РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Электротехника и электроника для специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Электротехника и электроника
для специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_elektroteh._i_elektron._toir_21v.docx | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Саратовской области
государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Саратовской области
«Саратовский областной химико-технологический техникум»
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель
структурного подразделения
«Отделение нефтегазохимической
отрасли» ГАПОУ СО «СОХТТ»
___________________Л.В.Верина
«___»________________2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине Электротехника и электроника
для специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
2016 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (Далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
Организация разработчик: ГАПОУ СО СПО «Саратовский областной химико-технологический техникум», структурное подразделение «Отделение нефтегазохимической отрасли».
Разработчик: Кошелев В.В. , преподаватель электротехнических дисциплин первой категории.
Рекомендована экспертной комиссией по рецензированию основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) среднего профессионального образования средних специальных учебных заведений, подведомственных министерству образования Саратовской области.
Содержание
Стр. | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Электротехника и электроника
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО
15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
общепрофессиональные дисциплины.
1.3. Цели и задачи дисциплины:
В результате основания дисциплины обучающийся должен уметь:
- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
- правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
- рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей;
- снимать показания и пользоваться электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;
- собирать электрические схемы;
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
- методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;
- основные законы электротехники;
- основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
- основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
- параметры электрических схем и единицы их измерения;
- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
- принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов;
- свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов;
- способы получения, передачи и использования электрической энергии;
- устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов;
- характеристики и параметры электрических и магнитных полей.
- Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 147 часов, в том числе;
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 98 часов;
самостоятельной работы обучающегося 49 часов.
2. Структура и содержания учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 147 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 98 |
в том числе: | |
лабораторные занятия: практические занятия: | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 49 |
в том числе: | |
реферат: | 19 |
доклад: | 15 |
сообщение: | 15 |
Итоговая аттестация в форме экзамен |
Наименование разделов и тем | Содержания учебного материала | Объем часов | Уровень освоения | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Раздел 1. Электротехника. | 90 | ||||||||
Тема 1.1. Электромагнитное поле. | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Основные свойства и характеристики электрического поля. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Электроемкость. Конденсаторы. Соединение конденсаторов. Энергия электрического поля заряженного конденсатора. | 2 | |||||||
2 | Основные свойства и характеристики магнитного поля. Закон Ампера. Индуктивность: собственная и взаимная. | ||||||||
3 | Магнитная проницаемость: абсолютная и относительная. Магнитные свойства вещества. Гистерезис. Электромагнитная индукция. ЭДС самоиндукции и взаимоиндукции. ЭДС в проводнике, движущимся в магнитном поле. | ||||||||
Практическое занятие 1. Расчет электрических цепей при последовательном, параллельном и смешанном соединении конденсаторов. | 4 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. «Методика расчета электрических цепей с применением закона Ома» (реферат) | 5 | ||||||||
