Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_dizayn_po_otraslyam.docx | 130.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский архитектурно-строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина | Основы безопасности жизнедеятельности |
Специальность | 54.02.01 Дизайн (по отраслям) |
Квалификация выпускника | Дизайнер |
Нормативный срок обучения | 3 года и 10 месяцев на базе основного общего образования |
Форма обучения | Очная |
Саратов, 2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями от 31.12.2015г.), примерной программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г. ФГАУ ФИРО), с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Письмо департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО министерства образования и науки России от 17.03.2015 г. № 06-259, с изменениями от 25 мая 2017 г., протокол №3).
Организация-разработчик: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский архитектурно-строительный колледж».
Разработчик: Евгения Владимировна Синозацкая, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, первая квалификационная категория.
Рецензенты:
Харитонова Марина Викторовна, преподаватель физической культуры, ГАПОУ СО «САСК».
Самарцев Оник Владимирович, преподаватель-организатор ОБЖ ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж»
Рассмотрена на заседании цикловой комиссии общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (протокол № 6 от «15» марта 2019 года).
Рекомендована методическим Советом колледжа к использованию в учебном процессе по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (протокол № 7 от «27» марта 2019 года).
СОДЕРЖАНИЕ
1. | ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 9 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 24 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 28 |
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки специалистов среднего звена и составлена с требованиями ФГОС среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, (с изменениями от 31.12.2015г.), примерной программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г. ФГАУ ФИРО), с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Письмо департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО министерства образования и науки России от 17.03.2015 г. № 06-259, с изменениями от 25 мая 2017 г., протокол №3).частью образовательной программы среднего профессионального образования-программы подготовки специалистов среднего звена и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования,
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» может быть использована в основном дополнительном профессиональном образовании (далее – ДПО) повышения квалификации и переподготовки кадров в области проектирования объектов архитектурной среды, осуществления мероприятий по реализации принятых решений, планирования и организации процесса архитектурного проектирования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности изучается в общеобразовательном цикле учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования-программы подготовки специалистов среднего звена (по программе базовой подготовки) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» ориентирована на достижение следующих целей:
- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз(жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
метапредметных:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- развитие умения применять полученные теоретические знания на практике принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
- приобретение опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
предметных:
− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины
Учебным планом для данной дисциплины определено:
- максимальная учебная нагрузка обучающегося устанавливается в объёме 105 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная нагрузка обучающегося составляет - 70 часов;
- самостоятельная работа обучающегося - 35 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 105 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
Теоретические занятия | 70 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
в том числе: | |
-подготовка докладов, сообщений, рефератов -подготовка презентаций | 25 10 |
Промежуточная аттестация предусмотрена в форме дифференцированного зачёта |
- Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
1 | Основные теоретические положения дисциплины, определения терминов «среда обитания», «биосфера», «опасность», «риск», «безопасность». Необходимость формирования безопасного мышления и поведения. Культура безопасности жизнедеятельности — современная концепция безопасного типа поведения личности. Значение изучения основ безопасности жизнедеятельности при освоении профессий СПО и специальностей СПО | ||||
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. | |||||
Тема 1.1 Здоровье и здоровый образ жизни | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
2 | Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества | ||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по теме «Здоровье и здоровый образ жизни», «Двигательная активность и закаливание организма», «Взаимодействие человека и среды обитания», «Здоровый образ жизни – основа укрепления и сохранения личного здоровья» | 1 | 2 | |||
Тема 1.2 Факторы, способствующие укреплению здоровья | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
3 | Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание организма. Занятие физической культурой. Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня, труда и отдыха. Рациональное питание и его значение для здоровья. Влияние двигательной активности на здоровье человека. Закаливание и его влияние на здоровье. Правила личной гигиены и здоровья человека | ||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по темам: «Двигательная активность и закаливание организма», «Факторы, способствующие укреплению здоровья» | 1 | 2 | |||
Тема 1.3 Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
4 | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера - как источник негативных факторов | ||||
Тема 1.4 Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
5 | Алкоголь и его влияние на здоровье человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечно-сосудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании | ||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка презентаций по темам: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека», «Роль курения и его влияние на состояние здоровья» Подготовка сообщений по теме: «Наркомания и токсикомания», «Наркотики и их пагубное воздействие на организм» | 1 1 | 2 | |||
