Астрономия

Клинкова Наталья Владимировна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Карта звёзд- ного неба. с евер- ного полуша-рия

Слайд 6

Карта звёзд- ного неба юж-ного полу- шария


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема: Предмет астрономии.

Ход урока:

Вводная беседа (2 мин)
      Требования: учебник-тетрадь

      новый предмет - работа с учебником

Новый материал (30 мин) Начало - демонстрация видео клипа с CD, моей презентации.
Астрономия [греч.
astron - звезда, nomos -закон] – наука о Вселенной (о природе)= наука о строении, происхождении и развитии небесных тел и их систем, муза - Урания.
Системы: - все тела во Вселенной образуют системы различной сложности. 

she

  1. Солнечная система 
  2. Видимые на небе звезды, в том числе Млечный путь – это часть Галактики (наша галактика Млечный Путь)
  3. Галактики объединяются в своего рода скопления (системы)

    Все тела находятся в непрерывном движении, изменении, развитии. Планеты, звезды, галактики имеют свою историю, нередко исчисляемую млрд. лет.

На схеме отражена системность и расстояния: 
 
1 астрономическая единица = 149, 6 млн.км (среднее расстояние от Земли до Солнца).
 
1пк (парсек) = 206265 а.е. = 3, 26 св. лет 

1 световой год (св. год) - это расстояние, которое луч света со скоростью почти 300 000 км/с пролетает за 1 год. 1 световой год равен 9,46 миллионам миллионов километров!

История астрономии – одна из самых увлекательных и древнейших наук (можно показать отрывок из фильма Астрономия (ч.1, фр. 2  Самая древняя наука). Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью:

  1. Счета времени (календарь).
  2. Находить дорогу по звездам, особенно мореплавателям
  3. Любознательность – разобраться в происходящих явлениях и поставить их себе на службу.
  4. Забота о своей судьбе, народившая астрологию.

Этапы развития астрономии
I-й Античный мир (до н. э)
II-ой Дотелескопический (наша эра до 1610г) 
III-ий Телескопический (1610-1814гг)
IV-ый Спектроскопия (1814-1900гг)
V-ый Современный (1900 - наст.время)

Связь c другими предметами.

fil_ast

1 - гелиобиология
2 - ксенобиология
3 - космическая биология и медицина
4 - математическая география
5 - космохимия
А - сферическая астрономия
Б - астрометрия
В - небесная механика
Г - астрофизика
Д - космология
Е - космогония
Ж - космофизика

shem-3

Основные разделы астрономии: 

Классическая астрономия

объединяет ряд разделов астрономии, основы которых были разработаны до начала ХХ века:

 

Астрометрия:  

Сферическая астрономия 

изучает положение, видимое и собственное движение космических тел и решает задачи, связанные с определением положений светил на небесной сфере, составлением звездных каталогов и карт, теоретическим основам счета времени.

Фундаментальная астрометрия

ведет работу по определению фундаментальных астрономических постоянных и теоретическому обоснованию составления фундаментальных астрономических каталогов.

Практическая астрономия

занимается определением времени и географических координат, обеспечивает Службу Времени, вычисление и составление календарей, географических и топографических карт; астрономические методы ориентации широко применяются в мореплавании, авиации и космонавтике.

 

Небесная механика

исследует движение космических тел под действием сил тяготения (в пространстве и времени). Опираясь на данные астрометрии, законы классической механики и математические методы исследования, небесная механика определяет траектории и характеристики движения космических тел и их систем, служит теоретической основой космонавтики.

Современная астрономия

Астрофизика

изучает основные физические характеристики и свойства космических объектов (движение, строение, состав и т.д.), космических процессов и космических явлений, подразделяясь на многочисленные разделы: теоретическая астрофизика; практическая астрофизика; физика планет и их спутников (планетология и планетографии); физика Солнца; физика звезд; внегалактическая астрофизика и т. д.

 

Космогония 

изучает происхождение и развитие космических объектов и их систем (в частности Солнечной системы).

 

Космология

исследует происхождение, основные физические характеристики, свойства и эволюцию Вселенной. Теоретической основой ее являются современные физические теории и данные астрофизики и внегалактической астрономии.

Наблюдения в астрономии - основной источник информации. Они имеют  особенности:

  • длительные промежутки времени и одновременное наблюдение родственных объектов (пример-эволюция звезд)
  • необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты)

Для точности наблюдений, нужны приборы. Наблюдения проводятся в специализированных учреждениях -обсерваториях.
Телескоп - увеличивает угол зрения (разрешающая способность), и собирает больше света (проникающая сила).

Виды телескопов: = оптические и радио (Показ)

1. Оптические телескопы
Рефрактор - используется преломление света в линзе (преломляющий), первый в 1609г Г. Галилей
Рефлектор -
используется вогнутое зеркало (отражающий), фокусирующее лучи, первый в 1668г изобрел И. Ньютон.
Зеркально –
линзовый (камера Шмидта) - комбинация обеих видов, первый построил в 1930г Б. ШМИДТ.

назначение

  • непосредственные наблюдения 
  • фотографировать (астрограф) 
  • фотоэлектрические – датчик, колебание энергии, излучений 
  • спектральные – дают сведения о температуре, химическом составе, магнитных полях, движений небесных тел. 

В астрономии расстояние между небесными телами измеряют углом → угловое расстояние:      

градусы – 5о,2,    минуты – 13',4,     секунды – 21",3 

 Обычным глазом мы видим рядом 2 звезды (разрешающая способность), если угловое расстояние не менее 1-2'. Угол, под которым мы видим диаметр Солнца и Луны ~ 0,5о= 30'.

Вычисления: 

  •  Разрешающая способность α= 14"/D [D – диаметр объектива телескопа в см.] или α= 206265·λ/D [где λ - длина световой волны, а D – диаметр объектива телескопа] 
  • Светосила Е=~S (или D2 ) объектива. Е=(D/dхр)2, где dхр- диаметр зрачка человека в обычных условиях 5мм. 
  • Увеличение =Фокусное расстояние объектива/Фокусное расстояние окуляра. W=F/f=β/α.

При сильном увеличении >500х видно колебания воздуха, поэтому телескоп необходимо располагать как можно выше в горах и где небо часто безоблачно, а еще лучше за пределами атмосферы ( в космосе).

shem

Задача (самостоятельно-3 мин) Для 6м телескопа– рефлектора в Специальной астрофизической обсерватории (на северном Кавказе) определить разрешающую способность, светосилу и увеличение, если используется окуляр с фокусным расстоянием 5см (F=24м). [Оценка по скорости и правильности решения]

2. Радиотелескопы - преимущества: в любую погоду и время суток можно вести наблюдение объектов, недоступные для оптических. Представляют собой чашу (подобие локатора). Радиоастрономия получило развитие с 50-х годов 20-го столетия.
 
 

Закрепление материала [6мин].
Вопросы: 

  1. Какие сведения астрономические вы изучали в курсах других предметов? (природоведение, физики, истории и т.д.)
  2. В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками о природе?
  3. Какие типы небесных тел вам известны?
  4. Планеты. Сколько, как называются, порядок расположения, самая большая и т.д.
  5. Какое значение в народном хозяйстве имеет сегодня астрономия?

Значения в народном хозяйстве:
- Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта
- Навигация (мореходство, авиация, космонавтика) - искусство прокладывать путь по звездам
- Исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее
- Космонавтика:
    - Исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы
    - Получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях
    - Прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий
    - Спасение терпящих бедствие судов
    - Исследования других планет для прогнозирования развития Земли
 

Домашнее задание: Введение, §1; вопросы и задания для самоконтроля (стр11); стр29 (п.1-6) – главные мысли.

При подробном изучении материала об астрономических инструментах можно предложить ученикам вопросы и задачи:

1. Определите основные характеристики телескопа Г. Галилея.
2. В чем преимущества и недостатки оптической системы рефрактора Галилея по сравнению с оптической схемой рефрактора Кеплера?
3. Определите основные характеристики БТА. Во сколько раз БТА мощнее МШР?
4. В чем преимущества телескопов, установленных на борту космических аппаратов?
5. Какими условиями должно удовлетворять место для строительства астрономической обсерватории?

 



Предварительный просмотр:

Звездное небо.

Цель: Дать представление о виде звездного неба, МАС, понятие созвездия, яркие звезды и обозначение, различие по яркости и светимости, звездная величина, легенды о созвездиях, ПКЗН.

Задачи:
1. Обучающая: ввести понятия – созвездия, звездная карта (полюс мира, небесный экватор), звездная величина, продолжить формирование умения работать с картой и справочными таблицами.
2.
Воспитывающая: на примере понятия «созвездие» показать существенное различие между кажущимся и истинным расположением светил в пределах данного участка неба.
3.
Развивающая: актуализируя имеющиеся у учащихся знания работы с географическими картами, приступить к формированию умений и навыков работы со звездной картой. Для развития интереса  к изучаемым вопросам рекомендовать учащимся ознакомиться с мифами и легендами о звездном небе, способами отыскания созвездий. Полезно сообщить, что знание звездного неба необходимо не только геодезистам, картографам, морякам, летчикам, космонавтам, но и любому человеку. Интересующимся астрономией, можно предложить подготовить рефераты о «достопримечательностях» тех или иных созвездий.

узловые вопросы (досмотреть)  Различие звезд по яркости (светимости), цвету.  Видимое суточное движение звезд.

Знать:
   1-й уровень(стандарт) – понятие созвездия, способ их определения на небе, обозначение звезд и звездной величины.
   2-й уровень - понятие созвездия, способ их определения на небе, обозначение звезд и звездной величины, МАС, яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус.

Уметь:
   1-й уровень (стандарт) – записывать обозначение звезд, находить на небе основные созвездия (Большой и Малой Медведицы), пользоваться приложением учебника, уметь находить по ПКЗН созвездия и звезды, определять по ней условия видимости светил, оценивать их блеск.
   2-й уровень -записывать обозначение звезд, находить на небе созвездия по характерной группе звезд  (Большой и Малой Медведицы и 2–3 созвездия, хорошо видимые в данной местности), пользоваться приложением учебника, уметь находить по ПКЗН созвездия и звезды, , определять по ней условия видимости светил, оценивать их блеск, производить расчеты для телескопа.

Оборудование: звездные карты (демонстрационная) и подвижные (ПКЗН), географический глобус, глобус звездного неба, школьный астрономический календарь (ШАК), диапозитивы “созвездия”, фотографии участков неба, список созвездий, Приложение №13, Телескоп, CD- "Red Shift 5.1", CD-Большая электронная детская энциклопедия (или например  Астрономия - полный мультимедийный курс и т.д.), дидактический материал с/р №1.

Межпредметные связи: Звезды, созвездия, Полярная звезда , созвездия Большой и Малой Медведицы; горизонт, плоскость и стороны горизонта. Меридианы и параллели, ориентирование с их помощью по карте. Различие в изображении на глобусе и карте. Географические координаты (география, 6 кл).

Ход урока:Созвездие Льва на карте Яна Гавелия (1690г)

I Опрос учащихся [8-10 минут]
а)У доски 2 человека: - 1.Телескопы
    2. Что изучает астрономия. Системы.
б)Карточки отдельным учащимся типа 

V - 1

V - 2

V - 3

1. Какова разрешающая способность и светосила 30 дюймового [72см] телескопа-рефлектора установленного в 1885г на Пулковской обсерватории (разрушен в годы ВОВ).

1. В чем отличие астрофизики от небесной механики?

1. Какова разрешающая способность и светила орбитального телескопа “Хаббла” выведенного на орбиту 25 апреля 1990г, если диаметр главного зеркала 2,4 м.

2. В каком телескопе ход луча представляет вид lu

2. Какова разрешающая способность 100 дюймов (2,5м) и светосила телескопа-рефлектора, установленного в 1917г в Маунт-Вилсонской обсерватории США и являющегося самым крупным в мире до 1938г.

2. Начертите схему, поясняющую взаимосвязь астрономии и других наук.

в) Работа с классом по вопросам (стр. 11 учебника, до окончания подготовки на доске учащихся).
1. Какие сведения из астрономии вы получили в курсах природоведения, естествознания, физики, истории?
2. В чем специфика астрономии (по объектам и методам исследования) по сравнению с другими науками о природе.
3. Какие типы небесных тел вам известны?
4. Какова роль наблюдений в астрономии? С помощью каких инструментов они выполняются?
5. Какова роль космонавтики в исследовании Вселенной?
6.Чем отличаются оптические системы рефрактора и рефлектора?
7. Решение каких задач занимается небесная механика?
8. Какие отечественные и зарубежные орбитальные обсерватории вы знаете?
9. Почему современная астрономия является всеволновой?
10. Зачем нужен телескоп при наблюдении Луны?

II Новый материал [15-20 минут].
      В безоблачную и безлунную ночь открывается величественная картина звездного неба. Россыпи звезд - в котором кажется, невозможно разобраться. 
      Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов.
      У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) – а всего видимых звезд около 6000.
      Старейшие по названиям считаются созвездия зодиакальные – пояс, вдоль которого происходит годичное движение Солнца (эклиптика), а также видимые пути Луны и планет. Так созвездия Телец – было известно > 4000 лет назад, так как в это время в этом созвездии находилась точка весеннего равноденствия. Интересны
описания созвездий в древности.
      Итак, у разных народов и в разное время был разный принцип деления.
Так: 4 век до н.э. был список 809 звезд входящих в 122 созвездия. 
18 век – Монголия – было 237 созвездий. 
2 век – Птолемей (“Альмагеста”) – описано 48 созвездий.
15-16 век – период великих морских путешествий – описано 48 созвездий южного неба. 
В Русском звездном атласе Корнелия Рейссига, изданном в 1829г содержались 102 созвездия.
      Были попытки переименовать установившиеся созвездия, но не одно название не прижилось у астрономов (там церковь в 1627г издала атлас созвездия “Христианское звездное небо”, давались  названия монархов – Георг, Карл, Людовик, Наполеон).
      Многие звездные карты (атласы) 17-19 века содержали названия созвездий и рисунки фигур. Но прижился только один  звездный атлас Яна Гавелия (1611-1687, Польша) изданный в 1690г и имеющий не только точное расположение звезд и впервые экваториальных координатах, но и прекрасные рисунки (лицевая обложка и титульный лист).
      Путаница с созвездиями прекращена в 1922г
Международный астрономический союз разделил все небо на 88 созвездий, а границы окончательно установлены в 1928году (пример Ориона).

Созвездия - область неба с характерной группой звезд и всеми звездами, находящимися внутри его границ.  Соседство звезд, кажущиеся, в проекции на небесную сферу. Самые яркие звезды имеют собственные имена (более 300 звезд имеют имена, большинство арабские).
     В 125г до НЭ ГИППАРХ (180-125, Греция) вводит деление звезд на небе по видимой яркости на
звездные величины, обозначив самые яркие - первой звездной величины (1m), а еле видимые – 6m (т. е. разность в 5 звездных величин). Позже фотометрическими способами при уточнении звездных величин пришлось ввести дробные числа и даже отрицательные. /показать обозначение - Запись типа m=-1,6m). Итак звездная величина - видимая яркость (блеск) звезды.
     В 1603г Иоганн Байер (1572-1625, Германия) публикует каталог всех видимых звезд и впервые вводит их обозначение буквами греческого алфавита в порядке уменьшения блеска (наиболее яркие). Самые яркие – α, затем β, γ, δ, ε и т.д.
     Поэтому звезды сейчас обозначаются: Вега (α Лиры), Сириус (α Большого Пса), Полярная (α М. Медведицы). / смотреть приложение  – Название наиболее ярких звезд/.
CD-Большая энциклопедия -(показ созвездий, или диапозитивы с созвездиями).  Видимость созвездий в течение года в средних широтах.

Практическая работа 
ПКЗН – у каждого на столе. Посмотреть созвездия.
Показывается, как определяется вид небосвода в течении суток.
А) Карта, изображение проекции, в центре Полярная, вокруг которой “вращается ” небо. Географические координаты (Экватор).
Б) Накладной круг (
φ> =55o). Центр-Зенит. Вид неба – совмещение даты с часом. Дальше ориентируешься по сторонам горизонта.
В)
 CD- "Red Shift 5.1"- показ запуска и общее знакомство с содержимым.
                = установить чтобы отображались границы и наименование созвездий, ярких звезд. 
                = найти полярную звезду, созвездия Большой и Малой Медведицы, Ориона, Лиры и т.д.
                = вращение неба, получение информации об объектах.

III Самостоятельная работа (5-7 мин.)
Дидактический материал =Проверочная работа №1 §1-2, дополнительно работа в "Red Shift 5.1"
 - в каком направлении неба находится созвездие например Гончие Псы (с-з), Большая Медведица (с - с-з),
 - по названию какие звезды входят в состав созвездия, например Гончие Псы (Сердце Карла), Малая Медведица (Кохаб, Полярная), Лебедь (Денеб, Садор, Дженах), Лира (Вега, Сулафат, Шелиак).
 - какое созвездие по площади больше (визуально) Лира или Лебедь (Лебедь). Найдите и назовите еще большее созвездие (например Дракон, Геркулес и т.д).

Итог урока:
= Понятие созвездия. Сколько существует созвездий на небе? Примерный способ нахождения. Можно ли долететь до созвездия.
= Почему на звездных картах не отображаются Солнце, Луна и планеты? Какой греческой буквой обозначается самая яркая звезда в созвездии?
= Какая астрономическая ошибка закралась в строке  песни Владимира Высоцкого: «В далеком созвездии тау Кита….»?
Оценки

Домашние задание: § 2, вопросы задание для самоконтроля (стр. 14). Подготовить рассказ – легенду (из литературы = приложение к 1- сентября «Физика») об одном из созвездий.

Вечернее наблюдение №1 «Общее знакомство со звездным небом».



Предварительный просмотр:

Урок 3/3

 

Тема: Изменение вида звездного неба в течении суток.

Цель: Познакомить учащихся с небесной средой и ее вращением, ориентировкой по небу. Рассмотреть горизонтальную систему координат, изменение координаты и понятие кульминации светил, перевод градусной меры в часовую и обратно.

Задачи:
1.
Обучающая: ввести понятия: суточное движение светил; небесной сферы и горизонтальной системы координат; прецессии; заходящие, невосходящие, незаходящие светила; кульминация, продолжить формирование умения работать с ПКЗН и астрономических способах ориентирование на местности по звездам. Об астрономических методах исследований астрономических наблюдениях и измерениях и угломерных астрономических инструментах (высотомер, теодолит и т.д.). О космических явлении -  вращении Земли вокруг своей оси и об ее следствиях - небесных явлениях: восходе, заходе, суточном движении и кульминациях светил (звезд).
2.
Воспитывающая: содействовать формированию навыка выявления причинно-следственных связей, о практических способах применения астрометрических знаний.
3.
Развивающая: используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении суток, формирование вычислительных навыков в переводе градусной меры в часовую и обратно. Формирование умений: применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений; находить на небе Полярную звезду и ориентироваться по ней на местности.

Знать

1-й уровень (стандарт) - понятие небесной сферы  и направление вращения неба, характерные точки и линии небесной сфера, небесный меридиан, вертикал, горизонтальную систему координат, зенитное расстояние, понятие кульминации светила и прецессии, перевода градусной меры в часовую и обратно. Использовать угломерные астрономические инструменты: теодолит, высотомер. Находить на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной местности.

2-й уровень -  понятие небесной сферы  и направление вращения неба, характерные точки и линии небесной сфера, небесный меридиан, вертикал, горизонтальную систему координат, зенитное расстояние, понятие кульминации светила и их деление, прецессии, перевода градусной меры в часовую и обратно. Использовать угломерные астрономические инструменты: теодолит, высотомер. Находить на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной местности.

Уметь: 

1-й уровень (стандарт) -строить небесную сферу с отметкой характерных точек и линий, показать на сфере горизонтальные координаты, суточные параллели звезд, показать точки кульминации, производить простейший перевод часовой меры в градусную и обратно, показать на ПКЗН созвездия и яркие звезды, применять знания основных понятий для решения качественных задач. Находить на небе Полярную звезду и ориентироваться на местности по Полярной звезде.

2-й уровень - строить небесную сферу с отметкой характерных точек и линий, показать на сфере горизонтальные координаты, суточные параллели звезд по их делению, показать точки кульминации и зенитное расстояние, производить перевод часовой меры в градусную и обратно, находить по ПКЗН созвездия и яркие звезды, кульминацию звезд в определенный промежуток времени, применять знания основных понятий для решения качественных задач. Находить на небе Полярную звезду и ориентироваться на местности по Полярной звезде и с помощью карты звездного неба; находить на небе основные созвездия и наиболее яркие звезды, видимые в это время года в данное время в данной местности; использовать подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники, Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений.

Оборудование: ПКЗН, модель небесной сферы. Астрономический календарь. Фото околополярной области неба. Таблица перевода градусной меры в часовую. CD- "Red Shift 5.1" (видеофрагмент =  Экскурсии - Звездные острова - Ориентировка на небе).

Ход урока: 

  1. Повторение материала (8-10мин).

1) Анализ с/р с прошлого урока (рассмотреть задание, вызвавшие затруднение).
2)Диктант.

  1. Сколько всего созвездий на небе? [88].
  2. Сколько звезд можно насчитать невооруженным глазом на небе? [около 6000].
  3. Запишите название любого созвездия.
  4. Какой буквой обозначается самая яркая звезда? [α-альфа].
  5. В состав какого созвездия входит Полярная звезда? [М.Медведица].
  6. Какие виды телескопов вы знаете? [рефлектор, рефрактор, зеркально-линзовый].
  7. Назначение телескопа. [увеличивает угол зрения, собирает большие света].
  8. Назовите известные вам типы небесных тел. [планеты, спутники, кометы и т.д].
  9. Назовите любую, известную вам звезду.
  10. Специальные научно – исследовательское учреждение для наблюдений. [обсерватория].
  11. Чем характеризуется звезда на небе в зависимости от видимой яркости. [звездные величины].
  12. Светлая полоса, пересекающая небо и видимая в яркую звездную ночь.[Млечный путь].
  13. Как определить направление на север? [по Полярной зезде].
  14. Расшифруйте запись Регул (α Льва). [созвездие Льва, звезда α, Регул].
  15. Какая звезда ярче на небе α или β? [α].

Оценивается: “5” ≥ 14, “4” ≥ 11, “3” ≥8

II. Новый материал(15 мин). 

"Кто знает, как найти в небе Полярную звезду?".  Чтобы найти Полярную звезду, нужно через звезды  Большой Медведицы (первые 2 звезды "ковша") мысленно провести прямую линию и отсчитать по ней 5 расстояний между этими звездами. В этом месте рядом с прямой мы увидим звезду, почти одинаковую по яркости со звездами "ковша" – это и есть Полярная звезда (рис слева).oren-P

Обзор звездного неба на 15 сентября, 21 час. Летний (летне-осенний)  треугольник = звезда Вега (a Лиры, 25,3 св. лет), звезда Денеб (a Лебедя, 3230 св. лет),  звезда Альтаир (a Орла, 16,8 oren-Yug

Б) pol

Фото околополярной области неба.

1) Звезда – светлый след, за сутки круг
2) Центр – близок к Полярной звезде

суточное вращение небосвода –  положение звезд относительно друг друга не меняется

Наблюдаемое суточное вращение небесной сферы (с востока на запад) – кажущееся явление, отражающее действительное вращение земного шара вокруг своей оси (с запада на восток). 

// подсказка – суточное вращение по движению Солнца//.

   В действительности звезды движутся в пространстве и расстояние до них различно. Ведь если например оценить на глаз расстояние до деревьев за окном. Какое из них ближе к нам? Насколько? А теперь мысленно будем удалять эти два дерева. До 500 м человек уверенно определяет различия в расстояниях до предметов, а максимум до 2 км. А на больших расстояниях человек неосознанно пользуется другими критериями – сравнивает видимые угловые размеры, опирается на перспективу видимой картины. Следовательно, если деревья находятся в открытой местности, где больше ничего нет, то, начиная с некоторого расстояния, мы перестанем различать, какое дерево ближе (дальше) и тем более не сможем оценить расстояние между ними. Нам будет казаться с определенного момента, что деревья одинаково удалены от нас. А на небе, когда расстояние от Земли до Луны составляет 384 400 км, до Солнца – около 150 млн. км, а до самой близкой звезды, α Центавра, – в 275 400 раз больше, чем до Солнца. Поэтому и на небе нам кажется что все светила находятся на одинаковом расстоянии. Человеческие глаза в лучшем случае могут различать расстояния лишь в пределах 2км. 
    Геометрическое место точек, равноудаленных от точки, являющейся центром, называется сферой. Нам кажется, что все небесные светила расположены на внутренней поверхности огромной сферы. Это впечатление усиливается ещё тем, что собственное движение звезд в силу их удаленности незаметно и суточное движение звезд происходит синхронно. Поэтому возникает кажущаяся целостность видимого суточного вращения небесной сферы.
= Что является центром небесной сферы? (
Глаз наблюдателя)
= Каков радиус небесной сферы? (
Произвольный)
= Чем отличаются небесные сферы двух соседей по парте? (
Положением центра).
= Можно ли утверждать, что эти сферы одинаковы? Сравните расстояние до соседа с радиусом небесной сферы.

   Для решения многих практических задач расстояния до небесных тел не играют роли, важно лишь их видимое расположение на небе. Угловые измерения не зависят от радиуса сферы. Поэтому, хотя в природе небесной сферы и не существует, но астрономы для изучения видимого расположение светил и явлений, которые можно наблюдать на небе в течении суток или многих месяцев,  применяют понятие Небесная сфера – воображаемой сферы произвольного радиуса (сколь угодно большого), в центре которой находится глаз наблюдателя. На такую сферу и проецируются звезды, Солнце, Луна, планеты и т.д, отвлекаясь от действительных расстояний до светил и рассматривая лишь угловые расстояние между ними.proek

  Первое упоминание о “хрустальных сферах” у Платона (427-348, Др. Греция). Первое изготовление небесной сферы встретили у Архимеда (287-212, Др. Греция), описано в работе “Об изготовлении небесной сферы”.

  Самый древний небесный глобус “Глобус Фарнезе” 3 в. до н. э. из мрамора хранится в Неаполе.
 
Итак: 

  Что является центром небесной сферы? (Глаз наблюдателя).

  Каков радиус небесной сферы? (Произвольный, но достаточно большой).

  Чем отличаются небесные сферы двух соседей по парте? (Положением центра).

В)   Небесная сфера и горизонтальная система координат

1

2

3

РР1 – Ось мира = ось видимого вращения небесной сферы (параллельна оси вращение Земли).
Р и Р1 – Полюса мира (северный и южный).
ZZ1 отвесная (вертикальная) линия.
Z – зенит, Z1 – надир = точки пересечения отвесной линии с небесной сферой.
Истинный горизонт – плоскость перпендикулярная отвесной линии  ZZ1 и проходящая через центр О (глаз наблюдателя).
Небесный меридиан –  большой круг небесной сферы, проходящий через зенит Z, полюс мира Р, южный полюс мира Р', надир Z'
NS – полуденная линия. N – точка севера, S – точка юга.
Вертикал (круг высоты) – полукруг небесной сферы ZОМ.
Небесный экватор – линия окружности, полученная от пересечения небесной сферы с плоскостью проходящая через центр небесной сферы перпендикулярно к оси мира.
  Итак:Ris

  Каков период вращения небесной сферы? (Равен периоду вращения Земли – 1 сутки).

  В каком направлении происходит видимое (кажущееся) вращение небесной сферы? (Противоположно направлению вращения Земли). 7

  Что можно сказать о взаимном расположении оси вращения небесной сферы и земной оси? (Ось небесной сферы и земная ось будут совпадать).

  Все ли точки небесной сферы участвуют в видимом вращении небесной сферы? (Точки, лежащие на оси, покоятся).
         Чтобы лучше представить вращение небесной сферы, посмотрите следующий фокус. Возьмем надутый воздушный шар и проколем его спицей насквозь. Теперь можно вращать шар вокруг спицы – оси.

  Где на этой модели находится наблюдатель?

  В каком месте шара находится южный и северный полюсы мира?

  Где на шаре следует нарисовать Полярную звезду?

  Укажите геометрическое место точек, которые во время вращения не изменяют своего местоположения.

  В каком направлении происходит видимое вращение небесной сферы, если наблюдать с северного полюса (с южного полюса)?

     Земля движется по орбите вокруг Солнца. Ось вращения Земли наклонена к плоскости орбиты на угол 66,5° (показать с помощью листа картона, проколанного спицей). Вследствие действия сил тяготения со стороны Луны и Солнца ось вращения Земли смещается, в то время как наклон оси к плоскости земной орбиты остается постоянным. Ось Земли как бы скользит по поверхности конуса. (то же происходит с осью у обыкновенного волчка в конце вращения). Это явление было открыто еще в 125 г. до н. э. греческим астрономом Гиппархом и названо прецессией. Один оборот земная ось совершает за 25 735 лет – этот период называется платоническим годом. Сейчас вблизи Р – северного полюса мира  находится Полярная звезда – α М. Медведица. Дальше титул Полярной поочередно присваивался π, η и τ Геркулеса, звездам Тубан и Кохаб. Римляне вовсе не имели Полярной звезды, а Кохаб и Киносуру (α  Малой Медведицы) называли Стражами.
    На начало нашего летоисчисление – полюс мира был вблизи α Дракона – 2000 лет назад, а α Малой Медведицы стала полярной звездой в 1100 году. В 2100 г полюс мира будет всего в 28' от Полярной звезды – сейчас в 44'. В 3200г полярным станет созвездие Цефей. В 14000 г – полярной будет Вега (α Лиры).
proput-pol

Горизонтальная система координат

h – высота – угловое расстояние светила от горизонта ( МОА, измеряется в градусах, минутах, секундах; от 0о до 90о)

А - азимут – угловое расстояние вертикала светила от точки юга ( SOА) в направлении суточного движения светила, т.е. по часовой стрелке; измеряется в градусах минутах и секундах от 0о до 360о).

Горизонтальные координаты светила в течение суток меняется. 

А' Равноценная высоте→зенитное расстояние  Z=90o- h [форм 1]

1148

Измерения могут производиться
(и это принято в астрономии для ряда координат)
как в градусной, так и в часовой мере.

360о:24ч=15о

 запись 13о12'24"

 запись 13ч12м24с

360о Ur-str24ч

1ч Ur-str15о

1о Ur-str4м

1м Ur-str15'

1' Ur-str4c

1с Ur-str15"

Кульминация – явление пересечения светилом небесного меридиана. 

Светило М в течение суток описывает суточную параллель – малый круг небесной сферы, плоскость которого  оси мира и проходит через глаз наблюдателя. Putikul

М3 – точка восхода, М4 – точка захода, М1 - верхняя кульминация (h max; А= 0o),  М2 – нижняя кульминация (h min; A =180o)

По суточному движению светила  делятся на:

1 - невосходящие   2 - (восходяще - заходящие)  восходящие и заходящие  3 - незаходящие.  К каким относится Солнце, Луна? (2)

III  Закрепление материала(15 мин).

А) Вопросы

  • Что такое небесная сфера?
  • Какие линии и точки небесной сферы вы знаете?
  • Какие наблюдения доказывают суточное вращение небесной сферы (служит ли это доказательством вращения Земли вокруг оси).
  • Можно ли, используя горизонтальную систему координат, создать карты звездного неба?
  • Что такое кульминация?
  • Исходя из кульминации дайте понятие незаходящим, не восходящим, - восходяще-заходящим светилам.

Б) практическая работа по ПКЗН.

  1. Назовите несколько созвездий незаходящих в нашей местности
  2. Найдите линию небесного меридиана.
  3. Какие яркие звезды будут сегодня кульминировать между 20 и 21 часами?
  4. Найдите на ПКЗН например звезду Вега, Сириус. В каких они созвездиях находятся?

В) 1. Переведите 3ч, 6ч в градусную меру  (3.15=450, 900)
     2. Переведите 45
о, 90о в часовую меру  (3ч, 6ч)
     3. Что больше 3
ч25м15с или 51о18'15"? (При переводе получится 51о18'45", то есть в часовой значение больше)

Г) Тест. Фразе из левого столбца подберите подходящее по смыслу продолжение из правого.

1. Небесной сферой называется...
2. Осью мира называется...
3. Полюсами мира называется...
4. Северный полюс мира в настоящее время находится...
5. Плоскостью небесного экватора называется...
6. Экватор – это...
7. Период вращения небесной сферы равен...

А. ...точка пересечения оси вращения Солнца с небесной сферой.
Б. ...в 1°,5 от a Малой Медведицы
В. ...плоскость перпендикулярная к оси мира и проходящая через центр небесной сферы.
Г. ...периоду вращения Земли вокруг своей оси, т.е. 1 суткам.
Д. ...воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг центра Солнца, на внутренней поверхности которой нанесены светила
Е. ...ось, вокруг которой вращается Земля, двигаясь в мировом пространстве
Ж. ...около звезды Вега в созвездии Лиры
З. ...линия пересечения небесной сферы и плоскости небесного экватора
И. ...точки пресечения небесной сферы с осью мира.
К. ...воображаемая сфера произвольного радиуса, описанная вокруг наблюдателя на Земле, на внутренней поверхности которой нанесены светила.
Л. ...воображаемая ось видимого вращения небесной сферы.
М. ...периоду вращения Земли вокруг Солнца.

8. Угол между осью мира и земной осью равен...
9. Угол между плоскостью небесного экватора и осью мира равен...
10. Угол между плоскостью небесного экватора и плоскостью земного экватора равен...
11. Угол наклона земной оси к плоскости земной орбиты равен...
12. Угол между плоскостью земного экватора и плоскостью земной орбиты равен...

А. 66°,5
Б. 0°
В. 90°
Г. 23°,5

13. Почему нельзя считать радиус небесной сферы бесконечно большим?
14. Сколько небесных сфер можно себе представить, если у каждого человека по два глаза, а на Земле проживает свыше 6 млрд человек?
15. Что называется прецессией земной оси и в чем причина прецессии?

Ответы по тесту:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

К

Е,Л

И

Б

В

З

Г

Б

В

Б

А

Г

IV  Итог урока

1) Вопросы : 

  • Какие координаты входят в горизонтальную систему координат?
  • Что такое высота и как она измеряется?
  • Что такое азимут и как он измеряется?
  • Как определить зенитное расстояние светила?

2) Оценки

Домашняя работа: § 3



Предварительный просмотр:

Урок 4/4

Тема: Изменение вида звездного неба в течение года.

Цель: Познакомится с экваториальной системой координат, видимым годичным движениям Солнца и видам звездного неба (изменением в течение года), научится работать по ПКЗН.

Задачи:
1.
Обучающая: ввести понятия годичного(видимого) движение светил: Солнца, Луны, звезд, планет и видов звездного неба; эклиптика; зодиакальные созвездия; точки равноденствия и солнцестояния. Причина "запаздывания" кульминаций. Продолжить формирование умения работать с ПКЗН- отыскание на карте эклиптики, зодиакальных созвездий, звезд по их координатам.
2.
Воспитывающая: содействовать формированию навыка выявления причинно-следственных связей; только тщательный анализ наблюдаемых явлений дает возможность проникнуть в сущность казалось бы очевидных явлений.
3.
Развивающая: используя проблемные ситуации, подвести учащихся к самостоятельному выводу, что вид звездного неба не остается одинаковым в течении года;  актуализируя имеющиеся у учащихся знания работы с географическими картами, сформировать умения и навыки работы с  ПКЗН (нахождение координат).

   Знать:
1-й уровень (стандарт) - географические и экваториальные координаты, точки в годичном движении Солнца, наклон эклиптики.
2-й уровень - географические и экваториальные координаты, точки в годичном движении Солнца, наклон эклиптики, направления и причины смещения Солнца над горизонтом, зодиакальные созвездия.

  Уметь:
1-й уровень (стандарт) - устанавливать по ПКЗН на различные даты года, определять  экваториальные координаты Солнца и звезд, находить зодиакальные созвездия.
2-й уровень - устанавливать по ПКЗН на различные даты года, определять экваториальные координаты Солнца и звезд, , находить зодиакальные созвездия, пользоваться ПКЗН.

Оборудование: ПКЗН, небесная сфера. Географическая и звездная карта. Модель горизонтальных и экваториальных координат, фото видов звездного неба в разное время года. CD- "Red Shift 5.1" (путь Солнца, Смена времен года). Видеофильм "Астрономия" (ч.1, фр. 1 "Звездные ориентиры").

Межпредметная связь: Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли (природоведение, 3-5 кл). Природно-климатические закономерности (география, 6 кл). Движение по окружности: период и частота (физика, 9 кл)

Ход урока:

I. Опрос учащихся (8 мин). Можно тест по Небесной сфере Н.Н. Гомулиной, или:
1. У доски:
1. Небесная сфера и горизонтальная система координат.
2. Движение светила в течение суток и кульминация.
3. Перевод часовой меры в градусную и обратно.
2. 3 человека по карточкам:
К-1
1. В какой стороне неба находится светило, имеющее горизонтальные координаты: h=28°, А=180°. Каково его зенитное расстояние? (север, z=90°-28°=62°)
2. Назовите три созвездия, видимые сегодня в течение суток.
К-2
1. В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты горизонтальные: h=34
0, А=900. Каково ее зенитное расстояние? (запад, z=90°-34°=56°)
2. Назовите три яркие звезды, видимые у нас в течение суток.
К-3
1. В какой стороне неба находится звезда, если ее координаты горизонтальные: h=53
0, А=270о. Каково ее зенитное расстояние?  (восток, z=90°-53°=37°)
2. Сегодня звезда в верхней кульминации в 21
ч34м. Когда ее следующее нижняя, верхняя кульминация? (через 12 и 24 часа, точнее через 11ч58м и 23ч56м)
3. Остальные (самостоятельно, пока отвечают у доски)

а) Перевести в градусную меру 21ч34м, 15ч21м15с. =(21.150+34.15'=3150+510'=323030', 15ч21м15с=15.150+21.15'+15.15"=2250 + 315' + 225"= 230018'45")     
б) Перевести в часовую меру 05о15', 13о12'24".  = ( 05о15'=5.4м+15.4c=21м , 13о12'24"=13.4м+12.4c+24.1/15c=52м+48c+1,6c=52м49c,6)

(проверка и оценка в парах)

II. Новый материал (20 мин)  Видеофильм "Астрономия" (ч.1, фр. 1 "Звездные ориентиры").

а)

Koor

Положение точки на Земле однозначно определяется географическими координатами   (φ, λ)

φ- географическая широта

00≤φ≤±900

λ- географическая долгота

00≤λ≤3600

           Эти координаты ввел еще Эратосфен (276-194, Древняя Греция) в 130 г до НЭ, ссылаясь на небесные координаты, введенные Евдоксом Книдским (408-355г, Древняя Греция).
 


б) Положение светила на небе (небесной среде) также однозначно определяются - в экваториальной системе координат, где за точку отсчета взят небесный экватор. (экваториальные координаты введены впервые Яном Гавелия (1611-1687г, Польша), в каталоге на 1564 звезды составленном в 1661-1687гг) - атлас 1690г с гравюрами и сейчас используется (титул учебника).
Так как координаты звезд не меняются столетиями, поэтому данная система используются для создания карт, атласов, каталогов [списков звезд].
Небесный экватор- плоскость, проходящая через центр небесной сферы  перпендикулярно оси  мира. 

ris-12

Точки Е-востока, W -запада – точки пересечения небесного экватора с точками горизонта. (Напоминаются точки N и S).
Все суточные параллели небесных светил расположены параллельно небесному экватору (их плоскость перпендикулярна оси мира).

Круг склонения- большой круг небесной сферы проходящей через полюса мира и наблюдаемое светило (точки Р, М, Р').

Экваториальные координаты:
δ (дельта) – склонение светила – угловое расстояние светила от плоскости небесного экватора (аналогична φ).
α (альфа) – прямое восхождение - угловое расстояние от точки весеннего равноденствия (γ) вдоль небесного экватора в сторону противоположную суточному вращению небесной сферы (по ходу вращения Земли), до круга склонения (аналогична λ , измеряемой от гринвичского меридиана). Измеряется в градусах от 0одо 360о, но обычно в часовой мере.


в) Годичное движение Солнца. Есть светила [Луна, Солнце, Планеты] экваториальные координаты которых меняются быстро.  

Эклиптика - видимый годовой путь центра солнечного диска по   небесной сфере. Наклонена к плоскости небесного экватора в настоящее время под углом 23о26'.  Видимое движение Солнца по эклиптике - отражение действительного движения Земли вокруг Солнца (доказано лишь в 1728г Дж. Брадлеем открытием годичной аберрации).

Космические явления

Небесные явления, возникающие вследствие данных космических явлений

Вращение Земли вокруг оси

Физические явления:
1) отклонение падающих тел к востоку;
2) существование сил Кориолиса.
Отображения истинного вращения Земли вокруг своей оси:
1) суточное вращение небесной сферы вокруг оси мира с востока на запад;
2) восход и заход светил;
3) кульминация светил;
4) смена дня и ночи;
5) суточная аберрация светил;
6) суточный параллакс светил

Вращение Земли вокруг Солнца

Отображения истинного вращения Земли вокруг Солнца:
1) годичное изменение вида звездного неба (кажущееся движение небесных светил с запада на восток);
2) годичное движение Солнца по эклиптике с запада на восток;
3) изменение полуденной высоты Солнца над горизонтом в течение года; а) изменение продолжительности светового времени суток в течение года; б) полярный день и полярная ночь на высоких широтах планеты;
5) смена времен года;
6) годичная аберрация светил;
7) годичный параллакс светил

sod

Созвездия, через которые проходит эклиптика называются зодиакальными.
     Число зодиакальных созвездий (12) равно числу месяцев в году, и каждый месяц обозначается знаком созвездия, в котором Солнце в этот месяц находится.
   13-е созвездие
Змееносца исключается, хотя через него и проходит Солнце. "Red Shift 5.1" (путь Солнца).

ris-13

oven  - точка весеннего равноденствия. 21 марта (день равняется ночи ).
Координаты Солнца:
α =0ч, δ =0о
  Обозначения сохранилось со времен Гиппарха, когда эта точка находилась в созвездии ОВНА → сейчас находится в созвездии РЫБ, В 2602г перейдет в созвездие ВОДОЛЕЯ.

blis-день летнего солнцестояния. 22 июня (самый длинный день и самая короткая ночь).
Координаты Солнца:
α=6ч, =+23о26'
Обозначение сохранилось со времен Гиппарха, когда эта точка находилась в созвездии Близнецов, затем была в созвездии Рака, а с 1988г перешла в созвездие Тельца.

3-11

vesi- день осеннего равноденствия. 23 сентября (день равен ночи).
Координаты Солнца:
α =12ч, δ=0о
Обозначение созвездия Весы сохранилось как обозначение символа правосудия при императоре Августе (63г до НЭ - 14г НЭ), сейчас в созвездии Девы, а в 2442г перейдет в созвездие Льва.

koser- день зимнего солнцестояния. 22 декабря (самый короткий день и самая длинная ночь).
Координаты Солнца:
α=18ч, δ=-23о26'
В период Гиппарха точка находилась в созвездии Козерога, сейчас в созвездии Стрельца, а в 2272г перейдет в созвездие Змееносца.

Хотя положение звезд на небе однозначно определяется парой экваториальных координат, но вид звездного неба в месте наблюдения в один и тот же час не остается неизменным.
    Наблюдая в полночь кульминацию светил (Солнце в это время находится в нижней кульминации с прямым восхождением на отличающимся от кульминации светила) можно заметить, что в разные даты в полночь вблизи небесного меридиана проходят, сменяя друг друга, разные созвездия. [Эти наблюдения в свое время привели к выводу об изменении прямого восхождения Солнца.]
   Выберем любую звезду и зафиксируем ее положение на небе. На том же самом месте звезда появится через сутки, точнее через 23часа 56минут. Сутки, измеренные относительно далеких звезд, называются
звездными (если быть совсем точными, звездные сутки – промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия). Куда же деваются еще 4 минуты? Дело в том, что вследствие движения Земли вокруг Солнца оно смещается для земного наблюдателя на фоне звезд на 1° за сутки. Чтобы «догнать» его, Земле и нужны эти 4 минуты. (рисунок слева)
   Каждую последующую ночь звезды немного сдвигаются к западу, восходя на 4 минуты раньше. За год сдвинется на 24
ч, то есть вид звездного неба повториться. Вся небесная сфера за год сделает один оборот - результат отражения обращения Земли вокруг Солнца.

    Итак, Земля делает один оборот вокруг своей оси за 23 часа 56 минут. 24 часа – средние солнечные сутки – время оборота Земли относительно центра Солнца.

   III. Закрепление материала (10 мин)
1. Работа по ПКЗН (по ходу изложения нового материала)
    а) нахождение небесного экватора, эклиптики, экваториальных координат, точек равноденствия и солнцестояния.
    б)определение координат например звезд: Капелла (α Возничего), Денеб (α Лебедя)  (Капелла - α=5
ч17м, δ=46о; Денеб - α=20ч41м, δ=45о17')
    в) нахождение звезд по координатам: (α=14,2
ч, δ=20о) - Арктур
    г) найти, где находится Солнце сегодня, в каких созвездиях осенью. (сейчас четвертая неделя сентября - в Деве, начало сентября - во Льве, в ноябре пройдет Весы и Скорпион)
2. Дополнительно:
    а) Звезда кульминирует в 14
ч15м. Когда ее следующая нижняя, верхняя кульминация? (через 11ч58м и 23ч56м, то есть в 2ч13м и 14ч11м).
    б) ИСЗ пролетел по небу из начальной точки с координатами (α=18
ч15м, δ=36о) в точку с координатами (α=22ч45м, δ=36о). Через какие созвездия пролетел ИСЗ.

IV. Итог урока
  
1. Вопросы:
       а) Какова необходимость введения экваториальных координат?
       б) Чем замечательны дни равноденствия, солнцестояния?
       в) Под каким углом плоскость экватора Земли наклонена к плоскости эклиптики?
       г) Можно ли рассматривать годовое движение Солнца по эклиптике как доказательство обращения Земли вокруг Солнца?

   2. Оценки

Домашние задание: § 4
Практическая работа №1 (желательно раздать всем учащимся на год этот список работ с пояснениями).
Можно дать задание "
88 созвездий" (по одному созвездию каждому ученику). Ответить на вопросы:

  1. Как называется это созвездие?
  2. В какое время года его лучше всего наблюдать на нашей (данной) широте?
  3. К какому типу созвездий оно относится: невосходящее, незаходящее, заходящее?
  4. Это созвездие северное, южное, экваториальное, зодиакальное?
  5. Назовите интересные объекты этого созвездия и укажите их на карте.
  6. Как называется самая яркая звезда созвездия? Каковы ее основные характеристики?
  7. Пользуясь подвижной картой звездного неба, определите экваториальные координаты наиболее ярких звезд созвездия.



Предварительный просмотр:

Урок 5/5 

Тема: Способы определения географической широты.

Цель: Рассмотреть способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах, вывод формул высоты светила и закрепление ее на решение задач.

Задачи:
1.
Обучающая: способ определения географической широты, суточное движение светил на разных широтах,  формула высоты светила.
2.
Воспитывающая: формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания и объяснения повседневно наблюдаемых небесных явлений; борьба с астрологическими предрассудками; политехническое и трудовое воспитание в ходе изложения материала о практических способах применения астрометрических знаний.
3.
Развивающая: формирование умений выполнять упражнения на применение основных формул сферической астрономии при решении расчетных задач и применять подвижную карту звездного неба, звездные атласы, справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений.

       Знать: 

1-й уровень (стандарт) - как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах.

2-й уровень - как определять географическую широту, вид суточного движения светил на разных широтах, правила работы с угломерными приборам.

    Уметь: 

1-й уровень (стандарт) - находить Полярную звезду и географическую широту по ней, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.

2-й уровень - находить Полярную звезду и географическую широту по ней, уметь доказывать, что высота полюса мира равна географической широте, решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.

Оборудование: ПКЗН, Небесная сфера, Фото околополярной области, Теодолит или другой угломерный инструмент, географическая карта, дидактический материал с/р №2. CD- "Red Shift 5.1" (Экскурсии - Звездное небо и широта).

Межпредметная связь: Ориентирование на местности. Суточное движение Земли (природоведение, 3-5 кл). Градусная мера угла, транспортир, построение углов заданной величины (математика, 3-5 кл).

Ход урока: 

I. Новый материал (15 мин).

1. В одно и то же время в разных местах вид звездного неба на разных географических широтах неодинаков. Например: высота Полярной звезды (полюса мира) на разных широтах разная.

По фотографии околополярной области неба [Фото околополярной области, или рис.7 учебника] вращение неба происходит вокруг Северного полюса мира, а Полярная звезда примерно на 1о отстает от полюса (ее склонение δ=89о16").

Zem2

Теорема: Высота полюса мира над горизонтом (hp) равна географической широте места наблюдения (приближенно φ≈h Полярной звезды).
Доказано в 320г до н.э. -
Питеас (Древняя Греция).

в Москве около 56о 

в Мурманске 68о 

Доказательство: 
О - находится наблюдатель на Земле <АО
1О= φ географической широте место наблюдения.  Горизонт  отвесной линии. SN – полуденная линия. Ось мира ║ оси вращения Земли. 1O или hp= φ [фор.2] как углы с соответственно – перпендикулярными сторонами.

во Владивостоке 43о 

в Новосибирске 55о 

125г до н.э. Гиппарх (180-125г, Др. Греция) ввел географические координаты. В 1618-1622г И. Кеплер (1571-1630, Германия) определяет географические координаты некоторых крупнейших городов мира [впервые] в работе “Сокращение (или очерки) Коперниковой астрономии”.

2. Суточное движение светил на разных широтах. 

3-5

3-6

3-7

На полюсе (φ =90о= hp) Параллельно плоскости горизонта.

Средние широты (0о<φ<90o) Под углом к горизонту = с востока на запад.

На экваторе (φ=0о, hp=0o) Отвесно (перпендикулярно) к горизонту.

3-9

3-10

По суточным параллелям (местоположению Полярной звезды) можно получить представление о географической широте места наблюдения.

CD- "Red Shift 5.1" (Экскурсии - Звездное небо и широта).

3. Вывод формулы высоты светила.

NS1-1

1.  Светило кульминирует к югу от точки зенита = М.

Как с ориентироваться → где кульминирует светило от зенита?

ZQ=φ= PN=hp 

ZM=z1=90-h1 

QM=δ1 

φ = δ1+z1; [форм.3]

h=90-φ+δ

NS-1

если: δ<φ - кульминирует к югу, М

если: δ>φ - кульминирует к северу, М1

 

 

2.   Светило кульминирует к северу от точки зенита = М1.

ZQ=φ= PN=hp 

ZM1=z2=90-h2 

QM12 

φ= δ2-z2; [форм.4]

h=90+φ-δ

II. Закрепление материала.(10 мин)

а). Рассматривается пример1 (стр.25 учебника, при необходимости, показывается запись решения).

б) Индивидуальные карточки по теме "Небесные координаты. Кульминация светил". (Н.Н. Гомулина)

в). Стр. 25 №6. (совместно рассматривается решение) 

urok5

  Дано:   hВ=50o46'  hн=35054'  

Из чертежа видно, что

urok5

φ= hн+ (hВ- hн)/2=(hВ+hн)/2

φ=(50о46'+35о54')/2=(86о40')/2=43о20'

h=90о+φ-δ δ =90о+φ-hВ 

δ =90о+43о20'-50о46'=82о40'

Ответ: φ=43о20', δ=82о40'

φ =?, δ=?

г) Диктант 10 -12 мин

Каково склонение Солнца в день летнего Солнцестояния (22 июня) [23o26']

  1. Каково склонение Солнца в день осеннего равноденствия (23 сентября) [0o]
  2. Какие созвездия называют зодиакальные? [через которые проходит эклиптика]
  3. В каком созвездии находится сегодня Солнце? , его координаты? [по ПКЗН-Девы]
  4. Сегодня склонение Солнца >O или
  5. Какова географическая широта с.Колыбелька, если hр=54о04' [φ=hр=54о04']
  6. Как проходит суточное движение светил, для наблюдателя, находится на северном полюсе Земли? [параллельно горизонту]
  7. Кульминируют ли светила на Северном полюсе Земли? [да, но hВ= hн]
  8. По какой формуле можно вычислить полуденную высоту Солнца? [ h=90o- φ+δ]
  9. Перечислите созвездия, через которые проходят: а) небесный экватор; б) Млечный Путь. [а) Рыбы, Кит, Телец (граница), Орион, Единорог, Гидра, Секстант, Лев, Дева, Змея, Змееносец, Орел, Водолей   б) Скорпион, Стрелец, Щит,  Змея, Орел, Стрела, Лисичка, Лебедь, Кассиопея,  Персей, Возничий, Орион, Единорог, Корма)   ]
  10. В Новосибирске [φ=55о] звезда кульминирует на высоте hВ=45о. Каково склонение звезды? [h=90o- φ+δ δ=100o-90o=10o]
  11. Звезда кульминирует к югу на 15о и имеет склонение 45о. Какова географическая широта места наблюдения? [φ= δ + Z=60o]
  12. Земля 4 января находится ближе всего к Солнцу. В каком созвездии в это время находится Солнце?[Стрелец]
  13. К югу, или к северу от зенита кульминирует светило, если δ<φ? [к югу]
  14. Вычислите полуденную высоту Солнца сегодня в с. Колыбельке[φ=54о]. [по ПКЗН δ≈-2о h=90o - φ+δ= 90o-54o-2o=34o]

ДОПОЛНИТЕЛЬНО (для расширения, или замены заданий):

  1. В какое время взойдет над горизонтом 12 апреля звезда a Лиры? (по ПКЗН, около 18 час)
  2. Определите момент нижней кульминации звезды a Кассиопеи на 21 марта. (по ПКЗН, около 0ч40м)
  3. Звезда Ригель находится в нижней кульминации. В какое время сегодня произойдет это явление? (по ПКЗН, например на 3 октября 16ч30м)
  4. Установите, "под каким созвездием вы родились", то есть, в каком созвездии было Солнце в ваш день рождения. Для этого соедините линией полюс мира и дату вашего рождения и посмотрите, в каком созвездии эта линия пересечет эклиптику. Почему результат расходится с указанным в гороскопе?
  5. В какое время сегодня взошло Солнце? В какое время оно зайдет? Определите продолжительность дня. (по ПКЗН, например на 3 октября восход 7ч30м, заход 19ч00м, продолжительность 11ч30м)
  6. Группа школьников отправилась в поход в юго-восточном направлении. В каком направлении им следует возвращаться? (северо-западном)

Итог:

  1. Как определить в любом месте географическую широту? 
  2. Как найти высоту любого светила (а Солнца)? 
  3. Оценки. 

Домашнее задание: §5


Предварительный просмотр: