Использование современных оценочных средств (диагностические методики используемые в работе педагога-психолога) .
Комплексная диагностика компонентов психологической готовности к школе, карта индивидуального сопровождения, мониторинг готовности к школе подготовительных групп, диагностический комплекс на все возраста на начало и конец года.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п.Малиновский.
Карта наблюдения за эмоционально-социальным развитием воспитанника
Подготовила:
педагог-психолог
Кочурова А.А.
Таёжный, 2020 год.
Пояснительная записка.
Важность диагностики эмоциональной сферы дошкольников определяется особой и дифференцированной ролью эмоций в формировании познавательных процессов, организацией поведения и социальной адаптацией на этом этапе развития. Положительные эмоции, в основном характерные для ребенка, оказывают активирующее влияние на функции мозга. Они облегчают восприятие информации, ее запоминание, являются основным фактором привлечения и удержания внимания, тем самым оказывая стимулирующее воздействие на развитие познавательной деятельности. Сдвиги в эмоциональной сфере: доминирование отрицательных эмоций, высокая тревожность снижают возможности когнитивного развития, ухудшают адаптацию к факторам внешней среды.
Для детей с преобладанием отрицательных эмоций при изменении социальной среды характерно неблагополучное течение адаптационного процесса, сопровождающееся срывами гомеостатических и защитных механизмов, снижением иммунитета, ухудшением здоровья.
Диагностика эмоционального профиля ребенка и выявление отклонений в эмоциональной сфере необходимы перед поступлением ребенка в школу для своевременной коррекции и предотвращения возможных стрессов и срывов в поведении и здоровье.
Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка
№ | Параметры | 4 балла | 3 балла | 2 балла | 1 балл | |
Адекватность поведения, самоконтроль | 1 | Поведение ребенка Адекватно ситуации | Всегда | Чаще всего | Редко | Поведение неадекватно ситуации |
2 | Умеет следовать указаниям взрослых | Всегда следует указаниям взрослых | Чаще всего | Редко следует, трудно управляем | Не принимает во внимание указания взрослого | |
3 | Может управлять своим поведением | Да | Чаще всего | Редко | Не может управлять своим поведением | |
4 | Реагирует на положительную оценку своей деятельности взрослыми | Доволен, увеличивает продуктивную активность | Доволен, Последующая активность непродуктивна | Довольствуется достигнутым | Неадекватно реагирует (смущается, огорчается, не замечает) | |
5 | Реагирует на отрицательную оценку своей деятельности | Адекватно, прислушивается, корректирует поведение | Прислушивается, пытается что-то исправить | Не замечает | Неадекватно реагирует (радуется; проявляет агрессию; замыкается в себе) | |
6 | Особенности активности: | Всегда активен, любознателен | Активность чередуется с периодами отдыха | Активен, но быстро утомляется; или активен до назойливости | Слишком активен, повышенн возбудим; Вял, пассивен | |
7 | Навыки самообслуживания | В состоянии обслужить себя сам полностью | В основном, обслуживает себя | Обслуживает себя редко | Пассивен, только принимает помощь | |
Игровая деятельность | 8 | Умеет понимать правила игры | Всегда понимает одним из первых | Понимает правила игры | С трудом понимает правила игры | Не понимает правила игры |
9 | Умеет принимать правила игры | Принимает правила и может контролировать других детей | Принимает правила, старается следовать, иногда нарушая их | Часто нарушает правила | Не принимает правила игры | |
10 | Может занять себя сам | Легко находит себе занятия как в одиночку, так и в группе | Включается в занятия других детей | Занимает себя, наблюдая за другими детьми | Не может себя занять, пассивен или мешает другим детям | |
Особенности коммуникаций со взрослыми: | 11 | Социальные связи со взрослыми: | легко идет на контакт со взрослыми | Избирательно, чаще идет на контакт | Избирательно, но чаще не идет на контакт | Трудно идет на контакт |
12 | Стремится к совместной деятельности со взрослыми | Да, всегда | Часто стремится | Недостаточно, редко | Нет | |
13 | Принимает помощь взрослого и руководствуется ею в своей деятельности | Да, всегда | Часто принимает | Недостаточно принимает, редко | Не принимает помощь, не руководствуется | |
14 | Обладает "Чувством дистанции" | Да, всегда | Чаще всего | Редко | Нет | |
15 | Привязанность к кому-либо из взрослых | Есть | "Липнет" ко всем. | Боится взрослых, плачет | Ни к кому не привязан, равнодушен | |
Особенности коммуникаций с детьми | 16 | Социальные связи с детьми | Легко идет на контакт с детьми | Избирательно, чаще идет на контакт | Избирательно, но чаще не идет на контакт | Трудно идет на контакт |
17 | Умеет договариваться с детьми, ладит с ними | Всегда | Часто | Редко | Не умеет | |
18 | Предпочитает играть в одиночку | Редко | Иногда | Часто | Всегда | |
19 | Охотно принимает участие в играх, предложенных другими детьми | Очень охотно | Соглашается играть | Редко играет в игры, придуманные другими детьми | Никогда не играет в игры, придуманные другими детьми | |
20 | Пытается быть лидером в детском коллективе | Всегда, и у него получается | Часто пытается, но не всегда удачно | Не претендует на роль лидера ни в чем | Отказывается быть лидер | |
21 | Умеет переживать и Сочувствовать(исключая конфликтные ситуации) | Да, помогает другому, жалеет его | Да, изредка | Наблюдает за другим ребенком | Смеется над ребенком, ведет себя неадекватно | |
22 | Конфликтность | Неконфликтен | Редко | Часто | Сознательно провоцирует конфликты | |
23 | Агрессивность | Мирно уживается с детьми | Редко и по делу | Часто | Проявляет физическую агрессию по отношению к детям и взрослым | |
Эмоциональные особенности | 24 | Преобладающе настроение | Бодрое, уравновешенное, в основном, хорошее; незлопамятен, трудно вывести из себя. | В основном, ровное настроение. | Раздражител ное,возбужденное. | Плохое и хорошее настроение задерживается надолго. Подавленное. Вялое. Неустойчивое, очень часто меняется по незначительным поводам. |
25 | Выраженность эмоций | Выражены хорошо все оттенки эмоций | Эмоции на лице не выражает, лицо застывшая маска | |||
26 | Тревожность, боязнь нового | Низкая тревожность. Активность и любознательность | Средняя мобилизующая тревожность | Высокая тревожность, беспокойство | Повышенная тревожность до нарушений деятельности или крайне низкая тревожность, снижен инстинкт самосохранения. | |
27 | Пугливость | Нет | Может испугаться, но быстро успокаивается | Достаточно сильно боится чего-то одного | Много страхов | |
28 | Плаксивость | Нет | Редко | Часто | Постоянно "Глаза на мокром месте", плачет по Незначительным поводам | |
29 | Доброжелательность | Да | Часто | Редко | Нет | |
30 | Жизнерадостен и оптимистичен | Да | Часто | Редко | Нет |
Бланк карты наблюдений за эмоционально-социальным развитием
воспитанника
Ф.И. воспитанника _____________________________________________ Возраст ________
Группа № ______ Дата заполнения ____________________
ФИО воспитателя_____________________________________________________________
№ | Параметры | Оценка эмоц.-соц. развития ребёнка | |
1 | Адекватность поведения, самоконтроль | Поведение ребенка адекватно ситуации | |
2 | Умеет следовать указаниям взрослого | ||
3 | Может управлять своим поведением | ||
4 | Реагирует на положительную оценку своей деятельности взрослыми | ||
5 | Реагирует на отрицательную оценку своей деятельности | ||
6 | Особенности активности: | ||
7 | Навыки самообслуживания | ||
8 | Игра | Умеет понимать правила игры | |
9 | Умеет принимать правила игры | ||
10 | Может занять себя сам | ||
11 | Особенности коммуникац ий со взрослыми | Социальные связи со взрослыми: | |
12 | Стремится к совместной деятельности со взрослыми | ||
13 | Принимает помощь взрослого и руководствуется ею в своей деятельности | ||
14 | Обладает "Чувством дистанции" | ||
15 | Привязанность к кому-либо из взрослых | ||
16 | Особенности коммуникаций с детьми | Социальные связи с детьми | |
17 | Умеет договариваться с детьми, ладит с ними | ||
18 | Предпочитает играть в одиночку | ||
19 | Охотно принимает участие в играх, предложенных другими детьми | ||
20 | Пытается быть лидером в детском коллективе | ||
21 | Умеет переживать и сочувствовать (исключая конфликтные ситуации) | ||
22 | Конфликтность | ||
23 | Агрессивность | ||
24 | Эмоциональны е особенности | Преобладающее настроение | |
25 | Выраженность эмоций | ||
26 | Тревожность, боязнь нового | ||
27 | Пугливость | ||
28 | Плаксивость | ||
29 | Доброжелательность | ||
30 | Жизнерадостен и оптимистичен | ||
Общая оценка эмоционально-социального развития ребенка Уровень развития | |||
Оценка результатов: 4 балла - Высокий уровень: (100 - 120 баллов по карте)
3 балла - Средний уровень:(78 - 99 баллов по карте)
2 балла - Ниже среднего: (53 - 77 баллов по карте)
1 балл - Низкий уровень: (30-52 баллов по карте)