Картотека игр

Кочурова Анна Александровна

Игры на релаксацию, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, внимания, мелкой моторики и т.д.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Улыбка» п.Малиновский

Картотека

«Игры с песком»

    Подготовила:

                                                              Педагог-психолог Кочурова Анна Александровна

2018 год

«В гостях у Песочной Феи»

Цель: знакомство детей с правилами поведения в песочнице; снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления.

Оборудование: песочница, кварцевый песок, песочная фея (маленькая куколка), колокольчик (или песочные часы), таз с водой и полотенца для мытья рук.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Взрослый знакомит детей со своей игрушкой – Песочной Феей: «Песочная Фея – это добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир». От имени Феи педагог рассказывает о правилах поведения в песочнице: «Песочная Фея просит тебя, малыш, беречь песчинки – не выбрасывать их из песочницы. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики”. Педагог от имени Феи просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно. Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу. Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной, перетирает песок между пальцами, ладонями (старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения). От имени Феи педагог говорит: “В моей стране может идти необычный песочный дождик. Вы сами можете устроить такой дождик. Смотрите, как это происходит». Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания, мытьем рук.

«Необыкновенные следы на песке»

Цель: снижение психофизического напряжения; регуляция мышечного напряжения, расслабления; формировать знания о свойствах песка (простейшее экспериментирование).

Оборудование: песочница, кварцевый песок, вода в кувшине, песочная фея (маленькая куколка), колокольчик (или песочные часы), таз с водой и полотенца для мытья рук.

Ход игры: Ритуал «вхождения». В начале игры появляется Песочная Фея, которая здоровается с детьми и просит их поздороваться с песком, намочить его. «В нашем песочном царстве появились гости». Педагог показывает, как «идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок; как «прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях; как «ползут змейки» - ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях); как «бегут жучки – паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом – «жучки здороваются»); «кроказябла» - дети создают на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (для старших дошкольников). Показ следов каждого животного можно сопровождать соответствующим стихотворением.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Оборудование: песочница.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Песочная фея: «В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».

  1. Ребенок медленно / быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
  2. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Узоры на песке»

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния

Оборудование: песочница. Различные предметы, природные материалы.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Песочная фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников».

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Песочный ветер»

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Оборудование: песочница, трубочки (можно использовать трубочки для коктейля).

Ход игры: Ритуал «вхождения». Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка.

При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Домики для животных»

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Оборудование: песочница, геометрические фигуры, фигурки животных.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Ребенку предлагается построить домики для любимых животных, фигурки которых он сам выбирает из коробки. Можно использовать пластиковые геометрические фигуры для построек, а можно строить пещерки из песка. Главное, не навязывать свои варианты, а просто подавать ребенку идеи, если он затрудняется. Во время игры взрослый перечисляет животных, называя их детенышей в единственном и множественном числе и т.п.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Отпечатки»

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Оборудование: песочница, вода с кувшином, разные формочки, геометрические фигуры.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Победитель злости»

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Оборудование: песочница, вода с кувшином.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог говорит детям: «Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник? Ответ детей. (Дети по примеру взрослого делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот).

Педагог показывает шар и говорит: «Это «шар-злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость». (Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар). Педагог: Теперь медленно выравните поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Победим страх»

Цель: установление психологического комфорта, положительного эмоционального состояния.

Оборудование: песочница, вода с кувшином, фигурки по выбору, бросовый и природный материал.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не «смоется») и вновь – чистая, ровная поверхность – страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает «веселую картинку» из материалов и фигурок, которые выбрал.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Я колючий только снаружи»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, вода с кувшином, фигурки на выбор.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог просит ребенка вылепить из песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять обидчика и закопать в песок (но закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все – негативных эмоций и переживаний нет, а значит «обидчик» больше не обидит. В конце игры ребенок выравнивает поверхность песочницы.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Кроты»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, перышко, палочки, кисточки.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно подуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Зарывание секретиков»

Цель: установление психологического комфорта.

Оборудование: песочница, вода в кувшине, игрушки, геометрические формы, различные «волшебные» предметы.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Ребенку предлагается взять корзину или поднос, подойти к столу и выбрать те фигуры и предметы, которые привлекают его внимание. Но выбирается только 5-6 предметов. Затем ребенок приглашается к песочнице и ему предлагается «по секрету» закопать, спрятать в песок те фигуры и предметы, которые он выбрал. Другому ребенку (который не видел какие «секретики» закрыты в песок) предлагается искать секреты. В процессе раскопов по открывающимся частям ребенок может догадаться, что там спрятано.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Песочный круг»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, природные материалы.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Песочные строители»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, геометрические фигуры, фигурки животных.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Песочная фея. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы. В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Песочные прятки»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, кисточки,

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог рассказывает детям: «Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами возьмем, друг друга за руки, закроем глаза и произнесем заклинание:

«Песочная фея нам помоги,

В темницу друзей заточили враги,

Взмахнем нашей кисточкой

Раз, два и три,

И наших друзей мы спасем из беды».

Педагог предлагает детям взять кисточки и аккуратно раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить друзей из темницы. Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки.