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного и переменного токов, трехфазные электрические цепи. | Содержание учебного материала | 8 | |||||||
1 | Элементы электрической цепи, их параметры и характеристики. Схемы замещения электрических цепей. Электродвижущая сила ЭДС. | 2 | |||||||
2 | Электрическое сопротивление. Зависимость электрического сопротивления от температуры. Электрическая проводимость. Резистор. Соединение резистров. Режимы работы электрической цепи: холостой ход, номинальный, рабочий, короткого замыкания. Энергия и мощность электрической цепи. Баланс мощностей КПД. Основы расчета электрической цепи постоянного тока. Законы Ома и Кирхгофа. | ||||||||
3 | Понятие о генераторах переменного тока. Получение синусоидальной ЭДС. Общая характеристика цепей переменного тока. Амплитуда, период, частота, фаза, начальная фаза синусоидального тока. Мгновенное, амплиудное, действующее и среднее значения ЭДС, напряжения, тока. | ||||||||
4 | Электрическая цепь: с активным сопротивление; с катушкой индуктивности (идеальной); с емкостью. Векторная диаграмма. Разность фаз напряжения и тока. Неразветвленные электрические RC и RL- цепи переменного тока. Треуголники напряжений, сопротивлений, мощностей. Коэффициент мощности. Соединение обмоток трехфазных источников электрической энергии звездной и треугольником. Трехпроходные и четырехпроводные трехфазные и электрические цепи. Симметричные и несимметричные трехфазные электрические цепи. Передача энергии по трехфазной линии. Мощность трехфазной электрической цепи при различных соединениях нагрузки. Расчет симметричной трехфазной электрической цепи при соединении нагрузки звездной и треугольником. | ||||||||
Практическое занятие 1. Расчет электрических цепей при последовательном, параллельном и смешанном соединении резисторов | 4 | ||||||||
Лабораторная работа 1. Опытная проверка свойств последовательного, параллельного и смешанного соединения резисторов | 6 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. «Методика расчета сложенных электрических цепей с применением закона Кирхгофа» (сообщение) | 9 | ||||||||
Тема 1.3. Электрические измерения. | Содержание учебного материала | 4 | |||||||
1 | Основные понятия измерения. Погрешности измерений. Классификация электроизмерительных приборов. | 2 | |||||||
2 | Измерение тока и напряжения. Магнитоэлектрический измерительный механизм, электромагнитный измерительный механизм. Приборы и схемы для измерения электрического напряжения. | ||||||||
Лабораторная работа 1. Проверка измерительного прибора по эталонному | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа 1. «Измерение сопротивления электрической цепи с помощью установки, называемой «мостиком Уитстона» (сообщение) | 3 | ||||||||
Тема 1.4. Электрические машины постоянного и переменного токов. И основы электропривода. | Содержание учебного материала | 16 | |||||||
1 | Назначение машин постоянного тока и их классификация. | 2 | |||||||
2 | Устройство и принцип действия машин постоянного тока: магнитная цепь, коллектор, обмотка якоря. Рабочий процесс машин постоянного тока: ЭДС обмотки якоря, реакция якоря, коммутация. | ||||||||
3 | Генераторы постоянного тока, двигатели постоянного тока, общие сведения. Электрические машины с независимым возбуждением, с параллельным, последовательным и смешанным возбуждением. | ||||||||
4 | Пуск в ход, регулирование частоты вращения двигателей постоянного тока. Потери энергии и КПД машин постоянного тока. | ||||||||
5 | Назначение машин переменного тока и их классификация. Получение вращающегося магнитного поля в трехфазных электродвигателях и генераторах. Устройство электрической машины переменного тока: статор и его обмотка, ротор и его обмотка. Принцип действия трехфазного асинхронного двигателя. Частота вращения магнитного поля статора и частота вращения ротора. Вращающий момент асинхронного двигателя. Скольжение. Пуск в ход асинхронных двигателей с короткозамкнутым и фазным ротором. | ||||||||
6 | Рабочий процесс асинхронного двигателя и его механическая характеристика. | ||||||||
7 | Регулирование частоты вращения ротора. Однофазный и двухфазный асинхронный электродвигатели. Потери энергии и КПД асинхронного двигателя. | ||||||||
8 | Синхронные машины и область их применения. | ||||||||
Лабораторная работа 1. Исследование рабочих характеристик трехфазного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором | 4 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. «Формирование и передача вращающегося магнитного поля от генератора к двигателю» (доклад) 2. «Составление схемы электропривода технологического процесса» (доклад) | 10 | ||||||||
Тема 1.5. Трансформаторы. Передача и распределение электрической энергии. | Содержание учебного материала | ||||||||
1 | Назначение, принцип действия и устройство однофазного трансформатора. Режимы работы трансформатора. Потери энергии и КПД трансформатора. Типы трансформаторов и их применение. | 2 | 2 | ||||||
2 | Электроснабжение промышленных предприятий от электрической системы. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. | ||||||||
Лабораторная работа 1. Исследования режимов работы однофазного трансформатора | 4 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Выбор сечений проводов и кабелей: по допустимому нагреву; с учетом защитных аппаратов; по допустимой потере напряжения 2. «Эксплуатация электрических установок. Защитное заземление. Защитное зануление» (реферат) | 3 | ||||||||
Раздел II. Электроника. | 57 | ||||||||
Тема 2.1. Физические основы электроники, электронные приборы. | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Электропроводимость полупроводников. Собственная и примесная проводимость. - Электронно-дырочный переход и его свойства. Прямое и обратное включение «p-n» перехода. | 2 | |||||||
2 | Полупроводниковые диоды и транзисторы. | ||||||||
Лабораторная работа 1. Исследование входных и выходных вольтамперных характеристик биполярного транзистора | 4 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающегося 1. «Усилитель на транзисторе» (реферат) | 5 | ||||||||
Тема 2.2. Электронные выпрямители и стабилизаторы. | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Основные сведения, структурная схема электронного выпрямителя. Однофазные и трехфазные выпрямители. Сглаживающие фильтры. | 2 | |||||||
2 | Основные сведения, структурная схема электронного стабилизатора. Стабилизаторы напряжения. Стабилизаторы тока. | ||||||||
Лабораторная работа 1. Исследование входного напряжения однополупериодного и двухполупериодного выпрямителя с помощью осциллографа | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа. 1. «Стабилизатор напряжения на транзисторах и его работа» (доклад) | 4 | ||||||||
Тема 2.3. Электронные усилители, генераторы и измерительные приборы. | Содержание учебного материала | 6 | |||||||
1 | Схемы усилителей электрических сигналов. Основные технические характеристики электронных усилителей. | 2 | |||||||
2 | Импульсные генераторы: мультивибратор, триггер. Генератор линейно изменяющегося напряжения (ГЛИН- генератор). Электронные стрелочные и цифровые вольтметры. Электронный осциллограф. | ||||||||
Лабораторная работа 1. Исследование формы выходного напряжения электронных генераторов при помощи осциллографа | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающегося 1. «Генератор на транзисторе» (сообщение) | 4 | ||||||||
Тема 2.4. Электронные устройства автоматики и вычислительной техники. | Содержание учебного материала | 10 | |||||||
1 | Структура системы автоматического контроля, управления и регулирования. | 2 | |||||||
2 | Измерительные преобразователи. Измерение неэлектрических величин электрическими методами. Параметрические преобразователи: резистивные, индуктивные, емкостные. - Генераторные преобразователи. | ||||||||
3 | Исполнительные элементы: электромагниты; электродвигатели постоянного и переменного тока, шаговые электродвигатели. | ||||||||
4 | Электромагнитное и ферромагнитное реле. | ||||||||
Лабораторная работа 1. Определение параметров срабатывания и возврата электромагнитного реле | 2 | ||||||||
Самостоятельная работа обучающихся 1. «Измерительные преобразователи и их применение при измерении неэлектрических величин» (доклад) | 6 | ||||||||
Самостоятельная работа при изучении дисциплины Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных работ, отчетов и подготовка к их защите. | |||||||||
Всего: | 147 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории электротехники и электроники.
Оборудование учебного кабинета:
Компьютеры, принтер, сканер, модем, проектор, мультимедийное оборудование и интерактивная доска с программным обеспечением для проведения виртуальных лабораторных работ.
Оборудование учебной лаборатории:
- измерительные специализированные стенды «Луч»;
- осциллограф С 1 – 37;
- генератор112-2;
- генератор Г5 – 88;
- вольтметр универсальный В 7 – 35;
- вольтметр универсальный В 7- 58/1;
- измеритель RLC;
- мост постоянного тока Р 333;
- мультиметр М 890 С;
- Трансформатор точка Т- 0,66 – 5ВА;
- мост переменного тока;
- мост для измерения сопротивления;
- частотомер 43 – 63;
- измеритель сопротивления изоляции М4100/4;
- средства пожаротушения средства обучения.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- доступ к сети Интернет;
- интерактивная доска.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лаборатории:
- лабораторные стенды;
- лабораторное оборудование.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Березкина Т.Ф., Гусев Н.Г., Масленникова В.В. Задачник по общей электротехнике с основами электроники. – М.: Высшая школа,2007 Гриф Минобразования РФ
- Данилов И.А., Иванов П.М. Общая электроника с основами электроники. – М.: Мастерство, 2006 Гриф Минобразования РФ
- Евдокимов Ф.Е. Общая электроника. – М.: Энергия, 2008 Гриф Минобразования РФ
- Федотов В.И. Основы электроники. – М.: Высшая школа, 2008 Гриф Минобразования РФ
- Масленников В.В. Руководство по проведению лабораторных работ по основам электроники. – М., 2008 Гриф Минобразования РФ
- Чекалин Н.А. Руководство по проведению лабораторных работ по общей электротехнике. – М., 2008 Гриф Минобразования РФ
Интернет ресурсы:
- СИ БИ ЦЕНТР СВЯЗЬ - www.radist.ru
- elektro.com- www.electro.com
3. Все для студента- www.twirpx.com/files/
4. сайт центральной государственной научно-технической библиотеки-www.cgntb.dp.ua
Дополнительные источники:
- Волынский Б.А., Зейн Е.Н., Шатерников В.Е. Электротехника. – М.: Энергоатомиздат, 2006
- Данилов И.А., Иванов П.М. Дидактический материал по общей электротехнике с основами электрики. – М.: Мастерство, 2007
- Гордин Е.М. и др. Основы автоматики и вычислительной техники. – М.: Машиностроение, 2006
- Полупроводниковые приборы. Диоды, тиристоры, оптоэлектронные приборы: Справочник /Под ред. Перельмана Б.Л. – М.: Радио и связь, 2006
- Татур Т.А. Основы теории электрических цепей. – М.: Высшая школа, 2007
- Транзисторы для аппаратуры широкого применения: Справочник / Под ред. Перельмана Б.Л. – М.: Радио и связь, 2006
- Якубовский С.В., Ниссельсон Л.И., Кулешова В.И. и др. Цифровые и аналоговые интегральные микросхемы: Справочник. – М.: Радио и связь, 2006
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, освоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. |
освоенные умения: | |
подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками; | лабораторная работа |
правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов; | лабораторная работа |
рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей; | практическая работа |
снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; | практическая работа |
собирать электрические схемы; | лабораторная работа |
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; | практическая работа |
усвоенные знания: | |
классификацию электронных приборов, их устройство и область применения; | практическая работа |
методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей; | практическая работа |
основные законы электротехники; | лабораторная работа |
основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин; | лабораторная работа |
основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств; | практическая работа |
основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках; | практическая работа |
параметры электрических схем и единицы их измерения; | лабораторная работа |
принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов; | лабораторная работа |
принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов; | практическая работа |
свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов; | практическая работа |
способы получения, передачи и использования электрической энергии | практическая работа |
устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов; | практическая работа |
характеристики и параметры электрических и магнитных полей | практическая работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка теста в качестве оценки профессионального образования на примере междисциплинарного курса профессионального модуля по специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»
Аннотация: актуальность теста, рекомендации к области применения теста, характеристика закрытых и открытых тестовых заданий, составление технологической матрицы теста, обработка результатов и анализ т...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ на проведение курсового проектирования специальность 15.02.01 ««Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям)»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯна проведение курсового проектирования«Технико-экономические расчеты затрат напроведение капитального ремонта промышленного оборудования» ПМ.03 УЧАСТИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОД...
Фонд оценочных средств по учебной практике УП 04.01 специальности 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования ( по отраслям)
Молокоперерабатывающие заводы и комбинаты на сегодня представляют собой высокомеханизированное производство со сложным автоматизированным и точным оборудованием, которое необходимо монтировать, обслуж...
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА» Специальность: 15.02.08 Технология машиностроения, 15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
Методические указания по выполнению практических работ....
Контрольно-оценочные средства для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.01 Инженерная графика программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.12 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения программы учебной дисциплины ОП.01 Инженерная графика...