Учителям, работающим с ОВЗ - детьми

Лиходед  Олеся Николаевна

     Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

    Дети с ОВЗ имеют чрезвычайно большие различия – от практически нормально развивающихся, но испытывающих временные, но вполне устранимые трудности, до  ребят с необратимыми тяжелыми поражениями ЦНС. 

 

Предлагаю разработки программ с 5-7 класс для учителей, работающим с ОВЗ - детьми

 

1. Рекомендации и консультирование для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rekomendatsii_dlya_uchitelya.pdf126.27 КБ
PDF icon ovz_na_sayt.pdf258.08 КБ
PDF icon ovz_programma_5-7_klass_fgos_po_biologii.pdf457.45 КБ
Файл zpr.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Особенности проведения дистанционных уроков

для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование в общеобразовательной школе дает возможность применять дистанционное обучение с использованием интернет-технологий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Целью дистанционного обучения является развитие ребенка посредством неограниченных возможностей сети Интернет и новейших технических средств. Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу знаний и доступ к разнообразной учебной информации гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты подтвердили, что качество и структура преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при традиционных формах обучения. Новые электронные технологии могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличивается степень вовлечения учащихся в процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в большинстве традиционных систем обучения.

При дистанционном обучении учитель использует следующие методы:

—информационно-рецептивный,

—репродуктивный,

—проблемное изложение,

—эвристический,

—исследовательский.

Общение ученика с учителем и учеников между собой является неотъемлемой частью дистанционного обучения. В дистанционном обучении с использованием Интернет-технологий возможно применение различных типов общения с использованием возможностей компьютерных сетей, возможностям сетевых коммуникаций:

—общение типа «один с одним»;

—общение типа «один со многими»;

—общение типа «многие со многими». Общение типа «один с одним» используется при проведении индивидуальных консультаций, когда преподаватель отвечает одному обучающемуся или один обучающийся — другому. Основной признак этого типа общения — приватность, которая предполагает, что содержание сообщений недоступно остальным участникам образовательного процесса.

             Общение типа «многие со многими» предусматривается программой для проведения дистанционных аналогов семинарских занятий, дебатов и дискуссий, деловых игр, при анализе конкретных ситуаций, проведении мозгового штурма, выполнении учебных телекоммуникационных проектов. Такое общение организуется с использованием учебных чатов, форумов, телеконференций. Его особенностью является то, что все участники процесса обучения могут свободно взаимодействовать между собой. При этом отсылаемые сообщения общедоступны и на них может ответить любой из участников.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Главным образом, эффективность достигается за счет индивидуализации обучения: каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной темы.

Дистанционное обучение позволяет свести до минимума непродуктивное использование времени учащегося. Ребенок не ждет, пока учитель запишет на доске задание для разбора; электронный лабораторный эксперимент всегда пройдет четко, по заданному сценарию; поисковые системы позволят быстро найти нужные материалы. Это позволяет освоить учебный материал в более сжатые сроки, по сравнению с классно-урочной системой.

Сегодня технологии дистанционного образования развиваются очень активно, и если в недалеком прошлом в распоряжении учителя была лишь электронная почта, то теперь специальная учебная среда позволяют организовать учебный процесс, ни в чем не уступающий по своим дидактическим возможностям традиционному, а во многом и превосходящий его.

Вот лишь некоторые структурные элементы занятий в дистанционной форме: лекция (в режиме реального времени, с элементами контроля, с элементами видео, с элементами аудио); изучение ресурсов (интернет-ресурсов, на электронных носителях, на бумажных носителях, текстовых, текстовых с включением иллюстраций, с включением видео, с включением аудио, с включением анимации); самостоятельная работа по сценарию (поисковая, исследовательская, творческая, др.); конференция в чате; конференция в форуме; коллективная проектная работа; индивидуальная проектная работа; тренировочные упражнения; тренинг с использованием специальных обучающих систем; контрольная работа (тестирование, ответы на контрольные вопросы); консультация. Варьируя комбинации из таких «кирпичиков», учитель может создавать уроки самых разных типов – в зависимости от возраста детей, от степени их активности и самостоятельности, от сложности учебного материала.

