. | Сформировать понятие «почва», «типы почв» Раскрыть значение плодородия почв ПР№4 «Описание растительного, животного мира и почвы своей местности» | Познавательные Работа с образцами почв, выявлять причины разной степени плодородия Регулятивные Поиск информации по учебнику Коммуникативные Самостоятельный анализ .умение слушать другого | 2.03-7.03 9.03-14.03 | |||||
26 | Биосфера- сфера жизни. | Сформировать представление об организмах как компонентах природы Определять значение биосферы Сформировать представление о неравномерности размещения живых организмов на планете Показать значение биосферы для человека и ее изменение человеком | Познавательные Выявлять значение биосферы в жизни Земли. Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | 16.03-21.03 | |||||
27 | Контроль знаний по теме: «Биосфера». | Обобщить знания учащихся по теме « Биосфера – живая оболочка Земли» Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений иживотных ,особенности их распространения Почвенный покров Почва, как особое природное образование Условия образования почв разных типов | Регулятивные Работа с учебником, с атласом коммуникативный Обсуждение значения в классе. | 1.04-4.04 | |||||
28 | Итоговая работа за курс географии 6 класс. | Обобщить знания учащихся Решение проблемных вопросов с использованием информации о состоянии природы Умение работать в группе | 6.04-11.04 | ||||||
Географическая оболочка- 6ч. | |||||||||
29 | Географическая оболочка. | осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание | Сформировать представление о географической оболочке Выяснить строение и свойства географической оболочки Показать значение географической оболочки для жизни человека | Познавательные Выявлять понятие географической оболочки. Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное | 13.04-18.04 | ||||
30-32 | Природные зоны Земли. | Сформировать представление о природной зональности Выяснить.как размещаются природные комплексы на Земле Объяснить смену природных зон на Земле Показать разнообразие природных комплексов суши и океанов | Познавательные Объяснять закономерность распределения природных зон. Регулятивные Устанавливать основные приемы работы с учебником | 20.04-25.04 27.04-02.05 04.05-08.05 | |||||
33 | Культурные ланшафты. | Сформировать понятие «культурный ландшафт» Показать влияние человека на культурные ландшафты | Познавательные Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Коммуникативные Самостоятельный анализ, умение слушать другого | 11.05-16.05 | |||||
34 | Контроль знаний по теме: «Географическая оболочка» | Обобщить знания учащихся Географическая оболочка Земли Широтная и высотная поясность Цикличностьритмичность процессов | 18.05-23.05 |
Предварительный просмотр:
МБОУ Красноватрасская СШ
Согласовано Утверждаю Утверждаю
Заседание РМО Зам.директора по УВР Директор школы
Протокол №___ Пяденкова Е. В. Столбова А. А.
«__»_______2016г. ________________ _______________
Рабочая программа по географии 8
Составила: учитель географии
Самойлова Е. Ю
- Пояснительная записка в 8 классе.
Рабочая программа по географии России 8 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.).
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии МО РФ 2004г. и авторской программы А.И. Алексеева и др. География 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы– М.: Просвещение, 2012
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
- сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
1) знать / понимать:
- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
- положение России на карте часовых поясов;
- административно-территориальное деление России;
- историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
- численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;
- связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
- факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
- особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
- основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
- состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области;
- природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
- что такое территориальная организация общества;
- что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.
2) Уметь:
- характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
- определять поясное время;
- определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых, по физической и тектонической картам;
- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
- анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
- анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России;
- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
3) оценивать:
географическое положение России, своей области (республики, края); природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.
- Тематическое планирование.
Содержание курса 68 часов – 2 часа в неделю.
Тема | Количество часов |
Тема 1. Россия в мире. | (4) 4 |
Тема 2. Россияне. | (10) 10 |
Тема 3. Природа. | (17) 23 |
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 5 часов | |
Климат. 8 часов | |
Моря, внутренние воды и водные ресурсы. 6 часов | |
Почвы и почвенные ресурсы. 2 часа | |
Повторение темы «Природа» 2 час | |
Тема 4. Хозяйство. | (15) 17 |
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны. | (6) 7 |
Тема 6. Наше наследие. | (4) 4 |
Обобщающее повторение курса (резерв) | 3 |
Итого: | 68 |
Изменения в программе: программа курса предусматривает 68 часов, 12 резервное время, из которых 9 часов были взяты на расширение тем (4 часа на тему «природа»; 2 часа на тему «хозяйство»; 1 час на тему «природно-хозяйственные зоны»), 3 часа резерва использованы на обобщающее повторение.
