Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности"
рабочая программа по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Безопасность жизнедеятельности» образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bzh_spo_2014_ikhor.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Саратовский архитектурно – строительный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Безопасность жизнедеятельности»
образовательной программы среднего профессионального образования
по профессии 072500.01 Исполнитель художественно-оформительских работ
2014
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по всем специальностям среднего профессионального образования.
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение Саратовской области «Саратовский архитектурно-строительный колледж».
Разработчик: Синозацкая Е.В., преподаватель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ГАПОУ СО «САСК»
Рекомендована предметной комиссией «Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин»
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года №28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
Заключение Экспертной комиссии № ____________ от «____»__________ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
- 1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными стандартами по специальностям СПО.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
- 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
- 1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» - вооружить будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России.
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащений воинских подразделений) в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
- 1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальная учебная нагрузка обучающегося 48 часов, в том числе:
- обязательная аудиторная нагрузка обучающегося 32 часа;
- самостоятельная работа обучающегося 16 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
Контрольная работа (всего) | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
Подготовка и оформление рефератов и информационных сообщений Подготовка докладов Разработка опорных конспектов, планов-конспектов | 8 4 4 |
Итоговая аттестация в форме зачета. |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Гражданская оборона | ||||
Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. | Содержание учебного материала | |||
1 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. | 2 | ||
Тема 1.2. Организация гражданской обороны | 2 | Ядерное, химическое и биологическое оружие. Средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка сообщений на темы: «Гражданская оборона, её задачи», «История создания ГО»; «Средства индивидуальной защиты» | 4 |
Тема 1.3. Защита населения и территорий при стихийных бедствиях | 3 | Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах. Защита при снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях. Защита при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах. | 2 | |
Тема 1.4. Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте. | 4 | Защита при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах). Защита при авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте. | 2 | |
Тема 1.5. Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на производственных объектах. | 5 | Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамических опасных объектах. Защита при авариях (катастрофах) на химически опасных объектах. Защита при авариях (катастрофах) на радиационно- опасных объектах. | 2 | |
Тема 1.6 Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке. | 6 | Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке. | 2 | |
Тема 1.7 Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке. | 7 | Обеспечение безопасности при эпидемии. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков, в случае захвата заложником. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершенном теракте. | 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на темы: «Транспортные аварии и катастрофы», «Аварии и катастрофы на пожароопасных и взрывоопасных объектах», «Аварии и катастрофы на гидродинамически и химически опасных объектах», «Аварии и катастрофы на радиационно-опасных объектах» | 4 | |||
Раздел 2. Основы военной службы. | ||||
Тема 2.1 Вооруженные Силы России на современном этапе. | Содержание учебного материала | 2 | ||
8 | Состав и организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил и рода войск. Система руководства и управления Вооруженными Силами. Воинская обязанность и комплектование Вооруженных сил личным составом. Порядок прохождения военной службы. | |||
Тема 2.2 Уставы Вооруженных Сил России. | 9 | Военная присяга. Боевое знамя воинской части. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. | 2 | |
10 | Внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд роты. Воинская дисциплина. Караульная служба. Обязанности и действия часового. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику, изучение нормативных документов, общевоинских уставов ВС РФ, подготовка сообщений на темы: «История создания Вооруженных сил РФ», «Воинская обязанность и ее содержание», «Боевые традиции Вооруженных сил РФ», «Воинская дисциплина». | 4 | |||
Тема 2.3 Строевая подготовка. | Содержание учебного материала | 2 | ||
11 | Строи и управление ими. Строевая стойка и повороты на месте. Движения строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте. | |||
Повороты в движении. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. | ||||
12 | Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него. Построение и перестроение в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте. Построение и отработка движения походным строем. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении. | 2 | ||
Тема 2.4. Огневая подготовка | Содержание учебного материала | 2 | ||
13 | Материальная часть автомата Калашникова. Подготовка автомата к стрельбе. Ведение огня из автомата. | |||
Тема 2.5. Медико-санитарная подготовка | Содержание учебного материала | 2 | ||
14 | Общие сведения о ранах, осложнениях ран, способах остановки кровотечения и обработка ран. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания. Первая (доврачебная) помощь при ожогах. | |||
15 | Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током. Первая (доврачебная) помощь при утоплении. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании. Первая (доврачебная) помощь при отравлениях. Первая (доврачебная) помощь при клинической смерти. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений на темы: «Первая медицинская помощь пострадавшим при ЧС», «Виды переломов. ПМП при переломах», «Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании», « Первая (доврачебная) помощь при клинической смерти». | 4 | |||
16 | Контрольная работа. | 2 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличие кабинета безопасности жизнедеятельности.
Оборудование учебного кабинета:
- Общевойсковой защитный комплект (ОЗК)
- Общевойсковой противогаз или противогаз ГП-7
- Гопкалитовый патрон ДП-5В
- Изолирующий противогаз в комплекте с регенеративным патроном
- Респиратор Р-2
- Индивидуальный противохимический пакет (ИПП-8,9,10,11)
- Ватно-марлевая повязка
- Противопыльная тканевая маска
- Медицинская сумка в комплекте
- Носилки санитарные
- Аптечка индивидуальная (АИ-2)
- Бинты марлевые
- Бинты эластичные
- Жгуты кровоостанавливающие резиновые
- Индивидуальные перевязочные пакеты
- Косынки перевязочные
- Ножницы для перевязочного материала прямые
- Шприц-тюбики одноразового пользования (без наполнителя)
- Шинный материал (металлические, Дитерихса)
- Огнетушители порошковые (учебные)
- Огнетушители пенные (учебные)
- Огнетушители углекислотные (учебные)
- Устройство отработки прицеливания
- Учебные автоматы АК-74
- Винтовки пневматические
- Комплект плакатов по Гражданской обороне
- Комплект плакатов по Основам военной службы
Технические средства обучения:
- Аудио-, видео-, проекционная аппаратура
- Войсковой прибор химической разведки (ВПХР)
- Рентгенметр ДП-5В
- Робот – тренажер (Гоша 2 или Максим-2)
- Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,дополнительной литературы.
Основные источники
1.Микрюков В.Ю.
Безопасность жизнедеятельности: Учебник – М. КНОРУС, 2010. 288 с.
Дополнительные источники
- Наставление по стрелковому делу. М, Воениздат,1987, - 640 с.
- Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации,- М.; Эксмо,2009,-608 с.
- Сборник законов Российской Федерации, - М.; 2006,-928 с.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и приема нормативов, а также сдачи обучающимися экзамена.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения:
Усвоенные знания: - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьёзной угрозе национальной безопасности России. - основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; - основы военной службы и обороны государства; - задачи и основные мероприятия гражданской обороны; - способы защиты населения от оружия массового поражения; - меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; - организация и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на неё в добровольном порядке; - основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащений воинских подразделений) в которых имеются военно-учётные специальности, родственные специальностям СПО; - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; - порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. | Формы контроля обучения: - домашние задания проблемного характера; - практические задания по работе с информацией, документами, литературой; - подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера. Формы оценки результативности обучения: - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. Методы контроля направлены на проверку умения учащихся: - выполнять условия задания на творческом уровне с представлением собственной позиции; - делать осознанный выбор способов действий из ранее известных; - осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий; - работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы; Методы оценки результатов обучения: - мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся; - формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" по специальности 050720 "Физическая культура" СПО
Рабочая программа по ФГОС нового поколения...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.О5 "Безопасность жизнедеятельности"
Разработана и апробирована для обучающихся-осужденных ФСИН РФ...
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности"
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО), входяще...
Рабочая программа учебной дисциплины ОДб.14 «Основы безопасности жизнедеятельности» для специальности 46.02.01 «Архивариус» (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины ОДб.14 «Основы безопасности жизнедеятельности» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по специальности 46.02...
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по профессии СПО: 38.01.02 Продавец, контролер-кассир.
1. Область применения примерной программыРабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в с...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.10. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»
1.1. Соответствие учебной дисциплины программе подготовки специалистов среднего звена Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее-ППССЗ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программысреднего профессионального образованияподготовка квалифицир...