Программа внеурочной деятельности «Безопасное колесо»
рабочая программа

Возраст учащихся, на которых рассчитана программа:  (3-4 класс).

Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Количество учащихся в учебной группе:  до 15 учащихся.

Количество часов в год:  31-32 часа.

Цель программы: развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах

Результат обучения по программе – учащийся сможет:

  1. Владеть базовыми знаниями по правилам дорожного движения;
  2. Знать правила оказания первой доврачебной помощи;
  3. Фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде искусственные и естественные препятствия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Верх-Иньвенская средняя общеобразовательная школа»

                                                                            Утверждено:

                                                Приказ№________

                                                               «___»___________2018 год

Директор__________М.Г.Баяндина

Программа внеурочной деятельности

«Безопасное колесо»

Составила:

учитель начальных классов

Гусельникова А.Н.

2018

1.Паспорт программы

Возраст учащихся, на которых рассчитана программа:  (3-4 класс).

Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю.

Количество учащихся в учебной группе:  до 15 учащихся.

Количество часов в год:  31-32 часа.

Цель программы: развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах

Результат обучения по программе – учащийся сможет:

  1. Владеть базовыми знаниями по правилам дорожного движения;
  2. Знать правила оказания первой доврачебной помощи;
  3. Фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде искусственные и естественные препятствия.

2.Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа "Безопасное колесо" разработана для ознакомления детей в возрасте 9-10 лет с действующими правилами дорожного движения с проведением учебно-тренировочных занятий.

Обучение предусматривает применение проблемного раздаточного материала, использование компьютерных обучающих программ в классе информационных технологий, вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части.

Занимаясь учащиеся приобретают практические навыки вождения велосипеда, и теоретические знания по правилам дорожного движения. Экскурсии к проезжей части помогают на практике рассматривать дорожно-транспортные ситуации. Закончив обучение по данной программе, дети уверенно будут чувствовать себя на проезжей части.

Программа социально-педагогического направления деятельности рассчитана на 1 год обучения.

Программа курса “Безопасное колесо” разработана в рамках Федерального закона “О безопасности дорожного движения”, закона Российской Федерации “О безопасности”, “Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах”.

Среди всех опасностей особо стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм.

Каждый год свыше 20 тысяч детей в возрасте до 16 лет становятся участниками дорожно-транспортных происшествий. Количество погибших ежегодно увеличивается, свыше 80% из общего числа пострадавших детей становятся инвалидами. Анализ дорожно-транспортных происшествий выявил низкий уровень подготовки участников дорожного движения, отсутствие системы непрерывной подготовки к безопасному поведению в дорожном движении. К сожалению изучения Правил дорожного движения (ПДД) в полной мере не воспитывает детей к безопасному поведению на дорогах. Воспитание полноценного участника дорожного движения способствует формированию транспортной культуре и выработку правильных навыков и привычек поведению на проезжей части, на что и нацелен данный курс.

Программа обучения предусматривает теоретическую и практическую часть.

В теоретическую программу входит: изучение правил дорожного движения с применением проблемного раздаточного материала, макета проезжей части, а также с использованием образовательных программ в классе информационных технологий.

Практическая часть состоит: вождение велосипеда, фигурное вождение велосипеда, преодоление на велосипеде различных препятствий, экскурсии к проезжей части.

Учебно-тренировочное занятие строится с учетом психологических, физиологических особенностей детей: первая часть занятий включает двигательную нагрузку (вождение велосипеда), вторая часть изучение теоретического материала. В учебно-тренировочном занятии учащиеся используют личные велосипеды.

Цель программы:  развитие личности ребенка через обучение его безопасному поведению на дорогах.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Познакомить с историей правил дорожного движения.
  2. Научить правилам дорожного движения и особенностям восприятия дорожной обстановки.
  3.  Совершенствовать навыки ориентировки на дороге.
  4.  Формировать умение безопасного поведения в различных дорожно-транспортных ситуациях.
  5. Обучить фигурному вождению велосипеда.

Развивающие:

Развивать мотивационно-поведенческую культуру ребенка в условиях общения с дорогой.

 1.Развивать дорожную грамотность детей.

Воспитательные:

1.Воспитывать безопасную личность;

2.Воспитывать чувство ответственности детей за свое поведение на дорогах.

Прогнозируемые результаты обучения

К концу обучения дети будут знать:

  1. Историю возникновения ПДД.
  2. Дорожные знаки.
  3. Сигналы светофора.
  4. Виды транспорта.
  5. Причины ДТП.
  6. Правила движения на велосипеде.
  7. Правила движения по дороге.
  8. Как оказывать первую доврачебную помощь

К концу обучения дети будут уметь:

  • ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • оценивать свое поведение на дороге;
  • объяснить товарищу правила поведения на дороге;
  • фигурно водить велосипед, преодолевать на велосипеде естественные и искусственные препятствия;
  • оказывать первую доврачебную помощь.

Контроль за результативностью учебного процесса.

В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала.

Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося.

Периодический контроль проводится по окончании изучения каждой темы в виде викторин и конкурсов.

Планируется участие воспитанников детского объединения в конкурсе "Безопасное колесо" (на окружном этапе).

В качестве итогового контроля в конце учебного года проводятся занятия на поиск решения ситуационных задач, а также итоговое занятие на компьютерном тренажере по ПДД.

3.Содержание программы.

Вводная тема.
Знакомство с группой. Организационные вопросы. Техника безопасности. Планы на текущий учебный год. Ознакомление с образовательной программой. 
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.

История правил дорожного движения.
История транспорта. Исторические этапы становления правил дорожного движения. 
Практика: Просмотр фото- и видеоматериалов.

