Рабочая программа дисциплины статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
рабочая программа на тему
Рабочая программа составлена на основании топовой программы дисциплины в соответсвии с учебным планом по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа дисциплины статистика | 262.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГБОУ СПО Московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных технологий
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины: «Статистика »
Для специальности: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет»
повышенный образовательный уровень
2013
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 080000 «Экономика и управление» по специальности среднего профессионального образования «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московский государственный колледж книжного бизнеса и информационных технологий (ГБОУ СПО МГКБИТ)
Разработчик:
преподаватель статистики Богинская Е.В.
,,,
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Статистика»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» в части освоения соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
- Разрабатывать первичные статистические документы
- Проводить учет денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы.
- Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.
- Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за период.
- Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
- Организовывать налоговый учет.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке бухгалтеров при наличии среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.
Учебная дисциплина «Статистика» является общепрофессиональной дисциплиной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- собирать и регистрировать статистическую информацию;
- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- общие принципы организации государственной статистики;
- современные тенденции развития статистического учета;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные формы и виды действующей статистической отчетности;
- технику расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 76 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 51 час;
самостоятельной работы обучающегося – 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 78 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
практические занятия | 20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 25 |
в том числе: | |
решение задач | 16 |
составление и дополнение конспекта | 5 |
составление проекта | 2 |
подготовка сообщений | 1 |
повторение материала, подготовка к зачету | 1 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Статистика.
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
РАЗДЕЛ 1 Общие основы статистической науки | 6 | |||
Тема 1.1. Предмет и метод статистики | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Статистика: понятие, предмет, методология, задачи Предмет и задачи статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность. Закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариация признаков. Статистические показатели. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | |||
1 | Составление конспекта «История Российской статистики» | |||
Тема 1.2. Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Задачи и принципы организации государственной статистики в РФ Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учета. Статистические стандарты РФ. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | |||
1 | Подготовка сообщений: «Современные технологии организации статистического учета». | |||
Раздел 2. Основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации | 21 | |||
Тема 2.1. Статистическое наблюдение | Содержание учебного материала | 6 | ||
1 | Этапы подготовки, программно-методологические и организационные вопросы статистического наблюдения. Точность наблюдения. Статистическое наблюдение и этапы его проведения. Цели и задачи статистического наблюдения. Программа статистического наблюдения. Объекты и единицы статистического наблюдения. Статистический формуляр. Инструментарий статистического наблюдения. Статистический момент и срок (период) статистического наблюдения. | 4 | 2 | |
2 | Формы, виды и способы статистического наблюдения. Формы статистического наблюдения. Статистическая отчетность и ее виды. Специально организованное статистическое наблюдение. Регистровая форма наблюдения. Виды статистического наблюдения по времени регистрации фактов и по охвату единиц совокупности. Способы статистического наблюдения: непосредственное, документальное способ, опрос. Виды опроса. | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |||
1 | Составление проекта статистического наблюдения | |||
Тема 2.2. Сводка и группировка статистических данных | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Понятие статистической сводки Статистическая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки. | 4 | 2 | |
2 | Метод статистической группировки Группировка статистических данных. Группировочные признаки. Принцип оптимизации числа групп. Формула Стерджесса. Виды группировок. Факторные и результативные признаки. Простые и сложные группировки. Перегруппировка статистических данных. | |||
3 | Ряды распределения в статистике Ряд распределения. Атрибутивные и вариационные ряды распределения. Элементы вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды распределения. Графическое изображение рядов распределения: полигон, гистограмма, кумулята и огива. | |||
Практические занятия | 4 | |||
1 | «Выполнение сводки и группировки статистических данных» | |||
2 | «Построение рядов распределения и их графическое изображение» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |||
1 | Решение задач «Выполнение структурной, аналитической, комбинированной группировок». | |||
2 | Решение задач «Выполнение вторичной группировки статистических данных» | |||
3 | Дополнение конспекта лекции по теме «Графическое изображение рядов распределения» | |||
4 | Решение задач «Построение рядов распределения » | |||
Тема 2.3 Способы наглядного представления статистических данных | Содержание учебного материала | 3 | ||
1 | Статистические таблицы и графики Статистические таблицы. Подлежащее и сказуемое статистической таблицы. Простые, групповые и комбинированные статистические таблицы. Правила построения таблиц в статистике. Структурный и содержательный анализ статистических таблиц. Статистические графики. Элементы статистического графика: графический образ, поле графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, экспликация графика. Виды графиков по форме графического образа и способу построения. | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа обучающегося | 1 | |||
1 | Решение задач «Построение графиков структуры, динамики, сравнения» | |||
Раздел 3 . Техника расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления | 49 | |||
Тема 3.1. Статистические показатели | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Абсолютные и относительные показатели в статистике Понятие абсолютных показателей. Индивидуальные и сводные абсолютные показатели. Натуральные, стоимостные и трудовые единицы измерения абсолютных показателей. Коэффициенты, проценты, промилле в статистике. Относительные показатели: динамики, плана, выполнения плана, структуры, координации, интенсивности и сравнения. | 4 | 2 | |
2 | Средние величины в статистике Степенные средние величины в статистике: средняя арифметическая, средняя квадратическая, средняя гармоническая, средняя геометрическая. Расчет среднего показателей способом моментов. Взвешенные и невзвешенные (простые) средние величины в статистике. | |||
3 | Показатели вариации в статистике Вариация. Абсолютные показатели вариации: размах вариации, среднее линейное отклонение, дисперсия, среднее квадратическое отклонение. Способы расчета дисперсии. Относительные показатели вариации: коэффициенты осцилляции, вариации. Структурные характеристики вариационного ряда распределения: мода, медиана, квартили, децили и перцентили. | |||
Практические занятия | 4 | |||
3 | «Расчет абсолютных и относительных показателей вариации» | |||
4 | «Расчет структурных средних показателей». | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |||
1 | Решение задач «Расчет и анализ относительных показателей» | |||
2 | Решение задач «Расчет среднего уровня изучаемого явления» | |||
3. | Решение задач «Расчет показателей вариации» | |||
4. | Решение задач "Расчет квартилей, децилей и перцентилей" | |||
Тема 3.2. Ряды динамики | Содержание учебного материала | 12 | ||
1 | Виды рядов динамики. Показатели изменения уровней ряда динамики Ряды динамики. Виды рядов динамики: абсолютных, относительных и средних величин; моментные и интервальные; с равноотстоящими уровнями и неравноотстоящими уровнями во времени; стационарные и нестационарные. Показатели изменения уровней рядов динамики (цепные и базисные): абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Средние показатели рядов динамики: среднее значение уровней ряда, средний абсолютный прирост, средний темп роста и прироста. | 4 | 2 | |
2 | Методы анализа основной тенденции (тренда) в рядах динамики Основные компоненты динамического ряда: основная тенденция (тренд); динамические (конъюнктурные), сезонные и случайные колебания. Тренд. Методы анализа основной тенденции в рядах динамики. | |||
3 | Модели сезонных колебаний Методы выявления периодической компоненты. Сезонные колебания. Модели сезонных колебаний. Индексы сезонности и сезонная волна. Классификация методов измерения сезонных волн. | |||
Практические занятия | 4 | |||
5 | «Анализ динамики изучаемых явлений» | |||
6 | «Анализ основной тенденции ряда динамики» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 4 | |||
1 | Решение задач «Приведение рядов динамики к сопоставимому виду» | |||
2 | Решение задач «Расчет показателей динамики» | |||
3 | Решение задач «Сглаживание рядов динамики с помощью простой скользящей средней» | |||
4 | Решение задач «Расчет индексов сезонности» | |||
Тема 3.3 Индексы в статистике | Содержание учебного материала | 9 | ||