Педагог: Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ. Ребята, мы спасли жителей Песочной страны!

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Веселое купание»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, фигурки «подводных жителей»

Ход игр: Ритуал «вхождения». Педагог говорит: «Ребята, я предлагаю вам искупаться в теплом песке, но вам необходимо быть осторожными, ведь под «песчаной водой» есть жители, которых нельзя задевать».

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Сундучок с сюрпризами»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: Сундук с песком, разные предметы.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог предлагает детям открыть сундук с песком и предлагает им одним пальцем, выполняя круговые движения, найти сюрприз.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Песочные поединки»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, фигурки людей и персонажей.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог говорит: «Король сказочной страны объявляет жителям о поединке. Вам нужно выбрать себе действующих персонажей. Для того чтобы одержать победу, необходимо:

- соорудить совместно с персонажем друга сторожевую башню;

- проплыть под водой в песочной реке;

- написать парами песочное послание».

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Песчинки эмоции»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, разноцветный песок.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог говорит детям: «Ребята, создайте в песочнице картину «Песчаные эмоции», используя разноцветный песок».

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Портрет на песке»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, палочки.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог говорит детям: «Ребята, нарисуйте на песке свой портрет:

- когда вам дарят новую игрушку;

- когда вас обидели;

- когда вы испугались;

- когда увидели радугу».

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Рисуем фигуры на песке»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, палочки, повязки для глаз.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог предлагает детям завязать глаза повязкой и рисовать на поверхности песка палочкой или указательным пальцем ведущей руки разное количество фигур, прорисовывать различные линии, отличающиеся по длине, ширине, форме.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Дорога к другу»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжение.

Оборудование: песочница, разные предметы.

Ход игры: Ритуал «вхождения». На песке на некотором расстоянии ставятся две игрушки. Нужно длительной плавной струей образовать на песке дорожку от одной игрушки к другой.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Добрый великан»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, разные игрушки или предметы.

Ход игры: Ритуал «вхождения». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Нужно сдуванием песка обнаружить спрятанное.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Великая тайна пустыни»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, вода с кувшином.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог говорит: «Сегодня нам предстоит разгадать тайну. Но это сможет сделать только тот, кто подарит самое дорогое своему другу».

После словесного обсуждения подарков и поступков раскрывается тайна, что самое дорогое в пустыне — это вода. Педагог выступает в роли путника, которому очень хочется пить, и предлагает детям определенное количество воды. Им необходимо разделить воду на всех поровну.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Встреча с маленькими человечками»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, фигурки людей.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог рассказывает: «В небольшой песочной стране жили маленькие человечки. Они не умели радоваться. Я прошу вас научить их радоваться. Я прошу вас научить их радоваться с помощью мимики, жестов, движений. Покажите человечкам, как выглядит радость».

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Что же спрятано в песке?»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, разные фигурки.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог говорит: «Ребята, опустите руку в песок и постарайтесь определить и назвать спрятанные в песке фигурки».

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Автогонщик»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, вода с кувшином, машинки, флажки.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог проводит на влажном песке извилистую линию. Для маленькой машины она станет настоящей автотрассой. На трассе можно поставить флажки (палочки), которые во время гонки постараться не сбить.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Сад – огород»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, фигурки овощей и фруктов.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Педагог говорит: «Ребята, давайте посадим сад и огород. Как мы с вами знаем, фрукты посадим отдельно, овощи тоже отдельно». После посадки дети рассказывают, что где растет.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Чьи следы»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, вода с кувшином, геометрические фигуры, разные предметы.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Детям предлагается взять любые предметы и оставить отпечаток на влажном песке, и при этом говорить названия предметов и их величину.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Пекарня»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, вода с кувшином, разные фигурки.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Предложить детям испечь «пирожки», «торты», «пироги» разного размера и формы.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Ферма»

Цель: установление психологического комфорта и положительных установок, снятие эмоционального напряжения.

Оборудование: песочница, фигурки животных, растения, деревья.

Ход игры: Ритуал «вхождения». Предложить детям построить ферму или птичий двор, посадить сад, сделать грядку для овощей, разбить клумбу. На лугу могут пастись коровы, лошади, собака.

Игра в песочнице заканчивается ритуалом прощания и мытьем рук.

«Отпечатки»

Отпечатки, как барельефные, так и горельефные, на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формочки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т.п. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классификацию предметов, например — только геометрические формы, только животные.

«Песочные строители»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Педагог. Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф — только прямоугольной, а бегемотик хочет жить в квадратном доме. Помоги обитателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нужную формочку и сделай отпечаток.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы. Задание можно также усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

«Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игрыРебенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.

«Узоры на песке 1 вар».

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница, природный материал: камешки, шишки и др..

Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Педагог. Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников.

«Узоры на песке 2 вар».

Цель: развитие зрительно-моторной координации, процесса классификации, воображения.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, дорожки, то их можно использовать в играх на классификацию. Например, по волнистой дорожке идут только люди, по прямой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы — ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ставит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций человека: радость, грусть, злость, страх, удивление.

Психопрофилактические игры с песком

Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.

