Рабочая программа дисциплины Основы исследовательской деятельности
рабочая программа на тему

Писарик Екатерина Михайловна

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702  Документационное обеспечение управления и архивоведение, входящей в укрупненную группу 030000  Гуманитарные науки. Учебная дисциплина ОП.11 «Основы исследовательской деятельности»  входит в Профессиональный цикл  как общепрофессиональная дисциплина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_oid_ispr.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы исследовательской деятельности

             для  специальности среднего профессионального образования

 

034702 

Документационное обеспечение управления и архивоведение

2012 г.


ОДОБРЕНА                

Предметной (цикловой) комиссией            

«Экономика и управление»________

________________________________

________________________________

Наименование комиссии

Протокол № ____                                              

«____» ____________    2012г

          Разработана на основе Федерального

           Государственного  образовательного        

         стандарта среднего    

        профессионального образования  по специальности ____034702______

                                  (код)

          «Документационное обеспечение управ

        ления и архивоведение______________            

(наименование специальности)

       Утв. приказом Минобрнауки России  от 25 января 2010г. № 75

       Зарегистрированного в Минюст России

25 февраля 2010 г. № 16526

 

Председатель предметной

(цикловой) комиссии

______________ /_________________

         Подпись                                    Ф.И.О.

                   

           Заместитель директора по учебной

           (учебно-методической работе)

           ______________ /________________

                           Подпись                                        Ф.И.О.

Составитель (автор) ___Писарик Е.М.        мастер профессионального обучения _                                             

                                                               Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование  ГОУ СПО

Рецензент:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                             Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО                


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13


1. ПАСПОРТ ТИПОВОЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702  Документационное обеспечение управления и архивоведение, входящей в укрупненную группу 030000  Гуманитарные науки.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

        

Учебная дисциплина ОП.11 «Основы исследовательской деятельности»  входит в Профессиональный цикл  как общепрофессиональная дисциплина.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
  • определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;
  • осуществлять сбор, изучение и обработку информации;
  • анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов;
  • формулировать выводы и делать обобщения;
  • работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.

    В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
  • методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы);
  • этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы;
  • технику эксперимента и обработку его результатов;
  • способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
  • методы научного познания;
  • общую структуру и научный аппарат исследования;

виды охранных документов;

1.4. Использование часов вариативной части ОПОП

п/п

Дополнительные знания и умения

№ наименования темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

1

-

Тема 1.4. Методы               научного познания

2

Расширение знаний по теме

2

-

Тема 2.1. Логические законы и правила в практике научного исследования

2

3

-

Тема 3.1. Учебно-исследовательская работа студента

2

4

-

Тема 3.4. Технология подготовки дипломной работы

2

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной  дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося -  60 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося -  40 часов;

самостоятельная работа обучающегося - 20 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего),

40

в том числе:

     практические занятия

8

Контрольная работа

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего),

20

в том числе:

работа с конспектами лекций, составление таблиц,

подготовка рефератов на заданные темы,                      

обработка информации

оформление презентаций,

работа с нормативными документами,

решение ситуационных задач,

подготовка  к деловой игре

Итоговая аттестация в форме (указать)     зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Цели и задачи учебной дисциплины. Межпредметные связи. Значение дисциплины в профессиональной деятельности.

1

1

Раздел 1. Основные понятия научно-исследовательской деятельности

19

Тема 1.1. Исследования и их роль в практической деятельности человека

1

Понятие исследования.

2

2

2

Типология исследований.

3

Характеристика исследования.

4

Наука и ее роль в развитии общества. Нравственные начала исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка сообщений на темы:

1. Наука как поиск истины и часть духовного мира человека.

2.  Рациональное и эмоциональное восприятие окружающего мира в процессе научного познания.

3. Эмпирические основы наук в архаических обществах.

4. Знаменитые триумфы науки: VI в. до н.э. – III в. н.э.

2

Тема 1.2. Основные методы и этапы исследовательского процесса

1

Этапы исследовательского процесса

2

2

2

Структура познания

3

Эмпирический и теоретический уровни исследования.

4

Методология исследовательского процесса

Самостоятельная работа обучающегося

1. Работа с конспектами лекций.

1

Тема 1.3. Способы представления результатов исследовательской деятельности

1

Доклад

2

2-3

2

Реферат

3

Литературный обзор

4

Рецензия

5

Научная статья

6

Научный отчет

Практические занятия

Практическая работа № 1: «Составление докладов на выбранные темы»

Практическая работа № 2: «Написание рефератов на выбранные темы»

Практическая работа № 3: «Написание рецензии на статью из журнала»

Практическая работа № 4: «Сравнительный анализ изученных способов представления результатов исследовательской деятельности»

4

Самостоятельная работа обучающегося

1. Работа с конспектами лекций

2. Подготовка материалов для практических работ

2

Тема 1.4. Методы               научного познания

1

Общее понятие о методе и методологии. Методологические принципы

3

2

2

Классификация методов научного познания и ее основания

3

Эксперимент как ведущий метод познания.

Самостоятельная работа обучающегося

1. Работа с конспектами занятий

1

Раздел 2. Организация научного исследования

9

Тема 2.1. Логические законы и правила в практике научного исследования

1

Гносеология (теория познания): исходные принципы и проблемы.

3

2

2

Логические законы: закон тождества, закон противоречия

(непротиворечивости), закон исключенного третьего, закон достаточного

основания.

3

Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция.

Самостоятельная работа обучающегося

Подготовка докладов на темы:

1. Доказательства и опровержения. Тезис, аргументы и демонстрация.

2. Убедительность доказательства.

2

Тема 2.2. Этапы работы в рамках научного исследования.

1

Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение.

2

2

2

Введение, анализ источников, литературы. Работа над основной частью исследования. Составление индивидуального рабочего плана. сбор первичной информации. стиль изложения материала. Заключение. Выводы.

3

Составление тезисов исследования. Требования. Доклад. Подготовка доклада о научном исследовании.

Самостоятельная работа обучающегося

1. Результаты в научном исследовании и их обработка.

2. Работа с конспектами лекций

2

Раздел 3. Исследовательская работа студента

31

Тема 3.1. Учебно-исследовательская работа студента

1

Понятие «учебно-исследовательская работа студента» (УИРС). Функции УИРС.

6

2-3

2

Общая характеристика УИРС. Внедрение элементов научной работы во все виды учебной деятельности студентов на протяжении всего периода обучения. Воспитание у студентов стремления к самообразованию, творческой активности, дисциплинированности, ответственности, умению работать в коллективе. Овладение общими и частными методами исследования, творческими подходами в решении различных задач.

3

Содержание УИРС. Основные формы УИРС: поиск и изучение дополнительной литературы по теме лекции, доклад на семинаре, реферат, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, мероприятие.

Практические занятия

Практическая работа № 5: «Выбор темы учебно-исследовательской работы. Постановка цели, задач, гипотезы.»

Практическая работа №  6: «Организация и проведение исследовательской части работы.                          Представление отчета.»

Практическая работа №  7: «Демонстрация текста учебно-исследовательской работы.»

Практическая работа №  8: «Публичное выступление.»

4

Самостоятельная работа обучающегося

1. Сбор информации по своей проблеме исследования.

2. Способы обработки полученной информации

3. Организация и проведение исследовательской части работы, формирование отчета.

4. Оформление и демонстрация текста учебно-исследовательской работы.

5. Составление текста доклада

6

Тема 3.2. Научно-исследовательская работа студента

1

Функции НИРС. Общая характеристика НИРС.

2

1

2

Планы НИРС. Содержание НИРС. Основные формы НИРС: курсовая работа, дипломная работа, доклад на научной (научно-практической) конференции, семинаре, научная статья

Самостоятельная работа обучающегося

1. Работа с конспектами лекций

1

Тема 3.3. Технология подготовки курсовой работы

1

Курсовая работа: назначение, цели, задачи. Общие и специальные требования к курсовым работам. Особенности содержания курсовых работ в зависимости от года обучения. Порядок выполнения курсовой работы.

3

2

2

Порядок защиты курсовой работы. Электронная презентация. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращения к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Самостоятельная работа обучающегося

1. Работа с конспектами лекций

1

Тема 3.4. Технология подготовки дипломной работы

1

Дипломная работа: назначение, цели, задачи. Общие и специальные требования к дипломным работам. Порядок выполнения дипломной работы.

6

2

2

Требования к представлению содержания и оформлению дипломной работы. Структура дипломной работы: обложка, титульный лист, реферат, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, вспомогательные указатели, приложения. Общие правила оформления текста дипломной работы. Объем, формат, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Порядок защиты дипломной работы. Электронная презентация. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращения к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово.

Самостоятельная работа обучающегося

1. Работа с конспектами лекций

2

                                                                                                                                                    Всего:

60

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики и управления».

Оборудование учебного кабинета:

Рабочие места по количеству обучающихся;

Рабочее место преподавателя;

Наглядные пособия (схемы, плакаты  и т.д.);

Технические средства обучения:

Компьютер с лицензионным программным обеспечением;

Телевизор;

Видеопроектор;

Экран.

Мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник.- М.: Академия, 2012
  2. Пушкарь А. И., Потрашкова Л. В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие.- X.: ИД «ИНЖЭК», 2006

Дополнительные источники:

  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
  2. Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
  3. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
  4. Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
  5. Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
  6. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
  7. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
  8. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
  9. Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов. –М. Высшая школа. 1992
  10. Сабитов Р.А.Основы научных исследований / Учебное пособие, 2002.

Интернет ресурсы:

  1. www.russianmarket.ru – Маркетинговые исследования и аналитические

материалы

  1. www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение применять теоретические знания для решения конкретных практических задач.

Умение определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования.

Умение осуществлять сбор, изучение и обработку информации.

Умение анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов.

Умение формулировать выводы и делать обобщения.

Умение работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.

Знание методики исследовательской работы (выпускной квалификационной работы).

Знание этапов теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы.

Знание техники эксперимента и обработки его результатов.

Знание способов поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов.

Знание методов научного познания.

Знание общей структуры и научного аппарата исследования.

Экспертная оценка результатов деятельности студентов  при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и других видов текущего контроля.

Экспертная оценка результатов деятельности студентов  при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и других видов текущего контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки

В рамках вариативной дисциплины Основы предпринимательской деятельности студенты получают необходимые навыки предпринимательской активности, как во взаимоотношениях с партнерами по бизнесу, культуре п...

Рабочаяя программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности

Рабочаяя программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...

Рабочая программа внеурочной научно-исследовательской деятельности "Эрудит"

Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся и предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Новые стандарты образования предполагают внесение значите...

Рабочая программа по Основам проектной деятельности СПО

Рабочая программа по Основам проектной деятельности СПО...