При дистанционном обучении учитель «ведет за руку» каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет: прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Для работы учителя и ученика необходимо следующее оборудование: компьютер или ноутбук, веб-камера, колонки, микрофон. Из периферийных устройств используются принтер, сканер. Для обеспечения обратной связи рекомендуется наличие графического планшета у каждого участника образовательного процесса. Программное обеспечение должно быть следующим: операционная система Windows, Microsoft office, программа Skype, программа Tiam Viewer. Обязательно наличие высокоскоростного выхода в интернет, скорость не ниже 2 Гб/сек. В связи с тем, что компьютеру придется работать в многозадачном режиме, его начинка должна обеспечивать необходимое быстродействие. Остановимся на функциональных особенностях оборудования. Принципиальной разницы в использовании компьютера или ноутбука нет, мобильность ноутбука может быть полезной только в том случае, если придётся проводить уроки из разных мест. Веб-камера, микрофон, колонки и программа Skype обеспечивают визуальный и аудиальный контакт с учеником. Принтер необходим для того, чтобы учитель мог распечатать отправленный учеником файл с выполненным заданием, проверить ошибки, написать замечания, поставить оценку, затем отсканировать этот лист на сканере и вновь отправить его ученику по skype или по электронной почте. Ученику принтер необходим для распечатки заданий отправленных учителем, как новых так и проверенных, сканер необходим для сканирования и отправки учителю выполненных заданий. Программа Team Viewer позволяет учителю зайти в компьютер ученика, открыть там лист документ Microsoft Word и напечатать там задание, ученик в режиме реального времени решает, проговаривая ход своих мыслей. Учитель в данном случае имеет возможность корректировать ошибки и печатать новые задания на отработку навыка на закрепление темы. Надо сказать, что наиболее оптимальным вариантом в работе показала себя программа Microsoft office 10 (и позднее) благодаря удобной панели инструментов, а также расширенным возможностям написания дробей и функций, что очень важно при обучении математике. Основным достоинством работы в документе Microsoft office является исправление ошибок ученика учителем по ходу решения и написание новых заданий в этом документе. Главным недостатком считаю низкую скорость работы в случае слабой подготовки ученика в этой программе, а также невозможность проработки всех тем по математике. Работа в программе Tiam Viewer происходит параллельно с программой Skype, визуальный контакт осуществляется в первой, а аудиальный - во второй программе. Графический планшет служит альтернативой документа Mirocoft office. Ученик имеет возможность писать в планшете решение заданий, строить графики (необходимо при изучении темы функции), чертить чертежи при изучении геометрии. Существенным достоинством планшета является простота в использовании, быстрота и легкость написания сложных математических выкладок в средних и старших классах. Недостаток графического планшета только один - невозможность учителя корректировать решение ученика в документе планшета. Учитель в графическом планшете объясняет новую тему, показывает примеры решения заданий.

Как происходит обучение? Учитель в назначенное время звонит ученику в skype. Начинается урок. Как было сказано выше, уроки могут быть как индивидуальными, так и в режиме видеоконференции. В первом случае в обучении участвует один ученик, во втором случае несколько учеников из одной параллели, имеющих одинаковый уровень обученности и обучаемости. Кратко технологию обучения можно представить таким образом: учитель объясняет учебный материал, показывая посредством графического планшета алгоритмы, способы и методы решения на примере задач. После того, как ученики поняли ход решения, можно предложить им для самостоятельной работы задания. Для этого сначала их сканируем, а затем файл отправляем в сообщении в программе skype. Далее можно работать по-разному:

1. Можно зайти через программу Tiam Viewer в компьютер ученика и в режиме реального времени увидеть, как он решает задачу, печатая в документе Microsoft World. В данном случае кроме обучения математике ученик осваивает еще один предмет - информатику.

2. Ученик может подключить к своему компьютеру графический планшет и решать в нем. Учитель увидит решение в режиме реального времени, зайдя в компьютер ученика через программу Tiam Viewer.

3. Ученик может решать в тетради, затем отсканировать и отправить свое решение на проверку по skype.

Нужно отметить, первые 2 варианта наиболее продуктивны, так как они экономят время и позволяют контролировать процесс освоения учеником новых знаний, дабы избежать нежелательных ошибок, которые во время закрепления материала имеют тенденцию становиться привычными. Во время решения ученик проговаривает свои действия, что способствует более эффективному обучению.