«Песочный круг»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Оборудование: Песочница.

Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

«Победитель злости»

Цель: В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись, не капризничай, возьми себя в руки». В большинстве случаев данный совет совершенно бессмыслен, так как запрет на проявление отрицательных эмоций вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Оборудование: Песочница.

Ход игрыПедагог. Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет — каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас «сердиться правильно», то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе подарит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее. (Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверхность песка кулаками и пр.)

Ребенок по примеру взрослого делает из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Данный процесс временно переключает ребенка, а также ребенок переносит на вылепленный шар свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чувства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все злые мысли и действия.

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая волшебное заклинание: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Малыш дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взрослого, он получает также специфическое удовольствие от разрушения. После этого ребенок руками медленно выравнивает поверхность песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней — успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». При желании ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

«Норки для мышки»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, совочек.

Ход игрыРебенок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

«Я пеку, пеку»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, набор формочек.

Ход игрыРебенок "выпекает" из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно "выпекать" и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок "угощает" пирожками маму, папу, кукол.

«Угадай на ощупь»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игрыМалыш отворачивается, а вы в это время прячете в песок игрушку. Задача ребенка найти в песку игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем поменяйтесь ролями.

«Заборчики»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, камешки.

Ход игрыМалыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка. "Волшебные отпечатки на песке" Педагог и малыш оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т.д.

«Мы создаем мир»

Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Ход игрыВзрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (Тема построений может соответствовать теме занятий в группе).

«Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»

Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, игрушечные деревья, цветы, грибы.

Ход игрыПедагог. Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай.(Ребенок закрывает глаза, педагог бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (педагог сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес.

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).

«Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели»

Ход игрыЗадание формулируется так же, как и в первом уроке. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту ребенка.

«Третий урок волшебства»: город и его жители, профессии и службы.

«Четвертый урок волшебства»: деревня и ее жители.

«Пятый урок волшебства»: космическое путешествие; встреча с инопланетянами.

Цель: развитие воображения.

Ход игрыЭтот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми.

«Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».

Ход игрыВзрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями (или закрепляет знания): «верх – низ», «право – лево», «над – под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Педагог. Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц?(Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком? (Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?

Аналогичным образом выполняются игры-задания «Идем в гости к лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т.д.

В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях жизнедеятельности тех или иных животных и растений.

«Отгадай загадку»

Цель: Развитие мышления, моторики.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.

«Угадай, что спрятано в песке»

Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

«Цветные заборчики»

Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.

Оборудование: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.

Ход игры: На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие палочки и построить заборчик синего цвета. Потом — красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

«Во саду ли, в огороде»

Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.

Оборудование: Две песочницы, игрушечные овощи и фрукты.

Ход игры: По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

«Общим словом назови и напомни»

Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.

По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д.

В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

«Путешествие в сказочный город»

Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки, набор картинок-вывесок с изображением различных предметов: шкафа, расчески, хлеба, пакета молока, пузырька с лекарствами, книг, конфет и т.д.

Ход игры: Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.
Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

«Детские секретики»

Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Оборудование: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.

Ход игры: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

«Город где мы живем»

Цель: Развитие воображения, творческого мышления, закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, какой ездит транспорт, какие работают заводы...

Оборудование: Две песочницы, миниатюрные фигурки.

Ход игры: Две группы детей строят родной город, каждая — в своей песочнице. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Команды задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

«Печем куличики»

Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка; сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки; учить "лепить" куличики, тщательно заполняя всю емкость формочки, уплотняя песок; развивать мелкую моторику рук; учить понимать и использовать в речи слова-антонимы: сухой - мокрый, много - мало песка; называть овощи (в соответствии с формочками и реальными овощами).

Оборудование: ящик для песка, просеянный и прокаленный песок, кувшин с водой или маленькая леечка, пластмассовые формочки: "помидор", "огурец" (по 2-3 формочки), помидор и огурец, два пластмассовых подноса, шишки, фартуки для вас и ребенка.

Ход игры. Для того, что бы вызвать у ребенка первоначальный интерес, расскажите малышу историю о том, как вы любили играть в песок в детстве.

В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. Затем вы говорите о том, что ребенок может поиграть с песком. Обратите внимание малыша на то, что песок прохладный и сыпучий. После этого "разогреваем" ручки, чтобы было легко шевелить пальчиками в песке. Даём малышу еловую шишку, показываем, как надо катать ее между ладонями вверх-вниз (массаж рук). Потом проверяем ладошки, просим рассказать о своих ощущениях. (Они разогрелись, стали теплыми и т. п.)

После этого предлагаем ребенку закрыть глаза или отвернуться от ящика с песком. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы (при необходимости вы помогаете назвать их, отряхнуть от песка), попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый. Затем вы продолжаете рассказ о том, как вы играли в песок, когда были маленьким, как любили приносить в баночке или кувшине воду и поливать песок, тогда он становился мокрым, и из него можно было лепить куличики.

Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". Затем мы можем предложить малышу сравнить "куличик" и настоящий овощ. Чем они похожи (формой, размером), чем отличаются (съедобный и несъедобный, твёрдый и хрупкий).

