Рабочая программа по учебной дисциплине ЕН.02 Экологические основы природопользования
рабочая программа

Грибанцева Наталья Леонидовна

Рабочая программа может быть использована для заочного обучения Экологическим основам природопользования  по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_eop_zaochniki.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ  НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ «УРЕНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Утверждаю:

Директор ГБПОУ УИЭТ

_________Комарова Л.И

«__» ___________ 20___ г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ЕН.02 «Экологические основы природопользования»

для специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям)

(заочное обучение)

г. Урень

20___ г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  среднего профессионального образования (далее - СПО) 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Уренский индустриально-энергетический техникум»   (ГБПОУ УИЭТ)

Разработчики:

Грибанцева Н.Л. – преподаватель химии

Рассмотрено:                                                                                                                        

МО № ___

________________ 20___ г.                                                                          

Руководитель МО___________                                                                                                  


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЕН. 02 Экологические основы природопользования

1.1. Область применения примерной программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 13.02.07 Электроснабжение (по отраслям).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина является дисциплиной естественно-научного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
  • методы экологического регулирования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории;
  • принципы производственного экологического контроля;
  • условия устойчивого состояния экосистем.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 12 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  8  часов;

самостоятельной работы обучающегося 4 часа.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

12

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

в том числе:

Подготовить сообщение на тему «Современное состояние окружающей среды любого региона России»

Выписать законы, регулирующие охрану и использование атмосферы

Выписать законы, регулирующие использование и охрану водных ресурсов

Выписать законы, регулирующие использование и охрану недр

Выписать законы, регулирующие использование и охрану земельных ресурсов

Выписать законы, регулирующие использование и охрану животного мира

Выписать законы, регулирующие использование и охрану растительного мира

Подготовить сообщение об одной из международных экологических организаций

Подготовить сообщение об истории Российского природоохранного законодательства

Подготовить сообщение о международных связях, взаимоотношениях Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды

4

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета     

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «Экологические основы природопользования»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Формирование компетенции ОК/ПК

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Введение.

Введение. Цели и задачи дисциплины.

0,5

ОК 2-4, 6-8

1

Раздел 1. Особенности взаимодействия природы и общества

5

Тема 1.1. Природоохранный потенциал

Самостоятельная работа обучающихся

Современное состояние окружающей среды. Воздействие экологических факторов на человека

1

ОК 2-4, 6-8

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 1.2. Экологические основы природопользования и природообустройства

Содержание учебного материала

Законы экологии и их использование в природопользовании. Экологические факторы и экологические адаптации. Популяция и экосистема как объекты природопользования.

1,5

ОК 2-4, 6-8

2

Тема 1.2. Природные ресурсы и рациональное природопользование

Содержание учебного материала

Использование и охрана атмосферы, водных ресурсов, недр, земельных ресурсов,  растительного и животного мира

1

ОК 2-4, 6-8

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор,  комплект литературы

Самостоятельная работа обучающихся:

Выписать законы, регулирующие охрану и использование атмосферы

Выписать законы, регулирующие использование и охрану водных ресурсов

Выписать законы, регулирующие использование и охрану недр

Выписать законы, регулирующие использование и охрану земельных ресурсов

Выписать законы, регулирующие использование и охрану животного мира

Выписать законы, регулирующие использование и охрану растительного мира

0,5

2

Тема 1.3. Загрязнение окружающей среды

Самостоятельная работа обучающихся

Загрязнение атмосферы, водных ресурсов и почвы

1

ОК 2-4, 6-8

2

Раздел 2. Правовые и социальные вопросы природопользования

6,5

Тема 2.1. Государственные и общественные мероприятия по охране природы. Природоохранный надзор.

Содержание учебного материала

Организация рационального природопользования и охраны природы в РФ. Международное сотрудничество в области рационального природопользования и охраны природы

1

ОК 2-4, 6-8

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение об одной из международных экологических организаций

Подготовить сообщение об истории Российского природоохранного законодательства

Подготовить сообщение о международных связях, взаимоотношениях Российской Федерации по вопросам охраны окружающей природной среды

1

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 2.2 Экологический менеджмент как инструмент природообустройства

Содержание учебного материала

Система экологического менеджмента на предприятии природопользования. Стандарты серии ISO 14000  как инструмент обеспечения рационального природопользования.

1

ОК 2-4, 6-8

2

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовить сообщение об экологическом аудите и его роли в обеспечении рационального природопользования.

0,5

2

Оборудование:

компьютер, переносной экран,  мультимедийный проектор.

Тема 2.3 Информационное обеспечение в природообустройстве

Содержание учебного материала

Методы и источники получения обработки и использования информации о состоянии окружающей среды. Прогнозирование состояния природных объектов.

1

ОК 2-4, 6-8

2

Дифференцированный зачет

2

Всего:

12

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета экологических основ природопользования.

Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия (учебники, опорные конспекты).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1.  Манько О.М. Экологические основы природопользования: учебник для студ.учреждений сред.проф.образования / О.М. Манько, А.В Мешалкин, С.И. Кривов. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 192 с.

2. Кузнецов Л.М., Курочкин В.Е., Шмыков А.Ю. Экологические основы природопользования. Учебник для СПО. – Юрайт. -  2019. [Электронная версия]

3. Константинов В. М. Экологические основы природопользования. – М.: Академия, НМЦ СПО, 2010.

4.  Трушина Т. П. Экологические основы природопользования – Ростов-на-Дону, Феникс, 2010.

Дополнительные источники:

1.  Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека. - М.: Феникс, 2009;

2.  Вильчинская О. В., Воробьев А. Е. , Дьяченко В. В. , Корчагина А. В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.

3.  Козачек А. В. Экологические основы природопользования. - М.: Феникс, 2008.

Интернет ресурсы:

1. http://ecology-portal.ru/

2. http://mineco-nn.ru/

3. http://www.priroda.su/

4. http://ecologico.ru/

5. http://ecologysite.ru/


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;
  • соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;
  • принципы и методы рационального природопользования;
  • основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;
  • принципы размещения производств различного типа;
  • основные группы отходов, их источники и масштабы образования;
  • основные способы предотвращения и улавливания промышленных отходов, методы очистки, правила и порядок переработки, обезвреживания и захоронения промышленных отходов;
  • методы экологического регулирования;
  • понятие и принципы мониторинга окружающей среды;
  • правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;
  • принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;
  • природоресурсный потенциал Российской Федерации;
  • охраняемые природные территории;
  • принципы производственного экологического контроля;
  • условия устойчивого состояния экосистем.

Тесты

Самостоятельная работа

Зачет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.03 Экологические основы природопользования

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО100126 – "Сервис домашнего и коммунального хозяйства"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Рабочая  ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 Экологические основы природопользования

Рабочая программа учебной дисциплины  ЕН. 01 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта государственного образовательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.01 Экологические основы природопользования

Рабочая программа учебной дисциплины  ЕН. 01 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта государственного образовательно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Специальность  З8.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 03. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Учебная дисциплина ЕН.03 «Экологические основы природопользования» является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по спец...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 «Экологические основы природопользования»

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности38.02.01«Экономика и бухгалтерский учёт» утв...