Рабочая программа профессионального модуля МДК01.02 Технология и организация строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий
рабочая программа на тему
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности 20.02.03 (280104) Природоохранное обустройство территорий в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и производство работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий и соответствующих профессиональных компетенций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkd03.02.vodosnabzhenie_41_gr_malyhina_n.v.docx | 70.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)
Техникум гидромелиорации и механизации сельского хозяйства
(филиал)
ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. ВЕРНАДСКОГО»
в пгт. Советский
СОГЛАСОВАНО Зам.директора по учебной работе: ______________С.В.Ященко «___»_______________ 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор Техникума гидромелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. « ___» ______________2015г . |
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНГАБЖЕНИЯ, ОБВОДНЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
МДК 03.01. ОБЪЕКТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ОБВОДНЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
МДК 03.02. ТЕХНОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ ОБЪЕКТОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ВОДОСНГАБЖЕНИЯ И ОБВОДНЕНИЯ
специальность 20.02.03 Природоохранное обустройство территорий
(базовая подготовка)
2015
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 20.02.03. Природоохранное обустройство территорий (базовая подготовка)
Организация-разработчик: Техникум мелиорации и механизации сельского хозяйства (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И.Вернадского в пгт. Советский
Разработчики:
Малыхина Надежда Владимировна,
Преподаватель первой квалификационной
категории _____________________ Н.В.Малыхина
Артамонова Светлана Владимировна,
преподаватель первой квалификационной
категории ________________ С.А.Артамонова
Программа учебной дисциплины рассмотрена на заседании Методического совета (Протокол № от 2015г.)
Методист _______________ Т.В.Ставрук
Программа профессионального модуля рекомендована цикловой комиссией гидромелиоративных дисциплин по направлению подготовки 20.00.00 Техносферная безопасность и природообустройство (Протокол № от 201 г.)
Председатель _______________ М.И.Кормочи
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 4 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
3. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 9 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 21 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 24 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 3 Организация и производство работ по строительству объектов
сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий
1.1. Область применения рабочей программы.
Рабочая программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности 20.02.03 (280104) Природоохранное обустройство территорий в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и производство работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Организовывать выполнение работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий;
2. Контролировать обеспеченность участка строительства объектов водоснабжения и обводнения территорий технологическими комплектами;
3. Организовывать разгрузку и складирование материалов, конструкций и деталей, поступающих на строительную площадку с соблюдением технологических требований, обеспечение их сохранности и рационального расходования.
4. Вести на участке объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения оперативно-технический учёт.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля :
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающихся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- привязки проектов типовых сооружений сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения к местным условиям строительства;
- организации разгрузки и складирования материалов, конструкций и деталей, поступающих на строительную площадку объектов водоснабжения и обводнения, с соблюдением технологических требований, обеспечения их сохранности и рационального расходования;
- контроля обеспеченности участка строительства объектов водоснабжения и обводнения технологическими комплектами;
- оперативного планирования и руководства производством работ на участке строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения в соответствии с проектной документацией и конкретными условиями строительной площадки;
- контроля качества работ на участке строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения;
- оперативно-технического учета выполненных работ на строительстве объектов водоснабжения и обводнения;
уметь:
- читать рабочие чертежи сооружений, деталировку водопроводной сети;
- составлять разбивочный чертеж, переносить в натуру проекты сооружений сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения ;
- производить геодезический контроль при строительстве;
- пользоваться проектно-сметной документаций на строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий;
- определять по внешним признакам и маркировке вид и качество строительных материалов и изделий, используемых на строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения, устанавливать области их применения с учетом характера действующих нагрузок и условий внешней среды;
- пользоваться технической и справочной литературой, техническими условиями, стандартами, каталогами унифицированных деталей и конструкций для строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения;
- проводить инструктаж по условиям производства работы и оплаты труда на строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения, оформлять задание на выполнение работ;
- определять возможности складского хозяйства строительной площадки объектов водоснабжения и обводнения для размещения материалов, конструкций, деталей и оборудования, определять соответствие условий их хранения нормативным;
- оформлять погрузочно-разгрузочные документы на грузы, поступающие на строительную площадку;
- пользоваться технологическими картами на производство работ по строительству объектов водоснабжения и обводнения, привязывать типовую технологическую карту к конкретным сооружениям и условиям строительства;
- производить исполнительную съемку;
- пользоваться картами трудовых процессов;
- корректировать оперативные планы работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения в зависимости от конкретных условий их производства, в том числе в нестандартных ситуациях;
- разрабатывать предложения по совершенствованию организации и технологий производства работ на строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения;
- мотивировать и стимулировать трудовую деятельность исполнителей, выбирать различные методы и приемы стимулирования труда;
- составлять локальные сметы на строительство объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения, пользоваться нормативными документами при их разработке;
- пользоваться технологической картой при проведении контроля и оценки качества работ на строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения , выявлять дефекты в ходе строительства, определять меры по их устранению и предупреждению;
- оформлять в ходе строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения необходимую документацию по утвержденным формам;
знать:
- особенности и виды систем сельскохозяйственного водоснабжения, схемы водоснабжения населенного пункта, расположение водопроводных сетей;
- способы соединения труб, фасонные части, водопроводную арматуру для наружных трубопроводов;
- состав, назначение и конструкцию сооружений на трубопроводах, правила их размещения;
- конструкцию водозаборных, регулирующих и запасных сооружений в зависимости от вида водоисточника, рельефа и других условий;
- классификацию насосов, характеристику и принцип работы центробежных насосов, общие сведения о водоподъёмниках, применяемых в сельскохозяйственном водоснабжении;
- виды насосных станций, основное оборудование станций, порядок определения напора насосной станции;
- сущность обводнения, особенности водоснабжения на обводняемых территориях;
- строительные процессы и операции при прокладке наружных водопроводов, порядок промывки, дезинфекции и сдачи трубопроводов в эксплуатацию;
- требования к качеству питьевой воды и основные методы его улучшения;
- основы водоотведения и способы очистки сточных вод;
- виды, состав и содержание проектных документов, условности изображений на чертежах объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий;
- правила и нормы, регламентирующие порядок транспортирования, приемки, разгрузки, хранения строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования для строительства объектов водоснабжения и обводнения, порядок оформления документов, составляемых при их приемке и выдаче;
- требования к складским помещениям;
- условия обеспечения строительства электроэнергией, сжатым воздухом и водой;
- действующие нормы, правила и стандарты: государственные стандарты (ГОСТы), строительные нормы и правила (СНиП), регламентирующие качество работ на строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения;
- виды контроля, применяемые при строительстве, их назначение, сроки и способы проведения;
- виды и формы документов, заполняемых в ходе строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения;
- условия оплаты труда в современных условиях строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения; 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
Всего – 519 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 411 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 286 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 125 часов;
учебной и производственной практики – 108 часа.
