Методические находки

Кирилкина Елена Владимировна
Руководствуясь педагогической целесообрзностью, использую различные приёмы и методы обучения. Их выбор обусловлен целями и задачами урока, содержание учебного материала, зависит от уровня обученности класса и должен соответствовать задачам развития учащихся в процессе обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение технологии проблемно-диалогического обучения

на этапе актуализации знаний

(самоотчёт по теме самообразования:

"Применение технологии проблемно-диалогического обучения

на этапе актуализации знаний как средство повышения мыслительной активности младших школьников")

В своей работе на уроках русского языка и математики я применяю технологию проблемно-диалогического обучения на этапе актуализации знаний. Технология проблемного диалога даёт развёрнутый ответ на вопрос, как учить, чтобы обучающиеся могли ставить и решать проблемы, подтверждая мысль кого-то из великих о том, что ничему нельзя научить - можно только научиться.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке предъявления нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания. Второе слово означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

Эффективность постановки учебной проблемы напрямую зависит от продуманной подборки заданий на этапе актуализации. В своей практике я столкнулась с проблемой, что этот этап урока затягивается, ведь, например, на уроке русского языка мы должны провести и чистописание, и орфографическую минутку, и словарную работу. Поэтому изучение нового материала могло начинаться в середине урока. Они должны быть развивающими, а также содержащими такое задание, которое вызовет у ребят затруднение. Поэтому на этом этапе я использую минутки развития– это упражнения на развитие мышления, памяти, внимания, речи, каждое из которых работает сразу на развитие нескольких процессов и которые способствуют решению учебных задач урока. На уроках изучения нового материала эти упражнения включают задания, которые приводят к возникновению проблемной ситуации либо с затруднением, либо с удивлением.

При постановке проблемы используются следующие методы:

-побуждающий от проблемной ситуации диалог;

-подводящий диалог;

-сообщение темы с мотивирующим приёмом («яркое пятно»).

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. В структуру подводящего диалога могут входить разные типы вопросов и заданий: репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу); мыслительные (на анализ, сравнение, обобщение). Но все звенья подведения опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока. При подводящем диалоге менее вероятно появление ошибочных ответов учащихся.

На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Перед вами фрагмент урока применения минутки развития и метода подводящего диалога.

4 класс «Понятие о прямой речи».

Учитель                                                                          Ученики

  уст   я   род   пря   на   ма

-Запишите слоги по памяти.                                           Записывают слоги.

-Составьте из слогов 3 слова. (слоги могут                  Слова: устная, прямая, родная.

повторяться), обозначьте орфограммы.            

-О чём можно так сказать? Объясните                         Ответы детей.

значение словосочетаний:  устная речь,                        

 родная речь.

-Кто знает, что такое прямая речь?                               Ответы детей.

-О чём же мы будем говорить на уроке?                      Формулируют тему урока.

-Что мы должны узнать о прямой речи?                       Высказывают предположения.

        Побуждающий от проблемной ситуации  диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику выработать по-настоящему творческий подход к работе. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Создание на уроке проблемной ситуации может быть 2-х видов: с удивлением и с затруднением. Для уроков русского языка более типичны проблемные ситуации:

  • возникновение разных мнений у обучающихся,
  • противоречие между житейским представлением и научным фактом,
  • неправильное выполнение задания, сходного с предыдущим.

Побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы еще не знаем?» или «Сколько мнений в нашем классе? Какой же вопрос возникает?»

Сообщение темы с мотивирующим приёмом - это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приемов. Первый прием «яркое пятно» заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока. Второй прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Метод сообщения темы с мотивирующим приёмом чаще всего применяю в 1-ом классе. Это может быть или какой-либо необычный предмет, или небольшая театрализация, или сказка.

Сходство методов заключается в том, что они обеспечивают мотивацию учеников к изучению нового материала. Различие методов – в характере учебной деятельности школьников. Побуждающий диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников, развивает их речь и творческие способности; подводящий  диалог и сообщение темы с мотивирующим приёмом лишь имитируют творческий процесс, однако успешно формируют логическое мышление и речь учащихся.

Рассмотрим, как можно применить приведённые методы на уроке русского языка.

Тема «Мягкий знак после шипящих существительных

мужского и женского рода».

1).Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Учитель диктует слова: ночь, ключ, ложь. 3 ученика работают у доски (у них разная запись слов), остальные – проверяют.

-Что же получилось? Задание было одно, а как оно выполнено? (по-разному)

-Почему же так вышло? Чего мы не знаем?

-Какой будет тема урока?

2).Подводящий диалог

-Прочитайте слова. (на доске: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ.)

-Чем все эти слова похожи? А чем они отличаются? (сущ. с шипящим на конце)

-Кто скажет, над какой темой мы сегодня поработаем?

3). Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

      Учитель рассказывает сказку.

      -Заспорили слова «ночь» и «ключ» о том, в каком из них пишется ь. Давайте разрешим спор и разберём правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Итак, всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения проблемной технологии обучения: знания и желания их применять. Появились ли они у вас? Если да, значит, я смогла вас заинтересовать и цель моей статьи (а это только часть моей работы) достигнута. Желаю всем коллегам творческих успехов.

        Талант плюс трудолюбие плюс творчество –

        Вот формула успеха педагога.

        И с ней, мне в это верить хочется,

        К вершинам приведёт всех нас дорога.

Литература:

1. Е.Л. Мельникова «Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения»  Сборник материалов. -  М., Баласс, 2008.

2.Н.Р. Коробченко «Проблемно-диалогическая технология  обучения на уроках в начальной школе». -  http://edulider.ru/category/kompetentnost/novye-standarty-v-obrazovanii/

3.А.В. Слинченко «Технология проблемно-диалогического обучения как эффективная образовательная технология обучения и развития младших школьников: реализация на практике». "Учительская газета" (№ 28 от 12 июля 2011 года)



Предварительный просмотр:

Материал для «Минуток развития»

1.Анализ с мыслительным расчленением объекта на составные части

 

-Какие геометрические фигуры ты видишь на чертеже? Сколько их? Сколько всего фигур? Сколько отрезков?

2.Сравнение двух или нескольких чисел, выражений, слов, словосочетаний.

а) 1300     68700     124900

    13         687         1249

-Чем числа 1-ой строки отличаются от чисел 2-ой строки?

3.Классификация и группировка по одному или нескольким признакам.

а)  15, 24, 28, 30, 32, 35, 36, 40.

-Раздели числа на 2 группы. По какому признаку?

                          на 3 группы. По какому признаку?

б)  Разжечь, ложь, без задач, смотришь, пляж, считаться, подстричь, около круч, кирпич, из-под крыш, поможешь.

-Разделите слова на 2 группы. Найдите несколько способов.

4.Нахождение общего, «лишнего» 

а)  26, 17, 44, 62, 71, 53, 77

-Прочитай числа. Шесть из них объединяет какой-то признак, а одно – «лишнее». По какому признаку объединены числа? Какое – «лишнее»?

б)  Валя, одуванчик, ягоды, лукошко. - Что объединяет эти слова? Какой

частью речи являются? Какое слово – «лишнее»?

-Можно ли эти слова связать по смыслу? Устно составьте предложение.

в)   склонение   число   род

      спряжение   время   падеж

      род   число   лицо

-Найдите в каждой строке лишнюю грамматическую категорию.

г)   3.620с   45ч   300с   9ч6с   6мин5с

-Что записано? Что их объединяет? Запишите именованные числа в порядке возрастания.

5.Выявление закономерности.

а) «Увидел – запомнил»

  3, 6, 4, 8, 5, 10.

-Запишите числа по памяти. Какой способ запоминания придумали?

