Материалы к урокам
Материалы к урокам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прыжки со скакалкой | 248.37 КБ |
Детская лёгкая атлетика (7-12 лет) | 440.74 КБ |
Упражнения для юных футболистов | 215.82 КБ |
Упражнения для развития силы мышц рук и плечевого пояса | 18.99 КБ |
Игры для заключительной части урока | 57 КБ |
Педагогический проект "Одаренные дети" | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебная карточка 1: Прыжки со скакалкой
Цель: освоить прыжок со скакалкой
Предлагаемая ситуация: выполнение различных прыжков через скакалку, которую крутят два участника.
Поведение новичков: новички часто остаются на своей двигательной позиции и не имеют четкого представления о траектории скакалки. Зачастую они прыгают вперед вместо того, чтобы только высоко прыгнуть.
Инструкции по выполнению упражнения:
- Нужно смотреть на участника, который крутит скакалку
- Нужно прыгать вертикально
Рекомендации:
- Нужно выполнять те прыжки, которые требуется
- Координировать работу рук/ног
- Выполнять небольшие подскоки
Прогрессия обучения:
- Изменение частоты вращения
- Изменение количества и способа прыжков (шаг, подскок)
- Вход и выход в/из циклического процесса из различных точек
- Увеличение количество скакалок
- 2, 3 даже 4 ребенка могут прыгать через скакалку одновременно
- Переход к играм
Безопасность: Инвентарь:
- Плоская поверхность - Безопасные скакалки
- Внимательность детей, которые крутят скакалку
Учебная карточка 2: Прыжки со скакалкой
Цель: освоить координацию прыжка/поворота
Предлагаемая ситуация: держите скакалку с двух сторон правой рукой и крутите ее с помощью запястья. Отталкивайтесь двумя ногами каждый раз, когда скакалка касается земли.
Поведение новичков: им трудно крутить скакалку и одновременно прыгать, и они часто выполняют прыжки с согнутым туловищем.
Инструкции по выполнению упражнения:
- Сначала крутите скакалку медленно
- Будьте внимательны, когда скакалка касается земли и начинайте прыгать
- Скакалку нужно крутить запястьем
- Держите осанку во время отталкивания и приземления
Прогрессия обучения:
- Работа левой рукой
- Смена частоты
- Организация последовательности движения
- Для детей старшего возраста или тех, у кого лучше координация, попробуйте прыжки со скакалкой на выпрямленных ногах (тогда происходит только освоение постановки стопы)
- Переход к играм
Безопасность: Инвентарь:
- Плоская и гладкая поверхность - Соответствующие скакалки
- Организация группы
Учебная карточка 3: Прыжки со скакалкой
Цель: освоить индивидуальный прыжок со скакалкой
Предлагаемая ситуация: Держа скакалку за спиной (за задниками обуви), постарайтесь повторить как можно больше прыжков на счет раз-два.
Поведение новичков: новички крутят скакалку и затем наклоняются вперед, чтобы совершить прыжок через скакалку. Часто они прекращают крутить скакалку при приземлении.
Инструкции по выполнению упражнения:
- Начните прыгать с низкой частотой
- Сохраняйте прямую осанку
Рекомендации:
- Выполняйте как можно больше прыжков
- Копите силу (выберите нужный момент и не прыгайте высоко)
- Сохраняйте вертикальное положение туловища
Прогрессия обучения:
- Меняйте частоту прыжков
- Прыгайте парами
- Меняйте способ прыжка
- Создавайте движение
- Для детей старшего возраста или тех, у кого лучше координация, попробуйте прыжки со скакалкой на выпрямленных ногах (тогда происходит только освоение постановки стопы)
- Переходите к играм
Безопасность: Инвентарь:
- Плоская и гладкая поверхность - Скакалки соответствующей длины
- Организация группы (пространство)
Учебная карточка 4: Прыжки со скакалкой
Цель: освоить «шаговые» прыжки со скакалкой вдоль трассы
Предлагаемая ситуация: новички должны прыгать со скакалкой сначала вдоль прямой трассы, затем вдоль разных трасс, выполняя два шага между каждым вращением скакалки (прыжковый шаг).
Поведение новичков: новички испытывают трудности во время вращения. Зачастую они наклоняются вперед, используя плечи для того, чтобы прокрутить скакалку.
Инструкции по выполнению упражнения:
- Бегите и прыгайте, следите за тем, чтобы туловище находилось в вертикальном и прямом положении
- Останавливайте движение скакалки с помощью запястья
- Глаза смотрят вперед
Рекомендации:
- Выполните движение по трассе
- Сохраняйте беговой ритм
- Во время выполнения упражнения держитесь расслабленно
Прогрессия обучения:
- Выполните движение по разным трассам (виражам, слалому и т.д.)
- Прыжки с правой и левой ноги
- Переходите от прыжка на двух ногам к беговым прыжкам
- Прыгайте со скакалкой парами
- Переходите к играм
Безопасность: Инвентарь:
- Организация группы - Скакалки
- Скакалка соответствующей длины - Вертикальные маркеры
- Размеченная зона
Учебная карточка 5: Прыжки со скакалкой
Цель: освоить «шаговый» прыжок со скакалкой вдоль трассы
Предлагаемая ситуация: новички должны прыгать со скакалкой вдоль прямых трасс, затем различных трасс, с одной поддержкой между каждым вращением (галопирующий шаг).
Поведение новичков: новички испытывают сложность при выполнении галопа, а затем бега во время вращения. Они часто наклоняются вперед, используя плечи для вращения скакалки.
Инструкции по выполнению упражнения:
Инструкции по выполнению упражнения:
- Бегите и прыгайте, следите за тем, чтобы туловище находилось в вертикальном и прямом положении
- Останавливайте движение скакалки с помощью запястья
- Глаза смотрят вперед
Рекомендации:
- Выполните движение по трассе
- Сохраняйте беговой ритм
- Во время выполнения упражнения держитесь расслабленно
Прогрессия обучения:
- Выполните движение по разным трассам (виражам, слалому и т.д.)
- Меняйте шаг, бег, галоп и прыгайте галопом, шаговыми прыжками без остановки
- Переходите от прыжка на двух ногам к прыжкам галопом
- Прыгайте со скакалкой парами
- Переходите к играм
Безопасность: Инвентарь:
- Организация группы - Скакалки
- Скакалка соответствующей длины - Вертикальные маркеры
- Размеченная зона
Предварительный просмотр:
Учебная карточка 1: Спринтерский/барьерный челночный бег
Цель: совершенствовать преодоление барьера
Предлагаемая ситуация: подготовить трассу с различными элементами для прыжковой тренировки (вертикальное – горизонтальное преодоление), которые расставлены произвольны.
Поведение новичков: новички нерешительны перед препятствием и часто приземляются безопасным способом (на обе ноги).
Инструкции по выполнению упражнения:
- Бегите по возможности ритмично
- После преодоления препятствия быстро переходите к бегу
Рекомендации:
- После преодоления препятствия сохраняйте равновесие
- Отрабатывайте преодоление препятствия, сохраняя почти горизонтальное положение
- Не замедляйте бег перед преодолением препятствия
- Используйте свободные сегменты для движения, а не для сохранения равновесия
Прогрессия обучения:
- Используйте разные препятствия (высокие, низкие, длинные, разные)
- Используйте разные дистанции между барьерами
- Меняйте последовательность упражнений
- Переходите к индивидуальным или коллективным играм
Безопасность: Инвентарь:
- Безопасные трассы - Горизонтальные маркеры
- Соответствующие препятствия - Вертикальные маркеры для трассы
Учебная карточка 2: Спринтерский/барьерный челночный бег
Цель: совершенствовать организацию преодоления дистанции между линией старта и 1-м препятствием
Предлагаемая ситуация: в распоряжении участников есть три разные трассы (5, 6, 7 м), и бег распределяется следующим образом:
Начните от планки, расположенной на земле
Безопасные препятствия расположены на расстоянии 5-м, 6-м, 7-м (они низкие, то есть их можно легко преодолеть).
