Рабочая программа дисциплины Основы экономики
рабочая программа на тему

Шкилёва Оксана Анатольевна

Рабочая прграмма для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8._rp_pks-31_osnovy_ekonomiki.docx70.54 КБ

Предварительный просмотр:

Описание: C:\Documents and Settings\admin\Рабочий стол\МИРЭА_ЭМБЛЕМА_приказ.JPG

МИНОБРНАУКИ РОССИИ 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Московский технологический университет»

МИРЭА

Колледж приборостроения и информационных технологий

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики

специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Москва

2016

Одобрена

Предметно-цикловой  комиссией  

Экономических дисциплин

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

Протокол № 1

От «01» 09  2016г.

Председатель предметно-цикловой комиссии

_________  Поддубная Н.А.

 подпись                        ФИО    

                       Директор колледжа

                         ____________     _____О.В.Книга

                                 ФИО                             подпись                       

Составитель: Шкилёва Оксана Анатольевна, преподаватель первой  квалификационной категории Колледжа приборостроения и информационных технологий

Рецензент:

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины – является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах 

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

        Дисциплина входит в профессиональный цикл, раздел ОП.ОО общепрофессиональные дисциплины.

1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В  результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • находить и использовать необходимую экономическую информацию;
  • рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;

В  результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • общие положения экономической теории;
  • организацию производственного и технологического процессов;
  • механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
  • формы оплаты труда в современных условиях;
  • материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
  • методику разработки бизнес-плана.

1.4. Использование часов вариативной части ППССЗ

Часы вариативной части не используются

№п/п

Дополнительные знания, умения

№, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

1.5 Количество часов на освоение учебной дисциплины:

        - максимальной учебной нагрузки обучающегося –  114  часов, в том числе:

        - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часа;

- самостоятельной работы обучающегося –  50 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

114

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

64

в том числе:

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

50

в том числе:

Ознакомление с нормативными документами

8

Составление конспектов, схем, таблиц, кроссвордов.

14

Подготовка сообщений, рефератов, докладов

14

Решение задач

14

Итоговая аттестация в форме контрольной работы в 3 семестре, дифференцированного зачета в 4 семестре


       2.2 Тематический  план  и содержание учебной  дисциплины  «Основы экономики»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1 Современная рыночная экономика: основы, принципы функционирования и структура

Тема 1.1 Основные направления экономической реформы в современных условиях. Основы экономики отрасли

Содержание учебного материала

2

Направления и принципы экономических реформ России. Приватизация: сущность, задачи, этапы, результаты. Финансовая и денежно-кредитная политика. Социальные реформы. Отрасль в условиях рынка. Классификация отраслей. Факторы производства, потребности и блага. Проблема ограниченности ресурсов, проблема выбора.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Ознакомление с нормативными документами. Подготовка сообщений, рефератов, докладов по теме Экономические реформы России

6

Раздел 2 Предприятия и предпринимательство в рыночных условиях

Тема 2.1 Предпринимательство – основной вид экономической деятельности в рыночной экономике

Содержание учебного материала

2

Предпринимательская деятельность предприятия. Виды предпринимательства. Элементы процесса предпринимательства. Собственность как основа предпринимательской деятельности.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление презентаций по индивидуальным заданиям.

2

Тема 2.2  Предприятие – основное звено экономики. Формы предприятия

Содержание учебного материала

2

Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Организация (предприятие): понятие и классификация. Организационно-правовые формы предприятий.

2

Практическое занятие Организационно-правовые формы предприятий.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление сравнительной характеристики организационно-правовых форм

2

Тема 2.3 Основные средства

Содержание учебного материала

2

Основной капитал и его роли в производстве. Понятие и классификация основных фондов. Виды оценок основных фондов. Износ и амортизация основных фондов. Показатели эффективности использования основных фондов.

2

Практическое занятие Расчет показателей эффективности использования основного капитала

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач по начислению износа и амортизации основных фондов

 Решение задач по показателям эффективности использования основных фондов

5

Тема 2.4 Оборотные средства

Содержание учебного материала

2

Оборотные средства:  понятие, состав и структура. Кругооборот оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств.