А теперь попробуем "испечь" куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет?

Игра-занятие заканчивается уборкой игрового уголка. Совместно с малышом вы моете формочки, прибираете песок, если он просыпался, моете руки, снимаете фартучки.

«Следы»

Цель: сформировать умение считать движения, звуки, предметы и обозначать количества сосчитанных объектов последним произнесенным числом.

Оборудование: музыкальный инструмент (треугольник, бубен, металлофон или колокольчик), поднос с песком.

Ход игры. Вы просите ребенка послушать и сказать, сколько раз вы ударите по треугольнику, а затем показать это количество на пальцах. Потом вы просите оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых он показывал количество услышанных ударов. После этого вы вновь ударяет по треугольнику (столько же раз), а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.

Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какой у меня музыкальный инструмент. Это треугольник (бубен, колокольчик или др.). С его помощью можно извлекать разные звуки. Я буду ударять по нему, а ты считай, сколько звуков ты услышишь. Назови, сколько ты услышал звуков, покажи на пальчиках. Держи пальчики, не опускай! А теперь окуни их в песок кончиками вниз. Я снова столько же раз ударю по треугольнику, а ты считай "следы" от пальчиков. Правильно ли ты показал?".

«Спрячь игрушки»

Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать этого количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.

Оборудование: песочный ящик, поднос, мелкие пластмассовые игрушки или природный оборудование (каштаны, орехи, ракушки).

Ход игрыВзрослый говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).

После того как ребенок отберёт нужное количество игрушек (природного оборудование), спрячет их в песке, вы предлагаете достать из песка столько игрушек (каштанов, орехов, ракушек) сколько вы попросите. Обратите внимание крохи на то, что вы будет просить достать определенное количество игрушек не словами, а хлопками, то есть хлопнете в ладоши, а ты считай мои хлопки, а потом достань из песка столько игрушек, сколько хлопков ты услышишь. Игрушки положи на поднос около себя". Игра повторяется несколько раз со сменой количества игрушек

«Сказка "Три медведя"»

Цель: учить ребенка моделировать ситуацию сказки с использованием различного природного оборудованиеа; развивать воображение; учить располагать различные оборудованиеы по всей плоскости песочного ящика; рассказывать сказку, перемещая игровые оборудованиеы по плоскости песочного ящика.

Оборудование: иллюстрации к сказке, аудиозапись сказки и магнитофон, песочный ящик, пластмассовые фигурки к сказке (набор для сказки "Три медведя"), веточки деревьев, шишки, раскрашенные в зеленый цвет, камешки, набор детской мебели.

Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Сегодня мы с тобой откроем настоящий театр, но он будет не обычный, а на песке. (Если вы были с малышом в театре, то вспомните, какое представление вы смотрели, какие были декорации, что понравилось). Сейчас мы с тобой послушаем сказку "Три медведя", а затем начнём наше представление". После прослушивания или прочтения сказки просим ребенка выложить на песке декорации леса, в котором заблудилась Машенька. "Давай вспомним, какие деревья растут в лесу (березы, елки, дубы и т. п.). Выбери из этих предметов то, что похоже на разные деревья". Если ребенок затрудняются в выборе, то вы показываете образцы различных оборудованиеов, и говорите о том, что шишки раскрашены в зеленый цвет, чтобы были похожи на елки и т.п. "Почему Машенька заблудилась в лесу? Потому что он был густым, значит, деревьев в нём должно быть очень много. Вставь веточки и шишки (основанием вниз) в мокрый песок, так у нас получится настоящий лес. А как же Машенька добралась от дома до леса? (Она шла по тропинке) Из чего же нам выложить тропинку?". Если ребенок затрудняется в выборе оборудованиеа, то вы помогаете ему, выбираете для этого камешки и прокладываете дорожку.

Далее из деталей плоскостного пластмассового театра выкладываются дом медведей, мебель, фигурки персонажей, на стол ставится посуда и т.д. Взрослый берет на себя роль рассказчика, а малыш воспроизводит монологи от имени героев сказки.

В театрализованную постановку можно играть всей семьёй. И это будет способствовать не только развитию речи, пространственной ориентировки и других навыков ребенка, но и семейному единению.

«Нарисуй картинку пальцами»

Цель. Развивать творчество, фантазию детей, умение пальцами изображать задуманное. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя в рисунке основное. Развивать мелкую моторику руки. Формировать и совершенствовать речь.

Оборудование: песочница с мокрым песком, палочки, камушки, веточки для украшения «песочных» рисунков.

Ход игры. Педагог предлагает ребятам вспомнить, на чем рисуют художники свои картины. Предлагает представить, что все мы художники по «песочным» картинам, а вместо кистей у нас - пальчики. Устраивается конкурс «песочных» картин. Педагог добивается проговаривания вслух действий детей. Украшают работы бросовым оборудованиеом. Вместе выбирают победителя. Вручается приз.

«Веселые соревнования»

Цель. Упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование: песочница (или ящик) с сухим песком, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры. Педагог предлагает детям разделиться на две команды, самостоятельно придумать названия. Воспитатель говорит, что для того, чтобы наши пальчики могли  красиво рисовать, лепить, мастерить,  их надо тренировать. Детям предлагается бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки

пальцы наперегонки.

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». В конце игры команды получают медали. Болельщикам вручают приз.

«Зверюшки на дорожках»

Цель. Учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка верблюжонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

Ход игры. Педагог показывает игрушку верблюжонка, рассказывает, что он живет в степи. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. Верблюжонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу?

Педагог с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Воспитатель берет на себя роль верблюжонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги. По окончании путешествия все друзья поют песенку друзей (по желанию детей).

«Волшебный клад»

Цель. Упражнять  в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование: песочница с мокрым песком, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-волшебница.

Ход игры. В руках педагога - кукла-волшебница из Страны Чудес. Педагог говорит, что волшебница очень любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей), она заколдовала его, спрятав там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад.

Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

«Заколдованные цифры»

Цель. Закрепить счет и цифры от 1 до 10. Развивать мелкую моторику руки. Развивать речь, память,

мышление детей. Воспитывать желание добиваться поставленной цели.

Оборудование: песочница с мокрым песком, плоскостные пластмассовые цифры от 1 до 10, изображение Феи Зла и Добра.

Ход игры. Педагог сообщает детям, что в страну Математики пробралась Фея Зла, пропали главные числа, с которых начинается счет. Детям предлагается вспомнить и назвать эти числа в прямом и обратном порядке.

Педагог показывает изображение Феи Добра, которая хочет всем помочь. На ее наряде хаотично расположены цифры. Дети вспоминают их. Всем предлагается пальчиками отыскать цифры в песке, выложить их по порядку, затем возвратить их в страну Математики. Фея Зла исчезает, Фея Добра дарит ребятам набор цифр для занятий.

«Азбука настроения»

Цель. Учить детей с помощью пальчиков изображать на песке различное настроение. Развивать творческие способности, речь, память, мышление, воображение детей. Способствовать развитию мелкой моторики руки. Создавать у детей бодрое, веселое настроение.

Оборудование: песочница с мокрым песком, фишки на каждого ребенка, серия картинок «цепочка настроения».

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки с изображением котенка в разном настроении. Дети подбирают прилагательные к изображениям (озорной, грустный, злой, веселый, хитрый). Затем педагог предлагает пальчиками на песке нарисовать настроение, соответствующее словесному описанию педагога. Например, «с утра пасмурно, нет солнца, идет сильный дождь» и т. д. За лучшие ответы и правильное изображение дети получают фишки. Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек.

Игры и упражнения для рисования песком на световом столе

«Знакомство»

Цели использования: знакомство детей с песком; снижение мышечного напряжения.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Педагог тонким равномерным слоем рассыпает песок по световому столу, проводит по нему пальцем, показывает ребенку получившуюся яркую контрастную линию и просит его самостоятельно провести несколько хаотичных линий. При знакомстве с песком можно поиграть в игры (Т.Н. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева):

поскользить ладонями и их ребрами по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.);

пройтись ладонями по уже проложенным трассам, оставляя на них свои следы;

создать отпечатками ладоней, кулаков, костяшек кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;

пройтись по песку пальцами правой и левой рук поочередно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинцами). Затем можно попросить ребенка нарисовать простые фигуры (квадратики, ромбики, кружочки), узоры; изобразить несложные предметы и явления (забор, листики, дождик, волны); написать буквы и пр.

Педагог показывает детям, что на световом столе можно рисовать кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами. Интересные изображения получаются при одновременном использовании нескольких пальцев, если рисовать симметрично двумя руками. Детали изображения прорисовываются при отсечении лишнего или насыпании песка из кулака.

«Песчаный пляж»

Цели использования: развитие тактильной чувствительности; регуляция мышечного напряжения.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Педагог предлагает ребенку представить, что он находится на берегу моря (реки): «Ты на берегу моря. Чудесный летний день, мягкий песок... Вокруг все спокойно и тихо, ты дышишь ровно и легко... Над тобой голубое небо, теплое солнце... Волны мягко подкатываются к ногам, ласково гладят их и все тело... (пауза - поглаживание ребенка). Гладят... (имя). Ты ощущаешь приятную свежесть морской воды на лице, на спине, на животе, на руках и ногах... Во всем теле чувствуется легкость, ты дышишь легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Потрогай песок - он прохладный и сыпучий. Закрой глаза, на глубоком вдохе набери в руки песок и как можно сильнее сожмми пальцы в кулак. Удерживая песок, задержи дыхание, а затем на выдохе потихоньку высыпай песок... Теперь аккуратно стряхни его с ладоней. (Упражнение повторяется.) А теперь потянись и на счет «три» открой глаза. Ты полон сил и энергии!

«Веселый - грустный - сердитый - испуганный»

Цели использования: знакомство детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и его отражению вербально и невербально; помощь в осознании переживаемых эмоций.

Форма проведения: групповая.

Детям предлагается нарисовать песком на световом столе животных, выражающих разные эмоции (радость, злость, испуг, обиду, удивление). Потом каждый из них по очереди рассказывает:

кого он нарисовал;

какое настроение у нарисованного животного;

что оно чувствует;

что с ним случилось и почему;

что можно ему посоветовать.

