Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии» по специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
рабочая программа на тему
Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_of_bukh.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Кунгурский техникум-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Рабочая программа
учебной дисциплины
ОГСЭ.01 «Основы философии»
по специальности 080114
«Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
(базовая подготовка)
2014
1. Паспорт программы учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии».
- Область применения программы:
Данная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина ОГСЭ.01 «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
- Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель изучения дисциплины «Основы философии»:
- повлиять на становление и формирование духовной культуры и мировоззренческой ориентации студентов;
- повлиять на осознание цели и смысла социальной и личной активности студентов в обществе;
- выработать ответственность за свои поступки;
Задачи изучения дисциплины «Основы философии»:
- ознакомить студентов с основными законами развития и функционирования природных и общественных систем;
- дать студенту знания, которые будут способствовать формированию у них логического мышления, основ философского анализа;
- сформировать мировоззрение и способность ориентироваться в общественно-политических процессах;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;
Освоение данной учебной дисциплины способствует формированию следующих компетенций:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
- Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
- максимальная учебная нагрузка – 73 часа;
- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 48 часов;
- лабораторно - практические занятия – 24 часа;
- самостоятельная работа студентов – 25 часов;
2. Структура и содержание учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии».
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 73 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторно-практические занятия | 24 |
самостоятельная работа студентов | 25 |
консультации | 4 |
Итоговая аттестация в форме | зачет |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»:
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Введение в философию | 4 | ||
Тема 1.1. Введение в философию | Философия, ее предмет и роль в обществе. | 2 | 1 |
Тема 1.2. Основной вопрос философии. | Основные категории и понятия. Проблема основного вопроса философии. | 2 | 1 |
Раздел 2. Историко- философское введение. | 12 | ||
Тема 2.1. Философия античности. | Античная философия до Сократа, её основные идеи. Классическая греческая философия. Сократ. Платон. Аристотель. Послеклассический период в античной философии. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Философия Древнего Китая и Древней Индии. | Основные понятия философии Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм. Философия Древней Индии. Веды. Основные школы. Буддизм. | 2 | 2 |
Тема 2.3. Философия средних веков. Философия эпохи Возрождения. | Основные черты философии Средних веков. Философские идеи и принципы Средневековья. Философия Возрождения. Основные черты. Основные направления. Политическая философия. | 2 | 2 |
Тема 2.4 Философия эпохи Нового времени. Немецкая классическая философия. | Основные черты. Эпоха Просвещение. Немецкая классическая философия. Марксизм. Западноевропейский иррационализм. « Философия жизни». | 2 | 2 |
Тема 2.5. Основные этапы русской философии. | Рождение русской философии. Предфилософия. Философия 18в. Русская религиозная философия ХIХ века. Западничество. Философия начала ХХ века.. Философия марксизма. | 2 | 2 |
Урок обобщения и контроля знаний по разделу. | Повторение основных положений раздела, контрольный опрос. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа . О жизни, учениях и изречениях Знаменитых философов | 8 | ||
Раздел 3. Систематический курс. |
| 32 |
|
Тема 3.1. Онтология. ( Учение о бытие) | Категория бытия в философии. Понятие бытия. Эволюция представлений о бытие. Виды бытия. Формы бытия. Понятие материи. Свойства материи. Духовный мир(сознание). Материалистическая трактовка. Идеалистическая трактовка. «Третий мир»( объективное содержание мышления. Практическое занятие-2часа Основные категории философии. | 4 | 1 |
Тема 3.2. Гносеология. ( Теория познания) | Понятие познания. Субъект и объект познания. Уровни познания. Структура познания. Виды познания. Понятие истины. Методология научного познания. Практическое занятие-2часа Основные направления в теории познания. Познаваем ли мир? | 4 | 1 |
Тема 3.3. Философская антропология. (Учение о человеке) | Философская антропология. Теории происхождения человека. Природа человека. Сущность человека. От индивида к личности. Практическое занятие-2 часа. Поиск решения вопроса о Смысле Жизни. | 4 | 1 |
Тема 3.4. Социальная философия. (Философия общества) | Природа общества. Определение общества. Сферы общественной жизни. Социальная онтология и гносеология. | 2 | 1 |
Тема 3.5. Аксиология. ( теория ценностей) | Основания ценностей. Потребности, интересы и традиции. Ценности жизни. Ценности культуры. Классификация ценностей. Счастье как высшее благо. | 2 | 2 |
Тема 3.6. Этика. ( Философия морали) | Структура морали. Функции морали. Язык морали. Происхождение и развитие морали. Нормативная этика. Профессиональная этика. | 2 | 2 |
Тема 3.7. Философия культуры. | Понятие культуры. Материальная и духовная культура.. Система наук о культуре. Культура и цивилизация. Контркультура и массовая культура. | 2 | 2 |
Тема 3.8. Теория научного познания. ( Философия науки) | Три аспекта понятия науки.. Критерии научности. Эволюция научного знания. Развитие философии науки. Лженауки. Философия техники. | 2 | 2 |
Тема 3.9. Философия и современность | Основные направления современной философии. | 2 | 2 |
Тема 3.10. Философия и будущее. | Глобальные проблемы современности. Экологическая проблема. Война и мир. Терроризм. Демографическая проблема. Будущее природы человека. Практическое занятие - 2 часа. Роль России в решении глобальных проблем цивилизации. | 4 | 1 |
Семинар. | Роль философии в современном мире. | 2 | 1 |
Урок обобщения и контроля знаний по разделу. | Повторение основных положений раздела, контрольный опрос. | 2 | |
Самостоятельная работа. Подобрать примеры-иллюстрации к трем основным законам диалектики. Философские теории личности. Роль языка в жизни человека. Проблемы современной прикладной этики. Проблема конечного и бесконечного в философии. Подготовка к семинарскому занятию. | 17 |
| |
| Всего: | 73 |
|
3. Условия реализации учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии».