2

Практическое занятие Расчет показателей эффективности использования оборотного капитала

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач по показателям эффективности использования оборотных средств

Составление кроссворда по разделу 2

5

Раздел 3 Управление предприятием в условиях рыночной экономики. Менеджмент организации

Тема 3.1 Менеджмент организации

Содержание учебного материала

2

Методологические основы менеджмента. Виды менеджмента. Функции менеджмента. Менеджмент организации: жизненный цикл организации, миссия организации.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление презентаций по индивидуальным заданиям.

3

Тема 3.2 Принятие управленческих решений

Содержание учебного материала

2

Понятие и виды управления. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Субъект и объект управления. Принципы и законы управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление презентации по теме Принятие управленческих решений

3

Тема 3.3 Стратегическое управление решений

Содержание учебного материала

2

Сущность стратегического управления. Предмет стратегического управления. Функции стратегического управления. Особенности стратегического управления.

2

Практическое занятие Целенаправленность в управлении

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по теме Стратегическое управление, его сущность

4

Тема 3.4 Взаимоотношение руководителя с коллективом

Содержание учебного материала

2

Методы управленческой деятельности: административные, экономические, социально-психологические. Стили руководства. Роль руководителя в коллективе.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

. Составление презентаций по индивидуальным заданиям.

Составление кроссворда по разделу 3

4

Раздел 4 Управление фирмой в условиях рыночной экономики

Тема 4.1 Кадры организации

Содержание учебного материала

2

Персонал организации: понятие и классификация.  Движение кадров. Нормирование труда. Распределение трудовых ресурсов на предприятии.

1

Практическое занятие Планирование и расчёт  численности работников организации (подразделения).

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по теме Персонал организации: понятие и классификация.  

1

Контрольная работа

2

Тема 4.2 Производительность труда

Содержание учебного материала

2

Характеристика производительности труда. Показатели уровня производительности труда: выработка и трудоемкость. Методы измерения производительности труда. Резервы роста производительности труда.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач по производительности труда

1

Тема 4.3 Оплата и мотивация труда в компьютерной фирме

Содержание учебного материала

2

Основы организации оплаты труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Тарифная и бестарифная системы оплаты труда: сущность и виды. Мотивация труда: стимулы и мотивы, основные формы мотивации.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление презентаций по индивидуальным заданиям.

1

Тема 4.4 Заработная плата

Содержание учебного материала

2

Формы и системы оплаты труда  согласно положениям Трудового Кодекса Российской Федерации. Фонд оплаты труда: его состав и структура.

2

Практическое занятие Расчет заработной платы при различных формах и системах оплаты труда.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить схему форм и систем оплаты труда

Составление кроссворда по разделу 4

1

Раздел 5 Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности фирмы в условиях рыночной экономики

Тема 5.1 Себестоимость продукции

Содержание учебного материала

2

Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по признакам. Смета затрат на производство продукции.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить схему классификации затрат

1

Тема 5.2 Калькуляция продукции

Содержание учебного материала

2

Калькуляция  себестоимости и ее значение. Группировка затрат по статьям калькуляции. Методы калькулирования. Управление издержками на предприятии.

2

Практическое занятие Расчет себестоимости продукции

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов, сообщений по теме Калькуляция себестоимости и ее значение

1

Тема 5.3 Ценообразование в рыночной экономике

Содержание учебного материала

2

Ценовая политика субъекта хозяйствования. Понятие, функции и виды цен. Классификация цен. Ценовая стратегия организации.

2

Практическое занятие Расчет цены на продукцию  по методу «средние издержки плюс прибыль»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач по определению цены товара

1

Тема 5.4 Прибыль и рентабельность

Содержание учебного материала

2

Доходы и расходы организации (предприятия). Формирование прибыли. Чистая прибыль и ее распределение. Рентабельность и ее виды. Безубыточность производства.

2

Практическое занятие Расчет прибыли предприятия и показателей рентабельности

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка докладов по теме Чистая прибыль и ее распределение.

1

Раздел 6 Основы маркетинга и внешнеэкономическая деятельность предприятия

Тема 6.1 Рынок как объект маркетинга

Содержание учебного материала

2

Понятия маркетинга, рынка, рыночной конъюнктуры. Сегментирование рынка, его цели и задачи. Сегмент рынка. Рыночная ниша. Признаки сегментирования потребительского рынка. Критерии выбора сегмента рынка. Анализ возможностей освоения сегмента рынка.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение ситуационных задач по сегментированию рынка

2

Тема 6.2 Спрос и предложение

Содержание учебного материала

2

Закон спроса и предложения. Спрос и величина спроса. Предложение и величина предложения. Неценовые факторы спроса и предложения.

2

Практическое занятие Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач по определению величины спроса и предложения

Составление кроссворда по разделу 6

2

Раздел 7 Планирование и анализ деятельности компьютерной фирмы

Тема 7.1 Основы внутрифирменного планирования

Содержание учебного материала

2

Организация процесса планирования и его виды. Этапы, элементы и методы  планирования.  Классификация планов. Стратегическое и оперативное планирование. Бизнес-план основной документ организации. Структура бизнес-плана. Основные этапы  разработки бизнес-плана. Виды бизнес-планов. Роль бизнес-плана в современных условиях.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составление презентаций по индивидуальным заданиям.

Составление кроссворда по разделу 7

4

Дифференцированный зачет

2

Всего:

114


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины обеспечена наличием учебного кабинета «Экономической теории и анализа финансово-экономической деятельности».

Оборудование учебного кабинета: тематические стенды, диски с презентациями по темам дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Нормативно-правовая

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Проспект, 2016.
  2. Налоговый кодекс  Российской Федерации. Проспект, 2016.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации. Проспект, 2016.

Основная

  1. Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник /О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с. ISBN 978-5-394-01688-2.

Дополнительная

  1. Л.Н.Чечевицына «Экономика предприятия» Ростов-на-Дону,  Феникс, 2016

Интернет ресурс:

  1. Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф.  http://www.minfin.ru/ru/ 
  2. Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли.  http://www.economy.gov.ru/minec/main
  3. Сайт Эл. Словарь: Wikipedia.  http://ru.wikipedia.org/wiki/
  4. Официальный сайт: газета Экономика и жизнь. http://www

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения и защиты практических занятий, устного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы. Сдача семестрового зачета.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых

ПК и ОК

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умение  определять организационно-правовые формы организаций

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Устный опрос

Умение планировать деятельность организации

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Устный опрос

Умение определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Устный опрос

Умение заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Устный опрос

Умение рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Защита лабораторных работ  и практических занятий

Знание сущности организации как основного звена экономики отраслей

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Тестирование

Знание основных принципов построения экономической системы организации

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Самостоятельная работа

Знание управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Защита лабораторных работ и практических занятий

Знание состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показателей их эффективного использования

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Защита лабораторных работ и практических занятий

Знание механизмов ценообразования, форм оплаты труда

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Защита лабораторных работ и практических занятий

Знание основных технико-экономических показателей деятельности организации и методики их расчета

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Защита лабораторных  работ и практических занятий

Знание аспектов развития отрасли, организации хозяйствующих субъектов в рыночной экономике

ОК1-9

ПК 2.3-2.4

Устный опрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Основы исследовательской деятельности

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702  Документа...

Рабочая программа дисциплины специальности "Экономика и бухгалтерский учет"

Рабочая программа по дисциплине: "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"...

Рабочая программа дисциплины "Основы материаловедения"

Рабочая программа дисциплины "ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ" разработана в соотвествии с ФГОС по профессии НПО 08.01.08 (270802.10)Мастер отделочных строительных работ.по профессиям ОК-01694ОКПР №19727...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Основы бухгалтерского учета» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Основы бухгалтерского учета» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»...

рабочая программа 2016 основы экономики 16С

рабочая программа 2016 основы экономики 16С...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...