рабочая программа ОП. 02.Электротехника.
рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа Электротехника | 76.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Утверждено на
заседании педагогического совета
СОГБПОУ "Рославльский
многопрофильный колледж"
протокол №11 от 10.12.2018г.
приказ №2 от 11.01.2019г.
________ Шарпов А.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОП. 02.
Электротехника
по
профессии 13.01.10 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям)
Максимальная учебная нагрузка - 121 час
Обязательная аудиторная нагрузка - 81 час
Самостоятельная работа обучающегося - 40 часов
2018 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобрнауки РФ №802 от 02.08.2013г. по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 140446.03 «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» (по отраслям), в соответствии с изменениями внесенными в приказом Минобрнауки РФ от 22 августа 2014г. №1039 (зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 сентября 2014г., регистрационный номер №34070) с учетом Рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки от 17.03.2015 №06-259)
Организация-разработчик:
СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж".
Разработчик:
Пудов С.М. мастер производственного обучения СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж".
РАССМОТРЕНО
на заседании ПЦК
общеобразовательного цикла
Председатель ПЦК __________ /Савкина М.Е./
Зам.директора по УР
________________Цадова И.А.
Согласовано
Главный энергетик ООО «Жилищник-3»
__________________Ю.А.Соколов
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих,служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 13.00.00.ЭЛЕКТРО- И ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКА .
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессии рабочих13.01.10Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- контролировать выполнение заземления, зануления;
- производить контроль параметров работы электрооборудования;
- пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
- рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;
- снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
- проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество выполняемых работ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
- сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;
- условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;
- основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения;
- двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки;
- способы экономии электроэнергии;
- правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
- виды и свойства электротехнических материалов;
- правила техники безопасности при работе с электрическими приборами.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося188 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося125 часов;
самостоятельной работы обучающегося63 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 121 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 81 |
в том числе: | |
Лекций, уроков | 40 |
лабораторные занятия | 21 |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 40 |
в том числе: | |
тематика внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка к лабораторным и практическим работам; подготовка рефератов, докладов, выполнение домашней работы. | 40 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи | 32 | ||
Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока. | Понятие о формах материи: вещество и поле. Элементарные частицы и их электромагнитное поле. Электрический заряд. Закон Кулона. Основные характеристики электрического поля: напряженность, электрический потенциал, электрическое напряжение. Единицы измерения. | 6 | 2 |
Понятие об электрической цепи, электрическом токе, напряжении, электродвижущей силе. Единицы измерения силы тока, напряжения. | 2 | ||
Элементы, схемы электрических цепей и их классификация. Последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока. | 2 | ||
Законы Ома и Кирхгофа. Задача расчёта цепей. Единицы измерения мощности и сопротивления проводников. | 2 | ||
Лабораторные работы | 1 | ||
1.Схемы электрических соединений. Виды электрических схем. | |||
Практические работы | 4 | ||
1. Расчет простых электрических цепей. | |||
2. Расчёт проводов по допустимой потере напряжения. | |||
Тема 1.2. Магнитные цепи. Электромагнитная индукция. | Магнитное поле. Магнитные свойства веществ. Характеристики магнитных материалов. | 4 | 2 |
