Педагогические технологии
Педагогические технологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование электронных образовательных ресурсов | 24.6 КБ |
педагогические технологии | 27.97 КБ |
Техн.карта Урока 6 класс Карл Великий, использ.технологий | 37.58 КБ |
Декада истории Своя игра | 68 КБ |
урок Финикийские мореплаватели | 594.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование электронных образовательных ресурсов –ЭОР- в образовательном процессе. Учитель Данилова Т.А.
ЭОР помогает формированию различных умений у учащихся - это и работа с информацией в различных формах: графических, тестовых, наглядных , работа с картой, хронологией, получение новой информации (работа с Интернетом, словарями, энциклопедиями и др). ЭОР создает собственную систему восприятия и практического мышления, аналитического отношения к информации, развивает познавательную активность, способствует активно - деятельностной форме обучения, дистанционному обучению (работа на образовательной платформе, хотя РЭШ не совсем устроила и учащихся, у учителей, так как были определённые недостатки и в содержании, и в контроле - не всегда были правильные ответы на поставленные вопросы, у детей пропадал интерес к изучению материала Содержание, объём и глубина научной информации должна соответствовать познавательным возможностям и уровню учащихся, их подготовке и возрастным особенностям.).
Моя основная задача как учителя – это определить тему, цель урока, учебный материал, на основе которого будет проходить урок, рекомендовать учащимся дополнительные источники информации(ссылки на сетевые ресурсы, собственные разработки, и ,конечно, учебный материал) и необходимо определить целесообразность использования ЭОР на различных этапах урока, затем координировать работу учащихся. Необходимо развивать навыки исследовательской деятельности, обратить внимание на развитие личностных ресурсов и метапредметных результатов. Я применяю ЭОР и на уроках, и в проектной деятельности(особенно в 10 классах, когда они будут защищать свои проекты в конце учебного года), и во внеурочной деятельности, как учитель , и как руководитель школьного музея «Факел»
Использую различные методические приёмы: изучение новой темы и поиск информации в Интернете по проверенным сайтам, составление таблицы, схемы, кроссворда, интеллект-карты, исторического портрета выдающейся личности, синквейна, «толстых «вопросов, поиск ответов на поставленный проблемный вопрос(проблемное обучение), проблемную ситуацию – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения, которая даёт свободу учащимся, когда они пытаются аргументировано ответить на вопрос, использую и обсуждение видеофрагмента или части вебинара, презентации. Во время работы можно разбить класс на аналитиков, политиков(информационный модуль), социологов, военных экспертов, экономистов(практический модуль) и экспертов(контрольный модуль). Нужно помнить, что большая часть материала запоминается учеником, если он привлечен к активным действиям в процессе обучения. Ребята работают в парах, малых сменных группах, что помогает им связать учебную деятельность и межличностное познавательное общение, создают свои чаты, если работа рассчитана не на один урок, где смогут обмениваться информацией, заданиями, обсуждать возникшие проблемы. И это не считая тех групп, которые созданы мною для общения с детьми через ВК, вайбер, а сейчас будет и Сферум.
Информационно-коммуникационные технологии сейчас проще применять, так как учащиеся знакомы с технологией работы на компьютере, обучаются этому как в школе, так и дома, могут помочь в затруднительной ситуации.Мультимедиа позволяет работать и с графикой, и с текстом, звуком, видео, которые находятся в одной информационной среде. На уроках вначале использовала диски из школьной медиатеки, видеофильмы, а после строительства новой ,хорошо оборудованной школы, стало проще с Интернетом, работая с информационными образовательными серверами, сайтами СМИ, энциклопедиями, справочниками, с виртуальными библиотеками, музеями(кстати, наша школа вошла в программу «Успех каждого ребёнка». Одно из направлений веду я «Виртуальный музей», сложно, но кто сказал, что будет легко?).ЭОР использую и для обратной связи, когда учащиеся самостоятельно выполняют практические задания, контрольные и самостоятельные работы, проекты, то они могут отправить мне через элжур или на почту свою работу для проверки или корректировки. В домашнем задании может присутствовать задание с использованием ЭОР- посетить исторический музей, памятные места, посмотреть видеофильм по заданной теме, посетить вебинар или ресурс-тренажёры (при подготовке к ОГЭ,ЕГЭ) и др.
Любой ребёнок, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха.Я приеняю игровую технологию во всех классах на различных уроках-это может быть и объяснение нового материала, но с опережающим заданием, либо повторительно-обобщающий в форме Своя игра, Викторина для любознательных, Что? Где? Когда?, мини-театр и др.Любят учащиеся и разминки, когда они сначала друг другу, в парах, а потом по случайному выбору задать свой видео вопрос.
Сохранение и укрепление здоровья детей – одно из направлений моей работы. Это не только соблюдение норм СанПина по просмотру видеоряда, но и на уроках я провожу: физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, упражнения для укрепления позвоночника, кабинет перед занятием проветривается, а в класс стараюсь всегда принести с собой хорошее настроение.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
(Федеральные Российские образовательные ресурсы)
Портал президентской библиотеки http://www.prlib.ru
Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru
Федеральное агентство по образованию (Рособразование) http://www.ed.gov.ru
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) http://www.fasi.gov.ru
Приоритетные национальные проекты: сайт Совета при Президенте Россиийской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике http://www.rost.ru
Статистика российского образования http://stat.edu.ru
Федеральный центр тестирования http://www.rustest.ru
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
Естественнонаучный образовательный портал http://www.en.edu.ru
Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» http://www.ecsocman.edu.ru
Федеральный портал «Инженерное образование» http://www.techno.edu.ru
Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» http://www.law.edu.ru
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru
Образовательный портал по поддержке процессов обучения в странах СНГ http://www.sng.edu.ru
Федеральный портал «Дополнительное образование детей» http://www.vidod.edu.ru
Образовательные ресурсы сети Интернет http://catalog.iot.ru/?cat=26
Образовательная пресса
Большая перемена: сайт информационной поддержки ФЦПРО http://www.newseducation.ru
Спутниковый канал единой образовательной информационной среды http://sputnik.mto.ru
Учительская газета http://www.ug.ru
Всероссийская олимпиада школьников http://www.rusolymp.ru
Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады http://www.eidos.ru/olymp/
Олимпиады для школьников: информационный сайт http://www.olimpiada.ru
Умник: Всероссийский детский интернет-фестиваль http://www.childfest.ru
Юность, наука, культура: Всероссийский открытый конкурс исследовательских и творческих работ учащихся http://unk.future4you.ru
Энциклопедии, словари, справочники, каталоги
Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании http://www.edu-all.ru
Коллекция «История образования» Российского общеобразовательного портала http://museum.edu.ru
Бизнес-словарь http://www.businessvoc.ru
Большой энциклопедический и исторический словари он-лайн http://www.edic.ru
ВикиЗнание: гипертекстовая электронная энциклопедия http://www.wikiznanie.ru
Википедия: свободная многоязычная энциклопедия http://ru.wikipedia.org
Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий» http://www.megabook.ru
МультиЛекс Online: электронные словари онлайн http://online.multilex.ru
Нобелевские лауреаты: биографические статьи http://www.n-t.org/nl/
Педагогический энциклопедический словарь http://dictionary.fio.ru
Рубрикон: энциклопедии, словари, справочники http://www.rubricon.com
Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru
Словари издательства «Русский язык»: англо-русский, русско-английский, немецко-русский и русско-немецкий http://www.rambler.ru/dict/
Словари и энциклопедии on-line на Академик.ру http://dic.academic.ru
Словари русского языка на портале «Грамота.ру» http://slovari.gramota.ru
Служба тематических толковых словарей «Глоссарий.ру» http://www.glossary.ru
Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля http://vidahl.agava.ru
Энциклопедия «Кругосвет» http://www.krugosvet.ru
Энциклопедия «Природа науки. 200 законов мироздания» http://www.elementy.ru/trefil/
Яндекс.Словари http://slovari.yandex.ru
Sokr.Ru: словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru
Всё для школьников http://nashol.com/?ret=555
Ресурсы для дистанционных форм обучения
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия http://vschool.km.ru
Интернет-школа «Просвещение.ru» http://www.internet-school.ru
Образовательный сайт TeachPro.ru http://www.teachpro.ru
Обучающие сетевые олимпиады http://oso.rcsz.ru
Открытый колледж http://www.college.ru
Центр дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru
i-Школа (школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов) http://www.home-edu.ru
Информационная поддержка Единого государственного экзамена
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://ege.edu.ru
Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме http://www.ege.ru
Ресурсы по предметам общеобразовательной подготовки
Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой http://www.syrtsovasv.narod.ru
Информатика и информационные технологии в образовании http://www.rusedu.info
http://ekochelaeva.narod.ru
История
Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru
Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала http://historydoc.edu.ru
Отечественная история 65 лет битве под Москвой http://pobeda.mosreg.ru
Аллея славы http://glory.rin.ru
Великая Отечественная война: краткое описание, биографии полководцев http://www.1941-1945.ru
Виртуальный музей декабристов http://decemb.hobby.ru
Герои страны: патриотический интернет-проект http://www.warheroes.ru
Династия Романовых http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
Интернет-проект «1812 год» http://www.museum.ru/museum/1812/
История России с древнейших времен до наших дней http://rushistory.stsland.ru
Ленинград. Блокада. Подвиг http://blokada.otrok.ru
Наша Победа. День за днем http://www.9may.ru
Образование Киевской Руси http://oldru.narod.ru
Отечественная история: подборка публикаций и документов по истории России http://lants.tellur.ru/history/
Правители России и Советского Союза http://www.praviteli.org
Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны» http://www.pobediteli.ru
РККА — Рабоче-Крестьянская Красная Армия http://www.rkka.ru
Родина: Российский исторический иллюстрированный журнал http://www.istrodina.com
Русский биографический словарь http://www.rulex.ru
Сайт «Я помню»: воспоминания о Великой Отечественной войне http://www.iremember.ru
Советский Союз: сборник статей, рассказов, воспоминаний и документов http://soyuzssr.narod.ru
Сталинградская битва http://battle.volgadmin.ru
Старые газеты: история СССР, войны и предвоенного периода http://www.oldgazette.ru
Страницы русской истории в живописи: картинная галерея Александра Петрова http://art-rus.narod.ru
Этнография народов России http://www.ethnos.nw.ru
Всемирная история
Historic.Ru: Всемирная история http://www.historic.ru
Биография.Ру: биографии исторических личностей http://www.biografia.ru
Великая французская революция http://liberte.newmail.ru
Всемирная история в лицах http://rulers.narod.ru
Всемирная история: единое научно-образовательное пространство http://www.worldhist.ru
Всемирная история: сайт Д. Гришина http://www.world-history.ru
Всемирная история: учебники и книги С.А. Нефедова http://hist1.narod.ru
Вторая мировая война: каталог ресурсов http://www.1939-1945.net
Древняя Греция: история, искусство, мифология http://www.ellada.spb.ru
История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса http://www.ancienthistory.spb.ru
История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru
Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова http://lesson-history.narod.ru
Холодная война: история и персоналии http://www.coldwar.ru
ХРОНОС — Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru
Обществознание. Экономика. Право
Официальная Россия: сервер органов государственной власти Российской Федерации http://www.gov.ru
Президент России: официальный сайт http://www.president.kremlin.ru
Президент России — гражданам школьного возраста http://www.uznay-prezidenta.ru
Государственная Дума: официальный сайт http://www.duma.gov.ru
Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация http://www.gks.ru
Economicus.Ru: экономический портал. Проект Института «Экономическая школа» http://economicus.ru
50 лекций по микроэкономике http://50.economicus.ru
Виртуальная экономическая библиотека http://econom.nsc.ru/jep/
Вопросы школьного экономического образования: международный учебно-методический журнал http://econom.nsu.ru/dovuz/journal/
Галерея экономистов http://gallery.economicus.ru
Интернет-сервер «АКДИ Экономика и жизнь» http://www.economics.ru
Информационно-аналитический портал «Наследие» http://www.nasledie.ru
Инфотека «Основы экономики» http://infoteka.economicus.ru
Книги по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу http://www.aup.ru/books/
Макроэкономика http://hsemacro.narod.ru
Московская школа прав человека http://www.mshr-ngo.ru
Обществознание в школе: сайт учителя по обществознанию В.П. Данилова http://danur-w.narod.ru
Организация Объединенных Наций http://www.un.org/russian/
Основы экономики: вводный курс http://be.economicus.ru
Открытая экономика: информационно-аналитический сервер http://www.opec.ru
Открытые курсы бизнеса и экономики http://www.college.ru/economics/
Права человека в России http://www.hro.org
Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России http://www.ifap.ru
Социальные и экономические права в России http://www.seprava.ru
Соционет: информационное пространство по общественным наукам http://socionet.ru
СМИ.ru — средства массовой информации в Интернете: каталог российских СМИ http://www.smi.ru
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт http://ombudsman.gov.ru
Уроки географии и экономики: сайт учителя географии А.Э. Фромберга http://afromberg.narod.ru
Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю http://www.cebe.sib.ru
Экономика и право на сервере Новосибирской открытой образовательной сети http://www.websib.ru/noos/economy/
Энциклопедия маркетинга http://www.marketing.spb.ru
Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
Предварительный просмотр:
Педагогические/образовательные технологии.
Педагогические технологии различные: на основе личностной ориентации – педагогика сотрудничества, на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся- игровые технологии, проблемное обучение, схемные и знаковые модели учебного материала(В.Ф.Шаталов), на основе эффективности управления и организации учебного процесса- информационные технологии, групповые технологии, современные технологии – технология дистанционного обучения, здоровьесберегающие технологии, проектные, информационно-коммуникативные, технологии использования игровых методов: ролевых, деловых и др.видов обучения. На уроках возможно использовать элементы той или иной технологии, к примеру- технология проблемного обучения имеет как плюсы, так и минусы: хорошо, что развивает мыслительную деятельность, мотивируем к обучению, пробуждает интерес и желание узнавать новое, но вместе с тем многое зависит от изучаемого материала, подготовки учащихся да и самого учителя. Если взять информационно-коммуникативные технологии, то это веление времени, задумываешься порой, как раньше мы обходились без этого, здесь и наглядность, и динамизм, и межпредметные связи, и экономия времени на уроках(затратна сама подготовка к уроку, конечно), и вместе с тем, к таким формам работы должны быть готовы как учителя, так и обучающиеся.Методы и приёмы работы на уроках тоже различны: зигзаг-зигзаг, кластер, интеллект-карта, синквейн, мозговой штурм, интеллектуальная разминка, взаимоопрос, логические цепочки, тонкие и толстые вопросы, приём «Инсёрт»
В практике педагогической деятельности я использую современные образовательные технологии проблемного обучения: групповые, игровые формы работы, «критического мышления»,технологи.ю Шаталова, методы интерактивного обучения, и конечно в век информационных технологий обязательным элементом является ИКТ.
1) Информационно-коммуникативная технология.
На уроках истории и обществознания, обучающиеся не только познают новые знания, но и учатся строить диалог, формулировать и отстаивать свою точку зрения, уважать и принимать во внимание мнение другой стороны. На уроках провожу работу с различными носителями информации: историческими документами, картами, дополнительной литературой, интернет - ресурсами, законами и различными нормативными документами. Без использования ИКТ сегодня просто не обойтись, сейчас на первом месте находятся знания, информация и современные технологии. Обучающиеся школьники учатся самостоятельно находить нужную информацию в интернете, выделять, обобщать и анализировать её, а также передавать её другим, что способствует более успешному и качественному образовательному процессу. Использование ИКТ на уроке увеличивает наглядность, образность, повышает качество обучения, позволяет использовать новые формы и методы обучении.
Применяя ИКТ, я использую презентации, видеофрагменты, анимационные карты и учебные диски. Обучение c использованием Интернет-ресурсов становится намного привлекательнее для учеников на современном уровне, они тесно связаны с этим процессом сейчас, даже подготовку сообщений они порой не видят без видео ряда- презентации, фильма. Данная технология позволяет развивать у ученика логическое, нестандартное мышление, формирует собственное отношение, свой взгляд на исторические события и эпохи. Выступления учащихся становятся яркими и запоминающимися. В процессе демонстрации презентаций ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
2) Коммуникативная компетенция.
Мы живём среди людей, поэтому обучать правильно общаться в группе, классе на уроках истории и обществознания – это необходимо, это является личностно-ориентированной деятельностью. Правильно сформулировать свою точку зрения, выслушать оппонента, понять его точку зрения и, не рассмеяться ему в лицо, этому тоже надо учить.
Ограничиваться только материалом учебника - мало, поэтому в своей работе использую материалы из современных политических передач, СМИ, где содержится новизна и актуальность проблемных вопросов, различные подходы и точки зрения. Ученик учится слушать и слышать, начинает анализировать, сам начинает формировать мнение: согласиться или нет с тем или иным подходом к освещаемому вопросу. Если ученики видят, что педагог эмоционально переживает воспроизводимые факты и события, проявляет интерес к преподаваемому предмету, уважение к прошлому и современному своей страны, убеждается в том, что учитель владеет глубокими и разносторонними знаниями по преподаваемому предмету или по конкретной изучаемой теме, возрастает эффективность урока, как учебно-познавательная, так и воспитательная. Таким образом, коммуникативный метод помогает учить общению в процессе общения.
3) Учебно-познавательная компетенция.
Эта компетенция очень важна, она представляет собой совокупность методологических знаний и умений ученика в области самостоятельной познавательной деятельности. Данная компетенция направлена на самостоятельную познавательную деятельность самим учеником, в неё включена логическая, общеучебная и методологическая деятельность, сопоставленная с настоящими предметами, на которые направлено познание. Она включает в себя знания и умения организации целеполагания, планирования, рефлексии, самооценки и взаимооценки. Учебно-познавательная компетенция помогает учащимся самостоятельно ставить цели, определять пути ее достижения, планировать, анализировать, т.е. делать то, что уже закладывалось в начальной школе, а в среднем звене – продолжать и совершенствовать эти компетенции.
В этом направление я использую различные приемы и формы.
Формы:
-исследовательская деятельность (проектные работы для участия в школьных, районных, республиканских и всероссийских конкурсах и конференциях);
- экскурсионная работа (тематические экскурсии на базе школьного музея и в урочной деятельности, проведение экскурсии учениками, что обычно связываю с духовной сферой общества, работой в школьном музее, выполнении годового задания поисковыми группами школы);
- коллективные творческие дела (создание тематических видео-уроков и репортажей – поисковая работа и проектная деятельность);
- издательская деятельность (выставки, стенгазеты, выпуск буклетов – музей школы, год экологии, вредные привычки, ЗОЖ).
Активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию умения слушать способствуют такие игровые приемы, вот некоторые из них:
- игра «Домино» (например, по терминам, в виде командной игры, причем само домино, готовят обучающиеся, Приём заключается в том, чтобы каждый ученик получил как можно больше очков путём совпадений пар «термин – определение»). Результатом игры является систематизация и обобщение знаний. Использую такую форму и во время Декады истории.
- игра «Вопрос – ответ» (каждый ученик задает несколько вопросов, от легкого к сложному и один из них обязательно должен быть каверзным или вопросом на внимательность, для этого необходимо хорошо знать изученный материал). В итоге ученики развивают навыки умения четко, понятно сформулировать свои мысли и сроить ответы на вопросы);
-игра «Крестики – нолики» (рисуется поле для крестиков и ноликов, учитель формулируют вопросы, а отвечающим в это поле нужно поставить либо крестик, если ответ положительный, либо нолик, если ответ отрицательный). Этот метод можно использовать на разных этапах урока или в качестве рефлексии. Также, школьники с удовольствием составляют свои «Крестики-нолики» и работают с классом.
- игра «Аукцион» (по определенной теме объявляется аукцион терминов или исторических фактов, обществоведческих явлений. Побеждают ученики, которые последними назовут факт, явление или термин по данной теме) Данный прим уместен для систематизации знаний.
- работа с карточками (на карточках могут быть для слабых, либо очень скромных учащихся индивидуальные задания, а также - портреты исторических деятелей, термины, элементы исторической карты, даты и т.д.);
-синквейн (пятистишие по изучаемой теме, составленное по общим правилам);
-кластер (объединение существенных признаков, элементов одной темы);
- составление рассказа, или схемы, по опорным словам, (составление такого рассказа очень хорошо использовать при работе со слабоуспевающими учениками или теми, кто испытывает затруднения быстро и грамотно построить рассказ);
- работа с кроссвордами, ребусами, шарадами (ученикам можно предложить составить кроссворд самим или дать разгадать уже готовый, при этом можно использовать как групповую, так и индивидуальную работу);
Фишбоун –рыбий скелет - (составление графической схемы – структуры, состоящей из блоков: голова, хвост, верхние и нижние кости, существуют общие правила составления схемы, которым должны следовать ученики). В результате у обучающихся развивается критическое мышление и способность к исследовательской деятельности.
- восстановление логической цепочки событий; интеллект –карты, красочность последней должна способствовать развитию обоих полушарий мозга;
- анализ текста с ошибками; историческая цепочка: понятие – определение, графическое изображение понятия;
- работа с иллюстрациями или историческими картами (составить рассказ, найти ошибки и т.д.).
4) Личностно ориентированное обучение.
Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями. В условиях ХХI века перед образовательной школой ставится задача, чтобы научить учащихся находить знания и получить к ним доступ, а также применять их в решении поставленных проблем. Обучение учащихся способам как преобразовывать информацию в новые знания, как применять новые знания, становится более важным, чем запоминание конкретной информации- «знания - умения - навыки - опыт деятельности - компетентность», те здесь взаимосвязанные\ компетентностный, деятельностный и личностно ориентированный подходы. Познание способностей и возможностей каждого ученика – сложный процесс, но узнать о них по более возможно на педсоветах 5-х классов – адаптационный период, где классные руководители и психолог дают характеристику классу и отдельным учащимся.
Для развития ключевых компетенций учащихся приоритетной можно назвать групповую форму работы. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся, у них возникает желание быть не хуже других. Эффективность групповой формы деятельности обуславливается возможностью удовлетворения социальной потребности принадлежать к группе. В группе должны быть и «трудяги», «рабочие лошадки»; и – «мозговые центры», «генераторы идей». А в задания постараться привнести некий элемент загадочности, интриги, зацепки, чтобы у каждой группы возникла своя версия ответа, отличная от других.
Значимую роль в осуществлении этого принципа играет технология учебного проектирования. Одна из наиболее продуктивных и эффективных форм работы с детьми по предмету – это проектно-исследовательская деятельность, которая помогает активизировать знания учащихся, развивать творческие способности, обучает их различным компетентностям, например: основным видам работы с различными источниками информаций; основным видам публичных выступлений (логически проработанный монолог, дискуссия, ответы на вопросы и т.д.); познавательным умениям: понимать, сравнивать, прогнозировать ситуации, обобщать и делать выводы.
В прошлые годы мои ученики подготовили такие исторические проекты, как:
- «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»,
- «Жизнь и быт первобытных людей»
- «Культура России в 9-12 веках» и др.
Сегодня же ребята интересуются проектами, которые дают возможность построить альтернативные сценарии развития реальных событий в прошлом. Например, по теме «Что было бы, если бы: …» (А.Невский пошёл на союз со шведами и немцами; Владимир Красное Солнышко принял бы в качестве государственной религии не христианство, а ислам и др). Учащиеся самостоятельно выбирают себе тему для проектной деятельности. Чем разнообразнее и неожиданно будут проявляться эмоции детей, тем эффективнее будет складываться их личностное отношение к происходящему и, как следствие, усиливаться внутренняя мотивация учения. Акцент необходимо делать на личностный смысл обучения каждого ребенка. Цель проектно-деятельностного обучения – создание образовательного продукта , развитие всех компетенций.
Использую в своей работе и технологию проблемного обучения, цель – научить разрешать проблемы через использование мыслительных умений, творческих способностей с последующим выходом на моделирование собственных проблемных ситуаций и их разрешение.
Диагностические работы по истории я стараюсь делать двух уровней сложности. Учащиеся, успешно прошедшие первый уровень, могут приступать ко второму. А ученики, не справившиеся с первым уровнем, сначала выявляют ошибки, затем восполняют пробелы. Таким образом, каждый ребенок имеет возможность продвигаться в своем темпе. Учащиеся, имеющие высокий уровень способностей, быстро проходят два уровня.
Использование личностно ориентированного подхода в обучении направлено на формирование ключевых компетенций учащихся:
- Коммуникативные
Учащиеся будут свободно выражать свои мысли, вести творческий диалог. Исчезнет страх выступления перед аудиторией. Расширится лексикон, улучшиться аргументированность решений. Дети научаться слушать и слышать других людей. - •Умение сотрудничать
У детей появится ярко выраженное умение работать друг с другом, строить равноправные отношения с педагогом. Обозначится желание работать в группах для решения проблем, причем распределение функционала в группе будет более адекватным поставленным целям учебного задания. - Умение решать реальные задачи
Ученики смогут быстрее определять проблемное поле, формулировать цель деятельности, планировать и организовывать работу и впоследствии ее оценивать. Будут развиваться творческие способности детей, они станут находить оптимальные пути и предлагать несколько решений одной задачи. Уйдет страх перед нестандартными заданиями. - Способность к самообучению
В результате у учащихся сформируется высокий уровень самостоятельности. Они смогут осуществлять свободный выбор уровня сложности обучения и необходимых действий. Умение самостоятельно оценивать свою деятельность даст возможность управлять своим поведением, строить путь саморазвития. «Успех рождает успех»!
Таким образом, личностно ориентированный подход в образовании становится фактором не только успешного обучения детей, их личностного развития, но и профессионального, личностного роста учителя, поскольку обращен к полноценному взаимодействию и взаимообогащению всех субъектов образования.
Предварительный просмотр:
Урок истории в 6 классе. УчительДанилова Т.А. | |||||||
Тема. Возникновение и распад империи Карла Великого | |||||||
Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений об образовании, устройстве и распаде империи Карла Великого; Познакомиться с понятиями династии, император, империя, граф, феодальная раздробленность | ||||||
Тип урока | Урок изучения нового материала | ||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные: знают основные понятия и термины: феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, вассалы, сеньоры; династии, император, империя, граф, феодальная раздробленность, знают основные события данного периода и их результат; применяют навыки работы с картой; показывают направления походов франков и завоеванные ими территории; составляют характеристику(синквейн) Карла Великого Метапредметные: Познавательные: работают с иллюстративным материалом, используют современные источники информации, выделяют существенную информацию из текста, формулируют и обосновывают выводы. Осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, устанавливают связь между новым материалом и уже пройденным, владеют умением составлять конспект Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выбирают способ и результат действий, планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, осуществляют пошаговый контроль и коррекцию своей деятельности, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач, владеют диалогической формой речи, определяют способы взаимодействия с партнером. Личностные: понимают необходимость учения, осознают ответственность за общее дело, проявляют заинтересованность в саморазвитии и получении дополнительной информации | ||||||
Образовательные ресурсы | Карл Великий. Жизнеописание. Электронный ресурс :http://www.vivl.ru/karl/karl.php Презентация «Возникновение и распад империи Карла Великого» | ||||||
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, карта и атласы «Образование империи Карла Великого», таблица Направление походов Карла Великого. Сообщение учащегося «Военные походы Карла Великого» и исторический портрет Карла Великого | ||||||
Основное содержание темы, понятия и термины | Карл Великий. Внешняя политика при Карле Великом. Образование и распад империи. Каролингское Возрождение. Легенда о Роланде. Понятия: династии, император, империя, граф, феодальная раздробленность | ||||||
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Планируемые результаты | Формы контроля | |
Предметные | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||||||
I.Организационный момент | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Фронтальная | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |||
II.Актуализация знаний | Взаимо опрос по домашнему задании. Разминка – даты и понятия | Контроль за работой учащихся. | Задают друг другу(парная работа) тонкие и толстые вопросы, затем соседям – разминка перекрёстная-даты и понятия. | Парная, групповая | Осознанно строят речевое высказывание в устной форме | Познавательные: умеют осмысленно воспроизводить изученный материал | Ответы на вопросы |
III.Постановка учебных задач | Беседа | Работа с картой- какую информацию можно извлечь из легенды карты? О чём мы сегодня с вами будем рассуждать, что новое мы узнаем? Перед вами тема урока. Сформулируйте учебные цели и задачи урока. | Формулируют учебные цели и задачи | Фронтальная | Мозговой штурм | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи Познавательная: извлечение информации из картографического источника. | |
IV.Изучение нового материала | Проблемный вопрос. | Карл Великий опередил своё время, Личность Карла Великого многогранна. В чём же его заслуги? И почему, при такой многогранности и значимости его деятельности, его политика привела к политической, или феодальной раздробленности? Чтобы начать раскрывать эту проблему, мы заслушаем сообщение вашего одноклассника - исторический портрет Карла Великого. Ваша задача- слушать и слышать, записывая опорные слова, которые помогут вам при составлении синквейна об этой личности. | Слушают рассказ учителя, делают записи в тетрадь | Фронтальная | Записывают опорные слова. Составляют синквейн о Карле Великом и зачитывают полученное.. | Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в письменной форме;, выделяя главное в сообщении ученика. Регулятивные: определяют последовательность действий с учетом конечного результата Личностные: осознают свои возможности в учении | |
Презентация по теме «Империя Карла Великого» | Войны Карла Великого- новая страница деятельности короля. После выступления одноклассника с сообщением, просмотра слайдов презентации; необходимо нарисовать кластер и ответить на вопросы:
| Кластер, ответы на вопросы | Индивидуальная,Фронтальная | Знают основные направления завоевательных походов франков, их цели и результаты | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | Устные ответы, письменно-кластер | |
Работа с картой | Предлагает изучить карту «Образование Франкского королевства. Завоевания Карла Великого» и выполнить следующие задания:
(По размерам Франкское государство теперь приближалось к Западной Римской империи) | Изучают карту, отвечают на вопросы | Работа в группах | Читают историческую карту с опорой на легенду | Познавательные: Осуществляют анализ объектов. Коммуникативные: Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности | Самостоятельная работа | |
Презентация по теме «Империя Карла Великого», работа с учебником и картой | Комментирует информацию презентации, останавливаясь на наиболее существенных моментах
( Карл Великий был коронован в Риме, папа в храме возложил на его голову императорскую корону)
(Новый титул Карла делал его равным императору Восточной римской империи. Он хотел, чтобы его государство стало преемником Западной Римской империи) В чём заключается сходство и отличие в управлении государством при Хлодвиге и Карле Великом? | Слушают рассказ учителя, работают с учебником, делают записи в тетрадь | парная | Раскрывают смысл понятий герцоги, маркграфы, император, империя; знают основные события данного периода и их результат | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Коммуникативные: Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности | Записи в тетради, ответы на вопросы | |
Презентация, работа с ресурсами к уроку |
(Империя Карла Великого распалась на три части, позднее на каждой из них образовались королевства – Франция, Германия и Италия. Это произошло потому, что между частями империи не существовало внутренних связей) | Слушают рассказ учителя, формулируют ответы, приводят примеры, думают над проблемой урока. | Индивидуальная | Знают, что такое распад империи, феодальная раздробленность, ее причины и последствия. | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий Регулятивные: составляют план действий для оптимального решения учебной задачи Коммуникативные: Умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Ответы на вопросы | |
V.Первичное осмысление и закрепление знаний | Дискуссия | Задает вопрос:
| Формулируют ответы, приводят примеры, аргументируют свою позицию | Фронтальная | Дают оценку исторической личности | Коммуникативные: Слушают мнение других, умеют вести дискуссию | Устный опрос |
VI.Итоги урока. Рефлексия | Обобщающая беседа |
| Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние | Фронтальная | Отвечают на проблемный вопрос. | Регулятивные: адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности Коммуникативные: Умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание | Учебник, п.3; ВПД(стр.25-26), записи в тетрадях,кластер,синквейн. | Записывают домашнее задание | индивидуальная | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Приложение 1
Ресурсный материал к уроку
ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В IX–XI вв.
В IX–XI вв. в Западной Европе каждый крупный феод (земельное владение) был как маленькое независимое государство, а феодал для простого населения был не просто землевладельцем, но и государем – сеньором.
В руках феодала находились суд, администрация, военные и политические силы.
Отношения между феодалами строились по принципу строгой иерархии, или проще – лестницы. На вершине феодальной лестницы находился король, он считался главным сеньором всех феодалов. Ниже располагалась титулованная знать (духовная и светская): герцоги и графы, а также архиепископы, епископы. Фактически каждый из них был независим от короля: на своих землях они чеканили свою монету, имели свое войско, вершили суд, объявляли войны. Дальше стояли бароны – они были вассалами герцогов и графов. (Вассал – это феодал, получивший от более крупного феодала (сеньора) земельное владение (феод) за несение службы и давший вассальную клятву.) Бароны, в свою очередь, были сеньорами рыцарей, которые не всегда обладали собственными вассалами.
Крестьяне не входили в феодальную лестницу, они считались простолюдинами, в отличие от феодалов, которые образовывали класс благородных людей.
Благодаря существованию «феодальной лестницы» феодалы были фактически независимы от короля.
Особенностью феодальных отношений был принцип «Вассал моего вассала – не мой вассал», при котором феодалы, стоящие на низшей ступени, не подчинялись феодалам, вассалами которых являлись их собственные сеньоры.
Приложение 2
СЛАБОСТЬ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ ВО ФРАНЦИИ В IX–XI вв.
Как мы с вами уже знаем, в период феодальной раздробленности королевская власть постепенно ослабевает. Это наглядно видно по именам французских королей, которым современники давали унизительные прозвища: Карл Толстый, Карл Простоватый, Людовик Заика, Людовик Ленивый. С конца IX в. династия Каролингов правит лишь номинально, а фактическая власть находится в руках наиболее влиятельных феодалов. С пресечением королевской династии в 987 г. на трон был возведен богатый и влиятельный граф Парижский Гуго Капет (это прозвище он получил из-за любимого им головного убора – капюшона). Он стал основателем новой правящей династии – Капетингов, которая находилась у власти до 1848 г.
Некогда единое государство в этот период было раздроблено на 14 частей, и многие из них значительно превышали королевские владения. Король считался лишь первым среди равных. К тому же смена династии плохо отразилась на авторитете королевской власти, нового правителя признали далеко не все и не сразу, а когда это произошло, то было только формальным. Королевский домен (владение) был сравнительно небольшим – это территория между Парижем и Орлеаном.
Не обладая реальной властью, король не издавал общегосударственных указов, законов, не мог собирать налоги в свою казну. Соответственно, у него не было сильного наемного войска, его армию составляли лишь собственные вассалы, получившие земли в его владениях.
Предварительный просмотр:
Декада истории. Своя игра. 11-е классы. Данилова Т.А.
Задачи: создание условий для углубления знаний учащихся по истории и обществознанию, расширение кругозора, воспитание патриотизма, любви и интереса к предмету, чувство коллективизма и сотрудничества, создание условий для развития интеллектуальных умений и навыков, творческого мышления, продолжить формирование умений логически мыслить.
Ход мероприятия:
- Организационный момент.
- Основная часть.
- Подведение итогов.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, раздаточный материал, эмблемы, названия и приветствие команд.
Ход игры.
- Учитель: Добрый день, дорогие знатоки истории! Я рада приветствовать вас на этом состязании. В течение четверти я наблюдала за вами во время уроков, радовалась вашим успехам, огорчалась, если вы чего-то не знали. Сегодня вы покажите на этой игре, как вы можете работать командой, творчески и логически мыслить.
В ходе игры вам будут представлены вопросы из следующих областей: «Загадочная Россия» - разминка для капитанов, «Одно имя на двоих», «Впереди планеты всей»
Но перед тем как начать игру, вы представите визитку своей команды и поприветствуете команду-соперницу. Итак, начинаем… (идёт приветствие команд, визитки команд).
- Основная часть. Внимание! Следующий наш этап – это разминка капитанов. Капитаны – на ринг! Смекалка во всяком деле выручит!
Вопросы для капитанов по теме «Загадочная Россия».
- «Викин – воин скандинавов
Тот народ суровых нравов
Как его, скажите, капитаны,
Называли наши предки?»
(варяг)
- Крейсер русской старины
Защищал он честь страны
Он в пучине вод остался
Но японцам в плен не сдался»
(«Варяг»)
- Средь полей, лесов, острогов
В старину велась дорога
А по ней на тройке вскачь
Почту вёл ямщик – лихач
(тракт)
- Чугунок он обнимает
И из печи вынимает
А потом он встанет в строй
По соседству с кочергой.
(ухват)
- Он стоял в амбаре встарь
Для зерна и звался...
(ларь)
- В болоте родился
Три раза крестился...
(Петербург, Петроград, Ленинград)
В этом состязании победил капитан команды _______________________.
Следующие разделы "Самый, самая, самое…», «Одно имя на двоих», «Впервые в России. Первые в России». «На российских просторах». «Впереди планеты всей».
«Вехи русской истории». «На Руси». «Ратное дело». «Государство Российское». «Российская экономика и право».
В нём участвуют все команды. На каждый этап время ограничено. Вы выбираете вопрос за определённую сумму баллов и отвечаете, верный ответ – баллы ваши, неверный - баллы отнимаются у команды. Время – 15 минут.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ.
- «Одно имя на двоих». Вопросы и баллы:
- 10 Б. Не только большое мощное независимое государство, но и символ власти (держава)
- 20 б. Не только умение читать и писать, но и официальный документ Древней Руси (грамота)
- 30б. Не только старинное пахотное орудие, но и единица податного обложения в России (соха)
- 40б. Не только среднеазиатский полководец, но и герой произведения А. Гайдара, под влиянием которого в СССР в знач. 1940-х годов возникло движение пионеров и школьников по оказанию помощи семьям воинов, инвалидов, больным (Тимур, тимуровское движение)
- 50б. Не только римская богиня утренней зари и дневная бабочка, но и легендарный российский крейсер, участвовавший в Цусимском сражении и давший сигнал к захвату большевиками Зимнего дворца.
2.«Самый, самая, самое…» Вопросы и баллы:
- 10б. Назовите крупнейший стадион России («Лужники», Москва, 100 тыс. мест, крытый)
- 20б. Какая российская царица имела самый большой гардероб? (Елизавета Петровна. Она занималась своим туалетом по 5 часов в день. А за один бал успевала трижды менять наряды. В 1735г. пожар уничтожил почти весь гардероб, но вскоре в её распоряжении вновь было 15 тыс. платьев да ещё два сундука шёлковых чулок.)
- 30б. Какое название супов самое древнее? (уха – вплоть до 19 века – это и мясной, и овощной, и рыбный супы. Сегодня – это особый рыбный суп)
- 40б. В каком музее находится самое большое собрание икон в нашей стране? (В Государственном Русском музее в С-Петербурге. Около 6тыс. икон)
- 50 б. Сколько весила самая тяжёлая русская монета? (медный рубль 1725-1726гг – 1 кг 600г, квадратная пластина с оттисками гербов по углам. Цена и год – в центре. 10 таких «монеток» весили пуд!!!)
3.«Впервые в России. Первые в России»
- 10 б. Как звали княгиню, которая первой на Руси приняла христианство? (Ольга. 957г.)
- 20 б. Как назывался корабль, за спасение экипажа которого в 1934г. были присвоены первые звания Героя Советского Союза? («Челюскин», а звание получили лётчики, спасшие участников рейса).
- 30 б. Назовите первую женщину-президента Академии Наук. (Княгиня Екатерина Романовна Дашкова (Воронцова). В 1783-1796гг. – директор Петербургской Академии наук и президент Рос. Академии, она способствовала изданию научных трудов и чтению публичных лекций).
- 40 б. Когда, где и кем был открыт первый музей в России? (Кунсткамера - «кабинет редкостей», 1719г., Пётр Первый, в Петербурге. Диковинные экспонаты привозили из всех уголков России и даже из-за границы. Кунсткамера была открыта для бесплатного обозрения и пользования. Поначалу посетители не очень охотно шли в музей, поэтому царь велел всех там угощать: дамам – чашечку кофе, мужчинам – рюмку водки)
- 50 б. Когда была открыта Царскосельская железная дорога сообщением Петербург – Царское село, о которой писали как о первой в России железной дороге? (30 октября 1837г, длина – 24 версты(27 км). Дорога – игрушка была построена для увеселительных мероприятий, не имела экономического обоснования, но показала, что в России можно строить ж/д.)
4.«На российских просторах».
- 10 б. В какой город нужно приехать, чтобы посетить Мамаев курган? (Волгоград).
- 20 б. Про какую реку говорят буряты: «Разоряет дочка старика Байкала»? (Про Ангару, вытекающую из озера Байкал).
- 30 б. Что явилось творческим плодом путешествия А.С.Пушкина по городам Казани, Симбирску, Оренбургу? (Роман о Емельяне Пугачёве «Капитанская дочка»)
- 40 б. Первый проект такой транспортной магистрали предложили сосланные в Сибирь декабристы – Бестужев, Батеньков, Завалишин? (БАМ)
- 50 б. Как сейчас называется город под С-Петербургом, где можно увидеть фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва? (Петродворец, до 1944г. – Петергоф).
5.«Впереди планеты всей».
1. 10 б. Какое российское озеро самое старое в мире? (Байкал, более 30 млн. лет)
2. 20 б. Какая ж/д магистраль самая длинная в мире? (Транссибирская – Москва – Владивосток, 9438 км)
3. 30 б. Какая российская картинная галерея самая большая в мире? (Эрмитаж в С-Петербурге, 3 млн. произведений искусства, 25 км! В 1988г. попала в книгу Гинесса как самая большая галерея).
4. 40 б. На территории России находится самая большая в мире монолитная колонна. Где она установлена? (Александровская колонна, на Дворцовой площади в С-Петербурге. Вырублена из цельной скалы).
5. 50 б. Какая крепость нашей страны самая крупная во всём мире? (Московский Кремль. Площадь – 27 га. Общая длина стен с 20 башнями – 2 км 235м, высота от 5 до 19 м, толщина иногда доходит до 6 м).
ВТОРАЯ ЧАСТЬ.
1«Вехи русской истории».
- 10 б. Славянские племена дреговичей жило на болотах, поляне – в полях, а где жили древляне? (В лесах).
- 20 б. Какому крупнейшему летописцу принадлежат слова: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...»? (Нестору – летописцу, автору «Повести временных лет»)
- 30 б. Какое имя дали своему сыну, родившемуся в1053г., Всеволод Ярославович и его жена, дочь византийского императора Константина? (Владимир Мономах)
- 40 б. Этот приказ, отданный Петром Первым после Нарвской конфузили, закрепил за ним «титул» Антихриста. Какой именно? (Приказ переливать колокола на пушки).
- 50 б. И жена Николая Второго, и 4 его дочери участвовали в Первой мировой войне, приобретя эту воинскую специальность. Какую? (Сестра милосердия)
- «На Руси».
- 10 б. Чем занимались древние славяне в апреле, если он у них назывался «берёзозол»? (Это было время сожжения деревьев и удобрения земли).
- 20 б. Полосу пахотной земли шириной в 2 сажени в старину размечали кольями. Как тогда говорили о тех, кто лишался даже этого средства к существованию? (Ни кола, ни двора).
- 30 б. К каким временам российской истории относится происхождение выражения «Меж двух огней»? (К периоду ордынского владычества. Русские князья, приезжая по делам в Золотую Орду, подвергались унизительной процедуре: чтобы очиститься от всяких «злых мыслей» на хана, православный князь должен был пройти по языческому обряду между двумя кострами. Вот и родилось это положение, в которое попадает человек, и выход из которого, может быть, даже заставит поступиться своим достоинством).
- 40 б. При Петре Первом были учреждены ордена для новорождённых царской фамилии: для мальчиков – Святого Андрея Первозванного, для девочек – Святой Елены. До сих пор мы свято чтим этот обычай. В какой форме? (Повязываем новорождённым мальчикам голубую ленточку, а девочкам – розовую)
- 50 б. Это старинный русский головной убор – холщёвая шапочка с твёрдой передней частью в виде лопатки или рогов – считался короной замужней женщины. Его обильно украшали золотом, серебром, камнями. Он был предметом гордости и хвастовства владелицы и зависти соперниц. Как назывался этот головной убор, которым его обладательница так кичилась? (Кичка, от этого слова – слово кичиться).
- «Ратное дело»
- 10 б. Одна её часть состояла из «лучших» - бояр и начальных людей, другая – из «молодших», отроков. Обе подчинялись только князю. О чём идёт речь? (О дружине – отборном княжеском войске)
- 20 б. О чём эта старая русская загадка: «Глазами не увидешь, руками не возьмёшь, а без него в атаку не пойдёшь?» (УРА!)
- 30 б. Какой лётчик, кроме Кожедуба, был трижды удостоен звания Героя Советского Союза? (Александр Иванович Покрышкин, сбил 59 фашистских самолёта)
- 40 б. Сколько всего человек имели высшее воинское звание генералиссимус за всю историю России? (6. Ф.Ю.Ромодановский, А.С.Шеин, А.Д.Меншиков, Антон Ульрих Брауншвейгский – отец императора Ивана 6, А.В.Суворов, А в СССР – только И.В.Сталин).
- 50 б. Где бы ни появлялсяпрезидент России на людях, в числе его сопровождающих всегда находится военно-морской офицер. Его нет только тогда, когда президент посещает моряков. Что это за таинственный офицер и почему он одет в морскую форму? 9Этот офицер держит знаменитый «ядерный чемоданчик». А в форме ВМФ, чтобы его легче было увидеть среди прочих людей)
- «Государство Российское».
- 10б. Некогда на Руси действовала лествичная система престолонаследия. Власть переходила не от отца к сыну, а к другому человеку Какому? (К старшему в роду)
- 20 б. Что послужило причиной упразднения титула царя 11 октября 1721г? (Пётр Первый принял титул императора. Россия стала империей).
- 30 б. Какое слово в переводе с латыни буквально означает «Сидящий впереди»? (президент)
- 40 б. Как в советские времена назывался школьник 1-3 классов до вступления в пионерскую организацию? (Октябрёнок).
- 50 б. В завещании он писал: «Я хочу быть похороненным там, где меня убьют». Его убили в оперном театре Киева и похоронили в Киево-Печёрской лавре. Кто этот политик? (П.А.Столыпин)
- Российская экономика и право.
- 10 б. Когда Русью правил «денежный мешок»? ( В 14 веке, князь Иван Данилович, прозвище Калита. Слыл самым богатым на Руси)
- 20 б. Каким английским термином назвали экономический кризис 1998г в России? (Дефолт).
- 30 б. Этот закон принят в США в1787г, во Франции – в 1791г, принят и в России, а вот в Великобритании не принят до сих пор. (Конституция).
- 40 б. В настоящее время она отменена законом в 35 странах. В 27 странах она не применялась последние 10 лет и более. В РФ вопрос о ней окончательно был решён в 2010г. О чём идее речь? (смертная казнь).
- 50 б. С какими городами можно познакомиться, глядя на купюры достоинством: 10 рублей, 100 рублей, 500 рублей, 1000 рублей? (10 – Красноярск, 100 – Москва, 500- Архангельск, 1000- Ярославль)
Итак, наша игра подошла к завершению. Сейчас жюри объявит результаты состязания. Какая команда сегодня оказалась сплочённее, показала хорошие знания, находчивость и дружбу?
Слово жюри: ____победила команда_____________________________________________,
Соперники уступили ей _______ баллов. Награждение команд.
Предварительный просмотр:
Тема урока 5 класс. Тема урока. Финикийские мореплаватели
Цель урока:
Планируемые результаты:
Предметные УУД: определять понятия: колония, алфавит, пурпурная краска, благовония;отвечать на вопросы по содержанию исторической карты, интеллект-карты, извлекать информацию из дополнительного материала (ресурс к уроку), учебника о природно – климатическом положении финикийцев в Восточном Средиземноморье
Метапредметные результаты:
а) познавательные: самостоятельно выделять и формулировать цели; анализировать вопросы, формулировать ответы;
б) коммуникативные: вступать в речевое общение; планировать цели и способы взаимодействия;
в) регулятивные: осуществлять индивидуальную образовательную траекторию, работать с учебником, интеллект-картой, исторической картой, дополнительной литературой; оценивать свою работу на уроке.
Личностные результаты:осознавать социально-нравственный опыт предшествующих поколений
Тип урока: открытие новых знаний, комбинированный.
Форма урока: урок-путешествие, исследование
Методы ведения урока:
Вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);
Методы стимулирования (новизна, занимательность);
Методы контроля (фронтальный и индивидуальный опрос, решение теста) и др.
Формы работы: проблемно – диалоговая, индивидуальная, работа в парах, работа с учебником, интеллект-картой,ресурсом к уроку, атласом и картой.
Оборудование: Учебник «Древний мир» 5 класс А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой. «Просвещение», 2015; исторические карты (Древний Восток, компьютер, интерактивная доска, интеллект- карта, презентация по теме, ресурс к уроку)
Ход урока
Вначале – интеллектуальная разминка, парная работа - по содержанию, понятиям и датам дом.задания. 5 минут.
I.Актуализация – работа со слайдом 1 презентации- исторический документ и картой. Постановка учащимися целей и задач урока.
По какому плану мы обычно изучаем государства в древности?
(Географическое положение, занятия жителей, достижения в культуре) Знакомство с интеллект-картой.
Мотивация. Красивое название- Финикия….Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в прошлое, в страну, которой уже нет на карте. Сейчас на ее месте расположены государства Сирия, Палестина и Ливан. В древности эта местность носила название Ханаан. А затем сюда прибыли греки и назвали ее Финикией. Как вы думаете, почему? " слайд 2,3.
II.Изучение нового материала.
Финикийцы" в переводе с греческого - "красноватые", точнее, "красящие в багряный цвет". 1)Финики́я (от греч.Φοίνικες, фойникес, буквально «страна пурпура») 2)»фенеху» - кораблестроители
Слайд 4.
План.
1. Географическое положение и климат. Занятия жителей. 2. Торговцы и морские разбойники. Финикийские колонии 3. Открытия и изобретения финикийцев, древнейший алфавит.
Вся Финикия располагалась на узком клочке земли длиной в две сотни километров. Любому путешественнику, впервые прибывшему в страну, всегда интересно, как живут люди и чем они занимаются .И мы сегодня с вами, совершив путешествие в эту страну, небольшую по размерам, узнаем много интересного о ней и её жителях.
Итак, в путь! (Задания по группам)
Работа в группах:
Местоположение и природные условия Финикии. Основные занятия жителей.
. №1 группа1- вы нам и расскажите об этом через 5 минут от имени жителя Финикии. Учебник- стр.73-74. Интеллект-карта.
(Например:
Финикиянка : Дорогие мои, друзья. Я рада приветствовать вас на моей родине. Страна расположена на восточном побережье Средиземного моря. (Карта.) Моя страна небольшая, но расположение страны удобно. Сюда выходят торговые пути из Двуречья. Рядом со Средиземным морем на перекрестке торговых путей расположены три города. Из городов Тир, Библ и Сидон можно плыть в Египет, Грецию, Рим. Природа нашей страны скудна. На узкой полоске между Средиземным морем и Ливанскими горами не было крупных рек с плодородными почвами, мало полей пригодных для пастбищ. Мы выращиваем виноград, оливковые деревья. Из маслин, оливок делали душистое масло, которое мы обмениваем на пшеницу. А сколько строительного леса у нас! Бревна из ливанского кедра направляем в разные страны. Много у нас искусных ремесленников - ювелиров, резчиков по дереву и слоновой кости. Все жители страны отличные мореходы и искусные мастера.
После подготовки задания каждой группой начинаем их разбирать. 1 группа.
Слайд 7-11 –дополнительная информация для учащихся.
1. Заполняем по ходу выступления финикийца таблицу:
Местоположение и природа Финикии | Занятия жителей |
1) Расположена на восточном побережье Средиземного моря, на пересечении торговых путей. | Мореплавание Кораблестроение Рыболовство |
2) Долины - чем могли заниматься жители? (Земледелием). Однако в Финикии земли были неплодородными - на них росли только неприхотливые деревья. Что могли выращивать финикийцы? | Финики Оливки Виноград Персики |
3) Горы, кедровые леса (уникальный материал - ливанский кедр). Где мог использоваться лес? 4) В горах не было полезных ископаемых | Строительство домов Изготовление мебели Кораблестроение |
5) Заливы и бухты - как они могли использоваться жителями? | Мореплавание Кораблестроение Добыча моллюсков (пурпурная краска) Торговля |
Во втором столбике подчеркните занятия, которые повторяются чаще всего
(кораблестроение, мореплавание и торговля). Это и были основные занятия финикийцев.Слайд 12. Образ жизни у финикийцев был совершенно другим, чем у египтян или вавилонян. Почему?
(Иной была и сама природа: не было крупных рек и долин с плодородными почвами) (виноградарство, разведение оливковых деревьев, маслин, /оливковое масло/, торговали строительным лесом /ливанским кедром/, кораблестроение, ремесло /украшения из золота, серебра, слоновой кости, изготавливали стекло из белого песка и соды, сосуды для благовоний, окрашивали ткани в пурпурный, т.е. лилово-красный цвет /из улиток, добытых на дне моря/ + грабёж + продавали «живой товар» - рабов, торговля, рыболовство, скотоводство, садоводство)
2 вопрос, №2 группа – А вы долго путешествовали по Средиземноморью (КАРТА!) и увидели интересные факты, связанные с жителями Финикии. Какая слава – добрая или дурная - ходила о финикийцах ?Что такое Колония? Учебник- стр.74-75. Расскажите нам об этом. В помощь вам- ресурс дополнительный(распечатка) Слайды 13-22.
(Рабов-военнопленных очень мало (финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн). Нет сведений и о рабах-должниках. Купля-продажа чужеземцев и незаконное порабощение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли, практиковались весьма охотно. )
3 вопрос, группа 3. Открытия и изобретения финикийцев, древнейший алфавит. Судя по письменам, финикийцы общались на финикийском, греческом, хеттском, египетском языках.
Почему финикийцы были полиглотами?
Учебник стр.76, ресурс к уроку, интеллект-карта.
III Подведение итогов. Закрепление материала.Наше путешествие в Древнюю Финикию подошло к концу. Несмотря на то, что этой страны уже давно нет на карте, память о ней жива до сих пор. Финикийцам мы обязаны названием нашего континента. Так звали, согласно мифу древних греков, дочь финикийского царя. Однажды Европа играла на берегу моря. Бог Зевс, восхищенный ее красотой, принял образ белого быка и склонился перед девушкой, предлагая ей прокатиться. Европа взобралась на спину животного, но внезапно бык кинулся в море и стремительно отплыл от берега.Он доплыл до острова Крит. Европа стала женой Зевса и родила ему трех сыновей. Именем Европы стали называть западную часть Средиземноморья, а затем и весь континент. Слово "Европа"переводится как "заходящее солнце"
Память об этом талантливом народе мореплавателей сохранилась и в ряде других географических названий. Страна Тунис названа в честь богини Луны Танет, "Испания" переводится как "берег кроликов". Мы часто употребляем в речи финикийские слова, например, слова "карта", "галера", "вино", "финики".
Обобщающий тест (УСТНО)
А.
1. Дерево, которым славилась Финикия, торговала строительным лесом из него с соседними странами. Прочный строительный материал
(кедр)
2. Участь, уготованная доверчивым жителям Средиземноморья, которых заманивали на свои корабли финикийские мореплаватели (рабство)
3. Континент, который первыми в мире обогнули финикийские мореплаватели и рассказывали о нём такое, во что «трудно было поверить» (Африка)
4. Занятие, расцвету которого способствовало выгодное географическое положение Финикии и наличие в ней ценного строительного леса, искусных ремесленников и мореплавателей (торговля)
5. Поселения, основанные финикийцами на берегах Средиземноморья (колонии)
6. Родина алфавита /Финикия/
7. Царская роскошь /пурпур/
8. Сплав из белого песка с содой /стекло/
Б. КРФГН. Почему так записано? Какое отношение это слово имеет к истории Финикии? (Карфаген)
Определите по карте, где находится он.
В. Синквейн по теме «Финикия»
существительное прилагательное прилагательное глагол глаголглагол фраза из четырёх слов существительное (вывод) | Финикия древняя интересная открывает изобретает продаёт колонию краску «живой товар» государство |
IV. Д/з: п.15, ВПД, + задание по выбору:
- Подготовить сообщение «Путешествия финикийских мореплавателей»
- Составить кроссворд . Оцените свою работу на уроке (смайлики).
Ресурсы к уроку.
2 группа. Кораблестроение и мореплавание. Финикийские колонии.
Древние финикийцы были выдающимися мореходами своего времени. Они строили разные типы кораблей -военные и торговые.
Военные корабли назывались галерами. В носовой части (спереди) у них располагался таран,обитый медью. Галеры были длинными и узкими. Почему военные корабли имели именно такую форму?(Более быстроходные и маневренные). Их скорость зависела от числа гребцов. Чаще всего гребцами были рабы, прикованные цепями к скамейкам.Финикийцы использовали униремы - одноэтажные суда, где сидела одна команда гребцов; биремы -двухэтажные корабли с двумя командами гребцов;триремы - трехъярусные суда, где 2 команды гребли, а третья отдыхала; квинквиремы - галеры с пятью командами гребцов. Почему на финикийских кораблях гребцов было гораздо больше, чем воинов (кроме постоянной команды брали еще запасную)? (Боевым кораблям часто требовалась максимальная скорость в течение длительного времени, а этого можно достичь только в том случае, если заменять уставших людей отдохнувшими). Почему галеры имели невысокие борта? (Это позволяло грести значительно быстрее). С какой целью воины на галере развешивали вдоль бортов свои щиты?(Таким способом финикийцы закрывали бойницы корабля от врагов).
Торговые суда были широкими (их называли"пузатыми") с полукруглыми бортами. Почему финикийские суда были широкими? (Чтобы на корабль поместилось больше товара). На таких судах было мало гребцов, и шли эти корабли неспешно и только в дневное время. К носу корабля крепился большой сосуд из обожженной глины для хранения питьевой воды. Зачем на корабле нужен сосуд с водой, если вокруг море?Финикийцы путешествовали по нескольку недель и даже месяцев. Подумайте, могли ли они обойтись одним сосудом воды? Где можно было пополнить эти запасы? На протяжении всего пути мореплаватели должны были заходить в мелководные бухты для того, чтобы запастись свежей питьевой водой и продовольствием.
Для этого на берегах Средиземного моря финикийцы образовывали свои города-колонии -поселения людей, переселившихся из другой страны.
Как выбиралось место для поселения? Финикийцы не продвигались вглубь чужой для них страны и не стремились ее завоевать. Они лишь возводили города на берегу бухт, удобных для их кораблей, укрепляли свои поселения и начинали торговать с туземцами. Самой крупной финикийской колонией был город Карфаген в Северной Африке. Во время своих плаваний в Испанию финикийцы регулярно заходили сюда, укрываясь от непогоды. Название "Карфаген" переводится как "новый город". Там был построен искусственный порт, где корабли могли укрыться от непогоды. Порт состоял из двух частей, соединенных между собой узким каналом. В одной его части, имевшей форму круга, располагались боевые корабли. В другую, прямоугольную часть, заходили торговые суда. Внутри военного порта был насыпан искусственный остров, на котором находилась база командующего флотом. В городе находились многочисленные верфи и судоремонтные мастерские. Вскоре сам Карфаген начал основывать свои колонии в западной части Средиземного моря и превратился в главный город огромного государства.
Финикийские мореходы путешествовали не только по Средиземному морю. Давайте обратимся к карте.Во-первых, они первыми обогнули Африканский материк. Финикийские корабли отплыли из Красного моря в Индийский океан и взяли курс на юг. Это было первое в истории путешествие вдоль Восточной Африки. Оно началось в 596 году до нашей эры по заказу египетского фараона Нехо и длилось два с половиной года, пока отважные мореходы не вошли в Средиземное море через Гибралтарский пролив. Во-вторых, финикийцы знали, что где-то далеко Средиземное море зажато между двумя скалами, которые они называли "столбами Мелькарта". Определите по карте, как называется это место (Гибралтарский пролив).Там расположена удивительная страна, где есть золото и серебро. Путь туда труден, страна лежит на краю света и простирается за безбрежный океан.Финикийские мореплаватели вышли в Атлантический океан в поисках неизведанной земли, но не нашли ее и решили, что это море безбрежно. Также они совершали плавания к берегам Великобритании и Ирландии и назвали эти острова Оловянными - как вы думаете,почему? (Финикийцы привозили оттуда олово,поскольку собственных полезных ископаемых у них не было).
Рабов в то время называли"живым товаром". Известно, что древние финикийцы почти не вели войн. Где же они брали рабов? Приезжая в заморские страны, хитрые купцы заманивали детей на корабль, предлагая в подарок различные вещи. Как только ребенок поднимался на борт, корабль сразу же выходил в море. Где-нибудь в чужой далекой стране финикийцы продавали мальчиков в рабство.
Какая добрая или дурная слава ходила о финикийцах? Аргументируйте.
3 группа. Открытия финикийцев. Древнейший алфавит. Учебник стр.76. Интеллект-карта. Ресурс.
Финикийским купцам для успешной торговли нужно было вести записи, в которых они отмечали количество проданных и купленных товаров, цены, расходы и доходы. Купцы познакомились с египетскими иероглифами и клинописью. Но эти системы письма показались им сложными - почему? Финикийцы стали думать над созданием более простого письма, и около 3 тысяч лет тому назад они создали древнейший алфавит.
В финикийской азбуке всего 22 знака-буквы. Они имели простую для написания форму. Запомнить 22буквы было нетрудно, начертание их было простым:каждая буква изображала какой-то предмет и тот звук, с которого начинается слово, обозначающее этот предмет.
Давайте посмотрим на написание некоторых букв финикийского алфавита.
Буква "гимель"
обозначала слово "верблюд"и была похожа на верблюжий горб. Буква "далет"обозначала "дверь" и напоминала вход в шатер. Буква"мем" обозначала воду и была похожа на волны,а буква "реш" … Присмотритесь:финикийские буквы чем-то напоминают буквы нашего алфавита. (Финикийские буквы - зеркальное отражение букв нашего алфавита. Дело в том, что финикийцы писали справа налево, а греки, которые заимствовали их алфавит, изменили направление письма, а заодно "перевернули" и буквы -например, буквы Г и Р).
Еще одна особенность финикийского алфавита -отсутствие в нем гласных букв. Давайте поработаем с финикийским алфавитом
Определите, что здесь написано: КРФГН
(Карфаген).Это слово отгадать было довольно просто. Но бывает, что без гласных сложно понять, что перед нами за слово.
Определите, какие слова могут быть спрятаны за буквосочетаниями СН и ДМ.
(СН - сон, сан, ясень,осень, сено, осина, сани; ДМ - Дима, Адам, дым, дом,дама, дума, идем, едем, едим).
!!!!!!!Запишите свою фамилию по -финикийски. Запишите свое имя по-финикийски
Как мы уже говорили ранее, финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали греки. Они стали впервые обозначать не только согласные, но и гласные звуки. Сами названия греческих букв тоже были взяты у финикийцев: финикийская буква"алеф" - это греческая "альфа" (а), финикийская"бет" - греческая "бета" (б). На основе финикийского и греческого алфавитов создана наша славянская азбука.
Так в чем же заключались плюсы и минусы финикийского алфавита?
3 группа. Много открытий было сделано финикийцами. Вот одно из них.
Финикийцы первыми научились окрашивать ткань в пурпурный цвет.
В то время самой тонкой тканью считался лен. Но финикийцы создали более легкую ткань, которую греки стали называть"царским льном". Эту ткань окрашивали в разные цвета, самым популярным из которых стал пурпурный. Она не выгорала на солнце и не линяла при стирке. Такие ткани считались царской роскошью. Для получения пурпурного цвета добывали краску из раковин моллюсков. Моллюск давал несколько капель этого вещества, поэтому оно стоило очень дорого Если краска была более густая, то цвет ткани получался насыщенным, а если менее густая, то ткани были окрашены светлее.
Древняя легенда гласит, что однажды на берегу моря один мельник увидел, как бог Мелькарт окрасил белый хитон нимфы в кроваво-красную краску. Когда он удалился, крестьянин увидел на берегу раздавленные раковины и понял, что именно из них можно добыть необычную краску. Он собрал их и смолол на мельнице, перепугав при этом жену и детей (они думали, что мельник сошел с ума), затем взял одежду и выкрасил ее.
Стекло и зеркало.
На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Изобретательные люди смешивали его с селитрой и плавили как медную руду, терпеливо очищая от различных примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах. Изготовление стекла приносило большой доход, и соседи, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: «Они берут богатства морей, из песка добывают сокровища!». Но не только песок шёл в ход. Блестящие камешки, раковины и даже битый хрусталь, привезённый из Индии, бросался в печи и давал новые, более тонкие и прозрачные сорта стекла.
Финикийские мастера изобрели прозрачное стекло, выплавляя его в специальных печах из смеси белого песка и соды. Из этого стекла выдувались сосуды для благовоний, вазы. Стеклянная масса использовалась при создании знаменитых финикийских масок. Такими масками накрывали лица покойников при погребении. Средиземноморья. Сидон был главным центром по изготовлению стеклянных изделий.