Рабочая программа по географии 6 класс УМК "Сферы"
рабочая программа по теме
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 классс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programmma_po_geografii_6_kl._umk_sfery.docx | 118.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №373 Московского района Санкт-Петербурга «Экономический лицей»
«Рассмотрено»: На заседании МО учителей географии Протокол №____ «____» _________ 2013г | «Согласовано» Зам директора по УВР _______И.В.Файншмидт «____» _________ 2013г | «Утверждаю» Директор ГБОУ лицей №373 Московского района Санкт- Петербурга __________И.В.Афанасьева «____» _________ 2013г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «География. Планета Земля» для основной школы на основе ФГОС, примерной программы по географии УМК «Сферы»
6 класс.
Базовый уровень.
Срок реализации 2013 – 2014 учебный год
Учитель: Щербакова Юлия Юрьевна
Санкт-Петербург
2013- 2014 учебный год
Структура программы:
- Пояснительная записка;
- Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки);
- Содержание учебного предмета;
- Тематический план;
- Перечень обязательных практических работ;
- Требования к уровню подготовки учащихся;
- Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний;
- Техническое и информационное обеспечение уроков
- Список литературы для обучающих и педагогов
- Перечень обязательной географической номенклатуры за 6 класс
- Пояснительная записка
Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 классс) для основной школы составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по географии. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.
Данную рабочую программу реализует следующий УМК «Сферы» для 6 класса:
- Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник. Просвещение, УМК «Сферы»,2011-2012г.;
- Котляр Ольга Геннадьевна. Тетрадь- практикум. География. Планета Земля. 5-6 классы. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.;
- Лобжанидзе Александр Александрович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь-тренажёр. В 2-х частях. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012 г.;
- Барабанов Вадим Владимирович. География. Планета Земля. 5-6 классы. Тетрадь- экзаменатор. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012 г.;
- Савельева Людмила Евгеньевна, Котляр Ольга Геннадьевна, Григорьева Марина Александровна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Иллюстрированный атлас. Просвещение УМК «Сферы», 2011-2012 г.;
- Котляр Ольга Геннадьевна. География. Планета Земля. 5-6 классы. Контурные карты. Просвещение, УМК «Сферы», 2011-2012г.
География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно- научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
• понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
• понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
• глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды её географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
• выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
• формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание примерной программы по географии для основной школы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. Согласно рабочей программе для линии УМК «География. Сферы» в 5 и 6 классах изучаются раздел «Источники географической информации» (включая тему «Развитие географических знаний о Земле») и раздел «Природа Земли и человек».
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые географические сведения. Данная рабочая программа учитывает, что по отношению к курсу географии курс «Окружающий мир» является пропедевтическим.
Изучение географии в 5- 6 классах на основе материала учебника «География. Планета Земля» призвано обеспечить:
- формирование основополагающих физико- географических знаний о природе Земли как целостной системе, составные части которой находятся в непрерывном развитии, о географической зональности и поясности, единстве человека и природы, о необходимости сохранения природной среды как условия существования человечества;
- овладение основами картографической грамотности, элементарными практическими умениями применения простых приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями и их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- приобретение представлений о месте географии в системе научных знаний и ее роли в освоении человеком планеты, о результатах выдающихся путешествий и географических открытий;
- формирование экологического взгляда на географическую информацию, способности ее рассмотрения через призму сохранения устойчивого развития географической оболочки как единой социоприродной среды и решения проблем экологической безопасности;
- формирование умений описывать и объяснять разнообразные физико- географические явления, навыков применения приобретенных географических знаний и повседневной жизни для оценки последствий своих действий по отношению к окружающей среде, уровня безопасности окружающей среды и адаптации к условиям проживания на конкретной территории.
Содержание начального курса географии в основной школе позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать. Наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. эти умения ведет к формированию познавательных потребностей и развитию познавательных способностей.
Учитывая положение ФГОС о том, что предметом оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно быть достижение предметных, метапредметных и личностных результатов, эти планируемые результаты обучения географии находят отражение в тематическом планировании в виде конкретных учебных действий, которыми учащиеся овладевают в процессе освоения предметного содержания.
- Планируемые результаты обучения (требования к уровню подготовки) географии в 6 классе
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Важнейшие предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
3. Содержание разделов курса географии, вошедших в учебник
«География. Планета Земля» 6 класс.
(по примерной программе)
Раздел 2. Природа Земли и человек (продолжение)
Гидросфера — водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли.
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных действий). В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ч в неделю в 5, 6 классах
Темы, входящие в разделы примерной программы | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 6 класс (35 ч) | ||
Введение (1 ч) | ||
Введение | Урок 1. Введение. Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения. Ресурсы урока: учебник; атлас; контурные карты; тетрадь- тренажёр; тетрадь-практикум, с. 20-21 («Наблюдения за погодой. Ведение дневника погоды»); тетрадь- экзаменатор; электронное приложение к учебнику | Знакомиться с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Начать заполнение дневника наблюдений за погодой |
Гидросфера — водная оболочка Земли (9 ч) | ||
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды | Урок 2. Гидросфера Понятие «гидросфера». Объём гидросферы, её части. Мировой круговорот воды, его роль в природе. Значение гидросферы для Земли и человека. Ресурсы урока: учебник, с. 82-83; атлас, с. 26-27; тетрадь- тренажёр, с. 4 (№ 1), с. 6 (№ 1,2), с. 17 (№2); электронное приложение к учебнику | Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснять значение круговорота воды для природы Земли. Описывать значение воды для жизни на планете. |
Части Мирового океана. Свойства вод Мирового океана | Урок 3. Мировой океан. Океан и его части. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океанов: температура и солёность поверхностных вод. Зависимость температуры и солёности от географической широты и изменчивость по сезонам года. Ресурсы урока: учебник, с. 84-85; атлас, с. 26-29; контурные карты, с. 14-15 (№ 1), с. 24-25 (№ 1); тетрадь- тренажёр, с. 4 (№3-5), с. 7 (№ 3), с. 9-11 (№ 1-6), с. 17 (№1), с. 18-19(№3,4); электронное приложение к учебнику | Определять и описывать но карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей. Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод Мирового океана. Строить графики изменения температуры и солёности вод океанов в зависимости от широты |
Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды | Урок 4. Движения воды в Океане Ветровые волны, цунами. Океанические течения. Приливы и отливы. Вертикальные движения вод. Практическая работа по описанию вод Мирового океана на основе анализа карт. Ресурсы урока: учебник, с. 86-87, атлас, с. 26-29; контурные карты, с. 14-15 (№ 2, 5); тетрадь- тренажёр, с. 4(№ 4), с. 7 (№4), с. 11 (№7,8), с. 14 (№ 1); тетрадь- практикум, практическая работа «Описание по картам вод Мирового океана»; электронное приложение к учебнику | Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения |
Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек | Урок 5. Реки Части реки. Речная система, бассейн реки, водораздел. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек. Ресурсы урока: учебник, с. 88-91; атлас, с. 8-11, с. 26-27, с. 30-31; контурные карты, с, 14-15 (№3), с. 24-25 (№2); тетрадь- тренажёр, с. 4-5 (№ 2, 6-10), с. 7 (№5), с. 12-13 (№9-13), с. 15 (№3), с. 99 (№5); электронное приложение к учебнику | Определять и показывать по карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт |
Озёра, водохранилища, болота | Урок 6. Озёра и болота Озёра, их разнообразие. Водохранилища. Болота. Ресурсы урока: учебник, с. 92-93; атлас, с. 8-11, с. 30-31; контурные карты, с. 14-15 (№ 4); тетрадь- тренажёр, с. 5(№11 ,12), с. 7 (№ 6), с. 13-14 (№ 14-15), с. 15 (№4), с.19 (№6); электронное приложение к учебнику | Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин |
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость | Урок 7. Подземные воды Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод. Ресурсы урока: Учебник, с. 94-95- Тетрадь- тренажёр, с.6 (№13), с.8 (№7); электронное приложение к учебнику | Анализировать модели (иллюстрации) «Подземные воды», Артезианские воды». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении, разных видов подземных вод и минеральных источников для человека |
Ледники—главные аккумуляторы пресной воды на | Урок 8 Ледники и многолетняя мерзлота Горные и покровные ледники. Айсберги. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения. Ресурсы урока: Учебник, с. 96-97; Атлас, с. 8-9, с. 26-27; Тетрадь- тренажёр, с. 6 (№ 14), с.8 (№8), с. 15 (№ 2); Электронное приложение к учебнику | Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты. Описывать географическое положение областей оледенения. Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты |
Человек и гидросфера. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения | Урок 9. Человек и гидросфера Объёмы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод. Практическая работа «Описание реки своей местности» Ресурсы урока: Учебник, с. 98-99; Тетрадь-тренажёр, с, 16 (№ 5-6); Электронное приложение к учебнику; Тетрадь- практикум, практическая работа «Описание реки своей местности»; Тетрадь-экзаменатор, с. 4-25; | Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними |
Урок 10. Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли» Ресурсы урока: Учебник, с. 82-100; Атлас, с. 8-9, 26-31; Электронное приложение к учебнику | Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока; — подготовленное обсуждение Проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги». Учебник, с. 100; — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 56-63; | |
Атмосфера—воздушная оболочка Земли (10 ч) | ||
Состав атмосферы, ее структура. Значение ат- для жизни мосферы на Земле | Урок 11. Атмосфера Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, ионосфера). Значение атмосферы. Ресурсы урока: Учебник, с, 102-103; Атлас, с. 32; Тетрадь-тренажёр, с. 20 (№ 1); Электронное приложение к учебнику | Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». Объяснять значение атмосферы. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера — «кухня погоды |
Нагревание атмосферы, температура, распределение тепла на Земле. Построение графиков изменения температуры | Урок 12. Температура воздуха Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект. Практическая работа «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды». Ресурсы урока: Учебник, с. 104-105; Атлас, с. 32-35; Тетрадь- тренажёр, с. 20 (№ 2-4), с. 26 (№ 5), с. 33 (№1,2), с.34 (№8); Тетрадь- практикум, с. 20-21, практическая работа «Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды»; Электронное приложение к учебнику | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур. Анализировать графики годового хода температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей. Выявлять изменение температур по широте на основе анализа карт |
Влага в атмосфере. Облачность и её влияние на погоду. Построение графиков изменения облачности | Урок 13. Влажность воздуха. Облака Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков. Ресурсы урока: Учебник, с. 106-107; Атлас, с. 32-33; Тетрадь- тренажёр, 60 (№ 5-6), с. 22 (№ 1), с. 28 (№2), 33-34 (№ 3-6); Электронное приложение к учебнику | Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность |
Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги ва поверхности Земли | Урок 14. Атмосферные осадки Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах. Ресурсы урока: Учебник, с. 108-109; Атлас, с. 32-33, 35; Тетрадь- тренажёр, с. 21 (№7), с. 26(№5), с.28 (№ 1), с. 29 (№ 3), с, 34 (№ 7); Электронное приложение к учебнику | Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах |
Атмосферное давление. Изменение атмосферного давления с высотой | Урок 15. Атмосферное давление Понятие «атмосферное давление». Измерение атмосферного давления: барометр, единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления. Ресурсы урока: Учебник, с. 110; Атлас, с. 32-33; Тетрадь-тренажёр, с. 21 (№ 8), с.30 (№ 7), с. 35 (№ 9); Электронное приложение к учебнику | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте. Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах |
Ветры. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Построение розы ветров | Урок 16. Ветер Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель Практическая работа по вычерчиванию розы ветров. Ресурсы урока: Учебник, с. 111-113; Атлас, с. 33; Тетрадь- тренажёр, с. 1 (№9-10), с. 29 (№ 4-5), с. 30 (№6,8), с. 36 (№ 11); Тетрадь-практикум, практическая работа «Обобщение данных дневника погоды» (с. 28-29); Электронное приложение к учебнику | Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра). Определять направление ветров по картам. Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров |
Погода. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды | Урок 17. Погода. Погода и её элементы. Причины изменения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды. Ресурсы урока: Учебник, с. 114-115; Атлас, с. 32-33; Тетрадь- тренажёр, с. 21 (№11), с.2 (№ 4), с. 24 (№1), с.25 (№2), с. 36 (№11); Электронное приложение к учебнику | Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды. Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах. Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Описывать погоду |
Климат и климатические пояса | Урок 18. Климат Понятие о климате и его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы. Ресурсы урока: Учебник, с. 116-117; Атлас, с. 32-35; Тетрадь- тренажёр, с. 22 (№12-13), с. 25 (№ 3), с. 26 (№ 4,6), с. 35 (№ 10), с. 37 (№ 12); Электронное приложение к учебнику | Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм. Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов, делать выводы |