1 | Понятие индекса. Индивидуальные и сводные индексы Индексы. Классификация индексов в статистике по степени охвата явления, базе сравнения, форме построения, объекту исследования, составу явления, периоду исчисления. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатный индекс. Средние индексы. Индексы структурных сдвигов. Факторный анализ. | 2 | 2 | |
Практические занятия | 4 | |||
7 | «Расчет индивидуальных и агрегатных индексов» | |||
8 | «Расчет средних индексов» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 3 | |||
1 | Дополнение конспекта: «Значение экономических индексов в статистике» | |||
2 | Решение задач: «Расчет индексов цен, стоимости и физического объема» | |||
3 | Решение задач «Расчет средних арифметических и гармонических индексов» | |||
Тема 3.4 Выборочное наблюдение | Содержание учебного материала | 9 | ||
1 | Способы формирования выборочной совокупности Выборочное наблюдение. Индивидуальный, групповой и комбинированный отбор. Бесповторный и повторный отбор. Виды выборки: собственно-случайная, механическая, типическая, серийная, комбинированная. Малая выборка в статистике | 2 | 2 | |
2 | Методы оценки результатов выборочного наблюдения Генеральная и выборочная совокупности. Полнота выборки. Ошибка выборочного наблюдения. Средняя и предельная ошибки выборки. Корректировка выборки. Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность. | |||
Практические занятия | 2 | |||
9 | «Составление плана выборочного наблюдения». | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 2 | |||
Решение задач :«Распространение результатов выборочного наблюдения на генеральную совокупность». | ||||
Тема 3.5 Статистическое изучение связей между явлениями | Содержание учебного материала | 8 | ||
1 | Методы изучения связи между явлениями Причинно-следственные связи между явлениями. Качественный анализ изучаемого явления. Построение модели связи. Интерпретация результатов. Функциональная связь и стохастическая зависимость. Прямая и обратная связь. Линейные и нелинейные связи. Количественные критерии оценки тесноты связи | 3 | 2 | |
2 | Корреляционно-регрессионный анализ Корреляция. Парная, частная и множественная корреляция. Корреляционный анализ. Коэффициенты корреляции. Корреляционно-регрессионный анализ. Линейная и нелинейная регрессия. Прямая (положительная) и обратная (отрицательная) регрессия. Парная регрессия. Множественная (многофакторная) регрессия. Уравнение регрессии. Коэффициенты регрессии. Адекватность моделей, построенных на основе уравнения регрессии. Интерпретация моделей регрессии. | |||
Практические занятия | 2 | |||
10 | «Построение уравнения линейной регрессии» | |||
Самостоятельная работа обучающегося | 3 | |||
1 | Дополнение конспекта лекции по теме: "Функциональная связь и стохастическая зависимость" | |||
2 | Решение задач «Построение моделей связи» | |||
3 | Повторение материала. Подготовка к зачету | |||
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ | 2 | |||
ИТОГО | 76 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета: АРМ преподавателя, программное обеспечение, интерактивная доска или проектор и экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 Статистика. Мхитарян B.C., Дуброва Т.Л., Минашкин B.C. и др. – М.: Академия, 2013
Дополнительные источники:
2 Теория статистики под ред. Р.А. Шмойловой М.: - М.:Финансы и статистика, 2009
3 Практикум по теории статистики под ред. Р.А. Шмойловой - М.: Финансы и статистика, 2009
6. Елисеева И.И. Общая тория статистики.- М.: Финансы и статистика, 2012
Интернет-ресурсы:
www.gks.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь:
знать:
| - выполнение ситуационных заданий; - выполнение ситуационных заданий; - решение практических задач; - решение практических задач с использованием компьютерных технологий; - тестирование; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Математика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям среднего профессионального образования 080114 «Экономика и бухгалт...
Рабочая программа учебной дисциплины "Математика" для специальности 080114 "Экономика и бухгалтерский учет" (1 курс)
Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессиональног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАТЕМАТИКА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 080114 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (по отраслям)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по дисциплине МАТЕМАТИКАСоставлен на основании рабочей программы....
Календарно-тематический план дисциплины Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Календарно-тематический план составлен на основании рабочей програмы по дисциплине...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 02 Статистика для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет ...
Комплект заданий для текущего контроля знаний по дисциплине Аудит для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет
Комплект заданий для текущего контроля знаний по дисциплине Аудит для специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет состоит из тестов по семи темам. Ответы на тесты приложены в отдельном файле....