Рабочая программа дисциплины Основы экономики
рабочая программа на тему
Рабочая прграмма для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8._rp_pks-31_osnovy_ekonomiki.docx | 70.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский технологический университет»
МИРЭА
Колледж приборостроения и информационных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины ОП.05 Основы экономики
специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
Москва
2016
Одобрена Предметно-цикловой комиссией Экономических дисциплин | Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 09.02.03 Программирование в компьютерных системах |
Протокол № 1 От «01» 09 2016г. Председатель предметно-цикловой комиссии _________ Поддубная Н.А. подпись ФИО | Директор колледжа ____________ _____О.В.Книга ФИО подпись |
Составитель: Шкилёва Оксана Анатольевна, преподаватель первой квалификационной категории Колледжа приборостроения и информационных технологий
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 13 |
| 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины – является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Дисциплина входит в профессиональный цикл, раздел ОП.ОО общепрофессиональные дисциплины.
1.3 Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- общие положения экономической теории;
- организацию производственного и технологического процессов;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
- формы оплаты труда в современных условиях;
- материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации, показатели их эффективного использования;
- методику разработки бизнес-плана.
1.4. Использование часов вариативной части ППССЗ
Часы вариативной части не используются
№п/п | Дополнительные знания, умения | №, наименование темы | Количество часов | Обоснование включения в рабочую программу |
1.5 Количество часов на освоение учебной дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 114 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часа;
- самостоятельной работы обучающегося – 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 64 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
в том числе: | |
Ознакомление с нормативными документами | 8 |
Составление конспектов, схем, таблиц, кроссвордов. | 14 |
Подготовка сообщений, рефератов, докладов | 14 |
Решение задач | 14 |
Итоговая аттестация в форме контрольной работы в 3 семестре, дифференцированного зачета в 4 семестре |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы экономики»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 Современная рыночная экономика: основы, принципы функционирования и структура | |||
Тема 1.1 Основные направления экономической реформы в современных условиях. Основы экономики отрасли | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Направления и принципы экономических реформ России. Приватизация: сущность, задачи, этапы, результаты. Финансовая и денежно-кредитная политика. Социальные реформы. Отрасль в условиях рынка. Классификация отраслей. Факторы производства, потребности и блага. Проблема ограниченности ресурсов, проблема выбора. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Ознакомление с нормативными документами. Подготовка сообщений, рефератов, докладов по теме Экономические реформы России | 6 | ||
Раздел 2 Предприятия и предпринимательство в рыночных условиях | |||
Тема 2.1 Предпринимательство – основной вид экономической деятельности в рыночной экономике | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Предпринимательская деятельность предприятия. Виды предпринимательства. Элементы процесса предпринимательства. Собственность как основа предпринимательской деятельности. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление презентаций по индивидуальным заданиям. | 2 | ||
Тема 2.2 Предприятие – основное звено экономики. Формы предприятия | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности. Организация (предприятие): понятие и классификация. Организационно-правовые формы предприятий. | 2 | ||
Практическое занятие Организационно-правовые формы предприятий. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление сравнительной характеристики организационно-правовых форм | 2 | ||
Тема 2.3 Основные средства | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Основной капитал и его роли в производстве. Понятие и классификация основных фондов. Виды оценок основных фондов. Износ и амортизация основных фондов. Показатели эффективности использования основных фондов. | 2 | ||
Практическое занятие Расчет показателей эффективности использования основного капитала | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по начислению износа и амортизации основных фондов Решение задач по показателям эффективности использования основных фондов | 5 | ||
Тема 2.4 Оборотные средства | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Оборотные средства: понятие, состав и структура. Кругооборот оборотных средств. Показатели эффективности использования оборотных средств. Пути повышения оборачиваемости оборотных средств. | 2 | ||
Практическое занятие Расчет показателей эффективности использования оборотного капитала | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по показателям эффективности использования оборотных средств Составление кроссворда по разделу 2 | 5 | ||
Раздел 3 Управление предприятием в условиях рыночной экономики. Менеджмент организации | |||
