ПРОГРАММА ОП.04 Организация и технология розничной торговли по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
рабочая программа на тему
Программа ОП.04 Организация и технология розничной торговли разработана на основе Федерального образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 723.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области
«Амурский многофункциональный центр
профессиональных квалификаций»
ПРОГРАММА
ОП.04 Организация и технология розничной торговли
по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Белогорск
2018
Программа ОП.04 Организация и технология розничной торговли разработана на основе Федерального образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 723.
Организация-разработчик:
государственное профессиональное образовательное автономное учреждение Амурской области «Амурский многофункциональный центр профессиональных квалификаций»
Разработчик:
Понамарчук Любовь Васильевна, мастер производственного обучения
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 9 |
| 10 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ОП.04 Организация и технология розничной торговли
1.1 Область применения программы
Программа является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии среднего профессионального образования 38.01.02 Продавец, контролер-кассир, входящей в состав укрупнённой группы профессий 38.00.00 Экономика и управление.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам;
- определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса;
- применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности;
- использовать метрическую систему;
- рассчитывать стоимость покупки, применяя методику устного расчета;
- работать на микрокалькуляторах;
- подсчитывать данные о приемке товаров по количеству и качеству;
- подсчитывать остатки товаров;
- производить процентные вычисления.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- услуги розничной торговли, их классификацию и качество;
- виды розничной торговой сети и их характеристику;
- типизацию и специализацию розничной торговой сети;
- особенности технологических планировок организаций торговли;
- основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле;
- основы товароснабжения в торговле;
- основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота;
- технологию приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки;
- правила торгового обслуживания и торговли товарами;
- требования к обслуживающему персоналу;
- нормативную документацию по защите прав потребителей;
- метрическую систему;
- достоинства и преимущества системы СИ;
- основные правила устного расчета;
- основные правила работы на микрокалькуляторах.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
ОП.04 Организация и технология розничной торговли :
максимальной учебной нагрузки обучающегося 85 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 57 часов;
самостоятельной работы обучающегося 28 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 85 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка, в том числе: | 57 |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 20 |
контрольные работы | - |
курсовая работа(проект)(если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 28 |
в том числе: | |
рефераты | 10 |
доклад | 9 |
презентации | 7 |
конспекты | 1 |
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОП.04 Организация и технология розничной торговли
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и практические занятия, самостоятельных работ обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||
Раздел 1. Организация розничной торговой сети | 24 | ||||||||||||
Тема 1.1. Розничная торговая сеть | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Виды розничной торговой сети. Специализация и типизация розничных торговых предприятий. Размещение розничных торговых предприятий. Организационно-правовые формы торговых предприятий. | 1 | |||||||||||
Практическая работа № 1. Изучение специализации и типизации торговых предприятий. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить доклад: Характеристика основных видов магазинов. Подготовить реферат: Развитие розничной торговой сети в России. Подготовить презентацию: Специализация и типизация розничных торговых предприятий. | 2 | ||||||||||||
Тема 1.2. Устройство и планировка магазинов | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Виды и классификация торговых зданий и сооружений. Состав и взаимосвязь помещений магазина. Устройство и планировка торгового зала магазина. Виды планировки торгового зала магазина | 2 | |||||||||||
Практическая работа № 2. Изучение устройства и планировки магазинов. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить доклад: Характеристика торговых помещений магазина. | 2 | ||||||||||||
Тема 1.3. Формирование ассортимента товаров в розничной торговле | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Задачи и методы изучения покупательского спроса. Понятие о торговом ассортименте. Формирование ассортимента товаров в магазине. | 2 | |||||||||||
Практические работы № 3. Составить торговый ассортимент продовольственных, непродовольственных товаров. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Индивидуальная работа: Провести мини исследование с целью определения покупательского спроса. | 2 | ||||||||||||
Тема 1.4Технология снабжения розничных торговых предприятий | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Сущность и значение закупочной работы. Технология закупки товаров. Технология товароснабжения розничной торговой сети. | 2 | |||||||||||
Практическая работа: № 4. Оформить основные нормативные документы на товар. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить рефераты: Организация продажи товаров в магазина. Подготовить реферат: Технология закупки товаров. | 2 | ||||||||||||
Тема 1.5. Тара и тарные операции в торговле | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе. Классификация тары и характеристика основных ее видов. Требования к качеству тары. Организация оборота тары в торговле. Тестовый контроль по разделу 1. | 2 | |||||||||||
Практические работы № 5. Охарактеризовать все виды упаковки. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить реферат: Организация оборота тары в торговле. Подготовить презентацию: Роль упаковки в торговли. | 1 | ||||||||||||
Раздел 2. Технология товародвижения | 33 | ||||||||||||
Тема 2.1. Технология приёмки товаров в магазине | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Общие правила приемки товаров. Приемка товаров по количеству. Приемка товаров по качеству. Сопроводительные документы. | 2 | |||||||||||
Практическая работа № 6. Оформить сопроводительные документы на товар. Составить акт на расхождение в количестве и качестве. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить доклад: Документальное оформление приемки товаров в магазине. Подготовить доклад: Приемка товаров по качеству и количеств. | 1 | ||||||||||||
Тема 2.2. Технология хранения и подготовки товаров к продаже | Содержание учебного материала. | 2 | |||||||||||
1. 2. | Технология хранения товаров в магазине. Технология подготовки товаров к продаже. | 2 | |||||||||||
Практические работы № 7. Технология подготовки товаров к продаже.Технология размещения товаров на хранение. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить доклад: Виды товарных потерь в магазине. | 1 | ||||||||||||
Тема 2.3. Размещение и выкладка товаров в торговом зале | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Технология размещения товаров в торговом зале. Выкладка товаров в торговом зале. Размещение и выкладка отдельных видов товаров. | 2 | |||||||||||
Практическая работа: № 8. Размещения и выкладки товаров в торговом зале. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить доклад: Способы выкладки товаров. Подготовить реферат: Правила размещения товаров в торговом зале. | 1 | ||||||||||||
Тема 2.4. Технология продажи товаров и обслуживания покупателей | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Продажа отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров. Услуги, оказываемые магазинами покупателям. Внемагазинные формы продажи товаров. | 2 | |||||||||||
Практические работы № 9. Решение торговых ситуаций по правилам торговли. Изучение методов расчетов с покупателями. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить доклад: Наиболее распространенные методы продажи товаров. Подготовить реферат: Дополнительные виды услуг предоставляемые магазином. Подготовить доклад: Организация обслуживания в магазине. | 2 | ||||||||||||
Тема 2.5. Основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. 3. | Маркетинг в торговле. Методы изучения покупательского спроса. Менеджмент в торговле. | 2 | |||||||||||
Практические работы № 10. Упаковка и дизайн товаров. Реклама товара. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить реферат: Менеджмент, его сущность и задачи. Подготовить реферат: Основные принципы и функции менеджмента в розничной торговле. | 1 | ||||||||||||
Тема 2.6. Рекламно-информационная работа в магазине | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Рекламные средства и их характеристика. Оформление интерьера магазина. Рекламно-информационное оформление магазина. Методы стимулирования продажи товаров. | 2 | |||||||||||
Практические работы № 11. Составление рекламных объявлений и ценников на товары. Рекламное оформление магазина. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Индивидуальная работа: Подготовить рекламный буклет продовольственного товара. Индивидуальная работа: Подготовить рекламный буклет непродовольственного товара. Подготовить презентацию: Рекламная акция в торговле. | 2 | ||||||||||||
Тема 2.7. Защита прав потребителей и правила продажи отдельных видов товаров | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Защита прав потребителей. Закон «О защите прав потребителей» Правила продажи отдельных видов товаров. Правила продажи алкогольной продукции. | 1 | |||||||||||
Практическая работа № 12. Правила продажи алк. продукции и отдельных видов товаров. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить доклад: Ответственность за нарушения законодательства в сфере торговли. | 1 | ||||||||||||
Тема 2.8. Правила продажи особых видов торговли | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Правила продажи товаров по образцам. Правила комиссионной торговли непродовольственных товаров. Санитарные правила торговых предприятий. Тестовый контроль по разделу 2. | 1 | |||||||||||
Практическая работа № 13. Изучение правил продажи комис. торговли и торговли по образцам. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Подготовить реферат: Санитарные правила и пожарная безопасность торговых предприятий. | 1 | ||||||||||||
Раздел 3. Торговые вычисления | 26 | ||||||||||||
Тема 3.1. Задачи и содержание предмета | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||||
1. | Характеристика особенностей вычислительных работ в торговле. | 2 | |||||||||||
Практическая работа № 14. Арифметические действия с различными измерениями. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Выполнить задание: Решение задач № 1. Подготовить реферат: Международная система единиц измерения. | 1 | ||||||||||||
Тема 3.2. Основные положения теории вычисления | Содержание учебного материала | 1 | |||||||||||
1. | Именованные числа. Раздробление и превращение именованных чисел. | 2 | |||||||||||
Практическая работа № 15. Арифметические действия с именованными числами. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Выполнить задание: Решение задач № 2. | 1 | ||||||||||||
Тема 3.3. Простейшие методы и средства вычислений. | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. 2. | Рациональные методы устных вычислений. Методика устного подсчета стоимости покупки, измеряемой ценами. Правила подсчета стоимости покупки и расчета с покупателями | 2 | |||||||||||
Практические работы № 16. Арифметические действия с приемами упрощения.Арифметические действия с использованием устного подсчета.Подсчеты стоимости покупки. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Выполнить задание: Решение задач № 3. | 1 | ||||||||||||
Тема 3.4. Процентные вычисления. Средние величины. Товарооборачиваемость. | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. | Процентные величины и их виды. Товарооборачиваемость и способы ее вычисления | 2 | |||||||||||
Практические работы № 17. Сокращенные приемы вычислений.Подсчитать недостающие данные в таблицах. Арифметические действия с вычислениями товарооборота. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Выполнить задание: Решение задач № 4. Выполнить задание: Решение задач № 5. Выполнить задание: Решение задач № 6. | 2 | ||||||||||||
Тема 3.5. Вычислительные средства, применяемые в торговле | Содержание учебного материала | 3 | |||||||||||
1. 2. | Виды микрокалькуляторов и их особенности. Арифметические операции на микрокалькуляторе. Процентные вычисления на микрокалькуляторе. | 2 | |||||||||||
Практические работы № 18. Подсчитать стоимость отвесов товаров.Процентные вычисления.Расчеты наценки и уценки товаров. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Выполнить задание: Решение задач № 7. Выполнить задание: Решение задач № 8. Выполнить задание: Решение задач № 9. Подготовить реферат: Микрокалькулятор в современной жизни. | 2 | ||||||||||||
Тема 3.6. Товарные вычисления | Содержание учебного материала | 2 | |||||||||||
1. | Товарные вычисления. Приемка товаров. Понятие о массе брутто, нетто товара. Завес тары и его вычисления. | 2 | |||||||||||
Практические работы № 19-20 Расчеты стоимости покупки.. Арифметические действия с определением масс БРУТТО и НЕТТО. | 1 | ||||||||||||
Самостоятельная работа: Выполнить задание: Решение задач № 10. Выполнить задание: Решение задач № 11. Выполнить задание: Решение задач № 12. | 2 | ||||||||||||
Дифференцированный зачет | 1 | ||||||||||||
Всего: | 85 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организации и технологии розничной торговли».
Оборудование учебного кабинета: ученические столы, учительский стол, доска, торговый инвентарь, натуральные образцы, плакаты, учебно-наглядные пособия, микрокалькуляторы бланки сопроводительных документов.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Федеральные законы и нормативные документы:
- Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 17.12.1999 ФЗ-212
- Гражданский кодекс РФ.
- Административный кодекс РФ.
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 14.07.2011 ФЗ-134 (с изменениями и дополнениями).
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» / 30.03.1999 ФЗ-52
- Правила продажи отдельных видов товаров. Постановление Правительства РФ от 19.01.98г № 55
- Правила продажи алкогольной продукции. Постановление Правительства РФ от 19.08.96г № 987
- Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами. Постановление Правительства РФ от 06.06.98г № 596
- Правила торговли: Сборник нормативных документов. – Новосибирск: Сиб. Унив. Издательство, 2010г.
Основные источники:
- Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли. Учебник для начального профессионального образованияпо по профессии «Продавец, контролёр - кассир». – М.: Издательский дом «Дашков и Ко», 2015г.
- Брагин Л.А Технология розничной торговли: учебное пособие для нач.проф. образования. – 4-е изд. –М.: Издательский центр «Академия», 2016г.
- Муравина И.В. «Основы товароведения» - М.: Издательский центр «Академия», 2015г.
- Голубкина Т.С. «Торговые вычисления» - М.: Издательский центр «Академия», 2015г.
- Микицей М.В. «Торговые вычисления» - Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2016г.
Дополнительные источники:
- Денисова И.Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2016г.
- Новикова А.М. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учеб. для нач. проф.образования. –М.: ПрофОбрИздат, 2016г.
- Яковенко Н.В. Кассир торгового зала: учебное пособие для нач. проф. Образования.- М.: Издательский центр «Академия», 2016г.
- Дашков Л.Н., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. Учеб. для вузов. – М.: Маркетинг, 2016г.
- Торговое дело: экономика, маркетинг, организация/ под ред. Л.А. Брагина. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2016г.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, рефератов, докладов и презентаций.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся Должен уметь:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
| тестирование оценка за практическое занятие экспертное наблюдение и оценка за практическое занятие экспертное наблюдение и оценка за практическое занятие тестирование и практическая работа письменный опрос тестирование, устный опрос тестирование, устный опрос оценка за практическую работу тестирование устный опрос тестирование практическая работа устный опрос тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОП.03. Организация и технология розничной торговли по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Рабочая программа по ОП.03. Организация и технология розничной торговли по профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир на 84 часа обязательной аудиторной нагрузки....
КТП "Организация и технология розничной торговли" для профессии 38.01.02 Продавец-контролер-кассир.
Календарно-тематический план по дисциплине ОП 03 "Организация и технология розничной торговли" для профессии 38.01.02 Продавец-контролер-кассир, обучающихся 2-го курса финансово-технологического...
КТП "Розничная торговля непродовольственными товарами" для профессии 38.01.02 Продавец-контролер-кассир.
Календарно-тематическое планирование по дисциплине МДК 0101 "Розничная торговля непродовольственными товарами" для профессии 38.01.02 Продавец-контролер-кассир, обучающихся 2 курса финансово-технологи...
РПД по дисциплине "Розничная торговля непродовольственными товарами" для профессии 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир"
Рабочая программа дисциплины "Розничная торговля непродовольственными товарами" для профессии 38.01.02 "Продавец, контролер-кассир", обучающихся 2 -го курса финансово-технологичсекого отделения ...
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика организации» основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Программа дисциплины «Экономика организации» предусматривает изучение комплекса экономических проблем, позволяет подробно ознакомиться с экономическими аспектами деятельности фирмы, органи...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ для профессии 38.01.02 Продавец, контролер-кассир
Программа общепрофессионального учебного цикла П.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих СПО по профессии 38.01....
Рабочая программа, поурочно-тематический план, КОС. Профессия: 38.01.02 Продавец, контролер - кассир. Дисциплина: ОПД. 03. Организация и технология розничной торговли
Рабочая программа, поурочно-тематический план, КОС. Профессия: 38.01.02 Продавец, контролер - кассир. Дисциплина: ОПД. 03. Организация и технология розничной торговли...