Классификация, элементы и характеристики магнитных цепей. Основные законы магнитной цепи. Расчёт простейших магнитных цепей. | 2 | ||
Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в контуре. | 2 | ||
Закон Ленца. ЭДС взаимоиндукции. Вихревые токи. | 2 | ||
Лабораторные работы | 4 | ||
1.Магнитные цепи на постоянном токе. | |||
2.Изучение магнитного поля проводника и катушки с током. | |||
Тема 1.3. Электрические цепи переменного тока. | Основные понятия и характеристики электрической цепи переменного тока. Представление синусоидальных функций с помощью векторов и комплексных чисел. Идеальные элементы цепи переменного тока. | 6 | 2 |
Синусоидальный ток в RLиRC- цепи. Последовательное соединение элементов R, L, C цепи. Сопротивления и проводимости в цепях переменного тока. | 2 | ||
Резонансы напряжений и токов в электрических цепях. Мощность в цепях переменного тока. | 2 | ||
Трёхфазные электрические цепи. Техника безопасности при эксплуатации трёхфазных цепей. | 2 | ||
Контрольная работа№3 «Основные закономерности в электрических цепях переменного тока» | 1 | ||
Лабораторные работы | 2 | ||
1. Измерение фазных и линейных токов и напряжений в цепи трёхфазного тока при соединении звездой и треугольником. | |||
Практические работы | 4 | ||
2.Исследование цепи переменного тока с последовательным соединением резистора, катушки индуктивности и конденсатора. | |||
3. Исследование цепи переменного тока параллельным соединением конденсатора и катушки. | |||
Самостоятельная работа по разделу 1:
Примерная тематика на написание рефератов, подготовки докладов
Электрические цепи трехфазного тока. | 24 | ||
Раздел 2. Электротехнические устройства | 39 | ||
Тема 2.1.Электроизмерительные приборы и электрические измерения. | Общие сведения об электротехнических устройствах. Сущность и методы измерений электрических величин. Погрешности измерений. | 3 | 1 |
Конструктивные и технические характеристики измерительных приборов. Классификация электроизмерительных приборов. Условные обозначения электротехнических приборов. | 2 | ||
Измерения тока и напряжения. Измерение электрической мощности и энергии. Измерение сопротивлений, индуктивностей, емкостей. | 2 | ||
Лабораторные работы | 8 | ||
1.Измерение работы и мощности в цепи однофазного переменного тока. | |||
2.Измерение мегомметром сопротивления изоляции проводов. | |||
3.Измерение сопротивлений методом одного вольтметра. | |||
4.Измерение температур электрическими методами. | |||
Практические работы | 4 | ||
1. Поверка технических электроизмерительных приборов (амперметра и вольтметра). | |||
2.Снятие показаний и расчёт потребляемой электроэнергии. | |||
Тема 2.2. Электротехнические материалы | Классификация электротехнических материалов. Виды и свойства. Проводниковые и электроизоляционные материалы. | 2 | 2 |
Лабораторные работы | 2 | ||
1.Определение удельных электрических сопротивлений диэлектриков. | |||
Практические работы | 2 | ||
1.Контроль качества выполняемых работ при сращивании, спайке и изоляции проводов. | |||
Тема 2.3. Трансформаторы. | Типы, назначение, устройство и принцип действия трансформатора. Анализ работы ненагруженного трансформатора. Приведение обмоток трансформатора. | 2 | 2 |
Коэффициент полезного действия трансформатора. Внешняя характеристика трансформатора. Трёхфазные трансформаторы. | 2 | ||
Лабораторные работы | 2 | ||
1.Исследование работы трёхфазного трансформатора. | |||
Практические работы | 2 | ||
1.Включение однофазного трансформатора в сеть в сеть трёхфазного тока. | |||
Тема 2.4.Электрические машины. | Назначение, классификация и характеристики электрических машин. Конструкция электрических машин и свойство обратимости. | 5 | 2 |
Генераторы постоянного тока. Двигатели постоянного тока. | 2 | ||
Асинхронные и синхронные машины. Условные обозначения электрических машин. Типы и правила графического изображения и составления электрических схем. | 2 | ||
Лабораторные работы | 2 | ||
1.Определение начал и концов фазных обмоток трёхфазного асинхронного двигателя. | |||
Практические работы |
2 | ||
1.Сборка схем и включение в сеть трёхфазных асинхронных двигателей с короткозамкнутыми и фазными роторами и резисторным пуском. | |||
Тема 2.5. Электрические и электронные аппараты. Электронные приборы и устройства. | Назначение и классификация электрических аппаратов. Основные элементы и особенности работы электрических аппаратов. Коммутирующие аппараты распределительных устройств и передающих линий. | 3 | 2 |
