Профилактическая программа по ЗОЖ "Безопасное колесо"
методическая разработка

Шмонова Татьяна Николаевна

Программа созада для реализации с детьми отряда "ЮИД"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа   «Безопасное колесо»

по изучению Правил дорожного движения отрядом «  ЮНДА»  

Автор: Шмонова Т. Н.,

Социальный педагог

муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной  школы № 169

         Пояснитнльная записка

  Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день

остаётся одной из актуальных.

           Как предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма? Форм и методов профилактической работы в этом направлении предостаточно, но одной из наиболее эффективных является вовлечение школьников в отряд юных инспекторов движения.

           Основная цель программы – формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

          Задачи:

  • формировать у учащихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
  • формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
  • обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
  • воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

Нормативно – правовое обеспечение программы:

  • - Федеральный закон РФ от 10.12.19995г. «О безопасности дорожного движения».
  • - Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
  • - Правила дорожного  движения.
  • - Положение об отряде юных инспекторов движения.

Научно – методическое обеспечение:

  • Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
  • Взаимодействие с ГИБДД.

Данная программа ориентирована на обучение в отряде ЮИД учащихся 5-8 классов. Курс рассчитан на 36 часов(2 часа в неделю).

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к формированию глубоких знаний правил дорожного движения.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.

          Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это и выпуск информационных наглядных материалов; организация городских акций, викторин, показ  агитспектаклей в начальных классах и  детском саду. Все это – внутришкольная работа, цель которой – популяризовать вопросы безопасности дорожного движения среди детей.    

   

Основной целью работы отряда ЮИД является воспитание гражданственности, высокой обшей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения учащихся к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах

Задачи отряда юных инспекторов движения:

  • активное содействие школе в воспитании учащихся, выработке у школьников активной жизненной позиции.
  • изучение правил, безопасного поведения на дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей.
  • овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.

Содержание  работы отряда ЮИД

       Содержание деятельности отряда юных инспекторов движения имеет несколько направлений:

Информационная деятельность:

  •  информировать совет детской организации  по результатам деятельности отряда ЮИД,
  •  Участие в школьной радиопередаче и другой информационной работы.  

   

Пропагандистская деятельность:

  • организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения,  
  • проведение бесед,  акций, викторин,  игр, экскурсий, конкурсов, постановка спектаклей,
  • участие в создании и использовании наглядной агитации методической базы для изучения Правил дорожного движения.

Шефская деятельность:

  • организации среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения,
  • разучивание песен и стихов.

Обязанности и права юного инспектора движения

          Юный инспектор движения обязан:

  • Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания  командира отряда.
  • Изучать Правила дорожного движения и быть примеров в их исполнении.
  • Вести разъяснительную работу по пропаганде Правил дорожного движения.
  • Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
  • Укреплять здоровье, систематически заниматься плаванием. ( « Нептун»)

          Юный инспектор движения имеет право:

  • Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
  • Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы милиции и Госинспекции.
  • Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами.

По итогам  года освоения программы обучающиеся должны

знать:

-историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;

-нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;

-обновленные Правила дорожного движения;

-серии дорожных знаков и их представителей;

-новые формы агитации и пропаганды ПДД;

уметь:

-читать информацию по дорожным знакам  при движении
по дороге;

-развивать и использовать свои лидерские качества,

-оценить дорожную ситуацию, принять положительное решение;

-совершенствовать основы деятельности по пропаганде и агитации ПДД;
-управлять велосипедом, производить технический осмотр;

-оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;

иметь навыки:

-активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения;

-взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;

-самостоятельного планирования агитационно-пропагандистской работы и
стиля деятельности отряда.

Метапредметные  результаты – видеть  и  воспринимать  проявления  дорожной культуры в  окружающей  жизни. Желание знать и применять правила безопасности,  участвовать  в  обсуждении содержания членами группы. Активное  использование  языка ПДД и различных  методических  материалов  для  освоения  содержания  учебного предмета. Обогащение  ключевых  компетенций художественно-эстетическим  содержанием. Формирование  мотивации и способность  организовать  самостоятельную  творческую  деятельность,  выбирать  средства для  реализации  идеи и художественного  замысла.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1.