Контрольных работ - 1 Проверочных работ – 3
Тестов - 3 Практических (оценочных) работ - 12
- Календарно-тематическое планирование 8 класс.
№ | Тема урока | Тип урока | Практические работы | ЭОР для урока | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1. (1) | Тема 1. Россия в мире. Россия на карте мира. Уникальность географического положения. | изучение нового материала | Пр.р. №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран». | http://fcior.edu.ru/card/22423/territoriya-i-akvatoriya-rossii.html | &(параграф).1. стр.9.?? 1-8(у); ? 10(п) | ||
2. (2) | Россия на карте часовых поясов. | практикум | Пр.р. №2. «Определение поясного времени для разных пунктов России». | Россия на карте часовых поясов http://fcior.edu.ru/card/22766/rossiya-na-karte-chasovyh-poyasov.html | &.2. стр.13. ?? 2-4; 8(у) | ||
3. (3) | Ориентирование по карте России. Административно -территориальное деление России. | практикум | Ориентирование по физической карте. Сравнение способов районирования (природного и экономического) | &.3. стр. 18. ?? 1-4(у); 10(п) | |||
4. (4) | Формирование территории России. | актуализация знаний и умений | Подготовка докладов о русских первопроходцах. | История освоения и изучения территории России. И1 http://fcior.edu.ru/card/3628/istoriya-osvoeniya-i-izucheniya-territorii-rossii-i1.htm | &.4. стр.23.?? 5-6(п) | ||
5. (1) | Тема 2. Россияне. Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. | изучение нового материала | Анализ графиков рождаемости и смертности | &.5. Стр.30.??1-9(у) | |||
6. (2) | Численность населения. Миграции населения. | актуализация знаний и умений | & &.6-7 стр.34.??1-8(у),?9(п стр.37.??1-6(у) | ||||
7. (3) | Возрастной состав населения России. | актуализация знаний и умений | Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов | &.8 стр.42.?? 1-7,12 | |||
8. (4) | Рынок труда. Трудовые Ресурсы. | актуализация знаний и умений | Рейтинг профессий своего региона и соотношение его на рынке труда | Население России. Люди и труд. П1 http://fcior.edu.ru/card/13790/naselenie-rossii-lyudi-i-trud-p1.html | &.9. стр.46.??1-6,10 | ||
9. (5) | Этнос. Россия – многонациональное государство. | практикум | Пр.р. №3. «Определение крупных народов России и особенностей их размещения». | &.10 Стр.51.??1-6(у), 7(п) | |||
10. (6) | Размещение населения. Плотность населения России. | актуализация знаний и умений | &.11. Стр.55.??1-4 (у) К 12 уроку Мини-исследование по своему краю - ?8 (п) | ||||
11. (7) | Расселение и урбанизация. Типы поселений. | актуализация знаний и умений | Пр.р. №4. «Определение по статистическим материалам тенденций изменения дои занятых в отдельных сферах хозяйства». | &.12. Стр.58 ??1-6(у), ?8(п). | |||
12. (8) | Города и сельские поселения. Типы городов. | актуализация знаний и умений | &.13 Повторить &&1-13 | ||||
13. (9) | Население Кировской области. | актуализация знаний и умений | рефераты по теме | ||||
14. (10) | Проверочная работа по темам: «ГП России» и «Население России». | контроль | «Своя родословная» проект - стр.64 ?2 | ||||
15. (1) | Тема 3. Природа. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. История развития земной коры. | Изучение нового материала | &.14. Учить: геохронологическая таблица; стр.70.??1-6; ? 11(проект –«Геологическая история моего края». | ||||
16. (2) | Особенности рельефа России. | практикум | Описание рельефа России по плану | &.15. номенклатура: формы рельефа России стр.75. ??1-8(у),9(п) | |||
17. (3) | Скульптура поверхности. | исследование | &.16. Стр.79.??1-6(у) | ||||
18. (4) | Полезные ископаемые России. | практикум | Пр.р. №5. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий». | &.17. Стр.84.??1-7(у) Повторить к тесту &14-17 | |||
19. (5) | Обобщение темы геология и рельеф России. Тест. | актуализация знаний и умений | Доклады: формы рельефа и полезные ископаемые своей местности. | ||||
20. (6) | Климат и погода. Климат России. Солнечная радиация. | изучение нового материала | &.18. стр.89 ??1-7(у) | ||||
21. (7) | Атмосферная циркуляция. | изучение нового материала | &.19. Стр.94. ??1-6(у), ?7(п) | ||||
