Профилактическая программа по ЗОЖ "Безопасное колесо"
методическая разработка
Программа созада для реализации с детьми отряда "ЮИД"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Профилактическая программа по ЗОЖ "Безопасное колесо" | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа «Безопасное колесо»
по изучению Правил дорожного движения отрядом « ЮНДА»
Автор: Шмонова Т. Н.,
Социальный педагог
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 169
Пояснитнльная записка
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день
остаётся одной из актуальных.
Как предупредить несчастные случаи на дороге с детьми, снизить уровень детского дорожно-транспортного травматизма? Форм и методов профилактической работы в этом направлении предостаточно, но одной из наиболее эффективных является вовлечение школьников в отряд юных инспекторов движения.
Основная цель программы – формирование у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
- формировать у учащихся потребность в изучении правил дорожного движения и осознанное к ним отношение;
- формировать устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
- воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
- - Федеральный закон РФ от 10.12.19995г. «О безопасности дорожного движения».
- - Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах».
- - Правила дорожного движения.
- - Положение об отряде юных инспекторов движения.
Научно – методическое обеспечение:
- Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
- Взаимодействие с ГИБДД.
Данная программа ориентирована на обучение в отряде ЮИД учащихся 5-8 классов. Курс рассчитан на 36 часов(2 часа в неделю).
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к формированию глубоких знаний правил дорожного движения.
Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.
Основной формой работы являются внеурочные занятия. Это и выпуск информационных наглядных материалов; организация городских акций, викторин, показ агитспектаклей в начальных классах и детском саду. Все это – внутришкольная работа, цель которой – популяризовать вопросы безопасности дорожного движения среди детей.
Основной целью работы отряда ЮИД является воспитание гражданственности, высокой обшей культуры, коллективизма, профессиональной ориентации, широкого привлечения учащихся к организации пропаганды безопасного поведения на дорогах
Задачи отряда юных инспекторов движения:
- активное содействие школе в воспитании учащихся, выработке у школьников активной жизненной позиции.
- изучение правил, безопасного поведения на дорогах, овладение навыками проведения работы по пропаганде Правил дорожного движения и организация этой работы среди детей.
- овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях.
Содержание работы отряда ЮИД
Содержание деятельности отряда юных инспекторов движения имеет несколько направлений:
Информационная деятельность:
- информировать совет детской организации по результатам деятельности отряда ЮИД,
- Участие в школьной радиопередаче и другой информационной работы.
Пропагандистская деятельность:
- организация разъяснительной работы по теме безопасности дорожного движения,
- проведение бесед, акций, викторин, игр, экскурсий, конкурсов, постановка спектаклей,
- участие в создании и использовании наглядной агитации методической базы для изучения Правил дорожного движения.
Шефская деятельность:
- организации среди школьников конкурсов рисунков по теме безопасности дорожного движения,
- разучивание песен и стихов.
Обязанности и права юного инспектора движения
Юный инспектор движения обязан:
- Дорожить честью, званием юного инспектора движения, активно участвовать в делах отряда, своевременно и точно выполнять задания командира отряда.
- Изучать Правила дорожного движения и быть примеров в их исполнении.
- Вести разъяснительную работу по пропаганде Правил дорожного движения.
- Всемерно беречь и укреплять общественный правопорядок, участвовать в предупреждении нарушений детьми Правил дорожного движения.
- Укреплять здоровье, систематически заниматься плаванием. ( « Нептун»)
Юный инспектор движения имеет право:
- Участвовать в обсуждении всех вопросов, относящихся к деятельности отряда, и вносить соответствующие предложения.
- Обращаться за помощью и консультацией по вопросам безопасности дорожного движения и общественного правопорядка в местные органы милиции и Госинспекции.
- Юный инспектор движения может награждаться за активную работу в отряде грамотами.
По итогам года освоения программы обучающиеся должны
знать:
-историю детского объединения ЮИД, службы ГАИ-ГИБДД;
-нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
-обновленные Правила дорожного движения;
-серии дорожных знаков и их представителей;
-новые формы агитации и пропаганды ПДД;
уметь:
-читать информацию по дорожным знакам при движении
по дороге;
-развивать и использовать свои лидерские качества,
-оценить дорожную ситуацию, принять положительное решение;
-совершенствовать основы деятельности по пропаганде и агитации ПДД;
-управлять велосипедом, производить технический осмотр;
-оказать первую медицинскую помощь пострадавшему;
иметь навыки:
-активной жизненной позиции образцового участника дорожного движения;
-взаимной поддержки и выручки в совместной деятельности;
-самостоятельного планирования агитационно-пропагандистской работы и
стиля деятельности отряда.