Тема 1.5 Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
6 | Правила безопасности дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения | ||||
Тема 1.6 Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека в обществе. Тема 1.7 Правовые основы взаимоотношений полов. Брак и семья. хобби | Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||
7 | Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.Социальная роль женщины в современном обществе. Репродуктивное здоровье женщины и факторы, влияющие на него. Здоровый образ жизни – необходимое условие сохранности репродуктивного здоровьяПравовые основы взаимоотношений полов. Брак и семья. Культура брачных отношений. Основные функции семьи. Основы семейного права в Российской Федерации. Права и обязанности родителей. Конвенция ООН «О правах ребенка» | ||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по темам: «Пути сохранения репродуктивного здоровья», «Социальная роль женщины в современном обществе» | 1 | 2 | |||
Тема 1.8 Опасности современных молодежных хобби. Модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными | Содержание учебного материала | ||||
8 | Опасности современных молодежных хобби. Модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными | 2 | 2 | ||
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения. |
Тема 2.1 Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.2 Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Отработка правил поведения при получении сигнала о чрезвычайной ситуации согласно плану ГАПОУ СО «САСК» (укрытие в ЗС, эвакуация и др.) | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по теме: «Характеристики наиболее вероятных для г. Саратова и Саратовской области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.3 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Тема 2.4 Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). История ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны. Основны е понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по темам:: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «Оповещение и информирование населения об опасности», «Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.5 Современные средства поражения и их поражающие факторы | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка презентаций по теме «Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва», «Химическое оружие», «Бактериологическое (биологическое) оружие», «Современные обычные средства поражения, их поражающие факторы», «Защитные сооружения гражданской обороны» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.6 Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по темам: «Защитные сооружения гражданской обороны», «Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.7 Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после их пребывания в зонах заражения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.8 Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 | Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения. Организация гражданской обороны в образовательном учреждении, ее предназначение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по темам: «Оповещение и информирование населения об опасности», «Инженерная защита в системе обеспечения безопасности населения» | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.9 Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации. Основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложников. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по теме: «Терроризм как основная социальная опасность современности» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 2.10 Государственная служба по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России- федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций | 17 | Государственная служба по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Полиция РФ – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. Служба скорой медицинской помощи. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор России). Другие государственные службы в области безопасности. Правовые основы организации защиты населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного времени | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по теме: «Правовые и организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.1 История создания Вооруженных Сил России | Содержание учебного материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18 | История создания Вооруженных Сил России. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV—XV веках. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI века. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века, создание массовой армии. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы Вооруженных сил РФ на современном этапе. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил Российской Федерации, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка презентаций по теме «Военная реформа Ивана Грозного», «Вооруженные Силы Российской Федерации», подготовка сообщений по теме: «Структура Вооруженных Сил РФ. Виды и рода войск» | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.2 Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
19 | Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Сухопутные войска: история создания, предназначение, структура. Военно-Воздушные Силы: история создания, предназначение, структура. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение, структура. Ракетные войска стратегического назначения: история создания, предназначение, структура. Войска воздушно-космической обороны: история создания, предназначение, структура. Воздушно-десантные войска: история создания, предназначение, структура. Другие войска: пограничные войска Федеральной службы безопасности Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, железнодорожные войска Российской Федерации, войска гражданской обороны МЧС России. Их состав и предназначение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка презентаций по теме «Вооруженные силы Российской Федерации», «Структура Вооруженных Сил РФ. Виды и рода войск» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.3 Воинская обязанность | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
20 | Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет. Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.4 Обязательная подготовка граждан к военной службе | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
21 | Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе. Добровольная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе: занятия военно-прикладными видами спорта; обучение по дополнительным образовательным программам, имеющее целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования; обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по теме: «Обязательная подготовка граждан к военной службе» | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.5 Призыв на военную службу. Тема 3.6 Прохождение военной службы по контракту. Тема 3.7 Альтернативная гражданская служба | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
22 | Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части. Основные условия прохождения военной службы по контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы. Требования, предъявляемые к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка сообщений по теме «Основные условия прохождения военной службы по контракту», «Основные условия прохождения альтернативной гражданской службы» Подготовка сообщений по теме «Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих», «Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.8 Качества личности военнослужащего как защитника Отечества | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
23 | Качества личности военнослужащего как защитника Отечества: любовь к Родине, высокая воинская дисциплина, верность воинскому долгу и военной присяге, готовность в любую минуту встать на защиту свободы, независимости конституционного строя в России, народа и Отечества. Военнослужащий – специалист, в совершенстве владеющий оружием и военной техникой. Требования воинской деятельности, предъявляемые к моральным, индивидуально-психологическим и профессиональным качествам гражданина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание учебного материала | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | Виды воинской деятельности и их особенности. Особенности воинской деятельности в различных видах Вооруженных Сил и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Основные понятия о психологической совместимости членов воинского коллектива (экипажа, боевого расчета). Военнослужащий – подчиненный, строго соблюдающий Конституцию и законы Российской Федерации, выполняющий требования воинских уставов, приказы командиров и начальников | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.9 Воинская дисциплина и ответственность | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | Единоначалие – принцип строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Общие права и обязанности военнослужащих. Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Виды ответственности, установленной для военнослужащих (дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, материальная, уголовная). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат и матросов, проходящих военную службу по призыву. Уголовная ответственность за преступления против военной службы (неисполнение приказа, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, самовольное оставление части и др.) Соблюдение норм международного гуманитарного права | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка докладов по темам: «Виды ответственности военнослужащих», «Общие права и обязанности военнослужащих», «Воинская дисциплина», «Уголовная ответственность за преступления против военной службы» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.10 Военно-профессиональная деятельность: порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям, особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
26 | Основные виды военных образовательных учреждений профессионального образования. Правила приема граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования. Организация подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил Российской Федерации | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка докладов по теме «Боевые традиции Вооруженных Сил России» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.11 Боевые традиции Вооруженных Сил России. Тема 3.12 Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации | Содержание учебного материала | 1 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
27 | Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества. Воинский долг – обязанность по вооруженной защите Отечества. Дни воинской славы России – дни славных побед. Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России. Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого знамени воинской части. Вручение личному составу вооружения и военной техники. Проводы военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Символы воинской чести. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося Подготовка рефератов по темам: «Боевые традиции Вооруженных Сил России», «Символы воинской чести», «Патриотизм и верность воинскому долгу», «Дни воинской славы» Подготовка докладов по темам: «Ритуал приведения к военной присяге», «Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части», «Символы воинской чести» | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 3.13 Элементы начальной военной подготовки: назначение Строевого Устава ВС РФ, назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова, меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 | Элементы начальной военной подготовки: назначение Строевого Устава ВС РФ, назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова, меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.1 Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.2 Понятие травм и их виды | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
30 | Правила первой помощи при ранениях. Правила наложения повязок различных типов. Первая помощь при травмах различных областей тела. Первая помощь при проникающих ранениях грудной и брюшной полости, черепа. Первая помощь при сотрясениях и ушибах головного мозга. Первая помощь при переломах. Первая помощь при электротравмах и повреждении молнией | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося: Подготовка сообщений по теме: « Оказание первой помощи при бытовых травмах» | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.3 Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Тема 4.4 Понятие и виды кровотечений | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | Первая помощь при синдроме длительного сдавливания. Понятие травматического токсикоза. Местные и общие признаки травматического токсикоза. Основные периоды развития травматического токсикоза. Первая помощь при наружных кровотечениях. Первая помощь при капиллярном кровотечении. Правила наложения жгута и закрутки. Первая помощь при венозном кровотечении. Смешанное кровотечение. Основные признаки внутреннего кровотечения. Практическое занятие. Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при кровотечениях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.5 Первая помощь при ожогах. Тема 4.6 Первая помощь при воздействии низких температур | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | Понятия, основные виды и степени ожогов. Первая помощь при термических ожогах. Первая помощь при химических ожогах. Первая помощь при воздействии высоких температур. Последствия воздействия высоких температур на организм человека. Основные признаки теплового удара. Предупреждение развития перегревов. Воздействие ультрафиолетовых лучей на человека. Первая помощь при воздействии низких температур. Последствия воздействия низких температур на организм человека. Основные степени отморожений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося: Подготовка сообщений по темам: «Первая помощь при наружных кровотечениях», «Первая помощь при термических ожогах» | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.7 Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Тема 4.8 Первая помощь при отравлениях. Первая помощь при отсутствии сознания | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей. Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление. Признаки обмороков. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Основные причины остановки сердца. Признаки расстройства кровообращения и клинической смерти. Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания. Практическое занятие. Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося: Подготовка сообщений по темам: «Первая помощь при отравлениях», «Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути», «Первая помощь при острой сердечной недостаточности» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.9 Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
34 | Пути передачи возбудителей инфекционных заболеваний. Индивидуальная и общественная профилактика инфекционных заболеваний. Инфекции, передаваемые половым путем, и их профилактика. Ранние половые связи и их последствия для здоровья | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося: Подготовка сообщений по теме: «Профилактика инфекционных заболеваний», «СПИД – чума 21 века» | 1 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема 4.10 Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка. Тема 4.11 Основы ухода за младенцем | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 | Основные средства планирования семьи. Факторы, влияющие на здоровье ребенка. Беременность и гигиена беременности. Признаки и сроки беременности. Понятие патронажа. Виды патронажей. Особенности питания и образа жизни беременной женщины. Физиологические особенности развития новорожденных детей. Основные мероприятия по уходу за младенцами. Формирование основ здорового образа жизни. Духовность и здоровье семьи | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающегося: Подготовка сообщений по теме: «Здоровье родителей - здоровье ребенка», «Формирование здорового образа жизни с пеленок», «Рождение ребенка – высшее чудо на Земле», «Как стать долгожителем?» | 2 | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Всего по учебной дисциплине: | 105 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для реализации программы дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» имеется в наличии учебный кабинет «Безопасности жизнедеятельности».
Оборудование учебного кабинета:
- учебная мебель;
- компьютерный стол;
- шкаф (ящик) для хранения карт;
- рабочее место преподавателя;
- доска;
- книжный шкаф;
-пистолет ЛТЭ-2 шт.
-ружье ЛТЭ-2-2 шт.
-экран настенный Projecta SlimScreen-1
- обучающие стенды – 16
- комплект плакатов– 16
- макеты – 6
- электронные носители DVD – 13
-видеокассеты – 6
-огнетушитель ОП (учебный)-1
-плащ ОЗК-1
-учебные муляжи гранат:Ф-1,РГД-5,
- учебные муляжи гильз АК-5
- противотанковая граната-5
- учебные муляжи мин ТМ-62-3
-взрыватели
-учебные аптечки АИ-2-3
-прибор измерения радиационного фона ДП-5-2шт.
-прибор измерения радиационного фона индивидуальный-15 шт.
-самоспасатель «Феникс» учебный-2шт.
- самоспасатель СПФ-1 учебный -1 шт.
-противогаз ГП-4У-1 шт.
- противогаз ГП-7-2 шт
-пожарная сигнализация(световая)-пожар, выход, кнопка вызова, датчик дыма
Технические средства обучения:
- аудио-центр;
- экспозиционный экран;
- мультимедиа проектор ViewSonic-1
- средства телекоммуникации (интернет, локальная сеть, почта);
- компьютер;
- принтер;
- сканер.
- телевизор ЖК – 1
- проигрыватель DVD – 1
- DVD плеер-1
- VHS плеер-1
3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники:
Для студентов:
- Косолапова, Н.В., Прокопенко, Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.–М., 2017, 368 с.
- Косолапова, Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017, 336 с.
- Косолапова, Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017, 357 с.
Для преподавателей:
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016.)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413"
Интернет-ресурсы:
www. mchs. gov. ru (сайт МЧС РФ).
www. mvd. ru (сайт МВД РФ).
www. mil. ru (сайт Минобороны).
www. fsb. ru (сайт ФСБ РФ).
www. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www. booksgid. com (Воокs Gid. Электронная библиотека).
www. globalteka. ru/index. html (Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www. iprbookshop. ru (Электронно-библиотечная система IPRbooks).
www. school. edu. ru/default. asp (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффективность).
www. ru/book (Электронная библиотечная система).
www. pobediteli. ru (проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»).
www. monino. ru (Музей Военно-Воздушных Сил).
www. simvolika. rsl. ru (Государственные символы России. История и реальность).
www. militera. lib. ru (Военная литература)
3.3 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации, тестирование в программе АСТ-тест), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака»). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, групповая дискуссия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады, рефераты).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, в форме устного и письменного опроса, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий - проектов, рефератов, презентаций.
