Главные вкладки
Киндяшова Елена Сергеевна
сайт педагога-психолога
Профессия: педагог-психолог
Профессиональные интересы: чтение литературы психологического содержания
Увлечения: Разведение комнатных растений
Регион: Тюменская область
Населенный пункт: село Ильинка Казанский район
Место работы: Ильинская СОШ филиал МАОУ Новоселезневская СОШ
Звание, ученая степень: БАКАЛАВР
Навигация
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/elena-sergeevna-kindyashovaЧтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе!"
Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начинаю здесь.
Моя профессия - психолог ..
...Или призвание это есть?
Я здесь касаюсь откровения,
Я здесь ступаю не спеша.
Моя профессия - доверье,
Моё призвание - душа.
В глазах напротив спеет вера
Иль ожидание её.
Моя профессия - есть мера.
Она - призвание моё.
Я отмеряю расстояние
Терпенью, поиску, борьбе,
Моя профессия - признание,
Моё призвание – путь к себе.
В нём всё - серьёзность и ирония,
Вершин триумф, игра теней.
Моя профессия - гармония,
Моё призвание – верность ей.
О.А. Коваль
О себе
Я жена и мама в своей семье, которую очень сильно люблю, ценю. С семьей мы предпочитаем активные виды отдыха, так сказать культурный туризм.В зимнее время на улице мы совершаем пешие прогулки, отправляясь на экскурсию, выбираем такие маршруты, которые будут интересны всем членам семьи без исключения. После экскурсии обмениваемся мнениями об увиденно. А в теплое время мы дружно катаемся на велосипедах, дети всегда в восторге от таких прогулок.
Не смотря на возраст детей, усталость и прочие обстоятельства, мы еженевно читаем перед сном. Это волшебное время, когда ненадолго жизнь может перенестись в сказку.
А еще я люблю комнатные цветы. Для меня - это жизнь!!!! Я готова с утра до ночи копаться в земле (пересаживать, поливать, сеять). Растюшки, мои детки, они радуют и заряжают позитивной энергетикой!!!!! Тот кто не любит цветы - не любит жизнь!!!!!
Я педагог-психолог в школе, потому что люблю детей, люблю вместе с ними совершать на уроке открытия, видеть в их глазах удивление, интерес к предмету. А главное, я снова возвращаюсь в детство. Я хороший друг и товарищ для всех близких и окружающих меня людей. А также ответственная, трудолюбивая, дисциплинированная, коммуникабельная, доброжелательная.
Книги, которые сформировали мой внутренний мир
Скажу честно, таких много. На разном этапе жизни это были разные книги. В детстве - сказки, которые формировали такие важные понятия, как любовь, добро, сострадание, помощь ближнему, сочувствие. В школьные годы - классическая литература. В юности, конечно, - любовная лирика .Сегодня больше читаю литературу по психологии и педагогике
.
Мой взгляд на мир
Эссе «Я и моя профессия».
Горжусь профессией своей
За то, что душу человека согреваю,
За то, что я могу понять детей
И детство вместе с ними проживаю.
Пусть отступают все сомненья прочь,
Уходят пусть тревога и забота.
Кусочек сердца людям
Отдавать-
Такая у психолога работа!
В.Я Миронова
В жизни каждого человека наступает момент принятия очень важных решений, которые в последствие определяют его дальнейший путь. Будучи еще ученицей в школе, я поняла, что хочу стать педагогом, но я и представить себе не могла, что когда - то буду психологом. Я очень горда тем, что выбрала для себя профессию педагога – психолога. Ведь моя профессия это не только работа – это интересная, но еще и сложная, бурная, полная эмоций жизнь, требующая больших душевных сил, связанных с творчеством, с восхищением чувств и вечной погоней за информацией.
Современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к человеку множество требований. Мое предназначение, как педагога-психолога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить гармоничному взаимодействию с окружающими, основанному, в первую очередь, на внутренней гармонии. Именно гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь.
