Рабочая программа по географии 11 класс
рабочая программа на тему

Ольга Сергеевна Гильдебрант

Основная цель курса – продолжить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, которые происходят как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_kl.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

1.1 Статус программы

Программа по экономической и социальной географии составлена в соответствии с примерной программой основного общего образования по географии (письмо Департамента государственной политики в образовании МОРФ от 07.07.2005 г. № 03 – 1263), с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиНРФ от 05.03.2004 г. № 1089) на основании авторской программы В.П Максаковский учебного плана МБОУ «Знаменская СОШ», положения об учебной программе.

Программа конкретизирует содержание учебных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изложения тем с учётом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, межпредметных и внутрипредметных связей.

Согласно действующему учебному плану, рабочая программа предусматривает по экономической и социальной географии мира в 11 классе 1 час в неделю (34 ч\год).   Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. На основе Примерных программ Минобразования РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания учебного материала по географии в 11 классе, в нём реализуется базовый уровень

1.2 Цели и задачи изучения курса

Цели обучения экономической и социальной географии:

- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразий его объектов и процессов;

- овладение умениями сочетать глобальный, реальный и локальный подходы для описания и анализа природных, геоэкологических, социально-экономических процессов и явлений;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих  способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

-использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов знаний, умений, а также географической информации;

- нахождение и применение географической информации, включая карты, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, статистические материалы для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира;

- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых программ, телекоммуникаций, простого общения.

Задачи обучения экономической и социальной географии

- изучить основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований; особенности размещения основных видов природных ресурсов, их месторождения; численность и динамику населения мира, их энографическую специфику, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации; географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение основных отраслей;

- научить определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность в мире, демографическую ситуацию;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими процессами, явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

-сопоставлять карты различной тематики;

- овладеть навыками использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

1.3 Общая характеристика учебного предмета «Экономическая и социальная география мира» (2 часть)

Основная цель курса – продолжить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, которые происходят как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.

Курс «Экономическая и социальная география мира» призван закрыть мировоззренческий пробел в образовании учащихся, восстанавливая единое геополитическое пространство России. Материал курса позволяет более полно познакомить учащихся с государствами – нашими соседями, которые в основных географических курсах изучаются не отдельно, а лишь в составе историко-географических регионов или групп стран.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Каждая изучаемая страна рассматривается комплексно: её геополитическое положение, история формирования территории, природа, население, хозяйство, внешние связи. Решению задач воспитания у учащихся интереса к занятиям, самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия и добросовестности при обучении географии служат разнообразные методы и организационные формы.

1.4 Место программы в учебном плане образовательного учреждения

 

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 1 час в неделю (34 ч\год)  для обязательного изучения учебного предмета «Экономическая и социальная география» на этапе основного общего образования в 11 классе. Формой итоговой аттестации является контрольная работа (тестирование).

1.5 УМК

Для реализации данной программы используется учебник «Экономическая и социальная география» 10 класса под редакцией В.П Максаковский -  М.: «Просвещение», 2008 г, согласно Федеральному перечню учебников, рекомендованных МОиНРФ на 2015-2016 уч. год, утверждённому приказом МБОУ «Знаменская СОШ».

2. Основное содержание курса «Экономическая и социальная география мира» (2 часть)

(1 час в неделю / 34 часа в год)

Раздел II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (32 ч) 

Тема 1. Зарубежная Европа (7ч)

1. Общая характеристика Зарубежной Европы (1 ч)

2. Страны Европы. Природные условия и ресурсы,  население региона (1 ч)

3. Хозяйство стран Европы (1 ч)

4. Отрасли непроизводственной сферы (1 ч)

5. Страны Западной Европы: ФРГ и Франция (1 ч)

6. Страны Западной Европы: Великобритания и Италия (1 ч)

7. Контрольная работа по теме «Страны Европы» (1 ч)

Тема 2. Зарубежная Азия (8 ч)

1. Страны Зарубежной Азии. Общий обзор (1 ч)

2. Природные условия и ресурсы (1 ч)

3. Население Зарубежной Азии. Хозяйство. Основные районы сельского хозяйства (1 ч)

4. Субрегионы Зарубежной Азия (1 ч)

5. Китай (1 ч)

6. Япония (1 ч)

7. Индия (1 ч)

8. Зачет по теме «Страны Азии» (1 ч)

Тема 3. Африка (4 ч)

1. Страны Африки. Общий обзор (1 ч)

2. Население. Хозяйство (1 ч)

3. Региональные различия. ЮАР (1 ч)

4. Контрольная работа по теме «Африка» (1 ч)

Тема 4. Северная Америка (6 ч)

1. Общая характеристика Северной Америки (1 ч)

2. США. ЭГП, природные условия и ресурсы (1 ч)

3. США. Население (1 ч)

4. США. Хозяйство и микрорегионы (1 ч)

5. Канада (1 ч)

6. Зачет по теме «Северная Америка» (1 ч)

Тема 5. Латинская Америка (4 ч)

1. Общая характеристика стран Латинской Америки (1 ч)

2. Население Латинской Америки. Хозяйство (1 ч)

3. Бразилия (1 ч)

4. Контрольная работа по теме «Латинская Америка» (1 ч)

Тема 6. Австралия и Океания (3 ч)

  1. Австралия и Океания (1 ч)
  2. Контрольная работа по теме «Австралия и Океания» (1 ч)
  3. Обобщение знаний и умений по теме «Региональная характеристика мира» (1 ч)

Раздел III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2ч)

  1. Понятие о глобальных проблемах, проблема войны и мира. Экологическая и другие глобальные проблемы (1 ч)
  2. Контрольная работа по теме «Глобальные проблемы человечества» (1 ч)

  1. Требования к уровню подготовки

В результате изучения географии ученик должен:

знать/понимать 

-особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;

- смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда.

уметь 

- применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;

- характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;

- проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;

- решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

- анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов в условиях планирования их развития;

- описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;

- геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;

- понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.

5. Список литературы

1. Программы курса географии 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. втор В.П Максаковский – М.: Просвещение, 2008 г.

2. Учебник: В.П Максаковский «Экономическая и социальная география России». - М.: Просвещение, 2008 г.

3. Экономическая и социальная география 10 класс. Поурочные планы по учебнику В.П Максаковский «Учитель», 2008 г.

4. Поурочные разработки по экономической и социальной географии:10-11 класс: к учебнику под редакцией В.П. Максаковский. «Экономическая и социальная география: 10-11 класс. – М.: Изд. «Просвещение», 2008.

5. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: экономическая и социальная. 10-11 класс. - М.: «Вако», 2011.

6. Ануфриева О.И. поурочные планы по экономической и социальной географии. 10 класс. Волгоград.: «Учитель», 2011.

7. Атлас: «Экономическая и социальная география. 10-11 класс». – М.: Дрофа, 2009  

8. Контурные карты: «Экономическая и социальная география» 10-11 класс/под ред. В.И.Сиротина. – М.: Дрофа, 2009.


  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

11 КЛАСС

п\п

Дата

проведения

Кол-во

часов

Тема урока

Основные элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Форма контроля

Оборудование

план

факт

Раздел II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИРА (32 ч)

Тема 1. Зарубежная Европа (7 ч)

1

2.09

1

Общая характеристика Зарубежной Европы

Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние географические различия стран.

Знать\понимать основные географические понятия и термины

Оценивать и объяснять  

ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства ; степень природных, техногенных и антропогенных изменений отдельных территорий.

Составлять

комплексную географическую характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, отражающие географические закономерности явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Фронтальный опрос

Политическая карта мира, физическая карта Европы

2

9.09

1

Страны Европы. Природные условия и ресурсы,  население региона. Хозяйство стран Европы. Отрасли непроизводственной сферы

Пр. р. 1 Изучение проблемы прир. и трудовых рес-ов в процессе интеграции стран Заруб. Европы

Политическая карта мира, физическая карта Европы

3

16.09

1

Страны Западной Европы

Пр. р. 2 Создание экономико-гео.обоснования размещения двух-трех отраслей в одной из стран

Политическая карта мира, физическая карта Европы

4

23.09

1

ФРГ

Самостоятельная работа

ПКМ, физическая карта Европы

5

30.09

1

Франция

Пр. р. 3 Сравнит. характеристика двух стран «Большой 7-ки»

Политическая карта мира, физическая карта Европы

6

7.10

Страны Западной Европы: Великобритания и Италия

Пр.р.4

Сравнит.характеристика двух стран

Политическая карта мира, физическая карта Европы

7

14.10

1

Контрольная работа по теме «Страны Европы»

Тестирование

Тема 2. Зарубежная Азия (8 ч)

8

21.10

1

Страны Зарубежной Азии. Общий обзор

Комплексная гео. хар-ка прир. ресурсов, населения и хоз-ва. Регион. различ. Особенности ГП, прир-ресурсного потенциала, населения, хоз-ва, культу-ры, соврем. проблемы развития крупных стран мира. Внутренние гео. различия стран.

Оценивать и объяснять  

ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентра-ции населения и производ-ства ; степень природных, техногенных и антропоген-ных изменений территорий.

Составлять комплексную гео.характеристику стран Европы; таблицы, картосхе-мы, диаграммы, простейшие карты, отражающие гео.закономерности явлений и процессов, их территори-альные взаимодействия

Пр. р. 5 Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зарубежной Азии

Политическая карта мира, физическая карта Азии

9

28.10

1

Природные условия и ресурсы.

Хозяйство

Основные районы сельского хозяйства.

Географический диктант

Политическая карта мира, физическая карта Азии

10

11.11

1

Население Зарубежной Азии

Пр.р. 6

Население и хозяйство Зарубежной Азии

Политическая карта мира, карта народов мира

11

18.11

1

Субрегионы Зарубежной Азия

Пр.р.7

Сравнительная характеристика регионов Зарубежной Азии

Политическая карта мира, физическая карта Азии

12

25.11

1

Китай. Общая характеристика страны.

Конфуцианство, даосизм, иероглифы

Пр. р. 8 Характеристика специализации основных сельскохозяйственных районов Китая, объяснение причин

Политическая карта мира, физическая карта Азии

13

2.12

1

Япония. Общая характеристика страны.

Мегаполис, технополис, икебана, бонсай, кимоно, гейши, самураи

Пр. р. 9 Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии

Политическая карта мира, физическая карта Азии

14

9.12

1

Индия. Общая характеристика страны.

Зеленая революция

Пр. р. 10  Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии

Политическая карта мира, физическая карта Азии

15

16.12

1

Зачет по теме «Страны Азии»

Зачёт

Тема 3. Африка (4 ч)

16

23.12

1

Страны Африки. Общий обзор

Комплексная гео.характеристика прир. ресурсов, населения и хозяйства Сев.Америки. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние геогра-фические различия стран.

Оценивать и объяснять  

ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной

концентрации населения и производства; степень природных, техногенных и антропогенных изменений отдельных территорий.

Составлять комплексную гео.характеристику стран Европы; таблицы, картосхе-мы, диаграммы, простейшие карты, отражающие гео.закономерности явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Пр. р. 11 Изучение проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Африки

Политическая карта мира

17

13.01

1

Население

Хозяйство стран Африки

Колониализм, апартеид, геноцид, ложная урбанизация

Самоятоятельная работа

Политическая карта мира, карта народов мира

18

20.01

1

Региональные различия. ЮАР. Общая характеристика страны.

монокультура, подсечно-огневое земледелие, опустынивание

Пр. р. 12 Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использования их природных ресурсов

Политическая и экономическая карты Африки

19

27.01

1

Контрольная работа по теме «Африка»

Тестирование

Политическая и экономическая карты Африки

Тема 4. Северная Америка (6ч)

20

3.02

1

Общая характеристика Северной Америки

Комплексная гео.характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира. Внутренние гео.различия стран.

Оценивать и объяснять  

ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографич. ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень прир.х, техноген. и антропогенных изменений отдельных террит.

Составлять комплексную гео.хар-ку стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, карты, отражающие гео. закономерн. и явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Пр.р.13

Общая хар-ка Северной Америки

Политическая карта мира

21

10.02

1

США. ЭГП, природные условия и ресурсы.

Пр. р. 14 Составление картосхемы  районов загрязнения окружающей среды в США

Карта США

22

17.02

1

США. Население. Хозяйство и микрорегионы

Самостоятельная работа

Пр. р. 15 Сравнительная характеристика макрорайонов США

Карта США

Политическая карта мира, карт США

23

24.02

1

Канада. ЭГП, природные условия и ресурсы

Пр.р.16

ЭГП и хар-ка Канады

Политическая карта мира

24

2.03

1

Канада. Население. Хозяйство и микрорегионы

25

9.03

1

Зачет по теме «Северная Америка»

Зачёт

Политическая карта мира

Тема 5. Латинская Америка (4ч)

26

16.03

1

Общая характеристика стран  Латин.Америки. Население Латинской Америки. Хозяйство

Комплексная гео.характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.

Внутренние гео. различия стран.

Оценивать и объяснять  

ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства; степень природных, техногенных и антропогенных изменений отдельных территорий.

Составлять комплексную гео.характеристику стран Европы; таблицы, , диаграммы, карты

Пр.р.17

Общая хар-ка Латинской Америки

Политическая карта мира

27

23.03

1

Бразилия. ЭГП, природные условия и ресурсы

Пр. р. 18 Составление программы освоения новой территории

Политическая карта мира, карта народов мира

28

6.04

1

Бразилия. Население. Хозяйство и микрорегионы

Политическая карта мира, карта народов мира

29

13.04

1

Контрольная работа по теме «Латинская Америка»

Тестирование

Экономическая карта Латинской Америки

Политическая карта мира

Тема 6. Австралия и Океания (3 ч)

30

20.04

1

Австралия и Океания

Комплексная гео. хар-ка природных ресурсов, населения и хозяйства. Региональные различия. Особенности ГП, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современные проблемы развития наиболее крупных стран мира.

Внутренние гео.различия стран.

Оценивать и объяснять  

ресурсообеспеченность отдельных стран Европы, их демографич.ситуацию, уровни урбанизации .; степень природных, техногенных и антропогенных изменений отдельных территорий.

Составлять комплексную гео.характеристику стран Европы; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, отражающие географические закономерности явлений и процессов, их территориаль-ные взаимодействия

Пр. р. 19 Составление картосхемы, отражающей международные эк. связи Австралийского Союза. Объяснение полученного результата

Политическая карта мира

31

27.04

1

Контрольная работа по теме «Австралия и Океания»

Тестирование

32

4.05

1

Обобщение знаний и умений по теме «Региональная характеристика мира»

Зачёт

Раздел III. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (2 ч)

33

11.05

1

Понятие о глобальных проблемах, проблема войны и мира

Экологические и другие глобальные проблемы

Пр. р. 20 Разработка проекта «Глобальные проблемы человечества. Экология»

Политическая карта мира

34

18.05

1

Обобщающее повторение по курсу «Экономическая и социальная география»

Зачёт

Политическая карта мира

Итого (34 ч)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6 класс УМК "Сферы"

Рабочая программа линии УМК «География. Сферы» (6 клас­сс) для основной школы составлена на основе Федерального го­сударственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результата...

Рабочая программа по географии 8 класс

        Рабочая программа по географии для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования утверж...

Рабочая программа по географии для 5-6 класса полярная звезда

Рабочая программа по географии для 5-6 класса "полярная звезда"...

Рабочая программа по географии для 5 класса

Рабочая программа по географии для 5 класса.«География. Начальный курс»  - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений...

рабочая программа по географии для 8 класса фгос

Рабочая программа по географии создана с целью реализации ФГОС. В программе приведены критерии оценки, перечень тем дя проектных работ, КИМ....

Рабочая программа по географии 5-9 классы

Рабочая программа по предмету «География» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...

Рабочая программ по географии 10-11 классы (углублённый уровень)

Содержание предмета (углублённый уровень) География в современном мире География в системе естественно-научных и гуманитарных знаний. История географии как науки. Основные теории и концепции современн...