РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности » для специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.rp-bzhd_ps-21.docx | 89.65 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ
ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»
(ГАПОУ КК «НКСЭ)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности »
для специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного
состава железных дорог»
(базовая подготовка)
2017 год
УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР ______Н.В. Плющева «___»_____2017г. | ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии физической культуры и БЖД протокол № ____ от «__»________2017г. Председатель ЦМК _________В.А. Теренченко | Рабочая программа составлена на основании ФГОС для укрупненной группы 23.00.00 «Техника и технология наземного транспорта» по специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» Приказ Министерства образования и науки РФ № 388 от 22.04.2014 г., зарегистрирован в Минюсте приказ № 32769 от 18.06.2014 г. | |
CОГЛАСОВАНО научно-методический совет протокол №___ от «__»_____2017 г. ___________ Э.М. Ребрина |
Разработчик:
____________ О.В. Сердериди
преподаватель БЖД
ГАПОУ КК «НКСЭ»
Рецензенты:
____________ Э.М. Ребрина
Зам. директора по НМР
ГАПОУ КК «НКСЭ»
__________ В.М. Кобызский
Начальник отдела оперативного
планирования МБУ по ГО и ЧС
г. Новороссийск
СОДЕРЖАНИЕ
Стр | |
| 4 |
| 7 |
| 17 |
| 20 22 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам ОП.09.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения обучающийся должен обладать общими компетенциями и профессиональными компетенциями:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
OK 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Эксплуатировать подвижной состав железных дорог.
ПК 1.2. Производить техническое обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов. ПК 1.3. Обеспечивать безопасность движения подвижного состава.
ПК 2.1. Планировать и организовывать производственные работы коллективом исполнителей.
ПК 2.2. Планировать и организовывать мероприятия по соблюдению норм безопасных условий труда.
ПК 2.3. Контролировать и оценивать качество выполняемых работ.
ПК 2.4.Вести техническую и технологическую документацию.
ПК 3.1. Оформлять техническую и технологическую документацию.
ПК 3.2. Разрабатывать технологические процессы на ремонт отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог в соответствии с нормативной документацией.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 102 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 68 часов;
самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 102 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 68 |
в том числе: | |
практические занятия
| 40 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 34 |
в том числе: | |
Индивидуальные задания Внеаудиторная самостоятельная работа (составление конспектов, подготовка реферативных сообщений, ответы на вопросы) | 8 26 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, организация защиты населения. | 18 | ||
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера | Содержание учебного материала Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины и их возможные последствия. Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту. Опасные природные явления. Техногенные опасности и угрозы (радиационно-опасные объекты, химически опасные объекты, пожаро- и взрывоопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства). Чрезвычайные ситуации военного характера. Опасности, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий (прямые, косвенные, связанные с изменением среды обитания людей). Ядерное, химическое, бактериологическое оружие. Обычные средства поражения. Международный и внутригосударственный терроризм. Мероприятия по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций | 2 | 2 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Составить сообщение по теме «Протекание чрезвычайной ситуации на производстве продовольственных товаров, на транспорте, электростанциях, при транспортировке, хранении и эксплуатации различной продукции и их последствия для человека, производственной и бытовой среды» (индивидуальные задания по каждой чрезвычайной ситуации). | 3 | 3 | |
Тема 1.2. Организационные основы защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Содержание учебного материала МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Задачи РСЧС, силы и средства. Гражданская оборона, её структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Практическая работа №1. Оформление документации по организации и проведению мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций (рассредоточение, эвакуация). Описание профилактических мер для снижения опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Разработать схему типовой структуры гражданской обороны на объекте экономики с учетом профиля подготовки (индивидуальное задание). | 2 2 1 | 2 2 3 |
