РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 44.02.16 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля подготовки, 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящим в состав укрупненной группы 050000Образование и педагогика по направлению 051001Профессиональное обучение (по отраслям).
Организация–разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Разработчик: Чаплыгина Л.П., преподаватель государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ».
Рецензент: Рындин Павел Викторович – начальник отдела информационно-коммуникационных технологий управления занятостью населения Воронежской областью, к.т.н.
РАССМОТРЕНО на заседании комиссии профессионального цикла специальности Компьютерные системы и комплексы, математических и естественнонаучных дисциплин
Протокол № 1 от 8.09.2015 ________________/Савченко Е.А./
Заместитель директора по учебной работе___________/Демченко С.П./
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 7 |
| 14 |
| 17 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ
- Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по 44.02.16 Профессиональное обучение (по отраслям), профиля подготовки, 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, входящим в состав укрупненной группы 050000 Образование и педагогика по направлению 051001 Профессиональное обучение (по отраслям).
Программа учебной дисциплины может быть реализована в рамках повышения квалификации служащих: 42843 «Инженер - системный программист», 27099 «Техник-программист», 27032 «Техник по защите информации», 26965 «Техник вычислительного (информационно-вычислительного) центра», 16199 «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», 14995 «Наладчик технологического оборудования», а также в процессе переподготовки специалистов по направлению 050100 Педагогическое образование в учреждениях (организациях), реализующих программы профессиональной подготовки и профессионального образования (по отраслям).
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Основы электротехники» входит в Профессиональный цикл основной профессиональной образовательной программы.
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Основы электротехники» студент должен:
знать/понимать
- основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме;
- свойства основных электрических RC и RLC-цепочек, цепей с взаимной индукцией;
- трехфазные электрические цепи;
- основные свойства фильтров;
- непрерывные и дискретные сигналы;
- методы расчета электрических цепей;
- спектр дискретного сигнала и его анализ;
- цифровые фильтры
уметь:
- применять основные определения и законы теории электрических цепей;
- учитывать на практике свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей;
- различать непрерывные и дискретные сигналы и их параметры.
В соответствии с разделом VI ФГОС процесс изучения дисциплины должен быть направлен на формирование компетенций
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
- ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
- ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
- ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- ПК 1.1. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.
- ПК 2.1. Создавать программы на языке ассемблера для микропроцессорных систем.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка – 111 часов.
в том числе:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 74 (20 пр. ч.) часов;
- самостоятельная работа – 37 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 111 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 74 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 20 |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 37 |
в том числе: | |
оформление отчетов по лабораторным работам подготовка реферативных сообщений; решение индивидуальных заданий конспектирование по заданной теме; составление кроссвордов подготовка докладов; решение тестовых заданий. | 10 6 6 3 4 6 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины
Основы электротехники
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материла, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
Введение | |||||||
Основы электротехники и электроники | Содержание учебного материала | 2 | |||||
1 | Основы электротехники и электроники. | 1 | |||||
Лабораторные работы | - | ||||||
Практические занятия | - | ||||||
Контрольные работы | - | ||||||
Самостоятельная работа студентов | 2 | ||||||
1 | Электричество в атмосфере Статическое электричество в технике | ||||||
Раздел 1 Постоянный электрический ток | |||||||
Постоянный Электрический ток | Содержание учебного материала. | 12 | |||||
1 | Постоянный электрический ток. Законы Ома. | 2 | |||||
2 | Смешанные цепи. Расчет смешанных цепей. | 2 | |||||
3 | Сложные цепи. Узел, ветвь, контур. Законы Кирхгофа. | 2 | |||||
Лабораторные работы | 6 | ||||||
1 | «Определение падение напряжения и мощности в ЛЭП» | ||||||
2 | «Исследование законов Кирхгофа» | ||||||
3 | «Смешанное соединение сопротивлений » | ||||||
Практические занятия | - | ||||||
Контрольные работы | - | ||||||
Самостоятельные работы студентов | 9 | ||||||
1 | Определение длины проволоки реостата (по параметрам). | ||||||
2 | Расчет смешанных цепей по схеме. | ||||||
3 | Определение общих сопротивлений в разных схемах. | ||||||
4 | Определение падение напряжения и мощности в ЛЭП Исследование законов Кирхгофа Смешанное соединение сопротивлений | ||||||
Раздел 2Магнитное поле | |||||||
Магнитное поле | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Магнитное поле. Характеристики, единицы измерения. Электромагнитные силы. | 2 | |||||
2 | Явление электромагнитной индукции: опыты Фарадея, правила Ленца, закон электромагнитной индукции. | 2 | |||||
Лабораторные работы | - | ||||||
Практические занятия | - | ||||||
Контрольные работы | - | ||||||
Самостоятельные работы студентов | 2 | ||||||
1 | Майкл Фарадей Применение электромагнитов в технике | ||||||
Раздел3. Переменный электрический ток | |||||||
Переменный электрический ток | Содержание учебного материала | 10 | 2 | ||||
1 | Переменный электрический ток. Активное сопротивление Индуктивное сопротивление Емкостное сопротивление | ||||||
2 | Последовательное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивления. Векторная диаграмма. | 2 | |||||
3 | Параллельное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивления. Векторная диаграмма | ||||||
Лабораторные работы | |||||||
1 | «Последовательное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивления» | 4 | |||||
2 | «Параллельное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивления» | ||||||
Практические занятия | |||||||
Контрольная работа | - | ||||||
Самостоятельная работа студентов | 2 | ||||||
1 | Последовательное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивления | ||||||
2 | Параллельное соединение активного, индуктивного и емкостного сопротивления | ||||||
Раздел 4 Электрические цепи | |||||||
Электрические цепи | Содержание учебного материала | 8 | |||||
1 | Основные характеристики, параметры и элементы электрических цепей при гармоническом воздействии в установившемся режиме | ||||||
2 | Свойства основных электрических RC и RLC-цепочек, цепей с взаимной индукцией, методы расчета электрических цепей | ||||||
3 | Основные определения и законы теории электрических цепей | ||||||
Лабораторные работы | 2 | ||||||
1 | «Изучение свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей» | ||||||
Практические занятия | |||||||
Контрольная работа | - | ||||||
Самостоятельная работа студентов | 3 | ||||||
Решение тестов | |||||||
Изучение свойства цепей с распределенными параметрами и нелинейных электрических цепей | |||||||
Раздел 5 Электрические фильтры | |||||||
Электрические фильтры | Содержание учебного материала | 4 | |||||
1 | Основные свойства фильтров | ||||||
2 | Цифровые фильтры. | ||||||
Лабораторные работы | - | ||||||
Контрольная работа | - | ||||||
Самостоятельная работа студентов | 2 | ||||||
Конспектирование по теме Цифровые фильтры | |||||||
Раздел 6 Дискретные сигналы | |||||||
Дискретные сигналы | Содержание учебного материала | ||||||
1 | Непрерывные и дискретные сигналы, спектр дискретного сигнала и его анализ | ||||||
Практические занятия | |||||||
Лабораторные работы | 2 | ||||||
1 | «Изучение на стенде непрерывных и дискретных сигналов и их параметров». | ||||||
Контрольная работа | - | ||||||
Самостоятельная работа студентов | 2 | ||||||
Изучение на стенде непрерывных и дискретных сигналов и их параметров | |||||||
Конспектирование по заданной теме | |||||||
Раздел 7. Трехфазный ток | |||||||
Трехфазный ток | Содержание учебного материала | 10 | |||||
1 | Параметры и получение 3-х фазного тока. | 2 | |||||
2 | Соединение в звезду обмоток генератора и потребителей. | ||||||
3 | Соединение в треугольник обмоток генератора и потребителей. | 2 | |||||
Практические занятия | |||||||
Лабораторные работы | 4 | ||||||
1 | Соединение в треугольник обмоток генератора и потребителей. | ||||||
2 | Соединение в звезду обмоток генератора и потребителей. | ||||||
Контрольная работа | - | ||||||
Самостоятельная работа студентов | 6 | ||||||
1 | Научные достижения М.О Доливо-Добровольского | ||||||
2 | Составление кроссворда: «Электрический ток» | ||||||
3 | Соединение в треугольник обмоток генератора и потребителей. Соединение в звезду обмоток генератора и потребителей. | ||||||
Раздел 8. Трансформаторы | |||||||
Трансформаторы | Содержание учебного материала | 6 | |||||
1 | Трансформаторы: устройство, принцип действия трансформатора, режимы работы | 2 | |||||
2 | Специальные трансформаторы | 2 | |||||
Практические занятия | |||||||
Лабораторные работы | - | ||||||
«Испытание однофазного трансформатора» | 2 | ||||||
Контрольная работа | - | ||||||
Самостоятельная работа | 3 | ||||||
1 | Пионеры электрического освещения | ||||||
2 | Испытание однофазного трансформатора | ||||||
Раздел 9. Электрические машины | |||||||
Электрические машины | Содержание учебного материала | 14 | |||||
1 | Электрические двигатели постоянного тока. | 2 | |||||
2 | Электрические двигатели переменного тока. | ||||||
3 | Электрические генераторы постоянного тока.. | ||||||
4 | Электрические генераторы переменного тока. | 3 | |||||
5 | Синхронные машины постоянного и переменного тока. | 2 | |||||
6 | Асинхронные машины постоянного и переменного тока. | ||||||
7 | Элементы автоматики: пускатели, реле, датчики | ||||||
Практические занятия | |||||||
Лабораторные работы | - | ||||||
Контрольная работа | - | ||||||
Самостоятельная работа студентов | 6 | ||||||
1 | Передача и распределение электроэнергии. | ||||||
2 | Составление кроссворда: Электрические машины | ||||||
3 | Элементы автоматики | ||||||
Дифференцированный зачет | |||||||
Всего аудиторных | 74 |
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Электротехника»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Электротехники»;
- стенды.
- плакаты.
- слайды.
- лабораторные столы.
- измерительные приборы.
Технические средства обучения:
проектор;
компьютер с мультипроектором (переносной).
3.2 Информационные обеспечения обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Попов В.С, Николаев С.А «Общая электротехника с основами электротехники М, 2009г серия начальное профессиональное образование. – 412 с.
2. Данилов И.А, Иванов П.Н «Общая электротехника» М, 2010. – 215с.
Дополнительные источники:
1. Волынский В.А. и др. Электротехника /Б.А. Волынский, Е.Н. Зейн, В.Е. Шатерников: Учеб.пособие для вузов. – М.: Энергоатомиздат, 2011. – 528 с., ил.
2. Касаткин А.С., Немцов М.В. Электротехника: Учеб.пособие для вузов. – 4-е изд., перераб. – М.: Энергоатомиздат, 2009. – 440 с., ил.
3. Иродов И.Е. Электромагнетизм. Основные законы. Учеб.пособие для вузов. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2009. – 352с.
4. Прянишников В.А. Теоретические основы электротехники: Курс лекций. – СПб.: КОРОНА принт., 2010. – 368с.
5. Основы промышленной электроники: Учебник для неэлектротехн. спец. вузов /В.Г. Герасимов, О М. Князьков, А Е. Краснопольский, В.В. Сухоруков; под ред. В.Г. Герасимова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2010. – 336 с., ил.
6 . Электротехника и электроника в 3-х кн. Под ред. В.Г. Герасимова Кн.1. Электрические и магнитные цепи. – М.: Высшая шк. – 2009 г. – 256с.
7. Электротехника и электроника в 3-х кн. Под ред. В.Г. Герасимова Кн.2. Электромагнитные устройства и электрические машины. – М.: Высшая шк. – 2013. – 230 с.
Интернет-ресурсы:
- http://elektro-tex.ru/ - Данный сайт представляет материал по основным темам предмета электротехника для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, он может быть полезен для учащихся средних специальных учебных заведений.
2. http://electrik.info/ - Данный сайт представляет материал по электротехнике и электронике в простом и доступном изложении.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе выполнения Заданий, тестирование, выполнение самостоятельных и лабораторных работ.
Результаты обучения | Формы и методы Контроль и оценка результатов |
Знания: | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умения: | |
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО 270802.09 Мастер общестроительных работ. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебн...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы электротехники
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 08.01.07 Мастер общестроительных работ
СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА». 41.1 Область применения рабочей программы.. 41.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электромонтажник ...
Рабочая программа по дисциплине "Основы электротехники"
Рабочая программа по дисциплине "Основы электротехники" для специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...