Работа психолога – это взаимоотношения со многими людьми, умение понять, выслушать, помочь в различных житейских ситуациях. Моё профессиональное кредо – передача доброй энергии детям. Поэтому каждый свой рабочий день, я стараюсь проводить на позитиве. Всегда с улыбкой и добрым словом встречаю детей, родителей и коллег по работе. Каждое утро, проходя по коридорам своей школы, вглядываюсь в лица своих учеников и понимаю, кому я нужна и в каком качестве. Одному нужно помочь принять какое – либо решение, а другому - просто стать другом. И каждый раз приходится искать оригинальные, но в тоже время простые решения. Для меня, как психолога, очень важно, чтобы каждому ребёнку было комфортно в школе, чтобы ему хотелось спешить к друзьям и учителям с удовольствием, и он никогда не чувствовал себя одиноким и несчастным. Работая с детьми, я дарю им свою любовь и внимание, помогаю излечить их души, страхи, тревоги, почувствовать уверенность в себе, чтобы они росли психически здоровыми и счастливыми. Меня часто посещает мысль о том, что работать с детьми – это огромное счастье! Именно дети, и только они, умеют бескорыстно любить и своей любовью окрылять, вдохновлять и вселять уверенность. Я с радостью жду общения с ними, готовлюсь с волнением, стараюсь, чтобы оно было веселым, интересным и запоминающимся каждому малышу. И это общение доставляет мне радость и удовольствие, потому что чувствую – мы нужны друг другу!
Что касается непосредственно моей педагогической концепции, то она основывается на индивидуальном подходе к каждому ребёнку, я ориентируюсь на его потребности и возможности. Основная задача моей профессиональной деятельности - это организация эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе. Вся моя работа с детьми исходит из принципа «не навреди» и направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребёнка. Свою работу я строю на доверии, не забывая о профессиональной этике и ответственности. Практическая работа требует от меня глубоких знаний возрастных и индивидуальных особенностей учеников. Моя задача на каждой ступени образования состоит в том, чтобы адаптация детей проходила безболезненно. Применяемые мной диагностические методы и методики позволяют отслеживать динамику развития от поступления в школу, в течение всего обучения в начальной школе и при переходе к обучению в среднее звено. При подготовке занятий я стараюсь, чтобы они были интересные и разнообразные. Здесь у меня большой выбор, это и игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия и т.д. Ребята очень любят, когда занятия проходят в игровой форме, где они встречаются со сказкой, сопереживают сказочным героям. На моих занятиях детям легче осознавать причины своих волнений через сказочные образы. Если атмосфера на моих занятиях живая, непринуждённая, то я знаю, что ребята получили заряд положительных эмоций и я помогла им снять напряжение, утомление. Моя роль как педагога-психолога заключается в том, чтобы умело вовлечь детей в психологическую игру, помочь их взрослению, помочь всем и каждому в отдельности преодолевать трудности и преграды. Я уверена, что моя профессия поможет многим детям стать более уверенными в себе, гармоничными и счастливыми.
Труд психолог – это каждодневная работа не только с учащимися в школе и вне ее, но и регулярная работа над собой (накопление и обновление знаний передового опыта, приобретение все новых и новых умений и навыков), это постоянная встреча с новыми учениками, классами, ситуациями, овладение методикой, учебным материалом (жизнь ведь не стоит на месте), это систематический контроль над собой (так ли я все сделал, все ли меня поняли, усвоили тему, как мои подопечные к этому отнесутся?).Наверное поэтому я считаю профессию психолога очень интересной и творческой, требующей постоянного развития и совершенствования. Только хорошо образованный педагог может повести воспитанника в мир прекрасного, только увлеченный психолог может заинтересовать детей каким-либо делом. На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции. Это и побудило меня искать эффективные средства активизации образовательного процесса, творчески подходить к выбору и расположению материала, поиску новых методов работы. Для более продуктивного использования времени, стараюсь работу с воспитанниками сделать не только познавательной, но и творческой, разнообразить задания, применить различные формы и новые технологии. Прилагаю все силы к тому, чтобы детям на занятиях и в игре было интересно. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышление, память, воображение, растёт активность, формируется положительный эмоциональный фон. Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень. Участвую в методических объединениях, семинарах, активно занимаюсь самообразованием. Уроки коллег, мастер-классы и педагогические советы - это кирпичики фундамента моего успеха.
Моей профессии психолога, можно только позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает не прост, на психологическом тоже много трудностей и препятствий. Много новых задумок, главное, не останавливаться на достигнутом, а идти вперед несмотря ни на что, в ногу со временем! Поэтому, наверное, я продолжаю осваивать новейшие технологии, учиться и делать свое будущее!