7
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Организация и производство работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий, в том числе профессиональными (ПК) и общими компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Организовывать производство работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий |
ПК 3.2 | Обеспечивать приемку, складирование, сохранность и рациональное расходование материалов, конструкций и деталей, поступающих на строительную площадку объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения |
ПК 3.3 | Контролировать качество работ на участке строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения |
ПК 3.4 | Ввести на участке объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения оперативно-технический учёт выполненных работ |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Соблюдать требования экологической безопасности и принципы рационального природопользования, нести ответственность за экологические последствия профессиональной деятельности |
ОК 3. | Обеспечивать соблюдение правил и требований безопасного труда на производственном участке |
ОК 4 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 5 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 6 | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 7 | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности |
ОК 8 | Работать в коллективе и в команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 9 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных ), результат выполнения заданий |
ОК 10 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 11 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
8
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессио-нальных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производст венная (по профилю специально сти), ** часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабо- раторные работы и практичес кие занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект) часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 3.1-3.4 | Раздел 1. Подготовка к строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения, обеспечение строительной площадки технологическими комплектами | 270 | 168 | 70 | - | 78 | - | 24 | - |
ПК 3.1-3.4 | Раздел 2. Организация и производство работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий | 177 | 118 | 52 | - | 47 | - | 12 | - |
Производственная практика (по профилю специальности), часов | 72 | 72 | |||||||
Всего: | 519 | 286 | 122 | - | 125 | - | 36 | 72 |
_____________________________
* Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
**Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1 ПМ.3 Подготовка к строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения, обеспечение строительной площадки технологическими комплектами | 270 | |||
МДК 03.01. Объекты сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения и материалы для их строительства | 270 | |||
Введение | Понятие о водоснабжении. Системы водоснабжения. Значение водоснабжения и обводнения в сельскохозяйственном производстве. Схемы водоснабжения населенного пункта. | 2 | ||
Тема 1.1. Источники водоснабжения | Содержание | 22 | ||
1 | Природные водные ресурсы и их использование для целей водоснабжения Требования, предъявляемые к источникам сельскохозяйственного водоснабжения. Выбор источника водоснабжения. Забор воды из поверхностных источников. Классификация водозаборов | 2 2 2 2 2 2 | 2 | |
2 | Общая схема водозабора из поверхностного источника. Водозаборы русловые. Конструкции водоприёмников. Водозаборы береговые. Санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений. Государственный контроль за использованием и охраной водных объектов | 2 | ||
3 | Добыча воды из подземных источников . Характеристика подземных вод.. Приток воды к колодцам. Зависимость дебита колодца от различных факторов. | 2 | ||
4 | Прием подземных вод. Водозахватные фильтры. Явления, вызывающие нарушение работы водозабора. Требования к фильтрам. Типы фильтров, их расчет | 2 2 2 | ||
5 | Водозаборные скважины и её элементы. Способы сооружения. Фильтры водозаборных скважин, их конструкция и подбор. | |||
6 | Шахтные колодцы и горизонтальные водозаборы. Назначение и конструкция. Способы строительства. Фильтры. | |||
Практические занятия | 10 | |||
1 | Ознакомление по техническим (технорабочим) проектам с устройством руслового водозабора, вычерчивание схемы | 2 4 4 | ||
2 | Ознакомление по техническим (технорабочим) проектам с устройством водозаборной скважины, вычерчивание схемы | |||
3 | Ознакомление с конструкцией фильтров водозаборных скважин. Выбор типа фильтра. Расчет фильтров трубчатых колодцев. | |||
Тема 1.2 Потребление воды в сельском хозяйстве | Содержание | 12 | ||
1 | Потребление воды. Состав и расчётное количество водопотребителей. Нормы потребления воды для различных категорий водопотребителей. Режим водопотребления. Определение расчётных расходов воды. | 4 | ||
Практические занятия | 8 | |||
1 | Расчет водопотребности населенного пункта. Определение расчетных расходов воды. Построение сводного суточного графика водопотребления и интегральной кривой водопотребления. | |||
Тема 1.3. Водопроводные сети. Материалы и арматура | Содержание | 42 | ||
