Рабочая программа Естествознание, География для групп СПО
рабочая программа по теме

Михеева Надежда Андреевна

Рабочая программа предназначена для изучения курса Естествознание , География для СПО по специальностям социально-экономического профиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odb.11_estestvoznanie.rar65.19 КБ
Файл odb.10_geografiya_eb-14.rar47.51 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Бюджетное учреждение начального профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Когалымский политехнический колледж»

                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОДБ.11  ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

                  общеобразовательная подготовка (социально-экономический профиль)

                        по  специальности 38.02.10 Экономика и бухгалтерский учет

г. Когалым.  2014г.


Рабочая программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисными учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Естествознание» предназначенной для изучения естествознания в учреждениях среднего   профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Организация-разработчик:  бюджетное учреждение начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Когалымский политехнический колледж»

Разработчик: 

Михеева Надежда Андреевна, преподаватель БУ «Когалымский политехнический колледж»

Рассмотрено и рекомендовано:

методическое объединение (МО) дисциплин естественно – научного цикла (блок общеобразовательного цикла)

              Протокол №__1______  от «05»_сентября    2014 г.

Утверждена на заседании методического объединения.

Протокол №_1________  от «05»_сентября     2014 г.

                                

Согласовано:

Заместитель директора  по учебной работе Ю.А.Пуртова



СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ               6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                15

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                               17


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                                                   Естествознание

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание»  предназначена для изучения естествознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО) и среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования. Естествознание изучается как базовый учебный предмет: при освоении профессий НПО и специальностей СПО социально-экономического профиля в учреждениях НПО – в объеме 195 часов, в учреждениях СПО – в объеме 117 часов; при освоении специальностей гуманитарного профиля в учреждениях СПО – в объеме 78 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;

воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Рабочая программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.

Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально-экономического профиля, и «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического и гуманитарного профилей. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.  Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.

В программе для социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях СПО представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше. В каждом варианте тематического планирования предусмотрен резерв учебного времени, предоставляющий возможность преподавателям включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.  Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных работ, экскурсий, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.  Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

- работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

- энергосбережения;

- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

- осознанных личных действий по охране окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать/понимать

- смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

-     вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 176 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося 59 час.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:

лабораторные работы

24

практические занятия

-

контрольные  работы

1

зачет

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

59

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

59

индивидуальные творческие задания

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                                  


22 Тематический план учебной дисциплины «Естествознание»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Физика

         51

Введение. Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия.

          1

Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория

          1

Раздел I. Механика

         12

Механическое движение, его относительность.

1

2

Законы динамики Ньютона.

1

2

Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести.

1

2

Закон всемирного тяготения. Невесомость.

1

2

Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение.

1

2

Потенциальная и кинетическая энергия.

1

2

Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.

1

2

Механические колебания. Период и частота колебаний.

1

2

Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.

1

2

Лабораторная работа. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).

1

2

Лабораторная работа.  Исследование зависимости силы трения от веса тела.

2

2

Демонстрации.  Относительность движения.Инертность тела.

Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.

Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

Зависимость силы упругости от удлинения пружины.

Невесомость.Реактивное движение, модель ракеты.Изменение энергии при совершении работы.Свободные и вынужденные колебания.Образование и распространение волн.  Колеблющееся тело как источник звука

Тема 1.2. Молекулярная физика. Термодинамика

18

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества.

2

2

Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура, как мера средней кинетической энергии частиц.

2

2

Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.

2

3

Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

2

2

Необратимый характер тепловых процессов.

2

2

Тепловые машины, их применение.

2

2

Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.

2

3

Лабораторная работа. Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний.

4

2

Демонстрации.  Движение броуновских частиц.Диффузия.Модель хаотического движения молекул.Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела. Испарение различных жидкостей.Плавление и отвердевание кристаллических тел.Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.

Устройство паровой турбины.

Тема 1.3. Электродинамика

20

Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле.

2

2

Проводники и изоляторы в электрическом поле.

2

2

Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.

2

2

Закон Ома для участка цепи.

