Интерактивные контрольно-измерительные материалы как условие формирования общих компетенций обучающихся
статья

Желудкова Людмила Игоревна

Проблема формирования учебной деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует всех преподавателей работающих в инновационном режиме, т.к. использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл interaktivnye_kontrolno-izmeritelnye_materialy.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивные контрольно-измерительные материалы как условие формирования общих компетенций обучающихся.

ГБПОУ СПО «Электростальский колледж»

Преподаватель иностранного языка: Желудкова Л.И.

Актуальность. Проблема формирования учебной деятельности обучающихся на основе информационных технологий обучения волнует всех преподавателей работающих в инновационном режиме, т.к. использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени, что позволяет вовлечь детей в активную работу и вызвать у них стремление к получению знаний.

Уважаемые коллеги! Готовясь к выступлению, я, так же как и вы, обратилась к Интернет-ресурсам, ознакомилась с методическими рекомендациями по данной проблеме. На одном из сайтов я прочитала статью, которая ещё раз заставила меня задуматься о специфике преподавания уроков иностранного языка. Каждый из нас, безусловно, знает, чего он хочет добиться от своих воспитанников. Вкладывая всю душу в преподаваемую дисциплину, обогащая кругозор студентов, преподаватель ждёт от него хороших знаний, которые он готов проверить имеющимися контрольно-оценочными средствами. А чего же ждут от нас те, кого мы учим?

В наше время стремительное развитие информационных технологий сильно отражается на образовательном процессе. На сегодняшний день никого не удивит наличие в образовательных учреждениях компьютерных классов, классов с мультимедиа проекторами, электронными досками и т.п. Грамотное, полноценное использование подобных устройств позволяет значительно повысить качество обучения. Современная методика всё более успешно решает вопросы проблемности обучения, развития познавательной активности студентов, расширения возможностей включения их в процесс добывания знаний. Важной частью этой проблемы представляется и совершенствование учёта знаний, разработка таких его форм, которые позволяют более точно и объективно оценить работу студентов. Очевидно, оценки должны учитывать не только знание фактического материала, но и свободное владение им, степень осознанности, то, как проявляются они в различных формах деятельности студентов, что является одной из общих компетенций, прописанной в стандарте.

С внедрением ИКТ у учителя появились неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Для качественных изменений в структуре образовательных систем и в содержании образования. Переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, появилась возможность для обеспечения эффективной организации не только познавательной деятельности учащихся, но и контрольно-оценочной.

В настоящее время в своей работе я много уделяю времени созданию базы интерактивных контрольно-измерительных материалов по иностранному языку. Цель такой работы: обобщить материал и транслировать накопленный опыт в создании и применении электронных, интерактивных и печатных проверочных тестов по английскому языку с использованием ИКТ в НПО и СПО.

Задачи:

  1. Систематизировать накопленный электронный материал в текстовом формате.
  2. Содействовать практическому внедрению интерактивных и электронных проверочных тестов.

В своей педагогической деятельности использую созданные мультимедийные тесты-презентации на определённую тему по учебному материалу, где презентация предполагает неподвижные и подвижные иллюстрации, аудиофайлы, вопросы, тесты.

При этом процесс обучения делается наиболее интересным, разнообразным. Интерактивные измерительные материалы помогают преподавателю лучше оценить способности и знания обучающегося, понять его, побуждают искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения, стимулируют его профессиональный рост и дальнейшее освоение компьютера. Позволяют преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать.

Выполнение интерактивных тестов (презентаций) вызывает большой интерес у учащихся. Презентация тестов одновременно является источником информации, источником вопросов и средством привлечения внимания учеников. Презентация для учащихся позволяет заинтересовать учащегося, разжигает любопытство и стимулирует желание получить больше информации. С помощью интегрированного теста воспринимается больший объем нужной информации. Выполняя электронный тест, учащиеся должны понимать «Зачем» они его делают. Электронные тесты включают в себя элементы, дополняющие содержание презентации (иллюстрации, фотографии, схемы), анимации.

      Целесообразно использование данных тестов на этапе закрепления знаний по указанной теме или на этапе первичного контроля знаний. Задания соответствуют программному материалу по предмету. Тест можно предлагать учащимся выполнять несколько раз, в зависимости от достижения желаемого результата. Обучающийся после повторения материала возвращается к выполнению теста. Благодаря этому, учащийся улучшает не только свою отметку, но усвоение необходимого учебного материала, повышает свою самооценку.

Использовать интерактивных тестов можно в режиме индивидуальной, групповой работы (если учитель ставит целью выявление уровня знаний, то работа проводится в кабинете; если тест необходим в качестве самостоятельной подготовки к контролю знаний, то обучающийся вполне может справится с заданиями дома).

