РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебной дисциплине « Безопасность жизнедеятельности» для специальности СПО 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень
рабочая программа по теме
Основные цели изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :
- формирования мировоззрения и воспитание у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности;
- освоение студентами теоретических, организационно-правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека;
- выработке практических навыков в принятии решений по защите населения и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды обитания и ликвидации их последствий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_bzh_a-31.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение «Кунгурский техникум – интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по учебной дисциплине
« Безопасность жизнедеятельности»
для специальности СПО 034700.02
«Архивариус»
3 курс, базовый уровень
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 3-4
Структура и примерное содержание учебной дисциплины 5-11
Условия реализации учебной дисциплины 12
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13-15
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
« Безопасность жизнедеятельности»
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034700.02 «Архивариус» 3 курс, базовый уровень
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, в программах повышение квалификации.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина « Безопасность жизнедеятельности» входит в группу общеобразовательных дисциплин гуманитарного и социально – экономического цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Основные цели изучения безопасности жизнедеятельности как учебной дисциплины направлены на :
- формирования мировоззрения и воспитание у студентов социальной ответственности за последствия своей будущей профессиональной деятельности;
- освоение студентами теоретических, организационно-правовых и методических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- приобретение знаний по идентификации опасностей в различных условиях жизни и деятельности человека;
- выработке практических навыков в принятии решений по защите населения и материальных ценностей от воздействия негативных факторов среды обитания и ликвидации их последствий;
В результате изучения учебной дисциплины « Безопасность жизнедеятельности» студент должен :
Знать:
- общую классификацию чрезвычайных ситуаций;
- законодательные и нормативно-правовые акты по обеспечению
безопасности;
- принципы организации единой государственной системы
предупреждения чрезвычайных ситуаций;
- основные задачи единой государственной системы предупреждения
в чрезвычайных ситуациях;
- поражающие факторы оружия массового поражения ;
- факторы, определяющие устойчивость работы объектов;
- порядок оповещения и информирования населения об угрозе
стихийных бедствий;
- порядок проведения эвакуации населения;
- виды защитных укрытий и правила поведения в них;
- аварийно-спасательные и другие неотложные работы;
-основные требования Концепции национальной безопасности и
Военной доктрины Российской Федерации, требования
Федеральных законов и других нормативно- правовых актов
Российской Федерации, определяющих порядок прохождения
военной службы;
- боевые традиции , воинские символы и ритуалы;
- правила оказания первой медицинской помощи;
- факторы влияющие на укрепление и разрушение здоровья;
- профилактические меры направленные на борьбу
с вредными привычками;
Уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите
населений и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- правильно квалифицировать чрезвычайные ситуации;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты;
- развивать в себе необходимые познавательные,
психологические и патриотические качества.
- оказывать первую медицинскую помощь при ранениях,
кровотечениях, переломах костей, ожогах,
обморожениях, поражениях электрическим током.
Иметь представление о здоровье и здоровом образе жизни.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины :
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 88 часов , в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов;
- самостоятельной работы обучающегося - 28 часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 88 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
Самостоятельная работа студента | 28 |
Практических занятий | 20 |
Консультации | 2 |
Итоговое занятие -зачёт |
2.2 Тематический план учебной дисциплины
« Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практического занятия, самостоятельной работы | Объём часов | Уровень освоения |
Введение |
| 2 | 1 |
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. | 36 | ||
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера. | Общая характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация ЧС по масштабам их распространения и тяжести последствий. ЧС военного характера. Основные источники ЧС военного характера. Современные средства поражения. Поражающие факторы оружия массового поражения. Практическое занятие – 2 часа. Прогнозирование природных и техногенных катастроф. | 8 | 1 |
Самостоятельная работа . Законодательные и нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности Выполнение тестового задания. | 2 | ||
Тема 1.2. Организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | Правовые и нормативные основы по защите населения от ЧС. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основная цель создания этой системы, основные задачи РСЧС по защите населения от ЧС , силы и средства ликвидации ЧС. Гражданская оборона, её структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. | 6 | 1 |
Самостоятельная работа. Единая государственная система защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях | 2 | ||
Тема 1.3. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. | Основные принципы, методы и средства обеспечения безопасности. Деятельность государства в области защиты населения от ЧС. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Порядок использования инженерных сооружений для защиты населения от ЧС. Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Основные положения по эвакуации населения в мирное и военное время. Организация эвакуационных мероприятий при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах. Назначение и применение средств индивидуальной защиты в чрезвычайных ситуациях. Организация аварийно - спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций( АСДНР). Основа организации АСДНР. Практическое занятие –6часов. Действие населения и персонала объектов по сигналам оповещения Порядок применения средств индивидуальной защиты органов дыхания, кожи и средств медицинской защиты в чрезвычайных ситуациях. Планирование эвакуационных мероприятий. Устройство защитных сооружений. | 14 | 2 |
Самостоятельная работа. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Эвакуация студентов из учебного корпуса и общежития в случае чрезвычайных ситуаций. Изготовление ватно-марлевой повязки. | 6 | ||
Тема 1.4. Обеспечение устойчивости функционирования объектов. | Общие понятия об устойчивости объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования организации. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. Обеспечение надежной защиты рабочих и служащих, повышение надёжности и оперативности управления производством. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа . Выполнение тестового задания по т. 1.1.,1.2 1.3,1.4. | 2 | ||