Тема 1.3. Основные принципы и нормативная база защиты населения от чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала Законодательные акты и нормативно-техническая документация по действиям в чрезвычайных ситуациях. Основные положения Федеральных Законов «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О гражданской обороне». Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения. Мероприятия медицинской защиты, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах. Комплекс стандартов «БЧС» - «Безопасность в чрезвычайных ситуациях». Задачи и содержание комплекса «БЧС». Организация и выполнение эвакуационных мероприятий. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций. Порядок эвакуации и рассредоточения населения, его приемка и размещение в загородной зоне Изучение прав и обязанностей граждан по Федеральным законам «О гражданской обороне», «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Составить краткий конспект «Отражение проблем безопасности жизнедеятельности в Конституции Российской Федерации, основах законодательства об охране труда, трудовом кодексе Российской Федерации». Подготовить приказ руководителя аварийно-спасательного формирования на выполнение необходимых работ в случае аварии на объекте, соответствующем профилю подготовки (индивидуальное задание). | 2 1 1 | 2 3 3 |
Тема 1.4. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики | Содержание учебного материала Понятие об устойчивости объектов экономики в чрезвычайной ситуации. Факторы, определяющие стабильность функционирования технических систем и бытовых объектов. Критерии устойчивости. Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России. Основные мероприятия, обеспечивающие повышение устойчивости объектов экономики. Обеспечение надёжной защиты рабочих и служащих, повышение надёжности инженерно-технического комплекса. Системы непрерывного контроля. Резервирование бытовых и технических объектов. Подготовка объектов к переводу на аварийный режим работы, подготовка к восстановлению нарушенного производства. | 2 | 2 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Составить таблицу «Травмирующие и вредные факторы технических систем и бытовой среды при возникновении чрезвычайной ситуации» (индивидуальное задание) Сформулировать, какие основные мероприятия будут способствовать повышению устойчивости функционирования объекта экономики по профилю образовательного учреждения? | 1 1 | 3 3 | |
Раздел 2. Основы военной службы | 70 | ||
Тема 2.1. Основы обороны государства | Содержание учебного материала Национальная безопасность и национальные интересы России. Угрозы национальной безопасности России. Обеспечение национальных интересов России. Военная доктрина Российской Федерации. Военная организация Российской Федерации. Вооруженные силы России, их структура и предназначение. Виды и рода войск Вооруженных сил России. Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО. Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы. Практическая работа №2 Составление документации по применению профессиональных знаний в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Изучение основных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок несения военной службы. Подготовить сообщение о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации, на территории которого находится наш регион. Подготовить презентацию на тему «Основные виды вооружения и военной техники Сухопутных войск». Используя специальную литературу, подготовить сообщение об одном из космодромов, используемых войсками Воздушно-космической обороны. | 10 2 1 1 1 1 | 2 2 3 3 3 3 |
Тема 2.2. Организация воинского учета и военная служба | Содержание учебного материала Организация и порядок призыва граждан на военную службу. Поступление на нее в добровольном порядке. Воинский учет. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан при постановке их на воинский учет и при призыве на воинскую службу. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Прохождение военной службы по призыву и по контракту. Основные виды воинской деятельности. Перечень военно-учетных специальностей. Обеспечение безопасности военной службы. Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих. Правовые основы военной службы. Воинская обязанность, её основные составляющие. Требования военной деятельности, предъявляемые к физическим, психологическим и профессиональным качествам военнослужащего. Общие должностные и специальные обязанности военнослужащих. Статус военнослужащего. Права и ответственность военнослужащего. Международные правила поведения военнослужащего в бою. Практическая работа № 3 Выбор из перечня военно-учетных специальностей и самостоятельное определение среди них родственной полученной специальности, элементы игры по освоению способов бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Сформулировать для себя понятие, что представляет воинская обязанность. Подготовить сообщение о значении воинского учета граждан для военной безопасности государства Подготовить сообщение об обязательной подготовке юношей к военной службе Подготовить сообщение о добровольной подготовке юношей к военной службе Определить нормативно-правовые документы регулирующие быт, учебу и повседневную деятельность военнослужащих | 10 2 1 1 1 1 1 | 1 2 3 3 3 3 3 |
Тема 2.3. Военно-патриотическое воспитание молодежи. | Содержание учебного материала. Боевые традиции Вооруженных сил России. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Дружба, воинское товарищество – основы боевой готовности частей и подразделений. Воинские символы и ритуалы. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Краткое сообщение об основных Федеральных законах РФ, которые определяют правовые основы военной службы (индивидуальное задание). Сообщение «Патриотизм – одно из основных качеств защитника Отечества». | 2 1 1 | 2 3 3 |
Тема 2.4. Общевоинские уставы | Содержание учебного материала. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации. Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы. Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации и взаимоотношения между ними. Размещение военнослужащих. Воинская дисциплина. Поощрение и дисциплинарные взыскания. Права военнослужащего. Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность военнослужащих. Распределение времени и внутренний распорядок. Распорядок дня и регламент служебного времени. Несение караульной службы – выполнение боевой задачи, состав караула. Часовой и караульный. Обязанности часового. Пост и его оборудование. Практическая работа № 4 Воинская дисциплина. Обязанности лиц суточного наряда. Назначение суточного наряда, его состав и вооружение. Подчиненность и обязанности дневального по роте. Обязанности дежурного по роте. Порядок приема и сдачи дежурства, действия при подъеме по тревоге, прибытие в роту офицеров и старшин. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовить сообщение на тему «Соблюдение воинских уставов и безопасность военной службы». Подготовить сообщение на тему «Организация караульной службы в воинской части». | 8 4 1 1 | 2 2 3 3 |
Тема 2.5. Строевая подготовка | Практическая работа № 5 Строевые приемы и движения без оружия. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться», «Отставить», «Головной убор снять (одеть)». Повороты на месте. Движение строевым шагом. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовить сообщение на тему «Основные термины и понятия строевой подготовки» Подготовить сообщение на тему «Команды при выполнении строевых приемов и движения без оружия». | 2 1 1 | 2 3 3 |
Тема 2.6. Физическая подготовка | Практическая работа № 6 Тренировка в беге на длинные дистанции (кросс на 3-5 км). Совершенствование упражнений на гимнастических снарядах и контроль упражнения в подтягивании на перекладине. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовить сообщение на тему «Роль физической подготовки в подготовке военнослужащего». | 2 1 | 2 3 |
Тема 2.7. Огневая подготовка | Практическая работа № 7 Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка. Работа частей и механизмов автомата при заряжении и стрельбе. Уход за стрелковым оружием, хранение и сбережение. Стрельба в электронном тире. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовить сообщение на тему «Предназначение автомата Калашникова и его боевые свойства». Подготовить сообщение на тему «Изготовка к стрельбе из автомата Калашникова». | 4 1 1 | 2 3 3 |
Тема 2.8. Тактическая подготовка | Практическая работа № 8 Передвижения на поле боя. Выбор места и скрытное расположение на нем для наблюдения и ведения огня, самоокапывание и маскировка. Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовить сообщение на тему «Характеристика современного боя». Подготовить сообщение на тему «Обязанности солдата в бою». | 2 1 1 | 2 3 3 |
Тема 2.9. Радиационная, химическая и биологическая защита | Практическая работа № 9 Применения средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения. Применение первичных средств пожаротушения. | 2 | 2 |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Подготовить сообщение «Приборы радиационной и химической разведки». Подготовить сообщение «Порядок проведение рад. и химической разведки». | 1 1 | 3 3 | |
Раздел 3. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи. | 12 | ||
Тема 3.1. Первая помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. | Содержание учебного материала Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. Первая помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. Способы временной остановки кровотечения. Обработка ран. Профилактика шока. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах. Первая помощь при массовых поражениях. Характеристика ситуаций, при которых возможно массовое поражение людей. Правила оказания само- и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в условиях военного времени. | 2 2 | 2 2 |
Практическая работа № 10 Оказание первой помощи. Неотложные реанимационные мероприятия ( противошоковые мероприятия, остановка кровотечений, иммобилизация конечностей подручными средствами, транспортировка пострадавших). Практическая работа № 11 Оказание первой помощи при остановке сердца. Отработка на тренажере приемов проведения сердечно-легочной реанимации. | 2 2 | 3 3 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся Составить алгоритмы оказания первой помощи при кровотечениях, травмах, ожогах, отморожениях, отравлениях (индивидуальное задание). Подготовить сообщения на тему: «Причины черепно-мозговых травм и их профилактика». «Причины отравлений и их профилактика». | 2 1 1 | 3 3 3 | |
Дифференцированный зачет | 2 | 3 | |
Всего:102, из них 20 часов аудио-видео работа, 48 часов –практическая работа, 34 часа – самостоятельная работа. |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств).