2

2

Магнитное поле тока и действия магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.

2

2

Явление электромагнитной индукции.

2

2

Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.

2

2

Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение.

2

3

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.

2

2

Лабораторная работа. Изучение интерференции и дифракции света.

1

Лабораторная работа. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.

1

2

Демонстрации.    Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел.

Нагревание проводников с током.В ействие магнитного поля на проводник с током.

Взаимодействие проводников с токами.Явление электромагнитной индукции.

Устройство и действие электродвигателя и электрогенератора.

Излучение и прием электромагнитных волн.Интерференция и дифракция света.

Раздел 2. Химия с основами экологии

28

Тема: 1.1. Вода. Растворы.

9

1.1.1.  Вода. Растворы. Растворение.

Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.

2

2

1.1.2.  Водные ресурсы Земли

Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки.

2

2

1.1.3.  Жесткость воды

Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.

2

Лабораторная  работа  1.  Анализ содержания примесей в воде.

1

2

Лабораторная  работа № 2. Очистка загрязненной воды.

1

2

Лабораторная  работа № 3.  Устранение жесткости воды.

1

2

Профильные и профессионально-значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды.

Демонстрации.  Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.  Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры.

Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.

Тема:  1.2.Химические процессы в атмосфере

10

1.2.1.  Состав  воздуха.

Химический состав воздуха. Атмосфера и климат.

2

2

1.2.2.  Озоновые дыры.

Озоновые дыры. Загрязнение атмосферы и его источники. Озоновые дыры.

2

2

1.2.3.  Кислотныедожди.

Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов рН.

2

2

Лабораторная  работа №4.  Определение химического состава атмосферы.

2

1

Лабораторная  работа №5.  Измерение уровня СО2.

1

1

Лабораторная  работа №6.  Механизм образования кислотных дождей.

1

1

Демонстрации:  Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе.

Изучение рН различных растворов с помощью универсального индикатора.

Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование.

Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов.

Тема:  1.3. Химия и организм человека

9

1.31.  Химические элементы в организме человека.

Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества.

2

2

1.3.2.   Органические  вещества.

Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.

2

2

1.3.3.  Минеральные вещества.

Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание.

1

2

Лабораторная  работа №7.  Анализ состава молока.

1

2

Лабораторная  работа №8. Определение содержания витамина С в напитках.

1

1

Лабораторная  работа №9. Определение содержания железа в продуктах питания.

1

1

Контрольная работа № 1.

1

           3

           

Раздел 3. Биология с

 основами  экологии

38

Тема:  3.1. 

Наиболее общие представления о жизни

10

1.1.1. Признаки живых организмов.

Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие.

2

2

2

1.1.2.  Разнообразие живых организмов.

Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации.

2

1.1.3.  Строение  клетки.

Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации.

2

2

1.1.4.  Уровни организации живой природы

Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный. Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор.

2

2

Лабораторная  работа №1.  Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

2

2

Демонстрации:  Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.

Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.

Тема:  1.2. Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности

17

1.2..1.  Организм человека.

Ткани, органы и системы органов человека.

2

2

1.2.3.  Дыхание организмов.

Дыхание организмов как способ получения энергии. Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.

2

2

1.2.4.  Движение.

Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.

2

2

1.2.5.  Внутренняя среда организма.  

Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система.

2

2

1.2.6.  Бактерии и вирусы

Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.

2

2

1.2.7.  Индивидуальное развитие организма.

Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

2

2

1.2.7.  Влияние наркогенных веществ на организм.

Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.

2

2

Лабораторная работа №2.  Действие слюны на крахмал.

1

2

Лабораторная работа №3.  Утомление при статической и динамической работе.

1

2

Лабораторная работа №4.  Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

1

2

Демонстрации:  Действие желудочного сока на белки.

Измерение жизненной емкости легких спирометром.

        

Тема:  1.3.  Человек и окружающая среда

11

1.3.1.  Основы  экологии.

Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.

2

2

1.3.2. Экологические  факторы.

Воздействие экологических факторов на организм человека

2

2

1.3.3.Деятельность человека на окружающую среду

Деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения).

2

2

1.3.4. Природопользование.

Рациональное природопользование.  Природные  русурсы.

2

2

Экскурсия

Антропогенное воздействие на окружающую среду.

1

2

Дифференцированный  зачет

2

            3

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1.      - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2.      - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3.      - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика» и лаборатории физики, кабинета «Химии и биологии» и лаборатории химии.

Оборудование учебных кабинетов и лабораторий:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- демонстрационный стол

- вытяжной шкаф

- учебно-наглядные пособия по физике, химии и биологии;

- лабораторное оборудование,  периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов; ряд электро-

отрицательности неметаллов, таблица растворимости солей, кислот и

оснований в воде, плакаты по физике, химии и биологии, химическая

посуда, химические реактивы)

Технические средства обучения:

- мультимедиапроектор, ноутбук, проекционный экран

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;

- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;

- ряд напряжений металлов;

- ряд электроотрицательности неметаллов;

- плакаты по общей и неорганической химии;

- плакаты по органической химии;

- химическая посуда;

- химические реактивы;

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. Учебник – М.: Просвещение, 2009г.
  2. Мякишев Г.Я. Физика. 11класс. Учебник – М.: Просвещение, 2009г.
  3. Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей социально-экономичкского и технического профилей. Учебник – М.: Академия, 2010
  4. Каменский А.А. Биология. Общая биология. Учебник – М.: Дрофа, 2011Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 класс. Учебник – М.: Дрофа 2005
  5. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. «Основы современного естествознания и экология»: - Ростов-на-Дону «Феникс», 2004
  6. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2005.
  7. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2000.

 

Дополнительные источники:

 

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.
  2. Петросова Р.А., Голов В.П., Сивоглазов В.И., Страуд Е.К. «Естествознание и основы экологии». – М., Асаdemia, 2010.
  3. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2011.
  4. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология». 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2010.
  5. Химия в школе: научно-теоретический и методический журнал учрежден Министерством образования и науки РФ.
  6. Биология в школе. Научно-методический журнал. Учредитель: ООО «Школьная пресса»
  7. 1 сентября Химия: приложение к газете «1 сентября» учрежден Министерством образования и науки РФ
  8. Физика в школе: научно-теоретический и методический журнал учрежден Министерством образования и науки РФ
  9. Электронное учебное пособие «Демонстрационное планирование «Общая химия» ООО «РМТ компании» г. Волгоград
  10. Открытая физика в 2 ч. (СD) Под.ред. С.М. Козела. –М.: ООО «Физикон», 2002
  11. 1С. Репетитор Физика (СD) – М.: АОЗТ «1с», 1998
  12. 1С. Образование З.О. Образовательный комплекс: библиотека электронных наглядных пособий «Физика (7-11 кл.)» (СD). /Н.К. Ханнанов, Д.В. Баяндин, - Лаборатория физики и астрономии ИОСО РАО: Дрофа, Формоза, ПТТУ – Пермь. – 2004
  13. Мухина Т.П. Мультимедиапроекторы в образовательном процессе.
  1. http: /www. astu.org/ content /userimages/ fiIe/upr_1_2009/04. pdf
  1. Интернет-ресурсы:
  2. - www. krugosvet.ru /универсальная энциклопедия «Кругосвет»/;
  3. - http:// scitecIibrary.ru /научно-техническая библиотека/
  4. - www.auditorium.ru /библиотека института «Открытое общество»/

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины  «Естествознание»  обучающийся  должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
  • вклад великих ученых в формирование современной естественно - научной картины мира;

уметь

  • приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
  • работать с естественно - научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
  • энергосбережения;
  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
  • профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; осознанных личных действий по охране окружающей среды.

           4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

тестирование

лабораторные работы

практические занятия

объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

творческие индивидуальные задания

выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

исследовательская работа

работать с естественно - научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет - ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

исследовательская работа

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

домашняя работа

энергосбережения

домашняя работа

безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

домашняя работа, лабораторная работа

профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

творческие индивидуальные задания

осознанных личных действий по охране окружающей среды.

домашняя работа, индивидуальные творческие задания

знать/понимать

  • смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
  • вклад великих ученых в формирование современной естественно - научной картины мира;

домашняя работа, индивидуальные творческие задания


Разработчики:

БУ «Когалымское

профессиональное училище»        Преподаватель         Н.А.Михеева  _        

(место работы)         (занимаемая должность)         (инициалы, фамилия)

Эксперты:

БУ «Когалымское

профессиональное училище»        зам.директора по УР        Ю.А.Пуртова

(место работы)         (занимаемая должность)         (инициалы, фамилия)



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

Ханты-Мансийского автономного округа

бюджетное учреждение начального профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Когалымский политехнический колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.10 ГЕОГРАФИЯ

общеобразовательная подготовка (социально-экономический профиль)

                 по  специальности   38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет

Когалым - 2014г.


       Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО)  

- 38.02.01  экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

-38.01.02  продавец, контролер-кассир

-19.01.17  повар, кондитер

 -46.01.03 делопроизводитель

   Рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «ГЕОГРАФИЯ»,  разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Типовая (примерная) программа по дисциплине одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10 апреля 2008 г., Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России  И.М. Реморенко от 16 апреля 2008 г

Организация-разработчик:  бюджетное учреждение начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Когалымский политехнический колледж»

Разработчик: 

Михеева Надежда Андреевна, преподаватель БУ

           «Когалымский политехнический колледж»

Рассмотрено и рекомендовано:

методическое объединение (МО) дисциплин естественно – научного цикла (блок общеобразовательного цикла)

         Протокол №___01_____  от «_05_»_ сентября       2014 г.

Утверждена на заседании методического объединения.

Протокол №___01______  от «_05_»_ сентября     2014 г.

                                

Согласовано:

Заместитель директора  по учебной работе Ю.А.Пуртова


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ     ДИСЦИПЛИНЫ        

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ        

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ГЕОГРАФИЯ»

 

  1. 1.1. Область применения программы

          Рабочая программа учебной дисциплины создана на основе примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с  ФГОС по профессии: - 38.02.01       Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) с учётом специфики производства  данной профессии.

При получении профессий НПО и специальностей СПО социально-экономического профиля обучающиеся учреждений НПО и СПО изучают географию в объеме 39 часов. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля – в объеме 78 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

Основу  рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

 Программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.

Содержание  программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.

Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

Программа обладает рядом особенностей:

– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;

– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;

– увеличен объем содержания по географии России;

– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;

– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.

Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.

Практические работы предложены в каждом разделе программы. Курсивом выделены практические работы, выполнение которых при изучении учебной дисциплины «География» в объеме 39 часов не обязательно.

Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений НПО и СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.

Примерная программа по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.

Примерная программа учебной дисциплины «География» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, практических работ, тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «География» входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной дисциплины «Географии» студент должен знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной  нагрузки  обучающегося  59 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной  нагрузки  обучающегося  39 часов;

самостоятельной  работы  обучающегося  20 часов.


2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ     ДИСЦИПЛИНЫ

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

59

Обязательная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

практические занятия

28

зачет

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа

12

индивидуальные творческие задания

7

Контрольная  работа

1

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета                           


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Введение.  География,  как наука.    

Традиционные   и  новые  методы  географических  исследований.  Виды  географической  информации, ее  роль  и  использование  в  жизни  людей.   Геоинформационные   системы.  

1

2

Раздел I.  Общая характеристика мира.

15

1.1 .  Источники географической информации

2

Географическая карта.    Статистические  материалы. Географическая  информация:  космические  снимки,  моделирование.  Геоинформационные   системы  как  средство  получения,  обработки  и  представления  пространственно – координированных  географических  данных.

Практическая работа №1  «Сравнительный  анализ  карт  разной  тематики»

1

2

Практическая работа №2 «Обозначение на контурной карте основных географических объектов»

1

2

Самостоятельная работа:

- административно-территориальное устройство стран,

обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории;

- характеристика типологии стран по социально-экономическим показателям. ВВП

2

1. 2   Политическая карта мира

2

Разнообразие стран на   политической карте мира.  ВВП.    Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран. Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран. Социальные показатели

состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах типов. Примеры стран.

Государственное устройство разных стран мира. «Горячие точки» планеты»

Практическая работа №.3 «Знакомство  с  политической  картой   мира, разнообразие стран»

1

2

Практическая работа № 4 « Обозначение  на  контурной  карте  первых  пяти  стран  по   численности  населения  и  размеру   территории»

1

2

Самостоятельная работа:  -  Экономическая типология стран мира по ВВП.

-  Государственное устройство разных стран мира.  

- «Горячие точки» планеты»

2

1.3. География населения мира

3

1.3.1.   Население мира. Воспроизводство

Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения.

Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов

1

2

Практическая работа № 5 «Особенностей расселения населения в разных странах и регионах мира. Культурные  традиции»

1

2

Практическая работа №»6 «Определение демографической ситуации и особенности демографической политики в разных странах и регионах мира»

1

2

Самостоятельная работа

- типы воспроизводства, урбанизация.

- миграция и ее виды. Трудовые резервы

2

1.4.  География мировых природных ресурсов

3

1.4.1.Ресурсообеспеченность.

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Природные ресурсы Земли, их виды.  Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования.

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды

1

1

1.4.2.   Природные ресурсы Земли

Природные ресурсы Земли, их виды.  География  природных  ресурсов  Земли.  Основные  типы  природопользования.    

1

2

Практическая работа №7 «Обеспеченность разных регионов и стран основными видами природных ресурсов»

1

2

Самостоятельная работа:

- ресурсы Мирового океана;

- экологические проблемы для каждой группы природных ресурсов, возможные пути их решения

2

1.5.   География  мирового хозяйства

.

5

1.5. 1.    Мировое хозяйство.    

География  мирового хозяйства.    Отраслевая и территориальная структура  мирового  хозяйства.    География  важнейших  отраслей,  факторы  их  размещения.  

1

2

1.5. 2.    Международное  географическое  разделение  труда.   

Международное  географическое  разделение  труда.   Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

1

2

1.5. 3.  Внешние экономические связи

 

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

1

2

Практическая работа № 8 «География основных  отраслей  и   производств мирового хозяйства»

1

2

Практическая работа № 9 « Главные центры мировой торговли»

1

2

Самостоятельная работа:

- основные направления и структура международной торговли

- крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы,

международная торговля. Главные центры мировой торговли

2

Раздел I1.  .   Регионы  и  страны  мира

24

1.6.   Регионы  и  страны  мира

1.6.1.  Зарубежная   Европа

4

1.6.1.1.   Общая характеристика  Зарубежной   Европы

Политическая карта.  Различия  стран  по  размерам  территории,  численности   населения, особенностям  населения,  особенностям  географического  положения.  Типы  стран.  Главные,  высокоразвитые  страны    Географическое  положение,   история  открытия  и   освоения,   природно – ресурсный  потенциал,  население,  хозяйство,  проблемы  современного  социально -  экономического  развития

1

             2

Практическая работа № 10 « Зарубежная   Европа.    Типы  стран.  Главные,  высокоразвитые  страны»

1

              2

Практическая работа №  11 « Взаимосвязь  между  размещением  населения,  хозяйства,  природными  условиями  разных  территорий»

1

              2

Практическая работа №12 «Экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы»

1

              2

Самостоятельная работа:

- экономико-географическое положение ФРГ, Франции, Великобритании

Рефераты:

- Франция

- Великобритания

Презентация:

- Зарубежная Европа

2

1.6.2.  Зарубежная Азия.   

4

Зарубежная Азия.    Различия  стран  по  размерам  территории,  численности   населения, особенностям  населения,  особенностям  географического  положения.  Типы  стран.  Главные,  высокоразвитые  страны    Географическое  положение,   история  открытия  и   освоения,   природно – ресурсный  потенциал,  население,  хозяйство,  проблемы  современного  социально -  экономического  развития.   Проблемы территории.

