Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"
рабочая программа на тему
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей 270000 Архитектура и строительство для специальностей:
22.02.06 Сварочное производство.
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ФОКИНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю
зам. директора по УР
_______С.Г. Васина
«_____» ___________ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы безопасности жизнедеятельности
для специальностей:
22.02.06 Сварочное производство.
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Рассмотрена и одобрена на заседании
цикловой комиссии общеобразовательных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № 10 от «13» июня 2012 г.
Председатель _____________ Мирошкина Н.И.
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входящей в состав укрупненной группы специальностей 270000 Архитектура и строительство для специальностей:
22.02.06 Сварочное производство.
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Организация-разработчик:
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Фокинский индустриальный техникум»
Разработчик:
Фетисова О.В., преподаватель ГБОУ СПО «ФИТ»
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность,
Рекомендована Экспертным советом Брянского института повышения квалификации работников образования (ГАУДПО(ПК)С БИПКРО).
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 10 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы безопасности жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена. Программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности для специальностей:
22.02.06 Сварочное производство.
15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям).
08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Основы безопасности жизнедеятельности относится к циклу общеобразовательных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техно-
генного характера;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределе-
ние по отношению к военной службе.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
- основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизне-
деятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
- потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения,
характерные для региона проживания;
- основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвы-
чайных ситуаций природного и техногенного характера;
- основы Российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности
граждан;
- порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствова-
ния, призыва на военную службу;
- состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
- основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
- основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения
военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
- требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
- предназначение, структуру и задачи РСЧС;
- предназначение, структуру и задачи гражданской обороны.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен использовать
знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для ведения здорового образа жизни;
- оказания первой медицинской помощи;
- развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
- вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы
экстренной помощи.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 70 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 70 часов;
самостоятельной работы обучающегося 35 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 70 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 70 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 35 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа (работа над материалом учебника (1), конспектом лекций, выполнение индивидуальных заданий, выполнение упражнений, творческие работы разных видов) подготовка рефератов по темам: | 35 |
Форма аттестации – дифференцированный зачет. |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы безопасности жизнедеятельности
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Введение | Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности. | 2 | 1 | |
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья. | Содержание учебного материала | 20 | ||
1. | Здоровье и здоровый образ жизни. | 2 | ||
2. | Общие понятия о здоровье. | 2 | ||
3. | Факторы, способствующие укреплению здоровья. Двигательная активность и закаливание. | 2 | ||
4. | Вредные привычки. Алкоголь и его влияние на здоровье человека. | 2 | ||
5. | Курение и его влияние на здоровье человека. Пассивное курение и его влияние на здоровье. | 2 | ||
6. | Наркотики. Наркомания и токсикомания. Социальные последствия. Профилактика наркомании. | 2 | ||
7. | Профилактика вредных привычек. | 2 | ||
8. | Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. | 2 | ||
9. | Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. | 2 | ||
10 | Первая медицинская помощь при травмах и ранениях, при острой сердечной недостаточности и инсульте, при остановке сердца. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические работы | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студентов: подготовка рефератов по темам: «Основные инфекционные заболевания», «Вредные привычки», «Алкоголь и его влияние на здоровье человека», «Курение и его влияние на здоровье человека», «Наркомания и токсикомания». | 15 | |||
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения. | Содержание учебного материала | 24 | ||
1. | Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. | 2 | ||
2. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. | 2 | ||
3. | ГО, основные понятия и определения, задачи ГО. Структура и органы управления ГО. | 2 | ||
4. | Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения. | 2 2 | ||
5. | Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. | |||
6. | Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Защитные сооружения ГО. Виды защитных сооружений. Правила поведения в помещениях. | 2 | ||
7. | Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах ЧС. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. | 2 | ||
8. | Организация ГО в образовательном учреждении, ее предназначение. | 2 | ||
9. | Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств РФ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | 2 | ||
10 | Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. | 2 | ||
11 | Правовые основы организации защиты населения РФ от ЧС мирного времени. | 2 | ||
12 | Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. МЧС, полиция, служба скорой медицинской помощи, другие государственные службы в области безопасности. | 2 | ||
| Лабораторные работы | - | ||
Практические работы | - | |||
Контрольные работы | - | |||