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством).
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ СБОРОВ
(для юношей)1
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- типовое оборудование (столы, стулья, шкафы),
- аудиторная доска,
- видеотека мультимедийных учебных программ (мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам БЖД, видеофильмы по разделам курса БЖД, презентации по темам БЖД),
- нормативно-правовые документы,
- учебная литература,
- раздаточный материал,
- различные приборы (войсковой прибор химической разведки (ВПХР), индивидуальные дозиметры, ДП-5),
- индивидуальные средства защиты (респираторы, противогазы, ватно-марлевые повязки),
- общевойсковой защитный комплект (ОЗК),
- индивидуальный противохимический пакет (ИПХП-1),
- сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи (сумка СМС),
- перевязочные средства (бинты, лейкопластыри, вата медицинская компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная),
- медицинские предметы расходные (булавка безопасная, шина проволочная, шина фанерная),
- грелка,
- жгут кровоостанавливающий,
- индивидуальный перевязочный пакет (ИПП-1),
- шприц-тюбик одноразового пользования,
- носилки санитарные,
- макет быстровозводимого укрытия,
- макет убежища в разрезе,
- учебно-наглядные пособия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»,
- набор плакатов и электронных изданий,
- массогабаритный макет автомата Калашникова,
- комплекс-тренажер КТНП-01-«ЭЛТЭК» для отработки практических навыков первой медицинской и реанимационной помощи человеку в экстремальных ситуациях:
- комплекс-тренажер КТНП-01-«ЭЛТЭК-М» для отработки практических навыков первой медицинской и реанимационной помощи ребенку в экстремальных ситуациях;
- «Максим III-01»тренажер сердечно-легочной и мозговой реанимации пружинно-механический с индикацией правильности выполнения действий тестовыми режимами (манекен);
-тренажер для оказания первой медицинской помощи.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедийный проектор;
- экран.
Спортивный комплекс:
- спортивный зал,
- открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий (аренда),
- площадка для отработки строевых приемов,
- электронный стрелковый тир.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: учебник –М.; ФОРУМ, 2013.
2.Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
3.Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности: 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
Дополнительные источники:
1. Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания для ДОУ, школ, вузов (программы, учебники),
2. Наставление по стрелковому делу. М.: Воениздат, 2012;
3. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.-Ростов-на-Дону: Эксмо,2013;
Интернет источники:
1. Общие вопросы безопасности жизнедеятельности http://umka.nrpk8.ru/library/courses/bgd/tema1_1.dbk ;
2. Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, педагогики, методики преподавания для (программы, учебники) http://www.edu-all.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9;
3. Министерство обороны http://www.mil.ru;
4. Министерство чрезвычайных ситуаций www.mchs.qov.ru;
5. Юридическая Россия http://www.law.edu.ru/book/book.asp?bookID=1212788
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; | практическая работа № 1, оценка решения ситуационных задач и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; | практическая работа № 1, оценка решения ситуационных задач и выполнения внеаудиторной самостоятельной работы |
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; | практическая работа № 9, демонстрация умения использовать средства индивидуальной защиты и оценка правильности их применения; решение ситуационных задач по использованию средств коллективной защиты. |
применять первичные средства пожаротушения; | практическая работа № 9, демонстрация умения пользоваться первичными средствами пожаротушения и оценка правильности их применения; оценка решения ситуационных задач. |
ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; | практическое занятие №3; тестирование, защита докладов, составление таблиц, работа с документами. |
применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; | практическое занятие №2, №4, №5, №6, №7, №8 оценка правильности решения ситуационных задач. |
владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; | практическое занятие №3, наблюдение в процессе теоретических и практических занятий. |
оказывать первую помощь пострадавшим | практическое занятие №10, 11, демонстрация умения оказывать первую помощь пострадавшим, оценка правильности выполнения алгоритма оказания первой помощи; оценка решения ситуационных задач; практическое занятие, оценка правильности выполнения внеаудиторной самостоятельной работы. |
Знания: | |
принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; | устный опрос, тестирование, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. |
основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; | устный опрос, тестирование, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. |
основы военной службы и обороны государства; | устный опрос, тестирование. |
задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; | устный опрос, тестирование, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. |
меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; | устный опрос, тестирование, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. |
организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; | устный опрос, тестирование. |
основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; | устный опрос, тестирование. |
область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; | устный опрос, тестирование, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. |
порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим; | устный опрос, тестирование, оценка правильности выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. |
Итоговый контроль – дифференцированный зачет |
5.КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ)
Чрезвычайные ситуации.