Результаты обучения (предметные результаты) | Формы и методы контроля и оценки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности продемонстрировать предметные результаты освоения ": - сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора | Оперативный контроль:
|
- знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз | Оперативный контроль:
|
сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения | |
- сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности | Оперативный контроль:
|
- знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; - знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.) | Оперативный контроль:
проверка и оценка докладов, компьютерных презентаций |
- умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях | Оперативный контроль:
|
- знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка | Оперативный контроль:
|
- знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе | Оперативный контроль:
|
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике | Оперативный контроль:
|
- знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций | Оперативный контроль:
|
- умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники | Оперативный контроль:
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты (личностные и метапредметные) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки | |
Личностные результаты | |||
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз | - проявление гражданственности, патриотизма; - знание истории своей страны; - демонстрация поведения, достойного гражданина РФ - проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ; - уважение общечеловеческих и демократических ценностей | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- готовность к служению Отечеству, его защите | - демонстрация готовности к исполнению воинского долга | Своевременность постановки на воинский учет; Участие в учебных сборах | |
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности | - проявление активной жизненной позиции; - соблюдения норм здорового образа жизни | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.) | - проявление активной жизненной позиции; - соблюдения норм здорового образа жизни | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности | - проявление активной жизненной позиции | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера | - проявление активной жизненной позиции; - соблюдения правил поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
метапредметные результаты | |||
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека | - организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин; - умение планировать собственную деятельность; - осуществление контроля и корректировки своей деятельности; - использование различных ресурсов для достижения поставленных целей | Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося | |
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности | -- демонстрация коммуникативных способностей; - умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности; - умение разрешить конфликтную ситуацию | Наблюдение за ролью обучающегося в группе. Составление портфолио | |
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях | - демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности; - использование различных методов решения практических задач | Семинары Учебно-практические конференции, конкурсы олимпиады | |
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого еловека на иное мнение | - сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте семьи, институте образования, институте здравоохранения, институте государственной власти, институте парламентаризма, институте частной собственности, институте религии и т. д.) | Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций | |
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций | - демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников | - самоанализ и коррекция результатов собственной работы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- развитие умения применять полученные теоретические знания на практике принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей | - умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения | - умение анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях | - умение информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни | - знание устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- приобретение опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации | - знание опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- формирование установки на здоровый образ жизни | - умение сформировать установки на здоровый образ жизни | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы | |
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки | - демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
Оценочные средства для всех видов контроля отражены в фонде оценочных средств (ФОС) по данной учебной дисциплине.
Разработчик
ГАПОУ СО «САСК»_________ преподаватель ___________Е.В. Синозацкая
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
НА 2019/2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
Изменение №1 от 07.09.2019 г., стр. № 25-26
БЫЛО | СТАЛО |
Основная литература: 1. Учебник А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Основы безопасности жизнедеятельности» 3- издание, М. 2011, 305 с. 2. Учебник Топоров И.К. «Основы безопасности жизнедеятельности», 10 - 11 кл. 7-издание, М., 2008, 298 с. 3. Учебник Н.В.Косолапов, Н.А.Прокопенко «Основы безопасности жизнедеятельности», 5-е изд., М. 2012, 405 с. | Основная литература: Косолапова, Н.В., Прокопенко, Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.–М., 2017, 368 с. Косолапова, Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО. – М., 2017, 336 с. Косолапова, Н.В. и др. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. пособие для студентов профессиональных образовательных организаций, осваивающих профессии и специальности СПО.– М., 2017, 357 с. |
Основание: актуализация основных источников.