1 | Способы транспортирования воды. Требования к сетям и водопроводу. Режим работы водопровода. Свободные напоры в сети. Понятие о водоводах и разводящих водопроводных сетях. Тупиковые, кольцевые и комбинированные схемы, их достоинства и недостатки. | 2 4 2 2 2 2 2 | 2 | |
2 | Гидравлический расчет водопроводной сети: расчетная схема отбора воды из сети; назначение диаметров и определение потерь напора в сети. Расчет тупиковой и кольцевой сетей. Особенности расчета сетей с контррезервуаром. Расходы воды на пожаротушение. Зонирование водопроводов. | 2 | ||
3 | Водоводы, водопроводные сети и их оборудование. Водопроводные трубы и трубопроводы. ГОСТы на трубы из различных материалов. Условия применения. Способы соединения. | 2 | ||
4 | Водопроводная арматура: запорно-регулирующая, предохранительная, водоразборная, её размещение на сети. Фасонные части. Деталировка сети. Повышение эффективности действующих систем подачи и распределения воды. | 2 | ||
5 | Сооружения на водопроводной сети и водоводах. Материалы для строительства сооружений. Испытания и дезинфекция трубопроводов. | 2 | ||
6 | Виды регулирующих и запасных сооружений, их классификация, назначение и место в системе водоснабжения. Способы определения регулирующей ёмкости при различных режимах подачи воды насосами. Водонапорная башня и её основные части. Конструкция водонапорных башен. | 2 | ||
7 | Резервуары их виды и назначение. Конструкция и оборудование резервуаров. Конструкция и принцип действия гидропневматических установок. Расчет сооружений. | 2 | ||
Практические занятия | 26 | |||
1 | Ознакомление с ГОСТами на трубы. Ознакомление с водопроводными трубами из различных материалов, водопроводной арматурой, фасонными частями и способами их соединения | 4 8 10 4 | ||
2 | Проектирование комбинированной водопроводной сети. Гидравлический расчет водопроводной сети: вычисление удельного, путевых и узловых расходов; распределение воды по сети и назначение диаметров труб; определение потерь напора и увязка кольцевой сети. | |||
3 | Составление деталировки сети и вычерчивание продольного профиля по водоводу. | |||
4 | Ознакомление с конструкцией водонапорной башни. Определение объема бака и высоты водонапорной башни. Подбор типовой водонапорной башни. | |||
Контрольная работа по темам 1.1-1.3 | 2 |
Тема 1.4. Водоподготовка | Содержание | 16 | |||
1 | Требования, предъявляемые к природным водам. Оценка качества природных вод. Физические и органолептические свойства, химический состав, бактериальные загрязнения природных вод | 2 6 | 2 | ||
2 | Основные методы улучшения качества воды. Технологии улучшения качества воды. Схемы очистных станций . Состав, назначение и конструктивные особенности сооружений. Обеззараживание воды. Применение современных высокоэффективных методов обеззараживания воды | 2 | |||
Практические занятия | 8 | ||||
Ознакомление с сооружениями очистной станции по типовым проектам. Расчет сооружений для осветления воды и составление высотной схемы очистной станции | |||||
Тема 1.5. Насосы и насосные станции | Содержание | 26 | |||
1 | Средства механизации подъёма воды. Классификация насосов. Центробежные насосы, их устройство, принцип действия и классификация. Характеристики центробежных насосов. Понятие о регулировании подачи и напора центробежных насосов. Параллельная и последовательная работа центробежных насосов | 6 2 2 2 | 2 | ||
2 | Общие сведения об осевых, вихревых, струйных, поршневых насосах, эрлифтах, их эксплуатации | 2 | |||
3 | Общие сведения о насосных станциях. Здания и оборудование насосных станций. Определение числа насосных агрегатов и размещение их в здании насосной станции. | 2 | |||
4 | Автоматизация насосных станций. Контрольно-измерительные приборы. Эксплуатация насосных станций | 2 | |||
Практические занятия | 14 | ||||
1 | Подбор насоса для забора воды из скважины | 6 8 | |||
2 | Разработка схемы компоновки здания насосной станции. Вычерчивание плана и разреза по машинному залу НС. | ||||
Тема 1.6. Водоснабжение сельскохозяйственных предприятий | Содержание | 6 | |||
1 | Централизованные, децентрализованные и комбинированные системы водоснабжения, их схемы. Выбор экономически выгодной системы. Групповые водопроводы | 2 2 | 2 | ||
2 | Обводнение земель. Водоснабжение на обводняемых территориях. Водоснабжение пастбищ. Определение потребности в воде на пастбищно-водопойном пункте. Оборудование на водопойном пункте. | 2 | |||
Практическое занятие | 2 | ||||
1 | Расчёт водопойного пункта. Определение площади одного выпасного участка. Определение потребности в воде. Расчет длины водопойной линии. | ||||
Контрольная работа по темам 1.4-1.6 | 2 | ||||
Тема 1.7 Особенности изысканий и проектирования с/х водоснабжения | Содержание | 2 | |||
1 | Разведочные работы под водозаборные скважины. Стадии проектирования. Выбор наивыгоднейшего варианта. Определение стоимости строительства и себестоимости воды. | 2 | 2 | ||
Тема 1.8 Основы бурения | Содержание | 8 | |||
1 2 3 4 | Мелкое ударно-вращательное бурение. Неглубокое ударно-вращательное бурение и область его применения. Буровой снаряд и подъемные приспособления. Буровой инструмент. Производство ударно-вращательного бурения. Ударно-канатное бурение. Буровые инструменты и буровой снаряд. Схема буровой установки ударно-канатного бурения. Производство ударно-канатного бурения. Вращательное (роторное) бурение. Буровой снаряд. Способы промывки скважин. Глинистые растворы и их свойства. Схема буровой установки для роторного бурения. Производство роторного бурения. Колонковое и шнековое бурение и их применение. Буровой снаряд. Схема буровой установки. Производство колонкового бурения.Понятие о других видах бурения. | 2 2 2 2 | 2 | ||
