Готовимся к ЕГЭ
Как подготовиться к ЕГЭ в кратчайшие сроки
Весь учебный год выпускники усердно готовятся к главному испытанию школьной жизни — единому госэкзамену.
Одни решают задачи на курсах, другие штудируют правила с частными репетиторами, третьи занимаются со своими школьными учителями. Но в той или иной степени на пороге ЕГЭ гранит науки «грызет» чуть ли не каждый одиннадцатиклассник. За несколько недель до начала экзаменов впору еще раз повторить материал — выявить пробелы и восполнить их. Очевидно, что за это время прочитать и запомнить весь учебник наизусть даже по одному предмету невозможно. Всего же выпускникам предстоит сдать как минимум два ЕГЭ: русский и математика обязательны для получения аттестата. Выпускники, у которых остались слабые места по тем или иным темам, должны сконцентрироваться на главном — выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их.
Правило трех цветов |
И здесь самое время вспомнить о правиле трех цветов. Надо взять три цветных ручки и попробовать без помощи учебников и шпаргалок прорешать части A и B контрольно-измерительных материалов (КИМ) 2023 года, где представлены типичные задания, которые выпускникам предложат на ЕГЭ.
Ручкой одного цвета, например зелёной, следует отмечать вопросы, ответы на которые вы знаете. Вторым цветом, например синим, — вопросы, на которые вы можете ответить с трудом и не уверены, что ответы верные. И третьим цветом, красным, — вопросы, ответов на которые вы не знаете вовсе.
По соотношению цветов будет очевидно состояние подготовки к экзамену, а также выявлены слабые места. После этого можно приступать к повторению. Начинать надо с вопросов, которые отмечены третьим цветом. Следует найти в учебнике тему того вопроса, с которым возникли сложности, и вновь изучить ее. И таким образом проработать все «красные» темы. После этого уж точно минимальный «порог» вы пройдёте.
Далее следует взяться за вопросы, ответы на которые вы знаете слабо, и действовать по той же схеме. В оставшееся время повторите вопросы, которые знаете хорошо. Не бойтесь повторять материал не по порядку.
Не рвитесь сразу осваивать часть 2, особенно если данный предмет не является профильным. К части 2 следует переходить только в том случае, если хорошо решаете часть 1. Если же чувствуете, что с более простыми примерами у вас пока трудности, лучше остановитесь на них. ЕГЭ дает выбор, какие задачи решать, так как заданий много.
Как организовать день |
Чтобы за оставшиеся четыре месяца проработать все проблемные вопросы, важно составить план работы на каждый день. Необходимо распределить число вопросов по оставшимся до экзамена дням и четко следовать плану.
Работу следует чередовать с отдыхом. По мнению специалистов, оптимальный вариант — 40 минут занятий, 10 минут — перерыв. При изучении того или иного вопроса полезно структурировать материал — например, составлять планы и схемы. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал, и повторить его с помощью краткого плана.
Отработав часть «красных» вопросов, не забывайте один-три раза в неделю повторять их. Уделить этому можно 20–30 минут в начале каждого дня (в качестве разминки). Повторение можно внести в график работы, так как это важный этап подготовки. Ведь чтобы правильно решить большое количество заданий, необходима отработанная техника решений, или так называемая набитая рука. Выпускники прошлого года в основном прокалывались на мелочах.
Каким материалам доверять |
Для подготовки к ЕГЭ используйте демонстрационные версии КИМ 2021, 2022, 2023 года. Они дают представление о том, какие типы заданий и в каком виде получит участник ЕГЭ, то есть на экзамене будет подобная задача, но с другими данными. КИМ можно найти на официальном информационном портале ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru ) и на сайте официального разработчика экзаменационных заданий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) (http://www.fipi.ru ).
КИМ бесплатны, а потому не доверяйте тем, кто предлагает их купить. При подготовке к ЕГЭ можно воспользоваться и учебными пособиями, подготовленными ФИПИ. Их перечень можно найти по адресу: http://www.fipi.ru/view/sections/203/docs/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кимы для подготовки к ЕГЭ, часть 1 | 2.43 МБ |
кимы для подготовки к ЕГЭ, часть 2 | 2.37 МБ |
кимы для подготовки к ЕГЭ, часть 3 | 2.32 МБ |
кодификатор к экзамену по физике ЕГЭ 2023 год | 901.49 КБ |
спецификация к экзамену по физике ЕГЭ в 2023 году | 331.68 КБ |
демоверсия ЕГЭ по физике 2023 г. | 983.39 КБ |
демоверсия ЕГЭ по физике 2022 г. | 882.3 КБ |
демоверсия ЕГЭ по физике 2021 г. | 1015.43 КБ |
формулы для подготовки к ЕГЭ | 198.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Кинематика – 1 На рисунке представлен график зависимости модуля скорости автомобиля от времени. Определите по графику путь, пройденный автомобилем в интервале от момента времени 0 с до момента времени 5 с после начала отсчета времени. (Ответ дайте в метрах.) | Кинематика – 2 На рисунке представлен график зависимости модуля скорости тела от времени. Какой путь пройден телом за вторую секунду? (Ответ дайте в метрах.) |
Кинематика – 3 На рисунке представлен график зависимости пути от времени. Определите по графику скорость движения велосипедиста в интервале от момента времени 1 с до момента времени 3 с после начала движения. (Ответ дайте в метрах в секунду.) | Кинематика – 4 На рисунке представлен график зависимости модуля скорости автомобиля от времени t. Найдите перемещение автомобиля за 5 c. (Ответ дайте в метрах.) |
Кинематика – 5 Тело движется по оси Ох. По графику зависимости проекции скорости тела vx от времени t установите, какой путь прошло тело за время от t1 = 0 до t2 = 8 с. (Ответ дайте в метрах.) | Кинематика – 6 На рисунке изображены графики зависимости модуля скорости движения четырёх автомобилей от времени. Один из автомобилей за первые 15 с движения проехал наибольший путь. Найдите этот путь. Ответ выразите в метрах. |
Кинематика – 7 Небольшое тело начинает равноускоренно двигаться вдоль оси OX без начальной скорости. На рисунке приведён график зависимости координаты x этого тела от времени t. Чему равна проекции скорости vx этого тела в момент времени t = 3 c? Ответ выразите в м/с. | Кинематика – 8 Небольшое тело начинает равноускоренно двигаться вдоль оси OX без начальной скорости. На рисунке приведён график зависимости координаты x этого тела от времени t. Чему равна проекция скорости vx этого тела в момент времени t = 3 c? Ответ выразите в м/с. |
Кинематика – 9 Точечное тело движется вдоль оси Оx. В начальный момент времени тело находилось в точке с координатой x0 = − 5 м. На рисунке изображена зависимость проекции скорости Vx этого тела от времени t. Чему равна координата этого тела в момент времени t = 4 с? (Ответ дайте в метрах.) | Кинематика – 10 Точечное тело движется вдоль оси Оx. В начальный момент времени тело находилось в точке с координатой x0 = 5 м. На рисунке изображена зависимость проекции скорости Vx этого тела от времени t. Чему равна координата этого тела в момент времени t = 4 с? (Ответ дайте в метрах.) |
Кинематика – 11 Небольшое тело движется в пространстве. На рисунке показаны графики зависимости проекций Vx, Vy и Vz скорости этого тела на оси OX, OY и OZ от времени t. Чему равен модуль скорости этого тела в момент времени t = 3 с? (Ответ дайте в метрах в секунду.) | Кинематика – 12 На рисунке приведён график зависимости проекции скорости тела Vx от времени. Чему равна проекция ускорения этого тела ax в интервале времени от 8 до 10 с? Ответ выразите в м/с2. |
Кинематика – 13
Точечное тело Т начинает двигаться по окружности с центром в точке О. В момент начала движения тело находилось в точке, лежащей на оси Ox (как показано на рисунке). Используя представленный график зависимости угловой скорости ω вращения тела от времени t, определите, какой угол будет составлять отрезок OT с осью Ox к моменту времени t = 5 с. Ответ выразите в градусах. | Кинематика – 14 Автомобиль движется вдоль прямой дороги. На рисунке представлен график зависимости проекции a его ускорения от времени t. Известно, что при t = 0 автомобиль покоился. Какой путь прошёл автомобиль за промежуток времени от 10 с до 15 с? Ответ выразите в метрах. |
Кинематика – 15 Два точечных тела 1 и 2 движутся вдоль оси OX. Зависимости координат x этих тел от времени t изображены на рисунке. В какой момент времени проекции скоростей этих тел будут приблизительно одинаковыми? Ответ укажите с точностью до целого. | Кинематика – 16 На рисунке представлен график движения автобуса из пункта A в пункт Б и обратно. Пункт A находится в точке х = 0, а пункт Б — в точке х = 30км. Чему равна максимальная скорость автобуса на всем пути следования туда и обратно? (Ответ дайте в километрах в час.) |
Кинематика – 17 На рисунке приведен график зависимости проекции скорости тела от времени.
Чему равно ускорение тела в интервале времени от 30 до 40 с? (Ответ дайте в м/с2.) | Кинематика – 18 А) Пловец плывет по течению реки. Определите скорость пловца относительно берега, если скорость пловца относительно воды 0,4 м/с, а скорость течения реки 0,3 м/с. (Ответ дайте в метрах в секунду.) Б) Тело движется прямолинейно вдоль оси x. На графике представлена зависимость координаты тела от времени. В какой момент времени модуль перемещения относительно исходной точки имел максимальное значение? (Ответ дайте в секундах.) |
Кинематика – 19 А) Велосипедист, двигаясь под уклон, проехал расстояние между двумя пунктами со скоростью, равной 15 км/ч. Обратно он ехал вдвое медленнее. Какова средняя путевая скорость на всем пути? (Ответ дайте в километрах в час.) Б) На рисунке приведен график движения x(t) электрокара. Определите по этому графику путь, проделанный электрокаром за интервал времени от t1 = 1 c до t2 = 4 c. (Ответ дайте в метрах.) | Кинематика – 20 А) Пароход движется по реке против течения со скоростью 5 м/с относительно берега. Определите скорость течения реки, если скорость парохода относительно берега при движении в обратном направлении равна 8 м/с. (Ответ дайте в метрах в секунду.) Б) На рисунке представлены графики зависимости пройденного пути от времени для двух тел. На какую величину Δv скорость второго тела v2 больше скорости первого тела v1? (Ответ дайте в метрах в секунду.) |
Кинематика – 25 А) Мальчик съезжает на санках равноускоренно со снежной горки. Скорость санок в конце спуска 10 м/с. Ускорение равно 1 м/с2, начальная скорость равна нулю. Какова длина горки? (Ответ дайте в метрах.) Б) Два велосипедиста совершают кольцевую гонку с одинаковой угловой скоростью. Положения и траектории движения велосипедистов показаны на рисунке. Чему равно отношение линейных скоростей велосипедистов ? | Кинематика – 26 А) При равноускоренном движении автомобиля на пути 25 м его скорость увеличилась от 5 до 10 м/с. Чему равно ускорение автомобиля? (Ответ дайте в метрах в секунду в квадрате.) Б) Небольшое тело движется вдоль горизонтальной оси Ox. В момент времени t = 0 координата этого тела равна x0 = 2м. На рисунке приведена зависимость проекции скорости vx этого тела на ось Ox от времени t. Чему равна координата тела в момент времени t = 4c? |
Кинематика – 27 А) Материальная точка движется по окружности радиусом 4 м. На графике показана зависимость модуля её скорости v от времени t. Чему равен модуль центростремительного ускорения точки в момент t = 3 с? (Ответ дайте в метрах в секунду в квадрате.) Б) Верхнюю точку моста радиусом 100 м автомобиль проходит со скоростью 20 м/с. Чему равно центростремительное ускорение автомобиля? (Ответ дайте в метрах в секунду в квадрате.) | Кинематика – 28
А) Спутник движется по круговой орбите радиусом 6,6·106 м, имея скорость 7,8 км/с. Чему равно центростремительное ускорение спутника? (Ответ дайте в метрах в секунду в квадрате и округлите до десятых.) Б) Два вращающихся вала соединены замкнутым ремнём, который не проскальзывает относительно валов. Радиус первого вала равен R, радиус второго вала равен 2R. Чему равно отношение угловой скорости точки Aк угловой скорости вращения первого вала |
Предварительный просмотр:
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 1 Температуру холодильника идеальной тепловой машины уменьшили, оставив температуру нагревателя прежней. Количество теплоты, полученное газом от нагревателя за цикл, не изменилось. Как изменились при этом КПД тепловой машины, количество теплоты, отданное газом за цикл холодильнику, и работа газа за цикл?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась; 2) уменьшилась; 3) не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 2 В закрытом сосуде находится идеальный газ. Как при охлаждении сосуда с газом изменятся величины: давление газа, его плотность и внутренняя энергия?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась; 2) уменьшилась; 3) не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| ||||||||||||
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 3 Идеальный одноатомный газ переходит из состояния 1 в состояние 2 (см. диаграмму). Масса газа не меняется. Как меняются в ходе указанного на диаграмме процесса давление газа, его объем и внутренняя энергия?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается; 2) уменьшается; 3) не меняется.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 4 Установите соответствие между процессами в идеальном газе и формулами, которыми они описываются (N — число частиц, p — давление, V — объем, T — абсолютная температура, Q — количество теплоты).
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 5 В сосуде неизменного объема находится идеальный газ. Если часть газа выпустить из сосуда при постоянной температуре, то как изменятся величины: давление газа, его плотность и количество вещества в сосуде? Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения:
1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 6 В сосуде под поршнем находится 3 моля гелия. Что произойдет с давлением газа на стенки сосуда, температурой и объемом газа при его изотермическом расширении? К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ||||||||||||
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 7 Используя первый закон термодинамики, установите соответствие между особенностями теплового процесса в идеальном газе и его названием. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 8 Одноатомный идеальный газ неизменной массы совершает положительную работу в изотермическом процессе. Как изменяются в этом процессе объем, давление и внутренняя энергия газа? К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличивается; 2) уменьшается; 3) не изменяется.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
|
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 9 В закрытом сосуде находятся водяной пар и некоторое количество воды. Как изменятся при изотермическом уменьшении объема сосуда следующие три величины: давление в сосуде, масса воды, масса пара? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится; 2) уменьшится; 3) не изменится.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 10 Установите соответствие между физическими константами и их размерностями. К каждой позиции первого столбца подберите нужную позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ||||||||||||
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 11 В сосуде, объем которого можно изменять, находится идеальный газ. Как изменятся при адиабатическом увеличении объема сосуда следующие три величины: температура газа, его давление, концентрация молекул газа? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится; 2) уменьшится; 3) не изменится.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 12 Установите соответствие между физическими величинами и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите нужную позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 13 По мере повышения температуры воды от - 50ºС до + 50ºС вода находилась сначала в твердом состоянии, затем происходил процесс плавления, и нагревание жидкой воды. Изменялась ли внутренняя энергия воды во время этих трех процессов и если изменялась, то как? Установите соответствие между физическими процессами, перечисленными в первом столбце, и изменениями внутренней энергии воды, перечисленными во втором столбце.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 14 Внутренняя энергия молей одноатомного идеального газа равна U. Газ занимает объем V. R — универсальная газовая постоянная. Чему равны давление и температура газа? Установите соответствие между физическими величинами и выражениями для них.
| ||||||||||||
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 15 В тепловой машине один моль идеального одноатомного газа совершает процесс, изображенный на рисунке 1. Этот циклический процесс заменяют на другой, изображенный на рисунке 2, не изменяя ни газ, ни его количество. Как в результате изменятся следующие физические величины: передаваемое газу от нагревателя количество теплоты; совершаемая машиной механическая работа; КПД тепловой машины? 1. Увеличится 2. Уменьшится 3, Не изменится
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 16 Идеальный одноатомный газ, находящийся в герметично закрытом сосуде с жёсткими стенками, нагревают. Как изменяются в этом процессе следующие физические величины: концентрация молекул, внутренняя энергия газа, теплоёмкость газа?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается; 2) уменьшается; 3) не изменяется.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
|
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 17 На рисунке изображён циклический процесс, совершаемый над одноатомным идеальным газом в количестве 1 моль. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 18 На рисунке изображена диаграмма четырёх последовательных изменений состояния 2 моль идеального газа. Какие процессы связаны с наименьшим положительным значением работы газа и наибольшим положительным значением работы внешних сил?
Установите соответствие между такими процессами и номерами процессов на диаграмме. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ||||||||||||
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 19 В цилиндрическом сосуде под поршнем находится газ. Поршень может перемещаться в сосуде без трения. На дне сосуда лежит стальной шарик (см. рисунок). В сосуд закачивается ещё такое же количество газа при неизменной температуре. Как изменится в результате этого объём газа, его давление и действующая на шарик архимедова сила?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 20 На рисунке показан график изменения температуры Т вещества при постоянном давлении по мере выделения им количества теплоты Q. В начальный момент времени вещество находилось в газообразном состоянии. Какие участки графика соответствуют конденсации пара и остыванию вещества в твёрдом состоянии? Установите соответствие между тепловыми процессами и участками графика. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 21 В начальный момент в сосуде под лёгким поршнем находится только жидкий эфир. На рисунке показан график зависимости температуры t эфира от времени его нагревания и последующего охлаждения. Установите соответствие между процессами, происходящими с эфиром, и участками графика. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 22 . В сосуде под поршнем находится вода и водяной пар. Объём сосуда медленно изотермически увеличивают, при этом в сосуде еще остается вода. Как изменяются при этом масса пара и его давление? Для каждой величины подберите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| ||||||||||
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 23 В цилиндрическом сосуде под массивным поршнем находится газ. Поршень не закреплён и может перемещаться в сосуде без трения (см. рисунок). В сосуд закачивается ещё такое же количество газа при неизменной температуре. Как изменятся в результате этого давление газа и концентрация его молекул? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 24 Идеальная тепловая машина работает с использованием цикла Карно. Температуру холодильника машины понижают, при этом температура нагревателя и количество теплоты, которое рабочее тело получает от нагревателя за один цикл, остаются неизменными. Как изменяются в результате этого КПД тепловой машины и совершаемая машиной за один цикл работа? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличивается; 2) уменьшается; 3) не изменяется. Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
|
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 25 В изолированной системе тело А имеет температуру +40 °C, а тело Б — температуру +65 °C. Эти тела привели в тепловой контакт друг с другом. Через некоторое время наступило тепловое равновесие. Как в результате изменились температура тела Б и суммарная внутренняя энергия тел А и Б? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличилась; 2) уменьшилась; 3) не изменилась. Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 26 В цилиндрическом сосуде, расположенном горизонтально, находится идеальный газ. Сосуд закрыт поршнем, который может перемещаться без трения. Давление снаружи атмосферное. Сосуд с газом нагревают так, что температура газа повышается. Как изменятся в результате этого объём газа в сосуде и внутренняя энергия газа? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться. | ||||||||||
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 27 Ученица проводила наблюдение процесса испарения жидкости. С этой целью она обернула шарик термометра кусочком ваты и с помощью пипетки накапала на вату воды. Как изменялись внутренняя энергия и температура воды на ватке в процессе испарения? Относительная влажность окружающего воздуха меньше 100%.
Для каждой величины определите соответствующий характер ее изменения: 1) не изменялась 2) увеличивалась 3) уменьшалась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 28 В вертикальном цилиндрическом сосуде под подвижным поршнем массой М, способным скользить без трения вдоль стенок сосуда, находится идеальный газ. Газу сообщают некоторое количество теплоты. Как в этом процессе изменяются следующие физические величины: внутренняя энергия газа, средняя кинетическая энергия хаотического движения молекул газа, концентрация молекул?
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться. |
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 29 На рисунке показан процесс изменения состояния одного моля одноатомного идеального газа (U — внутренняя энергия газа; V — занимаемый им объём). Как изменяются в ходе этого процесса давление, абсолютная температура и теплоёмкость газа?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 30 Одному килограмму воды, находящейся в твёрдом состоянии при температуре 0 °C, сообщают количество теплоты 330 кДж. Как в результате этого изменяются следующие физические величины: температура воды, объём воды, внутренняя энергия воды? (Удельная теплота плавления льда 3,3·105 Дж/кг).
Цифры в ответе могут повторяться.
| ||||||||||||
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 31 Кусок льда аккуратно опускают в калориметр с тёплой водой и отмечают уровень воды. Затем лёд полностью тает. Удельная теплоёмкость калориметра пренебрежимо мала. Как изменяются в ходе этого процесса следующие физические величины: температура воды в калориметре; внутренняя энергия содержимого калориметра; уровень воды в калориметре по сравнению с отмеченным. Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 32 Объём сосуда с идеальным газом уменьшили вдвое, выпустив половину газа и поддерживая температуру в сосуде постоянной. Как изменились при этом давление газа в сосуде и его внутренняя энергия? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась
Запишите в ответ выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
|
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 33 Один моль влажного воздуха находится в ненасыщенном состоянии при температуре T и давлении p. Температуру газа изобарно увеличили. Как изменились при этом относительная влажность воздуха и точка росы? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличилась 2) уменьшилась 3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 34 Идеальный одноатомный газ переходит из состояния 1 в состояние 2 (см. диаграмму). Масса газа не меняется. Как изменяются при этом объём газа и его внутренняя энергия? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| ||||||||
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 35 Постоянное количество идеального газа охлаждается так, что его давление изменяется прямо пропорционально температуре. Как в этом процессе изменяются следующие физические величины: объем газа; внутренняя энергия газа? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 36 На рисунке изображён график зависимости объёма V одного моля идеального одноатомного газа от его температуры T в процессе 1–2. Как в результате перехода из состояния 1 в состояние 2 изменяются внутренняя энергия газа и давление газа? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличивается 2) уменьшается; 3) не изменяется.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем таблице:
|
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 37 Температура нагревателя идеального теплового двигателя, работающего по циклу Карно, равна T1, а температура холодильника равна T2. За цикл двигатель получает от нагревателя количество теплоты Q1. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым их можно рассчитать. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 38 На рисунке приведён график циклического процесса, проведённого с одним молем идеального газа. Установите соответствие между участками цикла и изменениями физических величин на этих участках (ΔU — изменение внутренней энергии газа, А — работа газа). К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| ||||||||||||
МКТ, термодинамика (на соответствие) – 39 В сосуде под поршнем находится идеальный одноатомный газ в количестве n молей. Газу сообщили количество теплоты Q > 0, при этом газ совершил работу A > 0. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, при помощи которых их можно вычислить. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
| МКТ, термодинамика (на соответствие) – 40 Один моль идеального газа находился в некотором состоянии 1. Затем в результате некоторых процессов, в ходе которых газ мог обмениваться количеством теплоты ΔQ с окружающими телами, газ медленно перешёл в состояние 2. Установите соответствие между графиками процессов 1–2 и названиями этих процессов, если V — объём газа, а U — его внутренняя энергия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
|
Предварительный просмотр:
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 1
Для определения КПД наклонной плоскости использовано оборудование, изображенное на рисунке. Ученик с помощью динамометра поднимает брусок с двумя грузами равномерно вдоль наклонной плоскости. Данные эксперимента ученик занес в таблицу. Чему равен КПД наклонной плоскости? Ответ выразите в процентах и округлите до целого числа. | Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 2
Для выполнения лабораторной работы ученику выдали динамометр, груз неизвестной плотности и мензурку с водой. К сожалению, на динамометре не была указана цена деления шкалы. Используя зарисовки хода эксперимента, определите цену деления шкалы динамометра. (Ответ дать в ньютонах.) | ||||||||
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 3 Для выполнения лабораторной работы ученику выдали динамометр, груз неизвестной плотности и мензурку с водой. К сожалению, на мензурке не была указана цена деления шкалы. Используя зарисовки хода эксперимента, определите цену деления шкалы мензурки. (Ответ дать в миллилитрах.)
| Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 4 На лабораторной работе ученику нужно было определить показатель преломления вещества. Для этого он положил на лист бумаги прозрачную пластинку из неизвестного материала и направил луч света лазерной указки под некоторым углом к боковой поверхности пластинки. Отметив на бумаге ход луча в воздухе и в пластинке, он нарисовал окружность с центром в точке его преломления и построил два прямоугольных треугольника с гипотенузами, равными радиусу окружности, совпадающими с направлением хода луча (см. рисунок, вид сверху, серым цветом показана пластинка). С помощью этих построений ученик определил показатель преломления материала пластинки. Чему он оказался равен? (Ответ округлите до сотых.) |
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 5 Необходимо экспериментально изучить зависимость сопротивления металлического проводника от его длины. Какие два проводника из представленных на рисунке нужно выбрать для проведения такого исследования? | Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 6 Необходимо экспериментально изучить зависимость ёмкости плоского конденсатора от свойств диэлектрика, помещённого между его пластинами. На всех представленных ниже рисунках S — площадь пластины конденсатора, d – расстояние между пластинами. Какие две установки следует использовать для проведения такого исследования? |
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 7 На графике представлены результаты измерения длины пружины при различных значениях массы грузов, лежащих в чашке пружинных весов. С учётом погрешностей измерений ( ) определите приблизительно жёсткость пружины k (Ответ дайте в Н/м с точностью до 5 Н/м.) | Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 8 На рисунке показаны результаты измерения давления постоянной массы разреженного газа при повышении его температуры. Погрешность измерения температуры ΔT = ± 10 K, давления Δp = ±2·104 Па. Газ занимает сосуд объёмом 5 л. Чему приблизительно равно число молей газа (с точностью до 0,2 молей)? |
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 9 На графике представлены результаты измерения длины пружины при различных значениях массы грузов, лежащих в чашке пружинных весов. С учётом погрешностей измерений Δm = ±1 г, Δℓ = 0,2 см найдите приблизитель-ную длину пружины при пустой чашке весов. (Ответ дайте в см с точностью до 0,5 см.) | Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 10 На графике представлены результаты измерения длины пружины l при различных значениях массы m подвешенных к пружине грузов. Погрешность измерения массы Δm = ± 0,01 кг, длины Δℓ = ±0,01 м. Чему примерно равен коэффициент упругости пружины? (Ответ дайте в Н/м с точностью до 10 Н/м.) |
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 11 На рисунке показаны результаты измерения давления постоянной массы разреженного газа при повышении его температуры. Погрешность измерения температуры ΔТ = ± 10К давления Δр = ± 2·104 Па. Число молей газа равно 0,4 моль. Какой объём занимает газ? (Ответ выразите в литрах с точностью до целых.) | Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 12 Брусок массой 500 г тащат по горизонтальной поверхности, прикладывая к нему горизонтально направленную силу. На графике приведена зависимость |Атр| силы сухого трения, действующей на брусок, от пройденного пути S. Чему равен коэффициент трения бруска о поверхность? Ответ дайте с точностью до десятых. |
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 13 При нагревании спирали лампы накаливания протекающим по ней электрическим током основная часть подводимой энергии теряется в виде теплового излучения. На рисунке изображены графики зависимости мощности тепловых потерь лампы от температуры спирали P = P(T) и силы тока от приложенного напряжения I = I (U). При помощи этих графиков определите примерную температуру спирали лампы при напряжении U = 20B. Ответ дайте в кельвинах с точностью до 100 К. | Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 14 Серебро массой 100 г с начальной температурой 0 °С нагревают в тигле на электропечи мощностью 50 Вт. На рисунке приведён экспериментально полученный график зависимости температуры T серебра от времени t. Считая, что вся теплота, поступающая от электропечи, идёт на нагрев серебра, определите его удельную теплоёмкость. Ответ дайте в Дж/(кг·°С) с точностью до 10 Дж/(кг·°С). |
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 15 На графике представлены результаты измерения напряжения на концах участка AB цепи постоянного тока, состоящего из двух последовательно соединённых резисторов, при различных значениях сопротивления резистора R2 и неизменной силе тока I (см. рисунок). С учётом погрешностей измерений (ΔR = ±1 Ом; ΔU = ±0,2 В) найдите силу тока в цепи. (Ответ дайте в мА с точностью до 20 мА.) | Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 16 В лёгкий сосуд наливают 500 г воды и подвешивают его к пружине, прикреплённой другим концом к потолку, Затем в дне сосуда открывают отверстие, через которое вода медленно вытекает. На рисунке изображён график зависимости длины l пружины от времени t. Используя этот график, определите жёсткость пружины. (Ответ выразите в Н/м и округлите до целого числа.) |
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 17 Необходимо экспериментально обнаружить наличие зависимости угла преломления светового луча от угла его падения. Какие два опыта следует для этого провести? | Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 18 Ученику предлагается определить зависимость модуля силы Архимеда, действующей на полностью погружённое в воду тело, от плотности материала этого тела. В его распоряжении есть таблица плотностей веществ. Какие два тела из предложенных ему следует выбрать? 1) медный шарик, радиус которого равен 2 см 2) медный кубик, ребро которого равно 3,2 см 3) пробковый шарик, радиус которого равен 3,2 см 4) пробковый кубик, ребро которого равно 2 см 5) алюминиевый шарик, радиус которого равен 2 см | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 19 Конденсатор подключен к источнику тока последовательно с резистором R = 10кОм (см. рисунок). Результаты измерений напряжения между обкладками конденсатора представлены в таблице. Точность измерения напряжения ΔU = ± 0,1 B. Оцените силу тока в цепи в момент t = 3c. Сопротивлением проводов и внутренним сопротивлением источника тока пренебречь. (Ответ дайте в мкА с точностью до 10 мкА.)
| Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 20 Исследовалась зависимость напряжения на обкладках конденсатора от заряда этого конденсатора. Результаты измерений представлены в таблице. Погрешности измерений величин q и U равнялись соответственно 0,5 мкКл и 0,5 В. Чему примерно равна ёмкость конденсатора? (Ответ дайте в нФ с точностью до 200 нФ.)
|
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 21 Исследовалась зависимость удлинения пружины от массы подвешенных к ней грузов. Результаты измерений представлены в таблице. Погрешности измерений величин m и x равнялись соответственно 0,01 кг и 0,01 м. Чему примерно равна жёсткость пружины? (Ответ дайте в Н/м с точностью до 20 Н/м.)
| Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 22
В схеме, показанной на рисунке, ключ К замыкают в момент времени t = 0. Показания амперметра в последовательные моменты времени приведены в таблице. Определите ЭДС источника, если сопротивление резистора R = 100 Ом. Сопротивлением проводов и амперметра, активным сопротивлением катушки индуктивности и внутренним сопротивлением источника пренебречь. (Ответ дайте в вольтах с точностью до целых.)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 23 Школьник изучал процесс протекания постоянного тока через металлическую проволоку. Он брал куски проволоки одинаковой длиной 50 см, но с разным поперечным сечением S. Сопротивление R проволок он измерял при помощи миллиомметра. Результаты его измерений приведены в таблице. По результатам данных измерений найдите удельное электрическое сопротивление проволоки. (Ответ дать в Ом·мм2/м, округлив до десятых.)
| Методы научного познания (экспериментальное исследование) – 24 Для проведения лабораторной работы по обнаружению зависимости сопротивления проводника от его длины ученику выдали пять проводников, характеристики которых указаны в таблице. Какие два из предложенных ниже проводников необходимо взять ученику, чтобы провести данное исследование?
|