«Мое настроение»

Цели использования: ознакомление детей с основными эмоциями; обучение определению эмоционального состояния и отражение его вербально и невербально; помощь в осознании испытываемых эмоций.

Форма проведения: групповая.

Дополнительные материалы: зеркала в безопасной оправе, карточки-пиктограммы эмоциональных состояний.

Детям раздаются небольшие зеркала и карточки - пиктограммы эмоциональных стояний. Педагог просит их выразить на лице ту эмоцию, которую они увидели на карточке, и посмотреть на себя в зеркало. Детям нужно запомнить свое отражение в зеркале, а затем нарисовать его песком на световом столе. После рисования каждый ребенок рассказывает о своем рисунке:

  • какое настроение он изобразил;
  • в каких ситуациях (случаях) он испытывает подобные чувства;
  • что можно ему посоветовать.

«Я и мои чувства»

Цели использования: развитие мелкой моторики; формирование адекватной самооценки.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Педагог предлагает ребятам продолжить фразы:

  • Слух помогает мне...
  • Зрение помогает мне...
  • Обоняние помогает мне...
  • Осязание помогает мне...
  • Пробуя пищу на вкус, я могу...

При этом следует побуждать детей к тому, чтобы они дали как можно больше вариантов продолжения фразы.

Затем дети выбирают один из своих ответов и изображают его песком на световом столе.

Например, ребенок, сказавший, что слух помогает ему услышать звук колокольчика, рисует колокольчик.

Фразы можно перестроить, сделав акцент на возможности ребенка, например: «Я не могу хорошо видеть, но я могу... (все же я могу..)».

Можно пофантазировать с детьми на тему, как улучшить ту или иную способность получать ощущения, поощряя при этом юмористические варианты решения проблемы, например:

  • «Чтобы улучшить обоняние, надо нюхать все подряд, как это делают собаки (каждое утро нюхать букетики разных цветов; раздать всем знакомым флакончики духов и опознавать их с закрытыми глазами);
  • «Чтобы развить вкусовые рецепторы, нужно каждый день съедать что-нибудь горькое, а сразу за этим - что-нибудь сладкое (нужно чаще ходить на выставку мороженого)».

«Фотография»

Цели использования: развитие мелкой моторки и координации движений; формирование коммуникативных навыков и социальной активности.

Форма проведения: групповая, в парах.

Дети делятся на пары. Педагог предлагает им внимательно посмотреть друг на друга, запомнить внешний вид, прическу партнера и нарисовать песком на световом столе его портрет (сделать «фотографию»), а потом обсудить, насколько удачным получилось изображение.

«Разговор через стекло»

Цели использования: развитие коммуникативных навыков, воображения; развитие мелкой моторики.

Форма проведения: групповая, в парах.

Педагог инструктирует: Представьте себе, что вас и вашего друга разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо рассказать ему о каком-то предмете. Говорить запрещено, да и друг все равно вас не услышит. Попробуйте через стекло передать описание предмета. А ваш партнер должен отгадать, что это за предмет, и нарисовать его песком на столе. Встаньте друг против друга. Начинайте! 

Все остальные участники внимательно наблюдают за происходящим, не комментируя. По окончании упражнения проводится обсуждение.

«Рукавички» (модификация методики ГА. Цукерман)

Цели использования: формирование коммуникативных навыков; развитие умения договариваться друг с другом, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи.

Форма проведения: групповая, в парах.

Дети делятся на пары. Каждой из них дается задание нарисовать две рукавички так, чтобы они составили комплект. Дети могут придумать и изобразить узор на рукавичках, но сначала им надо договориться между собой об этом.

«Рисование в паре»

Цели использования: формирование коммуникативных навыков; развитие у детей умения договариваться, приходить к общему решению, убеждать, аргументировать и т. д.; формирование навыка взаимопомощи. 

Форма проведения: групповая, в парах.

Паре предлагается изобразить с помощью песка определенное время года. Для этого партнерам нужно предварительно договориться друг с другом о том, что именно они будут рисовать на световом столе. По завершении рисования детям предлагается словами передать сюжет своего рисунка.

«Моя любимая игрушка»

Цели использования: развитие умения понимать друг друга, вникать в суть полученной информации; развитие способности аргументировать свои высказывания.

Форма проведения: групповая.

С помощью считалки выбирается водящий.

Трынцы-бынцы,  бубенцы, Раззвонились удальцы. Диги-диги-диги-дон, Выходи скорее вон!

Водящий рисует песком на световом столе свою любимую игрушку, а затем описывает ее словами, не называя. Остальные дети должны догадаться, о какой игрушке идет речь. Затем водящий меняется, упражнение возобновляется.

«Сказочная страна»

Цели использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Педагог предлагает ребенку нарисовать песком на световом столе сказочную страну, а затем вместе с ним обсуждает, что это за страна:

  • какие существа ее населяют;
  • какой у них характер;
  • что они умеют делать;
  • откуда пришли в эту страну;
  • в каких взаимоотношениях находятся межу собой;
  • всем ли существам хорошо в этом мире (этой стране), и если нет, то что можно сделать,
  • чтобы им стало лучше;
  • что можно изменить;
  • какие события будут происходить в этой стране;
  • что жители будут делать дальше;
  • есть ли название у получившегося рисунка;
  • что нравится или не нравится в рисунке, что хотелось бы изменить... 

