Рабочая программа дисциплины Основы исследовательской деятельности
рабочая программа на тему
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение, входящей в укрупненную группу 030000 Гуманитарные науки. Учебная дисциплина ОП.11 «Основы исследовательской деятельности» входит в Профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_oid_ispr.doc | 217 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы исследовательской деятельности
для специальности среднего профессионального образования
034702
Документационное обеспечение управления и архивоведение
2012 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией «Экономика и управление»________ ________________________________ ________________________________ Наименование комиссии Протокол № ____ «____» ____________ 2012г | Разработана на основе Федерального Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности ____034702______ (код) «Документационное обеспечение управ ления и архивоведение______________ (наименование специальности) Утв. приказом Минобрнауки России от 25 января 2010г. № 75 Зарегистрированного в Минюст России 25 февраля 2010 г. № 16526 |
Председатель предметной (цикловой) комиссии ______________ /_________________ Подпись Ф.И.О. |
Заместитель директора по учебной (учебно-методической работе) ______________ /________________ Подпись Ф.И.О. |
Составитель (автор) ___Писарик Е.М. мастер профессионального обучения _
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
Рецензент:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГОУ СПО
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ ТИПОВОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы, разработанной в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение, входящей в укрупненную группу 030000 Гуманитарные науки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина ОП.11 «Основы исследовательской деятельности» входит в Профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять теоретические знания для решения конкретных практических задач;
- определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования;
- осуществлять сбор, изучение и обработку информации;
- анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов;
- формулировать выводы и делать обобщения;
- работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- методику исследовательской работы (выпускной квалификационной работы);
- этапы теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы;
- технику эксперимента и обработку его результатов;
- способы поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов;
- методы научного познания;
- общую структуру и научный аппарат исследования;
виды охранных документов;
1.4. Использование часов вариативной части ОПОП
№ п/п | Дополнительные знания и умения | № наименования темы | Количество часов | Обоснование включения в рабочую программу |
1 | - | Тема 1.4. Методы научного познания | 2 | Расширение знаний по теме |
2 | - | Тема 2.1. Логические законы и правила в практике научного исследования | 2 | |
3 | - | Тема 3.1. Учебно-исследовательская работа студента | 2 | |
4 | - | Тема 3.4. Технология подготовки дипломной работы | 2 |
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины
Максимальная учебная нагрузка обучающегося - 60 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося - 40 часов;
самостоятельная работа обучающегося - 20 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего), | 40 |
в том числе: | |
практические занятия | 8 |
Контрольная работа | 1 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего), | 20 |
в том числе: | |
работа с конспектами лекций, составление таблиц, подготовка рефератов на заданные темы, обработка информации оформление презентаций, работа с нормативными документами, решение ситуационных задач, подготовка к деловой игре | |
Итоговая аттестация в форме (указать) зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Цели и задачи учебной дисциплины. Межпредметные связи. Значение дисциплины в профессиональной деятельности. | 1 | 1 | |
Раздел 1. Основные понятия научно-исследовательской деятельности | 19 | |||
Тема 1.1. Исследования и их роль в практической деятельности человека | 1 | Понятие исследования. | 2 | 2 |
2 | Типология исследований. | |||
3 | Характеристика исследования. | |||
4 | Наука и ее роль в развитии общества. Нравственные начала исследовательской деятельности. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений на темы: 1. Наука как поиск истины и часть духовного мира человека. 2. Рациональное и эмоциональное восприятие окружающего мира в процессе научного познания. 3. Эмпирические основы наук в архаических обществах. 4. Знаменитые триумфы науки: VI в. до н.э. – III в. н.э. | 2 | |||
Тема 1.2. Основные методы и этапы исследовательского процесса | 1 | Этапы исследовательского процесса | 2 | 2 |
2 | Структура познания | |||
3 | Эмпирический и теоретический уровни исследования. | |||
4 | Методология исследовательского процесса | |||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектами лекций. | 1 | |||
Тема 1.3. Способы представления результатов исследовательской деятельности | 1 | Доклад | 2 | 2-3 |
2 | Реферат | |||
3 | Литературный обзор | |||
4 | Рецензия | |||
5 | Научная статья | |||
6 | Научный отчет | |||
