План-конспект открытого урока "Решение показательных уравнений"
план-конспект урока по теме
Сначала актуализация знаний студентов. Затем дается новый материал: классификация показательных уравнений и основные способы их решения.
Учебный материал адаптирован к уровню подготовки студентов по математике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazatelnye_uravneniya_plan-konspekt_otkrytogo_uroka.doc | 311 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока.
- Проверка домашнего задания (фронтальный опрос):
- Какая функция называется показательной?
Функция – это функция вида , где фиксированное число а > 0 и х – любое действительное число.
- Какие два вида показательных функций существует?
а > 1 и а < 1.
- Как ведет себя функция при различных а?
Рисунок на плакате:
А) Если а > 1, показательная функция строго монотонно возрастает на R,
а при а < 1 строго монотонно убывает.
Б) Если а > 1, то и ;
Если а < 1, то и .
В) Показательная функция непрерывна на R.
- Задайте функцию формулой, график которой изображен на доске.
и
- Назовите правила оперирования показательными выражениями.
; ; ; ; .
- Устные упражнения:
- Представьте в виде произведения степеней:
; ; ; ; .
Ответы: ; ; ; .
- Вычислить:
;
Ответы: ; .
- По графику найдите значения переменной х, при которых верны равенства:
Ответы: х = 3
х = 2
х = 0
х = -1
решений нет
решений нет
- Изучение нового материала.
Итак, с помощью графика функции вы решили простейшие показательные уравнения.
Запишем тему уроков: "Показательные уравнения".
Уравнение, где переменная содержится в показатели степени, называется показательным.
Например,
Решение показательных уравнений в основном сводится к решению уравнения
, где
Известно, что показательная функция при и либо возрастает, либо убывает. Поэтому каждое свое значение у она принимает только при одном значении аргумента х. Следовательно, из равенства , где и - некоторые функции, следует равенство Этим утверждением и руководствуются при решении показательных уравнений.
Рассмотрим решение основных видов уравнений.
1. Уравнения вида
Воспользуемся определением нулевой степени: . Исходное уравнение равносильно уравнению . Из этого уравнения следует равенство .
Решим несколько примеров.
Пример 1. Решите уравнение .
Решение. ; ; ; ; .
О т в е т: 2.
Пример 2. Решите уравнение .
Решение. ; ; . По формуле корней квадратного уравнения находим , отсюда
О т в е т: 2; 3.
2. Уравнения вида
Уравнение равносильно уравнению .
Пример 1. Решите уравнение .
Решение. ; ; ; ; .
О т в е т: 3.
Пример 2. Решите уравнение .
Решение. Представим числа 9 и 81 через степень с основанием 3:
и .Тогда уравнение примет вид: .Воспользовавшись свойством степени , приведем левую его часть к виду :
О т в е т: 2,5.
3. Уравнения вида
Уравнения вида , где - числовые коэффициенты, решаются методом вынесения общего множителя за скобки.
Для этого среди степеней , как правило, выбирается степень с наименьшим показателем и выносится за скобки, затем вычисляется сумма, которая осталась в скобках. После этого число , стоящее в левой части уравнения, следует разделить на эту сумму.
В результате уравнение сводится к виду , причем может быть и логарифмическим выражением.
Пример 1. Решите уравнение
Решение. Показатель степени меньше показателя степени , поэтому вынесем степень как общий множитель за скобки.
Разделим обе части уравнения на 2, получим
В результате уравнение свелось к виду , где
Значит,
О т в е т: 4.
Пример 2. Решите уравнение
Решение. Здесь поэтому вынесем степень как общий множитель за скобки:
Разделим обе части уравнения на 7:
Так как , то Значит,
О т в е т: 4.
4. Уравнения вида
Особенностью этих уравнений является то, что у них разные основания степеней, а показатели степеней одинаковые.
Решение такого вида уравнений сводится к решению уравнений вида .
Для этого выражение, стоящее в левой части делится на выражение, стоящее в правой (или наоборот). Так как показатели степеней равны, то можно воспользоваться свойством степени Тогда справа (или слева) останется единица.
Пример 1. Решите уравнение
Решение. Разделим обе части уравнения на :
Данное уравнение свелось к виду , решать которое мы уже умеем.
