Проектная деятельность
Проект инновационной деятельности на 2018-2019 гг.
По теме: «Инновационный подход в подготовки к обучению в школе старших дошкольников с использованием ИКТ по обучению грамоте и подготовке руки к письму»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._obuchenie_gramote.docx | 34.82 КБ |
otchet.proekt._gramota.docx | 44.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад» №52 Красносельского района города Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На 2018-2019 гг.
По теме: «Инновационный подход в подготовки к обучению в школе старших дошкольников с использованием ИКТ по обучению грамоте и подготовке руки к письму»
Выполнил:
Воспитатель ГБДОУ детского сада № 52 группа № 8
Трофимова Валентина Сергеевна
2017
Санкт-Петербург
Содержание
1. Актуальность темы инновационного проекта
2. Цель, задачи инновационного проекта
3. Условия реализации инновационного проекта
4. Перспективное планирование
5. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
1. Актуальность исследования.
В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушением письма и чтения. Это связано с несформированностью фонематического восприятия и слуха у детей дошкольного возраста. В связи с этим, я считаю, что большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.
Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребенок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоты будет затруднен.
Работая по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой образовательная деятельность по подготовке дошкольников элементам грамоты проводится 1 раз в месяц, поэтому я решила организовать кружок - дополнительная форма образовательной деятельности дошкольников. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.
Мой проект нацелен на помощь, как будущим школьникам, так и их родителям в подготовки к обучению грамоте и подготовки руки к письму. Проект доказывает возможность применения проектного метода и системного подхода в обучении грамоте и подготовке к обучению чтению в ДОУ.
2. Цель, задачи инновационного проекта.
Цель проекта: решить вопрос не подготовленности детей дошкольного возраста к обучению в школе: формирование звуковой культуры речи, готовность к обучению грамоте и письму.
Задачи:
- формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», «текст», как они строятся, из каких частей состоят; умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов.
-воспитание звуковой культуры речи
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.
-формирование грамматического строя речи
- развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи- совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов, умения ориентироваться в пространстве.
Общие задачи инновационной деятельности:
- Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
- Провести исследование по изучению уровня готовности к обучению детей старшего дошкольного возраста.
- Изучить современные технологии обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
- Создать условия для успешной реализации задач.
- Апробировать инновационные современные педагогические технологии речевого развития как интегративного качества личности детей старшего дошкольного возраста.
- Развивать профессиональную компетенцию педагогов по проблеме развития детей старшего дошкольного возраста.
- Способствовать становлению педагогической компетенции родителей детей или их законных представителей по проблеме.
- Разработать рекомендации по подготовки детей к обучению грамоте старшего дошкольного возраста.
- Проанализировать степень эффективности, качества и востребованности данного проекта.
3. Условия реализации инновационного проекта
1. Материально-техническое обеспечение:
- Повышение уровня материально-технического обеспечения в инновационных группах детского сада (приобретение мебели, пособий, мультимедийных средств обучения);
- Обогащение предметно-развивающей среды старших групп (дидактические пособия по развитию связной речи, дидактические игры и упражнения, информационно-коммуникативные технологии).
2. Нормативно-правовое обеспечение:
- Разработка нормативно-правовых основ инновационной деятельности
3. Кадровое обеспечение:
- Создание творческой (инновационной) группы педагогов, участвующих в разработке и апробации инновационного проекта
- Определение инновационной группы детей, на базе которой будет внедряться проект.
- Создание научно-методического совета, обеспечивающего руководство и научную поддержку инновационной деятельности.
- Материальное стимулирование педагогов, участвующих в инновационной деятельности.
4. Работа с детьми:
- Диагностика уровня готовности детей старшего дошкольного возраста
- Мониторинг эффективности и качества.
6. Работа с педагогами:
- Организация научно-методических семинаров научного руководителя с воспитателями по проблеме инновационной деятельности.
- Проведение методической работы с педагогами, участвующими в инновационной деятельности (консультации, семинары, практикумы и т.д.)
- Организация работы творческой группы педагогов.
7. Работа с родителями:
- Внесение изменений в Договора с родителями по вопросам посещения ребенка инновационной группы.
- Организация системы консультирования родителей по вопросам обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
- Организация индивидуальной помощи родителям по вопросам обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.
8. Взаимодействие с социумом:
- Активизация связей со всеми образовательными учреждениями ближайшего социального окружения(возможность посещения школы 289)
4. Перспективное планирование
Месяц | Название мероприятия | Цель | Форма |
Сентябрь | Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте» | Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте, приобретение необходимых материалов | Родительское собрание |
Сентябрь | Готовность детей к освоению программы по обучению грамоте | Узнать с помощью метода анкетирования (Умные книжки Земцовой О.Н.), на каком уровне находятся знания ребенка, для реализации индивидуального подхода к обучению и большей эффективности данного проекта | Анкетирование Индивидуальные беседы |
Сентябрь | Познавательная беседа с детьми «Зачем нам учиться» | Вызвать у детей интерес к обучению | Беседа |
Сентябрь | «Звук слог слово» | Познакомить детей с звукобуквенным анализом | Занимательная игра |
Сентябрь | Игра «Назови предметы» Игра «Лишнее слово» | 1.Учить подбирать однокоренные слова 2.Учить выделять однокоренные слова среди групп слов, сходных по звучанию (Умные книжки с 62-62) | Дидактические игры |
Сентябрь | «Что такое предложение?» | Познакомить детей с понятием «предложение» | Игра |
Сентябрь | 1. Игра «Поставь слово в нужную форму» 2. Игра сложим слово из частей 3. Игра «Исправь ошибки» 4. Игра «Что сначала, что потом» | 1.Образование множественного числа 2.Употребление предлогов 3.Развитие понимания распространенных предложений | Дидактические игры |
Октябрь | «Звук и буква» | Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим | Игровая деятельность |
Октябрь | «гласные и согласные» "Алфавит" | Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных Учить говорить полностью алфавит | НОД |
Октябрь | Гласные звуки | Продолжить знакомство с гласными звуками, учить отличать от согласных | Игра Дидактическая игра |
Октябрь-Ноябрь | Знакомство с гласными звуками и буквами (А, Я, У, Ю, Э, Е, О, Ё, Ы, И)
| Работа в тетрадях (ИП Бурдина), учить отличать гласные от согласных, находить изученный звук в словах (начало, конец, середина) выполнение задания по подготовки руки к письму, учить писать печатные буквы | НОД Дидактические игры Использование ИКТ (уроки тетушки Совуньи) |
Декабрь | Согласные звуки Гласные и согласные буквы «С какого звука начинается слово?» | Продолжить знакомство с согласными звуками, учить правильно произносить. Учить детей подбирать правильный звук в начале слова по картинке | Работа в тетрадях Игры Занимательные упражнения |
Декабрь | Знакомство с буквой Мм. Обучение слиянию звуков в слоги на основе звукового анализа (ма, ап, му, ум, мо, ом) | Познакомить с правильным написанием и названием буквы М, обозначает звук [м]. Продолжать учить детей делать звуковой и слоговой анализ слов, закреплять умение выделять нужный звук в слове, определять его положение в слове. Учить детей читать, плавно произносить два звука последовательно, чтобы получился слог. | |
Декабрь | Знакомство с буквой Сс. Обучение слиянию звуков в слоги (са, ас, со, сы, си, сэ, су) | Познакомить детей с буквой С, с ее алфавитным названием (эс). Продолжать учить слитно произносить звуки читая слоги-слияния, читать слоги с буквой С и всеми изученными гласными. Учить читать слова из двух слогов. | |
Декабрь | «Что такое слог?» | Продолжить знакомство со слогом, как гласные влияют на количество слогов и как их образуют | Игры |
Декабрь | Буква Кк, обучение слиянию звуков в слоги, звуковой анализ слов, деление слов на слоги | Познакомить детей с буквой К, с ее алфавитным названием (КА); продолжать учить читать слоги-слияния, четко произнося звуки, читать слова из двух слогов; закреплять умение анализировать слово по звуковому составу. | |
«Характер звуков» | Учить правильно характеризовать звуки (гласный, согласный, твердый, мягкий). | Занимательные задания Игры | |
«Путешествие в страну Буквию» | Закрепление изученного ранние материала | Игра по станциям | |
Январь-Февраль-Март | Знакомство с согласными буквами | Познакомить детей с буквами, с их алфавитным названием ; продолжать учить читать слоги-слияния, четко произнося звуки, читать слова из двух слогов; закреплять умение анализировать слово по звуковому составу. Продолжаем использовать прописи для подготовки руки к письму. | Использование печатных тетрадей, тетрадей в крупную клетку. |
Март | «Ударение» | Познакомить детей со значком ударения, учить определять какой слог ударный | Занятие путешествие, использование сказочного героя |
Апрель | «Звуковая схема» | Учить составлять звуковую схему слова, с помощью цвета определять гласный, согласный мягкий и согласный твердый звук. | Занимательные упражнения Дид. Игры НОД |
Апрель | «Почитаем слоги» | Познакомить с букварем, учимся читать по слогам слова из 1-2 слогов. | НОД. |
Апрель | «Читаем слово» Д/и: «Слово в картинке» Д/И: «Слово в предложении» Д:И: "Я начну, а ты продолжи" | Учить детей читать слоги и слова, слитно произнося звуки; продолжать учить проводить звуковой анализ слов, строить предложения | Занимательные упражнения Дид. игры |
Апрель | Посчитаем слоги Д/и : «Исправь ошибки» «Составляем слова из слогов» | Учить детей определять, сколько слогов в слове Учить детей самостоятельно из данных слогов слаживать слова | Гимнастика Игры |
Апрель | «Буквы не имеющие звука» | Познакомить с буквами, которые не имеют звука Ъ, Ь, | Игры |
Май | «Читаем слова» Д/и: «Цепочка слов» Прописывание слов | Учить детей слаживать слоги в слова, писать печатными буквами | Занимательные упражнения |
Май | Д:И: "Продолжи слово" "Сплетем венок из предложений" | развивать умение детей делить слова на слоги. Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание. | Занимательные упражнения Дид. игры |
Май | « В гостях у Незнайке» | Закрепление изученного материала | Праздник-викторина |
Май | Диагностика | Проверить уровень практического осознания элементов языка и речи | Диагностика |
Май | Коррекция | Провести коррекционные занятия | Занимательные упражнения |
Планируется 2 занятия по 30 минут в неделю, при усвоение детьми материала, возможна корректировка времени и количества занятий в зависимости от индивидуальных способностей детей.
Материально-техническая база:
- «Умные книжки» Земцова О.Н.
- «Тетрадь с заданиями по обучению грамоте» ИП Бурдина
- «Проверяем знание дошкольника» ИП Бурдина
- Тетрадь в крупную клетку
- Возможность использования обучающих мультфильмов, мультимедийных презентаций и электронной доски
- Детям предоставлена возможность использовать по своему усмотрению различные предметы (обводки, штриховки, трафареты), материалы (карандаши, краски) обеспечивая их самостоятельный выбор и доступность.
5. Ожидаемые результаты реализации инновационного проекта
Ребенок к семи годам:
-знает и умеет писать печатные буквы русского алфавита
-определяет количество слогов в словах
-определяет количество звуков в словах
-определяет место заданного звука в слове
-анализирует звуковой состав слова
-определяет ударные слоги, ударные гласные в структуре произносимых слов, отмечает значком «ударения» ударные гласные
-различает гласные и согласные звуки и буквы
-различает твердые и мягкие согласные
-составляет предложение из 2-3 слов, понимает, что слова в предложении произносятся в определенной последовательности.
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 52 Красносельского района Санкт-Петербурга |
Отчёт по проекту «Инновационный подход в подготовки к обучению в школе старших дошкольников с использованием ИКТ по обучению грамоте и подготовки руки к письму»
Воспитатель Трофимова В.С.
2019 год
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота – это владение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
В последние годы отмечается большой рост детей с нарушениями письма и чтения. Несформированность восприятия и слуха у детей дошкольного возраста приводит к неправильному произношению звуков, не умению различать и выделять, подбирать слова с определенным звуком в результате затруднения в овладении элементами грамоты.
Работу по проекту провожу в свободное от занятий время, во второй половине дня. Работа проекта позволяет максимально подготовить детей к обучению грамоте и письму. Овладеть навыками звукового анализа. Проект позволяет определить трудности у некоторых детей, что дает возможность помочь каждому в определенном вопросе благодаря индивидуальному подходу к каждому.
Задачи:
-формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимания того, что такое «слово», «предложение», «текст», как они строятся, из каких частей состоят; умение проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двусложные и трехсложные слова на слоги, составлять слова из слогов;
- воспитание звуковой культуры речи;
- формирование и закрепление правильного произношения звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением; выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи;
-развитие умения образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными и ласкательными суффиксами, обучение правильному построению предложений. Развитие процессов восприятия, мышления, речи. Совершенствование слухового, зрительного и тактильного анализатора.
В процессе работы с детьми использовала разнообразные методы: словесный; зрительный; демонстрационный; вопросно-ответный, наглядный и практический.
Для реализации проекта мною были созданы:
-пособия для дыхательной и артикуляционной гимнастики;
-дидактические пособия «Фонематическое лото»- цель развитие фонематического слуха, связной речи, внимания, памяти;
-«Где какой звук»- цель учить составлять звуковые схемы слова.
Все пособия рассчитаны на каждого ребенка. Также для наглядности мной были изготовлены карточки, цветные схемы: слог, предложения, звуки и т.д. Также в своей работе регулярно использовала возможности современного ПК: презентации, обучающие фильмы и мультфильмы, музыкальное сопровождения при физминутках и артикуляционной и дыхательной гимнастики.
По истечению двух недель планировала и проводила занятия квесты и путешествия (например: путешествия в страну Букландию или Квест для всезнаек), Также мной было проведено открытое мероприятие для коллег «Путешествие в город профессий». Все это помогает повторить уже пройденный материал, дать детям возможности побыть командой, развивает умение договариваться и стараться справлять с проблемами сообща.
Для решения поставленных задач, в течение всего учебного года были проведены беседы, целью которых было вызвать интерес к обучению с помощь «безвыходной ситуации», для развития речи использовала беседы по серии картинок и картин известных авторов. Также в беседах использовала фрагменты фильмов по теме - цель развитие словарного запаса, научить грамотно строить предложения и текст своих рассказов, закрепление правильного произношения звуков, воспитание звуковой культуры речи.
Мой проект нацелен на подготовку руки к письму, а именно печатанью букв. На занятиях дети учились правильно держать карандаш, статься попадать и считать клеточки. Работа велась в прописях ИП Бурдина, «Умные книжки» Земцова О.Н. , также каждые выходные в качестве дополнительного домашнего задания детям раздавались тетради в крупную клетку с заданиями домой для самостоятельного выполнения задания.
В своей работе опиралась на знания психофизиологических особенностях детей 5-6 летнего возраста, на результаты начальной диагностики и индивидуальные возможности и особенности детей.
Использовала здоровьесберегающие технологии:
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Пальчиковые игры со словами.
3. Физкультминутки.
4. Дыхательная гимнастика.
Продолжительность занятия – 30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре - октябре, мае, в виде тестирования.
Диагностическое обследование на начало года:
Высокий – 6 детей имею высокий уровень, без затруднений отличают звуки, делят слова на слоги и выполняют звуковой разбор слова, определяют место положения звука в слове. Читают.
Средний – 7 детей, с небольшой помощью воспитателя составляют звуковую схему, без затруднений определяют место положение звука в слове, делят на слоги.
Низкий – 4 детей не различают звуков, не могут определить местоположение его в слове, возникает большой вопрос о их дальнейшем обучении в школе.
Диагностическое обследование на конец года 2018-2019 (апрель):
Высокий – 8 детей имею высокий уровень, без затруднений отличают звуки, делят слова на слоги и выполняют звуковой разбор слова, определяют место положения звука в слове. Читают. Знают, что такое предложение, текст, пересказывают без затруднения прочитанное, могут определить подлежащее и сказуемое в предложении. Без затруднений печатает звуки на слух.
Средний – 7 детей, с небольшой помощью воспитателя составляют звуковую схему, без затруднений определяют место положение звука в слове, делят на слоги. Знаю, чем предложение отличается от слова. Без труда пересказывают прочитанный взрослым текст.
Низкий – 3 детей не различают звуков, не могут определить местоположение его в слове, возникает большой вопрос о их дальнейшем обучении в школе. Один ребенок продолжит обучение в детском саду.
В результате работы проекта получила ожидаемые результаты:
1.Большенство детей знают и умеют писать печатные буквы русского алфавита;
2. Определяют количество звуков в словах;
3. Определяют место заданного звука в слове;
4. Определяют количество слогов в слове;
5. Различают гласные и согласные звуки;
6. Различают твердые и мягкие согласные;
7. Знают способы определения звонкого и глухого звука.
8. Пересказывают услышанное и прочитанное самостоятельно.
9. Знакомы с понятием предложение и текст.
10. Определяют подлежащее и сказуемое в предложении.
Работу проекта считаю законченным, т.к. большинство детей полностью готовы к обучению грамоте в школе, цель и задачи проекта считаю выполненными. За 2 года работы проекта, мною были созданы пособия, написаны и придуманы игры и путешествия, которые с удовольствием сохраню и буду применять в дальнейшем. Для более удачной реализации, считаю необходимым начинать работу в средней группе- проекты на тему моторика, театрализация и лепка, могут способствовать в подготовки к обучению письму.
Проведено итоговое мероприятие в феврале 2019 года, по всем пунктом экспертом Грищенко Т.А. Зам. заведующего по образовательной работе, были поставлены 4 балла из 5. Вывод эксперта: цели и задачи реализованы в соответствии с ФГОС, регламент не нарушен, рекомендован для тиражирования.
ДИАГНОСТИКА.
Фонетика
1.Дифференцирование звуков: гласных, согласных: твёрдых – мягких, звонких – глухих. (9 баллов)
1.1. Гласный-согласный
Оборудование: фишки, обозначающие звуки; звуковые домики.
Воспитатель говорит ребёнку, что звуки потерялись, и предлагает ему «расселить» их по домам. Перед ребёнком – домики разных цветов. Воспитатель произносит звук, ребёнок находит для него домик согласно его обозначению и доказывает, почему этот звук поселился именно в этом домике.
1.2. Согласные: твёрдый – мягкий.
Оборудование: фишки, обозначающие звуки.
Воспитатель предлагает ребёнку поиграть в игру «Твёрдый – мягкий». Он произносит слова, а ребёнок выбирает фишку, обозначающую первый звук: твёрдый звук синяя фишка, мягкий звук – зелёная.
1.3. Согласные: звонкий – глухой.
Оборудование: тестовые картинки для подготовительной группы
Перед ребенком четыре картинки, воспитатель предлагает наложить сверху колокольчик на те картинки, в которых первый согласный звук звонкий-глухой. Дети используют метод «закрой ушки».
2.Выделение гласного звука в начале, середине и конце слов.
Оборудование: предметные картинки, схемы с кружками. Используется пособие сделанное воспитателем.
Задание построено на игровом упражнении «Выбери картинку». Воспитатель предлагает ребёнку из ряда картинок выбрать одну, название которой начинается с одного из гласных звуков.
3. Выделение согласного звука в начале, середине и конце слов.
Может быть аналогичное упражнение, используемое выше.
Примечание: используем односложные слова с мягкими и твёрдыми согласными звуками.
Воспитатель произносит слово и предлагает ребёнку выделить согласные звуки, стоящие в начале и в конце слова с обоснованием своего ответа.
4. Звуковой анализ слов.
Оборудование: фишки, обозначающие согласные звуки.
Воспитатель моделирует игровую ситуацию «Разноцветные окна». Педагог зачитывает слова, а ребёнок сначала выкладывает с помощью фишек звуковую модель слова и определяет последовательность звуков, затем даёт полную характеристику этих звуков.
Вариант 2
Оборудование: предметные картинки. Воспитатель предлагает ребёнку назвать каждую картинку и построить «звуковой домик» для данного слова-названия.
5.Деление слов на слоги.
Оборудование: слоговый схемы, распечатанные слова, тестовые картинки для подготовительной группы, умные книжки Земцова О.Н.
Вариант 1 Воспитатель предлагает разрезать отрезок бумаги на количество кусочков равное количеству слогов определенного слова
Вариант 2 Воспитатель предлагает соединить схемы слов с картинками
Вариант 3 Воспитатель предлагает распечатку из умных книжек стр. 87
6.Ударение.
Продолжается выполнение задания выше.
Грамматически строй речи.
7. Понимание смысла текста. Пересказ.
Оборудования: рассказ В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» ( Читается без названия.)
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли лес. После утомительной дороги они сели на траву отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца.
Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели боясь пошевелиться.
Соловей перестал петь. Оля собрала остатки еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой этот мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… Перед соловушкой… - тихо ответила Лида.
Воспитатель читает рассказ 2-3 раза и предлагает детям:
а) озаглавить рассказ;
б) пересказать его текст;
в)составить схему предложения: «Маленькие девочки пошли в лес».
Диагностика проводится по трех балльной системе:
-полный ответ – 3 балла;
-анализ с ошибками – 2 балла;
-ответ с помощью воспитателя – 1 балл;
-отсутствие ответа – 0 баллов
Высокий уровень- от 27 баллов до 18 баллов
Средний уровень- от 17 баллов до 9 баллов
Низкий уровень- ниже 9 баллов
КОМПЛЕКСНЫЙ ТЕСТОВЫЙ МЕТОД ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
(Ф.Г.Даскалова)
Т е с т 1. Свободные словесные ассоциации по определённому слову.
З а д а ч а : «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое слово, какое ты хочешь».
Стул.
Мяч.
Иван.
Зайчик.
Пою.
Красный.
О ц е н к а: по крайней мере, 3 верных ответа, (то есть адекватные слову-раздражителю ассоциации).
Т е с т 2. Ассоциативное дополнение слова в предложении – подбор и активное употребление имён существительных.
Ребёнок толкает …
Девочка качает …
Зайчик хрупает …
Мама стирает …
Девочка поливает …
О ц е н к а: 5 верных ответов.
Т е с т 3. Подбор и активное употребление глаголов.
Что делает зайчик?
Что делает ребёнок?
Что делает петух?
Что делает мама?
Что делает папа?
О ц е н к а: 5 верных ответов.
Т е с т 4. Подбор и активное употреблении имён прилагательных.
Какое яблоко?
Какая собака?
Какой слон?
Какие цветы?
Какая зима?
О ц е н к а: 5 верных ответов.
Т е с т 5.Практическое приложение грамматических (морфологических правил) изменения слов.
Как говорится о маленьком стуле? А если их много?
Как говорится о маленькой собаке? А если их много?
Как говорится о маленьком яблоке? А если их много?
О ц е н к а: 2 верных ответа.
Т е с т 6. Составление предложения по одному определённому слову.
Мальчик.
Кукла.
Мишка.
О ц е н к а: 2 верных ответа.
Т е с т 7. Составление предложения по трём определённым словам.
Кукла, девочка, платье.
Тётя, плита, пища.
Дядя, грузовик, дрова.
О ц е н к а: 2 верных ответа.
Т е с т 8. Ассоциативное дополнение придаточной части в сложноподчи-нённом предложении – раскрытие логического вербального мышления.
Он вышел, когда …
Он не пошёл на прогулку, потому что …
Он не вышел во двор, куда …
Он не взял игрушку, которая …
О ц е н к а: 3 верных ответа.
Т е с т 9. Открытие и исправление грамматических ошибок посредством переконструирования предложения – обнаружение чутья к грамматической правильности.
З а д а ч а: «Скажу тебе несколько предложений, но будь осторожен, так как в них есть ошибки. Можешь их исправить?»
Он ушла на реку.
Там увидел маленький рыбку.
Потом бросил один камни.
Из реки выпрыгнула зелёный лягушка.
О ц е н к а: 3 верных ответа (исправление можно сделать по любым из двух возможных способов переконструирования).
Т е с т 10. Словесное объяснение определённого действия в его последова-тельности.
З а д а ч а: 1. «Объясни мне, как из этих кубиков можно сделать домик».
2. «Объясни мне, как играть в прятки или в игру, которую ты знаешь и любишь».
О ц е н к а: полное и понятное объяснение одной из задач.
Т е с т 11. Практическое осознание основных языковых элементов.
Скажи одно слово!
Скажи одно предложение!
Скажи один звук!
О ц е н к а: 3 верных ответа.
Т е с т 12. Произвольное и сознательное построение устного высказывания. Задача: « Хочешь, сыграем в игру «Запрещённые слова»? Я буду спрашивать тебя о чём-либо, а ты мне должен отвечать, не употребляя при составлении предложения запрещённые слова».
Что любит зайчик? (Запрещённые слова: морковь , зайчик.)
Что делает собака? (Запрещённые слова: собака, лает).
Какая лиса? (Запрещённые слова: лиса, хитрая.)
О ц е н к а: 2 верных ответа (ответ должен быть предложением, то есть 2 связанных между собой слова)