Тема 3.1 Менеджмент организации | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Методологические основы менеджмента. Виды менеджмента. Функции менеджмента. Менеджмент организации: жизненный цикл организации, миссия организации. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление презентаций по индивидуальным заданиям. | 3 | ||
Тема 3.2 Принятие управленческих решений | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Понятие и виды управления. Потребность и необходимость управления в деятельности человека. Субъект и объект управления. Принципы и законы управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление презентации по теме Принятие управленческих решений | 3 | ||
Тема 3.3 Стратегическое управление решений | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Сущность стратегического управления. Предмет стратегического управления. Функции стратегического управления. Особенности стратегического управления. | 2 | ||
Практическое занятие Целенаправленность в управлении | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по теме Стратегическое управление, его сущность | 4 | ||
Тема 3.4 Взаимоотношение руководителя с коллективом | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Методы управленческой деятельности: административные, экономические, социально-психологические. Стили руководства. Роль руководителя в коллективе. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: . Составление презентаций по индивидуальным заданиям. Составление кроссворда по разделу 3 | 4 | ||
Раздел 4 Управление фирмой в условиях рыночной экономики | |||
Тема 4.1 Кадры организации | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Персонал организации: понятие и классификация. Движение кадров. Нормирование труда. Распределение трудовых ресурсов на предприятии. | 1 | ||
Практическое занятие Планирование и расчёт численности работников организации (подразделения). | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по теме Персонал организации: понятие и классификация. | 1 | ||
Контрольная работа | 2 | ||
Тема 4.2 Производительность труда | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Характеристика производительности труда. Показатели уровня производительности труда: выработка и трудоемкость. Методы измерения производительности труда. Резервы роста производительности труда. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по производительности труда | 1 | ||
Тема 4.3 Оплата и мотивация труда в компьютерной фирме | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Основы организации оплаты труда в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Тарифная и бестарифная системы оплаты труда: сущность и виды. Мотивация труда: стимулы и мотивы, основные формы мотивации. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление презентаций по индивидуальным заданиям. | 1 | ||
Тема 4.4 Заработная плата | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Формы и системы оплаты труда согласно положениям Трудового Кодекса Российской Федерации. Фонд оплаты труда: его состав и структура. | 2 | ||
Практическое занятие Расчет заработной платы при различных формах и системах оплаты труда. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить схему форм и систем оплаты труда Составление кроссворда по разделу 4 | 1 | ||
Раздел 5 Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности фирмы в условиях рыночной экономики | |||
Тема 5.1 Себестоимость продукции | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Понятие и состав издержек производства и обращения. Классификация затрат по признакам. Смета затрат на производство продукции. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить схему классификации затрат | 1 | ||
Тема 5.2 Калькуляция продукции | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Калькуляция себестоимости и ее значение. Группировка затрат по статьям калькуляции. Методы калькулирования. Управление издержками на предприятии. | 2 | ||
Практическое занятие Расчет себестоимости продукции | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов, сообщений по теме Калькуляция себестоимости и ее значение | 1 | ||
Тема 5.3 Ценообразование в рыночной экономике | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Ценовая политика субъекта хозяйствования. Понятие, функции и виды цен. Классификация цен. Ценовая стратегия организации. | 2 | ||
Практическое занятие Расчет цены на продукцию по методу «средние издержки плюс прибыль» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по определению цены товара | 1 | ||
Тема 5.4 Прибыль и рентабельность | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Доходы и расходы организации (предприятия). Формирование прибыли. Чистая прибыль и ее распределение. Рентабельность и ее виды. Безубыточность производства. | 2 | ||
Практическое занятие Расчет прибыли предприятия и показателей рентабельности | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка докладов по теме Чистая прибыль и ее распределение. | 1 | ||
Раздел 6 Основы маркетинга и внешнеэкономическая деятельность предприятия | |||
Тема 6.1 Рынок как объект маркетинга | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Понятия маркетинга, рынка, рыночной конъюнктуры. Сегментирование рынка, его цели и задачи. Сегмент рынка. Рыночная ниша. Признаки сегментирования потребительского рынка. Критерии выбора сегмента рынка. Анализ возможностей освоения сегмента рынка. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение ситуационных задач по сегментированию рынка | 2 | ||
Тема 6.2 Спрос и предложение | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Закон спроса и предложения. Спрос и величина спроса. Предложение и величина предложения. Неценовые факторы спроса и предложения. | 2 | ||
Практическое занятие Определение коэффициентов эластичности спроса и предложения. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по определению величины спроса и предложения Составление кроссворда по разделу 6 | 2 | ||
Раздел 7 Планирование и анализ деятельности компьютерной фирмы | |||
Тема 7.1 Основы внутрифирменного планирования | |||
Содержание учебного материала | 2 | ||
Организация процесса планирования и его виды. Этапы, элементы и методы планирования. Классификация планов. Стратегическое и оперативное планирование. Бизнес-план основной документ организации. Структура бизнес-плана. Основные этапы разработки бизнес-плана. Виды бизнес-планов. Роль бизнес-плана в современных условиях. | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление презентаций по индивидуальным заданиям. Составление кроссворда по разделу 7 | 4 | ||
Дифференцированный зачет | 2 | ||
Всего: | 114 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины обеспечена наличием учебного кабинета «Экономической теории и анализа финансово-экономической деятельности».
Оборудование учебного кабинета: тематические стенды, диски с презентациями по темам дисциплины.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Нормативно-правовая
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Проспект, 2016.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Проспект, 2016.
- Трудовой кодекс Российской Федерации. Проспект, 2016.
Основная
- Баскакова О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник /О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. — М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2013. — 372 с. ISBN 978-5-394-01688-2.
Дополнительная
- Л.Н.Чечевицына «Экономика предприятия» Ростов-на-Дону, Феникс, 2016
Интернет ресурс:
- Официальный сайт: Министерства финансов Р.Ф. http://www.minfin.ru/ru/
- Официальный сайт: Министерства экономического развития и торговли. http://www.economy.gov.ru/minec/main
- Сайт Эл. Словарь: Wikipedia. http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Официальный сайт: газета Экономика и жизнь. http://www
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется в процессе проведения и защиты практических занятий, устного опроса, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы. Сдача семестрового зачета.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых ПК и ОК | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 | |
Умение определять организационно-правовые формы организаций | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Устный опрос |
Умение планировать деятельность организации | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Устный опрос |
Умение определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Устный опрос |
Умение заполнять первичные документы по экономической деятельности организации; | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Устный опрос |
Умение рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Защита лабораторных работ и практических занятий |
Знание сущности организации как основного звена экономики отраслей | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Тестирование |
Знание основных принципов построения экономической системы организации | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Самостоятельная работа |
Знание управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования; | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Защита лабораторных работ и практических занятий |
Знание состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показателей их эффективного использования | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Защита лабораторных работ и практических занятий |
Знание механизмов ценообразования, форм оплаты труда | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Защита лабораторных работ и практических занятий |
Знание основных технико-экономических показателей деятельности организации и методики их расчета | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Защита лабораторных работ и практических занятий |
Знание аспектов развития отрасли, организации хозяйствующих субъектов в рыночной экономике | ОК1-9 ПК 2.3-2.4 | Устный опрос |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дисциплины Основы исследовательской деятельности
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702 Документа...
Рабочая программа дисциплины специальности "Экономика и бухгалтерский учет"
Рабочая программа по дисциплине: "Анализ финансово-хозяйственной деятельности"...
Рабочая программа дисциплины "Основы материаловедения"
Рабочая программа дисциплины "ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ" разработана в соотвествии с ФГОС по профессии НПО 08.01.08 (270802.10)Мастер отделочных строительных работ.по профессиям ОК-01694ОКПР №19727...
Рабочая программа по основам экономики
Основы экономики, 2 курс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Основы бухгалтерского учета» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Основы бухгалтерского учета» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет по отраслям»...
рабочая программа 2016 основы экономики 16С
рабочая программа 2016 основы экономики 16С...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...
- Мне нравится (1)