Работа с одарёнными детьми
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677. — URL https://moluch.ru/archive/105/24914/ (дата обращения: 22.12.2019).
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677. — URL https://moluch.ru/archive/105/24914/ (дата обращения: 22.12.2019).
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677. — URL https://moluch.ru/archive/105/24914/ (дата обращения: 22.12.2019).
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677. — URL https://moluch.ru/archive/105/24914/ (дата обращения: 22.12.2019).
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Айрумян Г. С., Галанина Д. С. Педагогическая работа с одаренными детьми // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 674-677. — URL https://moluch.ru/archive/105/24914/ (дата обращения: 22.12.2019).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odaryonnye_deti.docx | 680.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа пос. Титово
Современные образовательные аспекты развития одаренных детей
За одаренными детьми – будущее России.
Пояснительная записка
В настоящее время, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала возрастает, работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Очень важно, принимая новый класс, новых учеников, ставить перед собой цель: поддержать стремление ребёнка к самостоятельной деятельности, создать условия для исследования, развить интерес к предмету.
Из поставленной цели и вытекают соответствующие задачи:
- Выявление одаренных детей;
- Развитие интеллектуальных способностей и компетентностей обучающихся;
- Переход к новому содержанию образования;
- Осуществление индивидуализации, дифференциации обучения, использование личностно-ориентированного подхода развития ученика;
- Развитие способностей обучающихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, участие в проектной, исследовательской и экспериментальной деятельности;
- Повышение педагогического мастерства;
- Создание системы работы с одаренными детьми;
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того как организована работа с этой категорией учащихся. Многие дети одарены от природы, но, тем не менее, необходима четкая организация обучающей деятельности, целенаправленная и систематическая работа.
Одним из основных направлений моей деятельности является организация работы с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время. С этой целью провожу постоянную работу по выявлению и развитию способностей детей. Используя в работе традиционные формы, ищу новые способы для повышения интереса к предмету. Понимаю, что очень важно предоставить ребёнку возможность попробовать свои интеллектуальные, творческие силы в работе над заданиями олимпиадного характера. Данную работу провожу целенаправленно, и в системе, начиная с первого года обучения.
В первом классе с целью выявления индивидуальных способностей детей организую внутриклассные олимпиады по разным направлениям.
Со второго класса учащиеся начинают принимать участие в мероприятиях школьной программы «Одарённые дети».
Среди них:
- Конкурс «Самый умный ребёнок по литературе»;
- Конкурс «Самый умный ребёнок по русскому языку»;
- Конкурс «Самый умный ребёнок по математике»;
- Конкурс «Самый умный ребёнок по естествознанию»;
- Фестиваль «Фабрика звёзд»;
- Конкурс юных ораторов;
- Конкурс классных хоров;
В 3-4 классах они имеют возможность принимать участие в областных, Российских и международных интеллектуально-творческих конкурсах. Стараюсь, как можно лучше, организовать работу по привлечению учеников к творческой деятельности.
Об интересе к олимпиадам, конкурсах свидетельствует высокая активность учащихся.
Динамика количества участников олимпиад
Предметы | 2 класс | 3класс | 4 класс |
Литература | 84% | 91% | 96% |
Русский язык | 70% | 86% | 93% |
Математика | 73% | 85% | 95% |
Окружающий мир | 85% | 92% | 97% |
Представленные результаты позволяют сделать вывод об увеличении количества участников олимпиад среди учащихся класса по мере взросления детей.
Учащиеся моих классов успешно принимают участие в различных образовательных проектах на платформе Учи.ру по схеме предметных олимпиад.
Система работы с одарёнными детьми
Представленная система имеет строгую структуру и включает три основных аспекта: выявление, создание условий для развития способностей одарённых детей и результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.
Доминирующие принципы педагогической деятельности
- принцип деятельностного подхода (приобретение ребёнком потребностей в учебной деятельности, мотивов учебных действий способствует формированию умения учиться);
- принцип «поиска»: знания не даются в готовом виде;
- принцип самостоятельной творческой активности
Педагогические технологии
- Обучение в сотрудничестве
- Технология решения изобретательских задач
- Технология развития критического мышления
- Технологии имитационного моделирования
- Информационно - коммуникативные технологии
- Исследовательские технологии (проблемно-поисковые)
- Уровневая дифференциация
- Обучение на основе «учебных ситуаций»
- Технологии творческого мышления
- Технология диалога
Организационные формы
- Урок введения нового знания
- Урок построения системы знаний
- Урок развивающего контроля
- Урок рефлексии
- Урок-исследование
Методика выявления одаренных детей проходит три этапа:
I этап протекает в рамках урочных занятий. На этом этапе я стараюсь проявить интерес к своему предмету.
II этап – внеурочные формы работы, где появляется возможность у ребенка в полную силу проявить себя, раскрыть свои таланты.
III этап – заключительный. На этом этапе я провожу работу с узким кругом учащихся, которые проявили творческие способности и заинтересованность в предмете. Формами работы этого этапа является, проектная и исследовательская деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах разного уровня.
УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Формы работы с одарёнными детьми:
- Разноуровневое обучение.
Первой ступенью является наблюдение за деятельностью учащихся на уроках русского языка и литературы, математики и окружающего мира. Нужно уже на этом этапе поддержать интерес у учащихся и выявить одаренных детей. Для этого я использую различные творческие задания, в ходе выполнения которых проявляются способности учащихся. В каждом классе изучаемый материал организован на разных уровнях (А-базовый, В-высокий, С-повышенный). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы накоплен материал разноуровневых заданий и упражнений по темам.
2.Учебный творческий проект.
Ценность метода проектов состоит в том, что он позволяет детям выбрать деятельность по интересам, по силам, способствует зарождению интереса к последующим делам, побуждает детей добывать новые знания, использовать имеющийся опыт при решении конкретных проблем. Практическая направленность метода позволяет школьникам почувствовать, насколько значимы приобретенные ими знания для жизни. Метод проектов в значительной мере может обогатить классно- урочную систему как один из способов организации самостоятельной работы учащихся. Такие самостоятельно разработанные проекты (материальные или интеллектуальные) приучают детей к самостоятельности, творчеству, инициативности. Выполняются как групповые, так и индивидуальные проекты.
На мой взгляд, к созданию проектов ученики должны приступать уже во 2-ом классе. Этому возрасту в наибольшей степени соответствуют творческие проекты. Для таких проектов характерно творческое осмысление учащимися художественного текста и создания оригинальных работ. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм, сценарий праздника, драматизация и т.д. Часто для работы над творческими проектами привлекаются другие виды искусства.
Учащиеся сочиняют стихи, сказки, рассказы, сценки и т.д. индивидуально или, если работа вызывает затруднения, в группах. В этом случае дети не только пишут литературные произведения, но и создают к ним иллюстрации.
- Разнообразные формы проведения уроков (нестандартные уроки):
мозговой штурм, пресс-конференция, зачеты-вертушки, уроки семинары, деловые игры
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
К такой форме работы относятся: консультации, подготовка к различным олимпиадам, подготовка к сдаче ВПР, создание научно-исследовательских работ и творческих проектов, участие в различных конкурсах и т.д.
Консультации
Консультации я подразделяю на два вида: индивидуальные и групповые. Индивидуальные консультации проводятся с учениками по мере необходимости. В особенности это касается помощи ученику при подготовке к научно-практической конференции, олимпиаде, другим интеллектуальным конкурсам. Групповые консультации проводятся по определенным дням, при необходимости. На групповых консультациях можно организовать с учащимися проектно- исследовательскую деятельность, подготовку к сдаче ВПР.
Олимпиады
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.
Подготовка к олимпиаде проходит по-разному. Я отбираю материал прошлых лет, систематизирую, на основе собранных заданий, составляю новые на устранение допущенных ошибок. Кроме этого часто пользуюсь Интернет-ресурсами, нахожу такие задания, которые развивали бы творческое начало в ученике, критическое, аналитическое мышление, задания, провоцирующие ученика на поиск выхода из ситуации. Полученный на выходе материал раздаю ученикам домой проработать самостоятельно, затем на консультациях (для подготовки к олимпиадам школа выделяет 1 час) разбираем ошибки, анализируем. Кстати, ребятам очень нравится самим подбирать задания, аналогичные моим. Но хотелось бы отметить, что в последние годы задания на муниципальном уровне коренным образом отличаются от заданий на школьной олимпиаде, что иногда приводит к трудностям в подготовке.
Залог успеха при подготовке к олимпиадам - это правильное выявление одарённого и заинтересованного в данной предметной области ребёнка, индивидуальные занятия, направленные не только на изучение материала, но и на умение применять свои знания в нестандартной ситуации, умение мыслить при выполнении заданий олимпиадного характера. В случае наличия перечисленных условий и совпадения желания и возможностей ребёнка к самосовершенствованию в предмете с желаниями и возможностями учителя - высокий результат не заставит себя долго ждать.
Научно-исследовательская деятельность
В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддержать творческую атмосферу.
Научно- исследовательская работа учащихся - это результат целенаправленной работы под руководством педагога. Поэтому очень важно не ошибиться в выборе ученика - соискателя, т. к. работа сложная и серьёзная. Не все могут осилить всю дистанцию от выбора темы до защиты своей работы, которая должна отличаться новизной, практической значимостью, эффективностью.
Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:
· выбор темы, постановка проблемы;
· изучение теории, посвященной данной проблематике, сбор материала; его анализ и обобщение;
· индивидуальная работа педагога с учащимися, научный комментарий;
· оформление выполненных исследовательских работ, подготовка к защите работы.
Любое исследование имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Успехи моих учеников – это мои успехи.Ситуацию успеха мы должны создавать не эпизодически, а постоянно, тем самым повышая внутреннюю мотивацию ребенка к достижению высоких результатов.
В заключение хотелось бы отметить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с другими учителями, администрацией и обязательно с родителями. Он требует постоянного роста мастерства педагогической гибкости. Об этом очень точно высказался Сократ: «Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться».
План работы с одарёнными детьми
Сроки | Мероприятия |
Сентябрь | 1.Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативности. 2.Создание банка тестов для диагностирования учащихся с 1 по 4 классы по определению интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей. 3.Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования. 4.Изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования. |
Октябрь | 1.Организация консультативной помощи для учащихся, целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность. 2.Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности. 3.Знакомство учащихся с новинками литературы. 4.Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми. 5.Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. 6.Проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир. |
Ноябрь | 1.Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов. 2.Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный. 3.Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:- творческие ответы;- выполнение творческих тематических заданий;- выполнение проблемных поисковых работ;- выступление в лекторских группах;- назначение ответственными за проведение предметных недель;- приобщение (в различных формах) к работе учителя;- повышение степени сложности заданий;- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий. |
Декабрь | Активное участие в муниципальных олимпиадах. Подготовка к школьным, муниципальным конкурсам, викторинам, научным проектам. |
Январь | Выбор тем научно- исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям. Участие в школьных неделях по предметам. |
Февраль | Участие в дистанционных олимпиадах |
Март | Участие во всероссийских конкурсах: •«Русский медвежонок» •«Кенгуру» •«ЧИП» •«Познание и творчество» •«Британский бульдог» •«Золотое руно» |
Апрель | Участие в конференциях, круглых столах, конкурсах |
Май | Анализ результатов школьных, районных, городских и региональных олимпиад |
Анализ работы с одаренными учащимися, перспективы в работе на 2019 -2020 учебный год |