Аппараты управления режимом работы различных электротехнических устройств. Реле. Условные обозначения на электрических схемах. | 2 | ||
Правила безопасности при эксплуатации электроустановок | 2 | ||
Самостоятельная работа по разделу 2:
Примерная тематика на написание рефератов, подготовки докладов
22.Обзор приводов на основе асинхронных двигателей и двигателей постоянного тока. 23.Схемы замещения трансформатора. Опыты холостого хода и короткого замыкания. 24. Параллельная работа трансформаторов. 25. Автотрансформаторы. 26. Измерительные трансформаторы. 27. Однофазные двигатели и двигатели малой мощности. | 28 | ||
Раздел 3. Производство, распределение и потребление электрической энергии. | 10 | ||
Тема 3.1. Электрические станции, сети и электроснабжение. | Электроэнергетические системы. Электрические станции. Основные элементы электрических сетей. Распределение электрической энергии. | 3 | 2 |
Электроснабжение промышленных предприятий и населённых пунктов. Схемы электроснабжения. Подстанции и распределительные устройства. | 2 | ||
Защитное заземление электроустановок, защитное зануление. | |||
Практические работы | 2 | ||
1.Простейший расчёт заземлителей. | |||
Тема 3.2. Электропривод. | Понятие об электроприводе. Нагрев и охлаждение электродвигателя. | 2 | 2 |
Выбор мощности двигателя электропривода. Схемы управления электродвигателями. | 2 | ||
Тема 3.3.Электрическое освещение, источники света. Перспективы развития электротехники. | Электрические и световые характеристики источников света. Требования к освещению рабочей поверхности. Типы источников света | 3 | |
. Особенности применения газоразрядных ламп. Производство электроэнергии. | 2 | ||
Проблемы и перспективы производства электроэнергии. Проблемы энергосбережения электроэнергии с использованием возобновляемых источников. Способы экономии электроэнергии. | 2 | ||
Самостоятельная работа по разделу 3:
Примерная тематика на написание рефератов, подготовки докладов
13.Схемы электроснабжения промышленных потребителей от государственных энергосистем. 14. Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами. 15. Оказание первой помощи поражённому электрическим током. | 11 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Электротехники», лаборатории электротехники и электроники, электромонтажной мастерской.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- автоматизированное рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий, кодотранспоранты;
- комплект учебно-дидактического материала;
- типовые комплекты учебного оборудования «Электротехника с основами электроники» (www.labstend.ru.)
- стенд для изучения правил ТБ
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, электронная информационная база «Лектор».
Оборудование мастерской:
- технологическая оснастка;
- наборы инструментов;
- заготовки
Для проведения лабораторных работ необходима специализированная лаборатория, оборудованная стендами типа ЭВ4 и измерительной аппаратурой, обеспечивающими проведение всех предусмотренных в программе лабораторных работ.
Для моделирования и исследования электрических схем и устройств при проведении лабораторного практикума, выполнении индивидуальных заданий на практических занятиях, а также текущего и рубежного контроля уровня усвоения знаний необходим специализированный компьютерный класс на 12 – 15 рабочих мест, на базе процессоров Pentium и программ ElectronicsWorkbench, PSpice или LabView и WEWB” (Электронная скамья).
Практические занятия рекомендуется проводить в компьютерном классе (на 12 ...15 рабочих мест) с выдачей индивидуальных заданий после изучения решения типовой задачи. Настоятельно рекомендуется на практических занятиях осуществлять деление группы на подгруппы не более 15 человек, так чтобы за компьютером работал только один обучающийся. Работа бригадой в два человека допускается лишь временно и в качестве исключения.
Проведение контроля подготовленности обучающихся к выполнению лабораторных и практических занятий, рубежного и промежуточного контроля уровня усвоения знаний по разделам дисциплины, а также предварительного итогового контроля уровня усвоения знаний за семестр рекомендуется проводить в компьютерном классе с использованием сертифицированных тестов и автоматизированной обработки результатов тестирования (АОС-КТ).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н. «Электротехника»: М. «Академия», 2007.
Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум,2007.
СиндеевЮ.Г.«Электротехника с основами электроники»: М, «Феникс»,2010, Серия: Начальное профессиональное образование.
Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010.
Новиков П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия»,2006, Серия: Начальное профессиональное образование.
Прошин В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2006.
ЯрочкинаГ.В.,Володарская А.А. «Рабочая тетрадь по электротехнике для НПО», М, ИРПО, «Академия»,2008.
Дополнительные источники:
1.Данилов И.А., Иванов П.М. «Дидактический материал по общей электротехнике с основами электроники», М, «Академия»,2007.
2.Дубина А.Г., Орлова С.С. « MSExcel в электротехнике и электронике»,
С-Пб, «БХВ-Петербург»,2006.
3. Касаткин А.С., Немцов М.В. «Электротехника», М, «Академия»,2005.
4. Лоторейчук Е.А. «Теоретические основы электротехники», М, «Форум-инфра м», 2005.
5.Пряшников В.А. «Электротехника в примерах и задачах»(+СД), С-Пб, «Корона»,2006
INTERNET-РЕСУРСЫ.
- http://www.college.ru/enportal/physics/content/chapter4/section/paragraph8/the
ory.html
(Сайт содержит информацию по теме «Электрические цепи постоянного тока»)
- http://elib.ispu.ru/library/electro1/index.htm
(Сайт содержит электронный учебник по курсу «Общая Электротехника»)
- http://ftemk.mpei.ac.ru/elpro/
(Сайт содержит электронный справочник по направлению "Электротехника, электромеханика и электротехнологии").
- http://www.toe.stf.mrsu.ru/demoversia/book/index.htm
(Сайт содержит электронный учебник по курсу «Электроника и схемотехника»).
http://www.eltray.com. (Мультимедийный курс «В мир электричества как в первый раз»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
контролировать выполнение заземления, зануления | практические занятия, тестовый контроль |
производить контроль параметров работы электрооборудования | практические занятия, домашние работы |
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании | практические занятия, лабораторные работы |
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов | практические занятия, лабораторные работы, тестовый контроль |
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации | практические занятия, лабораторные работы, |
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы | практические занятия, лабораторные работы |
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать качество работ | практические занятия, лабораторные работы |
Знания: | |
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе, последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока, единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей | практические занятия, контрольная работа, выполнение индивидуальных заданий |
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов | практические занятия, лабораторные работы |
типы и правила графического изображения и составления электрических схем | практические занятия, лабораторные работы, индивидуальные практические задания |
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин | практические занятия, лабораторные работы |
основные элементы электрических сетей | практические занятия, тестовый контроль |
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов, электрических машин, аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения | практические занятия, лабораторные работы индивидуальные практические задания |
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принцип действия, правила пуска, остановки | практические занятия, лабораторные работы индивидуальные практические задания |
способы экономии электроэнергии | практические занятия, тестовый контроль |
правила сращивания, спайки и изоляции проводов | выполнение индивидуальных практических заданий |
виды и свойства электротехнических материалов | лабораторные работы, практические занятия |
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами | практические занятия, индивидуальные практические задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по дисциплине Электротехника и электроника
Программа предназначена для студентв 2 курсов специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования. разработана в соответствии со стандартами третьего поколения...
Рабочая программа по дисциплине "Электротехника и электронная техника"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности...
Рабочая программа по дисциплине "Электротехника и электроника"
Рабочая программа для специальности "Сварочное производство"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Электротехника и электроника для специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине Электротехника и электроникадля специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)...
Рабочая программа учебной дисциплины "Электротехника и электроника"
Рабочая программа...
Рабочая программа по дисциплине " Электротехника"
Рабочая программа по дисциплине "Электротехника" для профессии 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП. 03 Электротехника и электроника по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (углубленная подготовка)
Программа учебной дисциплины разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного трансп...