Метапредметные результаты – видеть и воспринимать проявления дорожной культуры в окружающей жизни. Желание знать и применять правила безопасности, участвовать в обсуждении содержания членами группы. Активное использование языка ПДД и различных методических материалов для освоения содержания учебного предмета. Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации идеи и художественного замысла.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1.
Функции служб участвующих в раскрытии дорожно-транспортного происшествия.
Теория: История создания и развития милиции и Госавтоинспекции - ГИБДД. История детского объединения ЮИД в России. Положение об отрядах ЮИД. Цели и задачи отрядов ЮИД.
Тема 2.
«Правила дорожного движения» — государственный нормативный документ и основа дорожной грамоты участников дорожного движения.
Теория: Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 г. «об утверждении Правил дорожного движения». Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» № 196 - ФЗ от 10.12.1995 г. Извлечение из кодекса «Об административных правонарушениях за несоблюдение ПДД» Соблюдение ПДД — обязанность каждого гражданина. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения.
Практика: Разбор дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшедших в городе. Выявление причин дорожно-транспортных происшествий.
Тема 3.
Основы пути обеспечения дорожной безопасности.
Теория: Элементы улицы. Формы регулирования движением: светофорное и регулировщиком. Регулируемые и нерегулируемые перекрестки. Виды перекрестков. Железнодорожные переезды: правила перехода и проезда.
Элементы загородной дороги. Дорога с односторонним и двустороннем движением. Дорожная разметка, ее значение для регулирования движения транспортных средств и пешеходов. Горизонтальная и вертикальная разметки.
Назначение дорожных знаков. Места установки дорожных знаков. Группы дорожных знаков.
Причины дорожно-транспортных происшествий. Разбор ДТП. Оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
Практика: Нарисовать виды перекрестков и выступить перед ребятами начальных классов с темой «Как перейти дорогу на перекрестке».
Задание: Отработать жесты регулировщика.
Тема 4.
Агитация и пропаганда Правил дорожного движения.
Теория: Роль народного фольклора в агитации. Сбор материала по ПДД в вопросах и ответах, ситуативных картинках, загадках, стихах, песнях. Как провести театрализованное представление по ПДД
Практика: Оформление собранного материала на стендах, в дневнике отряда, агитационных плакатах. Оформить для родителей выставку поделок по темы ПДД (портфолио, вышивка, оригами, объемный светофор, рисунки и т.д.).
Задание: Провести с учащимися беседы «Регулировщик - постовой», «Мы по улице идем и дорогу перейдем», «Мой друг - велосипед»
ТЕМА 5.
Экскурсии.
Теория: Посетить ГИБДД и познакомиться с его историей.
Практика: Городская акция « Памяти погибшим в ДТП»
Конкурсные встречи.
Теория: Просмотр фильмов о ПДД - вопросы и ответы по просмотренным сюжетам. Найти человека, автомобиль, предмет по описанию. Защита информации о нестандартном транспорте, работа по билетам ПДЦ, предложенным газетой «Добрая дорога детства» и категориейА, В.
Практика: Оформление в дневнике проделанной работы по пропаганде ПДД и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Задание: Выступить перед ребятами начальных классов с театрализованным представлением «ПДД наши верные друзья!».
Тема 7.
Традиционно-массовые мероприятия.
Практика: Подготовка и оформление материала для включения в сценарий традиционного городского мероприятия. Участие в городских мероприятиях по ПДД.
ТЕМА 8.
Подведение итогов.
Практика: Знать ПДД для пешеходов, пассажиров, велосипедистов, дорожные знаки и их серии, средства регулирования движением, разбор дорожных ситуаций. Визитная карточка отряда «Знакомьтесь - наш отряд!». Защита агитационного плаката, исследовательской работы.
Метапредметные результаты – видеть и воспринимать проявления дорожной культуры в окружающей жизни. Желание правила безопасности, участвовать в обсуждении содержания членами группы. .Активное использование языка ПДД и различных методических материалов для освоения содержания учебного предмета Обогащение ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием. Формирование мотивации и способность организовать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла.
Учебно-тематический план программы по изучению правил дорожного движения отрядом ЮИД
№ | Разделы и темы | Всего | Теория | Практика |
1 | Организационные занятия | 15 | ||
1.1 | История создания и развития милиции и Госавтоинспекции - ГИБДД. | 1 | 1 | |
1.2 | История детского объединения ЮИД в России. | 2 | 1 | 1 |
2 | Изучение правил дорожного движения | 2 | 1 | 1 |
2.1 | Правила поведения на улицах и дорогах. Детский дорожно-транспортный травматизм. | 1 | ||
2.2 | Виды транспорта. | 2 | 1 | 1 |
2.3 | Обязанности пешеходов и пассажиров. | 1 | 1 | |
2.4 | История автотраспорта. Безопасное движение. | 1 | 1 | |
2.5 | Устройство велосипеда. Правила для велосипедистов. | 1 | 1 | |
2.6 | Перекрестки. Их виды. Безопасное поведение пешеходов на перекрестках. Дорожная разметка. | 1 | 1 | |
2.7 | Светофорное регулирование. | 1 | 1 | |
2.8 | Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. | |||
2.9 | Дорожные знаки, их значение | 1 | 1 | |
2.10 | Сигналы регулировщика | |||
3 | Практические занятия | 12 | ||
3.1 | Экскурсия \в ГИБДД | 2 | 1 | 1 |
3.2 | Наблюдение за движением транспорта и движением пешеходов на перекрестке у школы | 2 | 1 | 1 |
3.3 | Изготовление наглядных пособий по ПДД. Проектная работа | 2 | 1 | |
3.4 | Подготовка к соревнованиям «Золотая зебра», «Безопасное колесо» | 2 | 1 | |
3.5 | Подготовка к выступлениям в начальных классах школы и в детских дошкольных учреждениях | 2 | 1 | 1 |
3.6 | Исследовательская работа (опрос, анкетирование), творческая деятельность. | 2 | 1 | |
4 | Медицинская подготовка | 2 | ||
4.1 | Изучение состава аптечки первой медицинской помощи | 1 | 1 | |
4.2 | Изучение приемов оказания первой медицинской помощи | 1 | 1 | |
5 | Работа по пропаганде безопасного поведения на улицах и дорогах | 7 Всего 36 часов. Один раз в неделю- среда | ||
5.1 | Выход на улицы города- акции | |||
5.2 | Проведение викторин, конкурсов | |||
5.3 | Просмотр видеофильмов | |||
5.4 | Выпуск радиопередачи по материалам ГИБДД | |||
5.5 | Плавание в бассейне ( физическая подготовка отряда) |
Всего часов: 36
Один раза в неделю - среда
Планирование работы
отряда ЮИД «Безопасное колесо» на 2014-2015 учебный год
Сентябрь
1.Провести общий сбор членов отряда ЮИД. Распределение обязанностей. Оформление уголка отряда.
2.Принять активное участие в проведении недели безопасности движения в рамках операции «Внимание – дети»
Октябрь
3.Городская социальная акция «Авто- кресло детям»
Ноябрь
1.Выступление агитбригады с театром « Дядя Светофоров» в начальной школе
2. Выпустить красочный плакат – напоминание ребятам о соблюдении правил дорожного движения в дни осенних каникул.
3. Городская акция: « День памяти погибших в ДТП» (традиция для отряда).
Декабрь
Конкурс рисунков : « Автомобиль-дорога и я »
Январь
Провести викторину для учащихся начальной школы по ПДД « Вопросы Дядюшки Светофора»
Февраль
1.На классных часах рассказать о детском дорожно-транспортном травматизме в районе, используя данные ГИБДД.
2.Конкурс сочинений «Памятка для водителя», « Письмо от погибшей в ДТП девочки»
Март
Участие в городском конкурсе образовательных программ : « Профильный лагерь ЮНДА»
Городская акция : « Движению- наше уважение! 3- этапа»
Апрель
Круглый стол для среднего звена школы: « Выбери жизнь»
Городская акция : « Весенняя неделя Добра – Оберег»
Май
Рейд «Поговорим с нарушителем»
Игровой модуль для начальной школы «Беседка у Светофорика»,
Июнь
Реализация летней образовательной программы « ЮНДА» в профильном лагере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Древняя Русь. Cценарий интеллект-шоу Колесо истории:Царская Россия.
История – это живая связь времён. Настоящее берёт начало в прошлом. Мы благодарны тем людям, которые жили до нас, за то, что они сберегли и сохранили нашу Родину. А будут ли п...
Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.
Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо...
Профилактическая программа "Дорога безопасности"
Программа реализуется в летнем профильном лагере "ЮНДА" для оздоровления детей и их участия в социально-значимых мероприятиях города...
Программа внеурочной деятельности «Безопасное колесо»
Возраст учащихся, на которых рассчитана программа: (3-4 класс).Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 1 год.Режим занятий: 1 раз в неделю.Количество учащихся в учебной ...
Профилактическая программа "Мой выбор"
В документе разработаны пути реализации профилактической программы "Мой выбор" в систему воспитательной работы образовательного учреждения...
Технологическая карта урока "Разборка-сборка колес. Балансировка колес"
К учебной практике...
Технологическая карта урока "Регулировка подшипников ступиц колес, углов установки колес"
Урок учебной практики...