Презентации к урокам биологии

Боровских Александра Николаевна

Использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности школьников.

Использование ИКТ при изучении биологии становятся основным средством формирования ключевых и предметных компетентностей школьника. Они позволяют:

- построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения, формируя у них системное мышление,

- рационально организовать познавательную деятельность, использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.

Одним из эффективных средств ИКТ являются мультимедийные презентации, позволяющие представлять информацию с помощью компьютерных программ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БИОТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ В ПРИРОДЕ

Слайд 2

ЕЛЬНИК

Слайд 3

ХИЩНИКИ И ЖЕРТВЫ

Слайд 4

СОБИРАТЕЛИ

Слайд 5

ПАСТЬБА

Слайд 7

СИМБИОЗ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Среда обитания организмов. Факторы среды обитания 5 класс

Слайд 2

Личностная значимость Деятельность каждого из нас оказывает влияние на окружающую среду – отрицательное и положительное. Поэтому необходимо беречь окружающую нас природу.

Слайд 3

Экология – наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой . Среда обитания организма – все, что окружает любой живой организм .

Слайд 4

Водная среда обитания

Слайд 5

Водная среда обитания

Слайд 6

Водная среда обитания

Слайд 7

Наземно-воздушная среда

Слайд 8

Наземно-воздушная среда

Слайд 9

Наземно-воздушная среда

Слайд 10

Почвенная среда

Слайд 11

Почвенная среда

Слайд 12

Экологические факторы – условия среды обитания организма, с которыми он находится в определенных взаимоотношениях: - факторы живой природы ; - факторы неживой природы ; - деятельность человека .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Многообразие растений и их значение Комнатные растения.

Слайд 2

Проверка домашнего задания. Что называется биосферой? Назвать признаки живого организма. Перечислить основные царства органического мира. Роль животных в природе и жизни человека. Какие существуют виды взаимоотношений между животными в природе?

Слайд 3

Признаки растений. Не подвижны. Рост осуществляется в течении всей жизни. Содержат в клетках зелёный пигмент (краситель)- хлорофилл. Сами создают себе питательные вещества в ходе процесса- фотосинтеза.

Слайд 4

Классификация растений. Низшие растения не имеют привычные нам корень, стебель, листья, цветки. К ним относятся водоросли. Мир водорослей разнообразен.

Слайд 5

Высшие растения- это мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Слайд 6

По внешнему виду растения делятся на Травы Кустарники Деревья

Слайд 7

Роль растений в природе. Среда обитания для животных. Корм для животных. Участие в почвообразовании. Формирование полезных ископаемых (каменный уголь). Обогащение атмосферы кислородом.

Слайд 8

Роль растений для человека. Пища. Сырьё для производства. Строительный материал. Топливо. Лекарства (фитонциды). Эстетика.

Слайд 9

Домашнее задание. Параграфы 46,47 чтение, пересказ, ответы на вопросы. Подготовить интересный дополнительный материал о животных и растениях на 3 минуты, обязательно материал рассказать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока : Класс Птицы Тема урока :

Слайд 2

получить представление о птицах как организмах , их систематическом положении; изучить общие черты строения птиц и пресмыкающимися , доказывающими их общее происхождение; определить черты приспособленности птиц к полету; развивать навыки самостоятельной работы Цель

Слайд 3

Какие прогрессивные черты позволили большинству птиц освоить полет как средство перемещения в пространстве? Подумай

Слайд 4

Царство: Животные Систематическое положение птиц Подцарство: Многоклеточные Тип: Хордовые Подтип: Позвоночные Класс: Птицы

Слайд 5

Отсутствие в коже птиц кожных желез Наличие на задних конечностях птиц чешуй Покров клюва птиц ороговевший Задние конечности птиц имеют острые когти Общие черты строения птиц и пресмыкающихся

Слайд 6

Глухарь Перьевой покров птиц

Слайд 7

Киль Цевка Скелет птиц

Слайд 8

Двойное дыхание = легкие + воздушные мешки Легкие Воздушные мешки Дыхательная система птиц

Слайд 9

4 х камерное сердце 2 круга кровообращения Постоянная t тела Кровеносная система птиц

Слайд 10

Зоб Желудок (железистый и мускульный) Печень Пищеварительная система птиц

Слайд 11

Сильно развиты большие полушария и мозжечок Мозжечок Большие полушария Нервная система птиц

Слайд 12

Признаки Черты приспособленности к полету 1.Перьевой покров Плотность, Легкость, Теплоизоляция, Обтекаемость тела 2. Скелет Прочность, Легкость, Наличие киля 4.Органы дыхания Легкие Воздушные мешки 5.Органы кровообращения 4 х камерное сердце , 2 круга кровообращения Постоянная t тела 6. Органы пищеварения Зоб (химическая переработка) Железистый и мускульный желудок Большая печень 7.Нервная система и органы чувств Сильно развиты мозжечок и большие полушария переднего мозга. Хорошее зрение и слух.

Слайд 13

Контурные Пуховые Виды перьев Маховые ( в крыльях – полет) Рулевые ( в хвосте – маневренность)

Слайд 14

СТРОЕНИЕ ПЕРА ПТИЦЫ ОПАХАЛО ОЧИН СТЕРЖЕНЬ 2. 1. 3.

Слайд 15

БОРОДКИ 2 ПОРЯДКА ( УВЕЛИЧЕНИЕ В 200 РАЗ) БОРОДКИ 1 ПОРЯДКА ( УВЕЛИЧЕНИЕ В 10 РАЗ )

Слайд 16

1.К какому царству и типу относится класс Птицы? 2.Какие общие черты строения птиц и пресмыкающимся доказывают их общее происхождение? Какие прогрессивные черты строения позволили большинству птиц освоить полет? Закрепление

Слайд 17

Птицы теплокровные животные, обладающие следующими прогрессивными чертами: двойным дыханием, интенсивным обменом веществ, постоянной t тела(40˚С) Вывод


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека»

Слайд 2

О 2 Органическое вещество СО 2 Энергия Н О 2 Для чего мы дышим? Что общего между горением дров и дыханием?

Слайд 3

- Какие органы составляют дыхательную систему человека? - Какие функции выполняет полость носа? - Почему в холодную погоду не рекомендуют дышать ртом?

Слайд 4

Вид сзади Вид спереди Гортань Что представляет собой голосовой аппарат человека?

Слайд 5

- Почему членораздельная речь в животном мире существует только у человека? - Как расположены голосовые связки во время разговора или молчания? - Почему простуженного человека легко определить по голосу? Что значит прокуренный голос? - Какую функцию выполняет надгортанник?

Слайд 6

В 3-4 летнем возрасте по голосу трудно определить пол ребенка. При взрослении голос дифференцируется по высоте на мужской и женский. Какие изменения происходят с голосовыми связками при этом? Что такое кадык? Почему он бывает только у мужчин?

Слайд 7

- Какие функции выполняет трахея? Объясните, почему трахея состоит из хрящевых полуколец, не смыкающихся со стороны пищевода?

Слайд 8

Почему в отличие от трахеи бронхи состоят из хрящевых колец?

Слайд 9

Чем отличаются между собой левое и правое легкое?

Слайд 10

В каком направлении шла эволюция органов дыхания у позвоночных животных? С чем это связано? Каким образом эта проблема решилась у млекопитающих, к классу которых относится и человек?

Слайд 13

Закрепление материала Назовите органы дыхательной системы и их функции

Слайд 14

http://fcior.edu.ru/card/7931/vozduhonosnye-puti.html

Слайд 15

заполнить таблицу Название органа Особенности строения Выполняемые функции I. Верхние дыхательные пути: 1. Носовая полость 2. Носоглотка 3. Глотка II. Верхние дыхательные пути: 1. Гортань 2. Трахея 3. Бронхи III. Легкие


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основные этапы антропогенеза

Слайд 2

Филогенетический ряд человека Антропогенез - процесс эволюционного развития человека

Слайд 3

Стадии антропогенеза (классическое представление) Австралопитеки Человек умелый Архантропы (Человек прямоходящий) Палеоантропы (Неандерталец) Неоантропы (Кроманьонец)

Слайд 4

Дриопитеки ( Dryopithecus ) Дриопите́к — род вымерших антропоморфных приматов, известный по ряду остатков, найденных в Восточной Африке и Евразии. Жил примерно 12 - 9 миллионов лет назад. Общий предок горилл, шимпанзе и людей. Представляли собой приматов,размером с шимпанзе. В длину достигали 60 см и по способу передвижения напоминали современных орангутанов. масса тела - 20-35 кг.

Слайд 5

Дриопитеки ( Dryopithecus ) Дриопитек обитал на деревьях и питался, вероятно, ягодами и фруктами, т.к. найденные коренные зубы покрыты очень тонким слоем эмали. Чтобы выжить, дриопитеки собирались в стаи по 25-30 животных в каждой.Объем мозга до 500 куб.см

Слайд 6

Австралопитеки ( Australopithecus afarensis ) (австралопитековые) (от лат. australis — южный и греч. pithekos — обезьяна), вымершие двуногие обезьяны. Австралопитеки жили примерно с 4 млн лет назад, до менее миллиона лет назад. Головной мозг до 530 см³.

Слайд 7

Как австралопитеки перешли к прямохождению, пока не ясно. Среди рассматриваемых причин называют необходимость хватать объекты, такие как пищу и детенышей, передними лапами, и осматривать окрестности поверх высокой травы в поисках пищи или чтобы вовремя заметить опасность.

Слайд 8

Человек умелый ( Homo habilis ) ( Homo habilis) древний тип человека способный к прямохождению, способен выполнять ряд трудовых операций. Существовал 2,6—2,5 млн. лет назад Размер мозга Человека умелого — 650-1100 см³. Рост составлял 1,0—1,5 м, вес — около 30—50 кг.

Слайд 9

Homo habilis ( человек умелый) Человек умелый — по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки Именно Человек умелый перешагнул невидимую границу, отделяющую род Homo от всех других биологических существ — он сделал первый шаг по пути подчинения себе окружающ ей природы.

Слайд 10

Человек прямоходящий ( Homo erectus ) АРХАНТРОП Эректус жил от 1,5 до 0,2 млн. лет назад.«Человекообразная обезьяна с острова Ява» была первым первобытным человеком,окаменевшие останки которого были найдены во второй половине XIX в. Эректусы обладали средним ростом (1,5—1,8 м), прямой походкой и архаическим строением черепа (толстые стенки, низкая лобная кость, выступающие надглазничные валики, скошенный подбородок). Объём мозга у некарликовых форм достигал 900—1200 см³

Слайд 11

Человек прямоходящий ( Homo erectus ) Эректусы активно изготовливали каменные орудия (ашёльская культура), использовали шкуры в качестве одежды, жили в пещерах, пользовались огнём и практиковали каннибализм. Начали готовить пищу на огне

Слайд 12

Человек прямоходящий ( Homo erectus ) Эректусы были сравнительно широко распространены по Старому Свету. За африканским подвидом закрепилось название Homo ergaster, хотя к африканским эректусам относят также атлантропа и родезийского человека. За европейским подвидом закрепилось название гейдельбергского человека, хотя существовали и «догейдельбергские» эректусы. В Восточной Азии обитали два подвида: более прогрессивные синантропы из Китая и более примитивные питекантропы из Индонезии.

Слайд 13

Неандертальцы ( Homo neanderthalensis ) Палеоантропы (от палео-древний .. и греч. anthropos — человек), обобщённое (не систематическое) название ископаемых людей, обитавших в Азии, Африке и Европе 250—35 тыс. лет назад.