Практические занятия Практическая работа № 1: «Составление докладов на выбранные темы» Практическая работа № 2: «Написание рефератов на выбранные темы» Практическая работа № 3: «Написание рецензии на статью из журнала» Практическая работа № 4: «Сравнительный анализ изученных способов представления результатов исследовательской деятельности» | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектами лекций 2. Подготовка материалов для практических работ | 2 | |||
Тема 1.4. Методы научного познания | 1 | Общее понятие о методе и методологии. Методологические принципы | 3 | 2 |
2 | Классификация методов научного познания и ее основания | |||
3 | Эксперимент как ведущий метод познания. | |||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектами занятий | 1 | |||
Раздел 2. Организация научного исследования | 9 | |||
Тема 2.1. Логические законы и правила в практике научного исследования | 1 | Гносеология (теория познания): исходные принципы и проблемы. | 3 | 2 |
2 | Логические законы: закон тождества, закон противоречия (непротиворечивости), закон исключенного третьего, закон достаточного основания. | |||
3 | Рассуждения и умозаключения. Дедукция и индукция. | |||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка докладов на темы: 1. Доказательства и опровержения. Тезис, аргументы и демонстрация. 2. Убедительность доказательства. | 2 | |||
Тема 2.2. Этапы работы в рамках научного исследования. | 1 | Структура научно-исследовательской работы: введение, основная часть, заключение. | 2 | 2 |
2 | Введение, анализ источников, литературы. Работа над основной частью исследования. Составление индивидуального рабочего плана. сбор первичной информации. стиль изложения материала. Заключение. Выводы. | |||
3 | Составление тезисов исследования. Требования. Доклад. Подготовка доклада о научном исследовании. | |||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Результаты в научном исследовании и их обработка. 2. Работа с конспектами лекций | 2 | |||
Раздел 3. Исследовательская работа студента | 31 | |||
Тема 3.1. Учебно-исследовательская работа студента | 1 | Понятие «учебно-исследовательская работа студента» (УИРС). Функции УИРС. | 6 | 2-3 |
2 | Общая характеристика УИРС. Внедрение элементов научной работы во все виды учебной деятельности студентов на протяжении всего периода обучения. Воспитание у студентов стремления к самообразованию, творческой активности, дисциплинированности, ответственности, умению работать в коллективе. Овладение общими и частными методами исследования, творческими подходами в решении различных задач. | |||
3 | Содержание УИРС. Основные формы УИРС: поиск и изучение дополнительной литературы по теме лекции, доклад на семинаре, реферат, контрольная работа, практическая работа, лабораторная работа, мероприятие. | |||
Практические занятия Практическая работа № 5: «Выбор темы учебно-исследовательской работы. Постановка цели, задач, гипотезы.» Практическая работа № 6: «Организация и проведение исследовательской части работы. Представление отчета.» Практическая работа № 7: «Демонстрация текста учебно-исследовательской работы.» Практическая работа № 8: «Публичное выступление.» | 4 | |||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Сбор информации по своей проблеме исследования. 2. Способы обработки полученной информации 3. Организация и проведение исследовательской части работы, формирование отчета. 4. Оформление и демонстрация текста учебно-исследовательской работы. 5. Составление текста доклада | 6 | |||
Тема 3.2. Научно-исследовательская работа студента | 1 | Функции НИРС. Общая характеристика НИРС. | 2 | 1 |
2 | Планы НИРС. Содержание НИРС. Основные формы НИРС: курсовая работа, дипломная работа, доклад на научной (научно-практической) конференции, семинаре, научная статья | |||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектами лекций | 1 | |||
Тема 3.3. Технология подготовки курсовой работы | 1 | Курсовая работа: назначение, цели, задачи. Общие и специальные требования к курсовым работам. Особенности содержания курсовых работ в зависимости от года обучения. Порядок выполнения курсовой работы. | 3 | 2 |
2 | Порядок защиты курсовой работы. Электронная презентация. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращения к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. | |||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектами лекций | 1 | |||
Тема 3.4. Технология подготовки дипломной работы | 1 | Дипломная работа: назначение, цели, задачи. Общие и специальные требования к дипломным работам. Порядок выполнения дипломной работы. | 6 | 2 |
2 | Требования к представлению содержания и оформлению дипломной работы. Структура дипломной работы: обложка, титульный лист, реферат, содержание, введение, основная часть, заключение, список использованных источников, вспомогательные указатели, приложения. Общие правила оформления текста дипломной работы. Объем, формат, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения. Порядок защиты дипломной работы. Электронная презентация. Психологический аспект готовности к выступлению. Требования к докладу. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращения к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. | |||
Самостоятельная работа обучающегося 1. Работа с конспектами лекций | 2 | |||
Всего: | 60 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы экономики и управления».
Оборудование учебного кабинета:
Рабочие места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Наглядные пособия (схемы, плакаты и т.д.);
Технические средства обучения:
Компьютер с лицензионным программным обеспечением;
Телевизор;
Видеопроектор;
Экран.
Мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности: Учебник.- М.: Академия, 2012
- Пушкарь А. И., Потрашкова Л. В. Основы научных исследований и организация научно-исследовательской деятельности: Учебное пособие.- X.: ИД «ИНЖЭК», 2006
Дополнительные источники:
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2001.- 48с.
- Леонтович, А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А.В. Леонтович// Завуч. – 2001. - №1. – С 105-107.
- Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А.В. Леонтович // Завуч. – 2001. - №1. – С.102-105.
- Масленникова, А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся» / А.В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 51-60.
- Поддьянов А.Н. Поиск материалов по исследовательской деятельности учащихся в электронных ресурсах: англоязычные источники / А.Н. Поддьянов // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №3. – С. 29-32.
- Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272с.
- Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике / А.И. Савенков // Практика административной работы в школе. – 2004. - №5. - С. 61-66.
- Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательских работ / Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - №4. – С. 34-45.
- Соловьева Н.Н. Основы подготовки к научной деятельности и оформлению ее результатов. –М. Высшая школа. 1992
- Сабитов Р.А.Основы научных исследований / Учебное пособие, 2002.
Интернет ресурсы:
- www.russianmarket.ru – Маркетинговые исследования и аналитические
материалы
- www.gks.ru - Федеральная служба государственной статистики.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение применять теоретические знания для решения конкретных практических задач. Умение определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования. Умение осуществлять сбор, изучение и обработку информации. Умение анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов. Умение формулировать выводы и делать обобщения. Умение работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования. Знание методики исследовательской работы (выпускной квалификационной работы). Знание этапов теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы. Знание техники эксперимента и обработки его результатов. Знание способов поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов. Знание методов научного познания. Знание общей структуры и научного аппарата исследования. | Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и других видов текущего контроля. Экспертная оценка результатов деятельности студентов при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и других видов текущего контроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МДК.02.06 Рабочая программа "Психологические основы профессиональной деятельности" (2013)
Для специальности 200105...
Рабочая программа дисциплины "Основы материаловедения"
Рабочая программа дисциплины "ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ" разработана в соотвествии с ФГОС по профессии НПО 08.01.08 (270802.10)Мастер отделочных строительных работ.по профессиям ОК-01694ОКПР №19727...
Рабочая программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки
В рамках вариативной дисциплины Основы предпринимательской деятельности студенты получают необходимые навыки предпринимательской активности, как во взаимоотношениях с партнерами по бизнесу, культуре п...
Рабочаяя программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности
Рабочаяя программа дисциплины Основы предпринимательской деятельности...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ КАЛЬКУЛЯЦИИ И УЧЕТА по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 Повар, кондитер
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 9 дека...
Рабочая программа внеурочной научно-исследовательской деятельности "Эрудит"
Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся и предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Новые стандарты образования предполагают внесение значите...