И закончить свои размышления я бы хотела стихотворением:
Психолог учит жизни не бояться,
Всегда без страха двигаться вперед,
С проблемами играючи справляться.
Он выслушает, и всегда поймет.
Моё портфолио
Киндяшова Елена Сергеевна
В 2004 году окончила Щучинский гуманитарно-технический колледж по специальности «Преподавание в начальных классах» с присвоением квалификации учитель начальных классов.
В 2008 году окончила Кокшетауский государственный университет имени Ш.Уалиханова по специальности «Педагогика и психология» с присвоением академической степени БАКАЛАВР педагогики и психологии.
Сведения о курсах повышения квалификации:
- В 2010 г. прошла обучение в Областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования при управлении образования Акмолинской области по программе «Научно – теоретические и методическое обеспечение преподавания предмета «Самопознания» в объеме 36 часов
- В 2010году прошлапредаттестационные курсы для учителей начальных классов, в Областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования при управлении образования Акмолинской области по программе «Современные подходы к организации учебного процесса в начальной школе»
- В 2012 году прошла обучающий семинар по программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в объеме 72 часа
- В 2015 году окончила курсы повышения квалификации по программе: «Формирование психолого-педагогической компетентности педагогав рамках модернизации педагогического образования» в объеме 72 часов.
- В 2017 году прошла обучение по программе: «Медиация. Базовый уровень» в объеме 72 часа.
- В 2018 году прошла обучение на краткосрочных курсах повышения квалификации по программе Губернатора Тюменской области по повышению компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты» в объеме 20 часов.
- В 2019 году прошла обучение на семинаре – практикуме по теме «Травля в школе (буллинг): предпосылки возникновения, признаки, профилактика. Методы работы».
В долности педагога-психолога - с января 2015 года
Индивидуаьная тема самообразования: "Игротерапия как средство психотерапевтического воздействия на формирование личности"
Используемые психолого-педагогические технологии
АРТ – терапия
Душа не может думать, не рисуя.
Аристотель
Арт-терапия — это метод лечения посредством художественного творчества. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно — чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком.
Одно из важных преимуществ арт-терапии в том, что искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество — является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним конфликтом. Метод арт-терапии позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова: лепить счастье, рисовать печаль, писать о конфликтах.
Таким образом, арт-терапия представляет собой совокупность психологических методов воздействия, применяемых в контексте изобразительной деятельности клиента и психотерапевтических отношений и используемых с целью лечения, психокоррекции, психопрофилактики, реабилитации и тренинга лиц с различными физическими недостатками, эмоциональными и психическими расстройствами, а также представителей групп риска.
В своей практике я использую такие техники:
технику «Оригами» - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние больного. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, что является особенно важным, если клиент – ребенок .
технику «Монотипия» - термин монотипия произошёл от греческого слова один, единый отпечаток. Количество красок в монотипии любое. На листе бумаги ставим несколько довольно больших капель краски. Сгибаем листок пополам и плотно сжимаем. Развернув, видим необычные причудливые изображения. Далее дети придумывают рассказ о рисунке, сопровождаемый обсуждением.Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.
Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных.
Технику Дудлинг (от английского doodle – «бессознательный рисунок») – это рисование с помощью простых элементов (кружочков, закорючек, ромбиков, точечек, палочек и пр.).
Однако из этих простых элементов могут складываться сложнейшие композиции, поражающие воображение. Это рисунок, позволяющий «отключить мозг», открывающий дорогу чистому творчеству, не скованному правилами. В стиле дудлинга можно нарисовать пейзаж, портрет, забавных персонажей и много чего еще. Еще одной его особенностью является то, что рисунок не имеет четких границ, он может быть всего несколько сантиметров и быть какой угодно правильной или неправильной формы, а может занимать огромный лист и продолжать его можно до бесконечности.
Вы, наверняка, уже встречались с раскрасками антистресс? Они очень популярны сейчас. Раскрашивание небольших фрагментов этих рисунков обладает медитативными свойствами. А вот сами рисунки выполнены в технике дудлинг.
Преимущества дудлинга
- Простота. Вам не нужно уметь красиво рисовать – нужно просто выбрать любой элемент и начать заполнять им пространство листа. Это может быть волнистая линия или круги произвольного размера. Нарисовать их достаточно просто даже ребенку. Также можно использовать готовые уроки или шаблоны, чтобы расширить свой арсенал элементов.