5. Уравнения вида
Уравнения вида , где - числовые коэффициенты, решаются приведением показательного уравнения к квадратному путем замены выражения новой переменной. После решения получившегося квадратного уравнения возвращаются к старой переменной и решают простейшее показательное уравнение.
Пример 1. Решите уравнение
Решение. Сделаем замену переменной.
Пусть Тогда Получим:
Так как , то подходят оба корня, поэтому сделаем обратную замену:
- если то
- если , то
О т в е т: 0; 1.
Пример 2. Решите уравнение
Решение. Сделаем замену переменной. Пусть Тогда Получим:
Так как , то первый корень не подходит, поэтому
О т в е т: .
IV Закрепление пройденного материала
- Работа по карточкам (I и II вариант)
Определить к какому типу относятся данные уравнения (Приложение 1)
- Решим уравнения из учебника Н.В.Богомолова "Практические занятия по математике":
Стр. 64, №27(2,3)
Ответ: 2; 6.
Ответ: - 1; 3.
Стр.64, №28(1)
Ответ: 4.
Стр.64, №30(1)
Пусть
Сделаем обратную замену:
- корней нет
Ответ:
- Решить тест.
Тестовые задания составлены по материалам ЕГЭ (Приложение 2).
- Подведение итогов уроков.
- Домашнее задание:
Каждый студент получает краткую методическую разработку, в которой еще раз подробно рассмотрены на примерах основные способы решения показательных уравнений и даны задания для самостоятельного решения (Приложение 3).
План открытого урока по математике на первом курсе в группе 1-2ТА1
10.12.2009 г.
Преподаватель: Пересыпкина Е.В.
Тема урока: "Решение показательных уравнений"(2 часа)
Цели урока:
- Использовать свойства показательной функции для решений показательных уравнений, выработать навыки решения уравнения вида , рассмотреть решение уравнений с помощью вынесения за скобки общего множителя и уравнений, сводящихся к решению квадратных.
- Развитие у студентов логического мышления, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
- Воспитание желания познавать новое, культуры общения, самоконтроля.
ТСО: 1. Наглядное пособие (плакат) с графиками показательной функции и
ее свойствами;
- Учебные пособия для закрепления новой темы;
- Карточки с дифференцированными заданиями для самостоятельной работы.
План урока.
- Проверка домашнего задания (теоретический материал)
- Устный счет
- Объяснение нового материала:
- определение показательного уравнения
- основные способы решения показательных уравнений
- рассмотрение примеров на каждый способ решения
4. Закрепление
5. Подведение итогов
6. Домашнее задание.
ГОУ СПО Строительный колледж № 38
План - конспект открытого урока по теме "Решение показательных уравнений" Преподаватель: Пересыпкина Елена Владимировна 2009 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому занятию «Создание Web-страницы с внутренними ссылками»
· План-конспект открытого занятия «Создание структуры навигации с внутренними ссылками на web-странице».Занятие явля...
План-конспект урока по теме Показательные уравнения
Урок в курсе математики для 1 курса СПО по учебнику "Алгебра и начала анализа" 10-11кл. под ред. Ш.А. Алимова и пр....
План-конспект учебного занятия «Показательная функция»
Тема 1.4. Функции и их свойстваЗанятие 43. Показательная функция Цель занятия: формировать понятие определения и свойств показательной функции.Обучающая: основные методы построения и исследования...
Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"
Открытый урок по математике на тему"Показательные уравнения. Метод приведения к одному основанию.Использование современных технологий на уроках математики"...
План-конспект для открытого урока по английскому языку на тему "Human and nature. Protection of animals"
План открытого урока преподавателя Кузьминой А.И. по дисциплине «Иностранный язык», проведенного 17 ноября 2022 г. в группе специальности 40.02.01 «Право и организация социально...
Самостоятельная работа для студентов 1 курса техникума, по темам "Показательная функция. Показательные уравнения и неравенства"
В данной работе рассматриваются задания на знание свойств показательной функции и умении их применять при решении показательных уравнений и неравенств...
Открытое занятие по теме: "Решение показательных уравнений и неравенств"
Цели:Систематизация знаний и умений по данной теме;Формировать умения и навыки правильно определять и применять методы решения показательных уравнений и неравенств;Проверить уровень усвоения знаний и ...