урок "Тригонометрические уравнения"
план-конспект урока на тему
Математика за 2500 лет чвоего существования накопила богатейший опытдля исследования окружающего нас мира.Однако,как заметил выдающийся русский математик и кораблестроитель академик А.Н.Крылов,человек обращаетсяк математике "незатем,чтобы любоваться неисчислимыми сокровищами".Ему прежде всего нужно ознакомиться со "столетиями испытанными инструментами и научиться ими правильно и искусно владеть".На нашем уроке мы должны "искусно владеть" приемами решения тригонометрических уравнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trigonometricheskie_uravneniya.rar | 1021.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Название работы:
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ
ФИО автора, должность: Галдина Елена Валерьевна , преподаватель математики.
Ступень учащихся: первый курс
Название учреждения: ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
Форма: урок обобщения изученного материала
Описание: Математика за 2500 лет своего существования накопила богатейший инструмент для исследования окружающего нас мира. Однако, как заметил выдающийся русский математик и кораблестроитель академик А.Н. Крылов, человек обращается к математике « не затем, чтобы любоваться неисчислимыми сокровищами». Ему прежде всего нужно ознакомиться со «столетиями испытанными инструментами и научиться ими правильно и искусно владеть» На нашем уроке мы должны «искусно владеть» приемами решения тригонометрических уравнений.
Предмет: Алгебра и начала анализа (урок обобщения изученного материала)
Тема: «Тригонометрические уравнения».
Продолжительность:45минут
Класс: 10 класс
Используемое ПО: презентация по теме «Тригонометрические уравнения».
Оборудование: мультивидеопроектор, стенд «Сегодня на уроке», схема классификации тригонометрических уравнений.
"Тригонометрические уравнения"
Цель: Систематизировать изученное, расширить представление учащихся о подходах к решению тригонометрических уравнений.
Задачи:
Образовательные: классифицировать тригонометрические уравнения, выделить алгоритм решения тригонометрических уравнений.
Воспитательные: формирование навыков работы в группе, прививать интерес к предмету через различные виды деятельности.
Развивающие: развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы на основе имеющейся информации, устанавливать причинно-следственные связи.
Эпиграф: «Учение есть самая питательная пища для ума»
План урока:
1.Повторение изученного материала.
2.Практическая работа.
3.Обобщение материала.
4.Это интересно.
5.Домашнее задание.
Учитель: Математика за 2500 лет своего существования накопила богатейший инструмент для исследования окружающего нас мира. Однако, как заметил выдающийся русский математик и кораблестроитель академик А.Н. Крылов, человек обращается к математике « не затем, чтобы любоваться неисчислимыми сокровищами». Ему прежде всего нужно ознакомиться со «столетиями испытанными инструментами и научиться ими правильно и искусно владеть» На нашем уроке мы должны «искусно владеть» приемами решения тригонометрических уравнений.
Проведем письменный диктант.
№1 Вычислить:
Вариант-1 | Вариант-2 |
№2 Решить уравнение:
проводится устная работа:
Каким способом решить уравнение:
Учитель: Интересен способ решения уравнений вида asinx+bcosx=с
Рассмотрим на примере:
sinx+cosx=, введем замену, пусть sinx=a, cosx=b, то
Рассмотрим подход к уравнениям
1) , на основании условия равенства двух синусов имеем:
Например: т.к функция периодическая, то
Ответ:
Основная схема отбора корней состоит:
а) Нахождение наименьшего общего периода, если , то обойти тригонометрический круг.
б) Исключить те значения, функция в которых не существует.
Учитель: При решении тригонометрических уравнений некоторые преобразования не приводят данное уравнение к равносильному ему.
Помни!
1) Одно и тоже уравнение можно решать разными приемами.
2) Подвергая тригонометрическое уравнение тому или иному преобразованию, нужно заботиться, чтобы преобразованное уравнение было равносильно исходному.
3) В случае появления лишних корней необходимо проверить решения.
4) В случае потери, установить какие корни могут пропасть и действительно ли они пропадают.
Например: Лишние корни появляются при возведении обоих частей в квадрат.
№1
=>
№2 Умножаем обе части на 8sinx
Получим: 8sinx cosx cos2x cos4x = sinx
sin8x – sinх = 0
теперь исключим корни при которых sinx=0, т.е. , m э k
№4 sin1991x + cos1991x = 1
sin1991x + cos1991x - sin2x – cos2x=0
sin2x(sin1989-1)=cos2x(1-cos1989)
Левая часть отсюда следует
Учитель: Итак, рассмотренные примеры показывают, что могут появиться посторонние корни, если:
1) Уравнение содержит тангенс или котангенс.
2) Обе части уравнения умножаются (или делятся) на выражение, содержащие неизвестное.
3) Обе части уравнения возводятся в квадрат.
Потеря корней уравнения может произойти, если:
а) Обе части уравнения делятся (или умножаются) на выражения , содержащие неизвестное.
б) Используются тригонометрические формулы, которые справедливы не при всех значениях неизвестного.
в) При решении системы уравнений для обозначения целого числа найденных значений х и у употребляется только одна буква.
Учитель: подведём итоги, для этого обратимся к презентации
Домашнее задание:
Учитель: Урок окончен, спасибо за урок.
Рефлексия: Каждый ученик, выходя из класса отмечает на диаграммах, изображенных на доске, свое отношение к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"
Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по ма...
Виды однородных уравнений. Системы однородных уравнений.
ВведениеВ своей работе я рассмотрела различные методы решения однородных уравнений и систем однородных уравнений, которые чаще всего встречаются при изучении. Представленные методы м...
Построение графиков и решение нелинейных уравнений в табличном процессоре
Табличный процессор. Построение графика. Работа с мастером функций и мастером диаграмм....
Презентация "Методы решения системы линейных уравнений"
Данная презентация может быть использована на учебном занятии по изучению методов решения системы трёх линейных уравнения с тремя неизвестными, а также на практических занятиях по закреплению данного ...
Методическая разработка занятия по предмету Элементы высшей математики по теме: "Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными".
Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными.Тип занятия: комбинированный, с элементами игры.Формы занятия: индивидуальная, группо...
Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Дифференциальные уравнения первого порядка.
Презентация к занятию по дисциплине ЕН.02 Математика по теме "Задачи, приводящие к дифференциальным уравнениям. Дифференциальные уравнения первого порядка"....
Практическое занятие "Линейные уравнения и системы линейных уравнений"
Линейные уравнения и системы линейных уравнений...