Слайд 14

Неандертальцы ( Homo neanderthalensis ) Неандертальцы обладали средним ростом (около 165 см), массивным телосложением и большой головой необычной формы. По объёму черепной коробки (1400—1740 см³) они даже превосходили современных людей. Их отличали мощные надбровные дуги, выступающий широкий нос и очень маленький подбородок.Голова наклонена вперёд.

Слайд 15

Неандертальцы и кроманьонцы

Слайд 16

Кроманьонцы ( homo sapiens ) Неоантропы (буквально — новые люди, от греч. néos — новый и ánthropos — человек), обобщенное название людей современного вида (Homo sapiens), ископаемых и ныне живущих Соответствуют ситематическому названию Homo sapiens sapiens , появились около 40 тысяч лет назад.

Слайд 17

Кроманьонцы ( homo sapiens ) Объём головного мозга равен 1600—1800 см³ (больше, чем у среднего современного европейца). Рост около 180 см. и выше. Название происходит от грота Кро-Маньон во Франции, где в 1868 году было обнаружено несколько скелетов людей вместе с орудиями позднего палеолита. Жили общинами по 15—30 человек и впервые в истории создали поселения. Жилищем были пещеры, шатры из шкур, в Восточной Европе встречаются землянки.

Слайд 18

Кроманьонцы ( homo sapiens )

Слайд 19

Современный взгляд на антропогенез В последние несколько десятилетий найдено огромное количество новых ископаемых гоминид. И ученым ещё предстоит разобраться в их родственных связях

Слайд 20

выводы В процессе антропогенеза увеличивался объем головного мозга. Уменьшалась роль биологических факторов, увеличивалась роль социальных. Развивались анатомо-морфологические особенности,связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Слайд 21

Систематическое положение современного человека. Царство Животные Подцарство Многоклеточные Тип Хордовые Подтип Позвоночные (черепные) ‏ Класс Млекопитающие Подкласс Плацентарные Отряд Приматы Подотряд Человекообразные Семейство Люди (Гоминиды) ‏ Род Человек (Homo) ‏ Вид Человек разумный (Homo Sapiens) ‏ Подвид Homo Sapiens Sapiens

Слайд 22

Использовались материалы сайтов: 1. http://antropogenez.ru/catalog/ 2. http://ru.wikipedia.org/wiki/ 3. http://www.evolbiol.ru/human.htm Prezentacii.com


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологические проблемы

Слайд 2

Экологические проблемы – разлив нефти Разлив нефти

Слайд 3

Экологические проблемы – разлив нефти Разлив нефти

Слайд 4

Экологические проблемы – разлив нефти Разлив нефти

Слайд 5

Экологические проблемы –мусор Разлив нефти

Слайд 6

Экологические проблемы –мусор

Слайд 7

Экологические проблемы –мусор

Слайд 8

Экологические проблемы – вырубка лесов

Слайд 9

Экологические проблемы – вырубка лесов

Слайд 10

Экологические проблемы – вырубка лесов

Слайд 11

Экологические проблемы – выбросы в атмосферу

Слайд 12

Экологические проблемы – выбросы в атмосферу

Слайд 13

Сохраним зеленую планету


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Доказательства эволюции органического мира»

Слайд 2

«Доказательства эволюции органического мира» Доказательства эволюции органического мира можно проследить с помощью достижений многих биологических наук: сравнительной анатомии и эмбриологии, палеонтологии, биогеографии, систематики и генетики.

Слайд 3

Сравнительная анатомия Доказательством единства происхождения всех позвоночных служит единый план их строения: двусторонняя симметрия, наличие вторичной полости тела, осевого скелета, головного и спинного мозга, двух пар конечностей и основных систем органов (кровеносной, дыхательной, пищеварительной, выделительной и др.). Доказательствами единства происхождения и эволюции органического мира является наличие гомологичных и аналогичных органов, рудиментов и атавизмов .