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды | Урок 19. Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу. Ресурсы урока: Учебник, с. 118-121; Атлас, с. 32-35; Тетрадь-тренажёр, с. 22 (№2,3), с. 23 (№5), с. 24 (№ 6); Электронное приложение к учебнику | Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических и неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу» |
Урок20. Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» Ресурсы урока: Учебник, с. 101-122; Атлас, с. 32-35; Тетрадь- тренажёр, с. 27 (№7), задание по составлению фрагмента климатической карты; Тетрадь- экзаменатор, с. 64-71; Электронное приложение к учебнику | Предлагается несколько вариантов проведения обобщающего урока по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» (по выбору учителя): — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 122; — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 64-71; — выполнение задания по составлению фрагмента климатической карты, предлагаемого в Тетради-тренажёре, с. 27 | |
Биосфера — оболочка жизни (5 ч) | ||
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Границы биосферы | Урок 21. Биосфера Понятие «биосфера». В.И. Вернадский - создатель учения о биосфере Границы современной биосферы Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах - реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суше и в Мировом океане. Ресурсы урока: Учебник, с 124-124, атлас, с. 36-39; тетрадь- тренажер, с.38 (№1-4), с. 40 (№1,2), с. 48 (№1); электронное приложение к уроку | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Обосновывать проведение границ биосферы. Описывать сферу распространения живых организмов. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере |
Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане | Урок 22. Жизнь в Океане и на суше Факторы воздействия на распространение живых организмов в океане х и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количества осадков, рельефа. Ресурсы урока: Учебник, с. 126-127; Атлас, с. 36-39; Тетрадь- тренажёр, с. 38 (№5), с. 39 (№7-9), с. 40 (№3), с.41(№ 1,4), с. 42 (№-4), с. 44-45 (№1-3), с.46 (№5); Электронное приложение к учебнику | Сравнивать приспособителъные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей |
Биологический круговорот. Роль биосферы | Урок 23. Значение биосферы Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека. Ресурсы урока: Учебник, с. 128-129; Атлас, с. 36-39; Тетрадь-тренажёр, с. 39 (№10), с. 47(№8), с. 48 (№3); Электронное приложение к учебнику | Анализировать схему биологического круговорота и выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ. Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ. Обосновывать конкретными примерами участие живых организмов в преобразовании земных оболочек |
Биосфера Земли | Урок 24. Человек — часть биосферы Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека. Ресурсы урока: Учебник, с. 130-131; Атлас, с. 42-47; Тетрадь- тренажёр, с. 39-40 (№11-14), с. 43 (№ 6,7), с. 44 (№ 8), с. 45 (№ 4), с. 46 (№6), с. 47 (№ 7), с.48 (№2), с.49 (№5); Электронное приложение к учебнику | Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас. Анализировать диаграммы с целью получения данных о расовом составе населения мира (региона, страны). Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежностью, распространением рас и размещением населения на планете. Объяснять роль биосферы в жизни человека |
Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды | Урок 25. Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни» Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие. Ресурсы урока: Учебник, с. 132-134; Атлас, с. 36-39, 42-47; Тетрадь- тренажер, с.40 (№ 15), с. 43(№5), с. 49 (№4); Тетрадь-экзаменатор, с. 72-77; Электронное приложение к учебнику | Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описывать меры, направленные на охрану биосферы. Высказывать мнения о воздействии человека на биосферу в своём крае. Предлагается несколько вариантов проведения обобщения по теме «Биосфера — оболочка жизни» (по выбору учителя); — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги*, Учебник, с. 134; —выполнение вариантов контрольной работы в тетради- экзаменаторе, с. 72-77 |
Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Широтная зональность и высотная поясность | Урок. 26. Географическая оболочка Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки. Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность. Ресурсы урока: Учебник, С. 136-137; Атлас, с. 36-39; Тетрадь-тренажёр, с. 50 (№ 1), с. 52 (.№ 1), с. 58 (№ 1); Электронное приложение к учебнику | Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности. Выявлять на конкретных примерах причинно-следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке. Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности |
Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные | Урок 27. Природные комплексы Компоненты природного комплекса, их взаимодействие. Размеры природных комплексов. Природные зоны как крупнейшие зональные комплексы. Высотные пояса. Природно-антропогенные и антропогенные комплексы Ресурсы урока: Учебник, с. 138-139; атлас, с. 34-37; Контурные карты, 18-19 (№ 1-2); Тетрадь-тренажёр, с. 50 (№ 2-4), с. 55 (№1), с. 56 ( № 2), с. 59 (№ 2), с 63 (№3); Электронное приложение к учеб- | Анализировать схемы для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики. Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов |
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв | Урок 28. Почва Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространённые зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация. Ресурсы урока: Учебник, с. 140-141; Атлас, с. 40-41, 36-37; Тетрадь- тренажёр, с. 50 (№ 5-7), с. 56 (№ 3), с.57 (№ 4-6), с. 60 (№3,4), с. 62 (№1); Электронное приложение к учебнику | Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма. Сопоставлять карты почв и природных зон, устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства |
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности в разных природных зонах | Урок 29. Ледяные пустыни и тундры Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир. Ресурсы урока: Учебник, с. 142-143; Атлас, с. 36-37, 40-41; Тетрадь-тренажёр, с. 50 (№ 8), с. 53 (№ 3); Электронное приложение к учебнику | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать и описывать их. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интерне- те и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мира и человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне |
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности в разных природных зонах | Урок 30. Леса. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Ресурсы урока: Учебник, с. 144-147; Атлас, с. 36-37, 40-41; Тетрадь- тренажёр, с. 51 (№ 9), с. 53 (№ 2,3), с. 61 (№ 5), с. 62 (№2); Электронное приложение к учебнику | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей |
Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности в разных природных зонах | Урок 31. Степи и саванны. Засушливые области планеты Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Ресурсы урока: Учебник, с. 148-151; Атлас, с. 36-37, 40-41; Тетрадь-тренажёр, с. 51 (№ 10-12), с. 53 (№ 3), с.61 (№ 3); Контурные карты, с. 18-19 (№ 3-4); Электронное приложение к учебнику | Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей |
Урок 32. Природные комплексы Мирового океана. Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов. Ресурсы урока: Учебник, с. 152-153; Атлас, с. 26-29, 38-39; Тетрадь-тренажёр, с. 52 (№ 13); Электронное приложение к учебнику | Определять по картам районы распространения представителей органического мира океанов. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в Мировом океане широтной зональности. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в Мировом океане. Находить информацию (в Интернете и других источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека | |
Памятники природного и культурного наследия человечества | Урок 33. Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие Всемирное наследие. Угрозы сохранению объектов наследия. География объектов Всемирного наследия. Природное наследие и сохранение биологического разнообразия. Культурное наследие. Ресурсы урока: Учебник, с. 154-157; Атлас, с. 48-49; Контурные карты, с. 24-25 (№ 5), тетрадь- тренажер, с. 52 (№14), с. 54 (№4), с. 58 (№7), с. 62 (№7); тетрадь- практикум, с. 30-31, практическая работа «Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия»» | Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов природного и культурного наследия человечества. Обозначать на контурной карте объекты природного и культурного наследия. Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объекте всемирного природного (культурного) наследия и о его значении для человечества |
Урок 34. Обобщающий урок по теме „Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс» Ресурсы урока: Учебник, с. 135-15*. Атлас, с. 36-43, 48-49; Тетрадь-экзаменатор, с. 78-83; Электронное приложение к учебнику | Предлагается несколько проведения обобщающего урока теме .Географическая оболочка самый крупный природный комплекс»: — подготовленное обсуждение проблем, предлагаемых в рубрике «Подведём итоги», Учебник, с. 158; — выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 78-83 | |
Оставшийся резерв времени (1 ч) учитель может использовать по своему усмотрению, в том числе для выполнения творческих работ, перечень которых приведён в Тетради-экзаменаторе с.84-95 |
Поурочное планирование
6 класс
Период | № урока | Тема урока | Контроль (практические, проверочные и тестовые работы) | Домашнее задание | № урока на который задано |
Введение. | Записи в тетради | ||||
Гидросфера | §31 | ||||
Мировой океан. | §32 | ||||
Движения воды в Океане | Практическая работа № 1 | §33 | |||
Реки | §34 | ||||