22. (8) | Влияние на климат России его географического положения. | актуализация знаний и умений | &.20. Стр.100.??1-6(у) | ||||
23. (9) | Климат России. Пр.р.№6. | практикум | Пр.р. №6. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, ГКО по территории страны». | &.20. | |||
24. (10) | Климатические пояса и типы климата России. | практикум | Урок –практикум: Анализ карт, оценка климатических особенностей, выполнение заданий учебника | Климат и климатические ресурсы России. Типы климатов России. П1 http://fcior.edu.ru/card/10654/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-tipy-klimatov-rossii-p1.html | &.21. учить: типы климатов | ||
25. (11) | Синоптическая карта. Климат своего региона. | практикум | Пр.р. №7. « Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды». | &.20, стр.100. ?9 | |||
26. (12) | Климат и хозяйственная деятельность людей. | практикум | Пр.р. №8. «Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения». | &.22. Стр.109. ??1-7(у) Повторить &.19-25 | |||
27. (13) | Обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Тест. | повторение и контроль | Стр.109.?11 | ||||
28. (14) | Моря. Внутренние воды и водные ресурсы. Россия – морская держава. | изучение нового материала | Описание моря по типовому плану. | &.23. Номенклатура: береговая линия Стр.114??2-7 (у) | |||
29. (15) | Реки России. | актуализация знаний и умений | Обозначение на к/к крупных рек страны. Определение уклона и падения рек. | &.24. Номенклатура: реки Стр.120 ??2-8(у) | |||
30. (16) | Реки России. Пр.Р.№9. | практикум | Пр.р. №9. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования». | &.24. | |||
31. (17) | Озера России. | изучение нового материала | Внутренние воды и водные ресурсы России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. | &25. Номенклатура: озера Стр.125.??1-7(у), ?8(п) | |||
32. (18) | Значение рек в жизни общества. | практикум | Разработка маршрута «кругосветки» по водным путям России. | &26-27 Стр.130.??1-9(у), ??10-11(п) | |||
33. (19) | Обобщение темы: « Моря, внутренние воды и водные ресурсы России». Тест. | Повторение и контроль | Проект: «Питьевая вода- моё здоровье»стр.125 ?11 | ||||
34. (20) | Почвы и почвенные ресурсы. Почва – особое природное тело. | изучение нового материала | &.28. Стр.136??1-6(у) | ||||
35. (21) | Почвообразующие факторы. Типы почв. | практикум | Ознакомление с образцами почв местности | Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие. П1 | &.29. Стр.140??1-4(у) | ||
36. (22) | Обобщение темы: «Природа России». | повторение и обобщение | &&.14-29 | ||||
37. (23) | Контрольная работа по теме: «Природа России». | контроль | -------- | ||||
38. (1) | Тема 4. Хозяйство. Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства страны. | изучение нового материала | &30. ??1-7(у) | ||||
39. (2) | Цикличность развития хозяйства. | изучение нового материала | Выделение циклов развития экономики своего региона | &31. ??1-6(у) | |||
40. (3) | Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. | актуализация знаний и умений | &32. ??2-7(у) | ||||
41. (4) | Нефтяная и газовая промышленность. | практикум | Пр.р.№10. « Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов». | Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. И1 | &33. ??1-9(у); ?10(п) | ||
42. (5) | Электроэнергетика. | актуализация знаний и умений | &34. ??1-7(у) | ||||
43. (6) | Металлургия. | изучение нового материала | Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Цветная металлургия. И1 | &35. ??2-8(у) | |||
44. (7) | Машиностроение – ключевая отрасль экономики. | актуализация знаний и умений | &36. ??2-8(у); ?9(п) | ||||
45. (8) | Машиностроение. | практикум | Пр.р. №11. «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения». | Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Машиностроение. И1 | &36. | ||
46. (9) | Химическая промышленность. | изучение нового материала | &37. ??1-4(у) | ||||
47. (10) | Лесопромышленный комплекс. | изучение нового материала | &37. ?76-7(у); ?10(п) | ||||
48. (11) | Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. | актуализация знаний и умений | &38. ?? 1-7(у) | ||||
49. (12) | Особенности животноводства России. | актуализация знаний и умений | &39. ??1-6(у) | ||||
50. (13) | АПК. Пищевая и легкая промышленность. | изучение нового материала | &40. АПК своего района- стр. 192 | ||||
51. (14) | Транспорт – «кровеносная система страны». | актуализация знаний и умений | &41-42. ?11 стр. 201 (проект) | ||||
52. (15) | Состав и значение сферы услуг. | изучение нового материала | &43. &44(п) | ||||
53. (16) | Обобщение темы: «Хозяйство». | повторение и обобщение | &30-44 | ||||
54. (17) | Проверочная работа по теме: «Хозяйство». | контроль | Стр.208. ?1 | ||||
55. (1) | Тема 5. Природно-хозяйственные зоны. Зональность в природе и жизни людей. | изучение нового материала | &45. ??2-6(у) | ||||
56. (2) | Северные безлесные зоны. | изучение нового материала | &46. ??2-6(у) | ||||
57. (3) | Лесные зоны. | практикум | описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности человека в лесной зоне | &47. ?8(п) | |||
58. (4) | Степи и лесостепи. | актуализация знаний и умений | &48. ??2-9(у) | ||||
59. (5) | Южные безлесные зоны. | актуализация знаний и умений | &49. | ||||
60. (6) | Субтропики. | практикум | Пр.р. №12. «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа карт». | &50. ?9(п) | |||
61. (7) | Проверочная работа по теме: «Природно-хозяйственные зоны». | контроль | |||||
62. (1) | Тема 6. Наше наследие. Территориальная организация общества. | изучение нового материала | &51. ??1-7(у) | ||||
63. (2) | Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. | актуализация знаний и умений | &52 | ||||
64. (3) | Природное и культурное наследие России. | практикум | Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России – наш нравственный долг». | &53. ?10(п) | |||
65. (4) | Стратегия развития России и своего региона в 21 веке. | актуализация знаний и умений | |||||
66. (1) | Тема 7. Обобщающее повторение. Повторение темы: «Россия в мире». | повторение и обобщение | |||||
67. (2) | Повторение тем: «Население России» и «Природа России». | повторение и обобщение | |||||
68. (3) | Повторение тем: «Особенности хозяйства России» и «Природно-хозяйственные зоны». | повторение и обобщение |
- Ресурсное обеспечение:
- Учебно-методическое:
1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2011.
2. География. Мой тренажер. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Николина; М.: Просвещение, 2011.
3. Географический атлас 8 класс. – М.: Дрофа, 2010
Рабочая программа составлена на основе:
- авторской программы А.И. Алексеева и др. География 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.
- Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
- Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») (Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд.. испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. 312с. (образовательный стандарт)
- Информационное обеспечение:
- Библиотека наглядных электронных пособий. География 6-11 кл. Электронный диск
- Интернет –ресурсы: http://fcior.edu.ru
Предварительный просмотр:
МБОУ Красноватрасская СШ
Согласовано Утверждаю Утверждаю
Заседание РМО Зам.директора по УВР Директор школы
Протокол №___ Пяденкова Е. В. Столбова А. А.
«__»_______2016г. ________________ _______________
Рабочая программа по географии 9
Составила: учитель географии
Самойлова Е. Ю
Пояснительная записка
1.) Рабочая программа по географии для 9 класса составлена в соответствие «Сборника нормативных документов. География» (Федеральный компонент Государственного стандарта) составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.; и на основе Николина В.В., Алексеев А. И., Липкина Е.К. География. Программы общеобразовательных учреждений 6-9, 10-11 классы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений. - Москва "Просвещение", 2010.
2.) Цель изучения географии 9 класса – создать у обучающихся целостное представление о своей Родине, раскрыть разнообразие её природных условий и ресурсов, населения и хозяйства, познакомить с разнообразными условиями жизни и деятельности людей в разных регионах страны.
Задачи изучения географии 9 класса:
- способствовать формированию географического мышления обучающихся, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- формировать у обучающихся представление о целостности окружающего мира, России при её территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед населением, имеющих свои специфические особенности в разных регионах страны;
- служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре и истории своей Родины и населяющих её народов, экономического и эстетического воспитания;
- развить у школьников словесно-логическое и образное мышление;
- способствовать формированию картографической грамотности.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения географии обучающий должен
знать/понимать
• специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов; адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов, районов разной специализации; центров производства важнейших видов продукции; основных коммуникаций и их узлов; внутригосударственных и внешних экономических связей России;
• составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
• проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
При обучении обучающихся используются следующие методы: исследовательский, проблемный, репродуктивный и др.; формы уроков: лекции, деловая игра, семинар, практические работы и т. д.; приемы: работа с терминологией, разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами, работы с учебником, составление опорных схем, таблиц и т.д.
Программа рассчитана на – 68 часов, 2 часа в неделю, запланированных практических работ -17.
Тематическое планирование по география 9 класс.
№ п/п | Содержание | Количество часов | |
Всего | Практическая работа | ||
1. | Регионы России | 12 | 3 |
2. | Европейская Россия | 36 | 10 |
3. | Азиатская Россия | 16 | 4 |
4. | Россия в современном мире | 5 | |
5. | Итого: | 68 | 17 |
№ | № ур. | Тема | Дата | Практические работы |
Регионы России 12 ч | ||||
1 | 1 | Учимся с "Полярной звездой" (1) | ||
2 | 2 | Районирование России | ||
3 | 3 | Административно- территориальное устройство России | Практическая работа №1 Характеристика географического района. | |
4 | 4 | Учимся с "Полярной звездой" (3) | Практическая работа №2 Выявление особенностей изображения Земли с помощью космических снимков. | |
5 | 5 | Великие равнины России | ||
6 | 6 | Горный каркас России - Урал и горы Южной Сибири | ||
7 | 7 | Мерзлотная Россия Восточная и Северо-Восточная Сибирь | ||
8 | 8 | Экзотика России - Северный Кавказ и Дальний Восток | ||
9 | 9 | Экологическая ситуация в России | ||
10 | 10 | Экологическая безопасность России | ||
11 | 11 | Учимся с "Полярной звездой" (3) | Практическая работа №3 Оценка экологической ситуации в различных регионах России на основе экологической карты и материалов периодической печати | |
12 | 12 | Тест по теме "Регионы России" | ||
Европейская Россия 36 ч | ||||
Тема 1. Центральная Россия 10 ч | ||||
13 | 1 | Пространство Центральной России | Практическая работа №4 Создание образа Центральной России на основе текста и тематических карт атласа | |
14 | 2 | Природные ресурсы и крупнейшие реки Центральной России | ||
15 | 3 | Центральная Россия: освоение территории и население | ||
16 | 4 | Центральный район | ||
17 | 5 | Волго - Вятский район | ||
18 | 6 | Центрально- Черноземный район | ||
19 | 7 | Учимся с "Полярной звездой" (4) | Практическая работа №5 Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. | |
20 | 8 | Москва и Подмосковье | Пр. раб № 5 Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования | |
21 | 9 | Учимся с "Полярной звездой" (5) | ||
22 | 10 | Обобщение темы Центральная Россия. Тест | ||
Тема 2. Северо - Запад 5 ч | ||||
23 | 1 | Пространство Северо-Запада | ||
24 | 2 | Северо-Запад: "окно в Европу" | ||
25 | 3 | Северо-Запад: хозяйство | Пр. раб. №6 Подготовка сообщения « Санкт- Петербург в системе мировых культурных ценностей» | |
26 | 4 | Санкт-Петербург – вторая столица России | ||
27 | 5 | Учимся с "Полярной звездой" (6) | ||
Тема 3. Европейский Север 5 ч | ||||
28 | 1 | Пространство Европейского Севера Учимся с "Полярной звездой" (6) | ||
29 | 2 | Европейский Север: освоение территории и население | ||
30 | 3 | Европейский Север: хозяйство и проблемы. | Пр. раб. №7 Оценка природно- ресурсного потенциала Европейского Севера на основе тематических карт | |
31 | 4 | Учимся с "Полярной звездой" (7) | Пр. раб. №8 Составление туристического маршрута по природным и историческим местам района | |
32 | 5 | Обобщение темы Европейский Север. Тест | ||
Тема 4. Северный Кавказ 5 ч | ||||
33 | 1 | Пространство Северного Кавказа | ||
34 | 2 | Северный Кавказ: освоение территории и население | ||
35 | 3 | Северный Кавказ: хозяйство и проблемы | Практическая работа №9 Оценка природно- ресурсного потенциала Северного Кавказа на основе тематических карт | |
36 | 4 | Учимся с "Полярной звездой" (8) | Практическая работа №10 Составление прогноза перспектив развития рекреационного хозяйства Северного Кавказа | |
37 | 5 | Обобщение по теме: Северный Кавказ. Тест | ||
Тема 5. Поволжье 5 ч | ||||
38 | 1 | Пространство Поволжья | ||
39 | 2 | Поволжье: освоение территории и население | ||
40 | 3 | Поволжье: хозяйство и проблемы | Практическая работа № 11 Сравнить на основе анализа тематических карт природные условия района и их влияние на специализацию отраслей хозяйства | |
41 | 4 | Учимся с "Полярной звездой" (9) | ||
42 | 5 | Обобщение темы Поволжья. Тест | ||
Тема 6. Урал 6 ч | ||||
43 | 1 | Пространство Урала | Практическая работа № 12 Оценка ресурсов региона | |
44 | 2 | Урал: освоение территории и население | ||
45 | 3 | Население и города. Уровень урбанизации | ||
46 | 4 | Современное хозяйство и проблемы Урала | ||
47 | 5 | Анализ ситуации "Специфика проблем Урала" | Практическая работа №13 Сравнение природных условий, ресурсов и особенностей хозяйственного развития западной и восточной частей Урала | |
48 | 6 | Обобщение темы Урал. Тест | ||
Азиатская Россия 21 ч | ||||
Тема 7. Сибирь 9 ч | ||||
49 | 1 | Пространство Сибири | ||
50 | 2 | Сибирь: освоение территории и население | ||
51 | 3 | Сибирь: хозяйство | ||
52 | 4 | Западная Сибирь | Практическая работа №14 Сравнение отраслей специализации Урала и Западной Сибири | |
53 | 5 | Восточная Сибирь | Пр. раб. №15 Сравнение природных условий и ресурсов Западной и Восточной Сибири с целью выявления перспектив развития хозяйства( с исп. геогр. карт) | |
54 | 6 | Озеро Байкал - объект Всемирного наследия | Пр. раб. №16 Создание образа Восточной Сибири на основе материала параграфа и тематических карт | |
55 | 7 | Крупные города Западной и Восточной Сибири | ||
56 | 8 | Учимся с "Полярной звездой" (11) | ||
57 | 9 | Обобщение темы Сибирь. Тест | ||
Тема 8. Дальний Восток 7 ч | ||||
58 | 1 | Пространство Дальнего Востока | ||
59 | 2 | Дальний Восток: освоение территории и население (1) | ||
60 | 3 | Дальний Восток: освоение территории и население (2) | ||
61 | 4 | Дальний Восток: хозяйство | Пр. раб.№17 Оценка географического положения Дальнего востока и его влияния на хозяйство региона | |
62 | 5 | Учимся с "Полярной звездой" (12) | ||
63 | 6 | Обобщение темы Дальний Восток. Тест | ||
64 | 7 | Итоговый тест | ||
Россия в современном мире 5 ч | ||||
65 | 1 | Соседи России | ||
66 | 2 | Сфера влияния России | ||
67 | 3 | Учимся с "Полярной звездой" (13) | ||
68 | 4 | Учимся с "Полярной звездой" (14) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии ФГОС-3
Программа по географии ФГОС-3...
Рабочая программа по географии 6 класс УМК "Сферы"
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 классс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результата...
Рабочая программа Естествознание, География для групп СПО
Рабочая программа предназначена для изучения курса Естествознание , География для СПО по специальностям социально-экономического профиля....
рабочая программа по географии
рабочая программа по географии на 57...
Рабочая программа по географии 11 класс
Основная цель курса – продолжить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мир...
Рабочая программа по Географии ОДб.06
Авторская Рабочая программа по ОДб. 06 Георгафия по специальности Право и организация социального обеспечения.Преднаначена для обучающихся СПО....
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования утверж...