Участники дорожного движения.
Водитель. Обязанности водителя. Пешеход. Обязанности пешехода. Пассажиры. Обязанности пассажиров. 
Практика: Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.

Транспортные средства и правила движения.
Виды транспортных средств. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки. Начало движения, маневрирование. Повороты, развороты и движение задним ходом. Скорость движения. Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Проезд перекрестков. Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств. Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами. Буксировка механических транспортных средств.
Практика:
Игра “Регулировщик”. Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.

Дорожная разметка.
Дороги и их элементы. Проезжая часть. Разделительная полоса. Полоса движения. Тротуар. Прилегающие территории. Перекрестки. Населенные пункты. Расположение транспортных средств на проезжей части. Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам. Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.
Практика:
Практическая работа с макетом проезжей части.
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.
Просмотр фото- и видеоматериалов.

Дорожные знаки.
Средства организации и регулирования дорожного движения, светофоры автомобильные, железнодорожные, пешеходные. Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации. Обгон и встречный разъезд. Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена. 
Практика:
Решение ситуаций и упражнения на компьютерном тренажере.

Вождение велосипеда.
Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов. Пешеходные светофоры для велосипедистов.
Практика: Фигурное вождение велосипеда.
Преодоление на велосипеде естественных препятствий.
Преодоление на велосипеде искусственных препятствий.

Основы оказания первой доврачебной помощи.
Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи. Понятие о травмах и объеме первой помощи. Раны и кровотечение. Травматический шок. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости. Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей. Электротравма. Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. 
Практика:
Первая помощь при травмах.
Первая помощь при травматическом шоке.
Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.
Первая помощь при электротравме, ожоге и обморожении.
Искусственное дыхание и наружный массаж сердца.
Просмотр фото- и видеоматериалов.

Организация, подготовка, проведение, участие в конкурсных мероприятиях.

Организация, подготовка, проведение викторин и конкурсов в детском объединении:

  • викторина "Знатоки Правил дорожного движения";
  • викторина “Дорожные знаки”;
  • конкурс “Юные инспектора дорожного движения”;
  • конкурс "Скорая помощь на дороге".

Подготовка и участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.

Итоговое занятие. 
Подведение итогов года. Награждение грамотами за успешное окончание учебного года.

Методическое обеспечение программы.

Для решения поставленных задач применяются следующие методы обучения:

  • Наглядно-иллюстративный;
  • Коллективный (дети учатся помогать друг другу в работе, обмениваться опытом).

Учебно-методическое обеспечение программы

  • Дидактические материалы и наглядные пособия.
  • Велосипеды (личные).
  • Аптечка.
  • Инвентарь по фигурному вождению велосипеда.
  • Знаки правил дорожного движения.
  • Макет проезжей части.
  • Экзаменационные билеты для приема теоретических экзаменов и комментарий к экзаменационным билетам “А”, “В”.
  • Компьютерная программа приема экзаменов по ПДД.
  • Фото и видео материалы.

Условия реализации программы

Для реализации данной программы необходимо:

  • Наличие спортивной площадки;
  • Компьютерный класс,
  • Класс для теоретических занятий.

4.Календарно-тематический  план:

Тема занятия:

Всего

Вводное занятие. Знакомство с группой. Орг.вопросы. Техника безопасности. Планы на учебный год.

1

История возникновения  правил дорожного движения

1

Участники дорожного движения

1

Транспортные средства. Виды транспортных средств. Расположение транспортных средств на проезжей части

1

Дороги и их элементы, прилегающие территории, перекрестки, населенные пункты

1

Экскурсия «Улицы нашего района»

1

Средства организации и регулирования дорожного движения, светофоры автомобильные, железнодорожные, пешеходные.  

1

Игра «Регулировщик»

1

Применение аварийной сигнализации. Применение знака аварийной остановки

1

Начало движения, маневрирование.  Повороты, развороты и движение задним ходом.

1

Проезд перекрестков.

1

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

1

Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Движение в жилых зонах.

1

Движение транспортных средств по тротуарам, обочинам и пешеходным дорожкам.

1

Интервал и дистанция. Полоса торможения и разгона.

Скорость движения. Обгон и встречный разъезд  

1

Предупреждающие знаки. Знаки приоритета. Предписывающие знаки.  Информационно-указательные знаки. Знаки сервиса. Знаки дополнительной информации.

1

Остановка, стоянка, вынужденная остановка. Места, где остановка запрещена. Места, в которых стоянка запрещена.

1

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

1

Техника безопасности. Приоритет маршрутных транспортных средств.

1

Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами

1

Буксировка механических транспортных средств

1

Дополнительные требования к движению велосипедов и мопедов

1

Фигурное вождение велосипеда

2

Преодоление на велосипеде естественных препятствий

1

Преодоление на велосипеде искусственных препятствий

1

Первая доврачебная помощь. Приемы оказания доврачебной помощи.

1

Понятие о травмах в объеме первой помощи. Травматический шок. Электротравма. Первая помощь при травмах. Первая помощь при травматическом шоке.

1

Раны и кровотечение. Синдром длительного сдавливания. Правила наложения повязок при ранении и кровотечении. Первая помощь при синдроме длительного сдавливания.

1

Закрытые травмы. Повреждение головы и лица. Повреждение груди. Повреждение органов брюшной полости.

1

Повреждение позвоночника. Повреждение конечностей.

1

Ожоги. Обморожение. Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. Первая помощь при ожоге и обморожении.

1

ВСЕГО :

32


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.

                  Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».  ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

Профилактическая программа по ЗОЖ "Безопасное колесо"

Программа созада для реализации с детьми отряда "ЮИД"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа безопасности" 8 класс...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Цель программы: -формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации;-повышение уровня защищенности жизненно важных интересо...