б)  2, 3, 5, 8, 12, 17, …, …, …

в)            40   20   60           б)  20  70   40              в) 80   10   70

    10   80   90                30   20    0                   30   20   10

    70   30   …                50   90   …                  60   20   …

-Продолжите закономерность, запишите ещё 3 числа. При выполнении этого задания необходимо сказать детям, что правила следует искать не только путём сравнения чисел по строкам, но и сравнения их по столбцам.

г) 7000      1400      7=1200

    8000      1500      5=1900  

-Установи правило, по которому написаны выражения и впиши недостающие знаки.

6.Комбинаторные задания.

а) 2, 5, 0, 3.

-Составьте двузначные числа. Расположите их в порядке убывания. Какое ещё задание можно придумать?

б) ч, щ, й

-Чем похожи буквы? Чем отличаются? Составьте все возможные буквосочетания (буквы не повторять).

7.Отыскание спрятанных чисел, букв, слов.

а) ребусы букв 

-Какие буквы вы видите?

б)  леснегрибинт

-Найдите 4 слова. Что их объединяет? Подберите слова, для которых данные слова являются проверочными.

в)  соатлчеерсютмвдо

-Спишите, подчеркните каждую 2-ю букву. Какое слово «спряталось»?

г)  отсложпрослиноточиеее

-Спишите, определите количество слогов. Какие слова можно составить из этих слогов?

д) 743514712316

-Спишите. Подчеркните числа, в которых 1 десяток. Представьте в виде суммы 2-х, 3-х, 4-х одинаковых слагаемых. Замените умножением.

8.Списывание бессмысленных слов.

  Филлитадерра   хлорофонимата   афунитаре

-Спишите слова. Подчеркните а, зачеркните р, обведите в овал и.

9.Расшифруй, зашифруй слова, предложение.

а)  уеиеоесщствтлнь   лательприногае   гслсасгсослс   гепдлор

-Какими способами зашифрованы слова? Расшифруйте, запишите. Что их объединяет? Какую часть речи можно назвать «лишней»?

б)  икбокс в ястеачюлказ ьчер яамярп

-Расшифруйте предложение, найдите ошибку. Запишите

в)  Лучше горькая правда, чем …

-Закончите пословицу, объясните её смысл. Запишите её справа налево.

-Найдите антонимы. Докажите необходимость их употребления в пословице.

г)  цитата

-Что знаете о цитате? Зашифруйте это слово любым способом.

10.Восстанови слово или предложение.

а)  слово…    морфо…    орфо...   фоне…   гра   

-Закончите названия разделов о языке. Расскажите, что о них знаете.

б)  Хрш дл дв вк жвт.            ооее ео а еа иё

-Восстановите пословицу, из которой «убежали» гласные буквы. Объясните её смысл.

в) деформированное предложение:

   яркий, солнце, окно, глядеть, в, лучи

-Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? Измените окончания, задав вопросы.

Используются также задания вида:

  • Подбери рифму:

Картинка, кукушка, корзинка, шапка, лягушка.

-Найди рифмующие слова. Какому слову не хватило рифмы, подбери.

-Какие слова, подходящие по смыслу, можно вставить в предложения?

    Саша рисует… . На ней грибы и … .

  • Расположи по порядку строки стихотворения:

       Поле забелело,

       А под утро снегом

       Всё его одело.

       Точно пеленою;

  • Придумай окончание стихотворения:

    Жила на горе старушонка,

    Что учила плясать лягушонка

  • Допиши, распространи, придумай начало предложения:

    Весеннее солнце…

    Бабочка порхает. ( Какая? Как? Где? Над чем?)

   …прыгает по дорожке.



Предварительный просмотр:

 

 Тема: «Использование приёмов ТРИЗ на уроке литературного чтения в начальной школе в условиях реализации ФГОС».

Приём« Ассоциативный ряд».

Учащимся предлагается несколько слов-подсказок, на основании которых учащиеся формулируют тему урока.

-«Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения и его автора, с которым будем работать на уроке: “Ворона и лисица”, “Слон и Моська”, “Квартет».

(Ответ:Басни. И.А .Крылова)

Приём « Нестандартный вход в урок».

Урок начинается с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний. Например ,вначале урока учитель раздаёт жетоны с изображением сыра, лисы,вороны и предлагает для работы в группах по жетону найти себе товарищей по принципу: сыр, лиса, ворона(т .е 3 человека в группе)Учащиеся устанавливают причинно-следственную связь между предметами на жетонах и отвечают на вопрос:«Что их объединяет?»

(Ответ: герои басни И.А. Крылова « Ворона и Лисица).

Приём « Отсроченная отгадка» активизирует мыслительную  деятельность учащихся. В начале урока учитель даёт загадку (удивительный факт), ключик для понимания будет открыт  на уроке при работе над новым материалом. На первом уроке,когда учащиеся ещё не знакомы с жанром басня, можно предложить учащимся словарную статью«басня»с пропущенными словами и предложить вставить нужные слова. Учащиеся, как правило, испытывают затруднение. Но после разбора темы при подведении итогов, вернувшись  к этой же словарной статье, учащиеся уже легко отгадывают пропущенные слова.

На этапе актуализации знаний можно применить приём  « Оживи картину» или «Корзина идей».

Приём « Оживи картину» служит развитию творческого мышления и прогнозирования.Суть приёмазаключается в том, что учащимся демонстрируется  иллюстрация к произведению или картина художника, и предлагается ответить на ряд вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. При этом точка зрения должна отражать не только мнение автора или зрителя, но и ощущение объектов на картине.

-Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите на ней?

-Что изображено на картине?

-Как вы думаете, какое настроение  у Вороны? Почему вы так решили?

-Какие чувства испытывает в этот момент лиса?  Почему?

-Какие у вас чувства возникли?

- За кого вы больше переживаете из героев? Поясните свой ответ.

Приём « Корзина идей» позволяет выявить всё, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.   В "корзину" скидывается все,  что имеет отношение к теме урока: идеи, имена,  факты, предположения   термины. Учитель все идеи выписывает на доску, не критикуя и не оценивая. На данном этапе идёт просто сбор информации.

При работе с текстами, имеющие глубокую нравственную проблему, можно использовать стратегию « Идеал» (идеальный метод решения проблемы),  которая как нельзя лучше подходит для формирования личностных УУД.  Суть её заключается в том, что нужно найти  лучший способ решения проблемы постепенно отвечая на вопросы.

Интересно, в чем проблема? 
Давайте найдем как можно больше способов решения проблем! 
Есть ли какие-либо хорошие решения? 
А теперь сделаем выбор! 
Любопытно, как это осуществить на практике?

Методическую ценность на этапе открытия новых знаний имеет  приём « Зигзаг».Это системно-деятельностный подход в действии, так как основан на  взаимообучении и самостоятельном изучении учащимися нового материала. Приём помогает усвоить большой объём теоретического материала любому ученику, не зависимо от его способностей. Сотрудничество учащихся и ответственность за результат - основные слагаемые урока, так как вся работа выполняется самостоятельно. Введение приёма начинается  со стадии вызова. Выясняется что известно по заданной теме, выслушиваются предположения,  учащиеся советуются,  и  рисуют  рисунок.

Шаг1-свместная работа в группе. Каждая рабочая группа получает задание: прочитать текст и найти ответ на свой вопрос.

Шаг-2-объединение в новые « экспертные» группы (по цветам), обмен мнениями, убеждение в правильности ответа.

Шаг-3-возвращение в свои « рабочие группы». Каждый учащийся делится ответом на свой вопрос. На этом же этапе урока можно предложить приём « Лови ошибку», который  предполагает формирование  познавательных УУД: анализ, синтез, сравнение,обобщение. Учащимся предлагается несколько цитат из литературных произведений. Они  должны определить, какая из цитат не принадлежит автору и попытаться доказать своё мнение.  Этот приём является универсальным, так как активизирует внимание учащихся, формирует умение рассуждать о пользе и вреде случившейся ситуации.

