РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭКОНОМИКА для групп специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Брянской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Клинцовский индустриальный техникум»
Рассмотрена: на заседании ПЦК _____________________________ Протокол №______ от «______» ____________20___ г. Председатель ПЦК ___________________Л.П.Акуленко | Утверждена: Зам директора по учебной работе _________________В.В. Ковалев «______» _______________20___ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
для групп 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Срок обучения – 2г.10мес..
Количество часов - 100
Разработчик: Преподаватель ГБОУ СПО КИТ |
______________Т.П.Осипцова |
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Наименование раздела | Стр. |
1. | Паспорт рабочей программы учебной дисциплины | 4 |
2. | Структура и содержание учебной дисциплины | 5 |
3. | Условия реализации учебной дисциплины | 13 |
4. | Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | 14 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 0801100 Экономика
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
Рабочая программа реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СПО. Рабочая программа предназначена для реализации ФГОС СПО в части реализации среднего (полного) общего образования.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для получения и оценки экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__150_____часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __100____ часов;
самостоятельной работы обучающегося ___50___ часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 100 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 50 |
в том числе: | |
аудиторная самостоятельная работа | 40 |
индивидуальные задания | 10 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ________Экономика____________________
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
Введение | Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. | 2 | 2 |
Раздел 1 . Экономика и экономическая наука | 12 | ||
Тема 1.1. Потребности. Свободные и экономические блага. Ограниченность ресурсов. | Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. | 2 | |
Тема 1.2. Факторы производства и факторные доходы. | Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. | 2 | |
Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость. | Экономический выбор. Стоимость. Потребительская и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. | 2 | |
Тема 1.4. Типы экономических систем | Традиционная экономика. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно- командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Участие государства в хозяйственной деятельности. Основные государственные функции при рыночной экономике. | 2 | |
Тема 1.5. Понятие собственности. Формы собственности. | Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная. | 2 | |
Тема 1.6 Конкуренция. Антимонопольная политика государства. | Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: изучение конспектов, изучение материала по учебнику Пястолов С.М. «Экономическая теория» стр.:9-69 | 5 | ||
Раздел 2. Семейный бюджет. | 8 | ||
Тема 2.1. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. | Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата. Реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. | 2 | |
Тема 2.2. Страхование. | Понятие страхования. Формы страхования. Условия страхования. | 2 | |
Тема 2.3. Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя. | Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. | 2 | |
Тема 2.4. Теория потребительского поведения. | Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Переход от кардинализма к ординализму. Эффект замещения. Эффект дохода. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: изучение конспектов, изучение материала по учебникам: Баликоев В.З «Общая экономическая теория» стр: 340-350, Добрынин А.И. Салов А.И. «Экономика» Стр:176-181, Гомолова А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А «Экономика» стр.:62-68 | 3 | ||
Раздел 3. Рыночная экономика. | 38 | ||
Тема 3.1. Рынок, его структура и инфраструктура | Кругооборот производства и обмена продукции в экономической системе. Структуры и инфраструктура рынка. Принципы рыночной экономики. | 2 | |
Тема 3.2. Основы теории спроса и предложения | Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. | 2 | |
Тема 3.3. Понятие эластичности и ее виды | Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. | 2 | |
Тема 3.4. Экономика фирма: цели и основные признаки | Понятие предприятия. Основные признаки предприятия. | 2 | |
Тема 3.5. Понятие и виды предпринимательской деятельности | Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. | 2 | |
Тема 3.6. Классификация предприятий | Признаки классификации предприятий. Товарищества. Общества. Единоличное владение. Крупные, средние и мелкие предприятия. | 2 | |
Тема 3.7. Организационно-правовые формы предприятий | Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие и некоммерческие предприятия. | 2 | |
Тема 3.8. Структура предприятия и производства. | Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. | 2 | |
Тема 3.9 Производственный и технологический процессы на предприятии | Производственный и технологический процесс. Основные, вспомогательные и обслуживающие процессы. Понятие фазы, операции. Основные принципы организации производственного процесса. | 2 | |
Тема 3.10. Производственный цикл. Основные формы организации производства | Производственный цикл. Основные формы организации производства. | 2 | |
Тема 3.11. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. | Понятие основного капитала. Материальные основные фонды(основные средства), нематериальные основные фонды (нематериальные активы), долгосрочные финансовые инвестиции. | 2 | |
Тема 3.12. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в производстве | Понятие оборотного капитала. Оборотный капитал в процессе производства. Классификация оборотных средств. | 2 | |
Тема 3.13. Организация материально-технического снабжения на предприятии. Нормирование труда | Материально-технические факторы. Структура службы МТС предприятия. Основные функции ОМТС. Нормирование труда. | 2 | |
Тема 3.14. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. | Понятие производительности труда. Показатели производительности труда. Поиск резервов производительности труда. Трудоемкость. | 2 | |
Тема 3.15. Издержки производства и реализации продукции | Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. | 2 | |
Тема 3.16. Ценообразование | Сущность цены. Функции цен. Виды цены. | 2 | |
Тема 3.14 Ценные бумаги и их виды | Понятие ценной бумаги. Свойства ценных бумаг. Виды ценных бумаг. | 2 | |
Тема 3.15 Рынок ценных бумаг | Понятие рынка ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. | 2 | |
Тема 3.16 Фондовые биржи в России | Фондовая биржа и ее функции. Биржевые спекуляции. Переход управления к эффективному собственнику. Биржи в России. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: изучение конспектов, изучение материала по учебникам: Гомолова А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А «Экономика» стр.:68-108; Пястолов С.М. «Экономическая теория» стр.:69-184. | 16 | ||
Раздел 4. Труд и заработная плата. | 6 | ||
Тема4.1 Труд. Рынок труда. | Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труда и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. | 2 | |
Тема 4.2 Заработная плата и стимулирование труда | Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. Организация оплаты труда. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. | 2 | |
Тема 4.3 Безработица. Политика государства в области занятости населения. | Понятие безработицы. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: изучение конспектов, изучение материала по учебнику: Гомолова А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А «Экономика» стр.:123-153 | 2 | ||
Раздел 5 Деньги и банки. | 12 | ||
Тема 5.1 Понятие денег . Их роль в экономике. | Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидации. | 2 | |
Тема 5.2 Закон денежного обращения. Роль денег в экономике. | Закон денежного обращения. Управление обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. | 2 | |
Тема 5.3 Банковская система. | Понятие банковской системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. | 2 | |
Тема5.4 Финансовые институты | Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. | 2 | |
Тема 5.5 Инфляция и ее типы. | Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. | 2 | |
Тема 5.6 Последствия инфляции. | Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: изучение конспектов, изучение материала по учебнику Гомолова А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А «Экономика» стр.:154-213 | 5 | ||
Раздел 6 Государство и экономика. | 14 | ||
Тема 6.1 Роль государства в экономике. Общественные блага | Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. | 2 | |
Тема 6.2 Налоги. Система и функции налоговых органов | Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. | 2 | |
Тема 6.3 Государственный бюджет. Государственный долг | Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. | 2 | |
Тема 6.4 Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. | Понятие ВВП. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. | 2 | |
Тема 6.5 Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. | Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. | 2 | |
Тема 6.6 Основы кредитно-денежной политики. | Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. | 2 | |
Тема 6.7 Нормы обязательных резервов. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования. | Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: изучение конспектов, изучение материала по учебнику: Гомолова А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А «Экономика» стр.:214-273 | 6 | ||
Раздел 7 Международная экономика | 8 | ||
Тема 7.1 Международная торговля. | Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Международная торговая политика | 2 | |
Тема 7.2 Государственная политика в области международной торговли. | Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли. | 2 | |
Тема 7.3 Понятие валюты. Глобальные экономические проблемы | Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем ВВП, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. Глобальные экономические проблемы. | 2 | |
Тема 7.4 Особенности современной экономики России | Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика. | 2 | |
Самостоятельная работа студентов: изучение конспектов, изучение материала по учебнику: Гомолова А.И., Кириллов В.Е., Жанин П.А «Экономика» стр.:274-325 | 3 | ||
Индивидуальные работы студентов | 10 | ||
Всего | 150 |
Самостоятельная работа обучающегося(индивидуальные задания в виде рефератов):
Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
Фискальная (налоговая ) политика и ее роль в стабилизации экономики.
Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
Экономические кризисы в истории России.
Центральный банк и его роль.
Особенности миграционных процессов во 2-ой половине 20в.
Проблемы вступления России в ВТО.
Россия на рынке технологий.
Финансовый кризис 1998 года в России.
Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
Электронные рынки как феномен мировой экономики.
Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
Внешний долг Росси и проблемы его регулирования.
Мировой опыт свободных экономических зон.
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Международные валютно-финансовые организации.
Теории глобализации (Т.Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П.Даниелс).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета __экономики_.
Оборудование учебного кабинета: _посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя, комплект учебно-наглядных пособий._
Технические средства обучения: ___мультимедиа проектор_____________
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: __Пястолов С.М. «Экономическая теория» 2010 ОИЦ «Академия»_.
Дополнительные источники: Гомолова А.И. «Бизнес-планирование» Москва 2010; Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. «Микроэкономика» Москва 2008; Добрынин А.И., Салов А.И. «Экономика» Юрайт - М 2010; Чуев И.Н., Чуева Л.Н. «Экономика предприятия» Москва 2010; Кожевников Н.Н « Основы экономики» Москва 2008.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: - приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем; - описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики; - объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли; В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: - функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг. | Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторских занятий, контроль индивидуальных заданий. Итоговый контроль: экзамена |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине МАТЕМАТИКАСоставлен на основании рабочей программы....
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский у...
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Информационные технологии в профессиональной деятельности для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью основной профессиональной образовательной подготовки студентов в учреждениях СПО в соот...
Календарно-тематический план по ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» для специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отрасл
Календарно-тематический план по профессиональному модулю ПМ 01«Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации» для специ- ...
Методическое пособие для проведения Интеллектуальной игры "Знаю ли я бухгалтерский учет?" среди студентов, обучающихся по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Интеллектуальная деловая игра "Знаю ли я бухгалтерский учет?" проводится среди студентов, обучающихся по специальности 080114 "Экономика и бухгал...