Слайд 4

Передние конечности позвоночных, несмотря на различный внешний вид и выполняемые функции, имеют единый план строения, развиваются у зародышей из сходных зачатков и одинаково расположены на теле животных. Такие органы, сходные по общему плану строения и происхождению, но выполняющие разные функции, называются гомологичными.

Слайд 5

Органы, которые имеют разное строение и происхождение, но выполняют одинаковые функции, называются аналогичными. Так, крыло бабочки и крыло птицы выполняют одинаковые функции, но строение и происхождение их различно. Для установления родства между организмами и доказательства эволюции аналогичные органы значения не имеют.

Слайд 6

РУДИМЕНТЫ Рудиментами называют органы, утратившие в процессе эволюции свое первоначальное значение и находящиеся в стадии обратного развития (исчезновения).

Слайд 7

Атавизмы Это появление у организмов признаков, свойственных их далеким предкам (например, появление у человека хвоста, дополнительных сосков, сплошного густого волосяного покрова и др.). В отличие от рудиментов они представляют собой отклонение от нормы.

Слайд 8

Эмбриология Это наука, изучающая зародышевое развитие организмов. Эмбриологами было обнаружено и изучено сходство начальных стадий эмбрионального развития животных. Сходство зародышевого развития животных свидетельствует о единстве их происхождения.

Слайд 9

Биогенетический закон. На основе зародышевого сходства в развитии позвоночных и многих других эмбриологических и анатомических фактов немецкие ученые Ф. Мюллер и Э. Геккель во второй половине XIX в. установили закон соотношения онтогенеза и филогенеза, который получил название биогенетического закона. Согласно этому закону, каждая особь в индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет историю развития своего вида (филогенез), или онтогенез есть краткое повторение филогенеза.

Слайд 10

Палеонтология Изучает ископаемые остатки организмов. Палеонтологические находки позволяют восстановить внешний облик вымерших животных, их строение, сходства и различия с современными. Это дает возможность проследить развитие органического мира во времени. Палеонтологами были обнаружены формы организмов, сочетающие признаки более древних и более молодых групп.

Слайд 11

Такие ископаемые переходные формы служат доказательством эволюции, поскольку свидетельствуют об исторической связи разных групп организмов. Первоптица юрского периода — археоптерикс — связующее звено между рептилиями и птицами.

Слайд 12

Другими примерами переходных форм являются кистеперые рыбы, связывающие рыб с вышедшими на сушу земноводными; Кистеперая рыба рыбы земноводные

Слайд 13

Биогеография Изучает закономерности распределения растительного и животного мира на Земле. Установлено, что чем меньше связь между континентами и древнее изоляция отдельных частей планеты, тем сильнее различия организмов, населяющих эти территории.

Слайд 14

Так, животный мир Австралии весьма своеобразен:здесь отсутствуют многие группы животных, зато сохранились такие, которых нет в других районах Земли. яйцекладущие сумчатые кенгуру Сумчатый волк утконос ехидна

Слайд 15

Современная систематика Объединяет всех животных и растения в систематические группы (роды, семейства и т. д.), исходя не только из сходства строения, но и из общности их происхождения (родства). Для построения системы ученые используют совокупность признаков: изучают ее историческое развитие по ископаемым останкам, исследуют анатомическое строение современных видов, особенности размножения, сравнивают эмбриональное развитие, особенности химического состава и физиологических процессов, современное и прошлое распределение на Земле.

Слайд 16

Современная генетика Данные современной генетики вскрывают материальные основы преемственности между поколениями. Изучение кариотипов является важным систематическим тестом, а изучение последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК и аминокислот в молекулах белков дает представление об эволюционных процессах на молекулярном уровне.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Развитие жизни на Земле.

Слайд 2

Историю живых организмов на Земле изучает наука палеонтология . Историю Земли разделяют на длительные промежутки времени – эры . В истории Земли выделяют следующие эры: * архейская; * протерозойская; * палеозойская; * мезозойская; * кайнозойская.

Слайд 3

Архейская эра – 3,5 млрд. лет назад Основные события архейской эры: процветание цианобактерий ; возникновение фотосинтеза; образование почв.

Слайд 4

Водоросли архейской эры Анабена

Слайд 5

Протерозойская эра – 2 – 2,5 млрд. лет назад Основные события протерозойской эры: накопление в атмосфере кислорода; возникновение многоклеточности ; появление ядерных организмов; возникновение полового процесса размножения.

Слайд 6

Водоросли протерозойской эры Колония вольвокса.

Слайд 7

Палеозойская эра –570 млн. лет назад и длилась 340млн. лет Основные события: * появление хордовых; * расцвет амфибий; * развитие наземных растений; * выход животных на сушу; * появление крылатых насекомых; * вымирание папоротникообразных.

Слайд 8

Первый хордовый организм Ланцетник Строение ланцетника

Слайд 9

Панцирные «рыбы» Панцирные «рыбы» только внешне напоминали рыб, на самом деле они являлись отдельной самостоятельной ветвью хордовых.

Слайд 10

Миноги Присосавшаяся к добыче минога пробуравливает её кожу и впрыскивает ферменты, растворяющие белки, затем всасывает пищу.

Слайд 11

Миксины Относятся к классу бесчелюстных. Длина тела до 80 см Глаза редуцированы. Способ питания сходен с таковым у миног. Их добычей становятся позвоночные и беспозвоночные.

Слайд 12

У двоякодышащих рыб наряду с жаберным возникло лёгочное дыхание. При пересыхании водоёмов они зарывались в ил и пережидали засуху.

Слайд 13

Псилофиты, что означает «голые растения» Это примитивные наземные растения, с вильчато ветвящимся безлистным побегом. Размножаются спорами. Спорангии находятся на конечных веточках.

Слайд 14

Происхождение наземных позвоночных. От кистепёрых рыб произошли первые наземные позвоночные - стегоцефалы. Они совмещали в себе признаки земноводных, рыб и пресмыкающихся.

Слайд 15

Мезозойская эра –230 млн. лет назад Основные события мезозоя: развитие голосеменных; расцвет пресмыкающихся; развитие костистых рыб; возникновение теплокровных – сумчатых и плацентарных.

Слайд 16

Животный и растительный мир мезозоя.

Слайд 17

В мезозое резко сократилась численность голосеменных. Появились покрытосеменные.

Слайд 18

Растительноядные динозавры Хорошая кормовая база способствовала появлению гигантских пресмыкающихся, достигающих в длину 10 – 26 метров. Диплодок Стегозавр

Слайд 19

Хищный динозавр Это самый крупный наземный хищник, длиной 12-15метров, а высотой – 4 метра. Тираннозавр

Слайд 20

Рамфоринх – летающий ящер Он имел длинный хвост и узкие крылья. Обитал на побережьях и питался рыбой.

Слайд 21

Охота плиозавра на ихтиозавров.

Слайд 22

Кайнозойская эра – 66-70 млн. лет назад Основные события кайнозоя: Распространение покрытосеменных; Господство млекопитающих; Появление и развитие человека.

Слайд 23

В кайнозое господствовали млекопитающие, представленные тремя классами.

Слайд 24

Яйцекладущие млекопитающие Утконос и ехидна обитают в Австралии. Эти животные откладывают яйца (утконос насиживает их, а ехидна вынашивает в сумке). Утконос Ехидна

Слайд 25

Сумчатые млекопитающие 1.Опоссум 2.Коала 3.Сумчатый дьявол 4.Вомбат 5.Кенгуру 1 2 4 5 3 Известно 250 тысяч видов сумчатых млекопитающих.

Слайд 26

Плацентарные млекопитающие 1.Ласка 2.Енот 3.Выдра 4.Соболь 5.Гиена 6.Лиса 7.Белый медведь 1 2 3 4 5 6 7