Приём «хорошо - плохо» помогает разобраться учащихся в том, как  устроено противоречие и развивает их мыслительную активность. Возможны разные варианты использования данного приёма. Выбрав по теме урока литературного героя  или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Или сам  учитель задаёт объект или ситуацию. Учащийся описывает ситуацию, когда это полезно. Другой ученик ищет чем эта ситуация вредна. Так при разборе басни И. А. Крылова учащиеся могут разбирать положительные и отрицательные стороны главных героев или рассуждать о пользе и вреде случившейся ситуации. Работа может проводиться в паре или группе.

Для создания информационной копилки используется приём « Морфологический ящик». Его применяют на этапе первичного закрепления. Копилка универсальна, может применяться на любом из учебных предметов. На уроке литературного чтения используется как  копилка рифм, метафор, личных качествхарактеристик героя. При анализе басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица» работа с «морфологическим ящиком» строится так:

-Назовите главных героев басни « Ворона и Лисица».- Перечислите, какие качества принадлежат Вороне. /Дети перечисляют качества Вороны, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик»/              

  -  Какой герой является противоположностью Вороне?  (Лиса)                                                                 - Какие качества подходят этому герою? /Дети перечисляют качества вороны, учитель «собирает» их в «Морфологический ящик»/.

Французский психолог Т. Рибо выяснил, что все формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные моменты. Отсюда мы можем сделать следующий вывод: используя богатство эмоций ребенка можно успешно развивать его воображение и, наоборот, целенаправленно организуя его фантазию, формировать у ребёнка культуру чувств .С целью развития воображения и формирования познавательных УУД,использую приём « Составление загадок», « Лимерики», « Склеивание».Учащиеся сочиняют загадки про литературных героев после анализа художественного произведения по определённой модели  в виде таблицы. Вставляя между левым и правым столбцом таблицы слова « как» или « но не» получается загадка.

Какая?

Кто такая же?

Загадка

рыжая

белка

Рыжая, как белка.

Пушистая, как кошка.

Хитрая, но не человек.  Ответ:  Лиса

пушистая

кошка

хитрая

человек

Ли́мерики - небольшие стихи, созданные на обыгрывании бессмыслицы. Появились они в Великобритании. Лимерики состоят из пяти строк, рифмующихся по схеме ААВВА.  Вначале обучения написания лимериков учащимся можно предложить 1-2 строчки. А дальше они могут продолжить сами. Для оформления работ учащиеся могут нарисовать рисунок  к сочинённому лимерику или можно использовать раскраску.

Вот пример лимерика о басни « Ворона и Лисица»:

Из тёмного леса лиса.

Сыграл, как актриса.

Отняла у вороны сыр.

 И закатила при.

Ворона  каркает от ужаса!

 Особенность приёма «склеивание» заключается в том, чторазличные, несоединимые в повседневной жизни части собираются в один предмет. Учащимся  предлагается изобразить  несуществующее животное, назвать его  дать характеристику, определить область проживания и рассказать о его деятельности. Например, после  анализа басни « Ворона и Лисица» можно предложить такое задание:

-Как вы считаете, Лисица совершила хороший поступок или плохой? В объяснительных сказках за хорошие поступки животных награждали хорошими качествами, а в наказание изменяли внешность. Как бы вы изменили внешность лисы, в напоминание о  плохом поступке. Нарисуй, как будет выглядеть такая лиса.

Приём « Паспорт литературного героя» очень помогает оживить урок. Детям нравится  выполнять эту работу. Вот какой паспорт у нас получила Ворона из басни «Ворона и Лисица».

Имя – Ворона.                                                                                                                               Создатель – А.И. Крылов.                                                                                                           Прописка – басня « Ворона и Лисица».                                                                                             Внешний вид - чёрная, имеет крылья, большой клюв.                                                                            Где встречается -в лесу                                                                                                                               Личные качества-доверчивая.  Заветное желание – поесть.

Если в произведении встречаются несколько главных  персонажей, тогда можно  работать группами и составить разные  паспорта. При использовании  данного приёма у учащихся развиваются личностные качества и коммуникативные способности. После выполнения работы    необходимо ответить на вопрос: « Какую черту характера данного героя ты бы хотел (или не хотел) иметь у себя?» Дети должны обосновать свой выбор.

Сочинять стишки и загадки, составлять паспорта и рисовать несуществующих животных учащиеся могут самостоятельно.

На этапе включения нового знания в систему знаний можно использовать приём

 «Фантастическая добавка», где учащимся можно немного пофантазировать и представить себя на месте литературного героя.                                                                                                                                     - Как бы вы повели себя, окажись на месте   героев басни И. А. Крылова « Ворона и Лисица»?         - Представьте себя сыром из басни попытайтесь пересказать эту историю с позиции сыра.                Приём « Раскадровка» используется при составлении плана к художественному произведению и помогает учащимся понять логику сюжета.

Вариант 1:  По содержанию текста рисуются кадры  («мультфильм»), то есть это схематичное изображение событий, изменение места действия, изменение ситуации для героя.

Вариант 2: Готовые кадры перепутаны по последовательности или часть пропущена. Учащиеся восстанавливают пропущенные кадры и дорисовывают их:

 - Перед вами кадры мультфильма « Ворона и Лисица». Какой эпизод пропустил художник. Расскажите о нём. Дорисуйте недостающий кадр.

Приём « Хочу спросить»  формирует умение задавать вопросы и эмоционально выражать своё отношение к ответу. Учащийся задаёт вопрос, начиная словами « Хочу спросить…» На полученный ответ сообщает своё эмоциональное отношение «  Я не удовлетворён, потому что…»или « Я удовлетворён».

Прием «Ромашка Блума» предполагает формирование коммуникативных УУД. У ромашки 5 лепестков. Учащихся должны придумать и  записать  на лепестках пять различных видов вопросов.

Понимание

 Уточняющий вопрос

 Правильно ли я понял?

 Воспроизведение

 Простой вопрос

 Кто? Когда? Где?

Анализ

 Интерпретационный вопрос

 Почему?

 Синтез

 Творческий вопрос

Что будет, если…

Применение

 Практический вопрос

 Как можно применить?

       Провести рефлексию в конце урока   интересно поможет приёмhttp://kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_569166160f02e/ispolzovaniiepriiemovtiekhnologhiirazvitiiakritichieskoghomyshlieniiachieriezchtieniieipismovnachalnoishkolie_3.jpeg

 «  Телеграмма». Данный приём  помогает формированию личностных, коммуникативных, познавательных УУД.  В конце урока учащимся предлагают написать телеграмму. Возможны разные варианты.

1 вариант:  Записать  самое главное, что уяснил на уроке с пожеланиями соседу по парте и обменяться телеграммами  с соседом.

2 вариант: Написать  в телеграмме пожелание  литературному герою.

3 вариант: Написать телеграмму себе с учётом изученного материала.

  Приём « Синквейн» применяется как творческая форма рефлексии.

Синквейн - пятистрочный стишок в кратких выражениях, требующий синтеза информации. Используется для  эмоциональных оценок своих текущих впечатлений, ощущений, ассоциаций. Синквейн сочиняется по алгоритму.

Литература

1.Винокурова Н.К Развитие творческих способностей учащихся М ,1999

2. Горев П. М., Утёмов В. В. Тренинг креативного мышления: краткий курс научного творчества. - Saarbrucken: AV Akademikerverlag, 2012. - 88 с.

3. Утёмов В. В., Зиновкина М. М. Структура креативного урока по развитию творческой личности учащихся в педагогической системе НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2013. - Современные научные исследования. Выпуск 1. -ART 53572. - URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.htm

Интернет-ресурсы

http://infourok.ru/metody_i_priemy_triz_v_nachalnoy_shkole.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/01/29/ispolzovanie-priemov-triz-v



Предварительный просмотр:

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата». В рамках технологии ЧПКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции) которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ: (рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Описание техники  технологии РКМЧП

 

 

 

 

Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приемы и методы данной фазы

Стадия вызова

Вызов уже имеющихся знаний; задает вопросы,

на которые хотел бы получить ответ. Информация,

полученная на первой стадии, выслушивается,

записывается, обсуждается, работа ведется

индивидуально - парами - группами.

- Вспоминают и анализируют имеющиеся знания

по данной теме;

- систематизируют информацию до ее изучения;

- задают вопросы, на которые хотят получить ответы;

- строят предположения о содержании текста, исходя

из заголовка, выделенных слов и т.д.;

- публично демонстрируют свои знания с помощью

устной и письменной речи.

1. Составление списка известной информации по вопросу.

2. Рассказ-активизация по ключевым словам.

3. Систематизация материала (графическая):

кластеры, таблицы.

4. Верные и неверные утверждения; перепутанные

логические цепочки и т.д.

Стадия осмысления

Сохранение интереса к теме при непосредственной

работе с новой информацией.

Непосредственный контакт с новой информацией

(текст, фильм, лекция, материал параграфа),

работа ведется индивидуально – парами – группами.

- Читают или слушают текст, используя предложенные

педагогом активные методы чтения;

- делают пометки на полях или ведут записи по

мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

1. Маркировка с использованием значков

«v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся

на полях справа).

2. Ведение различных записей типа двойных дневников,

бортовых журналов.

3. Поиск ответов на поставленные в первой части

урока вопросы.

Стадия рефлексии

Вернуть учащихся к первоначальным предположениям,

установление причинно- следственных связей между

блоками информации;

Творческая переработка, анализ, интерпретация

изученной информации, работа ведется индивидуально

– в парах – группах

- Соотносят новую информацию со «старой»,

используя знания, полученные на стадии осмысления;

- классифицируют и систематизируют, рождение новых

целевых установок для дальнейшей самостоятельной работы;

- своими словами выражают новые идеи и мысли;

- обмениваются мнениями друг с другом, аргументируя свою

точку зрения;

- анализируют собственные мыслительные операции и чувства;

- самооценка и самоопределение.

1. Заполнение таблиц, кластеров, внесение изменений,

дополнений в сделанные на первой стадии.

2. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.

3. Ответы на поставленные вопросы.

4. Организация устных и письменных круглых столов.

5. Организация различных видов дискуссий.

6. Написание творческих работ: пятистишия-синквейны, эссе.

7. Исследования по отдельным вопросам темы.

8. Творческие, исследовательские или практические задания на

основе осмысления изученной информации

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

« Кластер», « Корзина идей», « Денотатный граф», « Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Вот примеры фрагментов уроков на стадии «Вызов»:

Урок «Окружающий мир» 3класс, «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как  на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы:

  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва – наша кормилица?

1

2

3

4

5

6

7

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

- Мы говорим почва. А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва – это …

  • … земля
  • … растительная земля
  • … вещество
  • … суша, а не вода
  • … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Постановка целей урока.

- Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. Сегодня нам предстоит  найти научный ответ на вопрос, что такое почва.

- Обсудите в группе, а  что ещё вам было бы интересно узнать о почве.

Заслушиваются вопросы детей. Среди интересующих детей вопросов были следующие: Откуда взялась почва? Из чего она состоит? Много ли на Земле  почвы? Где на Земле нет почвы? Может ли почва исчезнуть? К ним вернемся на последующих уроках.

Приём «Кластер»

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»

Прием «Сводная таблица»:

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

1.Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.

2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.

3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни Сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Название

Основные свойства

Использование

Известняк

Белого, серого или желтого цвета;

Строительство, мел, мрамор.

Гранит

Зернистый. Твердый и прочный

Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро.

Глина

Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой.

Кирпич, посуда

Песок

В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый.

Дороги, стекло

Железная руда

Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы.

Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Приём «Инсерт».

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки:

«V»
поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»
поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »
поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»
поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Окружающий мир, 3класс, «Почва».

На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?

Самостоятельно читают статью в учебнике.

Приём «Инсерт»

- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

Проверка понимания и первичное закрепление.

- Что было для вас знакомымиз прочитанного?

- Что нового вы узнали для себя из этого текста?

- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».

Приём таблица «ЗХУ»

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

- Произведение «Ванька» написал А. П. Чехов;

- Это рассказ;

- Ванька писал письмо дедушке в деревню;

- Ванька жаловался на тяжёлый труд;

- Внешность, одежда, жесты, походка Ваньки.

- Обязанности Ваньки;

- Обстановка - интерьер;

- Поведение;

- Поступки;

Приём «Концептуальная таблица».

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес».

Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а  свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»

Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?

 а) первая линия сравнения

Для работы класс делится на три группы:

1 группа работает с информацией о тайге

2 группа работает с информацией о смешанном лесе

3 группа работает с информацией о широколиственном лесе

б) вторая  линия сравнения

 1 группа работает с информацией о растениях тайге,

2 группа работает с информацией о растениях смешанного леса,

3 группа работает с информацией о  растениях широколиственного леса.

в) третья линия сравнения

1 группа работает с информацией о животных тайги,

2 группа работает с информацией о животных смешанного леса,

3 группа работает с информацией о животных широколиственного леса.

инии сравнения

Тайга

Смешанный лес

Широколиственный лес

Климатические условия

Растительный мир

Животный мир

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:

«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.

Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»

Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.

Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.

Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима  добыча полезных ископаемых.

Черная. Проблема. Придобычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.

Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.

Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.

Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

Приём таблица «ЗХУ»

Знаем

 Хотим узнать

Узнали

Растения – часть

живой природы.

2.Растения выделяют в воздух  кислород.

3.Животные

и люди

не смогли бы жить

 на Земле без растений.

4. Растения делятся

на несколько групп:

деревья, кустарники, травы

Почему?

Какие ещё есть группы растений?

 Что такое  виды растений? Какие названия дают им учёные?

 Растения делятся на несколько групп.

 В каждой группе растений много видов.

 Науку о растениях

называют ботаникой.

 Существует

350 тысяч видов растений.

 Названия видов дают им учёные.

 Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас.

 Нужно заботиться о

растениях,

беречь их, как можно больше садить растения и

ухаживать за ними.

 Охранять растения-

значит

заботиться о живом.

Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

Приём «Шесть шляп».

Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

-  Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа.

- С помощью энциклопедий и атласа- определителя  расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа.

- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на  Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа.

-Докажите: если бы на  Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.

 Используйте материал учебника на стр.76-78

4 группа.  Красная  шляпа.

- Подумайте, какое эмоциональное состояние

вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа.  Зелёная шляпа.

- Что бы вы сделали для того, чтобы наша  Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

6 группа. Синяя шляпа.

- Обобщите высказывания других групп.

Литературное чтение, 4 класс, «А.Чехов «Ванька».

- ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

строчка 1: тема (существительное)

строчка 2: определение (2 прилагательных)

строчка 3: действие (3 причастия)

строчка 4: ассоциации (4 существительных)

строчка 5: действие (3 причастия)

строчка 6: определение (2 прилагательных)

строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

Чтение учащимися  ДИАМАНТ.

ВАНЬКА

несчастье

грязный, голодный

измученный, загнанный, уставший

горе, неудача, нужда, безысходность

ожидающий, мечтающий, надеющийся

сытый, удовлетворённый

счастье

Окружающий мир, 3класс, «Почва».

- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Приём «Синквейн»

Почва
Живая, плодородная
,
Разрушается, впитывает, выращивает
Солнце, ветер и вода разрушают горы

Земля.
Почва
Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1см образуется за 300 лет!
Земля-матушка

Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес.

Лес

Величественный, таинственный,

Живет, растет, радует,

Национальное богатство страны,

Кладовая природы

Окружающий мир, 3класс, «Нервная система человека».

Прием РАФТ:

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

Р – роль (любой человек нашей планеты)

А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)

Ф - форма – рассказ

Т – тема «Нервная система человека»

Учитель предлагает ученикам:

-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть  не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.