.
Стартовое положение
Инструкции по выполнению упражнения:
- Не замедляйте бег перед преодолением препятствия
- Бегите до линии финиша
- После преодоления препятствия быстро переходите к бегу
Рекомендации:
- Постепенное ускорение по направлению к препятствию
- Прогрессивная амплитуда шага
- Отталкивание выполняется далеко от барьера
- После преодоления барьера выполняйте активное и сбалансированное приземление
Прогрессия обучения:
- Меняйте дистанции
- Бегайте парами
- Ведите хронометраж
- Переходите к играм
Безопасность: Инвентарь:
- Безопасные трассы - Барьеры
- Барьеры соответственной высоты и - Вертикальные маркеры на трассе
расстояние между ними
- Организация группы
Учебная карточка 3: Спринтерский/барьерный челночный бег
Цель: совершенствовать беговой шаг на дистанции между барьерами
Предлагаемая ситуация: постепенно увеличивайте расстояние между барьерами и попросите участников поработать над амплитудой шага и количеством шагов (обязательных или произвольных).
Поведение новичков: новички будут отрабатывать количество шагов, сохраняя свой обычный темп бега; они приземляются в безопасной позиции (на обе ногами).
Инструкции по выполнению упражнения:
- Работайте над различной амплитудой шага
- Сохраняйте скорость бега
Рекомендации:
- Сохраняйте ровный темп бега
- Сохраняйте стратегию бега
- Сохраняйте равновесие и корректируйте положение тела
Прогрессия обучения:
- Меняйте дистанции
- Меняйте требования (контраст)
- Ведите хронометраж
- Переходите к индивидуальным или коллективным играм
Безопасность: Инвентарь:
- Нескользкая поверхность - Барьеры
- Безопасные препятствия -Вертикальные маркеры
- Организация групп
Учебная карточка 4: Спринтерский/барьерный челночный бег
Цель: совершенствовать передачу эстафетной палочки
Предлагаемая ситуация: схватите и выпустите палочку (теннисный мячик, мягкое кольцо, эстафетную палочку и т.п.) на уровне бедра, сохраняя скорость бега.
Поведение новичков: новички испытывают большую сложность при процессе раздельных действий рук во время бега. Рука сопровождает беговое движение и не может выполнить точное действие.
Инструкции по выполнению упражнения:
- Сохраняйте расслабленное положение тела
- Не поворачивайте голову по направлению к цели
Рекомендации:
- Захватывать и выпускать снаряды с точностью и регулярностью
- Не разрывать беговое движение (только от несущей руки)
- Не терять скорость во время выполнения упражнения
Прогрессия обучения:
- Используйте различные снаряды и скорость
- Используйте правую и левую руку
- Сохраняйте последовательность действия : выпустить/схватить, схватить/выпустить
- Выполняйте упражнение, меняя руки
- Переходите к играм
Безопасность: Инвентарь:
- Трассы без препятствий - Палочки или различные снаряды
- Организация группы - Футляр для палочек
- Палочка распложена на определенной высо
Учебная карточка 5: Спринтерский/барьерный челночный бег
Цель: совершенствовать передачу палочки и реакцию на звук или визуальный стартовый сигнал
Предлагаемая ситуация: после сигнала два участника выполняют одновременный старт на расстоянии 10 метров друг от друга и находясь друг напротив друга. Они пробегают друг мимо друга с беговой скоростью и завершают передачу палочки, не замедляя бега.
Поведение новичков: Новичкам трудно принять решение, какой рукой принимать палочку. Часто они находятся перед передающим бегуном. Во время передачи они ведут себя неуклюже.
Инструкции по выполнению упражнения:
- Бегите по выделенной траектории со стороны передачи палочки
- Корректируйте движение руки при приеме палочки
Рекомендации:
- Не бросайте палочку
- Оба участника не должны снижать скорость
- Передачи проходят успешно, если они выполняются регулярно
Прогрессия обучения:
- Меняйте руки с обеих сторон
- Увеличивайте скорость
- Меняйте формы палочки
- Ведите хронометраж (линия старта и финиша одна и та же)
- переходите к играм
Безопасность: Инвентарь:
- Организация группы - Вертикальные маркеры
- Безопасные эстафетные палочки - Эстафетные палочки
Предварительный просмотр:
упражнения для юных футболистов
1. Упражнения с преимущественным обучением выполнения передач различных видов и формирования индивидуальной ТТП (технико-тактической подготовки)
Упражнение 1
Используется для возраста 7-8 лет (рис. 1).
Цель: развитие внимания и мышления.
Сопряженное воздействие: воспитание общей ловкости.
Задача: забить гол в малые ворота после отбора мяча у соперника.
Рис. 1
Содержание. В упражнении участвуют 11 игроков, проводится 3 мячами. 4 игрока в крайних квадратах играют в пас между собой руками и при необходимости переводят мяч в противоположный квадрат. Игроки крайних квадратов защищают четверо малых ворот по правилам футбола. Трое водящих из другой команды стараются мяч перехватить руками или отобрать и забить гол в малые ворота по правилам футбола. Если игрок не успел сделать передачу и его поймал водящий, мяч считается отобранным и передается водящим. Водящие имеют право играть по всему полю и каждые 3 мин меняются на других игроков своей команды, которые в это время выполняют иное упражнение. Водящий, повторно, не имеет права брать мяч в руки, если он уже был опущен на газон, и игра проходила по правилам футбола.
Время игры: 2 тайма по 7-10 мин.
Выигрывает команда, забившая больше мячей.
Упражнение 2
Применяется с 7-8 лет (рис. 2).
Цель: обучение выполнению передач внутренней стороной стопы, развитие внимания и мышления.
Сопряженное воздействие: обучение ведению и обводке.
Задача: сбить стойку на поле соперника.
Содержание. Участвуют две команды по 8-12 человек, играющих по всему полю. Игра проводится 3-4 мячами. Каждая команда защищает 5 стоек. Количество касаний не регламентируется, защищать стойки можно по правилам футбола, без вратарей.
Правила: во всех случаях мяч, ушедший с игровой площадки, вводится с боковой и лицевой линий ударом по неподвижному мячу.
Время игры: до 10 мин.
Рис. 2
Выигрывает команда, быстрее сбившая все стойки соперника.
Упражнение 3
Применяется с 9-10 лет (рис. 3).
Цель: обучение выполнению передач внутренней стороной стопы, развитие внимания и мышления.
Сопряженное воздействие: обучение групповым взаимодействиям.
Задача: сделать передачу партнеру между двух колпаков.
Содержание. Участвуют две команды по 8-12 человек, игра проводится 2-3 мячами. Если прошла точная передача между колпаками своему партнеру, команде дается 1 очко. Очко не засчитывается, если при передаче мяча колпак упал, а также если передача перехвачена или партнеру не удалось принять мяч. Нельзя выполнять передачу дважды подряд между одними и
теме же колпаками. Расстояние между колпаками -1м.
Правила: во всех случаях мяч, ушедший с игровой площадки, вводится с боковой и лицевой линии ударом по неподвижному мячу.
Время игры: 10 мин.
Побеждает команда, набравшая больше очков.
Рис. 3
Упражнение 4– «живые ворота».
Применяется с 9-10 лет (рис. 4).
Цель: обучение выполнению передач внутренней стороной стопы, развитие внимания и мышления.
Сопряженное воздействие: обучение ведению и обводке.
Задача: забить гол в «живые» ворота.
Содержание. Участвуют две команды по 10-12 человек, игра проводится 2-3 мячами.
Каждая команда имеет двое «живых» ворот (ворота составляют 2 игрока, соединенных гимнастической палкой длиной не менее 1 м), которые не имеют права играть в углах площадки. Футболисты «живых» ворот, не отпуская гимнастической палки, имеют право участвовать в игре, происходит их периодическая смена. Живые ворота могут состоять из футболистов
разных команд.
Правила: во всех случаях мяч, ушедший с игровой площадки, вводится с боковой и лицевой линий ударом по неподвижному мячу.
Время игры: 10 мин.
Выигрывает команда, забившая больше мячей.
Рис. 4
Упражнение 5
Применяется с 8 лет до ГСС.
Цель: обучение выполнению передач внутренней стороной стопы, внутренней и средней частями подъема; развитие внимания и мышления.
Сопряженное воздействие: обучение приему и перехватам мяча.
Задача: играть в пас между квадратами, избегая перехватов мяча.
Содержание. Участвуют две команды по 6-12 человек, играющих только в пределах своего квадрата. Игра проводится 2-4 мячами. Задачи по обучению различным видам передач ставятся в соответствии с шириной средней зоны. Перехват осуществлен, если мяч остался в среднем квадрате. Задачу игрокам центрального квадрата можно изменить, если в крайние квадраты поставить малые ворота. В этом случае они могут использовать до 4-х касаний, чтобы после перехвата забить в любые ворота соперника. Игрокам крайних квадратов можно защищать ворота по правилам футбола, без вратарей.
Время игры: от 7 мин в одном квадрате.
Побеждает команда, выполнившая больше перехватов мяча или забившая больше голов (в зависимости от конструкции упражнения).
Возраст 7-8 и 8-9 лет.
Рис.5
Участвуют две команды по 8-10 человек, игра проводится 3 мячами. В составе команды среднего квадрата могут быть два нападающих, которые играют в квадратах соперника. Смена квадратов через 7 мин.
Возраст 8-9 лет (рис. 6).
Участвуют три команды по 3-4 человека в каждой, игра проводится 2 мячами. Упражнение заканчивается, когда каждая команда побывает в среднем квадрате.
Рис. 6
Возраст 11-12 лет (рис. 7).
Рис. 7
Задача: обучение выполнению длинных передач внутренней и средней частями подъема, приему мяча. Игра проводится 3 мячами тремя командами по 4-6 человек, выполняющие передачи, – не более 3 касаний.
С возраста 8 лет (рис. 8) и до ГСС со ступенчатым усложнением правил.
Задача: обучение выполнению различных видов передач с разной степенью сопротивления.
Сопряженное воздействие: обучение приему, перехватам мяча, развитие внимания и мышления.
Содержание. Игра проводится 2 мячами. Команда, защищающая четверо малых ворот, разбита на две группы по 4 человека, которые играют только в пределах своего квадрата. При помощи передач команда стремится осуществлять контроль мяча.
Задача трех игроков другой команды (играют по всему полю), отобрать или перехватить мяч и забить в ворота. Тройка отбирающих активно играет 3-4 мин, после чего идет выполнять упражнение с малой интенсивностью. Игру продолжает другая тройка, затем следующая. Во втором тайме команды меняются ролями.
Время игры: 2 тайма по 10-12 мин.
Побеждает команда, забившая больше мячей.
Рис. 8
Для старшего возраста вводятся ограничения по количеству касаний мяча, передач в одном квадрате (перед переводом в другой квадрат). Вводятся мячи разного цвета с различными заданиями (с 13-14 лет красный мяч – игра в одно касание).
Варьируются количество водящих и размер игровой площадки. С 10 лет размер ворот может быть 5x2 м. С 11 лет можно проводить эту игру одновременно на двух площадках и объединить их в одно упражнение.
Упражнение 6
Применяется с возраста 9 лет до ГСС по усложненным правилам.
Цель: обучение выполнению коротких и средних передач, перехватов, развитие внимания и мышления.
Возраст 9-10 лет (рис. 9).
Задача: удерживать мяч в своей команде посредством игры в пас между квадратами.
Содержание. Участвуют две команды по 7-8 игроков. Игра проводится двумя, а по мере выполнения упражнения – 3 мячами.
Игроки играют только в своих квадратах. Игрок, получивший мяч, должен максимально быстро доставить его в другой квадрат, где играют футболисты его команды. Соперник старается мяч перехватить. Количество касаний не регламентируется, однако при длительном розыгрыше мяча в каком-либо квадрате игра останавливается, и все мячи передаются сопернику. Ввод в крайние квадраты игроков, ведущих активный отбор, осуществляется при достаточных навыках в передачах мяча. Игроки, отбирающие мяч в крайних квадратах, меняются тренером каждые 2-3 мин.
Рис. 9
Время игры: 15 мин.
Возраст 10-11 лет (рис. 10).
Задача: удерживать мяч в своей команде посредством игры в пас между квадратами.
Вводятся требования игры «в стенку» с игроком другого квадрата.
При наличии соответствующих умений выполнять «стенку на третьего» с последней передачей из центрального квадрата.
Содержание. Участвуют две команды по 9 игроков. Во все квадраты вводится игрок соперника, с задачей активно отбирать мяч. Игра проводится 2 мячами, а в процессе выполнения упражнения – 3.
Выигрывает команда, выполнившая большее количество раз «игру в стенку» («в стенку на третьего»).
Рис. 10
Возраст 11-12 лет (рис. 11).
Задача: разыграть комбинацию, представленную на рисунке, с переводом мяча с фланга на фланг через центральный квадрат
(1 очко).
Содержание. Участвуют две команды по 9-10 человек, игра проводится 2 мячами в условиях искусственного поля в 2 касания (при перехвате мяча – 3 касания). При неровном покрытии, утомлении и т.д. количество касаний на усмотрение тренера. В крайних квадратах играют пятеро против двоих, в центральных квадратах играют двое без сопротивления (трое с одним противодействующим) в 2 касания.
Время игры: не менее 10 мин, после чего команды пробивают пенальти друг другу в зависимости от набранных очков (3 очка – пенальти).
Побеждает команда, забившая большее количество мячей.
Рис. 11
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития силы мышц рук и плечевого пояса для волейболистов.
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (варианты: одна кисть на другой; с поочередным сгибанием рук; с опорой на одну руку; с поочередным подниманием ног; с хлопком ладонями в момент отталкивания; с опорой на пальцы).
2. Передвижение на руках «отпрыгиванием», ноги поддерживает партнер.
3. Броски набивных мячей одной и двумя руками с разбега, с места, сидя на полу и т.д.
4. Жим штанги (варианты: с одновременным поворотом туловища; из-за головы; обратным или разноименным хватом; узким хватом).
5. Вырывание штанги.
6. Стоя на резиновом амортизаторе, сгибание рук в локтях до груди;
(варианты: поднимание рук вперед-вверх, в стороны — вверх, круговые вращения руками).
7. Ударное движение руки при нападающем ударе на блочном устройстве или с резиновьм амортизатором.
Упражнения для развития силы мышц туловища
1. Лежа на спине руки за головой — поднять (резко) туловище, с наклоном вперед до касания локтями пола.
2. То же, но руки в стороны ладонями вниз, ноги вместе, прямые — поднять ноги вверх и опустить их вправо, затем влево.
3. Партнер держит разведенные ноги за бедра, второй прогибается назад (руки за головой) и наклоняется вперед (вариант: с поворотом туловища в стороны).
4. Поворот туловища со штангой на плечах с наклоном в сторону, вперед (вариант: сидя).
5. Штанга на полу сбоку — поднять штангу на грудь и опустить с другой стороны.
6. Лежа на бедрах на скамейке, ступнями зацепиться за рейку, руки за головой — рывком прогнуться назад с поворотом туловища.
7. «Футбольный» удар головой по мячу в прыжке.
Упражнения для развития силы мышц ног
1. Бег по лестнице (крутым склонам) вверх и вниз.
2. Приседания на одной ноге.
3. Перетягивание и отталкивание партнера.
4. «Петушиный» бой (оба партнера, прыгая на одной ноге, толкаются плечами).
5. Ходьба глубокими выпадами со штангой на плечах.
6. Пружинистая ходьба на носках со штангой на плечах.
7. Приседания со штангой на плечах (полуприсед; медленный присед).
8. Выпрыгивание со штангой на плечах.
9. В выпаде в сторону — перенос тяжести тела со штангой на плечах с одной ноги на другую.
10. Перенос партнера на плечах (спине).
Упражнения для развития прыгучести
1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.
2. Прыжки из глубокого приседа.
3. Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно выше.
4. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).
5. Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.
6. Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.
7. Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.
8. Имитация блокирования на месте и после перемещения.
9. Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.
10. Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач.
Упражнения для развитие быстроты двигательной реакции
1. Зеркальное выполнение упражнений в парах стоя, лицом друг к другу
2. Стоя на скамейке друг за другом, по сигналу спрыгнуть на пол ноги врозь, снова на скамейку — на пол и сесть. Кто быстрее?
3. По сигналу (рука в сторону, назад, вперед) одноименные перемещения.
4. Бег трусцой по площадке. По сигналу — в быстром темпе менять направление бега, делать рывки с остановками.
5. Во время игры в футбол (баскетбол, гандбол) по сигналу выполнить кувырок и прыжок вверх с поворотом на 360'.
6. «Тренировка вратаря» — 5-6 игроков с расстояния 5-6 м поочередно бросают мячи (или ударом) в маркированные ворота — вратарь отбивает или ловит мячи.
7. Подвижные игры — «Охотники и утки», «День и ночь» и др.
8. Зеркальное выполнение упражнений в парах лицом друг к другу (блокирование, имитация защиты и др).
9. Передвижение вдоль сетки приставными шагами по сигналу — имитация блока.
10. Бросок теннисного мяча в прыжке через сетку — в момент замаха назвать зону броска.
11. Прием мяча, отскочившего от призматического щита.
12. Прием мяча защитником после поочередных нападающих ударов от 4-5 игроков, стоящих полукругом на расстоянии 6-8 м от защитника.
13. Прием подач одним волейболистом, стоящим в центре площадки спиной к сетке.
14. Нападающий удар через сетку. В момент замаха назвать зону атаки.
15. Нападающий удар через сетку, далее блокирование в зоне 3, далее прием мяча в защите.
16. Блокирование нападающих ударов с различных по траектории передач.
Упражнения для развития предельной быстроты отдельных движений
1. В прыжке вверх выполнить хлопок руками перед грудью и за спиной.
2. В прыжке максимальное количество касаний одной (двумя) руками баскетбольного щита.
3. В прыжке вверх выполнить двойное касание ногой о ногу.
4. В прыжке вверх поймать набивной мяч, брошенный партнером и до приземления бросить обратно.
5. Лежа, вытолкнуть набивной мяч от груди вверх, встать и поймать его.
6. Бросок вверх-вперед набивного мяча, зажатого стопами ног.
7. Поочередная ловля и ответные броски набивных (баскетбольных) мячей, которые со всех сторон круга бросают партнеры.
8. Из и.п. лежа на спине по сигналу выполнить кувырок назад, прыжок вверх с поворотом на 360° и принять упор лежа.
9. Серия подач на скорость выполнения.
10. Серия нападающих ударов с места и после разбега.
11. Передачи сверху двумя руками в стену на скорость.
12. Прием нападающих ударов от 4-6 игроков, стоящий в шеренге (удары в защитника поочередно).
13. Имитация блока после быстрого перемещения вдоль сетки влево-вправо до 1,5 м.
Упражнения для развития быстроты перемещений
1. Бег, высоко поднимая бедро, со сгибанием ног внутрь и касанием стоп одноименной рукой.
2. Бег, забрасывая голень назад, с касанием пяток одноименной рукой.
3. Бег с поворотами туловища на 360°.
4. Бег с высоким подниманием бедра (6-9 м) — рывок (6-9 м) — остановка; бег, забрасывая голень назад — рывок — остановка; бег, ноги сзади прямые — рывок — остановка и т.д.
5. Бег спиной вперед с оптимальной величиной шагов.
6. Бег зигзагом между флажками (мячами) до 10-15 м в одну сторону.
7. Бег с ускорением до 15-20 м.
8. Спортивные игры на площадках, уменьшенных размеров.
9. Перемещения правым, левым боком приставными (окрестными) шагами по прямой и по периметру площадки.
10. Бег по квадрату 9 х 9 м — рывок, остановка — прием (передача) мяча, поворот налево (направо) — рывок, остановка — прием мяча и т.д.
11. Челночный бег на 6(9) м; 9-3-6-3-9 м с приемом (передачей) мяча в конце каждой дистанции.
12. Челночный бег на 6(9) м — в конце каждой дистанции, остановка, прыжок вверх с поворотом на 360° с последующим приемом (передачей) мяча, брошенного партнером.
13. Имитация блока (с перемещением) в зонах 2,3,4.
14. В парах — удар в партнера. После приема мяча быстро обежать атаковавшего игрока и вернуться на исходную позиции.
15. И.п. игроков в парах — на линии нападения и лицевой линии. Передача мяча (после каждой передачи игрок на линии нападения касается сетки).
16. Прием поточных нападающих ударов одним защитником в зонах 1 и 5 (нападающие удары из зон 4 и 2 противоположной стороны площадки).
17. Прием нападающих ударов одним защитником в зонах 5,4,2,1 (нападающие удары поочередно из зон 4 и 2 противоположной стороны площадки).
Упражнения для развития общей выносливости
1. Длительный равномерный и переменный бег и бег в гору.
2. Быстрая ходьба и бег в воде.
3. Бег на 1-3 км с ускорениями.
4. Футбол на песке.
5. Комплексная тренировка:
— разминка 10 мин, быстрый бег по кругу — 30 с;
— акробатика — 30 сек (отдых между сериями — 1 мин) — 3 серии;
— прыжки через барьеры — 10 прыжков в одной серии, отдых между сериями — 2 мин.3 серии;
— подвижная игра «отними мяч» — 3 мин тайм (отдых между таймами — 2 мин), 3 тайма;
— прыжки через барьеры — 10 прыжков в одной серии, отдых между сериями — 2 мин, выполнить 3 серии;
— акробатика — 30 с одна серия, отдых между сериями — 1 мин, выполнить 3 серии;
— игра в баскетбол 2 тайма по 10 мин. тайм, отдых между таймами
— 3 мин;
— упражнения на расслабление.
Упражнения для развития гибкости
А. В лучезапястных суставах:
1. Отталкивание кистями от стены.
2. Кистевой бросок набивного мяча (1 кг).
3. Опорный прыжок через гимнастического коня.
4. Руки подняты вверх с гантелями — движения вперед-назад.
5. Ходьба в стойке на руках, ноги поддерживает партнер.
6. Отталкивание от пола в упоре лежа.
7. Перемещение по кругу в упоре лежа и в упоре сидя.
Б. В плечевых суставах:
1. Круговые движения прямыми руками с большой амплитудой и максимальной скоростью.
2. Маховые движения руками в наклоне вперед.
3. Наклоны вперед, держась за рейку гимнастической стенки на уровне груди, пояса.
4. С партнером, стоя спиной друг к другу. Поднять руки вверх (в стороны), зацепиться кистями — одновременный шаг вперед, назад;
шаг другой ногой вперед, назад и т.д.
5. В висе на кольцах (перекладине) раскачивания туловищем.
6. Стоя спиной к резиновому амортизатору, — круговые вращения руками назад; руки вверху — попеременная тяга руками вперед; руки в стороны — отведение рук назад и тяга вперед.
В. В суставах позвоночного столба и тазобедренных суставах:
1. Лежа на животе, взяться руками за голеностопы — прогнуться.
2. Лежа на животе, руки в стороны — достать ногой разноименную
РУКУ.
3. Пружинистые наклоны туловища вперед, назад, в стороны.
4. Стоя спиной к гимнастической стенке, держась руками за рейку на уровне головы, — прогибание, выпрямляя руки.
5. Стоя боком к гимнастической стенке, поставить ближнюю к стенке ногу на рейку под углом 90° — наклоны к стоящей на полу ноге.
6. Стоя, поднять бедро до прямого угла — круговые вращения ногой.
7. Сидя в положении барьерного бега, наклоны к прямой ноге.
8. Повороты туловища со штангой на плечах.
Г. В коленных и голеностопных суставах:
1. Ходьба выпадами в стороны с пружинистыми покачиваниями.
2. Прыжки в приседе вперед, назад, в стороны.
3. Прыжки со скакалкой.
4. Из седа на пятках, держась руками за стопы, прогнуться, подавая таз вперед.
5. Прыжки вверх, отталкиваясь только стопами.
6. Ходьба на носках, пятках, внешней, внутренней стороне стопы.
7. Носки стоп на возвышении (5-10 см) — подъем на возвышение.
Упражнения для развития скоростной выносливости
1. Челночный бег с касанием рукой линии нападения и лицевой линии.
2. Имитация блока по всей длине сетки (блок в зонах 2, 3, 4).
3. Прием поточных нападающих ударов одним спортсменом в зоне 1(5).
4. Прием поочередных нападающих ударов в зонах 5, 4, 2, 1. Нападающие удары из зон 4 и 2 противоположной стороны площадки.
5. Блокирование нападающих ударов в зонах 2 и 4 одним спортсменом.
6. Нападающий удар с разбега из зоны 4 с первой передачи мяча (5-6 ударов) без пауз отдыха между ударами. После серии ударов нападающий «поднимает» 3-4 мяча в защите.
7. Выполнение второй передачи мяча с предварительным выходом из зоны 1(5). После выполнения передачи быстрое возвращение пасующего игрока на исходную позицию.
Упражнения для развития ловкости
1. Бег через барьеры различной высоты.
2. Бег на скорость различными способами с изменением направления.
3. По наклонной лестнице взобраться вверх на четвереньках.
4. Пролезть между рейками лестницы.
5. Вращение мяча на шнуре на разной высоте — подныривание, перепрыгивание под шнуром и через шнур.
6. Кувырок через плечо, через голову вперед-назад (после кувыркания прием или передача мяча).
7. Бросок-кувырок вперед, затем прием или передача мяча
8. Прыжки через гимнастическую скамейку с поворотом на 90", 180', 360° (после поворота прием или передача мяча)
9. Блок, поворот на 180° — прием мяча с падением.
10. Удары по подвешенному мячу с поворотом в прыжке на 90°
11. Выполнение нападающих ударов «неловкой» рукой. Способность расслаблять мышцы позволяет избавиться от излишней напряженности, а следовательно, быстрее и правильнее выполнять движения. Важным моментом при выполнении упражнений на ловкость является воспитание психологической настроенности на конечный результат — превзойти свой результат в последующей попытке, результат партнера.
Основные упражнения для развития прыжковой выносливости
1. Нападающий удар со второй передачи из зоны 4(2) после приема подачи нападающим игроком. Подачу выполнять после приземления и быстрого отхода от сетки нападающего игрока.
2. Серия нападающих ударов на «взлете» (первую передачу выполняет ассистент).
3. Нападающий удар с первой передачи в зоне 4, здесь же блокирование нападающего удара с противоположной стороны площадки. Выполнить эти же действия в зонах 3,2,3,4.
4. Блокирование поточных нападающих ударов в зоне 2(4).
5. Блокирование поочередных нападающих ударов в зонах 2,3,4,3,2,3,4,3,2.
Предварительный просмотр:
Игры для заключительной части урока физической культуры.
«Американский футбол»
Учащиеся становятся в круг в исходном положении ноги шире плеч. Правая нога одного учащегося впритык к левой ноге соседа.
Игра проводится баскетбольным мячом, который катится от одного учащегося к другому руками.
Цель игры – прокатить мяч между ног, т.е. забить гол. Если кому-то из учащихся забили, то он продолжает игру одной рукой, если ему забили второй раз, то он:
Варианты: - выходит из игры;
- выполняет приседания;
- отвечает на вопросы из теории;
- декламирует стих и т.д.
«Арам–сам–сам»
Участники игры встают в один большой круг.
Часть первая.
Учащиеся повторяют слова за преподавателем: «Арам-сам-сам, арам-сам-сам, гули-гули-гули, арам-сам-сам!», затем добавляют движения: на первые две фразы учащие хлопают себя по коленкам, а на третью фразу «гули-гули-гули» правой рукой почесывают макушку своей головы, а левой под подбородком, на четвертую фразу, опять повторяются хлопки по коленкам. Слова и движения повторяются три раза с увеличением скорости.
Часть вторая.
Участники повторяют то же самое, только «гули-гули-гули» делают не себе, а участнику, стоящему по правую сторону. Слова и движения повторяются три раза с увеличением скорости.
Часть третья.
Движения, что и в предыдущих вариантах, но «арам-сам-сам, арам-сам-сам» делается по коленкам участника, стоящего справа, а «гули-гули-гули» участнику, стоящему слева. Слова и движения повторяются три раза с увеличением скорости.
«Барьер»
Класс делится на две команды.
Между командами натягивается покрывало так, чтобы не было видно кто подходит «К БАРЬЕРУ» (к покрывалу). «К БАРЬЕРУ» выходят по одному играющему из обеих команд. По команде преподавателя, покрывало опускается, и задача каждого из двоих увидев второго, назвать его имя. Тот, кто успеет сделать это раньше, получает очко для команды, покрывало поднимается и участники меняются. Выигрывает команда, имеющая больше очков.
«Бомба»
Преподаватель произносит слова, учащиеся должны правильно и быстро среагировать на эти слова.
При слове – «БОМБА», весь класс должен принять положение упор присев, «Снайперы» – изобразить «деревце», «Немцы» – все принимают положение упора лежа! Выигрывают самые внимательные.
«Бревно»
Оборудование: перевернутая гимнастическая скамейка, гимнастическое бревно.
Класс выстраивается на бревне в колонну впритык.
Задание: учащимся – поменяться местами так, чтобы первый с конца стал первым сначала, второй с конца – стал вторым сначала и т.д. Итак, начиная с первого человека, команда переправляется на противоположный конец бревна (скамейки).
Ограничения: при касании земли любым участником игра начинается сначала.
«Все связаны»
Для игры потребуются два мотка мягкой веревки для каждой команды (равной длины). Класс делится на две команды.
Команды выстраиваются в две шеренги или колонны. Первому игроку каждой команды дают моток веревки.
По сигналу, первый игрок, держа конец веревки в руке, передает моток второму игроку. Тот держится за веревку и отматывает достаточное количество веревки, чтобы передать моток третьему игроку. Моток передается по линии, разматываясь по мере необходимости. Когда моток веревки доходит до последнего игрока, этот игрок передает за спиной моток тому игроку, от которого только что получил его. Тот, в свою очередь, передает его дальше назад, по возможности держась за веревку, пока моток не дойдет снова до начала линии. Затем первый игрок пропускает веревку вокруг себя и снова передает моток по линии в направлении конца.
Побеждает команда, которая первая обернет себя, используя всю веревку.
А теперь можно провести игру по сматыванию с теми же самыми правилами, только теперь каждая команда пытается развязаться первой.
«Встреча взглядами»
Для игры нужно четное число участников. Они становятся в круг, закрывают глаза и опускают головы вниз. По сигналу преподавателя, каждый должен открыть глаза, поднять голову и с кем-нибудь встретиться, «сцепиться» взглядами (вариант – указать пальцами друг на друга). Число сложившихся пар подсчитывается в конце каждого раунда.
Цель игры – разбиться на пары всем сразу, с одной попытки.
«Гол! Мимо!»
Преподаватель: «А теперь представьте, что вы присутствуете на футбольном матче, где проходит игра между командами «Зимбру - Кишинэу» и «Шериф - Тирасполь». Одна половина класса болеет за «Зимбру - Кишинэу», другая за «Шериф - Тирасполь». Когда я подниму правую руку, команда кричит: «ГОЛ!». Левую руку - «МИМО!». А две руки - «ШАЙБУ!». Скрещенные руки - «Штанга!», посмотрим, какие вы болельщики».
Преподаватель стоит между командами, постоянно поворачиваясь лицом, то к одной команде, то ко второй.
Выигрывает более внимательная и дружная команда.
«Гу-фи»
Все учащиеся становятся в круг. Закрывают глаза. Правую руку вытягивают вперед, сжав кулак, а большой палец, подняв вверх «ВО!». Преподаватель, касанием по плечу выбирает водящего. Затем, по хлопку в ладонь или команде преподавателя, все начинают хаотично ходить по площадке, произнося «ГУ-ФИ, ГУ-ФИ».
Водящий так же ходит, но молча. Игроки должны найти водящего (по его молчанию).
Игрок, нашедший водящего, становится за ним, взяв его за плечи и замолчав. Они, молча, ходят вместе, друг за другом.
Игра заканчивается, когда последний из игроков найдет водящего.
«Заводной Апельсин»
Весь класс становится в круг. Одному ученику преподаватель даёт в руки апельсин (вместо апельсина можно использовать мяч для большого тенниса) и отворачивается.
Когда преподаватель говорит "Старт!" все начинают быстро передавать апельсин друг другу по кругу. Как только преподаватель произносит слово "Стоп!", игра останавливается и тот, у кого в этот момент в руках был апельсин, отвечает на вопрос преподавателя. Если учащийся ответил правильно, он остается в игре. Если ответ не правильный, то учащийся выполняет штрафное задание (например: 5 приседаний) или выходит из игры.
«Звериное семейство»
Преподаватель подготавливает бумажки, на которых, в зависимости от количества игроков, написаны члены звериных семейств (дедушка обезьяна, бабушка обезьяна, папа обезьяна, мама обезьяна, сын обезьяна, дочка обезьяна). Можно образовать семейства собак, морских свинок и т. п.
Каждый учащийся вытаскивает себе бумажку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки вытянули карточки, их можно прочитать.
Преподаватель дает звуковой сигнал, обозначающий начало игры. Каждый игрок пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Когда звериная семейка нашла всех своих членов семьи, то она должна в правильной последовательности (по старшинству – дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка, преподаватель должен заранее объяснить эти правила) построится в одну колонну или шеренгу.
Та звериная семейка, которая сделала это правильно, побеждает.
«Ключники»
Две команды выстраиваются лицом друг к другу. Каждая команда, начиная от первого игрока, обматывается одной длинной веревкой по талии так, чтобы место перекрещивания веревки находилось спереди.
Первым игрокам вручаются ключи или кольцо, которые они надевают на веревку. Командам нужно как можно быстрее провести ключ по веревке до конца.
«Колечко»
Взявшись руками за длинную верёвку, концы которой связаны, играющие образуют круг, в середине которого стоит ведущий. На верёвку надето небольшое колечко.
Участники игры, всё время, передвигая руки то вправо, то влево по верёвке, передают колечко друг другу, но так, чтобы не заметил ведущий. Его задача – обнаружить колечко. Для этого он предлагает то одному, то другому игроку снять руки с верёвки. Тот, у кого обнаружено колечко, и будет ведущим.
«Покрывало»
Класс делится на две команды, которые встают на покрывала (каждая команда на свое покрывало).
Задача перевернуть покрывало на другую сторону, при этом (переворачивании) никто из команды с покрывала не сходит.
«Путаница»
Учащиеся становятся в круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу преподавателя они соединяют руки попарно. Второй сигнал – теперь нужно соединить левые руки, но уже с каким-то другим игроком (не с тем, с кем соединены правые руки).
Задача учащихся – не отпуская рук, постараться распутаться и оказаться стоящими в кругу. Если играющие оказались в неразрешимой ситуации, можно предложить одному из учащихся взять на себя ответственность за весь класс и указать одну из пар рук, которую можно разъединить, чтобы распутать «мертвый узел».
Игру можно повторять несколько раз, засекая время, которое потребовалось участникам для выполнения задания. Чтобы усложнить задание, можно запретить ребятам разговаривать.
«Телеграмма»
Учащиеся стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга водящий.
Один из учащихся говорит: «Я посылаю телеграмму … (имя кого-то из игроков)». Свою «телеграмму» он должен переслать пожатием руки рядом стоящего игрока. Тот также передает «телеграмму» далее, пока она не дойдет до получателя. Если «телеграмма» доходит до получателя, он говорит: «Получил» и сам отправляет «телеграмму» кому-то.
«Телеграмму» можно отправлять только в одну из сторон, влево или вправо от отправителя.
Водящий должен «перехватить» телеграмму, т. е. увидеть, кто пожимает руки. Если он это замечает, то встает в общий круг, а попавшийся становится водящим.
«Фруктовый салат»
Учащиеся становятся в круг, мелом обозначается месторасположение каждого игрока (можно использовать для обозначения места игрока предметы, например: кубики, кружочки и т.д.). Ведущий – в центре круга.
Преподаватель дает всем играющим названия: апельсины, ананасы, яблоки.
Водящий громко говорит, например: "Яблоки!". Все играющие, названные яблоками, должны поменяться местами, а водящий стремится стать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.
Если водящий скажет: "Ананасы!" — меняются местами игроки – ананасы и т.д., Водящему можно вызывать двух игроков, например: "Апельсины! Яблоки!", вызванные также должны поменяться местами. Если водящий говорит: "Фруктовый салат", то все игроки меняются местами.
Победители - игроки, которые ни разу не были водящими.
Правила игры запрещают вызванным оставаться на месте, не перебегая в какую-нибудь другую тройку в первом варианте или на другое место во втором варианте. Такой игрок идет водить.
«Электричество»
Класс делится на две команды. Каждая команда становится в одну шеренгу плечом к плечу, взявшись за руки (руки должны быть за спиной, чтобы команда соперников их не видела), напротив команды соперника.
Преподаватель стоит около первых учащихся, держа их руки у себя за спиной. Около последних участников на полу лежит мяч.
Преподаватель: «Ребята, каждая команда, это «электрическая цепь», по которой проходит «электрический ток». Я «включаю» свет нажатием рук первых участников. Первые участники, нажатием рук, передают «ток» дальше. Когда «ток» дошел до последнего участника команды, который стоит последним, он должен зажечь лампочку, т.е. коснуться мяча. Выигрывает команда, которая «зажжет лампочку» быстрее».
Учащиеся должны реагировать только на пожатие рук, а не на слова. После двух-трех раундов, направляющие и замыкающие меняются. Игра проводится до определенного количества очков.
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 30 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
Педагогический проект
«Организация работы с физически одаренными детьми
начальной школы»
Разработчик: учитель
физической культуры
Кирьяков А.М.
Нижневартовск 2015 г.
Пояснительная записка
В современном веке остро встает проблема повышения социально-экономического потенциала. Важную роль в ее решении играет система образования. В законе Российской Федерации «Об образовании» указано на то, что необходимо развивать творческие возможности одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общества. Активный поиск и развитие одаренных детей должно стать одним из основных направлений системы образования. Современное общество уделяет большое внимание уникальным способностям ребенка, так как образование и воспитание личностей с такими способностями помогут решить актуальные проблемы и обеспечить развитие научно-технического, культурного и экономического прогресса.
Одаренные дети – это дети, обладающие врожденными высокими интеллектуальными, физическими, творческими, коммуникативными способностями. Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Мы давно стали искать всевозможные формы и методы работы с одаренными детьми, но на первое место выдвигали развитие физических качеств, на второе – интеллектуальных способностей, а творчеству отводилась маловажная роль. Чуть более десятилетия появились олимпиады по физической культуре, где большое внимание стало уделяться не только практической, но и теоретической стороне вопроса. А эти вопросы требуют не только углубленных знаний и эрудиции, но и поиска нестандартных решений, творческого подхода, оригинального мышления. Поэтому существенных сдвигов к лучшему можно добиться, если стимулировать творческую работу ребенка.
Нашим ученикам предоставляется широкая возможность участвовать в различных олимпиадах, конкурсах, интеллектуальных марафонах, проектах, как в очной, так и в заочной, дистанционной форме через сайты Интернета или личный сайт учителя физкультуры. К тому же в области школьной физкультурной деятельности чаще стали проводить мероприятия, направленные на творческое развитие учеников: конкурсы спортивных сказок, рефератов, рисунков, плакатов, газет, спортивных эмблем, фольклорных праздников.
Работа по развитию интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств у учащихся – сложная и многогранная. Поэтому необходимо разрозненные элементы собрать в единое целое, то есть систематизировать и модернизировать всю работу с одаренными детьми в области физкультуры, которая будет направлена на изучение и решение проблем детей с высоким физическим и интеллектуальным потенциалом.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна и значима, прежде всего, потому, что полное раскрытие одаренности ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом. Российскому обществу нужны люди инициативные, интеллектуальные, творческие, обладающие нестандартным мышлением, а также здоровые и физически развитые.
Практическая значимость программы заключается в том, что она может использоваться педагогами общеобразовательных учреждений, содержит рекомендации по диагностике одаренных, определяет план действий по достижению поставленных целей.
Новизна программы «Организация работы с физически одаренными детьми начальной школы» состоит в гармоничном сочетании теоретических (карты интересов, карты одаренности по Савенкову, тест школьной тревожности Филипса, тест по развитию творческой личности для родителей) и практических диагностик (тестирование физической подготовленности, теппинг-тест, тест дивергентного мышления). В этой программе найдет свое место модульная подпрограмма «Лестница успеха», которая скорректирует работу с талантливыми детьми, желающими участвовать во Всероссийской олимпиаде по предмету «Физическая культура».
Цели программы:
1. Создать устойчивую систему работы с одаренными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы (физкультурная деятельность) на основе инновационных методик и технологий обучения, воспитания и развития личности.
2. Создать благоприятные условия для развития физических качеств, интеллекта, исследовательских навыков, творческих возможностей, дивергентности мышления и компенсаторных способностей одаренных детей через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования.
Задачи программы:
- совершенствование методики выявления одаренных детей;
- создание банка данных об одаренных детях, их индивидуальных образовательных маршрутах, портфолио, а также информационного банка;
- осуществление необходимых мероприятий по научному, методическому и информационному обеспечению работы с одаренными детьми;
- оказание социально-психологической поддержки одаренным детям и их родителям;
- расширение возможности для участия одаренных и способных школьников в международных, российских олимпиадах, спортивных соревнованиях различного ранга, конференциях и проектах;
- совершенствование системы подготовки самообразования учителя, работающего с талантливыми детьми.
Принципы работы с одаренными детьми:
1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.
2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
3. Принцип учета возрастных особенностей.
4. Принцип систематичности.
5. Принцип гуманизации и демократизации.
6. Принцип интеграции интеллектуального и физического развития.
Формы выявления одаренных детей:
- наблюдение;
- общение с родителями, классными руководителями;
- тестирование, анкетирование, беседа;
- олимпиады, конкурсы, спортивные соревнования;
Основные этапы и сроки реализации программы.
Работа с одаренными детьми в области физического воспитания проводится ежегодно, но для активизации и систематизации работы создана программа «Организация работы с физически одаренными детьми начальной школы».
Программа разработана для реализации в начальной школе (1-4 класс). Ее реализацию предполагается осуществить в течение 3-х лет в 3 этапа:
1 этап (2015-2016г.) – диагностико-прогностический: разработка программы, обеспечивающей качественное образование различным категориям учащихся. Диагностика и прогнозирование.
2 этап (2016-2017 г.) – практический: реализация программы и оценка ее эффективности.
3 этап (2017-2018 г.) – аналитико-обобщающий: анализ итогов реализации программы.
Этапы | Краткое содержание работы | Практическая деятельность | Сроки |
1. Диагности- ко-прогности- ческий. | 1. Постановка проблемы. 2. Определение целей и задач. 3. Изучение литературы по теме. 4. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 5. Прогнозирование результатов. | 1. Анализ результатов работы с ОД в предыдущие годы. 2. Изучение нормативно- правовой базы, литературы и других печатных изданий, поиск материала в сети Интернет. 3. Создание информационного банка. 4. Диагностика учащихся по группам: 1-2 класс, 3-4 класс. 5. Формирование банка данных «Одаренные дети». | 2015- 2016г.г. |
2. Практичес- кий. | 1.Создание системы по развитию креативности, личностного роста, индивидуального сопровождения обучающихся. 2. Вовлечение обучающихся в практическую деятельность через уроки и дополнительное образование. 3. Повышение методического мастерства учителя, работающего с одаренными детьми | 1. Проведение нестандартных уроков. 2. Участие обучающихся в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах разного ранга. 3. Работа по индивидуальным планам: индивидуальная траектория, дистанционное обучение. 4. Составление модульной программы дополнительного образования. 5. Проведение мастер- класса. | 2016- 2017 гг. |
3. Аналитико- обобщающий. | 1. Подведение итогов работы. 2. Оформление результатов 3. Распространение опытов работы. | 1. Проведение мониторинга участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях разного уровня. 2. Выступление на РМЦ. 3. Обобщение опыта на муниципальном уровне. 4. Размещение опыта в сети Интернет. 5. Внедрение в практику рейтинга лучших обучающихся. | 2017- 2018 гг. |
Основные направления и план действий по созданию оптимальных условий для развития одаренных детей.
Основные направления | Мероприятия | Примерные сроки |
1. Создание системы выявления одаренных детей. | 1. Изучение нормативных документов. 2. Знакомство с научными данными о психологических особенностях и методах работы с одаренными детьми. 3. Изучение методической литературы и других печатных изданий, поиск материала в сети Интернет. 4. Составление картотеки газетно-журнальных статей по проблеме одаренности, подбор и накопление литературы по теме. 5. Подготовка диагностического материала. 6. Системное наблюдение на уроках за детьми. 7. Системное диагностирование потенциальных возможностей обучающихся 1-2 классов. Диагностика обучающихся 3-4 классов 9. Обработка анкетных данных. 10. Создание банка данных «Одаренные дети». | сентябрь 2015г. октябрь 2015 г. ноябрь 2015 г. декабрь ежегодно февраль 2016 г. март 2016 г. апрель май 2016 г. |
2. Организация учебного процесса. | 1. Изучение опыта учителей физкультуры, методистов, ППО из методических журналов, сайтов, образовательных ресурсов в области инновационных образовательных технологий. 2. Создание банка образовательных технологий для формирования познавательного интереса. 3. Апробация и внедрение в педагогическую практику ОУ новой технологии – фитнес-технологии (по программе О.Слуцкер). 4. Проведение нестандартных уроков: - сюжетно-ролевые игры; - круговая тренировка; - фитнес-аэробика; - педагогическая мастерская; - ИКТ-уроки; - уроки критического мышления и другие. 5. Подбор заданий повышенной сложности. 6. Составление индивидуальных карточек. 7. Составление расписания индивидуальных консультаций. 8. Опережающие задания творческого характера. 9. Организация конкурсов рефератов, презентаций, спортивных сказок, рисунков и других творческих работ. 10. Принятие тестов физической подготовленности. 11. Конкурс «Лучший спортсмен осени», «Лучший спортсмен весны» (по итогам тестов). 12. Конкурс «Лучший физкультурник школы» (по итогам года). 13. Информирование обучающихся о новейших достижениях науки в области спорта (урок, газета, спортивный уголок, сайт учителя). 14. Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых детей. 15. Апробация и введение в широкую практику дистанционных викторин, олимпиад, on-line марафона. | сентябрь 2016 г. в течение года с 2015 по 2018 г. в течение года сентябрь в течение года в течение года сентябрь, май октябрь март сентябрь май май в течение года |
3. Создание условий для развития физи- ческих качеств, интеллекта, исследовательских навыков, твор- ческих возможностей посредством взаимосвязи уроков с вне- классной работой по предмету «Физическая культура. | 1. Организация реферативных и проектных работ одаренных детей. 2. Создание банка творческих работ. 3. Конкурс спортивных презентаций. 4. Организация работы кружка по модульной подпрограмме «Лестница успеха» для одаренных детей. 5. Организация и проведение 1 тура (школьного) Всероссийской олимпиады по физической культуре. 6. Подготовка победителей школьной олимпиады к участию в муниципальном этапе по предмету. 7. Участие в муниципальном или региональном этапе Всероссийской олимпиады. 8. Анализ итогов олимпиады школьников по предмету «Физическая культура». 9. Участие одаренных детей в дистанционной Всероссийской олимпиаде на сайте Минобр.орг. 10. Участие одаренных детей в различных конкурсах. 11. Проведение школьных соревнований и турниров. 12. Посещение одаренными детьми тренировок. Участие в жюри при проведении соревнований и спортивных праздников. 13. Вовлечение обучающихся в систему дополнительного образования. | в течение года декабрь в течение года октябрь ноябрь ноябрь декабрь октябрь февраль в течение года по плану внеклассной работы в течении года по расписанию секций |
4. Работа с родителями одаренных детей. | 1. Беседа о выявлении природных данных детей. 2. Анкетирование. 3. Организация психолого-педагогической работы среди родителей одаренных детей. 4.Совместная практическая деятельность одаренных детей, родителей и учителей. 5. Дистанционное обучение родителей: информирование об особенностях, проблемах, интересах одаренных детей через сайт учителя. 5. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей. | сентябрь в течение года в течение года в течение года |
5. Работа по индивидуальным планам. | 1. Составление портфолио достижений одаренных детей, участие в конкурсах портфолио. 2. Составление индивидуального образовательного маршрута и организация занятий с обучающимися. 3. Организация дистанционного обучения через личный сайт учителя, электронную почту, электронный журнал. | в течение года по расписанию в течение года |
7. Стимулиро-вание творческой деятельности через систему поощрения. | 1. Размещение поздравлений победителям и призерам в спортивном уголке. 4. Объявление благодарности, вручение грамот, фото с подписью директора, сувениров. 5. Размещение творческих работ в проекте для одаренных детей «Алые паруса» на nsportalе. 6. Награждение грамотами «За особые успехи в изучении предмета «Физическая культура». 7. Выпуск газеты «Скала достижений». 8. Проведение мастер-классов победителями олимпиад в период подготовки детей к олимпиадам разных уровней. 9. Издание сборника творческих работ по итогам конкурса «Спортивные сказки». | после каждого соревнования в течении года на линейках в течение года в период подготовки |
8. Подведение итогов реализации программы. | 1. Проведение мониторинга участия одаренных детей в конкурсах, олимпиадах по физкультуре, соревнованиях разного уровня. 2. Проведение интернет-тестирования (самооценка своих знаний). 3. Анкетирование одаренных детей об удовлетворенности качеством учебного и дополнительного образования. 4. Выступление на РМЦ по теме. 5. Размещение опыта на личном сайте. 6. Ежегодный анализ состояния результатов работы с одаренными детьми, принятие необходимых коррекционно-направляющих мер. | 2017- 2018 г. май 2018г. апрель 2018 г. 2017- 2018 г ежегодно |
Ожидаемые результаты:
1. Формирование системы работы с одаренными детьми.
2. Формирование банка «Одаренные дети».
3. Создание информационно-методического банка:
- приобретение научной и учебно-методической литературы;
-приобретение спортивной и научно-популярной литературы для исследовательской и реферативной работы;
- сбор заданий и вопросов для Всероссийской олимпиады.
4. Рост числа победителей и призеров конкурсов, соревнований и олимпиад.
5. Улучшение образовательных достижений обучающихся.
6. Возрастание роли дополнительного образования в процессе формирования интеллектуальных умений и навыков, активной жизненной позиции, навыков здорового образа жизни.
7. Успешная социализация выпускников школы.
Учебно-методическое обеспечение программы.
Формы работы:
1. Групповые занятия.
2. Предметные кружки, спортивные секции.
3. Реферативные работы.
4. Создание и защита творческих проектов.
5. Исследовательская деятельность.
6. Дни самоуправления.
7. Олимпиадное движение.
8. Спортивные турниры, конкурсы, соревнования.
9. Работа по индивидуальным планам (индивидуальный образовательный маршрут).
10. Портфолио достижений учащихся.
11. Рейтинг успешности в виде «Скалы достижений».
12. Использование новых образовательных технологий: разноуровневое обучение, творческие мастерские, модульное обучение, ИКТ, фитнес-технологий.
При составлении программы были использованы следующие нормативные документы:
Нормативно-правовая база:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2014 годы «Национально-образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа».
3. Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.
4. ФГОС второго поколения.
5. План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы.
6. Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 3.10.2002 г.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- М.: Просвещение, 2010.
8. Устав МБОУ «СШ №30 с углубленным изучением отдельных предметов».
Список литературы для учащихся:
1. В.с. Родченко и др. Твой олимпийский учебник М.: Физкультура и спорт, 2003
2. И.Н.Марченко, В.К.Шлыков Олимпиадные задания по физкультуре 1-4 кл. Волгоград: Учитель, 2011
3. Под редакцией Ж.Е.Фирилевой Прикладная и оздоровительная гимнастика Учебно-методическое пособие СП. ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012
4. Ю.И. Евсеев Физическая культура. Ростов н/Д: Феникс, 2012
5.А.Грецов Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание
СПб.: Питер, 2012
Список литературы для учителя и литература, используемая для составления программы:
1. Н.В.Барминова и другие. Познавательно-игровая деятельность. Олимпийские игры. 1-11 класс Волгоград: Учитель, 2013
2. Е.Ю.Ривкин Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования Волгоград: Учитель, 2013
3. Методические рекомендации по вопросам взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории одаренных детей: приложение к Письму Минобрнауки России от 17.12.2010 №06-1260 5. М.И.Чумакова,
6. В.В.Пустовалова Инновационный проект подготовки учащихся к олимпиадам Волгоград: Учитель, 2013
7. С.П.Жолондевская и др. игровые технологии на уроках Минск: Красико-принт, 2013
8. И.В.Муштавинская Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя СПб.: Каро, 2009
9. А.П.Панфилова Инновационные педагогические технологии: активное обучение М.: Академия, 2009
10. Наличие информационно-методических материалов из журналов «Спорт в школе», «Физическая культура. Все для учителя», «Физическая культура в школе». сети Интернет.