Практическая работа № 13 « Зарубежная   Азия. Общая характеристика"

1

2

Практическая работа № 14 «Южная, Восточная Азия, Индия, Китай»

1

2

Практическая работа № 15 «Юго-Восточная Азия, Япония. Проблемы территории»

1

2

Практическая работа № 16 «Размещение основных промышленных районов Азии, сопоставление с Западной Европой»

1

2

Самостоятельная работа:

- географическое положение Индии, Китая, Японии. Природно-ресурсный потенциал, проблемы социально- экономического развития

Рефераты:

- Индия. Культура, религия, история открытия, освоения

-Китай. Культура, религия, история открытия, освоения

-Япония. Культура, религия, история открытия, освоения

Презентация:

- страны Азии

2

1.6.3.  Северная и   Латинская  Америка

4

1.6.3.1.  Общая  характеристика  Северной и   Латинской  Америки. 

Северная и   Латинская  Америка:  Общая характеристика.  США, Канада. Различия  стран  по  размерам  территории,  численности   населения, особенностям  населения,  особенностям  географического  положения.  Хозяйство.    Типы  стран.   История  открытия  и   освоения,   природно – ресурсный  потенциал,  население.

1

2

Практическая работа № 17  «Взаимосвязь  между  размещением  населения,  хозяйства,  природными  условиями   Северной  и   Латинской  Америки»

1

2

Практическая работа № 18« Аргентина, Бразилия,  Мексика.    Общая характеристика»

1

2

Практическая работа №19 «Роль и место Северной и Латинской  Америки в мировом хозяйстве»

1

2

Самостоятельная работа:  - США.  Канада – роль в международном разделении труда

- географическое положение, Аргентина, Бразилия,  Мексика

 природно-ресурсный потенциал, социально-экономическое развитие.

 Рефераты:

-  США, Канада

-  Аргентина, Бразилия,  Мексика

Презентации:

- Северная Америка (США, Канада)

- Латинская Америка (Аргентина, Бразилия,  Мексика)

2

1.6. 4. Африка

2

   Различия  стран  по  размерам  территории,  численности   населения, особенностям  населения,  особенностям  географического  положения.  Типы  стран.  Главные,  высокоразвитые  страны    Географическое  положение,   история  открытия  и   освоения,   природно – ресурсный  потенциал,  население,  хозяйство,  проблемы  современного  социально -  экономического  развития.    

Практическая  работа № 20 « Взаимосвязь  между  размещением  населения,  хозяйства,  природными  условиями   стран  Африки»

1

2

Практическая  работа № 21 «Регионы мирового значения,  главные регионы добывающей, обрабатывающей промышленности Африки»

1

2

Самостоятельная работа:

- роль ЮАР в мировом хозяйстве  

Рефераты:

-  страны  Африки

Презентация:

- Африка

1

1.6.5.  Австралия, Океания

2

Географическое  положение,   история  открытия  и   освоения,   природно – ресурсный  потенциал,  население,  хозяйство,  проблемы  современного  социально -  экономического  развития.    размеры  территории,  численность   населения, особенности  населения.  

Практическая  работа № 22«Общая характеристика Австралии,  Океании»

1

2

Практическая  работа № 23 «Социально-экономическое развитие Австралии.  Океании»

1

2

Самостоятельная работа:

- роль Австралии в мире

Рефераты:

-  Австралия

Презентация:

-  Австралия

1

1.7.  Россия в современном мире

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда.

Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура.

Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России.

4

Практическая  работа № 24 «Россия на политической карте мира»

1

2

Практическая  работа № 25 «Изменение  географического,   геополитического и геоэкономического  положения  России,  характеристика хозяйства»

1

2

Практическая  работа № 26«Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда»

1

2

Практическая  работа № 27 «Определение  основных направлений и структуры внешних экономических связей  России с зарубежными странами»

1

2

Самостоятельная работа:

- география внешней торговли России с зарубежными странами

Рефераты:

-  Россия

Презентация:

-   Россия

1

1.8.  Географические  аспекты современных глобальных проблем человечества

2

1.8.1. Глобальные проблемы   человечества

Географические  аспекты современных глобальных проблем человечества  в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.  Геоэкология– фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

1

Практическая  работа № 28 «Демографическая и продовольственная проблема мира»

1

2

Самостоятельная работа:

- выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

1

Контрольная  работа№1.

1

3

ВСЕГО:

39

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности,  решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  География.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-методических пособий по географии;
  • политическая  карта  мира,  атлас, контурная  карта, презентации: регионы,  страны  мира.  

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор
  • персональный компьютер
  • проекционный экран

 -    телевизор,

  • видеомагнитофон,
  • интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнике «Экономическая и социальная география мира». – М., 2010.
  2. Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2010.
  3. Петрова Н.Н. География мира. Экспериментальное учебное пособие. ИРПО. – М., 2008.
  4. Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008
  5. Петрова Н.Н. ЕГЭ. Эффективная подготовка. География в вопросах и ответах. – М., 2007.

Дополнительные источники:

  1. Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. – М., 2005.

2. Интернет-ресурс. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Форма доступа: www.krugosvet.ru


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения  практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные, знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

-сопоставлять географические карты различной тематики;

Фронтальный и индивидуальный  опрос. Домашняя работа,   тестирование

Фронтальный и индивидуальный  опрос. Практические занятия

Практические занятия,  индивидуальные творческие задания

Практические  занятия,  домашняя работа,

тестирование

Фронтальный и индивидуальный  опрос.

Практические занятия

Знания:

использовать приобретенные знания  в практической деятельности и повседневной жизни:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований

-для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

-нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической  ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые задания

Рефераты,  сообщения

тестирование

Практические занятия


Разработчики:

БУ «Когалымское

профессиональное училище»        Преподаватель                Н.А.Михеева

(место работы)                                 (занимаемая должность)                 (инициалы, фамилия)

        

Эксперты:

БУ «Когалымское

профессиональное училище»        зам.директора по УР        Ю.А..Пуртова

(место работы)                                 (занимаемая должность)                 (инициалы, фамилия)

БУ «Когалымское

профессиональное училище»        Преподаватель                Н.А.Елфимова

(место работы)                                 (занимаемая должность)                 (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительные материалы по естествознанию для групп НПО

Контрольно - измерительные материалы по результатам изучения учебной дисциплины  «Естествознание» ориентированы на проверку степени достижения требований к минимуму содержания и уровню подг...

Методическая разработка внеаудиторного интегрированного мероприятия по дисциплинам Естествознание и География "Удивительный чай"

Методическая разработка составлена с целью развития познавательного интереса у студентов, расширения и углубления знаний по дисциплинам естествознание, география, товароведение. Методическая разработк...

Методическая разработка внеаудиторного интегрированного мероприятия по дисциплинам Естествознание и География «Шоколадная жизнь»

Методическая разработка составлена с целью развития познавательного интереса у студентов, расширения и углубления знаний по дисциплинам естествознание, география, товароведение. Методическая разр...

Сербия: учебно-исследовательская работа по дисциплине "География", студентка группы 617-А Бурмак Яна

Сербия: учебно-исследовательская работа по дисциплине "География", студентка группы 617-А Бурмак Янаруководитель Смирнов А.В., кандидат психологических наукГАПОУ "Бугульминский машиностроиттельный тех...

Материалы к дифференцированному зачету по географии для технических групп СПО.

9 Ноября 2017год.Материалы к дифференцированному зачету по географии для технических групп СПО....

Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации студентов 11 группы по УД «Естествознание» в рамках ППСЗ по специальности СПО 44.02.02. Преподавание в начальных классах

Цифровой образовательный ресурс по учебной дисциплине Естествознание для проведения промежуточной аттестации студентов разработан на основе требований Федерального государственного образовательного ст...