Рабочая программа по предмету "Основы электротехники".
учебно-методический материал по теме
Рабочая программа по электротехнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnoy_discipliny_op._03._osnovy_elektrotehniki_-_svarshchik10_m.docx | 46.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новосибирской области
«Татарский политехнический техникум»
Утверждаю
ЗАМ . ДИРЕКТОРА ПО упр.
___________л. в. шВЕДОВА
« » _________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03
«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»
2012
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. «основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) (10 месяцев)
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новосибирской области
«Татарский политехнический техникум»
Разработчики:
Смирнов Александр Юрьевич – преподаватель специальных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ
1.Паспорт программы учебной дисциплины 4
2.Структура и содержание учебной дисциплины 6
3.Условия реализации программы учебной дисциплины 11
4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. 13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Основы электротехники»
1.1. Область применения программы
Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы и разработал в соответствии с ФГОС по профессии НПО
150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) – 10 месяцев
Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
1. Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;
2. Методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
3. Свойства постоянного и переменного электрического тока;
4. Принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока
5. Электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь
6. Свойства магнитного поля
7. Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;
8. Правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;
9. Аппаратуру защиты электродвигателей;
10. методы защиты от короткого замыкания;
11. заземление, зануление;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
1. Читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;
2. рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
3. Использовать в работе электроизмерительные приборы;
4. Пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
в том числе: | |
практические занятия | 4 |
лабораторные работы | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
Тема 1. Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников | Содержание учебного материала: | 1 | |
Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности, сопротивления, их физический смысл и связь с другими единицами измерений. | 1 | 2 | |
Тема 2. Методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей | Содержание учебного материала: | 2 | |
Методы расчета и измерения параметров электрических цепей. Погрешности измерения. Класс точности приборов. | 1 | 2 | |
Методы расчета основных параметров магнитных цепей. | 1 | ||
Практические работы | 2 | ||
1. Расчет основных параметров электрической цепи. | 1 | ||
2. Расчет основных параметров магнитных цепей | 1 | ||
Лабораторная работа | 1 | ||
1. Измерение параметров электрических цепей. Прямые и косвенные измерения. | 1 | ||
Тема 3. Свойства постоянного и переменного электрического тока | Содержание учебного материала: | 1 | |
Сущность, достоинства и недостатки постоянного и переменного тока. | 1 | 2 | |
Тема 4. Электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь | Содержание учебного материала: | 1 | |
Устройство и принцип действия амперметра и вольтметра. Правила включения | 1 | 2 | |
Тема 5. Свойства магнитного поля | Содержание учебного материала: | 3 | |
Магнитное поле. Основные понятия и величины. | 1 | 2 | |
Магнитные свойства веществ. Характеристики магнитных материалов. | 1 | ||
Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в контуре | 1 | ||
Тема 6. Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия | Содержание учебного материала: | 5 | |
Двигатели постоянного тока. Их устройство и принцип действия. | 1 | ||
Типы электродвигателей постоянного тока. Основные характеристики. | 1 | ||
Асинхронные двигатели. Назначение, устройство, принцип действия. | 1 | ||
Синхронные электродвигатели. Назначение, устройство, принцип действия. | 1 | ||
Однофазные двигатели и двигатели малой мощности. Устройство, принцип действия, назначение и область применения. | 1 | ||
Тема 7. | Содержание учебного материала: | 5 | |
Аппараты ручного управления | 1 | 2 | |
Контакторы. | 1 | ||
Защитные электротехнические устройства | 1 | ||
Автоматические воздушные выключатели. | 1 | ||
Пускатели. | 1 | ||
Реле | 1 | ||
Тема 8. Правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании | Лабораторные работы: | 4 | |
2 | |||
2. Пуск и остановка двигателей постоянного тока. | 1 | ||
3. Пуск и остановка асинхронных двигателей | 1 | ||
4. Пуск и остановка синхронных двигателей | 1 | ||
5. Пуск и остановка однофазных электродвигателей и электродвигателей малой мощности | 1 | ||
Тема 9. Методы защиты от короткого замыкания | Содержание учебного материала: | 1 | |
Виды КЗ. Причины возникновения КЗ. Методы защиты от КЗ. | 1 | 2 | |
Тема 10. Заземление, зануление. | Содержание учебного материала: | 1 | |
Заземление электроустановки. Защитное заземление. Виды заземлителей. | 1 | 2 | |
Контрольная работа | 2 | ||
Всего: | 32 | ||
Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам преподавателя). Поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя. Выполнение индивидуальной практической работы. | 16 | ||
Всего: | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета теоретического обучения; лаборатории электротехники.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект учебно-наглядных пособий; типовые комплекты учебного оборудования
Технические средства обучения: Компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, интерактивная доска.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
Комплект типового лабораторного оборудования: Стенды:Электротехника и основы электроники; Электромонтаж в жилых и офисных помещениях. Электробезопастность в электроустановках до 1000В: Защитное заземление и зануление. Электрические измерения в системах электроснабжения. Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Однофазные и трёхфазные трансформаторы. Установившиеся режимы работы электрических сетей. Распределение сети систем электроснабжения. Релейная защита и автоматика в системах электроснабжения.
Электрически цепи переменного тока . Электрические цепи постоянного тока.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шикарзянов Ф.Н. «Электротехника»: М.: Издательский центр «Академия»,2008, Серия: Начальное профессиональное образование.
2. Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010.
3. Федорченко А.А., Сидеев Ю.Г. «Электротехника с основами электроники» учебник для профессиональных училищ, лицеев и студентов колледжей. Издательство Москва 2009 г.
Дополнительные источники:
1. Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум,2007.
2. Дубина А.Г., Орлова С.С. « MS Excel в электротехнике и электронике», С-Пб, «БХВ-Петербург»,2006.
3. Новиков П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия»,2006, Серия: Начальное профессиональное образование.
4. Прошин В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.
5. Прошин В.М. «Лабораторно – практические работы по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.
6. Пряшников В.А. «Электротехника в примерах и задачах»(+СД), С-Пб, «Корона»,2006.
7. Ярочкина Г.В.,Володарская А.А. «Рабочая тетрадь по электротехнике для НПО», М, ИРПО, «Академия»,2008.
- Электронные ресурсы:
1.Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа http://mexmat.ru
2. Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа http://mak-arbat.ru
3. Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа http://toroid.ru
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания:
|
|
единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет
|
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет
|
типы и правила графического изображения и составления электрических схем; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа; зачет
|
условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ, контрольная работа; зачет
|
принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет
|
Принцип действия электрических машин | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ контрольная работа; зачет
|
аппаратуры управления и защиты, схемы электроснабжения; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ контрольная работа; зачет
|
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы действия, правила пуска, остановки; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ контрольная работа; зачет
|
виды и свойства электротехнических материалов; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ ,контрольная работа; зачет
|
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет
|
Умения: |
|
производить контроль параметров работы электрооборудования; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет
|
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ ,контрольная работа; зачет
|
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ ,контрольная работа; зачет
|
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет
|
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы; | экспертная оценка при выполнении лабораторных и практических работ; зачет
|
Разработчики:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«ТАТАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ГАОУ СПО НСО ТПТ преподаватель специальных дисциплин: Смирнов А.Ю.
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по дисциплине Электротехника и электроника
Программа предназначена для студентв 2 курсов специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования. разработана в соответствии со стандартами третьего поколения...
Рабочая программа по дисциплине "Электротехника и электронная техника"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности...
Рабочая программа по дисциплине "Электротехника и электроника"
Рабочая программа для специальности "Сварочное производство"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Электротехника и электроника для специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине Электротехника и электроникадля специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)...
Рабочая программа учебной дисциплины "Электротехника и электроника"
Рабочая программа...
Рабочая программа по дисциплине " Электротехника"
Рабочая программа по дисциплине "Электротехника" для профессии 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям)...
рабочая программа ОП. 02.Электротехника.
рабочая программа ОП. 02.Электротехника....