Преподаватель__________________Е.В.Синозацкая
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
рабочей программы
учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»
для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
№ п/п | Наименование экспертного показателя | Экспертная | |
Да | Нет | ||
1 | Наименование программы учебной дисциплины на титульном листе совпадает с наименованием в тексте ФГОС СОО, учебным планом | да | |
2 | Нумерация страниц в «Содержании» соответствует размещению разделов программы | да | |
3 | В пункте 1.1 Наименование программы учебной дисциплины совпадает с наименованием программы на титульном листе программы | да | |
4 | Место дисциплины в структуре ППССЗ. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины соответствуют: тексту ФГОС СОО, примерной программе | да | |
5 | Количество часов на освоение программы учебной дисциплины соответствует количеству часов в учебном плане | да | |
6 | Прописанные результаты соответствуют требованиям ФГОС СОО | да | |
7 | В пункте 2.1 «Объём учебной дисциплины и виды учебной работы» количество часов соответствует пункту. Описана контролируемая самостоятельная работа обучающегося. Форма промежуточной аттестации соответствует учебному плану | да | |
8 | В заголовке пункта 2.2 указано название дисциплины | да | |
9 | Форма и содержание таблицы 2.2 «Тематический план и содержание учебной дисциплины» соответствует требованиям ФГОС СОО и утвержденному макету программы | да | |
10 | Раздел 3. «Условия реализации программы учебной дисциплины» представлен | да | |
11 | Пункт 3.1. «Материально-техническое обеспечение» содержит перечень средств обучения | да | |
12 | Пункт 3.2. «Информационное обеспечение обучения» содержит перечень основных и дополнительных источников информации, составленный в соответствии с ГОСТ 7.80-2000 | да | |
13 | Список литературы содержит информацию об изданиях (печатных и электронных) основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет | да | |
15 | Раздел 4. «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины» представлен | да | |
16 | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины представлена по утвержденному макету | да | |
ИТОГОВОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
1 | Программа учебной дисциплины может быть рекомендована к утверждению | да | |
2 | Программу учебной дисциплины рекомендовать к доработке | - | - |
Председатель цикловой комиссии
общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин ____________________ С.А. Попова
АННОТАЦИЯ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
1.1 Область применения программы
Рабочая программа учебной «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью образовательной программы среднего профессионального образования-программы подготовки специалистов среднего звена и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями от 31.12.2015г.), примерной программы общеобразовательной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 379 от 23 июля 2015 г. ФГАУ ФИРО), с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (Письмо департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО министерства образования и науки России от 17.03.2015 г. № 06-259, с изменениями от 25 мая 2017 г., протокол №3).
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» может быть использована в основном дополнительном профессиональном образовании (далее – ДПО) повышения квалификации и переподготовки кадров в области проектирования объектов архитектурной среды, осуществления мероприятий по реализации принятых решений, планирования и организации процесса архитектурного проектирования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является учебным предметом обязательной предметной области «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности» ФГОС среднего общего образования.
В профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ООП СПО на базе основного общего образования, учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности изучается в общеобразовательном цикле учебного плана образовательной программы среднего профессионального образования-программы подготовки специалистов среднего звена (базовой подготовки) на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
1.3 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» ориентирована на достижение следующих целей:
- повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз(жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);
- снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
- формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
- обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Освоение содержания учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обеспечивает достижение следующих результатов:
личностных:
- развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
- исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
- освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
метапредметных:
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
- формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
- развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
- развитие умения применять полученные теоретические знания на практике принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
− развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
- освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
- приобретение опыта локализации возможных опасных −− ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
- формирование установки на здоровый образ жизни;
- развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
предметных:
− сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
− получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
− сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
− сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
− освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
− освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
− развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
− формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
− развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
− получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
− освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
− владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.
- Компетенции обучающихся, формируемые при освоении дисциплины
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
5. Содержание дисциплины
Введение
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья.
Тема 1.1. Здоровье и здоровый образ жизни
Тема 1.2. Факторы, способствующие укреплению здоровья.
Тема 1.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Тема 1.4. Вредные привычки (употребление алкоголя, курение, употребление наркотиков) и их профилактика
Тема 1.5.Основные нормативные правовые акты, определяющие правила и безопасность дорожного движения. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
Тема 1.6. Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека в обществе.
Тема 1.7. Правовые основы взаимоотношений полов. Брак и семья.
Тема 1.8. Опасности современных молодежных хобби. Модели личного безопасного поведения во время занятий современными молодежными хобби.
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения.
Тема 2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Тема 2.2. Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее вероятных для данной местности и района проживания.
Тема 2.3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Тема 2.4. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.
Тема 2.5. Современные средства поражения и их поражающие факторы.
Тема 2.6. Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Тема 2.7. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций
Тема 2.8. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций.
Тема 2.9 Особенности экстремизма, терроризма и наркотизма Российской Федерации. Основные принципы и направления противодействия экстремистской, террористической деятельности и наркотизму. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Тема 2.10 Государственная служба по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность
Тема 3.1. История создания Вооруженных Сил России
Тема 3.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.
Тема 3.3. Воинская обязанность
Тема 3.4. Обязательная подготовка граждан к военной службе.
Тема 3.5. Призыв на военную службу.
Тема 3.6. Прохождение военной службы по контракту.
Тема 3.7 Альтернативная гражданская служба
Тема 3.8. Качества личности военнослужащего как защитника Отечества.
Тема 3.9. Воинская дисциплина и ответственность.
Тема 3.10. Военно-профессиональная деятельность: порядок подготовки граждан по военно-учетным специальностям, особенности подготовки офицеров в различных учебных и военно-учебных заведениях.
Тема 3.11. Боевые традиции Вооруженных Сил России.
Тема 3.12. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
Тема 3.13. Элементы начальной военной подготовки: назначение Строевого Устава ВС РФ, назначение, боевые свойства и общее устройство автомата Калашникова, меры безопасности при обращении с автоматом Калашникова и патронами в повседневной жизнедеятельности и при проведении стрельб
Раздел 4. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Тема 4.1. Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь.
Тема 4.2. Понятие травм и их виды.
Тема 4.3. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.
Тема 4.4. Понятие и виды кровотечений.
Тема 4.5. Первая помощь при ожогах.
Тема 4.6. Первая помощь при воздействии низких температур.
Тема 4.7. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути.
Тема 4.8. Первая помощь при отравлениях.
Тема 4.9 Первая помощь при отсутствии сознания.
Тема 4.10 Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика.
Тема 4.11 Здоровье родителей и здоровье будущего ребенка.
Тема 4.12. Основы ухода за младенцем.
- Количество часов на освоение программы дисциплины
Учебным планом для данной дисциплины определено:
- максимальная учебная нагрузка обучающегося – 105 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная нагрузка обучающегося – 70 часов;
- самостоятельная работа обучающегося – 35 часов.
Разработчик Е.В.Синозацкая
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БД.02 "Обществознание" по специальности 54.02.01 "Дизайн (по отраслям)"
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС), Учебного плана по ...
Рабочая программа междисциплинарного курса 02.04.Дизайн интерьера для специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям)
Программа междисциплинарного курса 02.04. Дизайн интерьера является частью рабочей программы ПМ.02 Техническое исполнение художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов в материале...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Экономика организации» для специальности 54.02.01 "Дизайн (по отраслям)"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 5...
Примерная рабочая программа по английскому языку для СПО (дизайн по отраслям)- 11 класс
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ СПОТехнический профиль рассчитан на 172 час.Рассмотрим пример для профессии дизайн по отраслям (11 класс)...
Примерное календарно - тематическое планирвоание к рабочей программе по английскому языку для СПО (дизайн по отраслям 11 класс)
ПРИМЕРНАЯ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРВОАНИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУДЛЯ СПОТехнический профиль рассчитан на 172 час.Рассмотрим пример для профессии дизайн по отраслям (11 класс)...
Рабочая программа учебной дисциплины Математика по специальности "Дизайн (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «Математика» для профессий начального профессионального обр...
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины ОП.05 История дизайна Специальность № 54.02.01 Дизайн (по отраслям) 2 курс
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины ОП.05 История дизайнаСпециальность №54.02.01 Дизайн (по отраслям) 2 курс...