Участие в инновационной деятельности

Бархатова Ирина Анатольевна

Постоянно слежу за новинками в области образования, стараюсь идти в ногу со временем. Изучаю новые подходы к обучению, внедряю в практику, делюсь опытом с коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметный подход к урокам литературы. Прием ассоциативного мышления

   Мы живем в такое время, когда процессы всеобщей интеграции охватили все стороны жизни любого социума: экономическую, культурную, образовательную. Об интегрированном подходе к обучению все чаще говорят и в школе.

    Федеральные государственные общеобразовательные стандарты второго поколения выдвигают требование к применению в обучении метапредметного подхода, который  был разработан учёными А.В.Хуторским, Ю.В.Громыко и некоторыми другими. "Метапредметное содержание образования - это деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого предмета,"-пишет Ю.В.Громыко.[4,12]

        Метапредметный подход - это раскрытие философских понятий и категорий средствами учебного предмета на основе речемыслительной деятельности учащихся.

  Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода… 

       Одна из целей изучения литературы, обозначенных в Новых стандартах, — «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы». Однако ни для кого не секрет, что именно анализ текста вызывает у школьников  наибольшие трудности. И может быть, в немалой степени потому, что и здесь ставка делается на интеллект, на стремление разложить по полочкам пресловутые тему и идею, а разговор о форме произведения, о его художественной специфике сводится к требованию использовать те самые “теоретико-литературные знания ” — то есть перечислить так называемые “художественные средства”. Эта традиционная схема  ориентирована только на освоение поверхностного содержания текста, она отрывает содержание от формы и закрывает путь к глубине текста (особенно, если текст поэтический).  Альтернативой такому анализу  может стать обращение к эмоциональной сфере личности, к воображению, ассоциативному мышлению юного читателя.

    Как известно, Л.Выготский считал, что эффект эстетической реакции заложен не столько в логическом, сколько в эмоциональном восприятии и переживании произведения искусства. Причём это эмоциональное восприятие каждый раз складывается из сочетания каких-то двух разнонаправленных, даже противоположных эмоций, само столкновение и взаимодействие которых как раз и несёт в себе эстетическое наслаждение. Таким образом, если исходить из этой отмеченной Л.Выготским закономерности, любой анализ художественного произведения следует начинать с поиска этого источника “эстетической реакции” — двух “полюсов”, которые вызывают у нас противоположные эмоции. Это может  быть  противостояние образов, цветов, точек пространства и времени, даже звуковых рядов.

    Ещё одна очень важная особенность нашей психики, которая должна лечь в основу обучения анализу поэтического текста, — способность к ассоциативному мышлению. Чтение любого текста вызывает множество ассоциаций, позволяющих проследить движение художественной мысли автора, проникнуть в глубину текста. При этом наиболее важен особый вид ассоциаций — это ассоциации опять-таки “по эмоции”.  Понятно, что способность к ассоциациям подобного типа может быть соотнесена с работой воображения. Л.Выготский называет это явление “законом эмоциональной реальности воображения” и утверждает, что “именно этот психологический закон должен объяснить нам, почему такое сильное действие оказывают на нас художественные произведения, созданные фантазией их авторов”.[2,23]

Таким образом, залогом понимания глубокого, подчас скрытого смысла текста должно быть развитие ассоциативного мышления, богатство ассоциативного ряда, возникающего при чтении: и  чем более развито такое мышление, тем богаче и глубже воспринимается содержание текста.

    Для примера возьмём стихотворение М.Лермонтова «Утёс».

Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утёса. Одиноко
Он стоит. Задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
(1841)

    Спрашиваем у учащихся, о чём это стихотворение. Большинство ребят  попытаются пересказать “сюжет”, некоторые скажут: о природе. И лишь немногие, эмоционально восприимчивые, с развитым воображением, ответят: “об одиночестве”. Наша задача — развить это чувство слова-образа в том самом, пока ещё часто “глухом” большинстве.

  Прежде всего, предлагаем  детям назвать “действующих лиц” стихотворения. Задание лёгкое: конечно же, это “тучка” и “утёс”. Дети, несомненно, поймут, что речь здесь идёт не о природных явлениях, а  о душах и судьбах человеческих.

   Можно ли считать эти два образа теми противоположными “полюсами” текста, о которых мы говорили? На этот вопрос ответить уже труднее: и то и другое — предметы единого природного мира и в реальности никак не противостоят друг другу. Но они антонимичны в данном контексте, причём не конкретным своим значением, а теми эмоциями и ассоциациями, которые вызывают у читателя.

    Какие же это ассоциации?

 Выявление “разнополюсных” ассоциативных рядов — следующий шаг предлагаемого  алгоритма анализа.

тучка

утёс

лексическая цепочка

ассоциации

Лексическая цепочка

ассоциации

тучка

золотая (эпитет)
утром
умчалась (олицетв.)
лазурь
весело играя (олицетв.)

лёгкая, подвижная, легкомысленная, светлая
молодость,

беззаботность
солнце, чистое небо, радость бытия и т.д.

утёс-великан (эпитет)

влажный след морщина (олицетв.)
старый (эпитет)
одиноко (эпитет)
задумался (олицетв.)
плачет (олицетв.) пустыня

тяжёлый, тёмный,
неподвижный, несчастный
влага, дождь, слеза

старость, разлука, одиночество, слёзы и т.д.

     Образ тучки поначалу — в первой строфе — привлекателен. И дети, анализируя текст на элементарном уровне, обнаружат, что это ощущение намеренно создаётся автором с помощью определённых изобразительных средств. Они отметят светлую, “радостную” цветовую гамму: “золотая”, “по лазури”. Выделят и образ “утра”, ассоциативно соотносимый с образом солнца: это его лучи “золотят” тучку на фоне яркой “лазури” неба. “Утро” — это ещё и “молодость”, “утро жизни” — такая ассоциация поддерживается и сочетанием “весело играя”, и стремительным “умчалась”. Вся строфа как бы пронизана этими солнечными лучами, ощущением молодости, радости и лёгкости земного бытия, и ассоциации, ею вызываемые, такие же радостные и “лёгкие”. Образ “утёса-великана” пока противостоит лишь уменьшительно-ласковому “тучка” и никаких отрицательных эмоций не вызывает. [5,31]

   Однако вторая строфа, начинающаяся противительным союзом “но”, как раз и вводит тот самый — противоположный — эмоциональный полюс, который определяет трагическое звучание стиха.

    “Утёс-великан”, казавшийся нам молодым и счастливым от близости юной “тучки”, оказался “старым”, с “морщинами”, а главное — одиноким!

Словосочетание “влажный след”, вызывающее прямую ассоциацию “тучка — дождь — влага…”, в соотнесении с “морщиной” рождает иную, более сложную и печальную ассоциацию: “слеза — старость — одиночество — горе”. Подобный — ассоциативный — анализ художественной системы логично приведёт детей к ключевому слову “одиноко”, но и без него этот главный смысл стихотворения достаточно ясен: ту же ассоциацию полного, безнадёжного одиночества вызывают слова “и тихонько плачет он в пустыне”. Почему “тихонько”? — Да потому, что всё равно никто не услышит. И ещё потому, что настоящее горе — негромко…

    Ощущение радости и симпатии к тучке сменяется чувством жалости к старому утёсу. А оно, это великое чувство, в свою очередь рождает следующий — этически важный вопрос: а как мы теперь относимся к тучке? Всё так же любуемся ею, радуемся её радости, может быть, даже завидуем её абсолютной свободе? Или сочувствие утёсу рождает и более сложное, неоднозначное отношение к тучке? Может быть, кто-то из детей её безоговорочно осудит, а кто-то задумается о неразрешимости противоречий между юностью и старостью... У нас, педагогов, в процессе анализа поэтического текста появляется возможность поговорить с детьми о важнейших проблемах реальной жизни, о доброте и милосердии, об ответственности за тех, “кого приручили”, о сложном соотнесении понятий “свобода” и “одиночество”.

   Пустыня мира и одиночество в ней человека — вот подлинный, философский смысл стихотворения.

   Таким образом, прием ассоциативного мышления в рамках метапредметного подхода к изучению литературы осуществляет промысливание, а не запоминание важнейших понятий литературы.  Обучение превращается в процесс саморазвития для ученика и расширяет горизонт его познания. Более того, оно формирует представление об учебном предмете не как о закрытой дисциплине, в которой всем все известно, а как о науке, тесно связанной с жизнью.

   

При  создании метапредметного урока необходимо учитывать следующее:

  1. Определиться с философским понятием или категорией, которую можно соотнести с литературным художественным произведением.
  2. Определиться, какое умение будем формировать: анализ, поиск информации, обобщение, работа с текстом, составление таблицы и другие.

Список использованной литературы:

1.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. 
2. Вагина С. Г., Гливинская О. В., Михайлюк Я. В. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе. - М.,2010.

 3. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). — Минск, 2000.

4. Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших клас-сов. — М., 1998.

5. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007.

6. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).