Рабочая программа учебной дисциплины ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ для специальности 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
рабочая программа по теме
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 080000 Экономика и управление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekonomicheskaya_teoriya.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Учебной дисциплины
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
для специальности
080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
базовая подготовка
Владикавказ, 2012
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | стр. 2 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 |
| 8 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 080000 Экономика и управление.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Экономическая теория» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель изучения дисциплины «Экономическая теория»:
- освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
- развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
- воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
- овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
- формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.
Задачи изучения дисциплины «Экономическая теория»:
- способствовать формированию у учащихся глубоких знаний о законах и механизмах экономики;
- подвести учащихся к пониманию значения экономики для различных сфер общественной жизни и для каждого индивида в отдельности;
- добиться от учащихся понимания необходимости выработки навыков самостоятельного поиска информации, навыков самостоятельного решения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
- использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
- строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;
- распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления;
- применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
- выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;
В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и функции экономической теории;
- общие положения экономической теории;
- основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;
- построение экономических моделей;
- характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы;
- основы формирования государственного бюджета;
- рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства;
- понятия мировой рынок и международная торговля;
- основные направления экономической реформы в России.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 35 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 45 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 135 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 90 |
В том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 45 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономическая теория»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение в экономическую теорию | 18 | ||
Тема 1.1. Экономическая теория как наука, ее предмет, метод и функции | Содержание учебного материала Предмет и методы экономической теории. Основные разделы экономической теории; микро и макроэкономика. Функции экономической науки. История развития экономической теории. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся Лауреаты Нобелевской премии в области экономики (сообщение). Построение таблицы «Основные экономические школы». | 4 | 3 | |
Тема 1.2. Производство – основа развития общества | Содержание учебного материала Производство и его стадии. Элементы процесса производства. Воспроизводство и его типы. Экономические потребности и производственные возможности. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. | 4 | 1 |
Семинарское занятие По 1 разделу «Введение в экономическую теорию». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Построение таблицы и графика: «Производственные возможности и кривая трансформации». Заполнить схему «Производство и его стадии». | 4 | 3 | |
Раздел 2. Микроэкономика | 52 | ||
Тема 2.1. Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена | Содержание учебного материала Основные формы организации производства: натуральное и товарное производство. Товар и его свойства. Основные теории стоимости. Рынок, его сущность, функции и структура. | 6 | 1 |
Семинарское занятие По теме: «Рынок: признаки, функции, задачи». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составить сравнительную таблицу «Натуральное хозяйство и товарное производство». Составить схему «Основные теории стоимости». | 2 | 3 | |
Тема 2.2. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие | Содержание учебного материала Спрос и закон спроса. Кривая спроса. Ценовые и неценовые факторы изменения спроса. Предложение и закон предложения. Кривая предложения. Ценовые и неценовые факторы изменения предложения. Рыночное равновесие. Равновесная цена. Эластичность спроса и предложения. Теория поведения потребителя. | 10 | 1 |
Практическое занятие По теме: «Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Построение графиков спроса и предложения на основе анализа ситуации на овощном рынке города. Анализ вопроса «Убывающая предельная полезность». | 4 | 3 | |
Тема 2.3. Рыночные структуры | Содержание учебного материала Конкуренция, ее сущность и виды. Методы конкурентной борьбы. Понятие и типы рыночных структур.Модель рынка совершенной конкуренции. Модели рынков несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. | 6 | 1 |
Семинарское занятие По теме: «Рынок и конкуренция. Рынок и монополия» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Эволюция рынка в России (проект). Работа с нормативно-правовыми документами по вопросу «Проблемы монополизации рынка в современной России». | 4 | 3 | |
Тема 2.4. Рынки факторов производства | Содержание учебного материала Особенности формирования спроса и предложения на рынке ресурсов. Рынок труда. Рынок капитала. Рынок земли. Предпринимательство как фактор производства. | 8 | 1 |
Семинарское занятие По разделу 2 «Рынки факторов производства и факторные доходы». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Составление бизнес – плана. Анализ проблемы: «Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда». Проблемы формирования рынка земли в России (реферат). | 4 | 3 | |
