Работа с родителями
Перспективный план работы с родителями во второй младшей группе № 8 на 2019-2020 уч.год
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
« Организация проектно-исследовательской деятельности дошкольников в домашних условиях»
В настоящее время проектно-исследовательская деятельность- одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ.
Это не только просто исследование, это не просто только экспериментирование. Она включает в себя гораздо больше составляющих. Сюда входит умение получать сведение в своей голове, обобщать и квалифицировать- то есть работать на теоритическом уровне.
Кроме того, проектная деятельность от исследователя требует корректировки поведения в зависимости от результатов экспериментирования и теоритических обобщений. Проектная деятельность-это осознанная, рефлексуемая добыча новых знаний.
Возможность использования проектно-исследовательской деятельности в работе с младшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста.
На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
-у детей накопилось определенная сумма знаний;
-сформировалось способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть проблемы в собственных знаниях;
-появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Очень полезно не сообщить знания в готовом виде, а помочь ребенку получить из самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирования цели. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослыми, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным.
Цель проектно-исследовательской деятельности является становление у детей научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения ко всему, что ребенка окружает.
В исследовательской деятельности проявляются творческие способности ребенка. Последние, в свою очередь, развиваются в ходе самостоятельного поиска. Природа творчества едина, как для взрослого, так и для ребенка. Поэтому проектно-исследовательская деятельность детей организовывается практически по той же схеме, что и деятельность мастичного ученого. Проект неизбежно включает элементы реализации проектной деятельности:
- Активизация проблемы (найти проблему и определить направление будущего проекта)
- Определение сферы проекта (сформировать основные вопросы, ответы на которые хотелось бы найти)
- Выбор темы проекта (попытается, как можно строже, обозначать границы проекта)
- Выявление и систематизация подходов к решению (выбор метода)
- Выработка гипотезы.
- Определение последовательности проведения проекта.
- Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания)
- Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы)
- Подготовка отчета (сообщение по результатам проекта)
- Доклад (защита своей темы публично)
Сроки реализации проекта: краткосрочные и долгосрочные (от нескольких месяцев до нескольких лет)
Участники проекта: -воспитанники группы
- воспитатели группы
- педагогические работники ДОУ
- родители воспитанников
Сбор материала.
Он может происходить из различных источниках. Это занятие, но в отличии от традиционной учебной деятельности, проектная деятельность не предлагает жестко организованных, заранее спланированных занятий. В системе занятия акцент смещается с репродуктивной деятельности и пассивного усвоения знаний на исследовательскую практику.
Дети сами определяют интенсивность и продолжительность занятий, свободно планируют своё время, выбирая не только тематику, но и сами предметы собственных учебных исследований.
-Это и гибкое использование учебных зон, расположенных на территории детского сада.
-Это предметно-развивающая среда по видам деятельности и областям знаний, где сосредоточены и самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной работы детей.
-При организации проектной деятельности необходимо предусмотреть наличие укромных уголков, где ребенок сможет свободно уединиться, обдумать собственные планы, посмотреть книги.
- Получить информацию, обратившись к любому человеку, специалисту, из компьютера.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- Воспитание самостоятельной и отзывчивой личности.
- Развитие творческого начала и интеллектуальных способностей.
- Способствование формированию целеустремленности, настойчивости
- Учить преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со
сверстниками и взрослыми
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы с родителями
во второй младшей группе № 8 на 2019-2020 уч.год
Месяц | Название мероприятия | Цель | Ответственные |
Сентябрь | 1. Родительское собрание «Задачи воспитания и обучения на новый учебный год» |
Знакомство родителей с задачами воспитания детей на новый учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей | Воспитатели группы |
2. Анкетирование родителей | Изучение отношения родителей к проблеме подготовки детей к школе, их ожиданий от ДОУ, выявление индивидуальных особенностей ребенка – будущего школьника. | Воспитатели группы | |
3. Наглядно-текстовая информация «Особенности развития детей 3-4 лет» | Познакомить родителей с особенностями развития детей, с условиями способствующими правильному воспитанию. | Воспитатели группы | |
4. Детская творческая выставка рисунков «Мой любимый воспитатель» | Активизировать родителей и детей в участии в конкурсах. | Воспитатели группы | |
5. Консультация для родителей «Этика поведения ребёнка в детском саду, или что должны знать родители, когда «идут в садик» | Показать что этическое воспитание – одна из основ формирования жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребёнка, способного к творческой деятельности; способствовать созданию положительного микроклимата в группе. | Воспитатели группы | |
6. Консультация для родителей «Если ребенок дерется» | Углубить знания родителей о психических и физических особенностях детей раннего возраста. | Воспитатели группы | |
7. Консультация для родителей «Какие игрушки покупать ребенку 3-4 года» | Обогащение знаний и привлечение внимания родителей по правильному подбору игрушек для детей дошкольного возраста. | Воспитатели группы | |
Октябрь | 1. Консультация «Значение игровой конструктивной деятельности в развитие детей 4 года жизни» | Дать знания о важности конструктивной деятельности в развитии творческих способностей детей. | Воспитатели группы |
2. Памятка «Безопасность в Вашем доме» | Привлечь родителей к проблеме безопасности, желанию развивать у детей представлений о правилах безопасности в быту. | Воспитатели группы | |
3. Консультация «Развитие навыков безопасного общения с незнакомцами» | Привлечь родителей к проблеме безопасности детей. | Воспитатели группы | |
4. Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" | Познакомить родителей с понятием нравственно-патриотического воспитания | Воспитатели группы | |
Ноябрь | 1. Информационный стенд «Конвенция о правах ребенка» | Знакомить родителей с правами ребенка | Воспитатели группы |
2. Информационный стенд «Безопасность на дороге. Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге» | Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения.
| Воспитатели группы | |
3. Праздник «День матери»
| Помощь родителей в воспитании любви, уважения к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг. | Воспитатели группы Музыкальный работник | |
| 4. Консультация «Какие сказки читать детям» | Предложить рекомендации , способствующие развитию интереса к чтению. | Воспитатели группы |
Декабрь | 1. Выставка рисунков и поделок «Волшебный фантастический новогодний мир» | Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми | Воспитатели группы |
2 . Консультация «Говорите с ребенком правильно» | Дать знания о важности развития речи, как заниматься развитием речи дома. | Воспитатели группы | |
3. Праздник «Новый год». | Вовлечь родителей и детей в подготовку к новогоднему празднику. | Воспитатели группы Музыкальный работник | |
4. Наглядно- информационный материал «Что наблюдать в природе зимой».
| Реализация единого подхода детского сада и семьи в организации исследовательской деятельности дошкольников. | Воспитатели группы | |
5. Памятка «Агрессивные дети» | Познакомить родителей с понятием агрессивность, причинами ее появления. | Воспитатели группы | |
Январь | 1. Индивидуальные беседы «Волшебство добрых слов» | Побуждать желание у родителей воспитывать у детей чуткое, доброжелательное отношение к окружающим. | Воспитатели группы |
2. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком». | Предложить родителям ряд мероприятий и приёмов проведения выходного дня с ребёнком. Предложить родителям поделиться опытом друг с другом в воспитании детей. | Воспитатели группы | |
3. Конкурс построек «Зимушка Хрустальная» | Привлечение родителей к участию в создании снежных построек на участке детского сада | Воспитатели группы | |
4.Индивидуальные беседы «Обучение запоминанию» | Распространение педагогического опыта по обучению заучивания стихов. | Воспитатели группы | |
Февраль | 1. Индивидуальные беседы «Игры и упражнения для развития логического мышления» | Развитие воспитательного потенциала семьи | Воспитатели группы |
2. Выставка поделок и рисунков «Мы будущие защитники Родины» | Демонстрация уважительного отношения к роли отца в воспитании ребенка. Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива | Воспитатели группы | |
3. Совместное мероприятие «Папа и я - лучшие друзья» | Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; развитие творческого взаимодействия родителей и детей. | Воспитатели группы | |
4. Памятка «Как научить ребенка дружить» | побуждать желание у родителей воспитывать у детей чуткое, доброжелательное отношение к окружающим. | Воспитатели группы | |
Март | 1. Наглядно-текстовая информация «Осторожно, гололед» | Привлечь родителей к проблеме безопасности детей. | Воспитатели группы |
2. Творческая выставка поделок и рисунков «Все цветы для вас мамы и бабушки» | Привлечь внимание родителей к творчеству детей | Воспитатели группы | |
3. Совместное создание в группе огорода.
| Приобщить родителей к созданию в группе огорода, продолжать знакомство детей с растениями, уходу за ними | Воспитатели группы | |
4. Консультация «Развитие мелкой моторики» | Формировать представление у родителей о том, что развитие мелкой моторики рук стимулирует умственное и речевое развитие детей. | Воспитатели группы | |
5. Наглядно-текстовая информация «Здоровье ребенка и компьютер» | Оказание теоретической помощи родителям. | Воспитатели группы Музыкальный работник | |
Апрель | 1. Конкурс детского рисунка «Я рисую космос» | Привлекать родителей к участию в жизни группы | Воспитатели группы |
Консультация «Безопасность детей в наших руках»» | Оказание теоретической помощи родителям по безопасности детей. | Воспитатели группы | |
3. Привлечение родителей к субботнику на участке группы. | Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей. | Воспитатели группы | |
4. Консультация «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности» | Закрепить элементарные правила пожарной безопасности | Воспитатели группы | |
5. Консультация для родителей «Лепка из глины как один из способов снятия напряжения у детей дошкольного возраста» | Дать родителям знания о необходимости лепки для здоровья ребенка, полезных свойствах глины. | Воспитатели группы | |
Май | 1. Организация выставки - поздравления к Дню Победы. | Привлечь родителей к участию в празднике, воспитывать чувство патриотизма у детей | Воспитатели группы |
3. Памятка родителям: «Безопасное поведение детей на дороге.» | Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома. | Воспитатели группы | |
4. Информационный стенд «Книжки в нашем доме» | Предложить рекомендации, способствующие развитию интереса к чтению. | Воспитатели группы | |
5. Родительское собрание «Скоро лето!» | Подведение итогов работы группы за прошедший год. | Воспитатели группы |
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей по обучению детей правилам дорожного движения.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ
- Никогда не выбегайте на дорогу перед приближающимся автомобилем. Это опасно, потому что даже самый опытный водитель не может остановить машину сразу.
- Дорогу необходимо переходить в специально установленных местах по пешеходному переходу.
- На проезжую часть выходите только после того, как убедитесь в отсутствии приближающегося транспорта и слева и справа.
- Выйдя из общественного транспорта, не выбегайте на дорогу. Подождите, пока он отъедет, и только потом, убедившись в отсутствии машин, переходите дорогу.
- Опасно выезжать на проезжую часть на скейтах и роликовых коньках.
- Не выбегайте на дорогу вне зоны пешеходного перехода, в этом месте водитель не ожидает пешеходов и не сможет мгновенно остановить автомобиль.
- Опасно играть в мяч и другие игры рядом с проезжей частью, лучше это делать во дворе или на детской площадке.
- Умейте пользоваться светофором.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
- Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать за обстановкой и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения - наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
- Находясь с ребенком на проезжей части, не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Иначе вы научите спешить там, где надо наблюдать и обеспечить безопасность. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать - ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
- Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком "Пешеходный переход".
- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
- Не посылайте ребенка переходить или перебегать дорогу впереди вас - этим вы обучаете его идти через дорогу, не глядя по сторонам. Маленького ребенка надо крепко держать за руку, быть готовым удержать при попытке вырваться - это типичная причина несчастных случаев.
- Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, это распространенная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
- Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, у ребенка должен быть выработан твердый навык: прежде чем сделать первый шаг с тротуара, он поворачивает голову и осматривает дорогу во всех направлениях. Это должно быть доведено до автоматизма.
- Учите ребенка замечать машину. Иногда ребенок не замечает машину или мотоцикл издалека. Научите его всматриваться вдаль.
- Учите ребенка оценивать скорость и направление будущего движения машины. Научите ребенка определять, какая машина едет прямо, а какая готовится к повороту.
- Твердо усвойте сами и научите ребенка, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он стоит. Объясните ребенку, почему нельзя прыгать на ходу.
- Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.
Помните! Строгое соблюдение Правил дорожного движения позволит защитить Вас и Ваших детей от опасностей на дороге.
Предварительный просмотр:
- PAGE
2
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ К 1-МУ КЛАССУ
(Памятка для родителей будущих первоклассников)
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Я и общество:
- знать название нашей страны и ее столицы;
- знать флаг и герб России;
- знать название родного города, свой адрес;
- иметь представление о всенародных праздниках;
- о труде людей в городе и сельской местности;
- уметь рассказать о своей семье.
Предметный мир:
- уметь сравнивать, группировать, классифицировать предметы;
- уметь называть материалы, из которых они изготовлены;
- уметь понимать значение обобщающих слов.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ
Неживая природа:
- иметь представление о сезонных изменениях в природе;
- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;
- уметь вести календарь погоды с помощью взрослого.
Животный мир:
- иметь представление о домашних и диких животных;
- иметь представление о перелетных и зимующих птицах;
- иметь представление о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Растительный мир:
- иметь представление об условиях, необходимых для роста растений;
- иметь представление о лесных ягодах и грибах;
- иметь представление об овощах и фруктах;
- иметь представление о деревьях, кустарниках и цветах;
- уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- правильно произносить все звуки родного языка;
- различать и называть слова с определенным звуком;
- уметь определять место звука в слове (начало – середина - конец);
- делить слова из слогов;
- иметь представление о предложении;
- уметь согласовывать слова в роде, числе и падеже;
- подбирать синонимы, антонимы;
- использовать разные способы образования слов;
- пересказывать знакомые сказки и рассказы;
- составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок).
Развитие мелкой моторики рук:
- Для развития кистей рук надо организовать игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, очень полезны рисование, лепка, макраме, вышивка, вязание.
- Положительное влияние оказывают раскрашивание и задания, связанные со штриховкой, графические упражнения в тетрадях в клетку и линейку.
МАТЕМАТИКА
Количество и счет:
- знать состав числа первого десятка (из отдельных единиц);
- знать состав чисел из двух меньших;
- уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
- уметь соотносить цифру и число предметов;
- уметь правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными;
- уметь сравнивать числа в пределах 10;
- уметь устанавливать, какое число больше (меньше) другого;
- уметь уравнивать число предметов двумя способами (добавить, убрать).
Величина:
- уметь сравнивать предметы разные по величине (длине, ширине, высоте);
- уметь выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже);
- уметь сравнивать до 10 предметов, различных по величине;
- уметь измерять длину предметов с помощью условной мерки.
Геометрические фигуры:
- уметь различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную;
- уметь составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;
- уметь делить круг на 2 и 4 равные части.
Ориентировка в пространстве:
- уметь выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим предметам;
- уметь ориентироваться на листе бумаги.
Время:
- различать и называть части суток, их последовательность;
- понимать значения понятий вчера, сегодня, завтра;
- знать дни недели, их последовательность;
- уметь называть месяцы года.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Рисование:
- правильно сидеть при рисовании;
- уметь держать карандаш, кисти и пользоваться ими;
- использовать гуашь, акварель;
- уметь наносить легкий контур карандашом;
- правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, соотношение по величине; цвета и их оттенки;
- уметь располагать изображения на листе бумаги;
- рисовать по представлению, с натуры (овощи, фрукты, цветы, игрушки);
- изображать сюжетные картинки: картины природы, сюжеты из сказок и т.д.;
- иметь представление о декоративно-прикладном искусстве (жостовская, хохломская, городецкая росписи);
- рисовать узоры по мотивам этих изделий.
Лепка:
- уметь пользоваться глиной, пластилином и стекой;
- лепить предметы, используя приемы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания, примазывания;
- использовать при изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- уметь украшать изделие каленым и углубленным рельефом;
- лепить предметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, животных, человека).
Аппликация и ручной труд:
- правильно держать ножницы и пользоваться ими;
- использовать приемы симметричного и силуэтного вырезания из бумаги, обрывной аппликации;
- сочетать приемы вырезания ножницами с приемами обрывной аппликации для создания выразительного образа;
- составлять сюжетные аппликации и декоративные узоры;
- изготовлять простые фигурки из бумаги путем складывания.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- уметь выполнять все виды ходьбы и бега, прыжков, метания, лазанья;
- прыгать на мягкое покрытие высотой до 40 см; спрыгивать с высоты 40 см; прыгать в длину с места на расстояние не менее 100 см, с разбега – 180 см; в высоту с разбега – не менее 50 см, прыгать через скакалку;
- перебрасывать набивные мячи;
- метать предметы правой и левой рукой на расстояние 5-12 м;
- выполнять физические упражнения четко, ритмично;
- сохранять правильную осанку;
- ходить на лыжах переменных и скользящим шагом;
- активно участвовать в играх с элементами спортивных игр;
- плавать 15 м.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
- должны первыми здороваться со взрослыми, сверстниками;
- вежливо прощаться;
- благодарить за оказанную помощь;
- говорить тихо, не привлекая к себе внимания, не мешать другим;
- не перебивать говорящего;
- не вмешиваться в разговор старших;
- соблюдать порядок, чистоту.
Правила дорожного движения:
- различать проезжую часть дороги, тротуар;
- понимать значение сигналов светофора;
- знать правила дорожного движения;
- улицу переходить в специальных местах на зеленый сигнал светофора, при красном и желтом – стоять;
- ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны;
- не играть на проезжей части дороги.
КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ И САМООБСЛУЖИВАНИЕ
- уметь следить за своим внешним видом;
- самостоятельно умываться, чистить зубы, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом;
- следить за чистотой ногтей;
- уметь пользоваться расческой, носовым платком;
- при кашле, чихании отворачиваться, прикрывать рот носовым платком;
- кушать аккуратно: пищу брать понемножку, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды;
- самостоятельно быстро и аккуратно одеваться, раздеваться;
- аккуратно складывать и вешать одежду;
- убирать постель;
- приводить ее в порядок – чистить, просушивать;
- ухаживать за обувью (мыть, протирать, просушивать);
- вдевать в иголку нитку, завязывать узелок, пришивать пуговицу, вешалку.
Рекомендуемая литература:
- Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. Что необходимо знать к 1-му классу. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, Ко», 1999.
- Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.: Просвещение, 1993.
- Готов ли ваш ребенок к школе? / Сост. Е.В.Колесников. – М.: Ника-Пресс, 1997.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 1998.
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
- Л. Вагурина. Я начинаю учиться (Пособие для детей дошкольного возраста). Выпуск 1, 2, 3. – М.: Линор, Владос, 1995.
Предварительный просмотр:
«Развитие мелкой моторики рук у детей 3–4 года жизни»
Мелкая моторика — комплекс скоординированных действий, направленных на точное выполнение мелких движений пальцами и кистями рук и ног. В этом принимают участие нервная, мышечная, костная и даже зрительная системы. К ней относятся разнообразные движения: от всем привычных жестов до самых мелких манипуляций.
К 3 годам, движения пальцев детей становятся, хоть как-то похожи на движения взрослого человека. Навыки мелкой моторики, приобретённые ранее, совершенствуются. Дети учатся класть вещи в определённое место. До 3 лет малыш захватывал и держал преимущественно ладонью, а теперь он активнее использует пальцы. Дошкольники от 3 до 5 лет пытаются рисовать круги и линии, резать ножницами бумагу, снимать и надевать свободную, просторную одежду.
Нами определены следующие виды работ, направленные на развитие мелкой моторики рук детей 3-4 года жизни:
Игры с мелкими предметами;
Пальчиковые игры;
Дидактические игры.
Игры с мелкими предметами:
Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве. Идеи игр в создании изображений из частей. Но при этом ребенок постоянно манипулирует деталями, что способствует интенсивному развитию мелкой моторики пальцев рук.
мозаика;
пазлы;
конструктор;
пирамидки;
игры-вкладыши;
игры-шнуровки;
игры-лабиринты;
игры с прищепками
игры с палочками и т. д.
Пальчиковые игры на развитие мелкой моторики для детей 3-4 лет могут опираться на:
скороговорки;
чистоговорки;
стихи;
Дидактические игры:
«Цветные дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно;
«Веселые дорожки» - прохождение дорожки указательным и средним пальцами рук поочередно или безотрывно провести пальцем по дорожке;
«Скалочка» - координация движения рук и пальцев руки при прокатывании скалочкой по поверхности вперед-назад;
«Удержи игрушку» - координация движений рук при сжимании и разжимании резиновой игрушки;
«Рыбки в аквариуме», «Мед для мишки» - координация движений рук при переносе объемного предмета (шарика) из одной емкости в другую при помощи ложки, совочка;
«Перелей воду» - перенос воды из одной емкости в другую при помощи ложки, намачивания и отжимания губки;
«Забавные резиночки» - задача ребенка надеть на пальцы резинки в такой же последовательности, как на картинке.
Таким образом, проводя работу по развитию мелкой моторики рук детейрегулярно по несколько минут в день, можно добиться хороших результатов, используя разные виды деятельности: игру, конструирование, повторение пальчиковых движений. Регулярные занятия с ребятами способствуют одновременно формированию восприятия, речи, чувства цвета. Только в совокупности всех этих усилий, которые потребуются и от родителей, и от самих дошкольников, развитие мелкой моторики детей 3-4 лет может быть успешным.
Предварительный просмотр:
«Какие сказки читать детям?»
Радость встречи с книгой
Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие начала, она помогает детской фантазии обрести богатую образность и внутренний смысл. Ребенок не может не играть, не выдумывать, не сочинять. Это неизбежно, это его способ проникновения в реальную действительность. Но что именно он выдумывает? Как сочиняет и почему сочиняет именно это? Какие нравственные и эстетические причины проявляются в детской игре, которая понемногу, зачастую незаметно для самого ребенка, становится его настоящей жизнью? Мир чтения, мир книги с ее литературными и графическими образами, помогает взрослому насытиться и направить детское воображение. Книга подает ребенку пример творчества, пример творческого отношения к реальному миру. Именно здесь, на книжной странице, малыши встречают впервые гармоническое отражение действительности. Книжка рассказывает самое главное, показывает самое красивое. Есть в детской литературе книги разные: веселые и грустные, но они всегда жизнеутверждающие. Поэтому дети не могут не любить книгу, поэтому радуются книге, как празднику. А взрослые должны подготовить эту радость, помочь ребенку понять, почувствовать книгу во всей ее полноте.
Воспитание сказкой
До какого-то возраста дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира. И это естественно, потому что сказка близка и созвучна их мироощущению. В самом начале жизни она встречает детей фантастическими образами, увлекательными приключениями, красочностью и яркостью своего мира. Вся эта свежесть, чистота, напевность, гармоническая цельность сказки служат для малышей первым толчком к развитию фантазии, мышления, творчества. А безыскусственная простота и красота сказочных героев и их поступков необходимы детскому сознанию как первое отражение мира, истинных человеческих отношений в чистом зеркале подлинного искусства. В каждой сказке проложена граница между Добром и Злом. Они непримиримые враги, они находятся в извечной борьбе. И в этом противоборстве всегда побеждает Добро, всегда торжествует справедливость. Эта идея победы Добра над Злом всегда убедительна, потому что вынашивалась и рождалась вместе с возникновением сознания людей и совершенствовалась вместе с его развитием, потому что пронизана верой и надеждой всего человечества в торжество добрых начал. А вера эта подкреплена временем. Именно потому так сильна сказка и именно поэтому дети так верят в нее. В почти любой народной сказке все подчиняется только совершенным законам человеческого бытия, тем идеалам, которые прошли проверку многих поколений людей, выкристаллизовались, стали общечеловеческими. И детям легко принять эти идеалы, легко согласиться закономерностью. Очень важно для детей, что в сказке герой, олицетворяющий добро, всегда прекрасен. Это или непобедимый богатырь, защищающий свой народ, или просто человек, побеждающий зло умом, мудростью и находчивостью. В любом случае положительного героя отличают ум, красота, умелые руки или доброе волшебство, а отрицательного зло, уродство и коварство. Поэтому дети любят сказочных героев, верят им и переносят эту веру и любовь из мира сказочного в мир реальный. Благодаря сказке дети начинают осознавать главнейшие истины человеческой жизни. Сказка помогает формировать основы нравственности, морали, по законам которой им предстоит жить. Та самая простая, простейшая сказка, которую мы, став взрослыми, начинаем считать детской забавой.
Читайте с детьми как можно больше, а главное поговорите, о чем прочитали!
Русские народные сказки
Играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей, наказывает врагов – борется и бьётся не на жизнь, а на смерть. Прочитайте с детьми дома такие сказки: «Петушок и бобовое зернышко», «Кот, лиса и петух». Подготовьте, пожалуйста, рисунок к русской народной сказке совместно с ребенком, после прочтения, для организации выставки в группе по теме «Русские народные сказки».
Какие сказки читать ребенку на ночь?
Сказка на ночь - это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь - это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.
Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Прислушайтесь, как звучит сказка на ночь, прочитанная вашей бабушкой? Наверное, тихо и ровно, она успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо - во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи - это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.
Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить "почитать еще". Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!
Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.
В психологии есть даже отдельное направление - сказкотерапия. Основная ее идея состоит в том, что ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.
Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша - Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что "терпенье и труд все перетрут" - то читайте и обсуждайте вместе с малышом "Золушку". Если уверены, что всего можно добиться, "было бы желание" - то "Снежная королева" вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.
Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!
Предварительный просмотр:
«Как научить ребенка дружить»
Отправляя ребенка в детский сад, мы рассчитываем, что там он научится дружить, контактировать с новыми людьми, нести ответственность перед другими за свои поступки. Однако это не всегда происходит так быстро, как мы ожидаем, ведь не все дети одинаково легко идут на контакт и находят место в своей социальной группе. К счастью, в данной ситуации родители могут во многом помочь своему малышу.
Развиваем уверенность в себе
Уверенность ребенка в себе играет серьезную роль в формировании отношений в новом коллективе. Малыш, который знает, что он любим, мир вокруг него безопасен, и к его мнению прислушиваются, не будет испытывать серьезных проблем в общении. Если кто-то и откажется с ним дружить, он легко найдет себе место в другой компании. Чтобы укреплять в ребенке чувство уверенности, относитесь к нему, как к личности, уважайте его решения, учите быть самостоятельным.
Учим знакомиться
Ребенку будет гораздо проще наладить контакт с новыми знакомыми, если он будет знать фразы, с которых начинается знакомство. Малыш быстрее вольется в игру, если сможет сказать: «Привет, меня зовут Олег, можно с вами поиграть?» Учите малыша самым простым фразам: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Как тебя зовут?», «Можно ли мне поиграть твоей машинкой?». Если ребенок стесняется других детей, попробуйте дома поиграть в такую игру: возьмите любимые игрушки и воспроизведите возможные ситуации знакомства.
Обсуждайте варианты поведения с другими детьми еще до того, как отведете ребенка в детский сад. Например, придя домой с детской площадки, вы можете обсудить со своим малышом поведение других детей, ситуации, которые возникали, и варианты выхода из них.
Учим делиться
Учите ребенка делиться и меняться игрушками с другими детьми. Именно так ребенок учится слышать своего собеседника, учитывать его интересы, вести переговоры. Он должен научиться этому еще до того, как пойдет в сад.
Учим разрешать конфликты
Даже самому мирному ребенку не избежать конфликтных ситуаций со сверстниками. Между сверстниками нередко возникают споры, столкновения интересов, драки. При этом ребенок должен уметь уверенно высказать свое мнение, сказать «мне не нравится», «я не хочу делать этого» или просто «нет», если его уговаривают совершить что-то, что ему не нравится или запрещено. Только не учите ребенка обзываться и драться. Он должен уметь доказывать свою правоту другим способом.
Однако, рано или поздно, ребенок все равно подерется. Тут вам придется хорошенько разобраться с причинами инцидента. Сначала поговорите с ребенком наедине, потом пригласите на беседу другую сторону конфликта. Ну а после выяснения всех деталей не стоит пытаться наказать виноватых, лучше организуйте всеобщее примирение и предложите ребятам новую совместную игру.
Дайте ребенку «тайное знание»
Не учите ребенка «покупать» дружбу за угощения или интересные игрушки. Иногда это конечно помогает установить контакт с другими детьми, однако может случиться и так, что с вашим ребенком будут дружить только до тех пор, пока он дает играть своей красивой куклой. Лучше научите ребенка что-то делать хорошо своими руками: складывать фигурки из бумаги, делать бусы из шелестящих конфетных оберток. Тогда дети сами захотят дружить с вашим малышом, чтобы поучаствовать в интересном процессе и научиться делать что-то новое.
Оптимистичный настрой всегда поможет ребенку быстрее завести друзей. Нужно с детства учить ребенка мыслить позитивно и видеть положительные стороны в любой ситуации.