1. ЧС мирного времени: природного характера. Их характеристика.
2. Единые государственная система предупреждения и действий в ЧС. Её организация и основные задачи.
3. Устойчивость функционирования производства в условиях ЧС. Основные требования к Устойчивости функционирования объекта экономики.
4. ЧС военного времени: ядерное оружие, его поражающие факторы, зоны разрушения, степени разрушения.
5. ЧС военного времени: химическое оружие. Классификация и токсикологическая характеристика отравляющих веществ. Зоны заражения и очаги поражения.
6. ЧС военного времени: бактериальное оружие. Способы нанесения удара. Карантин человека, попавшего в зону действия Б.О. Способы защиты.
7. Предназначение и задачи ГО на объектах экономики.
8. ГО на объектах работ. Силы и средства, обеспечивающие безопасность объектов.
9. Классификация служб ГО на объектах экономики.
10. План ГО на объектах экономики. Структура, содержание.
11 Современные обычные средства поражения. Виды. Характеристика.
12. Сигналы оповещения ГО. Действия по ним, правила поведения в очагах поражения, повышение защиты свойства дома.
13. Единая государственная система предупреждение и действия. Цель. Задачи.
14. Структура и органы управления Российской системы предупреждений и действий в ЧС.
15. Порядок оценки устойчивости объектов экономики к воздействию поражающих факторов ЧС.
16. Порядок определения предела устойчивости объекта экономики к воздействию поражающих факторов. Оценка степени устойчивости к воздействию механических поражающих факторов, к тепловому излучению, при возникновении ЧС химического характера.
17. Оценка устойчивости объекта экономики в условиях радиоактивного заражения, оценка психоэмоциональной устойчивости, устойчивости энергообеспечения и материально- технического обеспечения
18. Оценка предела устойчивости управления. Мероприятия по повышению устойчивости, требования к ним.
19. Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Характеристика основных видов аварийных работ.
20. Защитные сооружения ГО. Классификация санитарно - технического оборудования и системы обеспечения.
21. Средства индивидуальной защиты. Их классификация.
22. Эвакуация из опасных регионов в мирное и военное время. Эвакуационные мероприятия и порядок выполнения. Силы и средства, Привлечение к работам.
23. Организация защиты жизнеобеспечения населения ЧС.
24. Основные правила оказания первой помощи пострадавшим.
25. Основные правила ухода за больными.
Вооруженные силы ВС РФ.
26. Функции и основные задачи ВС РФ.
27. Организационная структура ВС РФ. Виды и рода войск. Другие войска
28. Организация воинского учёта и его предназначение. Цель, функционирование, задачи.
29. Обязанности граждан по воинскому учёту.
30. Прохождение военной службы по призыву. Организация, время призыва. Порядок освобождения граждан от в/службы и предоставление отсрочек. Составы и воинские звания.
31. Прохождение воинской службы по контракту. Условия прохождения, требования к гражданам. Сроки, права и льготы.
32. Основные условия прохождения альтернативной службы; сроки, порядок направления, прохождение, увольнения.
33. Статус военнослужащего: права, обязанности, ответственность.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
34. Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
35. Первая помощь при остановке сердца ( сердечно-легочная реанимация).
36.Первая помощь при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях. 37.Способы временной остановки кровотечения. Обработка ран. 38.Профилактика шока. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.
39.Первая помощь при массовых поражениях. Характеристика ситуаций, при которых возможно массовое поражение людей.
40.Правила оказания само- и взаимопомощи в различных чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, в условиях военного
времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" по специальности 050720 "Физическая культура" СПО
Рабочая программа по ФГОС нового поколения...
Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.06"Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики"
Область применения примерной программыРабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 26.02.06...
Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.05. вве...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.03 "Судовождение"
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.0...
Рабочая программы учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"...
Рабочая программы учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"...
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.
Рабочая программа учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности для специальности 08.02.11 Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома....