РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Электротехника и электроника для специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
рабочая программа на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Электротехника и электроника

для специальности 15.02.01  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_elektroteh._i_elektron._toir_21v.docx36.91 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Саратовской области

«Саратовский областной химико-технологический техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

структурного подразделения

«Отделение нефтегазохимической

отрасли» ГАПОУ СО «СОХТТ»

___________________Л.В.Верина

«___»________________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине Электротехника и электроника

для специальности 15.02.01  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

2016 год

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (Далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.01  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

Организация разработчик: ГАПОУ СО СПО «Саратовский областной химико-технологический техникум», структурное подразделение «Отделение нефтегазохимической отрасли».

Разработчик:  Кошелев В.В. , преподаватель  электротехнических дисциплин первой категории.

Рекомендована экспертной комиссией по рецензированию основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) среднего профессионального образования средних специальных учебных заведений, подведомственных министерству образования Саратовской области.

Содержание

Стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

15

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Электротехника и электроника

  1. Область применения программы

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО

15.02.01  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

общепрофессиональные дисциплины.

1.3. Цели и задачи дисциплины:

В результате основания дисциплины обучающийся должен уметь:

  • подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
  • правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
  • рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
  • снимать показания и пользоваться электроизмерительных  приборов  и приспособлений и пользоваться ими;
  • собирать электрические схемы;
  • читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
  • методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
  • основные законы электротехники;
  • основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
  • основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
  • основы физических процессов в проводниках, полупроводниках  и диэлектриках;
  • параметры электрических схем и единицы их измерения;
  • принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
  • принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
  • свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
  • способы получения, передачи и использования электрической энергии;
  • устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
  • характеристики и параметры электрических и магнитных полей.

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  147  часов, в том числе;

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 98 часов;

самостоятельной работы обучающегося  49 часов.

2. Структура и содержания учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

147

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

98

в том числе:

лабораторные занятия:

практические занятия:

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

49

в том числе:

реферат:

19

доклад:

15

сообщение:

15

Итоговая аттестация в форме      экзамен


Наименование разделов и тем

Содержания учебного материала

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Электротехника.

90

Тема 1.1.

Электромагнитное поле.

Содержание учебного материала

6

1

Основные свойства и характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроемкость. Конденсаторы. Соединение  конденсаторов. Энергия электрического поля заряженного конденсатора.

2

2

Основные свойства и  характеристики магнитного поля. Закон Ампера.  Индуктивность: собственная и взаимная.

3

Магнитная проницаемость: абсолютная и относительная. Магнитные свойства вещества. Гистерезис. Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. ЭДС в проводнике, движущимся в магнитном  поле.

Практическое занятие

1. Расчет электрических цепей при последовательном, параллельном и смешанном соединении конденсаторов.

4

Самостоятельная работа обучающихся

1. «Методика расчета электрических цепей с применением закона Ома» (реферат)

5

Тема 1.2.

Электрические цепи постоянного и переменного токов, трехфазные электрические цепи.

Содержание учебного материала

8

1

Элементы электрической цепи, их параметры и характеристики. Схемы замещения электрических цепей. Электродвижущая сила ЭДС.

2

2

Электрическое сопротивление. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Электрическая проводимость. Резистор. Соединение резистров. Режимы работы электрической цепи: холостой ход, номинальный, рабочий, короткого замыкания. Энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей КПД. Основы расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа.

3

Понятие о генераторах переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Общая характеристика цепей переменного тока. Амплитуда, период, частота, фаза, начальная фаза синусоидального тока. Мгновенное, амплиудное, действующее и среднее значения ЭДС, напряжения, тока.

4

Электрическая цепь: с активным сопротивление; с катушкой индуктивности (идеальной); с емкостью. Векторная диаграмма. Разность фаз напряжения и тока. Неразветвленные электрические RC  и  RL- цепи переменного тока. Треуголники напряжений, сопротивлений, мощностей. Коэффициент мощности. Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии звездной и треугольником. Трехпроходные и четырехпроводные трехфазные и электрические цепи. Симметричные и несимметричные трехфазные электрические цепи. Передача энергии по трехфазной линии. Мощность трехфазной электрической цепи при различных соединениях нагрузки. Расчет симметричной трехфазной электрической цепи при соединении нагрузки звездной и треугольником.

Практическое занятие

1. Расчет электрических цепей при последовательном, параллельном и смешанном соединении резисторов

4

Лабораторная работа

1. Опытная проверка свойств последовательного, параллельного и смешанного соединения резисторов

6

Самостоятельная работа обучающихся

1. «Методика расчета сложенных электрических цепей с применением  закона Кирхгофа» (сообщение)

9

Тема 1.3.

Электрические измерения.

Содержание учебного материала

4

1

Основные понятия измерения. Погрешности измерений. Классификация электроизмерительных приборов.