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
Карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).
Технические средства обучения:
Система мультимедиа
- 3.2Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.
Основные источники:
- Горелов А.А. Основы философии. Академия, 2010.
- Гуревич П.С. Основы философии. Кронус,2011.
- Билялова Э.Р., Гайнуллин Р.В. Смысл жизни. Жизнь и смерть в духовном опыте человека. Учебное пособие. - М.: ВУНМЦ, 2000.
- Губин В.Д. Основы философии. – М. ФОРУМ: ИНФА-М. 2007. – 288 с.
- Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. Основы философии. – АНМИ М., 2008 .
6. Сычёв А.А. Основы философии. Учебное пособие. АЛЬФА-М., 2010г.
Дополнительные источники:
- Антология мировой философии. В 4 т. – М., 1969.
- Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.
- Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 10 класс – М.: Основы православной культуры, 2005. – 200 с.
- Афанасьева А.А. История философской мысли. Учебное пособие для учащихся под редакцией А.А. Бородиной. 11 класс – М.: Основы православной культуры, 2006. – 312 с.
- Балашев Л.Е. Практическая философия. – М., 2001.
- Бердяев Н.А. Самопознание. – Л., 1991.
- Бибихин В.В. Язык философии. М. Издательская группа «Прогресс» 1993.
- Введение в философию. В 2 ч. - М., 1989.
- Вернадский В.И. Философские мысли. М., 1988.
- Губин В.Д. Философия: актуальные проблемы. Учебное пособие. – М. Омега-Л, 2006. – 370 с.
- Журнал "Наука и жизнь" www.nkj.ru/archive .
- Жизнь после смерти. – М.: ЗАО Мздов ЭКСМО-Пресс, 1998.
- Зеленов Л.А., Владимиров А.А. Основы философии. - М.: ВЛАДОС, 2000.
- Золотухина-Аболина Е.В. Страна Философия. – Ростов-на-Дону «Феникс», 1995.
- Кант И. Критика чистого разума. – М.: Мысль, 1994.
- Мамардашвили М. Как я понимаю философию. СПб, 1992.
- Радугин А.А. Философия. – М., 1996.
- Радугин А.А. История философии. - СПб., 1994.
- Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М.: «Владос», 1995.
- Сергеев Б.Ф. Парадоксы мозга. Л. 1985.
- Сеченов Н.М. Избранные философские и психологические произведения. М.,1947.
24. Спиркин А.Г. Основы философии.- М., 1991. www.koob.ru/spirkin/filosifya_spirkin www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php
- Философия. Основные идеи и принципы. - М.: Изд-во «Полит. лит- ра.», 1988.
- http://platonanet.org.ua/load/knigi_po_filosofii/aksiologija/70 - Электронная библиотека по философии.
- http://www.nauki-online.ru/filosofija - NAUKI-ONLINE.RU - Наука и техника, экономика и бизнес, раздел Философия.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины ОГСЭ.01 «Основы философии»:
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; | Устный опрос, тестирование, зачет по темам, контрольная работа, самостоятельная работа, работа с литературой, выполнение индивидуальных заданий. |
Знания: | |
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания, основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Устный опрос, тестирование, зачет по темам, самостоятельная работа, работа с литературой. Выполнение индивидуальных заданий. |
Преподаватель Осадчий С.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины Математика (2 курс) для специальностей 080114 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям), 100701 Коммерция (по отраслям), 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
Данная программа составлена в соответствии с ФГОС третьего поколения...
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 «История» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт ( по отраслям)»
Учебная дисциплина ОГСЭ.02 «История» включена как обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО базовой подготовки. Изучением дисциплины достигается формирование у ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет ...
Программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" по специальности 0801114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______Информатика __название дисциплины 1.1 Область применения программыПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственног...
Программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ" по специальности 0801114 "Экономика и бухгалтерский учет" (по отраслям)
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______Информатика __название дисциплины 1.1 Область применения программыПрограмма учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственног...
Рабочая программа учебной дисциплины "Информационные технологии в профессиональной деятельности" 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.02 Статистика 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...