Примечание. Если ребенок испытывает затруднения при составлении истории, рекомендуется использовать метод незаконченных предложений.

«Загадки»

Цели использования: развитие познавательных процессов, воображения, мелкой моторики.

Форма проведения: групповая.

Детям предлагается отгадать предмет (животное, птицу и т. д.) по наводящим фразам. Например, загадано яблоко. О нем можно рассказать следующее:

  • это фрукт;
  • растет на дереве;
  • бывает зеленым, желтым, красным; бывает кислым и сладким;
  • можно есть его сырым, варить из него компот, повидло, печь с ним пирог.

Затем дети должны, не произнося ответ вслух, нарисовать отгадку песком на световом столе.

Вариант. Педагог косвенными фразами описывает какую-либо ситуацию, дети должны отгадать ее и нарисовать. Например, загадана ситуация - празднование Нового года: у всех на лицах улыбки;

  • слышен смех и топот ног;
  • звучит веселая музыка;
  • все держатся за руки, водят хоровод;
  • слышны залпы фейерверков;
  • детей ждут подарки;
  • чувствуется запах ели и мандаринов.

«Цветочки»

Цели использования: развитие мелкой моторики; формирование коммуникативных навыков.

Форма проведения: групповая.

С помощью считалки выбирается ребенок, который будет «пчелой»:

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сядет пчелка на цветы –

Мы рисуем, водишь ты!

Дети рисуют песком на световом столе цветы, а «пчела» должна выбрать среди них самый красивый и аккуратный рисунок. Ребенок, изображение которого окажется наиболее удачным, становится «пчелой», и игра повторяется.

 Вариант. С помощью считалки выбирается «Дед Мороз»:

Ты белый, ты яркий,

Ты в шубе, ты в шапке,

У тебя красный нос,

Значит, ты Дед Мороз!

Остальные дети рисуют на столе снежинки.

«Что это? Для чего?»

Цели использования: расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Применение этой игры зависит от изучаемой детьми в группе лексической темы. Педагог рисует песком на световом столе контурные изображения какого-либо животного, инструмент, предмет мебели, посуды, элемент одежды... Затем просит ребят назвать изображенный им предмет, описать его форму, назначение. Можно вместе придумать необычную историю, которая произошла с этим предметом.

«Во саду ли, в огороде»

Цели использования: расширение кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; развитие мышления, речи, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Дополнительные материалы: игрушечные овощи и фрукты.

По взмаху волшебной палочки песочница превращается во «фруктовый сад» или в «огород», который детям предлагается засадить разными растениями. Выполнив задание, они рассказывают, что где растет. Педагог просит их описать овощи и фрукты по форме, цвету и вкусу.

«Детские секретики»

Цели использования: обучение детей рисованию карт-схем; развитие мышления, воображения.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Дополнительные материалы: набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка. Дети вместе с педагогом чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов, а затем по данной схеме создают песочную картину. Затем кого-нибудь из них просят отвернуться, в это время взрослый прячет на различных участках картины секретики. В тех местах, где они находятся, он ставит точки. Ребенок поворачивается и отыскивает их, следуя карте-схеме.

Примечание. Игру можно усложнить: прятать секретики и отмечать на карте-схеме их местонахождение будет ребенок, а взрослый станет их отыскивать.

«Дорисуй картинку»

Цели использования: развитие воображения, мелкой моторики.

Форма проведения: индивидуальная или групповая.

Психолог рисует на световом столе с помощью песка круги, квадраты, треугольники и предлагает ребенку дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение (пуговица, руль, солнце, мяч и пр.).

 Варианты:

Педагог предлагает ребенку «обвести» песком на световом столе свою ладошку, а затем дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение; психолог (или сам ребенок) рисует на световом столе песком абстрактную фигуру, проводит линии, а затем спрашивает, на что это похоже, и предлагает дорисовать необходимые детали так, чтобы получилось законченное изображение.

Развивающие математические упражнения в песочнице

Цель упражнений: формирование элементарных математических представлений о форме, множестве предметов, числе, обьеме, пространственных и временных понятиях.

«Узор под диктовку»

(ориентирование в пространстве). Педагог дает указания, в каком углу, каком месте песочницы положить тот или иной предмет. Можно использовать природный материал.

«Что справа, слева, сверху, снизу?»

(Ориентирование в пространстве). Ребенок определяет и называет местонахождение того или иного предмета в песочнице.

«Числа и цифры»

Ребята откапывают спрятанные в песке предметы, природный материал, классифицируют их, сравнивают количество, обозначают каждую группу соответствующей цифрой.

«Кратчайший путь»

 Дети определяют маршруты в песочнице с использованием условной меры и сантиметровой линейки.

«Какая цифра спряталась?»

Пластмассовые цифры зарыты в песке не полностью. Дети должны распознать и назвать их по фрагментам.

«Лабиринты»

Одни устраивают песочные лабиринты, другие ищут выходы из них.

«Геометрическая мозаика»

Создание в песочнице узоров из геометрических фигур по образцу, по памяти, по словесными указаниями.

«Математические упражнения»

Воспитатель предлагает ребенку выложить столько ракушек, сколько у него есть, или на одну больше-меньше и т. п.

Упражнения по обучению грамоте с песком

Цель упражнений: совершенствование речевой активности: умение поддержать беседу, делится своими впечатлениями и ощущениями.

«Кто спрятался»

Найти в песке фигурки и отобрать те из них, название которых начинается на заданный звук. Придумывание предложений с этими словами.

«Написание букв, слов на песке»

(Пальцем, палочкой, «змейками» - простыми веревочками с узелком на конце).

«Веселые преобразования»

Превращаем одну букву на другую, рисуя их на песке и т.д.

«Допиши букву, слово»

Воспитатель пишет букву или слово, засыпает песком ее часть, предлагает ребенку восстановить написанное.

«Найди и назови»

Дети ищут пластмассовые буквы в песке, называют их, делят на гласные и согласные, выкладывают из них слова.

«Что скрывает песок?»

Дети находят в песке таблички со словами, прочитывают, классифицируют.

«Кто быстрее?»

Игра-соревнование проводится с детьми в парах, тройках в двух песочницах. Победитель тот, кто быстрее откопает буквы и выложит слова по образцу.

Художественно-речевая деятельность

«Кто быстрее найдет»

Найти предмет в песке и составить о нем предложения (описание, назначение и т.д.).

«Что ты чувствуешь?»

Описание детьми своих ощущений при взаимодействии с песком.

«Фантазия из песка»

Цветной песок хаотично насыпаем на бумажные тарелочки, листы бумаги. Педагог предлагает рассказать, что увидели дети.

«Сказочники Песчаной страны»

Моделирование из песка сказочных сюжетов с использованием мелких фигурок, составление и рассказывание сказок, рассказов о них.

Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики

Цель упражнений: развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

«Едут машины, санки, коньки»

Скольжения ладонями по поверхности песка зигзагообразными круговыми движениями, а также движениями в разных направлениях.

«Ловкие змейки», «Прокладываем железную дорогу»

Выполнение движений ребром ладони, прохождение по следам, проложенным ранее, параллельно им.

«Волшебные узоры»

Создание узоров, различных изображений с помощью отпечатков ладошек, кулачков, пальчиков.

«Делай, как я»

В паре с воспитателем или другим ребенком. Повторение движений рук, пальцев по песку.

«Там неизведанных дорожках ...»

Прохождение по поверхности песка пальцами, сгруппированными по два, три, четыре, пять. Педагог предлагает представить, чьи это могут быть следы.

«Море волнуется»

Шевеление руками в песке, наблюдение за тем, как меняется песчаный рельеф.

«Мина», «Сапер»

Осторожное откапывание руки товарища, стараясь не коснуться ее.

«Сюрпризы для друзей»

Изготовление тайников в песочнице, закапывание в них мелких игрушек, цветных камешков, ракушек и т.п.

Литература, источники:

1. Андрунь С. Чудеса из песка / С. Андрунь // Обруч. - 2007. - № 3. - С. 18-21.

2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия: метод. пособие для педагогов, психологов, родителей / Т. М.

3.  Ратникова Е.В., Гаврик А. В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми. СПБ.: Речь, 2013.

4.  Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПБ.: Речь, 2008.

5.  Мешавкина Т.Ф. Использование песочной психотерапии в работе с дошкольниками /Т.Ф. Мешавкина [Электронный ресурс]. - http://e-school.karelia.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» п.Малиновский»

КАРТОТЕКА РАЗВИВАЮЩИХ  ИГР

по методике Монтессори.

Подготовила:

Педагог-психолог

Кочурова А.А.

Таёжный, 2021 год

РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ПО МЕТОДИКЕ МОНТЕССОРИ

  1. «Бумажные шарики и улитки»

Игры с бумагой - также весьма полезное время провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Вполне возможно, что после такой "бумажной" игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки - кому как нравится!

  1. «Веселые прищепки»

Прищепки - это замечательный тренажер для маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке. Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.

  1. «Коробочка с тканями»

Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани; вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.

  1. "Больше и меньше"

Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками. Внимательно наблюдайте за его занятием.

  1. "Цветные дорожки":

бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно, чтобы горлышко у вазочки было поуже.

  1. «Разложим по порядку»:

высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на первых порах берите меньше бусинок.

  1. Игра c цветами

Игрушки: живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора, разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку, даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом самостоятельно.

  1. Игра "Мытье посуды"

Игрушки: средство для мытья посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего сред- ства, металлический предмет ( небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку , как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.

  1. Игра "Уборка"

Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка – развивающие игры в духе Монтессори.

  1. «Не просыпь и не пролей»:

сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

  1. «Волшебное сито»:

скажите: "В этой чашке перемешаны рис и манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе по- может сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом – рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату.