Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
Методические объединения, педсоветы, масстер-классы (сертификаты, пресс-релизы, приказы)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение 1 к приказу
МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский
от 25.08.2021 г. № 156
План работы Клуба успешного педагога
на 2021-2022 учебный год
Цель: повышение профессионально-личностного роста молодых педагогов.
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные |
1 | Организация наставничества для молодых педагогов, имеющих трудности в практической педагогической деятельности. Закрепление педагогов-наставников для молодых специалистов | Август-сентябрь | заведующий Ширманова С.И. Зам. заведующего Ермолаева Н.В. |
2 | Тренинг «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ» Рекомендации «Логопедический уголок, как часть предметно-развивающей среды в группе» Из опыта работы «Организация сюжетно-ролевой игры» | Сентябрь | Педагог-психолог Кочурова А.А. учитель-логопед Титова В.А. Крюкова Т.Н. воспитатель Соколова Н.В. Лесникова Е.В. |
3 | Тренинг «Трудные дети»
Мастер-класс «Словесные игры, направленные на развитие речи и формирование фонематического слуха» Мастер-класс «Основы проведения общей артикуляционной и дыхательной гимнастики» | Октябрь | Педагог-психолог Кочурова А.А. Добровольская С.В. воспитатель Журавлева М.В. Петренко И.Д.
учитель-логопед Титова В.А. Молоканова Т.Н. |
4 | Интеллектуальная игра «Игра - ведущий вид деятельности» Мастер-класс «Изготовление и использование лепбуков в работе с детьми» | Ноябрь | Воспитатель Герасимова О.В. Сазанова С.Н. Соколова Н.В. Кондратьева Н.В. |
5 | Консультации «Экономическое воспитание дошкольников как фактор социализации личности» Семинар-практикум «Обучение старших дошкольников решению арифметических задач методом моделирования» | Декабрь | Воспитатель Чернышева А.В. Целикова Н.Ю. Лелюхина Л.Ф.
|
6 | Опыт работы «Нейрогимнастика для дошкольников» Мастер - класс «Экспериментирование с детьми с различными материалами» Деловая игра «Чтобы прогулка была интересной» Мастер - класс «Как реагировать на агрессию ребенка, чтобы она не повторялась» | Январь | Воспитатели Кузнецова А.А.
Герасимова О.В. Лебедева А.Г.
Королева О.М.
Педагог-психолог Добровольская С.В. |
7 | Творческая гостиная «Экологические игры для дошкольников» «Знакомство с окружающим природным миром посредством дидактических игр» «Формирование основ безопасного поведения дошкольников посредством игр» | Февраль | Воспитатель Кукарина Л.Н. Сазанова С.Н.
Буланова Н.Г. Гафарова М.В. Соколова Н.В. Кузина Е.А. |
8 | Мастер-класс «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности посредством коммуникативных игр, упражнений, танцев» Опыт работы «Инновационные формы взаимодействия с родителями» Консультация «Демонстративные дети» | Март | Музыкальный руководитель Петухова Т.А. Коцебук С.С Афанасьева Н.В. Кислицина Ю.В.
Педагог-психолог Добровольская С.В. |
9 | Опыт работы «Игры-речевки как средство речевого развития и поддержки активности» Деловая игра «Знаете ли вы?» | Апрель | Воспитатель Пахаренко Е.В. Буланова Н.А. |
10 | Педагогический пробег «Профессиональное самосовершенствование»: - Презентации успешных педагогов «Я и мои воспитанники» - Анализ работы ШУП. Определение основных направлений на следующий учебный год. | Май | Зам. зав. Ермолаева Н.В., Чараева Н.А., Руководитель КУП, молодые педагоги |
Приложение 2,к приказу
МАДОУ д/с «Улыбка» п. Малиновский
от 25.08.2021 г. № 156
Список наставников, закрепленных за молодыми педагогами
№ п/п | ФИО наставника | Должность | ФИО молодого специалиста | Должность |
1 | Герасимова О.В. | Воспитатель | Пахаренко Е.В. | Воспитатель |
2 | Лелюхина Л.Ф. | Воспитатель | Приходько О.А. | Воспитатель |
3 | Соколовой Н.В. | Воспитатель | Королёва О.М. | Воспитатель |
4 | Титова В.А. | Учитель-логопед | Окулова С.С. | Учитель-логопед |
5 | Гафарова М.В. | Воспитатель | Глатенко А.А. | Воспитатель |
6 | Кондратьева Н.В. | Воспитатель | Устимкина Е.С. | Воспитатель |
7 | Абзалова Р.М. | Воспитатель | Бритякова В.А. | Воспитатель |
8 | Чараева Н.А. | Заместитель заведующего | Колобзарова А.В. | Инструктор ФК |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Проведённого мероприятия
Мастер –класс с воспитателями ДОУ по телесно-ориентированной терапии.
Подготовила:
Педагог-психолог
МАДОУ «Улыбка»
Кочурова А.А
17 марта 2020 года в детском саду «Улыбка» корпус п.Таёжный для педагогов проводился мастер-класс. Встреча была посвящена телесно-ориентированной терапии – одному из самых современных и продуктивных направлений в психологической практике при работе с детьми дошкольного возраста. Именно эта терапия помогает ребенку снять накопленное напряжение, а также научиться понимать и контролировать свое тело и эмоции. Были показаны игровые упражнения и задания, которые воспитатели могут применяться во время занятий с детьми, чтобы регулировать эмоциональное напряжение, работать с агрессией и тревожностью.
Мастер-класс начали с ритуала-приветствия «Желаем добра». В основной части для активизации участников группы, а так же для повышения настроения и самооценки, были проведены упражнения «Аплодисменты», для создания положительного эмоционального фона упражнение «Хвост Бабы-яги».
Подводя итоги встречи, педагоги проговорили о том, что полезного они узнали, что для них было важным. Мероприятие прошло в теплой, дружеской атмосфере.
Благодарю всех участников мастер-класса за совместную работу.
Предварительный просмотр:
ПРЕСС-РЕЛИЗ
Мастер класс для воспитателей ДОУ.
«Коррекционно-развивающие возможности кинетического песка в работе с дошкольниками»
Подготовила:
Педагог-психолог
МАДОУ 2Улыбка»п.Малиновский
Кочурова А.А.
11 марта 2019 года в нашем детском саду «Улыбка» п.Таёжный для воспитателей был организован и проведён мастер-класс.
На мероприятии присутствовали 8 человек.
Мастер-класс как завершающая часть работы по теме самообразования «Коррекционно-развивающие возможности кинетического песка в работе с дошкольниками», где я поделилась опытом, в процессе активного педагогического общения. В первой части мастер-класса я познакомила педагогов с историей возникновения кинетического песка, технологическими возможностями этого материала и его использованием в процессе художественного творчества (лепка). Во второй части постаралась вызвать интерес к кинетическому песку через практическую деятельность.
При рефлексии прошла дискуссия по результатам совместной деятельности.
Все присутствующие поделились своими впечатлениями. Высказали, какие чувства испытали, когда окунулись в мир творчества? Что вы приобрели полезного?
Результатом нашей работы стала эта замечательная сказочная композиция из песка.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п.Малиновский»
Мастер-класс для воспитателей.
««Игры по методике Монтессори, из подручного материала»
Подготовил:
педагог-психолог Кочурова А.А
2021 г.
Мастер-класс для педагогов
«Игры по методике Монтессори, из подручного материала»
Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию, направленных на развитие органов чувств, познавательной активности, самостоятельности, мелкой моторики по методике Монтессори.
Задачи:
1. Показать актуальность использования элементов педагогической системы М.Монтессори в условиях реализации ФГТ.
2. Раскрыть суть метода, основные идеи и принципы метода М.Монтессори.
3. Активизировать творческую активность участников, умение работать в команде.
4. Способствовать созданию благоприятного психологического настроя, атмосферы доверия и сотрудничества.
Материалы оборудование:
• плотный картон (подойдут обувные коробки или гофрированный картон);
• цветная или самоклеящаяся бумага;
• ватман для основы или иной подходящий материал;
• пуговицы или бусины;
• проволока;
• ножницы, канцелярский нож;
• клей;
• карандаш;
• линейка;
• циркуль.
Предварительная работа: изучение методической литературы по проблеме, составление модели проекта мастер-класс.
1. Вводно- организационный этап.
Задачи:
-создать благоприятный психологический настрой, атмосферу доверия и сотрудничества;
-познакомить с темой, целями и задачами мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги!
— Мы рады приветствовать вас в нашем образовательном учреждении и надеемся, что наше сотрудничество сегодня будет взаимоприятным, полезным и плодотворным.
Моя тема самообразования «Развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Монтессори» изходя из темы, сегодня я проведу мастер-класс «Игры по методике Монтессори, из подручного материала»
2. Этап восприятия, расширения имеющихся представлений и усвоения нового материала
Задачи:
-показать актуальность педагогической системы М.Монтессори в условиях реализации ФГОС.
— раскрыть суть метода, основные идеи и принципы метода М.Монтессори
— познакомить с предметно-развивающей средой в группе раннего возраста
Методы и приемы: презентация дидактических игр с опорой на выставочный материал.
Актуальность: В ФГОС сказано, что «…Образовательный процесс должен соответствовать принципу развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости, позволять решать цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра…»
Таким образом, можно предположить, что специально подготовленная предметно-развивающая среда для развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста и использование дидактических игр и элементов системы М. Монтессори, будут способствовать реализации ФГОС и формированию таких интегративных качеств детей как:
— «Любознательный, активный»;
— «Эмоционально отзывчивый»;
— «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»;
— «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы), адекватные возрасту;
-«Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»;
-«Овладевший, необходимыми умениями и навыками».
-А сейчас давайте коротко вспомним, кто такая М. Монтессори?
Мария Монтессори (31.08.1870-06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог. Свою педагогическую систему М. Монтессори называла «системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде».
Основные принципы педагогической системы М.Монтессори:
(Прошу обратить ваше внимание, принципы представлены в полном объеме, а их реализация представлена в соответствие с возрастными особенностями детей раннего возраста.
Основные принципы системы М. Монтессори?
1.Свобода выбора.
-предметно-развивающая среда устроена таким образом, что ребенок самостоятельно выбирает себе занятие
-дети начинают прислушиваться к себе, лучше понимать себя.
2.Наличие специального комплекта дидактического материала по системе.
-Материалы должны находиться в свободном доступе. И распределены по зонам.
Зона упражнений с сыпучими материалами.
Ребенок в возрасте 1,5 – 3 лет проживает фазу интереса к мелким предметам. На основе этого строится работа, связанная с манипуляцией мелкими предметами, их классификацией, сортировкой, пересыпанием и т.д. Все это благотворно влияет на развитие мышления и речи ребенка.
Зона упражнений с водой.
Упражнения с водой для ребенка до трех лет не имеют принципиально отдельного функционального значения. Они выполняют функцию среды для развития мелкой моторики, но, кроме этого, производят терапевтический эффект: снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка. Ещё упражнения с водой являются общеподготовительным этапом для последующего освоения упражнений в практической жизни. В них присутствует явный контроль ошибки – пролитая вода, и простой способ её устранения – протирание подноса, стола или пола.
Зона установления причинно-следственных связей.
Модульное оборудование дает возможность наблюдать за процессом взаимодействия предметов окружающей действительности, устанавливать причинно-следственные связи. В процессе целенаправленной деятельности, когда ребенок использует свои знания и умения, отслеживая получаемые результаты и исправляя допускаемые ошибки, развивается мышление ребенка. В процессе усложнения действий происходит развитие движений кисти руки. Здесь же ребенок впервые знакомится с такими способами работы, как подбор пары и построение ряда.
Зона сенсорного развития. Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств:
— развития зрительного восприятия: восприятие размера; восприятие цвета; восприятие формы.
— развития стереогностического чувства: геометрические тела.
— развития тактильного восприятия: шероховатые таблички, ящик с тканями.
— развития слухового восприятия: шумовые цилиндры.
— развития барического чувства: весовые цилиндры, весовые таблички.
— восприятия тепловых ощущений: тепловые таблички, тепловые бутылочки.
— развития обоняния: бутылочки или коробочки с запахами.
— развития вкусовых восприятий: бутылочки с жидкостями, имеющими разные вкусы.
Зона продуктивной изо-деятельности.
Следует обратить внимание, что мы не учим детей рисовать в привычном смысле этого слова, то есть мы не должны учить ребенка технологии передачи нашего взрослого образа путем проведения «правильных линий». Наоборот, важнейшей задачей становится совместное художественное проживание образа, который сформировался у ребенка, выбор подходящих материалов, техник, способов передачи образа, работа с линией, цветом, композицией.
Зона развития крупной моторики.
Возможность находиться в движении обеспечивает нормальное мозговое кровообращение, высокую познавательную активность. Результатом освоения этой зоны может быть развитие вестибулярного аппарата, гибкости, координации движений, укрепление мышц.
Зона развития речи.
В этот период ребенок нуждается в такой среде, которая позволяла бы расширять словарный запас, давала много новых ощущений, впечатлений и возможность усвоения понятий.
3.Контроль ошибок
-ребенок самостоятельно видит свои ошибки и старается исправить их.
4. Наличие определенных правил работы в Монтессори — среде.
-убери за собой;
-работа на ковре;
-работа в тишине, не мешая друг другу
5. Дети – активные участники процесса обучения
— часто не взрослый обучает детей, а дети обучают друг друга лучше, чем взрослые.
6. Не делай за ребенка то, что он может сделать сам.
-взрослый должен научиться вести ребенка к «учению», чтобы потом самоустраниться и оставаться в роли наблюдателя, сопровождающего процесс познания.
7. Отсутствие оценок взрослого
— научить ребенка самого адекватно оценивать собственную деятельность.
8. Отсутствие соревновательного момента.
— не сравнивать ребенка с другими
Главный принцип методики М.Монтессори:
«Помоги мне сделать это самому!»
Методика М.Монтессори не противоречит ФГТ и способствует развитию:
— сенсорных способностей
— мелкой и крупной моторики
— органов чувств и др.
Хочу отметить, что идеи М.Монтессори, поддержали и продолжили советские ученые: Е.И. Тихеева, Г.А Урунтаева, Ю.А.Афонькина. Ряд ее идей положено в основу сенсорного воспитания, разработанного А.В.Запорожцем и его учеником Л.А.Вегером.
Сегодня мы будем делать Рамки - вкладыши
Для того чтобы самостоятельно сделать вкладыши вам потребуется:
- плотный картон (подойдут обувные коробки или гофрированный картон);
- цветная или самоклеящаяся бумага;
- ватман для основы или иной подходящий материал;
- пуговицы или бусины;
- проволока;
- ножницы, канцелярский нож;
- клей;
- карандаш;
- линейка;
- циркуль.
Как сделать:
Вырезаем из картона равные прямоугольники. Количество прямоугольников определяется количеством форм, с которыми вы будете знакомить малыша. Для годовалого ребенка будет достаточно 4 основных фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
В каждом прямоугольнике пользуясь канцелярским ножом, вырежьте несколько одинаковых фигур, отличающихся размером.
Оклейте их цветной или самоклеящейся бумагой. Постарайтесь сделать так, чтобы все фигуры одной формы были оклеены разными цветами.
К каждому вкладышу посередине закрепите пуговицу или бусину с помощью проволоки. Это упростит для малыша их использование.
Приклейте получившиеся рамки к основе.
Ваши вкладыши готовы. Можно проводить занятие. С помощью такой рамки можно выучить с малышом цвета, геометрические фигуры, научиться сравнивать предметы по размерам. Предназначается данное пособие для детей от года.
Как видите, очень много Монтессори материалов без труда делаются своими руками. Для их изготовления вам не придется много покупать, в основном игрушки сделаны из подручных средств. В магазинах аналоги этих дидактических игр обойдутся вам очень недешево.
Приведу пример 7 игр:
1. «Бумажные шарики и улитки»
Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от взрослых особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой "бумажной" игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится!
2. «Веселые прищепки»
Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.
3. «Коробочка с тканями»
Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
4. "Больше и меньше"
Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.
5. "Цветные дорожки":
бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.
6. «Разложим по порядку».
Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.
7. Игра c цветами
Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.
Рефлексия. Игра «Если бы я был волшебником…»
Наша встреча подходит к концу. Прошу вас, закройте глаза и представьте себя волшебниками. Если бы вы были волшебниками, то сегодня на сегодняшней встрече
Исправили бы…..
Сделали бы…..
Добавили бы….
Похвалили……
А теперь откройте глаза. Поделитесь своими мыслями и ощущениями.
Спасибо за внимание. Надеюсь что сегодняшнее мероприятие было вам полезно и вы будите применять данные игры в свое работе.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одним из направлений в работе педагога-психолога, является просветительская деятельность с родителями и педагогами, которая предполагает разнообразные формы и методы взаимодействия. В данной разработке описывается информационная технология изготовление газеты « ПСИХОЛОГиЯ », которая используется в просветительской деятельности педагога-психолога с родителями и педагогами дошкольного учреждения. В разработке содержится рекомендации по созданию газеты и представлен опыт изготовления газеты и готовая газета « ПСИХОЛОГиЯ ». Материалы будут полезны специалистам: педагогам-психологам, учителям-логопедам, педагогам образовательных организаций. Актуальность
Создание и сохранение единого информационного пространства для всех участников педагогического процесса через изготовление газеты. Цель:
Определение направлений и подготовка сюжетов, фотографий, заметок по интересующей проблеме для газеты. Выпуск психологической газеты « ПСИХОЛОГиЯ ». Просвещение педагогов и родителей по вопросам психологического развития детей. Оказание взрослым квалифицированной педагогической, методической помощи по вопросам воспитания, обучения, оздоровления детей. Информирование об изменениях в нормативно-правовой базе. Прогнозируемый результат: - Ежеквартнальный выпуск газеты « ПСИХОЛОГиЯ ». - Повышение уровня информированности педагогов и родителей. Задачи:
Подготовительный этап: Составила план работы над газетой; Ресурсное обеспечение для изготовления газеты: приобрела цифровой фотоаппарат; ноутбук; цветной принтер; загрузила программу Microsoft Office Publisher 2007, 2010 Дополнительные расходные материалы: цветные картриджы для принтера; бумага для принтера А4. Основной этап: Разработала макет газеты. При изготовлении газеты использовала программу Microsoft Office Publisher 2007, 2010. Подготовка материалов для статей и консультаций в газету. Подборка фотоматериалов. Заключительный этап: Выпуск газеты. Анализ работы над газетой. Корректировка возникших проблем. Этапы работы по изготовлению газеты
Газета « ПСИХОЛОГиЯ »
Газета « ПСИХОЛОГиЯ »
И так, использование информационных технологий, а именно изготовление газеты, хорошее подспорье в работе как педагога-психолога, так и всех участников образовательного процесса. Изготовление газеты – это интересный, трудоёмкий, очень сложный процесс. И им могут заниматься как специалисты, так и воспитатели образовательных учреждений . Данная форма работы эффективна в информационном просвещении, способствует повышению уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах психологии, развития и воспитания детей. У кого ещё нет газеты, советую подумать над её созданием. Заключение
Константинова А. Н. Издательская деятельность в детском саду как одна из форм взаимодействия с родителями / А. Н. Константинова, И. Ю. Суровцева // Логопед: научно-методический журнал. – 2008. Нагаева Т. А. Информационно-психологическая газета «Цветик- семицветик » / Т. А. Нагаева // Управление дошкольным образовательным учреждением: научно-практический журнал. – 2009. Творогова Е. Проект по созданию газеты в ДОУ «Страница взаимопонимания» / Е. Творогова // www.maam.ru/ detskijsad /proekt-stranica-vzaimoponimanija-proekt-gazety-v-dou.html . Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: методическое пособие / cост . М. Н. Солоневичева . – СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», – 88 с. https://sites.google.com/site/vospitatellevina/gazeta-raduga-duga . http://festival.1september.ru/articles/501858/ . http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/proektnaya-deyatelnost/news3221.html . Список использованных источников.