По своей структуре такие занятия приближены к традиционным урокам классно-урочной системы. В дистанционном обучении учитель может использовать авторские учебные курсы, которые размещает на специальных платформах. Например, существует платформа www/e-km-school, которая позволяет учителю разрабатывать собственный дистанционный курс с использованием готовых интерактивных мультимедийных блоков, опросников, кнопочных тестов. Данная платформа требует небольших материальных затрат и позволяет учителю получить доступ к огромной мультимедийной базе этой платформы с целью создания собственных заданий, а так же целых курсов на любые учебные темы школьной программы, которые ученики будут проходить самостоятельно, результаты обучения (результаты тестовых заданий) учитель увидит в своем «личном кабинете». Кроме этой платформы интернет предлагает сайт для учителей www/learning, на котором учитель может создавать авторские задания в виде викторин, игры «Как стать миллионером», ленты времени и т.д. Имея опыт создания таких интерактивных заданий, могу с уверенностью сказать, что мотивация учеников при использовании таких игровых средств обучения значительно повышается, им нравиться учиться, обучение проходит «легко, быстро, весело». Они с нетерпением ждут этих занятий, одновременно получая крепкие знания и положительные эмоции.

В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья учитель сталкивается с такими проблемами как:

- психологические проблемы обучающихся;

- неумение пользоваться современными техническими средствами;

- низкая скорость Интернет.

Остановлюсь на каждой проблеме подробнее.

Основной и самой важной, на мой взгляд, является психологическая проблема. Все дело в том, что дети с ограниченными возможностями здоровья оказываются выброшенными из социума. Дети с диагнозом ДЦП не выходят из дома, не общаются со сверстниками, у них узкий круг интересов, слабо развита познавательная и эмоционально-волевая сферы. У многих сформирован комплекс неполноценности. У детей с ОВЗ ранимая психика, они быстро утомляются, очень чутко чувствуют настроение учителя, чрезмерно остро переживают свои неудачи в обучении. Поэтому задача учителя сводится не только в освоении программного материала учеником, но и в психологической помощи каждому ребенку. Получается, учитель-предметник должен быть отличным психологом. Каждый учитель решает эту задачу по-своему. Я для своих учеников была второй мамой: и жалела, и подбадривала, и вдохновляла, и очень часто хвалила, но никогда не ругала. И когда ученик допускал ошибку и сильно расстраивался, я говорила «ничего страшного, все ошибаются и даже я, в следующий раз у тебя все получится, наберись терпения, давай работать». В дистанционном обучении большую роль играет личностный компонент, ученик и учитель становятся почти родственниками. Отсюда возникает парадокс: традиционный урок при классно-урочной системе наиболее дистанцирует учителя от учеников, чем дистанционный урок через  skype в Интернете. На мой взгляд, при введении в школе дистанционного обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходима ставка психолога, причем, для работы не только с учениками, но и с педагогами, чтобы обеспечить здоровьесбережение всех участников образовательного процесса.

        Следующая проблема, неумение пользоваться современными техническими средствами, касается и педагогов, и учеников. Все дело в том, что многие учителя, как и их ученики, не в полной мере используют весь потенциал технических и программных средств. В некоторых образовательных учреждениях графические планшеты вовсе не используются, пылятся на складах или в домах учеников. А ведь это незаменимое средство обратной связи, позволяющее повысить эффективность обучения в несколько раз. Снижает качество обучения и низкая скорость печати учеников, слабое владение компьютером. Решить эту проблему может введение ставки тьютора, который работал бы на всех уровнях образовательной цепочки, начиная с учителей и заканчивая родителями учеников, ведь только слаженная работа всех звеньев позволит достичь высоких результатов обучения.

        И последняя, не зависящая от школы проблема, сбои предоставления провайдером услуг Интернет. За 2 года работы в сфере дистанционного обучения детей с ОВЗ посредством сети Интернет школа решила эту проблему: старые, пришедшие в негодность, кабели заменены на новые оптико-волоконные сети, учителя обеспечены высокоскоростным доступом в Интернет. Сбои происходят из-за отсутствия проводного интернета в домах обучающихся, модемы сотовых операторов не могут обеспечить высокое качество связи. Многие дети-инвалиды живут в частном секторе в удаленных районах с низким уровнем жизни. И эта проблема теперь становится общегосударственной, социальной. Только государству по силам предоставить этим семьям благоустроенное жилье в центральном районе города с возможностью подключения высокоскоростного выхода в Интернет.

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране находится на начальном этапе своего развития. Обладая рядом особенностей, оно позволяет эффективно организовать взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), реализуется через специфичные средства, дает возможность получить качественное образование детям с ОВЗ и направлено на развитие интеллекта, а также на их социализацию и самореализацию.

Литература.

1. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения, - М.: Академия, 2004 г. – 387 с.

2. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. Гриф УМО МО РФ, - М.: Академия, 2006г. – 381с.

3. Из опыта работы учителем математики в 2012-2013 учебном году в МБОУ СОШ № 2 г.Ленинск-Кузнецкий,