Функции служб участвующих в раскрытии дорожно-транспортного происшествия.
Теория:
 История создания и развития милиции и Госавтоинспекции - ГИБДД. История детского объединения ЮИД в России. Положение об отрядах ЮИД. Цели и задачи отрядов ЮИД.

Тема 2.

«Правила дорожного движения» — государственный нормативный документ и основа дорожной грамоты участников дорожного движения.

Теория: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. «об утверждении Правил дорожного движения». Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196 - ФЗ от 10.12.1995 г. Извлечение из кодекса «Об административных правонарушениях за несоблюдение ПДД» Соблюдение ПДД — обязанность каждого гражданина. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Практика: Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий.

Тема 3.

Основы пути обеспечения дорожной безопасности. 

Теория: Элементы улицы. Формы регулирования движением: светофорное и регулировщиком. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Виды перекрестков. Железнодорожные переезды: правила перехода и проезда.
Элементы загородной дороги. Дорога с односторонним и двустороннем движением. Дорожная разметка, ее значение для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки.
Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. Группы дорожных знаков.
Причины дорожно-транспортных происшествий. Разбор ДТП. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.

Практика: Нарисовать виды перекрестков и выступить перед ребятами начальных классов с темой «Как перейти дорогу на перекрестке».
Задание: Отработать жесты регулировщика.

Тема 4.

Агитация и пропаганда Правил дорожного движения.

Теория: Роль народного фольклора в агитации. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях. Как провести театрализованное представление по ПДД
Практика:  Оформление собранного материала на стендах, в дневнике отряда, агитационных плакатах. Оформить для родителей выставку поделок по темы ПДД (портфолио, вышивка, оригами, объемный светофор, рисунки и т.д.).
Задание: Провести с учащимися беседы «Регулировщик - постовой», «Мы по улице идем и дорогу перейдем», «Мой друг - велосипед»

ТЕМА 5. 

Экскурсии.

Теория: Посетить ГИБДД и познакомиться с его историей.
Практика: Городская акция  « Памяти погибшим в ДТП»

Конкурсные встречи.

Теория: Просмотр фильмов о ПДД - вопросы и ответы по просмотренным сюжетам. Найти человека, автомобиль, предмет по описанию. Защита информации о нестандартном транспорте, работа по билетам ПДЦ, предложенным газетой «Добрая дорога детства» и категориейА, В.
Практика: Оформление в дневнике проделанной работы по пропаганде ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Задание: Выступить перед ребятами начальных классов с театрализованным представлением «ПДД наши верные друзья!».

Тема 7.

Традиционно-массовые мероприятия.

Практика: Подготовка и оформление материала для включения в сценарий традиционного городского мероприятия. Участие в городских мероприятиях по ПДД.

ТЕМА 8.

Подведение итогов.

Практика: Знать ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожные знаки и их серии, средства регулирования движением, разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь - наш отряд!». Защита агитационного плаката, исследовательской работы.

Метапредметные  результаты – видеть  и  воспринимать  проявления  дорожной культуры в  окружающей  жизни. Желание  правила безопасности,  участвовать  в  обсуждении содержания членами группы. .Активное  использование  языка ПДД и различных  методических  материалов  для  освоения  содержания  учебного предмета Обогащение  ключевых  компетенций художественно-эстетическим  содержанием. Формирование  мотивации и способность  организовать  самостоятельную  творческую  деятельность,  выбирать  средства для  реализации  художественного  замысла.

Учебно-тематический план программы по изучению правил дорожного движения отрядом ЮИД

Разделы и темы

Всего

Теория

Практика

1

Организационные занятия

15

1.1

История создания и развития милиции и Госавтоинспекции - ГИБДД.

1

1

1.2

История детского объединения ЮИД в России.

2

1

1

2

Изучение правил дорожного движения

2

1

1

2.1

Правила поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм.

1

2.2

Виды транспорта.

2

1

1

2.3

Обязанности пешеходов и пассажиров.

1

1

2.4

История автотраспорта. Безопасное движение.

1

1

2.5

Устройство велосипеда. Правила для велосипедистов.

1

1

2.6

Перекрестки. Их виды. Безопасное поведение пешеходов на перекрестках. Дорожная разметка.

1

1

2.7

Светофорное регулирование.

1

1

2.8

Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.

2.9

Дорожные знаки, их значение

1

1

2.10

Сигналы регулировщика

3

Практические занятия

12

3.1

Экскурсия \в ГИБДД

2

1

1

3.2

Наблюдение за движением транспорта и движением пешеходов на перекрестке у школы

2

1

1

3.3

Изготовление наглядных пособий по ПДД. Проектная работа

2

1

3.4

Подготовка к соревнованиям «Золотая зебра», «Безопасное колесо»

2

1

3.5

Подготовка к выступлениям в начальных классах школы и в детских дошкольных учреждениях

2

1

1

3.6

Исследовательская работа (опрос, анкетирование), творческая деятельность.

2

1

4

Медицинская подготовка

2

4.1

Изучение состава аптечки первой медицинской помощи

1

1

4.2

Изучение приемов оказания первой медицинской помощи

1

1

5

Работа по пропаганде безопасного поведения на улицах и дорогах

7

Всего 36 часов. Один раз в

неделю- среда

5.1

Выход на улицы города- акции

5.2

Проведение викторин, конкурсов

5.3

Просмотр видеофильмов

5.4

Выпуск  радиопередачи по материалам  ГИБДД

5.5

Плавание в бассейне ( физическая подготовка отряда)

Всего часов: 36

Один раза в неделю - среда

Планирование работы

отряда ЮИД «Безопасное колесо» на  2014-2015 учебный год

Сентябрь

1.Провести общий сбор членов отряда ЮИД. Распределение обязанностей. Оформление уголка отряда.

2.Принять активное участие в проведении недели безопасности движения в рамках операции «Внимание – дети»

Октябрь

3.Городская  социальная акция «Авто- кресло детям»

Ноябрь

1.Выступление агитбригады с театром « Дядя Светофоров» в начальной школе

2. Выпустить красочный плакат – напоминание ребятам о соблюдении правил дорожного движения в дни осенних каникул.

3. Городская акция: « День памяти погибших в ДТП» (традиция для отряда).

Декабрь

Конкурс рисунков : « Автомобиль-дорога и я »

Январь

Провести викторину для учащихся начальной школы по ПДД « Вопросы Дядюшки Светофора»

Февраль

1.На классных часах рассказать о детском дорожно-транспортном травматизме в районе, используя данные ГИБДД.

2.Конкурс сочинений «Памятка для водителя», « Письмо от погибшей в ДТП девочки»

Март

Участие в городском конкурсе образовательных программ : « Профильный лагерь ЮНДА»

Городская акция : « Движению- наше уважение! 3- этапа»

Апрель

Круглый стол для среднего звена школы: « Выбери жизнь»

Городская акция : « Весенняя неделя Добра – Оберег»

Май

Рейд «Поговорим с нарушителем»

Игровой модуль для начальной школы «Беседка у Светофорика»,

Июнь

Реализация летней образовательной программы « ЮНДА» в профильном лагере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Древняя Русь. Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Царская Россия.

   История – это живая связь времён. Настоящее берёт начало в прошлом. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину. А будут ли п...

Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.

Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо...

Профилактическая программа "Дорога безопасности"

Программа реализуется в летнем профильном лагере "ЮНДА" для оздоровления детей  и их участия в социально-значимых мероприятиях города...

Программа внеурочной деятельности «Безопасное колесо»

Возраст учащихся, на которых рассчитана программа:  (3-4 класс).Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 1 год.Режим занятий: 1 раз в неделю.Количество учащихся в учебной ...

Профилактическая программа "Мой выбор"

В документе разработаны пути реализации профилактической программы "Мой выбор" в систему  воспитательной работы образовательного учреждения...