Для родителей
На данной странице размещается необходимая информация для родителей обучающихся и интернет-ресурсы полезные для родителей!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_roditelyam_sdacha_ege.docx | 20.16 КБ |
sovety_roditelyam_detey_s_ovz.docx | 16.56 КБ |
adaptatsiya_5-tiklassnikov.docx | 102.63 КБ |
karta_odaryonnosti_detey_rab_s_roditelyami.doc | 163.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Ситуация итоговой аттестации волнительна для семьи выпускников: для старшеклассников это ситуация, когда им необходимо так организовать собственную деятельность, чтобы показать как можно лучше результаты собственного обучения.
Им нужно мобилизовать все свои личностные ресурсы, чтобы получить наилучшие результаты и оправдать свои ожидания и надежды своих родителей. Родители старшеклассников также переживают эту ситуацию как стрессовую, потому что беспокоятся, прежде всего, о будущем своих детей, т.к. от результатов сдачи экзамена во многом зависит вариативность выбора дальнейших форм обучения их ребенка.
Эта ситуация также тревожна для педагогического коллектива школы – результаты итоговой аттестации выпускников являются одним из показателей качества предоставляемых образовательных услуг. Итоги ЕГЭ – один из способов оценки эффективности профессиональной деятельности педагогов, и результаты этой аттестации влияют на размер стимулирующих надбавок.
Чтобы ситуация напряжения и волнения не переросла в глобальный стресс для всех участников образовательного процесса, необходимо, прежде всего, создать благоприятную психологическую атмосферу, способствующую сохранению психологического здоровья старшеклассников, которая будет способствовать эффективному процессу подготовки и сдачи итоговой аттестации выпускниками. Важно, чтобы родители и педагоги демонстрировали в этот период, прежде всего, стратегию поддержки и помощи ребенку, не превращая для ребенка школьный экзамен в главный жизненный. Именно такое поведение будет способствовать профилактике возможных поведенческих рисков в подростковой среде.
Психологи выделяют три вида основных трудностей, с которыми сталкивается ребенок в процессе подготовки или во время сдачи итоговой аттестации:
- связанные с процессом проведения экзамена;
- связанные с особенностями познавательных процессов старшеклассников;
- связанные с личностными особенностями старшеклассников.
Трудности, связанные с процедурой проведения экзамена, возникают чаще всего по следующим причинам:
- недостаточное знакомство с процедурой экзамена;
- несформированность навыка вписывания ответов в экзаменационные бланки;
- присутствие на экзамене большого числа незнакомых взрослых;
- непонимание особенностей оценки отдельных заданий;
- непонимание и незнание старшеклассниками своих прав и обязанностей;
- необходимость решения большого количества задач в условиях жесткого дефицита времени.
Познавательные трудности, которые включают в себя:
- недостаточную сформированность общеучебных навыков;
- недостаточный уровень организации деятельности;
- недостаточный уровень концентрации внимания в условиях дефицита времени (цейтнота);
- необходимость распределения временных ресурсов исходя из субъективного представления о собственных знаниях тех или иных разделов экзаменационного теста;
- необходимость выстраивания эффективной последовательности экзаменационных заданий с учетом «стоимости» определенных видов заданий (понимание оценки баллов за каждое экзаменационное задание).
На формирование личностных трудностей, прежде всего, влияет отношение к результатам ЕГЭ как к сверхзначимым. Эти установки часто формируются в семье выпускников в результате повышенных ожиданий родителей, что, безусловно, повышает уровень личностной тревоги у старшеклассников и боязнь не оправдать ожидания и «вложенные средства» в подготовку к экзаменам.
Успешность результатов на экзаменах зависит не только от развития предметных компетенций (знаний по конкретному предмету). Не менее важно, чтобы старшеклассник понимал смысл экзамена, имел собственную стратегию деятельности во время написания итоговой работы, чтобы у него были развиты навыки самоорганизации и адекватная оценка собственных возможностей.
Психологическая поддержка старшеклассников родителями
Важное значение имеет восприятие ЕГЭ в семье – какие разговоры ведутся в этот период в семье по поводу возможных последствий сдачи экзаменов для выпускника. Негативные или жесткие установки родителей на определенные результаты выпускных экзаменов могут сказаться на эмоциональном состоянии старшеклассников.
Специфика самой формы проведения экзамена ЕГЭ (письменная форма, заполнение бланков, незнакомое окружение и люди) требует большей собранности и внимания, стратегии организации времени, которые более адекватны во время письменного экзамена. В это время учащимся не столько нужна внешняя поддержка со стороны окружающих, сколько важна ситуация, в которой они могут полностью сосредоточиться.
Поэтому важно создавать дома определенную обстановку, в которой старшеклассник может полноценно готовиться к итоговой аттестации, не отвлекаясь на посторонние шумы, имея личностное пространство для учебной деятельности.
Важно, чтобы семья оказывала поддержку ребенку не только в сам период сдачи выпускных экзаменов, но и во время всего периода подготовки. Данная поддержка заключается в формировании уверенности у старшеклассника в том, что в случае неуспешной или недостаточно успешной сдачи выпускных экзаменов у старшеклассника все равно есть выбор: продолжить образование в различных образовательных учреждениях или получить среднее специальное образование для получения профессии. Для этого в семье должна вестись планомерная профориентационная работа, заключающаяся в совместном поиске и обсуждении альтернативных вариантов получения профессионального образования, знакомстве с требованиями образовательных учреждений, необходимых для поступления, обсуждении возможностей поступления в различные образовательные учреждения среднего (специального) и высшего образования.
Отличие ЕГЭ от традиционного экзамена в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, ребятам нужна помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто старшеклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.
Сама процедура ЕГЭ может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников.
Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам.
Основные функции родителей в период подготовки и сдачи выпускных экзаменов – это:
- сохранить здоровье их ребенка;
- снизить риски стресса у старшеклассника;
- обеспечить дома комфортные условия для подготовки к выпускным экзаменам;
- оказать поддержку в выборе профессии с учетом любых результатов экзаменов.
Предварительный просмотр:
Выпускники с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, инвалиды также могут выбрать ЕГЭ как форму государственной итоговой аттестации в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 24.12.2013 №1400).
Кто относится к выпускникам с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий». Таким образом, выпускнику, имеющему ограниченные возможности здоровья, для получения права выбора формы государственной итоговой аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) необходимо обратиться в территориальную (окружную) ПМПК.
После получения соответствующего заключения ПМПК Ваш ребенок получает право выбора формы государственной итоговой аттестации и вместе с Вами определяет, какие экзамены он будет сдавать и в каком формате (ЕГЭ или ГВЭ). Обращаем Ваше внимание, что ни школа, в которой обучается Ваш ребенок, ни ПМПК не имеют права определять форму государственной итоговой аттестации Вашего ребенка без Вас или за Вас. Школа обязана принять Ваше заявление с перечнем предметов и выбранной формой сдачи, а ПМПК определяет наличие или отсутствие у выпускника ограниченных возможностей здоровья.
Напоминаем, что заявление в школу с перечнем экзаменов и формами их сдачи Вы должны сдать не позднее 1 февраля текущего года. Для того чтобы понять, есть ли у Вашего ребенка право выбора между ЕГЭ и ГВЭ и определиться с формой сдачи экзаменов, необходимо получить соответствующее заключение ПМПК.
Не откладывайте обращение в ПМПК на последние дни!
Особенности проведения ЕГЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственная итоговая аттестация проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Это означает, что при проведении итоговой аттестации в зависимости от имеющихся у выпускника ограниченных возможностей здоровья предусмотрены: меньшая наполняемость аудиторных помещений, увеличение продолжительности экзамена, присутствие ассистентов, наличие специального оборудования и т.п.
Подробная информация о требованиях к аудитории и оборудованию на пунктах приема экзаменов содержится в методических рекомендациях Рособрнадзора
Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями здоровья
Государственный выпускной экзамен проводится, как правило, на базе образовательной организации, в которой обучался выпускник.
На основании заключения ПМПК по согласованию с родителями (законными представителями) образовательная организация может организовать проведение государственного выпускного экзамена для выпускника с ограниченными возможностями здоровья на дому.
При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены: увеличение продолжительности государственного выпускного экзамена на 1,5 часа; присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающего выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; возможность использования необходимых технических средств.
В продолжительность государственного выпускного экзамена не включаются перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Поступление в вуз выпускников с ограниченными возможностями здоровья
При поступлении в ВУЗы лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления предоставляют по своему усмотрению оригинал или ксерокопию документа, подтверждающего ограниченные возможности их здоровья.
Таким образом, заключение ПМПК необходимо будет представить в приемную комиссию ВУЗа.
Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, имеющий результаты ЕГЭ, поступает на общих основаниях по конкурсу. То есть выпускные/вступительные экзаменационные испытания выпускник проходит один раз и по результатам ЕГЭ поступает или не поступает в ВУЗ.
Выпускник с ограниченными возможностями здоровья, который выбрал госдарственную (итоговую) аттестацию в форме государственного выпускного экзамена (не имеющий результатов ЕГЭ), сдает экзаменационные испытания дважды: в образовательной организации сдает ГВЭ, а в ВУЗе проходит вступительные испытания, проводимые ВУЗом самостоятельно.
Обращаем Ваше внимание на то, что заключение ПМПК не освобождает Вашего ребенка от государственной (итоговой) аттестации (ЕГЭ или ГВЭ) и не дает никаких льгот при поступлении в ВУЗ!
Предварительный просмотр:
Золотые правила воспитания для родителей:
- Любите своего ребёнка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть, – со всеми достоинствами и недостатками.
- Опирайтесь на лучшее в ребёнке, верьте в его возможности.
- Стремитесь понять своего ребёнка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
- Создайте условия для успеха ребёнка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
- Не пытайтесь реализовывать в ребёнке свои несбывшиеся мечты и желания.
- Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
- Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребёнок неповторим и уникален.
- Не рассчитывайте на то, что ребёнок вырастет таким, как вы хотите.
- Помните, что ответственность за воспитание ребёнка несете именно вы.
Возрастные особенности младшего подростка
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению «худшего»;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу;
- повышенный интерес к спорту.
Признаки успешной адаптации
- удовлетворенность ребёнка процессом обучения;
- ребёнок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Некоторые проблемы пятиклассников
- В письменных работах пропускает буквы.
- Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
- С трудом решает математические задачи.
- Плохо владеет умением пересказа. Невнимателен и рассеян.
- Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
- Не умеет работать самостоятельно.
- С трудом понимает объяснения учителя.
- Постоянно что-то и где-то забывает.
- Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
- Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
- Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Трудности адаптации пятиклассников в школе
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребёнка. В пятом классе ребёнка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
- Нежелание делиться впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Усталый, утомлённый вид ребёнка.
- Нежелание выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный ночной сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь?
Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребёнка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребёнком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учёба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребёнка была возможность обсудить свои школьные дела, учёбу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребёнку выучить имена новых учителей.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребёнка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребёнка.
Рекомендации родителям пятиклассников
Воодушевите ребёнка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошёл твой день в школе?». Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребёнком о школе. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребёнок вам сообщает, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
Регулярно беседуйте с учителями вашего ребёнка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребёнка или его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребёнка не реже, чем раз в два месяца.
Не связывайте оценки за успеваемость ребёнка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребёнок должен оценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость – как наказание. Если у ребёнка учёба идёт хорошо, проявляйте чаще свою радость. Выражайте озабоченность, если у ребёнка не все хорошо в школе. Постарайтесь насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений они могут привести к эмоциональным проблемам.
Помогайте ребёнку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Продемонстрируйте интерес к этим заданиям. Если ребёнок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
Помогите ребёнку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребёнка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребёнка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен фильм. Ищите любые возможности, чтобы ребёнок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддержать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в жизни ребёнка происходят изменения.
Старайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере. Спокойствие домашней жизни поможет ребёнку более эффективно решать проблемы в школе.
В этот период родители должны быть особенно внимательны к своим детям.
Здоровье
Не забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий. Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион ребёнка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное питание. Заботьтесь о закаливании ребёнка, максимальной двигательной активности.
Воспитывайте ответственность ребёнка за свое здоровье.
Адаптация
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребёнка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. Родители должны обязательно проявлять интерес к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребёнка и общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание, критика в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко, проявляют насилие. Предоставляйте ребёнку самостоятельность в учебной работе и организуйте обоснованный контроль за его учебной деятельностью. Развивайте самоконтроль, самооценку и самодостаточность ребёнка.
Предварительный просмотр:
Карта одаренности детей
(для родителей)
Уважаемые родители! Данная карта поможет вам определить, какой тип одаренности - интеллектуальный, академический, творческий (креативный) или социальный, - возможно, присущ вашему ребенку. Отметьте качества, характерные для вашего ребенка. Область, в которой окажется наибольшее количество отмеченных качеств, определит тип его одаренности.
1. Интеллектуальный тип одаренности (высокий уровень общих умственных способностей, умственных способностей в одной области знаний):
- склонность к философскому осмыслению материала;
- нестандартность мышления;
- эрудированность в одной или нескольких областях науки, искусства;
- индивидуальный стиль деятельности;
- неровная успеваемость;
- несоответствие общему темпу работы;
- странное, непонятное поведение;
- неумение общаться, конфликтность;
- неспособность понять очевидное (тугодумие);
- неподчинение большинству или руководству.
2. Академический тип одаренности (широкая способность к обучению; повышенная способность к обучению, проявляющаяся в какой-либо одной области знаний):
- высокая успеваемость;
- устойчивость внимания;
- хорошая память;
- высокая скорость мышления;
- безошибочное воспроизведение материала;
- активность;
- усидчивость;
- целеустремленность;
- дисциплинированность;
- организованность;
- эрудированность;
- умение поддержать общее дело;
- легкость в общении;
- владение богатым словарным запасом;
- свобода в выражении мыслей.
3. Творческая одаренность (креативность):
- нестандартность мышления;
- индивидуальный стиль деятельности;
- развитость воображения;
- любознательность, жажда знаний, интерес ко всему новому;
- изобретательность, находчивость;
- гибкость мышления, способность рассматривать проблему с разных точек зрения;
- оригинальность мышления, склонность к необычным решениям;
- самостоятельность и независимость в суждениях;
- стремление к самостоятельной работе над заданиями, связанными с собственными интересами;
- широта и глубина интересов;
- устойчивость увлечений и интересов.
4. Социальная одаренность:
- общительность (популярность в классе);
- хорошо развитая интуиция;
- способность к сопереживанию;
- ярко выраженное чувство юмора;
- умственное развитие выше среднего;
- занятость в различных общественных мероприятиях;
- умение принимать решения;
- способность приспосабливаться к различным социальным ситуациям;
- терпимость и терпение в работе с людьми;
- инициативность;
- ответственность;
- организаторские способности.
Таблица результатов типа одарённости учащихся.
№ | ФИ | Результат |
1 |
Тест-опросник для родителей "Способности вашего ребенка"
Уважаемые родители! Данный тест поможет вам на основе собственных наблюдений определить, в чем талантлив ваш ребенок, к какой области творческой деятельности он склоняется. Ответьте "да" или "нет" на предлагаемые вопросы. За каждый положительный ответ поставьте 1 балл, за каждый отрицательный - 0 баллов.
1. Находит ли порой ваш ребенок необычное применение каким-либо предметам?
2. Меняет ли он свои наклонности?
3. Любит ли рисовать абстрактные картины?
4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?
5. Любит ли фантастические истории?
6. Сочиняет ли рассказы или стихи?
7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?
8. Делал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существовало?
9. Бывает ли у него желание что-то переделать по-своему?
10. Боится ли ребенок темноты?
11. Изобретал ли когда-нибудь новое слово?
12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?
13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?
14. Был ли этот его замысел удачен?
15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?
16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?
17. Предпочитает ли собственный вкус в выборе одежды?
18. Есть ли у ребенка свой внутренний мир, недоступный окружающим?
19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?
20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?
21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретаете ли собственные игры и развлечения?
23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Результаты
От 20 до 23 баллов: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом. Обладает всеми задатками творческой личности.
От 15 до 19 баллов: ребенок не всегда обнаруживает свои способности; находчив и сообразителен лишь тогда, когда заинтересован чем-либо. Помогайте ему добиваться успеха в интересующей его области.
От 8 до 14 баллов: ребенок сообразителен. Как правило, этого достаточно для многих областей знаний, где собственный взгляд на вещи необязателен, но мало для занятий творчеством.
Менее 8 баллов: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель даже в сложных профессиях.
Таблица результатов способностей учащихся.
№ | ФИ | Результат |
1 |
Тест для учителей "Определение креативности обучающихся"*
Заполнение опросника занимает 10-20 мин. Для оценки креативности по представленному опроснику эксперт наблюдает за социальным взаимодействием интересующего лица в той или иной ситуации (во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т. п.).
Опросник
Оцените по пятибалльной шкале степень проявления каждым учеником приведенных характеристик. Каждое утверждение оценивается следующим образом: никогда - 1; редко -2; иногда -3; часто - 4; постоянно - 5. По итогам исследования следует заполнить лист ответов.
1. Ребенок ощущает тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
2. Выдвигает и выражает большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
3. Предлагает разные виды, типы, категории идей (гибкость).
4. Предлагает дополнительные идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
5. Проявляет воображение, чувство юмора и развивает гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
6. Находит неожиданное решение какой-либо проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
7. Воздерживается сразу занимать первую пришедшую в голову общепринятую позицию, вы двигает различные идеи и выбирает лучшую из них (независимость, нестандартность).
8. Проявляет уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения; берет на
себя ответственность за нестандартную позицию, отстаивает собственное мнение, содействующее решению проблемы (уверенное поведение с опорой на самого себя, самодостаточность).
Результаты
Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка - 8, максимальная - 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов тому или иному уровню креативности.
От 40 до 34 баллов: очень высокий уровень креативности.
От 33 до 27: высокий уровень.
От 26 до 20: нормальный, средний уровень.
От 19 до 15: низкий уровень.
От 14 до 8: очень низкий уровень.
Таблица результатов креативности учащихся.
№ | ФИ | Результат | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 |
Экспертная оценка одаренности*
Данная методика содержит четыре опросника:
- "Способность ребенка к обучению";
- "Мотивационно-личностные характеристики ребенка";
- "Творческие характеристики ребенка";
- "Лидерские характеристики ребенка".
Перед работой с опросниками в свободной форме дается вводная инструкция. Экспертное оценивание можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Оценку могут проводить как один, так и несколько экспертов одновременно. Аналогично можно оценивать как одного ребенка, так и целую группу детей. Время заполнения опросников не ограничено. Можно заполнить либо все четыре опросника, либо один. Каждый пункт следует оценивать безотносительно других. Экспертами могут быть педагоги и воспитатели, хорошо знающие детей. Сумма баллов, набранных обучающимся, соответственно свидетельствует об уровне развития у него тех или иных способностей или характеристик, т. е. одаренности.
Оценочные баллы: постоянно - 4; часто - 3; иногда - 2; редко - 1.
Опросник 1
"Способность ребенка к обучению"
Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
1. Имеет обширный словарный запас для своего возраста; осмысленно использует термины;
речь - беглая, выразительная, разработанная.
2. Владеет большим запасом информации в различных областях (интересы выходят за рамки
обычных интересов сверстников).
3. Умеет быстро понимать, запоминать и воспроизводить фактическую информацию.
4. Способен глубоко понимать причинно-следственные связи; пытается выяснить, почему происходит что-либо; задает много вопросов, ответы на которые помогают раскрыть истинный глубинный смысл вещей (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, лежит в основе поступков и мыслей людей.
5. Легко усваивает основные принципы, быстро делает обоснованные заключения и обобщения по поводу тех или иных людей, событий, предметов; ищет сходство и различие между событиями и предметами.
6. Тонкий и проницательный наблюдатель; в рассказах, фильмах и прочем "видит больше", чем остальные.
7. Любит читать (или слушать, когда ему читают), обычно предпочитает книги для детей более старшего возраста; не избегает трудного материала; любит рассматривать и изучать детские энциклопедии, атласы.
8. Пытается понять сложный материал, анализируя и разделяя его на составные части;
делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.
Таблица результатов способности к обучению учащихся.
№ | ФИ | Результат | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | |||
1 |
Опросник 2
"Мотивационно-личностные характеристики ребенка"
Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
1. Глубоко погружается в интересующие его темы и проблемы, настойчив в поиске путей решения проблемы (иногда бывает трудно переключить его внимание на другую тему).
2. Ему быстро надоедает обычная, знакомая, выполняемая строго по инструкции работа.
3. Выполняя изначально вдохновившую его работу, практически не нуждается во внешней мотивации и стимуляции.
4. Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко удовлетворен темпом и результатом своей работы.
5. Предпочитает работать самостоятельно, от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции.
6. Многими "взрослыми" проблемами интересуется больше своих сверстников.
7. Часто отстаивает свое мнение (иногда даже излишне активно), проявляет упорство в убеждениях.
8. Любит организовывать и структурировать вещи, людей, ситуации.
9. Его всегда интересуют правда и ложь, добро и зло; часто судит о людях, событиях и предметах, оценивает их.
Таблица результатов мотивационно – личностной характеристики учащихся.
№ | ФИ | Результат | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
1 |
Опросник 3
"Творческие характеристики ребенка"
Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
1. Проявляет чрезвычайную любознательность в самых разных областях; постоянно задает вопросы.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений той или иной проблемы; часто дает необычные, нестандартные и оригинальные ответы.
3. Настойчив, свободен и независим в выражении своего мнения, в споре бывает эмоциональным и горячим.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания на развитие мышления; фантазирует, обладает развитым воображением (интересуется, что произойдет, если...); любит применять, улучшать и изменять идеи и объекты.
6. Обладает тонким чувством юмора, и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; для мальчиков - более
свободно проявляет "типично женские качества", например чувствительность; для девочек - более независима, активна и настойчива, чем ее сверстницы.
8. Обладает чувством прекрасного - уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других,
индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями,
спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Не склонен полагаться на авторитетное мнение взрослых без его критической оценки.
Таблица результатов творческой характеристики учащихся.
№ | ФИ | Результат | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||
1 |
Опросник 4
"Лидерские характеристики ребенка"
Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
1. Несет ответственность за свои поступки. На него можно положиться - он сделает то, что
обещал, и, скорее всего, сделает это хорошо.
2. В общении с взрослыми чувствует себя так же уверенно, как со сверстниками.
3. Не ощущает беспокойства и дискомфорта, когда его просят показать свою работу всей группе.
4. Пользуется расположением сверстников.
5. Сотрудничает как со взрослыми, так и со сверстниками; стремится предотвращать конфликты и, как правило, ему это удается.
6. Вполне способен к самовыражению. За счет хорошо развитой речи его легко понять.
7. Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях; не выглядит обескураженным, когда меняется привычный уклад.
8. Воодушевлен, когда находится среди людей; любит общаться, не любит одиночество.
9. Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит деятельностью, в которой принимает участие.
10. Принимает активное участие в различных мероприятиях. Всегда готов участвовать в под
готовке к праздникам, соревнованиям и пр.
11.Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается
спортивными играми.
Таблица результатов лидерской характеристики учащихся.
№ | ФИ | Результат | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 | |||||||||||||
9 | |||||||||||||
10 | |||||||||||||
11 | |||||||||||||
12 | |||||||||||||
13 | |||||||||||||
14 | |||||||||||||
15 | |||||||||||||
16 | |||||||||||||
17 | |||||||||||||
18 | |||||||||||||
19 | |||||||||||||
20 | |||||||||||||
21 | |||||||||||||
22 | |||||||||||||
23 | |||||||||||||
24 | |||||||||||||
25 | |||||||||||||
26 | |||||||||||||
27 | |||||||||||||
28 | |||||||||||||
29 | |||||||||||||
30 |