Озёра и болота | §35 | ||||
Подземные воды | §36 | ||||
Ледники и многолетняя мерзлота | §37 | ||||
Человек и гидросфера | Практическая работа №2 | §38 | |||
Обобщающий урок по теме «Гидросфера — водная оболочка Земли» | Не задано | ||||
Атмосфера | §39 | ||||
Температура воздуха | Практическая работа №3 | §40 | |||
Влажность воздуха. Облака | §41 | ||||
Атмосферные осадки | §42 | ||||
Атмосферное давление | §43 | ||||
Ветер | Практическая работа №4 | §43 | |||
Погода | §44 | ||||
Климат | §45 | ||||
Оптические явления в атмосфере. Человек и атмосфера | §46,47 | ||||
Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» | Не задано | ||||
Биосфера | §48 | ||||
Жизнь в Океане и на суше | §49 | ||||
Значение биосферы | §50 | ||||
Человек — часть биосферы | §51 | ||||
Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера — оболочка жизни» | §52 | ||||
Географическая оболочка | §53 | ||||
Природные комплексы | §54 | ||||
Почва | §55 | ||||
Ледяные пустыни и тундры | §56 | ||||
Леса. | §57 | ||||
Степи и саванны. Засушливые области планеты | §58,59 | ||||
Природные комплексы Мирового океана | §60 | ||||
Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие | Практическая работа №5 | §61,62 | |||
Обобщающий урок по теме „Географическая оболочка — самый крупный природный комплекс» | Повторить §31-62 | ||||
Обобщающее повторение за курс География. Планета Земля, 6 класс | Не задано |
- Перечень обязательных практических работ
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 5 практических работ в тетради- практикуме:
- Наблюдения за погодой и ведение дневника погоды, (6 класс);
- Описание по картам вод Мирового океана, (6 класс);
- Комплексное описание реки, (6 класс);
- Обобщение данных дневника погоды, (6 класс);
- Создание информационного буклета «Объект всемирного наследия» , (6 класс).
- Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса «География: Планета Земля. Начальный курс» ученик должен:
Знать/понимать:
- - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,
- результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,
- основные источники географической информации,
- методы изучения Земли,
- географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,
- различия между планом местности, картой, глобусом,
- современные способы создания карт,
- как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,
- состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,
- изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,
- географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.
Уметь:
- показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте
мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,
- обозначать и надписывать их на контурной карте,
- давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,
- находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,
- приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,
- составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,
- описание образа природных объектов,
- описание природных объектов по типовому плану,
- описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,
- определять на местности, плане, на карте расстояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных
характеристик компонентов природы,
- представлять результаты измерений в разной форме,
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.
Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное значение природы
- Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний
учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность
в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к
организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное
понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные
положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно
и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе
ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в
незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный
материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии;
делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,
законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным
языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно
и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную
литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,
сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на
творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию
учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками,
сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ
на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного
материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных
терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной
логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов
и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в
основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на
дополнительные вопросы учителя.
2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и
примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные
знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и
сопровождающей письменной, использовать научные термины;
3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
4. Ответ самостоятельный;
5. Наличие неточностей в изложении географического материала;
6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения,
небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются
сделанные пропуски;
8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических
явлений;
9. Понимание основных географических взаимосвязей;
10. Знание карты и умение ей пользоваться;
11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не
препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения
аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал
недостаточно четкие;
5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или
допустил ошибки при их изложении;
6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при
объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров
практического применения теорий;
7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста
учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника
(записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые
ошибки.
9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области
географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
2. Не делает выводов и обобщений.
3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах
поставленных вопросов;
4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных
вопросов и задач по образцу;
5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при
помощи учителя.
6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка "1" ставится, если ученик:
1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
2. Полностью не усвоил материал.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется
мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ,
предложение оценки.
Оценка проверочных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена
- оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если
учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,
предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
2.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: / Кн. для учителя – М.:
Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для
выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность
конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или
стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения
к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического
материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных
и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени
(можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала,
но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы.
Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной
целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.
Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой
подготовки учащегося.
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все
географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но
есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны
основные географические объекты
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в
определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических
территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической
деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в
использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в
формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются
существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт
атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их
пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки,
речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для
правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет
оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте
нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным
заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть
снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.
2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.
3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.
4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта
должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.
6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в
поле карты.
7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться
на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название
географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более
аккуратно).
5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те
из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной
карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.
6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены
внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.
7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.
8.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно
оформлять шариковой ручкой.
9.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.
Примечание.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только
правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное
выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
- Техническое и информационное обеспечение уроков
ПЕРЕЧЕНЬ ИЗДАНИЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ «СФЕРЫ» ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
5-6 классы
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.
- География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
- Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
- География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс.
- География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс.
- География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.
- Список литературы для обучающих и педагогов
Перечень литературы для педагогов
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
- География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. М.: Просвещение,2012
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер, в 2 частях. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
- Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля. Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
- Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2012
- География. Планета Земля. Атлас. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012
- География. Планета Земля. Контурные карты. 5-6 класс. М.: Просвещение,2012
- География. Планета Земля. Методические рекомендации, 5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011
- Рабочие программы. География. УМК «Сферы» 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение,2011
Дополнительная литература для учащихся:
- Томилин А. Н. География для детей- М.: АСТ, 2009
- Энциклопедия для детей. География. –М.: Аванта +, 2000
- Большой географический атлас.- М.: Олма- Пресс, 2002
- Географические открытия: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2007
- Земля и Вселенная. – М.: Махаон, 2010
- Вулканы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2006
- Горы: детская энциклопедия. – М.: Махаон, 2009
- Моря и океаны: энциклопедия. – М.: Махаон, 2010
- Живой мир: энциклопедия. – М.: Росмэн, 2008
- Большая энциклопедия природы. – М.: Росмэн, 2008
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы
http://www.rgo.ru/ - Планета Земля
http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система
http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество
http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России
10. Перечень обязательной географической номенклатуры
6 класс
Тема ”Гидросфера”
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно- Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 11 класс
Основная цель курса – продолжить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мир...
Рабочая программа по географии 8 класс
Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования утверж...
Рабочая программа по географии для 5-6 класса полярная звезда
Рабочая программа по географии для 5-6 класса "полярная звезда"...
Рабочая программа по географии для 5 класса
Рабочая программа по географии для 5 класса.«География. Начальный курс» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений...
рабочая программа по географии для 8 класса фгос
Рабочая программа по географии создана с целью реализации ФГОС. В программе приведены критерии оценки, перечень тем дя проектных работ, КИМ....
Рабочая программа по географии 5-9 классы
Рабочая программа по предмету «География» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
Рабочая программ по географии 10-11 классы (углублённый уровень)
Содержание предмета (углублённый уровень) География в современном мире География в системе естественно-научных и гуманитарных знаний. История географии как науки. Основные теории и концепции современн...