Раздел 3. Макроэкономика | 65 | ||
Тема 3.1. Макроэкономика как составная часть экономической науки | Содержание учебного материала Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы. Макроэкономический кругооборот и воспроизводство экономических благ. Основные макроэкономические показатели и методы их расчета. Макроэкономическое равновесие: теоретические подходы. Структурные элементы равновесия. Модель AD – AS. | 6 | 1 |
Практическое занятие По теме: «Основные макроэкономические показатели и методы их расчета». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Политический выбор в экономике (реферат). Региональная экономика и политика (анализ сообщений и материалов СМИ, выступлений политиков, ученых РСО-Алания). | 4 | 3 | |
Тема 3.2. Финансовая система и финансовая политика государства | Содержание учебного материала Финансовый рынок как регулятор экономики. Финансовая система Российской Федерации. Бюджетная система страны. Основы формирования государственного бюджета. Сущность, виды и функции налогов. Кривая Лаффера. Фискальная политика государства и ее типы. Государственный долг и способы его погашения. | 6 | 1 |
Самостоятельная работа обучающихся «Особенности политики государственного долга в России» (реферат). Построение таблицы «Структура государственных расходов в развитых странах». Построение таблицы «Региональные и местные бюджеты». | 4 | 3 | |
Тема 3.3. Денежно-кредитная система и монетарная политика государства | Содержание учебного материала Деньги и денежная система: экономическое содержание и структурные компоненты. Денежный рынок. Кредит: экономическое содержание и формы проявления. Банковская система и ее структура. Денежно-кредитная политика как экономическое явление. Типы и инструменты денежно-кредитной политики. | 8 | 1 |
Семинарское занятие «Монетарная и фискальная политика как инструменты макроэкономического регулирования». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Построение таблицы «Формы и виды денег». Выполнить тесты к вопросу «Инфляция». «М.Фридмен- аналитик или практик. (подготовка сообщения). | 4 | 3 | |
Тема 3.4. Роль государства в рыночной экономике | Содержание учебного материала Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах. Государственная политика занятости и регулирование безработицы. Рыночный механизм формирования доходов. Доходы населения, их виды. Распределение доходов и измерение степени их неравенства. Кривая Лоренца. Проблемы социальной политики государства. Основные направления экономической реформы в России. | 8 | 1 |
Семинарское занятие «Система социальной защиты населения в РФ». | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Государственная политика занятости (реферат). Ориентиры российской экономики начала 21 века (анализ статей газет, журналов, интернета, выступлений ученых). | 4 | 3 | |
Тема 3.5. Мировой рынок и международная торговля | Содержание учебного материала Мировое хозяйство и закономерности его развития. Основные формы мировых экономических отношений. Международное разделение труда. Международная торговля. Внешнеторговая политика. Международная валютно-кредитная система. | 6 | 1 |
Семинарское занятие По теме: «Международная конкуренция и место в ней России» | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: Глобализация: преимущества и вызовы (сравнительная таблица). Роль ТНК в глобализации экономики (сообщение на основе анализа документов, материалов СМИ, выступлений ученых). Глобальное сотрудничество (проект). | 7 | 3 | |
Всего: | 135 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
- 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины «Экономическая теория» требует наличия учебного кабинета.
Оборудование учебной аудитории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методического обеспечения дисциплины «Экономическая теория»;
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
- 3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Амосова В.В. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория.- СПб, 2008.
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2009.
- Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010
- Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. пер. с англ. М., 1978
- Куликов Л.М. Основы экономических знаний. - М.: «Финансы и статистика», 2008.
- Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС, 2008.
Дополнительные источники:
- Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. - М.: Экономика, 2010
- Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2009
- Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М.: Инфра-М, 2008.
- Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. - М: КноРус, 2009.
Internet-ресурсы:
- www.cbr.ru (сайт Банка России)
- www.government.ru (сайт Правительства России)
- www.economi.gov.ru (сайт Минэкономразвития России)
- www.minfin.ru (сайт Минфина РФ)
- www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
- www.worldbank.org.ru (сайт Всемирного Банка)
- www.imf.org.ru (сайт МВФ)
- www.wto.org.ru (сайт ВТО)
- www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)
10.www.beafing.org.ru (сайт Бюро экономического анализа)
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, обязательного тестирования, заслушивания сообщений, докладов, итогового тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
| Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, решение задач, рефераты, доклады, сообщения, проекты. |
Знания: | |
| Семинарские занятия, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, решение задач, тестирование, рефераты, сообщения, проекты, экзамен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Математика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалт...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине МАТЕМАТИКАСоставлен на основании рабочей программы....
Рабочая программа дисциплины статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Рабочая программа составлена на основании топовой программы дисциплины в соответсвии с учебным планом по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский у...
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной подготовки студентов в учреждениях СПО в соот...