Рабочая программа по предмету "Основы электротехники".
учебно-методический материал по теме

Смирнов Александр Юрьевич

Рабочая программа по электротехнике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Новосибирской области

«Татарский политехнический техникум»

Утверждаю

ЗАМ . ДИРЕКТОРА ПО упр.

___________л. в. шВЕДОВА

                                                                                                        «   » _________20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03

«ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ»

2012

          Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. «основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее НПО) 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)  (10 месяцев)

Организация-разработчик:  Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Новосибирской области

«Татарский политехнический техникум»

Разработчики:

Смирнов Александр Юрьевич – преподаватель специальных дисциплин.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Паспорт программы учебной дисциплины                                                               4

2.Структура и содержание учебной дисциплины                                                        6

3.Условия реализации программы учебной дисциплины                                       11

4.Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.                      13

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Основы электротехники»

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы и разработал в соответствии с ФГОС по профессии НПО

 150709.02  Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) – 10 месяцев

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

 знать:

1. Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников;

2. Методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;

3. Свойства постоянного и переменного электрического тока;

4. Принципы последовательного и параллельного соединения проводников и источников тока

  5. Электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь

6. Свойства магнитного поля

7. Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия;

8. Правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании;

9. Аппаратуру защиты электродвигателей;

10. методы защиты от короткого замыкания;

11. заземление, зануление;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

 уметь:

 

1. Читать структурные, монтажные и простые принципиальные электрические схемы;

2. рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;

3. Использовать в работе электроизмерительные приборы;

4. Пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  48  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32 часа;

самостоятельной работы обучающегося  16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:

        практические занятия

4

        лабораторные работы

6

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы электротехники».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Тема 1. Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников

Содержание учебного материала:

1

Единицы измерения силы тока, напряжения, мощности, сопротивления, их физический смысл и связь с другими единицами измерений.

1

2

Тема 2. Методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей

Содержание учебного материала:

2

Методы расчета и измерения параметров электрических цепей. Погрешности измерения. Класс точности приборов.

1

2

Методы расчета основных параметров магнитных цепей.

1

Практические работы

2

1. Расчет основных параметров электрической цепи.

1

2. Расчет основных параметров магнитных цепей

1

Лабораторная работа

1

1. Измерение параметров электрических цепей. Прямые и косвенные измерения.

1

Тема 3. Свойства постоянного и переменного электрического тока

Содержание учебного материала:

1

Сущность, достоинства и недостатки постоянного и переменного тока.

1

2

Тема 4. Электроизмерительные приборы (амперметр, вольтметр), их устройство, принцип действия и правила включения в электрическую цепь

Содержание учебного материала:

1

Устройство и принцип действия амперметра и вольтметра. Правила включения

1

2

Тема 5. Свойства магнитного поля

Содержание учебного материала:

3

Магнитное поле. Основные понятия и величины.

1

2

Магнитные свойства веществ. Характеристики магнитных материалов.

1

Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в контуре

1

Тема 6. Двигатели постоянного и переменного тока, их устройство и принцип действия

Содержание учебного материала:

5

Двигатели постоянного тока. Их устройство и принцип действия.

1

Типы электродвигателей постоянного тока. Основные характеристики.

1

Асинхронные двигатели. Назначение, устройство, принцип действия.

1

Синхронные электродвигатели. Назначение, устройство, принцип действия.

1

Однофазные двигатели и двигатели малой мощности. Устройство, принцип действия, назначение и область применения.

1

Тема 7.

Содержание учебного материала:

5

Аппараты ручного управления

1

2

Контакторы.

1

Защитные электротехнические устройства

1

Автоматические воздушные выключатели.

1

Пускатели.

1

Реле

1

Тема 8. Правила пуска, остановки электродвигателей, установленных на эксплуатируемом оборудовании

Лабораторные работы:

4

2

2. Пуск и остановка двигателей постоянного тока.

1

3. Пуск и остановка асинхронных двигателей

1

4. Пуск и остановка синхронных двигателей

1

5. Пуск и остановка однофазных электродвигателей и электродвигателей малой мощности

1

Тема 9. Методы защиты от короткого замыкания

Содержание учебного материала:

1

Виды КЗ. Причины возникновения КЗ. Методы защиты от КЗ.

1

2

Тема 10. Заземление, зануление.

Содержание учебного материала:

1

Заземление электроустановки. Защитное заземление. Виды заземлителей.

1

2

Контрольная работа

2

Всего:

32

Самостоятельная работа:

     Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам преподавателя). Поиск информации с использованием Интернет-ресурсов в соответствии с инструкцией преподавателя. Выполнение индивидуальной практической работы.