Какие же положительные моменты можно отметить в компьютерном тестировании?

- Во-первых, тесты привлекают своей оперативностью: можно быстро проверить и оценить уровень усвоения учебного материала.

- Во-вторых, повышается объективность проверки и оценки знаний и умений обучаемых.

Система гиперссылок и триггеров делает тест интерактивным: обучающийся получает отметку, оценку, рекомендации, повторяет материал. Если обучающийся делает четыре ошибки, он лишается права продолжать тест, но оценка 2 не выставляется. При неправильном ответе появляется сноска с правильным вариантом ответа, что дает возможность сравнить результат своей деятельности с эталоном, анализировать свои ошибки и причины их возникновения, определять пути их исправления. Дается шанс повторить материал и снова начать тестирование с первого задания.

Применение в интерактивном тесте триггеров, или «горячая зона» – объект на слайде, щелчок по которому анимируется картинка или другие объекты слайда. Применение триггеров в презентации придает уроку игровой момент и интерактивность самой презентации. Теперь картинки, тексты, отдельные слова могу появляться не по порядку, а в произвольном порядке по замыслу учителя и по мере выполнения задания. С их помощью можно создать интерактивную дидактическую игру или тест. Интерактивная тест – презентация помогает реализовать возможность выбора, как способа проверки учебного материала, так и степень подробности изложения материала, позволяют адаптировать информацию и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому. С помощью интерактивных презентаций удобно реализовать индивидуальные тесты по учебному материалу. Слайды презентации демонстрируются в зависимости от действия тестируемого. Обучающийся может управлять ходом презентации. Каждый слайд в такой презентации является продолжением предыдущего.

Преимущества интерактивных презентаций.

- Это реализованная в удобной и занимательной форме возможность осуществлять поиск нужной информации, углубляясь в нее настолько, насколько это было предусмотрено создателем презентации. Например, пользователь может приступить к изучению темы урока с того, что прочтет на экране компьютера общие сведения о нем; затем по щелчку на гипертекстовой связи (подчеркнутое или выделенное цветом слово или фраза), на кнопке или на пиктограмме ему представляется более подробная информация о конкретных вопросах по данной теме.

- Интерактивные средства мультимедиа позволяют значительно расширить аудиторию получателей информации и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучаемому.

Интерактивное тестирование более привлекательно для обучающихся, чем бланковое, результат они видят сразу. Студент видит не субъективную оценку преподавателя, с которой он не всегда согласен, а объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться. Таким образом, тестирование широко используется в учебных заведениях для тренировочного, промежуточного и итогового контроля знаний, а также для обучения и самоподготовки учащихся.

Использование интерактивных тестов в учебно-воспитательном процессе увеличивает производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматриваться как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.

Таким образом, в настоящее время преподаватели используют в своей работе различные контрольно-оценочные средства. Необходимо учитывать, что урок — основное звено процесса обучения. От того, как он построен, чем насыщен, сколь активен, интересен и динамичен, зависит его результат. Сегодня преподавателю даѐтся право на творчество при создании урока. Творческий поиск просто необходим. Мы должны искать, изобретать, но не упускать в этом важном процессе главного: урок есть урок, и каждый студент должен получить обязательный минимум знаний, определённый программой курса, в полном объёме. Это вовсе не исключает множество контрольно-оценочных средств, скорее напротив, только подчеркивает необходимость их применения на уроках, подразумевает вариативность, проявление творческих способностей как преподавателя, так и студента.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций обучающихся СПО в рамках учебной дисциплины "Математика" по теме "Правильные многогранники"

Рассматривается формирование общих компетенций при изучении темы "Правильные многогранники"....

Формирование общих компетенций обучающихся на занятиях в спортивных секциях.

Компетенция – это общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения....

Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией

Содержит результаты стартовой и итоговой диагностик по каждому виду компетенции....

Учебно – методическое пособие Использование ИКТ и видеоматериалов на учебных занятиях как способ формирования общих компетенций обучающихся

Учебно - методическое пособие поможет преподавателям истории и обществознания более эффективно использовать ИКТ и видеоматериалы на учебных занятиях с целью формирования общих компетенций студентов...

Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией

Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов, проводимых организацией....

Результаты формирования общих компетенций обучающихся по итогам мониторингов за 2017-2019г.

Формированию общих компетенций обучающихся способствует достижение целей каждого занятия. Продумав показатели оценки результатов их достижения, можно оценить и степень сформированности общих компетенц...

Формирования общих компетенций обучающихся колледжа

Главной целью образования является формирование профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству и социальной активности в условиях высокой конкуренции, физически здоровой и о...