2 | |||||
2 | |||||
2 | |||||
Тема 1.9. Основы водоотведения | Содержание | 28 | |||
1 | Схемы и системы водоотведения. Сточные воды. Общая схема водоотведения. Схемы водоотведения населенных пунктов. Системы водоотведения. Условия приема сточных вод в систему водоотведения. | 2 2 2 | 2 | ||
2 | Исходные данные для проектирования сетей водоотведения. Расчетный период действия водоотведения. Расчетное количество населения. Коэффициенты неравномерности водоотведения. Расчетные расходы различных бытовых и производственных сточных вод. Определение расходов при помощи модуля стока. Графики колебания притока сточных вод. | 2 | |||
3 | Проектирование сетей водоотведения | 2 | |||
Разбивка территории на бассейны. Принцип трассирования. Схемы трассирования. Глубина заложения и расположения труб в поперечном сечении. Определение рас ходов на расчетных участках. | 2 | 2 | |||
4 | Проектирование внешней сети водоотведения населенного пункта. Проектирование сети на плане М 1:2000. характеристика водопотребителей. Режим водопотребления. Режим водоотведения. Начальная глубина заложения уличной сети водоотведения. Составление схемы с расчетными расходами | ||||
5 | Гидравлический расчет сети водоотведения Особенности движения сточных вод. основные гидравлические характеристики потока. Равномерное и неравномерное движение. Расчетные формулы для гидравлического расчета сети. Степь наполнения тр-да, расчетные скорости, минимальные уклоны и диаметры для бытовых и производственных сетей. Задачи расчета безнапорных сетей водоотведения. Определение диаметров, уклона, скоростей и наполнения трубопровода по заданному расходу и уклону поверхности земли. Составление расчетной схемы. Построение продольного профиля по коллектору | 6 2 4 4 2 | 2 | ||
6 | Состав и свойства сточных вод и осадка Различные виды загрязнения, их характеристика. Аэробные и анаэробные процессы. Нитрофикация и денитрификация. Биохимическая очистка сточных вод. Бактериальная загрязненность. | 2 | |||
8 | Методы очистки сточных вод .Механическая очистка сточных вод Схемы станций для очистки сточных вод. Сооружения механического очищения. Решетки, расчет решеток. Дробилки. Песколовки. Конструкция и работа песколовок. Количество и состав задержанного осадка. Оценка эффективности работы песколовок. Расчет. Обработка осадка из песколовок. Песчаные площадки и бункеры. Отстойники. Процесс отстаивания. Классификация отстойников, принцип работы. Транспортирование осадка. Оценка эффективности работы отстойников. | 2 | |||
9 | Биологическая очистка сточных вод. Процессы биохимической очистки. Сооружения для очистки. Поля орошения, суть очистки на них. Поля фильтрации, их назначение, особенности использования. Эксплуатация полей орошения и фильтрации. Аэротенки. Принцип очистки, схемы работы, условия применения. Схемы аэрации. Условия применения. Типы аэраторов. Конструкция. Оценка эффективности. Правила технической эксплуатации. | 2 | |||
10 | Комплексная контрольная работа | ||||
Практическое занятие | 2 | ||||
Ознакомление по техническим (технорабочим) проектам со схемами размещения и устройством систем водоотведения. Изучение по типовым проектам конструкций сооружений систем водоотведения | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ .3 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, дополнительных источников (по вопросам, заданным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление работ, отчетов и подготовка к их защите. Самостоятельное изучение основных положений требований ГОСТ к качеству строительных материалов, используемых при строительстве систем сельскохозяйственного водоснабжения и водоотведения (по указанию преподавателя). Тематика внеаудиторной ( домашней ) самостоятельной работы: Описать в конспекте мероприятия по борьбе с внутридонным льдом в русловых водозаборах Составить конспект «Искусственное пополнение подземных вод». Вычертить поперечный профиль реки и элементы водозабора. Решение задач по определению дебита скважины по индивидуальным данным. Законспектировать: бесфильтровые скважины; кяризы; лучевые водозаборы. Вычертить схемы сетчатого и гравийного фильтров. Начертить геологический разрез скважины (по заданию преподавателя). Решение задач по определению расчётных расходов воды Построить сводный суточный график водопотребления и интегральную кривую водопотребления на основе расчётных данных. Реферат на тему: ,,Трубы применяемые в водоснабжении,, Составить конспект по вопросам: Устройство трубопроводов; укладка труб; защита от коррозии. Подготовить презентацию на тему: «Устройство водопровода из труб ПНД». Вычертить деталировку водопроводной сети с расшифровкой условных обозначений (по индивидуальному заданию преподавателя). Вычертить продольный профиль по водоводу ( по индивидуальному заданию ) Описать в отчете по ПР конструкцию принятой водонапорной башни. Составить конспект по вопросам: Осветлители со взвешенным осадком; двухслойные скорые фильтры и контактные осветлители. Используя различные источники, включая Интернет, составить конспект «Новые способы обеззараживания воды». Составить схемы установок опреснения и по типовым проектам обессоливания воды. Подготовить сообщения: - о системе государственного контроля за использованием и охраной водных объектов с вычерчиванием структуры системы; - предложить инженерные мероприятия по сохранению запасов подземных вод. - привести примеры мероприятий по сбору нефтепродуктов с поверхностных источников. Решение задач по сопоставлению вариантов. Реферат на тему: ,,Производство работ по ударно-канатному и роторному способам бурения,, Доклад: ,,Современное состояние водоемов,, Законспектировать6 перекачивание сточных вод, обеззараживание сточных вод и выпуск их в водоемы, очистные сооружения в животноводстве. Доклад: ,,Охрана водоемов от загрязнения сточными водами и рациональное использование очищенных сточных вод. | 78 |
Учебная практика Виды работ: Ознакомление с действующей водопроводной сетью и водозаборными очистными сооружениями. Ознакомление с действующей канализационной сетью и очистными сооружениями. Ознакомление с водопроводными насосами и насосными станциями. Ознакомление с устройством напорно-регулирующих сооружений | 24 |
Раздел 2. Руководство технологическими процессами по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения | 177 | |||
МДК.03.02. Технология и организация работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения, обводнения и канализации | 177 | |||
Тема 2.1. Основные положения по строительству водопроводных сетей | Содержание | 6 | ||
1 | Объекты строительства. Материалы, используемые в строительстве. Пути экономии строительных материалов. Глубина заложения трубопроводов. Вычисление объёмов работ. Способы производства земляных работ. Нормативные документы и производственные нормы. Строительные процессы и их структура. Строительные операции при строительстве водопроводных сетей. | 4 | 2 | |
Практические работы | 2 | |||
Вычисление объёмов земляных работ по строительству трубопроводов и сооружений. |
Тема 2.2. Комплексная механизация работ | Содержание | 10 | |||
1 | Комплексная механизация работ. Подбор машин для комплексной механизации строительно-монтажных работ при строительстве систем сельскохозяйственного водоснабжения. Выбор ведущих машин. Технико-экономические показатели при выборе комплекта машин | 4 | 2 | ||
2 | Расчёт производительности машин, пути её повышения. Технологические карты | 2 | 2 | ||
Практические работы | 4 | ||||
Выполнение технологических расчётов с использованием нормативных документов. | |||||
Тема 2.3. Производство работ по устройству траншей | Содержание | 16 | |||
1 | Разбивка трассы трубопровода и характерных её точек. Исходная документация, составление разбивочного чертежа, вынос проекта в натуру. | 2 | 2 | ||
2 | Способы устройства траншей под трубопроводы из различных материалов. Бестраншейная укладка (щитовой и штольный способы). Осушение траншей. Засыпка траншей. Подводные траншеи. Контроль качества работ при строительстве | 4 | 2 | ||
Практические работы | 10 | ||||
1 | Составление разбивочного чертежа исполнительной геодезической схемы водопровода: план и профиль с использованием проектных материалов. | 6 4 | |||
2 | Определение необходимого количества рабочих, подбор комплекта машин. | ||||
Тема 2.4. Производство работ по прокладке трубопроводов | Содержание | 12 | |||
1 | Устройство водопроводной сети из стальных труб. Сварка трубопроводов. Антикоррозийные покрытия. Устройство водопроводной сети из асбестоцементных труб. | 2 4 | 2 | ||
2 | Укладка и монтаж трубопроводов из различных материалов. Требования безопасности при строительстве водопроводных сетей. Использование ресурсо- и энергосберегающих технологий | 2 | |||
Практические работы | 6 | ||||
1 | Определение состава и способов производства работ при монтаже водопроводной сети из различных материалов | 4 2 | |||
2 | Подбор комплекта машин | ||||
Тема 2.5. Производство работ по строительству сооружений на водопроводной сети | Содержание | 6 | |||
1 | Монтаж колодцев. Монтаж арматуры и устройств. Монтаж водоразборных колонок, пожарных гидрантов. | 2 1 | 2 | ||
2 | Устройство дюкеров, акведуков, переходов. | 2 | |||
3 | Строительство скважин. Механизация работ | 1 | 2 | ||
Практические работы | 2 | ||||
Ознакомление с технологией монтажа водоразборных колонок, пожарных гидрантов | 2 | ||||
Тема 2.6. Контроль качества выполненных работ | Содержание | 10 | |||
1 | Контроль за ходом строительства. Акты на скрытые работы. Испытание трубопроводов. Исполнительная документация. Промывка и дезинфекция трубопроводов, сдача их в эксплуатацию | 4 | 2 | ||
Практические работы | 6 | ||||
1 | Составление исполнительной документации на строительство водопроводной сети. | 4 2 | |||
2 | Составление актов на скрытые работы, актов приемки работ | ||||
Тема 2.7. Особенности технологии строительства при реконструкции сооружений | Содержание | 4 | |||
1 | Подготовительные работы. Разборка сооружений (способы: ручной, механизированный, термический, буровзрывной). Замена гидроизоляции. Усиление фундамента. Монтаж при реконструкции сооружений | 4 | 2 | ||
Тема 2.8. Техника безопасности при строительстве водопроводных сетей | Содержание | 4 | |||
1 | Техника безопасности при производстве земляных, изоляционных, сварочных работ, разгрузочных и подъёмно-спусковых работах. Приборы, работающие под давлением | 4 | 2 | ||
Тема 2.9. Эксплуатация водопроводной сети, ликвидация аварий | Содержание | 6 | |||
1 | Техническая документация. Эксплуатация водоводов. Эксплуатация сооружений на сети. Причины аварии. Составление дефектной ведомости. Ремонт сети | 4 | 2 | ||
Тема 2.10. Производственная база строительства систем сельскохозяйственного водоснабжения | Содержание | 10 | |||
1 | Структура строительных и ремонтно-эксплуатационных организаций. Организация проектирования, состав проектов. | 2 2 2 | 2 | ||
2 | Состав производственных баз строительных и ремонтных организаций. Выбор оборудования. Организация материально-технического снабжения | 2 | |||
3 | Складское хозяйство. Обеспечение условий хранения строительных материалов | 2 | |||
Практические работы | 4 | ||||
Ознакомление с документами, применяемыми на строительстве систем сельскохозяйственного водоснабжения. Оформление документов на погрузочно-разгрузочные работы | 4 | ||||
Тема 2.11. Календарный план строительства водопроводной сети | Содержание | 18 | |||
1 | Календарные планы строительства, их виды, содержание, назначение. Нормативно-техническая документация. | 4 | 2 | ||
2 | График движения рабочей силы. | 2 2 | 2 | ||
3 | Вопросы охраны труда в календарных планах | 2 | |||
Практические работы | 10 | ||||
1 | Составление календарного плана строительства водопроводной сети | 10 | |||
Тема 2.12. Сметная стоимость строительства водопроводной сети | Содержание | 16 | |||
1 | Структура сметной стоимости строительства. Прямые затраты. Накладные расходы. Плановые накопления. Состав и порядок разработки сметных документов: калькуляции транспортных расходов, строительных материалов, стоимостей машино-смен, локальных и объектных смет. Сводные сметы. Структура затрат, учитываемых в составе сводной сметы на строительство | 4 2 2 | 2 | ||
2 | Нормативные документы, используемые при составлении смет. Сметные нормы. Сметные цены. Единичные расценки. | 2 | |||
3 | Учет в сметах непредвиденных расходов и затрат. Ликвидная стоимость. Возвратные суммы. Назначение и содержание сводки затрат. Порядок утверждения смет. Финансирование государственного строительства | 2 | |||
Практические работы | 8 | ||||
Ознакомление со сметной документацией в проектах строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения. | 2 6 | ||||
Определение сметной стоимости строительства водопровода | |||||
Самостоятельная работа при изучении раздела 1 ПМ Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы, дополнительных источников (по вопросам, заданным преподавателем). Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление работ, отчетов и подготовка к их защите. Самостоятельное изучение основных положений требований ГОСТ к качеству строительных материалов, используемых при строительстве систем сельскохозяйственного водоснабжения и водоотведения (по указанию преподавателя). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Подготовить презентацию на тему: «Способы понижения уровня грунтовых вод при строительстве трубопроводов». Подготовить сообщения: Составить конспект: «Способы очистки труб от заиления» Составить конспект: «Применение современных способов прокладки водопроводных труб» Подготовить презентацию на тему: «Основные способы крепления вертикальных стен траншеи» Провести технико-экономическое сравнение вариантов разработки грунта различными землеройными машинами. Решение задач по экономическому сравнению вариантов при использовании различных материалов труб Построить график движения рабочих сил и механизмов по данным практического занятия. Составить конспект: «Взрывные работы при строительстве водопроводной сети». Определить стоимость строительства водопроводной сети по укрупнённым показателям | 47 1 1 1 4 4 2 6 6 8 4 4 6 | ||||
Учебная практика Виды работ Ознакомление с производственной базой водохозяйственных предприятий («Водоканал», «Управление водного хозяйства», «Коммунальное хозяйство» др.) Ознакомление с арматурой и сооружениями водопроводной сети Ознакомление с ремонтно-аварийными работами на водопроводной сети | 12 | ||||
Производственная практика (по профилю специальности) Участие в ремонтно-строительных работах на водопроводной сети. Участие в составлении исполнительной документации (акты на скрытые работы, акты испытаний трубопроводов, разбивочных чертежей и т.д.). Участие в проведении испытаний трубопроводов. Выполнение ручной доработки траншей при строительстве водопроводной сети. Участие в составлении дефектных ведомостей. Участие в производстве разбивочных работ | 72 | ||||
Всего | 469 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Материально-техническое обеспечение:
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных лабораторий:
- сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения,
- инженерной геодезии,
- строительных материалов и изделий,
- механизация, технология и организация работ по природообустройству,
- информационного обеспечения профессиональной деятельности;
кабинетов:
- инженерной графики,
- менеджмента и правового обеспечения профессиональной деятельности,
- стандартизации и метрологии,
- охраны труда и безопасности жизнедеятельности,
- геологии и гидрогеологии.