16

Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия  кабинета теоретического  обучения; лаборатории  электротехники.

Оборудование учебного кабинета:  посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;  комплект учебно-наглядных пособий; типовые комплекты учебного оборудования

Технические средства обучения:  Компьютер с лицензионным программным обеспечением и   мультимедиапроектор, интерактивная доска.

 

 

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

Комплект типового лабораторного оборудования:  Стенды:Электротехника и основы электроники; Электромонтаж в жилых и офисных помещениях. Электробезопастность в электроустановках  до 1000В:  Защитное заземление и зануление. Электрические измерения в системах электроснабжения.        Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Однофазные и трёхфазные трансформаторы. Установившиеся режимы работы электрических сетей. Распределение сети систем электроснабжения.                                 Релейная защита и автоматика в системах электроснабжения.

Электрически цепи  переменного тока . Электрические цепи постоянного тока.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шикарзянов Ф.Н. «Электротехника»: М.: Издательский центр «Академия»,2008, Серия: Начальное профессиональное образование.

2. Катаенко Ю.К. «Электротехника»: М, «Академ-центр»,2010.

3. Федорченко А.А., Сидеев Ю.Г. «Электротехника с основами электроники» учебник для профессиональных училищ, лицеев и студентов колледжей. Издательство Москва 2009 г.

Дополнительные источники:

1. Гальперин М.Ф. «Электротехника и электроника», М, Форум,2007.

2. Дубина А.Г., Орлова С.С. « MS Excel в электротехнике и электронике», С-Пб, «БХВ-Петербург»,2006.

3. Новиков П.Н. «Задачник по электротехнике», М, «Академия»,2006, Серия: Начальное профессиональное образование.

4. Прошин В.М. «Рабочая тетрадь для лабораторных и практических работ по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.

5. Прошин В.М. «Лабораторно – практические работы по электротехнике», М, ИРПО, «Академия»,2008.

6. Пряшников В.А. «Электротехника в примерах и задачах»(+СД), С-Пб, «Корона»,2006.

 7. Ярочкина Г.В.,Володарская А.А. «Рабочая тетрадь по электротехнике для НПО», М, ИРПО, «Академия»,2008.

  1. Электронные ресурсы:

1.Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа http://mexmat.ru 

2. Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа  http://mak-arbat.ru 

3. Электротехника (Электронный ресурс)-Режим доступа    http://toroid.ru

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

 

 

 

единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока, сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;

  экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

 

сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и технические характеристики измерительных приборов;

  экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

 

типы и правила графического изображения и составления электрических схем;

  экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ, контрольная работа; зачет  

 

условные обозначения электротехнических приборов и электрических машин;

экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ, контрольная работа; зачет  

 

принципы действия, устройство, основные характеристики электроизмерительных приборов;

  экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

 

Принцип действия электрических машин          

  экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ контрольная работа; зачет  

 

аппаратуры   управления и защиты, схемы электроснабжения;

экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ контрольная работа; зачет  

 

двигатели постоянного и переменного тока, их устройство,                 принципы действия, правила пуска,          остановки;

экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ контрольная работа; зачет  

 

виды и свойства электротехнических материалов;

экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ ,контрольная работа; зачет  

 

правила техники безопасности при  работе с электрическими приборами;

экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

 

Умения:

 

производить контроль параметров работы электрооборудования;

экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

 

пускать и останавливать электродвигатели, установленные на эксплуатируемом оборудовании;

экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ ,контрольная работа; зачет  

 

рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов при измерении различных электрических величин, электрических машин и механизмов;

экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ ,контрольная работа; зачет  

 

снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;

экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

 

читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;

экспертная оценка при выполнении лабораторных  и практических   работ; зачет  

 

 

  Разработчики:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТАТАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

ГАОУ СПО НСО ТПТ  преподаватель специальных дисциплин: Смирнов А.Ю.

Эксперты:

 

____________________            ___________________          _________________

    (место работы)              (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________

   (место работы)                 (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по дисциплине Электротехника и электроника

Программа предназначена для студентв 2 курсов специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования. разработана в соответствии со стандартами третьего поколения...

Рабочая программа по дисциплине "Электротехника и электронная техника"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) по специальности...

Рабочая программа по дисциплине "Электротехника и электроника"

Рабочая программа для специальности "Сварочное производство"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине Электротехника и электроника для специальности 15.02.01 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине Электротехника и электроникадля специальности 15.02.01  «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)...

Рабочая программа по дисциплине " Электротехника"

Рабочая программа по дисциплине "Электротехника" для профессии 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования ( по отраслям)...

рабочая программа ОП. 02.Электротехника.

рабочая программа ОП. 02.Электротехника....