2

2

Измерение тока и напряжения. Магнитоэлектрический измерительный

механизм, электромагнитный измерительный механизм. Приборы и схемы для измерения электрического напряжения.

Лабораторная работа

1. Проверка измерительного прибора по эталонному

2

Самостоятельная  работа

1. «Измерение сопротивления электрической цепи с помощью установки, называемой «мостиком Уитстона» (сообщение)

3

Тема 1.4.

Электрические машины постоянного и переменного токов.

И основы электропривода.

Содержание учебного материала

16

1

Назначение машин постоянного тока и их классификация.

2

2

Устройство и принцип действия машин постоянного тока: магнитная цепь,

коллектор, обмотка якоря. Рабочий процесс машин постоянного тока: ЭДС

обмотки якоря, реакция якоря, коммутация.

3

Генераторы постоянного тока, двигатели постоянного тока, общие сведения. Электрические машины с независимым возбуждением, с параллельным,  последовательным и смешанным возбуждением.

4

Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока.

Потери энергии и КПД машин постоянного тока.

5

Назначение машин переменного тока и их классификация. Получение  

вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях и

генераторах. Устройство электрической машины переменного тока: статор и его обмотка, ротор и его обмотка. Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора. Вращающий момент асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск в ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором.

6

Рабочий процесс асинхронного двигателя и его механическая характеристика.

7

Регулирование частоты вращения ротора. Однофазный и двухфазный

асинхронный электродвигатели. Потери энергии и КПД асинхронного

двигателя.

8

Синхронные машины и область их применения.

Лабораторная работа

1. Исследование рабочих характеристик трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором

4

Самостоятельная работа обучающихся

1. «Формирование и передача вращающегося магнитного поля от генератора к двигателю» (доклад)

2. «Составление схемы электропривода технологического процесса» (доклад)

10

Тема 1.5.

Трансформаторы. Передача и распределение электрической энергии.

Содержание учебного материала

1

Назначение, принцип действия и устройство однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Потери энергии и КПД трансформатора. Типы трансформаторов и их применение.

2

2

2

Электроснабжение промышленных предприятий от электрической

системы. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и

распределительных пунктов.

Лабораторная работа

1. Исследования режимов работы однофазного трансформатора

4

Самостоятельная работа обучающихся

1. Выбор сечений проводов и кабелей: по допустимому нагреву; с учетом защитных аппаратов; по допустимой потере напряжения

2. «Эксплуатация электрических установок. Защитное заземление. Защитное зануление» (реферат)

3

Раздел II.

Электроника.

57

Тема 2.1.

Физические основы электроники, электронные приборы.

Содержание учебного материала

6

1

Электропроводимость полупроводников. Собственная и примесная

проводимость. - Электронно-дырочный переход и его свойства. Прямое и

обратное включение «p-n» перехода.

2

2

Полупроводниковые диоды и транзисторы.

Лабораторная работа

1. Исследование входных и выходных вольтамперных характеристик биполярного транзистора

4

Самостоятельная работа обучающегося

1. «Усилитель на транзисторе» (реферат)

5

Тема 2.2.

Электронные выпрямители и стабилизаторы.

Содержание учебного материала

6

1

Основные сведения, структурная схема электронного выпрямителя.

Однофазные и трехфазные выпрямители. Сглаживающие фильтры.

2

2

Основные сведения, структурная схема электронного стабилизатора.

Стабилизаторы напряжения. Стабилизаторы тока.

Лабораторная работа

1. Исследование входного напряжения  однополупериодного и двухполупериодного выпрямителя с помощью осциллографа

2

Самостоятельная работа.

1. «Стабилизатор напряжения на  транзисторах и его работа» (доклад)

4

Тема 2.3.

Электронные усилители, генераторы и измерительные приборы.

Содержание учебного материала

6

1

Схемы усилителей электрических сигналов. Основные технические характеристики электронных усилителей.

2

2

Импульсные генераторы: мультивибратор, триггер.

Генератор линейно изменяющегося напряжения (ГЛИН- генератор). Электронные стрелочные и цифровые вольтметры. Электронный осциллограф.

Лабораторная работа

1. Исследование формы выходного напряжения электронных генераторов при помощи осциллографа

2

Самостоятельная работа обучающегося

1. «Генератор на транзисторе» (сообщение)

4

Тема 2.4.

Электронные устройства автоматики и вычислительной техники.

Содержание учебного материала

10

1

Структура системы автоматического контроля, управления и регулирования.

2

2

Измерительные преобразователи. Измерение неэлектрических величин электрическими методами. Параметрические преобразователи: резистивные, индуктивные, емкостные. - Генераторные преобразователи.

3

Исполнительные элементы: электромагниты; электродвигатели постоянного и переменного тока, шаговые электродвигатели.

4

Электромагнитное и ферромагнитное реле.

Лабораторная работа

1. Определение параметров срабатывания и возврата электромагнитного реле

2

Самостоятельная работа  обучающихся

1. «Измерительные преобразователи и их применение при измерении неэлектрических величин» (доклад)

6

Самостоятельная работа при изучении дисциплины

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите.

Всего:

147


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

             Реализация программы дисциплины требует наличия  учебного кабинета  и  лаборатории электротехники и электроники.

Оборудование учебного кабинета:

Компьютеры, принтер, сканер, модем, проектор, мультимедийное оборудование и интерактивная доска с программным обеспечением для проведения виртуальных лабораторных работ.

 Оборудование учебной лаборатории:

  • измерительные специализированные стенды «Луч»;
  • осциллограф С 1 – 37;
  • генератор112-2;
  • генератор Г5 – 88;
  • вольтметр универсальный В 7 – 35;
  • вольтметр универсальный В 7- 58/1;
  • измеритель RLC;
  • мост постоянного тока Р 333;
  • мультиметр М 890  С;
  • Трансформатор точка Т- 0,66 – 5ВА;
  • мост переменного тока;
  • мост для измерения сопротивления;
  • частотомер 43 – 63;
  • измеритель сопротивления изоляции М4100/4;
  • средства пожаротушения средства обучения.

Технические средства обучения:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • доступ к сети Интернет;
  • интерактивная доска.

Оборудование лабораторий и рабочих мест лаборатории:

  • лабораторные стенды;
  • лабораторное оборудование.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Березкина Т.Ф., Гусев Н.Г., Масленникова В.В. Задачник по общей электротехнике с основами электроники. – М.: Высшая школа,2007 Гриф Минобразования РФ
  2. Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электроника с основами электроники. – М.: Мастерство, 2006 Гриф Минобразования РФ
  3. Евдокимов Ф.Е. Общая электроника. – М.: Энергия, 2008 Гриф Минобразования РФ
  4. Федотов В.И. Основы электроники. – М.: Высшая школа, 2008 Гриф Минобразования РФ
  5. Масленников В.В. Руководство по проведению лабораторных работ по основам электроники. – М., 2008 Гриф Минобразования РФ
  6. Чекалин Н.А. Руководство по проведению лабораторных работ по общей электротехнике. – М., 2008 Гриф Минобразования РФ

Интернет ресурсы:

  1.  СИ БИ ЦЕНТР СВЯЗЬ - www.radist.ru

  1.   elektro.com-  www.electro.com

3. Все для студента-  www.twirpx.com/files/

4. сайт центральной государственной научно-технической библиотеки-www.cgntb.dp.ua

Дополнительные источники:

  1. Волынский Б.А., Зейн Е.Н., Шатерников В.Е. Электротехника. – М.: Энергоатомиздат, 2006
  2. Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электрики. – М.: Мастерство, 2007
  3. Гордин Е.М. и др. Основы автоматики и вычислительной техники. – М.: Машиностроение, 2006
  4. Полупроводниковые приборы. Диоды, тиристоры, оптоэлектронные приборы: Справочник /Под ред. Перельмана Б.Л. – М.: Радио и связь, 2006
  5. Татур Т.А. Основы теории электрических цепей. – М.: Высшая школа, 2007
  6. Транзисторы для аппаратуры широкого применения: Справочник / Под ред. Перельмана Б.Л. – М.: Радио и связь, 2006
  7. Якубовский С.В., Ниссельсон Л.И., Кулешова В.И. и др. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы: Справочник. – М.: Радио и связь, 2006

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, освоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

освоенные умения:

подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

лабораторная работа

правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;

лабораторная работа

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;

практическая работа

снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями;

практическая работа

собирать электрические схемы;

лабораторная работа

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

практическая работа

усвоенные знания:

классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;

практическая работа

     методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

практическая работа

основные законы электротехники;

лабораторная работа

основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;

лабораторная работа

основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;

практическая работа

     основы физических процессов в    проводниках, полупроводниках  и диэлектриках;

практическая работа

параметры электрических схем и единицы их измерения;

лабораторная работа

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;

лабораторная работа

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;

практическая работа

      свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;

практическая работа

способы получения, передачи и использования электрической энергии

практическая работа

     устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;

практическая работа

характеристики и параметры электрических и магнитных полей

практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка теста в качестве оценки профессионального образования на примере междисциплинарного курса профессионального модуля по специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

Аннотация: актуальность теста, рекомендации к области применения теста, характеристика закрытых и открытых тестовых заданий, составление технологической матрицы теста, обработка результатов и анализ т...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ на проведение курсового проектирования специальность 15.02.01 ««Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям)»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯна проведение курсового проектирования«Технико-экономические расчеты затрат напроведение капитального ремонта промышленного оборудования» ПМ.03 УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОД...

Фонд оценочных средств по учебной практике УП 04.01 специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования ( по отраслям)

Молокоперерабатывающие заводы и комбинаты на сегодня представляют собой высокомеханизированное производство со сложным автоматизированным и точным оборудованием, которое необходимо монтировать, обслуж...