Раздел 2. | Основы военной службы | 16 | |
Тема 2.1 Основы обороны государства. | Национальные интересы России. Угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности РФ. Военная доктрина РФ. Вооружённые Силы России, их структура и предназначение. Виды и рода войск Вооружённых Сил РФ. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа Анализ современной политической обстановки в мире. Сформулировать потенциальные угрозы национальной безопасности России. | 4 | ||
Тема 2.2. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы. | Правовые основы военной службы- ФЗ « О воинской обязанности и военной службе», ФЗ « Об обороне». Воинский учёт. Организация медицинского освидетельствования. Основные обязанности военной обязанности. Прохождение военной службы по призыву и контракту. Права , обязанность и ответственность военнослужащих. Статус военнослужащего. Общевоинские Уставы – основные нормативные документы военнослужащих. | 6 | 2 |
Тема 2.3. Основы патриотического воспитания. | Военно – патриотическое воспитание молодёжи. Боевые традиции Вооружённых Сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, войсковое товарищество – основы боевой готовности. Символы воинской чести. Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ритуалы Вооружённых Сил Российской Федерации. | 4 | 1 |
Раздел 3. | Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 14 | |
Тема 3.1. Здоровье человека и здоровый образ жизни. | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Здоровье – одна из основных жизненных ценностей человека. Здоровье физическое и духовное, их взаимосвязь и влияние на жизнедеятельность человека. Факторы, формирующие здоровье, и факторы разрушающие. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа. Влияние окружающей среды на здоровье человека. | 2 | ||
Тема 3.2. Организация студенческого труда, отдыха и эффективной самостоятельной работы. | Дидактические, социально-психологические и профессиональные трудности. Гигиена умственного труда и самоуправление. Планирование работы и оптимального отдыха. Практическое занятие – 2 часа. Определение стадий изменения работоспособности человека при умственной работе. Факторы оказывающие влияние на производительность студенческого труда. | 4 | 2 |
Тема 3.3. Правовые основы оказания первой медицинской помощи. | Первая медицинская помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. Ситуации, при которых человек нуждается в оказании первой медицинской помощи. Практическое занятие - 6 часов. Оказание первой медицинской помощи при: - ранениях; - кровотечениях; - переломах; - ожогах; - поражениях эл.током; - обморожениях; | 8 | 2 |
Самостоятельная работа. Выполнение тестового задания по т. 3.1, 3.2. 3.3. | 2 | ||
Самостоятельная работа. Выполнение реферата. | 8 | ||
Всего по учебной дисциплине | 88 | ||
в том числе обязательная аудиторная учебная нагрузка | 60 |
3. Условия реализации учебной программы
Требования к минимуму материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия специального кабинета.
Оборудование и оснащение учебного кабинета :
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- дозиметр ДП-5;
- войсковой прибор химической разведки;
- общевойсковой защитный комплект;
- индивидуальные средства защиты ( респираторы, противогазы, ватно-марлевые повязки);
- перевязочные средства;
- сумка с медицинским имуществом для оказания первой медицинской помощи;
- автомобильная аптечка;
- шины фанерные и проволочные;
- носилки санитарные;
- массогабаритный макет автомата Калашникова;
- комплект плакатов по « Безопасности жизнедеятельности»
- законодательные и нормативно-правовые документы по безопасности и в сфере обороны страны;
- учебная литература;
- мультимедийные обучающие программы.
- первичные средства пожаротушения( порошковый, пенный огнетушители)
Перечень рекомендуемых учебных изданий:
- Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник авт. Н.В. Косолапова,
Н.А. Прокопенко 2010 г.
2. Основы безопасности жизнедеятельности. Дидактические материалы.
Авт. В.Н. Латчук, В.Р. Лукьянов. 2001г.
3.Основы военной службы. Учебное пособие. Авт. А.Т.Смирнов.
Журнал « Основы безопасности жизнедеятельности».
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения устного опроса, практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения устного опроса, практических занятий , тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Уметь: | |
Организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | - тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного опроса; -оценка выполнения самостоятельной работы, контрольных работ. |
Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и в быту; | тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного опроса; -оценка выполнения самостоятельной работы, контрольных работ. |
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | - демонстрация умения использовать СИЗ и оценка правильности их применения; - тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного опроса; -оценка решения ситуационных задач; - демонстрация умения пользования ПСП; - оценка правильности их применения; - устный опрос; - выполнение самостоятельной работы; |
Применять первичные средства пожаротушения | |
ориентироваться в вопросах обороны страны; | -устный опрос; - тестирование; |
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим | - демонстрация умения оказывать ПМП пострадавшим, оценка правильности выполнения алгоритма оказания ПМП; - устный опрос; - тестирование; |
Знания | |
- принципы обеспечения устойчивости объектов, прогнозирование развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных явлениях, в том числе и в условиях противодействия терроризму; | - устный опрос; - тестирование; - оценка правильности выполнения самостоятельной работы; |
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; | - устный опрос; - тестирование; - оценка правильности выполнения самостоятельной работы; |
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожаре; | - устный опрос; - тестирование; - оценка правильности выполнения самостоятельной работы; |
концепцию национальной безопасности РФ, потенциальные угрозы национальной безопасности России; | - устный опрос; - тестирование; |
рода и виды Вооружённых сил РФ | -устный опрос; - тестирование; |
знать сигналы оповещения при возникновении чрезвычайных ситуаций | -устный опрос; - тестирование; - оценка действий на практических занятиях |
порядок и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим; | - оценка правильности выполнения самостоятельной работы; - демонстрация умения оказывать ПМП пострадавшим, оценка правильности выполнения алгоритма оказания ПМП; - устный опрос; - тестирование; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" по специальности 050720 "Физическая культура" СПО
Рабочая программа по ФГОС нового поколения...
Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.06"Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики"
Область применения примерной программыРабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 26.02.06...
Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.05. вве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.03 "Судовождение"
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности » для специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы)...
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 29.02.09 Печатное дело
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 29.02.09 Печатное дело...
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)...