Самостоятельная работа студента: составление кроссвордов по темам «Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Современные средства поражения и их поражающие факторы. Мероприятия по защите населения», «Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий». | 10 | |||
Раздел 3. Основы обороны государства и воинская обязанность. | Содержание учебного материала | 26 | ||
1. | История создания Вооруженных Сил России. Создание советских Вооруженных сил. ВС РФ. | 2 | ||
2. | Виды ВС РФ, рода ВС РФ, рода войск. ВВС, ВМФ: история создания, предназначение, структура. | 2 | ||
3. | Ракетные войска стратегического назначения, космические войска, ВДВ: история создания, предназначение, структура. | 2 | ||
4. | Другие войска: пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ, Войска ГО МЧС России. Их состав и предназначение. | 2 | ||
5. | Воинская обязанность. Организация воинского учета, постановка на учет, обязанности граждан. Организация медицинского освидетельствования граждан. | 2 | ||
6. | Обязательная подготовка граждан к военной службе. Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. | 2 2 | ||
7. | Призыв на военную службу. Обязанности военнослужащих. Прохождение военной службы по контракту. | |||
| ||||
8. | Альтернативная гражданская служба. Условия прохождения, требования к гражданам для прохождения альтернативной гражданской службы. | 2 | ||
9. | Права и обязанности военнослужащих. Виды ответственности. Качества личности военнослужащего. Военнослужащий-специалист. Требования воинской деятельности. | 2 | ||
10 | Виды воинской деятельности и их особенности в различных видах ВС и родах войск. Требования к психическим и морально-этическим качествам призывника. Воинская дисциплина. Уголовная ответственность за преступления против воинской службы. | 2 | ||
11 | Как стать офицером Российской армии. | 2 | ||
12 | Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести. | 2 | ||
13 | Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. | 2 | ||
Лабораторные работы | - | |||
Практические занятия | - | |||
Контрольные работы | - |
| ||
Самостоятельная работа студента: составление докладов по темам: «История создания Вооруженных Сил России. Создание советских Вооруженных сил. ВС РФ», «Виды ВС РФ, рода ВС РФ, рода войск. ВВС, ВМФ: история создания, предназначение, структура», «Ракетные войска стратегического назначения, космические войска, ВДВ: история создания, предназначение, структура», «Другие войска: пограничные войска ФСБ РФ, внутренние войска МВД РФ, железнодорожные войска РФ, Войска ГО МЧС России. Их состав и предназначение». | 10 | |||
Всего: | 70 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень усвоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.
Для характеристики уровня усвоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета основ безопасности жизнедеятельности; мастерских не требует; лабораторий не требует.
Оборудование учебного кабинета: рабочая доска, наглядные пособия. учебники, стенды.
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран, интерактивная доска.
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской не предусмотрено.
Оборудование лабораторий и рабочих мест лабораторий не предусмотрено.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий.
Для обучающихся.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности Учебник – М. «Академия» 2013.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2013.
Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2009.
Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. – М., 2008.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2013.
100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2006.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2007.
Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. – М., 2010.
Для преподавателей.
Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.
Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. – М., 2013.
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2009.
Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.
Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2009.
Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2008. – № 5.
Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. – 2-е изд., доп. – М., 2009.
Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2005.
Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2000. – № 2.
Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.
Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2013.
Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2007.
Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2013.
Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных и групповых заданий, контрольных и самостоятельных проверочных работ.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы, методы контроля и оценки |
В результате изучения учебной дисциплины «Основ безопасности жизнедеятельности» обучающийся должен: знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи; развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы; вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи. Текущий контроль: индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий, контроль выполнения индивидуальных и групповых заданий. Итоговый контроль: дифференцированный зачет. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/05/picture-376317-1388918248.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 072500.01 Исполнитель художественно-оформитель...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/06/picture-414546-1394085621.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" по специальности 050720 "Физическая культура" СПО
Рабочая программа по ФГОС нового поколения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/07/picture-796208-1465324618.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по профессии СПО: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
1. Область применения примерной программыРабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/01/picture-274350-1535823356.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.06"Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики"
Область применения примерной программыРабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 26.02.06...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/01/picture-274350-1535823356.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.02.05. вве...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/01/picture-274350-1535823356.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 26.02.03 "Судовождение"
1.1. Соответствие учебной дисциплины ППССЗРабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 26.0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности » для специальности 23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы)...