Рабочая программа учебной дисциплины ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ для специальности 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
рабочая программа по теме

Волина Галина Николаевна

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория» является частью основной профессиональной образовательной программы  в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 080000 Экономика и управление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekonomicheskaya_teoriya.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Учебной дисциплины

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

для специальности

080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)

базовая подготовка

Владикавказ, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

стр.

2

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономическая теория» является частью основной профессиональной образовательной программы  в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), базовой подготовки, входящей в состав укрупнённой группы специальностей СПО 080000 Экономика и управление.

1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Учебная дисциплина «Экономическая теория» входит в профессиональный цикл как общепрофессиональная дисциплина.

1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: 

Цель изучения дисциплины «Экономическая теория»:

  • освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;
  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Задачи изучения дисциплины «Экономическая теория»:

  • способствовать формированию у учащихся глубоких знаний о законах и механизмах экономики;
  • подвести учащихся к пониманию значения экономики для различных сфер общественной жизни и для каждого индивида в отдельности;
  • добиться от учащихся понимания необходимости выработки навыков самостоятельного поиска информации, навыков самостоятельного решения.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
  •  использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
  • строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;
  •  распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления;
  • применять инструменты макроэкономического  анализа актуальных проблем современной экономики;
  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • предмет, метод и функции экономической теории;
  • общие положения экономической теории;
  • основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;
  • построение экономических моделей;
  • характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы;
  • основы формирования государственного бюджета;
  • рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства;
  • понятия мировой рынок и международная торговля;
  • основные направления экономической реформы в России.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 35 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 90 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – 45 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

В том числе:

практические занятия

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Экономическая теория»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в экономическую теорию

18

Тема 1.1. Экономическая теория как наука, ее предмет, метод и функции

Содержание учебного материала 

Предмет и методы экономической теории.

Основные разделы экономической теории; микро и макроэкономика.

Функции экономической науки.

История развития экономической теории.

4

1

Самостоятельная работа обучающихся

Лауреаты Нобелевской премии в области экономики (сообщение).

Построение таблицы «Основные экономические школы».

4

3

Тема 1.2. Производство – основа развития общества

Содержание учебного материала 

Производство и его стадии. Элементы процесса производства.

Воспроизводство и его типы.

Экономические потребности и производственные возможности. Кривая производственных возможностей. Факторы производства.

4

1

Семинарское занятие 

По 1 разделу «Введение в экономическую теорию».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Построение таблицы и графика: «Производственные возможности и кривая трансформации».

Заполнить схему «Производство и его стадии».

4

3

Раздел 2. Микроэкономика

52

Тема 2.1.

Рынок как развитая система отношений товарно-денежного обмена

Содержание учебного материала 

Основные формы организации производства: натуральное и товарное производство.

Товар и его свойства. Основные теории стоимости.

Рынок, его сущность, функции и структура.

6

1

Семинарское занятие

По теме: «Рынок: признаки, функции, задачи».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составить сравнительную таблицу «Натуральное хозяйство и товарное производство».

Составить схему «Основные теории стоимости».

2

3

Тема 2.2.

Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие

Содержание учебного материала 

Спрос и закон спроса. Кривая спроса. Ценовые и неценовые факторы изменения спроса.

Предложение и закон предложения. Кривая предложения. Ценовые и неценовые факторы изменения предложения.

Рыночное равновесие. Равновесная цена.

Эластичность спроса и предложения.

Теория поведения потребителя.

10

1

Практическое занятие

По теме: «Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Построение графиков спроса и предложения на основе анализа ситуации на овощном рынке города.

Анализ вопроса «Убывающая предельная полезность».

4

3

Тема 2.3.

Рыночные структуры

Содержание учебного материала 

Конкуренция, ее сущность и виды. Методы конкурентной борьбы. Понятие и типы рыночных структур.Модель рынка совершенной конкуренции. Модели рынков несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

6

1

Семинарское занятие 

По теме: «Рынок и конкуренция. Рынок и монополия»

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Эволюция рынка в России (проект).

Работа с нормативно-правовыми документами по вопросу «Проблемы монополизации рынка в современной России».

4

3

Тема 2.4.

Рынки факторов производства

Содержание учебного материала 

Особенности формирования спроса и предложения на рынке ресурсов.

Рынок труда. Рынок капитала. Рынок земли. Предпринимательство как фактор производства.

8

1

Семинарское занятие

По разделу 2 «Рынки факторов производства и факторные доходы».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление бизнес – плана. Анализ проблемы: «Факторы, определяющие дифференциацию в оплате труда».

Проблемы формирования рынка земли в России (реферат).

4

3

Раздел 3. Макроэкономика

65

Тема 3.1. Макроэкономика как составная часть экономической науки

Содержание учебного материала 

Предмет макроэкономики. Основные макроэкономические проблемы.

Макроэкономический кругооборот и воспроизводство экономических благ.

Основные макроэкономические показатели и методы их расчета.

Макроэкономическое равновесие: теоретические подходы.

Структурные элементы равновесия.

Модель AD – AS.

6

1

Практическое занятие

По теме: «Основные макроэкономические показатели и методы их расчета».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Политический выбор в экономике (реферат).

Региональная экономика и политика (анализ сообщений и материалов СМИ, выступлений политиков, ученых РСО-Алания).

4

3

Тема 3.2. Финансовая система и финансовая политика государства

Содержание учебного материала 

Финансовый рынок как регулятор экономики. Финансовая система Российской Федерации.

Бюджетная система страны. Основы формирования государственного бюджета.

Сущность, виды и функции налогов. Кривая Лаффера.

Фискальная политика государства и ее типы.

Государственный долг и способы его погашения.

6

1

Самостоятельная работа обучающихся

«Особенности политики государственного долга в России» (реферат).

Построение таблицы «Структура государственных расходов в развитых странах».

Построение таблицы «Региональные и местные бюджеты».

4

3

Тема 3.3.

Денежно-кредитная система и монетарная политика государства

Содержание учебного материала 

Деньги и денежная система: экономическое содержание и структурные компоненты.

Денежный рынок.

Кредит: экономическое содержание и формы проявления.

Банковская система и ее структура.

Денежно-кредитная политика как экономическое явление.

Типы и инструменты денежно-кредитной политики.

8

1

Семинарское занятие 

«Монетарная и фискальная политика как инструменты макроэкономического регулирования».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Построение таблицы «Формы и виды денег».

Выполнить тесты к вопросу «Инфляция».

«М.Фридмен- аналитик или практик. (подготовка сообщения).

4

3

Тема 3.4. 

Роль государства в рыночной экономике

Содержание учебного материала 

Рынок и государство. Необходимость участия государства в экономических процессах.

Государственная политика занятости и регулирование безработицы.

Рыночный механизм формирования доходов. Доходы населения, их виды.

Распределение доходов и измерение степени их неравенства. Кривая Лоренца.

Проблемы социальной политики государства.

Основные направления экономической реформы в России.

8

1

Семинарское занятие 

«Система социальной защиты населения в РФ».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Государственная политика занятости (реферат).

Ориентиры российской экономики начала 21 века (анализ статей газет, журналов, интернета, выступлений ученых).

4

3

Тема 3.5. 

Мировой рынок и международная торговля

Содержание учебного материала 

Мировое хозяйство и закономерности его развития.

Основные формы мировых экономических отношений.

Международное разделение труда.

Международная торговля. Внешнеторговая политика.

Международная валютно-кредитная система.

6

1

Семинарское занятие

По теме: «Международная конкуренция и место в ней России»

2

2

Самостоятельная работа:

Глобализация: преимущества и вызовы (сравнительная таблица).

Роль ТНК в глобализации экономики  (сообщение на основе анализа документов, материалов СМИ, выступлений ученых).

Глобальное сотрудничество (проект).

7

3

Всего:

135

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «Экономическая теория» требует наличия учебного кабинета.

Оборудование  учебной аудитории:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методического обеспечения дисциплины «Экономическая теория»;

Технические средства обучения:

компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий,  Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Амосова В.В. Гукасьян Г.М., Маховикова Г.А. Экономическая теория.- СПб, 2008.
  2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М., 2009.
  3. Казначевская Г.Б. Экономическая теория. Учебник. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010
  4. Кейнс Дж. Общая теория занятости, процента и денег. пер. с англ. М., 1978
  5. Куликов Л.М. Основы экономических знаний. - М.: «Финансы и статистика», 2008.
  6. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: КНОРУС, 2008.

Дополнительные источники:

  1. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика. - М.: Экономика, 2010
  2. Базиков А.А. Экономическая теория: Курс лекций. - М.: Инфра-М, 2009
  3. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Экономическая теория (политическая экономия): Учебник. - М.: Инфра-М, 2008.
  4. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория. - М: КноРус, 2009.

Internet-ресурсы:

  1. www.cbr.ru (сайт Банка России)
  2. www.government.ru (сайт Правительства России)
  3. www.economi.gov.ru (сайт Минэкономразвития России)
  4. www.minfin.ru (сайт Минфина РФ)
  5. www. gks.ru (сайт Росстата РФ)
  6. www.worldbank.org.ru (сайт Всемирного Банка)
  7. www.imf.org.ru (сайт МВФ)
  8. www.wto.org.ru (сайт ВТО)
  9. www.iea.ru (сайт Института экономического анализа)
    10.www.beafing.org.ru (сайт Бюро экономического анализа)

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, обязательного тестирования, заслушивания сообщений, докладов, итогового тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

  • оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
  • использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
  • строить графики и схемы, иллюстрирующие различные экономические модели;
  •  распознавать и обобщать сложные взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления;
  • применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях;

Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тестирование, решение задач, рефераты, доклады, сообщения, проекты.

Знания:

  • предмет, метод и функции экономической теории;
  • общие положения экономической теории;
  • основные микро- и макроэкономические категории и показатели, методы их расчета;
  • построение экономических моделей;
  • характеристику финансового рынка, денежно-кредитной системы;
  • основы формирования государственного бюджета;
  • рыночный механизм формирования доходов и проблемы социальной политики государства;
  • понятия «мировой рынок» и «международная торговля»;
  • основные направления экономической реформы в России.

Семинарские занятия, практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, решение задач, тестирование, рефераты, сообщения, проекты, экзамен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Математика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалт...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН             по дисциплине  МАТЕМАТИКАСоставлен на основании рабочей программы....

Рабочая программа дисциплины статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет

Рабочая программа составлена на основании топовой программы дисциплины в соответсвии с учебным планом по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет...

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский у...

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной подготовки студентов в учреждениях СПО в соот...