- Доступность. Для этих техник требуется самый минимум материалов – достаточно черной или цветной ручки и листа бумаги.
- Гибкость. Рисование занимает ровно столько времени, сколько вы можете себе позволить. Вы не только не ограничены во времени, но также нет и нижней границы. Вы можете порисовать всего несколько минут и даже за это короткое время насладиться творческим процессом.
- Расслабляет и отвлекает. Такая тонкая творческая работа помогает отвлечься от назойливых мыслей и успокоить свой ум. Кроме того, рисование – это еще и прекрасный способ выразить свои эмоции на бумаге и обрести душевное равновесие.
- Повышает концентрацию внимания. Рисование мелких однотипных элементов помогает сконцентрироваться на деталях и удержать внимание на важных мыслях.
- Эффективно при поиске различных решений. Процесс рисования стимулирует отделы мозга, отвечающие за анализ информации. Кроме того, в этот момент мозг пытается найти нестандартные варианты решения.
В результативности и несомненной пользе применения арт-терапевтических приемов в работе убеждает следующее:
- устанавливается тесный психологический контакт всех членов процесса;
- у ребенка появляется чувство значимости, повышается самооценка;
- воспитывается чувство коллективизма;
- отмечается высокая степень активизации самостоятельной работы каждого ребенка, малообщительные дети легко включаются в работу;
- на занятиях применяется индивидуальный подход к каждому ребенку;
- создается комфортный психологический климат: доброжелательность, открытость, откровенность, выслушиваются мнения каждого;
- стимулируется творческий подход, развивается воображение;
- идет развитие речи и коммуникативных навыков; умение четко и ёмко излагать свои мысли;
- уменьшается чувство тревожности, повышается уровень внимания, снимается излишняя агрессивность, мышечные зажимы.
Применительно к подросткам групповая арт-терапия во многих случаях обладает определенными преимуществами перед индивидуальной. Она дает подросткам возможность самим контролировать, в какой мере доверять окружающим свои мысли и переживания и в силу этого обеспечивает их большую, чем в индивидуальной арт-терапии, психологическую защищенность. Это имеет особое значение при работе с подростками, у которых наблюдаются симптомы посттравматического стрессового расстройства. Кроме того, в отличие от индивидуальной психотерапии и арт-терапии, работа в условиях арт-терапевтической группы дает подросткам ощущение большей независимости и, тем самым, удовлетворяет их потребность в самостоятельности и защите своего личного пространства.
Здоровьесберегающие технологии
«Здоровье – не все, но все без здоровья - ничто».
Сократ
В настоящее время одной их наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот основное и самое главное, что необходимо сделать нам, педагогам. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности. Физическое здоровье неразрывно связано с психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа «здоровый ребенок – успешный ребенок» считаю невозможным решение проблемы воспитания социально-адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе.
Я как педагог-психолог, реализую в своей работе следующие виды здоровьесберегающих технологий:
- Пальчиковая гимнастика. Данный вид гимнастики тренирует мелкую моторику,
внимание, память, стимулирует речь, мышление, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Этот пальчик маленький (показывает мизинец)
Этот пальчик слабенький (показывает безымянный)
Этот пальчик этот пальчик длинненький (показывает средний)
Этот пальчик сильненький (показывает указательный)
Этот пальчик толстячок (показывает большой)
Ну а вместе кулачок! (сжимает кулачок)
- Дыхательная гимнастика. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма.
Правила, которые необходимо соблюдать, при выполнении дыхательной гимнастики
- ребенок обязательно должен быть спокоен, не рассержен и не слишком игрив.
- упражнения нужно выполнять в спокойном темпе, чтобы ребенок не переусердствовал и можно было контролировать его состояние.
- выдыхать очень плавно, только через рот.
- выдоху должен предшествовать глубокий вдох через нос или рот.
Для самых маленьких выполняю такие упражнения: вдыхаем запах цветов, фруктов, овоща, травы. Делается медленный вдох через нос, выдох – через рот. Выдыхается весь воздух, щеки не надуваются.
«Шарик»
Ребенок делает медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, вдох прекратить, сделать паузу и плавно выдохнуть через нос, повторить 5-10 раз.
«Вырасту большой»
Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-у-у-х».
«По одной»
На вдохе зажать одну ноздрю пальцем, на выдохе - другую. Дышать поочередно разными ноздрями.
- Упражнения, снижающие двигательное и психоэмоциональное напряжение.
Такие упражнения - это своего рода переход от одного вида деятельности к другому. Они улучшают способность перестраиваться, подстраиваться к новым условиям и ритму деятельности, а также ослабляют негативные эмоции, особенно у гиперактивных детей.
- руки согнуты в локтях. Нужно изобразить ими движение, как птица машет крыльями. На движение вверх делается вдох, вниз – выдох.
- надуть щеки, сделать несколько шагов по комнате и постучать по ним, выпуская воздух.
- Упражнения на релаксацию.
Самый лучший способ снять любое напряжение – нервное, физическое, психическое, помочь расслабиться.
«Загораем»
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим…держим… напрягаем…
Загораем! Отпускаем….
«Штанга»
Мы готовимся к рекорду,
Будем заниматься спортом (наклон вперед)
Штангу с пола поднимаем (выпрямиться, поднять руки вверх).
Крепко держим … и бросаем!
«Солнышко», «Глубокое небо» - общая релаксация.
Эти упражнения активизируют воображение, образное мышление, позволяют отдохнуть, улучшают психические функции.
Таким образом, каждая из применяемых технологий имеет оздоровительную направленность:
- снятие мышечного напряжения
- восстановление дыхания
- насыщение крови кислородом и усиление ее притоков к головному мозгу. Отсюда бодрость и хорошая концентрация внимания.
- улучшается работа мозга, сердца, нервной системы.
- повышается иммунитет.
Игровые технологии
Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности
В.А. Сухомлинский
Педагогу-психологу в образовательном учреждении приходится работать с разным контингентом учащихся, с детьми разных возрастных категорий, с их индивидуальными особенностями. Современный педагог должен обладать рядом педагогических и психологических компетенций, владеть различными технологиями.
Одной из моих любимых и активно используемых в работе является игровая технология, так как она позволяет охватить целых комплекс задач. Например, в игровой технологии дети развивают коммуникативный навык, учатся регулировать свое поведение, формируют личностные особенности. Игровые технологии задействованы в таких видах деятельности как: коррекционно-развивающей деятельности, тренинговых занятиях, просвещении.
Игра способствует:
- созданию близких отношений между участниками группы;
- снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими;
- повышает самооценку;
- позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Коррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами.
Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.
Система игр позволяет организовать плавное погружение учащихся в учебную деятельность, стимулирует их познавательную активность, имеет сохраняющий здоровье компонент. В игре ребёнок учиться управлять собой: происходят качественные изменения в психике детей, формирование основных психических процессов и свойств личности, что особенно важно для коррекционной работы с детьми. Ребёнок подчиняет свою эмоционально-волевую сферу правилам игры, у него формируются правильные движения, внимание, умение сосредоточиться и др.
Игровая деятельность детей выполняет следующие функции:
- обучающую;
- диагностическую;
- терапевтическую;
- коммуникативную;
- занимательную.
В начальной школе мною проводятся занятия по программе “Я – первоклассник!”. Для данного курса был разработан цикл комплексных занятий по развитию и коррекции психических процессов, коммуникативной, эмоционально-волевой сферы детей с проблемами развития.
Здесь используются психогимнастические, подвижные, релаксационные игры.
Младшие школьники в игровой деятельности лучше усваивают сложный материал. Условность происходящего в игре допускает «право на ошибку», не унижая при этом участника игры в глазах окружающих. Игры снижают тревожность, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию, рефлексии и контролю своего поведения, а также направлены на осознание детьми своего места в группе сверстников.
В среднем звене я провожу занятия по программе социальной адаптации «Пятиклассник», где также используются игровые технологии.
Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии выступают:
- нарушение роста «Я», отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности «Я-концепции»;
- низкая степень самопринятия;
- сомнение и неуверенность в возможностях собственного личностного роста;
- высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к окружающему миру;
- эмоциональная лабильность и неустойчивость.
Цели игровой коррекции могут быть конкретизированы в виде следующих задач:
- расширение репертуара форм самовыражения ребенка;
- оптимизация коммуникаций в системе отношений «ребенок — взрослый»;
- повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками;
- развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осознания ребенком (с помощью взрослого) своих эмоций, чувств и переживаний;
- оптимизация развития «Я-концепции»;
В старшем звене я провожу занятия по программе «Профориентация: найди себя», где также используются игровые технологии. Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональной самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, поскольку во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых.Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий, недостаточной активностью подростков в самоопределении.
Актуальная особенность метода профориентацинных игр:
- создание более непринужденной, доброжелательной и естественной, чем обычно, атмосферы работы со старшеклассниками
- моделирование отдельных элементов профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
Условия проведения профориентационных игр:
- высокая динамика проведения игр (упражнения проводиться как бы «на одном дыхании»), что позволяет не только лучше осознавать моделируемую проблему в целостности, но и поддерживать дисциплину в плохо организованных группах, т.к. участники в таком случае просто не успевают отвлекаться на посторонние вопросы;
- акцентируется внимание участников не на ошибках (неудачах) кого-либо из игроков, а на положительных, интересных и правильных высказываниях и действиях;
- соблюдается принцип добровольности участия в игровых процедурах и заданиях (если кто- то захочет просто «понаблюдать» за игрой со стороны, лучше разрешить ему это, но при условии, что остальная играющая группа не станет возражать):
Профориентационные игры являются эффективной формой профориентационной работы с обучающимися всех возрастных категорий. Если в начальных и средних классах использую самые простейшие: « Алфавит профессий» , «Самая самая», «Угадай профессию» и т.д. То со старшеклассниками уже можно использовать более сложные варианты профориентационных игр
Можно назвать следующие конкретные игровые методики:
- Ценностно-нравственные профориентационные игры; "Пришельцы", "Три ветерана" ("Три судьбы"), "Остров", "Спящий город", "Существо".
- Пробно-ознакомительные игры: "Стажеры-инопланетяне", "Ассоциации" (профориентационный вариант). "Угадай профессию", "Вакансия", "Новичок-Наставник", "Завод","Кооператив","Музеи"
- Игры, где отрабатываются навыки принятия решений и поведения при ответственных собеседованиях: "Профконсулътация", "Приемная комиссия", "Пять шагов", "Советчик".
Важным условием проведения этих игр является их высокая динамика (темп), что позволяет решать и проблемы, связанные с организацией дисциплины учащихся на уроке, чего больше всего обычно боятся психологи перед выходом в школьный класс.
Игровые методы использую при работе с педколлективом и родителями.
Информационно - коммуникативные технологии
«Детская природа ясно требует наглядности.
Учите ребенка каким – нибудь пяти неизвестным словам,
и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких -же слов –
и ребенок усвоит их на лету…»
К.Д.Ушинский
XXI век называют веком информатизации. Современные информационные компьютерные технологии (ИКТ) все больше внедряются в различные сферы жизни, становятся неотъемлемой частью современной культуры. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (ММ: текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео-) информацию.
В настоящее время под информационно-коммуникационной технологией мы понимаем совокупность методов, алгоритмов и средств обработки и передачи документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.
Помощь компьютера позволяет увеличить объем выполняемой психологом работы, т. к. высвобождает время и помогает систематизировать и теоретический и диагностический материал по различным направлениям, таким как: психопросвещение и психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция и развитие.
Наиболее распространенным и необходимым применение компьютера является при оформлении и хранении документации. Компьютер дает возможность хранить и корректировать годовое планирование, составлять на его основе четвертные и недельные планы. Помогает в планировании и подготовке тренинговых занятий.
Сам процесс диагностики становится более адекватным, так как компьютер позволяет готовить стимульный материал для каждого ребенка отдельно. Это всевозможные анкеты, тестовые бланки и т.д. Результаты психологических диагностик сводятся в сводные таблицы. Наличие компьютера позволяет делать универсальные таблицы, аналитические справки, которые потом просто заполняются.
Использование информационных технологий значительно сокращает время тестирования и обработки полученных результатов. В работе психологической службы используют как готовые методики и программы, так и созданные на основе тестовой оболочки.
Достоинством технологии является то, что психометрические данные по основным показателям можно накапливать и пополнять в течение всего необходимого времени, производить качественный, сравнительный и графический анализ полученных данных.
При этом компьютерные технологии позволяют делать любую информацию зрительно наиболее воспринимаемой, так как сугубо теоретическая подача информации приводит к тому, что сохраняется в памяти всего лишь 30% от всего объема. В этом активно помогает составление различных диаграмм и графиков, подача которых в виде презентаций делает информацию наглядной и запоминающейся.
Кроме программно-методического комплекса, имеется возможность накапливать различные компьютеризированные тесты: тест Равена, тест Люшера, тест Айзенка, тесты профессионального отбора (программа Optant), которые автоматизируют математическую обработку данных психодиагностики, таким образом сокращая время и давая возможность охватить большее количество учащихся.
Компьютер является активным помощником психолога, так как позволяет иллюстрировать и разнообразить любой материал при подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий, научно-исследовательской и психопросветительской работы среди учащихся, педагогов и родителей.
Особенно следует отметить эффективное сочетание и использование возможностей компьютерных технологий.
Очень эффективный среди информационных технологий метод использования презентаций:
- на коррекционно-развивающих занятиях с учащимися;
- на семинарах, практикумах с учителями, учащимися;
- на педагогических советах.
Сбор информации и обмен опытом работы необходим для профессионального роста и высокого уровня психологической помощи учащимся. Психолог должен быть в курсе всех научных новинок и передового опыта. Поэтому необходим обмен опытом с педагогами-психологами школьного образования, а также сбор и анализ новой информации в области школьной психологии. Это невозможно выполнить в настоящее время без использования компьютера. Он позволяет использовать как информационные ресурсы сети Интернет.
Возможность использования ресурсов сети Интернет позволяет психологу иметь самую новую и современную информацию, без которой невозможно квалифицированно оказать помощь в решении таких трудных и важных вопросов как выбор профессии. С помощью сети Интернет можно быстро получить и собрать большой банк данных по данной проблеме: перечень средних и высших учебных заведений, классификатор специальностей, по которым проводятся наборы, рейтинг специальностей и многое другое.
Таким образом, использование информационных технологий дало возможность:
- классифицировать и систематизировать накопленный психологом теоретический и диагностический материал;
- представить к сведению и размышлению наиболее интересные материалы теоретических и практических исследований в области психологии обучения, воспитания не только непосредственным участникам учебно-воспитательного процесса (ученикам, родителям, учителям), но и широкому кругу заинтересованных лиц на сайте школы, главной целью которого является расширение информационного образовательного пространства школы.
Я, работая в школе в должности педагога-психолога, могу с уверенностью заявить, что использование ИКТ открывает более широкие возможности в практической деятельности психолога образования, органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога, расширяя возможности взаимодействия психолога с другими участниками образовательного процесса.
В чем же преимущество использования ИКТ педагогом-психологом в работе с учащимися?
Первое и немало важное – это огромный интерес детей ко всему, что связано с компьютерами. Второе – широкие мультимедийные возможности. Третье – возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Четвертое – интерактивность компьютерных программ. Пятое–экономия временных ресурсов.
Компьютерные технологии в профессиональной деятельности психолога я пробую использовать в таких направлениях:
- коррекционно-развивающее;
- диагностическое;
- организационно-методическое;
- просветительское.
Для коррекционно-развивающих занятий мною используются презентации в программе Power Point.
Основные направления психокоррекционной работы:
- социализация (обучение поведению в различных социальных ролях);
- коррекция эмоциональных и личностных качеств.
Такое направление ИКТ, как создание презентаций в программе Power Point значительно повышает познавательную мотивацию. Яркость и эмоциональность учебного материала с огромной силой воздействуют на ученика, на его отношение к учёбе.
Компьютерные программы позволяют эффективно индивидуализировать и дифференцировать обучение для каждого учащегося.
В своей работе я стала часто обращаться к поиску необходимой информации в Интернете. Позитивные стороны работы в Интернете я вижу, прежде всего, в возможности:
- открытого и оперативного доступа к достоверной научной информации по проблемам выявления, дифференциальной диагностики, обучения и воспитания детей;
- оперативного доступа к профессиональной литературе нового поколения, а также классическим работам основоположников отечественной науки и практики помощи детям с различными нарушениями в развитии.
В целом, использование ИКТ психологами школ ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных приложений к известным УМК по психологии и т.д. Я считаю, что ИКТ должны войти в деятельность психолога образования и стать такими же естественными, как и привычная работа психолога в школе.