Рабочая программа ОП.02 «Основы электротехники и микроэлектроники»
рабочая программа по теме

Филиппов Андриян Сергеевич

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по профессии  среднего профессионального образования (далее - СПО) 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_elektrotehniki_i_mikroelektroniki_504.docx64.55 КБ

Предварительный просмотр:

лого СПК_1

Автономное учреждение

профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутский политехнический колледж»

Структурное подразделение – 4

Энергетическое отделение

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий по УПР

_____________Е.В. Рябошапко

«____»______________2015г.

Рабочая программа

ОП.02 «Основы электротехники и микроэлектроники»

для обучающихся очной формы обучения

Профессия: 15.01.20  Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Наименование профиля: технический

Сургут 2015

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)  по профессии  среднего профессионального образования (далее - СПО)

15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматику».

Организация-разработчик: Автономное учреждение  профессионального  

Образования Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Сургутский политехнический колледж»

Разработчик: А.С.Филиппов 

            Рекомендована профессионально – методическим объединением «Энергетика и автоматика»,  протокол №  ____ от «___»_____2015г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт программы учебной дисциплины                       4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины                6

  1. Условия реализации учебной дисциплины                       11

  1. Контроль и оценка результатов освоения

учебной дисциплины                                                                12      


ОП.02 «Основы электротехники и микроэлектроники»

1. Область применения программы

 Рабочая  программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (профессии) 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике.

Рабочая  программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в сфере дополнительного образования

2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу 

3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения учебной  дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;
  • принципы, лежащие в основе функционирования электрических машин и электронной техники;
  • методику построения электрических цепей, порядок расчета их параметров;
  • способы включения электроизмерительных приборов и методы измерения электрических величин.

Должен уметь:

  • рассчитывать основные параметры простых электрических и магнитных цепей;
  • собирать электрические схемы постоянного и переменного тока и проверять их работу;
  • пользоваться современными электроизмерительными приборами и аппаратами для диагностики электрических цепей;

4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 60 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 40 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.

В рабочей  программе представлены:

· результаты освоения учебной дисциплины;

· структура и  содержание  учебной дисциплины;

· условия реализации учебной дисциплины;

· контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.

Содержание  рабочей  программы учебной дисциплины полностью соответствует содержанию ФГОС по специальности (профессии) 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматики и обеспечивает практическую реализацию ФГОС в рамках образовательного процесса.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

40

в том числе:

лабораторные работы

14

практические занятия

14

Самостоятельная работа студента (всего)

20

в том числе:

индивидуальное проектное задание

-

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

20

Итоговая аттестация в форме зачета                                                2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 «Основы электротехники и микроэлектроники»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Электрические и магнитные цепи

Тема 1.1. Электрические цепи постоянного тока

Постоянный ток: понятие, характеристики, единицы измерения, закон Ома для участка цепи, работа, мощность

Электрические цепи: понятие, классификация, условное изображение, элементы, условные обозначения, методы расчета.

1

1

1

Источники тока: типы, характеристики, единицы измерения, способы соединения, закон Ома для полной цепи.

Резисторы: понятие, способы соединения, схемы замещения

Лабораторные работы

4

2

2

Лабораторная работа №1 «Последовательное соединение проводников и проверка падения напряжения в отдельных проводниках».

Лабораторная работа №2 «Параллельное соединение проводников и проверка 1го правила Кирхгофа»

Практическая работа

4

2

2

2

Практическая работа№1 «Нахождение сопротивления резистора по его вольтамперной характеристике»

Практическая работа№ 2 «Расчет простой цепи постоянного тока».

Самостоятельная работа № 1 «Расчет цепей постоянного тока методом преобразования»

№2 «Расчет цепей постоянного тока по законам Кирхгофа»

2

2

Тема 1.2. Магнитные цепи.

Магнитная цепь: понятие, классификация, элементы, характеристики, единицы измерения, законы магнитной цепи, расчет.

2

1

Практическая работа

4

Практическая работа№4 «Нахождение магнитной индукции и напряженности по кривой намагничивания».

Практическая работа№5 «Расчет напряженности, индукции и магнитного потока для участка, узла и контура магнитной цепи».

2

2

2

Тема 1.3. Цепи переменного тока

Переменный ток, действующее значение

Активное, индуктивное и емкостное сопротивление

1

1

1

Последовательные и параллельные цепи с RLC

Трехфазный ток, трехфазные цепи

Соединение в звезду, треугольник

Практическая работа

2

Практическая работа№5 «Расчет трехфазной цепи переменного тока»

2

2

Лабораторные работы

4

2

2

Лабораторная работа №3 «Исследование трехфазной цепи переменного тока при соединении приемников по схеме «звезда»»

Лабораторная работа №4 «Исследование трехфазной цепи переменного тока при соединении приемников по схеме «треугольник»»

Раздел 2. Электротехнические устройства

Тема 2.1. Трансформаторы

Тема 2.2. Электрические машины

Трансформаторы: типы, назначение, устройство, принцип действия, режим работы, КПД, потери.

Измерительные трансформаторы: назначение, устройство, эксплуатация.

1

1

1

1

Асинхронные двигатели.  Принцип действия и конструкция. Характеристики и применение.

Машины постоянного тока: конструкция, принцип действия, схемы включения, характеристики, особенности применения.

Синхронные машины: конструкция, принцип действия, схемы включения, характеристики, особенности применения.

Практическая работа

6

Практическая работа№6 «Упрощенный расчет трансформатора»

Практическая работа№7 «Решение задач по машинам переменного тока»

2

2

2

2

Самостоятельная работа:

№3 «Параллельное соединение L, R, C»

№4 «Нелинейные цепи»

№5 «Методы расчета магнитных цепей»

№6 «Расчет трансформаторов»

№7 «Асинхронные двигатели»

№8 «Машины постоянного тока»

№9. «Синхронные машины»

16

2

2

2

2

4

2

2

Тема 2.4. Электронные приборы и устройства.

2

Тема 2.5. Электронные компоненты

Полупроводники: понятия, типы проводимости, электронно-дырочный переход.

Полупроводниковые приборы: понятие, классификация, устройство, вольтамперные характеристики, условные обозначения, маркировка.

Выпрямители: назначение, схемы выпрямления, стабилизация напряжения, характеристики, эксплуатация.

1

1

1

Лабораторные работы

Лабораторная работа № 6 «Исследование полупроводникового диода»

Лабораторная работа № 7 «Выпрямители»

2

2

ЗАЧЕТ

2

ВСЕГО

40

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3.  – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Электротехника и электроника» и лаборатории

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно – наглядных пособий «Электротехника и электроника»

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы различных материалов.

Оборудование лаборатории:

-  посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- инструкции к проведению лабораторных работ;

- инструменты;

- приборы и приспособления

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. В.Е. Зайцев. Т.А. Нестерова. Электротехника, электроснабжение, электротехнология и электрооборудование. Москва изд. центр «Академия»

7-е издание 2010 г.

  1. Г.Г.Соколовский, Электроприводы переменного тока с частотным регулированием. Учебник   ИЦ "Академия", 2006-??????с.
  2. А.Я.Шихин, Электротехника. Москва, «Высшая школа», 2001 г.

Дополнительные источники:

1. Прошин В.М.Лабораторно-практические работы по электротехнике. (2+3-изд., стер.) Уч.пос.НПО."Академия"2008.

2. Гуржий А.Н. Электрические и радиотехнические измерения. Уч. пособие для НПО. М.: ИЦ "Академия", 2009.

3. Беспалов В.Я. Электрические машины. Уч.пособие. - М.: ИЦ "Академия", 20010 г.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками

лабораторная работа№ 6-7, внеаудиторная самостоятельная работа,  устный опрос, тестовые задания

правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов

лабораторная работа№-1-7

Практическая работа№6 «Упрощенный расчет трансформатора»

Практическая работа№7 «Решение задач по машинам переменного тока»

 устный опрос, тестовые задания

рассчитывать параметры электрических, магнитных цепей

Практическая работа№ 1-7

устный опрос, тестовые задания

снимать показания и пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями

лабораторная работа№1-7

Практическая работа№ 1-7

 устный опрос, тестовые задания

собирать электрические схемы

лабораторная работа№ 1-7

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы

 Практическая работа№ 1-7, внеаудиторная самостоятельная работа,

 устный опрос, тестовые задания

Знания:

классификацию электронных приборов, их устройство и область применения

лабораторная работа№1-7, практическая работа№ 1-7 внеаудиторная самостоятельная работа,

устный опрос, тестовые задания

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных цепей;

внеаудиторная самостоятельная работа

Практическая работа№ 1-7

,  устный опрос, тестовые задания

основные законы электротехники

контрольная работа ,  устный опрос, тестовые задания

основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин

лабораторная работа №1-7

устный опрос, тестовые задания

основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств

 Практическая работа№ 6-7

внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, тестовые задания

основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;

лабораторная работа№ 6-7, внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, тестовые задания

параметры электрических схем и единицы их измерения

контрольная работа ,  устный опрос, тестовые задания

принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов

Практическая работа№ 1-7

Лабораторная работа № 1-7

 устный опрос, тестовые задания

принципы действия, устройство, основные характеристики электротехнических и электронных устройств и приборов

внеаудиторная самостоятельная работа

Практическая работа№ 1-7

Лабораторная работа № 1-7

устный опрос, тестовые задания

свойства проводников, полупроводников, электроизоляционных, магнитных материалов

Лабораторная работа № 6-7

устный опрос, тестовые задания

способы получения, передачи и использования электрической энергии

внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, тестовые задания

устройство, принцип действия и основные характеристики электротехнических приборов

внеаудиторная самостоятельная работа, устный опрос, тестовые задания

характеристики и параметры электрических и магнитных полей  

лабораторная работа№ 1-7

зачет,  устный опрос, тестовые задания

Разработчик: А.С.Филиппов 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы электротехники".

Рабочая программа по электротехнике....

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО 270802.09 Мастер общестроительных работ. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебн...

Рабочая программа по предмету "Основы электротехники"

Подробная программа и КОСы по предмету "Основы электротехники" и...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы электротехники

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО...

Рабочая программа ОП.02 Основы электротехники для специальности 09.02.01

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)...