Формирование общих компетенций обучающихся СПО в рамках учебной дисциплины "Математика" по теме "Правильные многогранники"
статья на тему
Рассматривается формирование общих компетенций при изучении темы "Правильные многогранники".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
effektivnost_obucheniya_zavisit_ot_mnogikh_komponentov.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование общих компетенций обучающихся СПО в рамках учебной
дисциплины «Математика» по теме «Правильные многогранники».
Аржакова Валентина Васильевна,
преподаватель математики,
государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Тульской области
«Липковский политехнический техникум»
Профессиональное образование готовит кадры, которые необходимы экономике и социальной сфере и которые не могут и не должны быть заменены никакими другими работниками. Выпускник профессионального учебного заведения должен обладать целым рядом компетенций, которые не могут быть в полной мере обеспечены другими уровнями образования.
Важное место в решении этой задачи должно быть отведено усилению прикладной направленности преподавания математики. Содержание профессионального математического образования во многом определяется потребностями практики, в частности нуждами других учебных дисциплин и профессиональных модулей. Это следует из того, что математика является универсальным языком для многих наук, математические методы широко используются в различных сферах деятельности. Другими словами, математическое моделирование является неотъемлемой составной частью деятельности современного специалиста. Поэтому выработка простейших навыков математического моделирования, формирование умений, необходимых для изучения других учебных дисциплин, для практической деятельности, являются основными задачами преподавания математики в профессиональном образовании. Здесь перед курсом математики стоит задача подготовить студентов к сознательному усвоению учебных дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла, использующих математический аппарат, к выполнению на современном уровне курсовых и дипломных работ, к практической деятельности.
Основную идею подготовки таких специалистов выражает формула - направленный профиль на широкой основе.
Эффективность обучения зависит от многих компонентов, в том числе от внешних условий обучения, т.е. от того, что связано с деятельностью преподавателя: мастерство, методы обучения, оснащенность занятия техническими средствами, содержание программ, учебное оборудование, средства управления учебным процессом, учебная мебель, различные приспособления.
На современном этапе технические средства обучения превратились в источники учебной информации, средства управления познавательной деятельностью студентов.
Применение разнообразных средств обучения, повышающих эффективность коллективной и индивидуальной учебной работы студентов, осуществимо с наибольшей отдачей лишь в кабинете с современным лабораторным оборудованием цифрового (электронного) измерения, способствующем воспитанию у студентов культуры научного мышления, выработке стремления самостоятельно работать, привитию интереса изучаемому материалу.
На современном этапе развития педагогической науки исследуются такие функции наглядности, как постановка учебных проблем и образование проблемных ситуаций; взаимосвязь и внутренняя сущность дисциплин, явлений и формирование на этой основе математических понятий; систематизация знаний, формирование диалектического мировоззрения.
В последнее время проблемное обучение завоевало заслуженное признание. Многие преподаватели успешно реализуют этот метод- метод, который сегодня наиболее адекватен требованию активизации мыслительной деятельности студентов, воспитания у них самостоятельности и инициативности. Проблемность в обучении и психологически соответствует юношеской дерзости ума студентов. Ведь поставленная посильная проблема не что иное, как вызов пытливому уму.
Одним из инструментов проблемного обучения является проблемная задача. Это термин может вызвать возражение. Кажется, что любая задача- это проблема.
Какие же задачи следует отнести к проблемным? Обычно называют следующие особенности:
- Задача должна вызывать интерес своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью. Информация особенно привлекает студентов, если она содержит противоречивость, хотя бы кажущуюся. Проблемное задание должно вызывать удивление, создавать эмоциональный фон.
- Проблемные задачи обязательно должны содержать посильное познавательное или техническое затруднение. Казалось бы, видимому решению «мешает» досадное затруднение, и неизбежно возникает всплеск мыслительной активности.
- Проблемное задание предусматривает элементы исследования, поиск различных способов его выполнения, их сравнения. Удовлетворив познавательную пытливость студентов, задачи должны пополнить багаж их знаний новыми методами, новой информацией.
Всем очевидно, что современный образовательный процесс должен
быть ориентирован на студента.
Цель современного профессионального образования – обеспечить становление личности современного конкурентоспособного специалиста, готового к полноценной профессиональной управленческой, производственно-технологической, исследовательской деятельности. Исходя из этого, всё большее значение приобретает инновационный подход к преподаванию дисциплин, а именно основанный на компетенциях.
Большую роль в развитии пространственного воображения и простоты восприятия отдельных свойств геометрических фигур (объемных и плоских) играют различного рода приборы и модели, зачастую изготовляемые самими студентами под руководством преподавателя.
На первом курсе по дисциплине Математика в календарно- тематическом планировании есть тема «Правильные многогранники». Студентам было предложено проблемное задание, обладающее особенностями из пункта 3, при котором студенты:
- Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников (ОК.04.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития);
- Развивают исследовательские умения: умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения (ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности);
- Приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах (ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями).
- Развивают системное мышление (ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации).
Я предлагаю Вам комплексную работу, выполненную студентами при проведении урока на тему «Правильные многогранники».
Первая группа студентов работала с энциклопедическими данными. Большая воспитательная цель урока: развивать интерес к математике, используя исторический материал. Правильные многогранники были известны еще в Древней Греции (в v веке до н.э.). Первые упоминания о них имеются у Платона, Евклида. Правильные многогранники до наших дней сохранили свои греческие названия. Развивать пространственные представления студентов, любознательность, способность к творчеству.
Работа второй группы показывает о большой мотивации познавательной деятельности студентов: правильные многогранники имеют практическое использование.
Третья группа студентов изготовили модели правильных многогранников, различной формы.
Цель урока достигнута: удовлетворив познавательную пытливость студентов, багаж их знаний пополнился новыми методами, новой информацией.
Список литературы:
- Проблемные задачи и их место в учебном процессе / Под ред. доктора медицинских наук, профессора И.М. Фейгенберга. – М., 1989. - 124с.
- Карп,А.П. Даю уроки математики Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1992. – 191с.
- Воспитание учащихся при обучении математике / Под ред. Л.Ф. Пичурина. – М., 2003. – 174с.
- http. // vashabnp. info
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование общих компетенций межличностного взаимодействия в рамках дисциплин «Математика» и «Физика» (на внеклассных мероприятиях).
В статье рассмотрен опыт формирования общих компетенций при проведении внеклассной работы....
Формирование общих компетенций обучающихся на занятиях в спортивных секциях.
Компетенция – это общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения....
Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией
Содержит результаты стартовой и итоговой диагностик по каждому виду компетенции....
Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся
Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов...
Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией
Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией....
Интерактивные контрольно-измерительные материалы как условие формирования общих компетенций обучающихся
Проблема формирования учебной деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует всех преподавателей работающих в инновационном режиме, т.к. использование ИКТ в учебном проц...
Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов за 2017-2019г.
Формированию общих компетенций обучающихся способствует достижение целей каждого занятия. Продумав показатели оценки результатов их достижения, можно оценить и степень сформированности общих компетенц...