Оборудование учебной лаборатории и рабочих мест лаборатории сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (плакаты, видеофильмы);
- натуральные образцы: труб из разных материалов (отрезки), водопроводной арматуры, фасонных частей; различной водопроводной арматуры;
- макеты насосов; бурового оборудования и др.
- СНиПы, ГОСТы, СаНПин;
- стенды с деталировкой сети, конструкцией сооружений;
- комплекты бланков технологической документации;
- комплекты технических (технорабочих) проектов;
- учебно-методические материалы: учебная и справочная литература, инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор.
Оборудование учебной лаборатории и рабочих мест лаборатории механизации, технологии и организации работ по природообустройству:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- наглядные пособия (плакаты, видеофильмы);
- макеты машин и механизмов по строительству;
- СНиПы, ГОСТы;
- комплекты бланков технологической документации;
- комплекты технических (технорабочих) проектов;
- учебно-методические материалы: учебная и справочная литература, инструкционные карты для проведения практических занятий, комплект индивидуальных заданий для обучающихся; комплекты контрольных вопросов и заданий.
Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить концентрированно.
4.2. Информационное обеспечение обучения:
Перечень используемых учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы
Основной источник:
- Сомов М.А., Квитка Л.А. Водоснабжение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.
- Варфоломеев Ю.М., Орлов В.А. Санитарно-техническое оборудование зданий. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008.
- Каддо М.Б. Попов К.Н. Строительные материалы и изделия. – М.: Высшая школа, 2008.
- Киреева Ю.И., Лазоренко О.В. Строительные материалы и изделия. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
- Шальнов А.П., Яковлев Г.И. Технология и организация строительства водопроводных и канализационных сетей и сооружений. – М.: Стройиздат, 1981.
- СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети.
- СаНПин 2.1.4.559-96. Санитарные нормы и правила.
Дополнительные источники:
- Карамбиров Н.А. Сельскохозяйственное водоснабжение. – М.: Агропромиздат, 1986.
- Оводов В.С. Сельскохозяйственное водоснабжение и обводнение. – М.: Колос, 1984.
- Логинов В.П., Шуссер Л.М. Справочник по сельскохозяйственному водоснабжению.-М.: Колос, 1980.
- Иванов Е.С. Организация строительства объектов природообустройства. – М.: КолосС, 2009.
- Громов В.И.Организация и производство гидротехнических
работ. - М.: Колос, 1974 - Ясинецкий В.Г., Фенин Н.К. Организация и технология гидротехнических работ. – М.: Агропромиздат, 1990.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса:
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Организация и производство работ по строительству объектах сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий» является освоение учебной практики для получения первичных профессиональных навыков по разделам модуля и учебной практики в рамках профессионального модуля «Выполнение работ по профессии рабочего».
Освоению модуля «Организация и производство работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий» предшествовует изучение общепрофессиональных дисциплин: инженерная графика, гидравлика, инженерная геодезия, геология и гидрогеология, а также профессионального модуля ПМ.01 «Организация и производство работ по строительству объектов природообустройства», т.к. в нем предусмотрено достаточно полное изучение строительных материалов и изделий, которые могут применяться и в сельскохозяйственном водоснабжении. Учитывая это обстоятельство избегаем дублирования учебного материала. Междисциплинарные связи принимаем во внимание и при рассмотрении вопросов организации и производства строительных работ, сметной стоимости строительства и изучаем те вопросы, которые имеют отношение непосредственно к сельскохозяйственному водоснабжению.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса:
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
- наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Организация и производство работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий» и специальности «Природоохранное природообустройство территорий».
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального модуля. Эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже одного раза в три года.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин: «Основы геологии и гидрогеологии», «Инженерная геодезия», «Машины и оборудование для природообустройства».
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результатов | Формы и методы контроля и оценки |
Организовывать выполнение работ по строительству сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий | - точность и скорость чтения чертежей сооружений сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения; - полнота и точность анализа проектно-сметной документации на строительство объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения; - выполнение привязки проектов типовых сооружений объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий к местным условиям строительства; - производство работ по строительству объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения в соответствии с технологическими картами; - выполнение привязки типовой технологической карты к конкретным сооружениям и условиям строительства объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий; - оформления документации, используемой при строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения территорий по установленным формам; - ясность, четкость, полнота изложения конструкций объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения; - соблюдение правил техники безопасности при производстве строительных работ. | - наблюдение за выполнением и оценка практических работ; - экспертное наблюдение и оценка выполнения работ на учебной и производственной практиках; - устный (письменный) опрос, тестирование; - оценка выполнения схем сооружений; - анализ производственных ситуаций; - оценка выступлений с сообщениями на занятиях/презентация портфолио по результатам самостоятельной работы Экзамен по МДК. Квалификационный экзамен по модулю |
Контролировать обеспеченность участка строительства объектов водоснабжения и обводнения территорий технологическими комплектами | - определение по внешним признакам и маркировке вида и качества строительных материалов и изделий для строительства систем водоснабжения и обводнения; - ведение контроля обеспеченности производственного участка строительства объектов водоснабжения и обводнения технологическими комплектами | - наблюдение за выполнением и оценка практических работ; - экспертное наблюдение и оценка выполнения работ на учебной и производственной практиках; - устный (письменный) опрос, тестирование; - оценка выполнения схем сооружений; - анализ производственных ситуаций; - оценка выступлений с сообщениями на занятиях/презентация портфолио по результатам самостоятельной работы Экзамен по МДК. Квалификационный экзамен по модулю |
Организовывать разгрузку и складирование материалов, конструкций и деталей, поступающих на строительную площадку с соблюдением технологических требований, обеспечение их сохранности и рационального расходования | - определение возможностей складского хозяйства для размещения материалов, конструкций, деталей и оборудования и соответствия условий их хранения нормативным; - оформление погрузочно-разгрузочных документов на строительные материалы и изделия в соответствии с установленными требованиями; - организация разгрузочных работ, складирование материалов и изделий, поступающих на строительную площадку, обеспечение их сохранности и рационального расходования в соответствии с установленными требованиям; | - наблюдение за выполнением и оценка практических работ; - экспертное наблюдение и оценка выполнения работ на производственной практике; - устный (письменный) опрос, тестирование, решение ситуационных задач; - выступления с сообщениями на занятиях/презентация портфолио по результатам самостоятельной работы Экзамен по МДК. Квалификационный экзамен по модулю |
Вести на участке объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения оперативно-технический учёт | - ведение оперативно-техничес-кого учёта выполненных работ на строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения; - оформление документации по учету выполненных работ, отчетности при строительстве объектов сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения по установленным формам | - экспертное наблюдение и оценка выполнения работ на производственной практике - оценка выполнения практического задания, оценка решения ситуационных задач; - устный (письменный) опрос, тестирование; Экзамен по МДК. Квалификационный экзамен по модулю |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | - объяснение сущности и социальной значимости избранной специальности; - наличие положительных отзывов по итогам производственной практики; | - устный опрос, оценка выступлений с сообщениями/презентации на занятиях по результатам самостоятельной работы; - экспертное наблюдение и оценка выполнения работ на учебной и производственной практиках; - оценка содержания портфолио студента |
ОК 2. Соблюдать требования экологической безопасности и принципы рационального природопользования, нести ответственность за экологические последствия профессиональной деятельности, выбирать способы повышения экологической безопасности профессиональной деятельности | - обоснование требований экологической безопасности и принципов рационального природопользования; - демонстрация соблюдения требований в период прохождения учебной и производственной практики; | - устный (письменный) опрос; - экспертное наблюдение и оценка выполнения работ на учебной и производственной практиках; |
ОК 3. Обеспечивать соблюдение правил и требований безопасного труда | - демонстрация соблюдения требований безопасного труда в период прохождения учебной и производственной практики; - наличие положительных отзывов по итогам производственной практики; | - экспертное наблюдение и оценка при выполнении работ на учебной и производственной практиках |
ОК 4. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач | - выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области сельскохозяйственного водоснабжения и обводнения; - самооценка эффективности и качества выполнения работ | - наблюдение за работой студента на занятиях; - мониторинг развития личностно-профессиональных качеств обучающегося |
ОК 5. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | - наблюдение и оценка работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций, участия в деловых и ролевых играх |
ОК 6. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | - подготовка рефератов, выступлений с использованием различных источников информации, включая электронные, и оценка их выполнения |
ОК 7. Использовать информационно-коммуни-кационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - наблюдение за выполнением работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях |
ОК 8. Работать в коллективе и в команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения; - проявление ответственности за работу подчиненных, результат выполнения заданий; | - наблюдение за ролью обучающихся в группе; - наблюдение и оценка работы в малых группах на занятиях, при выполнении работ на учебной и производственной практиках |
ОК 9. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий | - проявление интереса к дополнительной информации по специальности, расширению кругозора; - планирование обучающимся повышения личностного и квалификационного уровня; | - контроль выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; - открытые защиты творческих и проектных работ |
ОК 10. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | - планирование собственной деятельности, использование дополнительных источников для развития профессионального кругозора, - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности | - подготовка рефератов, выступлений с использованием различных источников информации; - наблюдение за участием студента на учебно-практических конференциях, в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах |
ОК 11. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности | - проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности | - наблюдение за участием студента на учебно-практических конференциях, в конкурсах профессионального мастерства, олимпиадах |
ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) | - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности. | - своевременность постановки на воинский учёт; - наблюдение за участием в воинских сборах |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по результатам качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ "МДК 02.01 Организация технологических процессов при строительстве, эксплуатации и реконструкции строительных объектов"
Рабочая программа профессионального модуля - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.01 Строительств...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 «ХРАНЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО 35.02.06 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35....
Рабочая программа Профессионального модуля 06 «Технология парикмахерских услуг» специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа
Рабочая программа ПМ.06 «Технология парикмахерских услуг» специальность 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции , специальность 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции(очная форма обучения)
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Хранение, транспортировка и реализация сельскохозяйственной продукции , специальность 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.01 Эксплуатация и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин и оборудования. Профессия 35.01.13 Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства
Программа профессионального модуля (далее примерная программа) - является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) СПО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02Выполнение технологических процессов на объекте капитального строительства 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной основной образовательной программой по специальности 08.02.0...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ХРАНЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ
Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Козловский многопрофильный аграрный колледж» РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению...